Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
AngelBeats

История подводных лодок России

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

53
[HOTEL] AngelBeats
422 публикации
321 бой

 

kZpRD_Y9PR0.jpg

Введение.

Историю подводного кораблестроения в России принято вести от попытки постройки "потаенного судна(Рис.1)" Ефимом Никоновым. Плотник Никонов, родом из подмосковного села Покровское, подал в 1718 году челобитную царю: "...сделает он к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море, в тихое время, будет разбивать корабли, хотя б десять, или двадцать, и для пробы тому судну учинит образец..." Спустя несколько лет, в 1724 г., на Галерном дворе в присутствии Его Императорского Величества Петра I "образец" был испытан - "опускиван в воду, и при спуске у того судна повредилось дно, и затем не действовало и вынято на берег..."

 В 1728 году Адмиралтейств-коллегия распорядилась работы прекратить, а неграмотного изобретателя определить на работу по специальности на верфи в Астрахань. 

 

hdirYQuowPM.jpg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1 "Потаенное судно"

 

Несмотря на то, что в последующие сто лет не производилось строительства каких-либо подводных судов, интерес к подводному мореплаванию в русском обществе сохранялся. Свидетельством к тому служат статьи, напечатанные в журнале "Московский телеграф" за 1825 год. В № XII и XIII под рубрикой "Новые изобретения и открытия" первым номером помещен исторический обзор "Подводный корабль", подробно и со знанием дела рассказывающий о работах изобретателей подводных лодок, в том числе Фултона и Монжери. Репликой на этот обзор стала статья В.Н. Берха в XXIII номере этого же журнала "Об изобретении подводных судов в России в 1719 году", явившаяся первым печатным трудом по истории русского подводного кораблестроения. В 1827 году журнал "Славянин" публикует статью уже упоминавшегося Монжери "О подводном мореплавании и войне". Нет сомнения, что создатель первой железной подводной лодки К.А. Шильдер был знаком с этими статьями. 

В 1834 году была построена подводная лодка К.А. Шильдера. (вторая ссылка на ПЛ) Последующий период, вплоть до разработки И.Г. Бубновым совместно с М.Н. Беклемишевым в мае 1901 года проекта первой боевой русской подводной лодки "Дельфин", характерен исключительно интенсивным интересом широких слоев русского общества к созданию подводных лодок. Крымская и русско-турецкая войны вызвали к жизни огромное число предложений о создании подводных лодок. В Морское министерство и инженерное ведомство, к членам императорской семьи и другим высокопоставленным лицам обращались инженеры и ученые, офицеры армии и флота, малограмотные крестьяне и гимназисты, актеры, купцы, обыватели, российские граждане и иностранцы. Некоторые из идей, высказанных этими энтузиастами, впоследствии воплотились в реальные, ныне существующие конструкции, хотя в то время они еще не могли быть воплощены в жизнь, но больше было технически несостоятельных и просто безграмотных предложений. 

"Не можем не упомянуть еще об изобретении г. П. Зарубина, редактора "Петербургского листка", известного другими своими изобретениями. П. Зарубин заявляет, что он составил проект

подводной лодки, действующей силой, вдесятеро большей, чем сжатый воздух, что проект его выработан до мельчайших деталей на основании научных данных и математического анализа и что сила, им предлагаемая, не есть плод фантазии, а есть сила действительно существующая. 

 

Об устройстве своей лодки г. Зарубин сообщает следующее: 
"Длина лодки должна быть около 30 футов, а наибольший поперечный диаметр около восьми футов. Лодка может принять в себя от пяти до десяти человек экипажа и будет двигаться под водою по желаемому направлению и на желаемой глубине без всякого сообщения с наружным воздухом. Экипаж будет снабжаться в достаточном количестве чистым воздухом во все время действия лодки над водой. Направление лодки будет зависеть от рулевого, а предназначенная глубина будет регулироваться сама собою посредством так называемого самодействующего регулятора. Регулятор этот может быть поставлен, известным образом, на какую угодно глубину, и он будет удерживать лодку именно на этой глубине, не позволяя ей ни подниматься, ни опускаться. 
Движение подводной лодки будет совершаться известною, определенного рода силою, величина которой обратно пропорциональна тому времени, в продолжение которого она будет работать". 
...Это все, что сообщил г. Зарубин о своем изобретении".
 

("Сборник морских статей и рассказов". Ежемесячное приложение к газете "Яхта". Июнь 1878 года.)

 

xrkPTdhaJ4k.jpgВ эти годы перед изобретателями стоял целый ряд нерешенных теоретических и практических проблем, поэтому даже наиболее талантливые из них зачастую руководствовались достаточно наивными соображениями. Например, И.Ф. Александровский корпус лодки выполнил в виде треугольника с круглым основанием, исходя из формы тела рыб с острой спинкой. Тем не менее, именно в этот период были построены первые подводные лодки. Идя трудным путем проб и ошибок, русские изобретатели к началу XX века накопили необходимый опыт для создания боевых подводных лодок, первой из которых стала подводная лодка "Дельфин". (Рис.2) 

 

 

 

 

 

 

Рис.2 "Дельфин"

Начало истории подводного флота Российской Империи.

В самом конце XIX века командование военно-морским флотом и высшее руководство России пришли к выводу о необходимости введения подводных лодок в состав военно-морских сил. Перед управлением кораблестроения стал вопрос покупать подводные лодки за границей или создавать подводный флот собственными силами. Вопрос был не праздным, т.к. к этому времени в США достигли первых успехов фирмы Голланда и Лэка, во Франции было построено изобретателями Губэ, Зеде и Ромацотти несколько подводных лодок, строились первые итальянские подводные лодки. Россия же на первый взгляд не обладала опытными специалистами в этой области. 

В конце XIX - начале XX в. наиболее успешные работы по созданию подводных лодок велись в США под руководством Джона Голланда. В 1900 г. состоялись переговоры о возможности постройки фирмой Holland Torpedo Boat Co. подводных лодок для России. Однако поставленное Голландом условие - купить не менее 10 кораблей оказалось неприемлемым. Сделка не состоялась. 

По предложению главного инспектора кораблестроения Н.Е. Кутейникова началось проектирование подводных лодок собственными силами. 

Свои услуги по разработке проекта подводной лодки предложили: 

- по кораблестроению - старший помощник судостроителя Бубнов; 
- по механике - помощник старшего инженер-механика Горюнов; 
- по электротехнике - лейтенант Беклемишев. 

 

Боевые подводные лодки отечественных проектов: 
"Акула" 
"Дельфин" 
"Минога" 
"Краб" 
"Почтовый" 
Тип "Барс" 
Тип "Касатка" 
Тип "Морж" 


Им разрешили устроиться в Опытном судостроительном бассейне, где ими и был разработан проект "миноносца №113" - таково было первое название подводной лодки "Дельфин" (класс подводных лодок в российском флоте еще не существовал). 3 мая 1901 года комиссия в вышеназванном составе представила главному инспектору кораблестроения разработанный ими проект. В июле 1901 г. Балтийскому заводу в Санкт-Петербурге был выдан заказ на постройку "миноносца № 113". Конструкторскому бюро Балтийского завода было поручено также составление рабочих чертежей. Боевая подводная лодка “Дельфин" была построена в 1904 г. на Балтийском заводе в Петербурге по проекту выдающегося ученого-кораблестроителя И.Г. Бубнова в соавторстве с капитаном 1-го ранга М.Н. Беклемишевым и инженер-механиком И.С. Горюновым.  В качестве двигателей на ней были установлены бензиновый мотор и электродвигатель, который мог работать в режиме генератора. “Дельфин” по своим тактико-техническим характеристикам превосходил подводную лодку, построенную в то же время в США фирмой "Фултон" под руководством инженера Голланда. “Дельфин” имел водоизмещение 113/135,5 т при главных размерениях 25,9 х 3,4 х3,0 м и мог погружаться на глубину 55 м. Бензиновый двигатель обеспечивал ему скорость надводного хода 9,0 узла и дальность плавания 243 мили. Скорость подводного хода, развиваемая электромотором, была около 4,5 узла при дальности плавания 28 миль. На вооружении подводная лодка имела два торпедных аппарата Джевецкого с двумя торпедами калибра 450 мм .Начался заключительный период первого этапа создания российского подводного флота, продолжавшийся до 1917 года. В этот период в состав русского флота было введено 73 подводных лодки, еще 4 остались недостроенными. По отечественным проектам в этот период было построено 34 подводных лодки: 

32 - по проектам И.Г. Бубнова;

1 - по проекту М.Н. Налетова ("Краб"); 

1 - по проекту С.К. Джевецкого ("Почтовый"). 


akNgO1uYWNg.jpg

Подлинный чертеж "Дельфин"

Spoiler ТТХ подводных лодок построенных в России и купленных из-за границы в период с 1902 -1917 

 

 

 

 

 

Подлодки в массы, первый боевой опыт.

В марте 1906 г. были внесены изменения в официальную классификацию кораблей Императорского Российского флота от 1891 г. В нее включены как корабли 3-4 ранга, подводные лодки, ранее проходившие как миноносцы.

Именно с того момента ведут летоисчисление подводные силы России, отметившие 19 марта свое 95-летие.

27 марта того же года Государственным Советом было утверждено предложение о создании отряда подводного плавания, ставшего первым соединением подводного флота России. Звание «офицер подводного плавания» приказом Главного Морского Штаба было присвоено 68 офицерам, сдавшим специальный экзамен. Впоследствии, офицер после окончания Морского корпуса получал эту квалификацию по завершении 10-месячного обучения, матрос - после 4-месячных курсов.

К 1908 г., когда количество подводных лодок выросло до 30, стало появляться понимание специфики подводного плавания. В официальном докладе Морского ведомства на международном судоходном конгрессе отмечалось: «Если в надводном флоте очень желательны спокойные, хладнокровные люди, то в подводном они необходимы: на надводных судах много посредственных и даже плохих командиров плавали всю свою жизнь, и весь вред от их неумелого управления и неуверенности выражался в поломанных шлюпках и порванных снастях; на подводной же лодке плохому командиру, может быть, в первый же раз придется ценой своей жизни уплатить за ошибку».

К концу 1913 г. подводные лодки Российского Императорского Флота имели следующую организационную структуру:

Балтика - бригада ПЛ двухдивизионного состава из 8 подводных лодок, двух транспортов и двух миноносцев с базированием в Ревеле (ныне Таллин), учебный отряд в составе 3 подводных лодок и транспорта в Либаве (ныне Лиепая);

Черное море - отдельный дивизион из 4 лодок в Севастополе; Тихий океан - отдельный отряд из 12 лодок

В начале 1-й мировой войны подводные силы Балтийского флота состояли из бригады подводных лодок (восемь кораблей) и учебного отряда подводного плавания (три корабля), в состав которых входили в основном устаревшие лодки. 

В 1915-1916 гг. в состав Балтийского флота вступили семь подводных лодок типа “Барс” (“Барс”, “Вепрь”, “Волк”, “Львица”, “Пантера”, “Рысь” и “Тигр”) и пять - типа АГ (АГ-11, АГ-12, АГ-14, АГ-15, АГ-16), купленных в Америке и собранных в России. Кроме того, союзная Англия направила в Балтийское море десять (две погибли при переходе) подводных лодок типов Е и С (Е-1, Е-8, Е-9, Е-18, Е-19, С-26, С-27, С-32) вместе с плавбазой “Амстердам”. 

 

F6RUH3h8kos.jpg

Подводная лодка "Барс"



Вскоре бригада была переформирована в дивизию подводных лодок. К началу 1917 г. в ее состав входили семь дивизионов по 4-5 кораблей в каждом, не считая английских подводных лодок. Первые три дивизиона были полностью укомплектованы подводными лодками типа “Барс”, четвертый - подводными лодками типа АГ. Всего дивизия насчитывала в своем составе около 40 подводных лодок, а также плавбазу "Тосна". 

Таким образом, впервые как род сил ВМФ подводные лодки заявили о себе в период 1-й мировой войны. К ее окончанию русские подводные силы имели вполне сложившуюся организацию и тактику боевого использования. 

Для уничтожения германских и турецких кораблей и транспортов русские подводные лодки активно применяли торпедное оружие и несколько реже - артиллерию. В основном использовался прицельный метод стрельбы одиночной торпедой. Первой подводной лодкой, успешно применившей залповый метод торпедной стрельбы, был “Гепард”. 10 августа 1915 г. у западного побережья о. Эзель он атаковал немецкий крейсер “Любек”, шедший в охранении пяти миноносцев, и добился его поражения одной из пяти торпед, выпущенных с интервалом в несколько секунд. Экипаж “Гепарда”, погрузившегося после атаки на глубину 20 метров, слышал сильный взрыв. 

30 апреля 1915 г. подводная лодка “Дракон” (командир-лейтенант Н. Ильинский) обнаружила немецкий крейсер, шедший в охранении миноносцев. Лодка была обнаружена противником и подверглась артиллерийскому обстрелу и преследованию кораблями охранения. Несмотря на это, командир “Дракона”, искусно уклоняясь от огня, лег на курс сближения для атаки главной цели. Заняв позицию, выгодную для залпа, командир выстрелил торпедой по крейсеру и ушел на глубину 20 метров. Все в лодке явственно услышали взрыв. Через некоторое время, всплыв на перископную глубину, Ильинский обнаружил другой крейсер, атаковал его и вынудил спешно покинуть данный район. 

Действия русских подводников заставили противника ввести систему конвоев, в состав которых обычно включалось 12-14 транспортов, а в качестве кораблей охранения использовались вспомогательные крейсера, миноносцы и вооруженные траулеры. Хотя противолодочное охранение всегда было круговым, командиры подводных лодок и в этих сложных условиях добивались отменных результатов. Например, подводная лодка “Волк” (командир - старший лейтенант И. Мессер), действуя в районе Норчепингской бухты, потопил 17 мая 1916 г. три немецких транспорта общим тоннажем 8800 . 

Отважные русские подводники только в кампанию 1915 г. совершили 78 военных походов, уничтожили два крейсера и 16 транспортов противника, а за два года войны общий тоннаж потопленных ими боевых кораблей и транспортов составил более 105 тыс. т. 

Оценивая боевую деятельность русских подлодок в годы 1-й мировой войны, нужно учитывать, что подводный флот делал тогда лишь первые шаги, но даже и они были многообещающими. 

Благодаря усиленной деятельности Морского Главного штаба и работе судостроительной промышленности России к 1917 г. в состав ВМС было введено 73 подводных лодки. Значительная часть их приняла участие в Первой мировой войне. Во время боевых действий на Балтике и Черном море погибли 7 русских подводных лодок.

 

Тем не менее опыт Первой мировой войны показал — субмарины становятся серьезной боевой силой

Достижения и победы  ПЛ в первую мировую.

Spoiler

 

 

 

 

ачиная с 1918 года, в русском подводном кораблестроении наступила пауза, продолжавшаяся до 1926 года"

После окончания гражданской войны состояние подводных сил Советской России было катастрофическим. Строительство советского подводного флота началось с восстановления кораблей, сохранившихся от царского флота после гражданской войны и после преодоления последствий разрухи.

Для проектирования подводных лодок организовано техническое бюро # 4, вместо расформированного в 1924 г. «Подпла». Возглавил бюро Борис Малинин, по его проектам построено 119 советских довоенных ПЛ.

Первый советский проект, большие торпедные лодки. 

 

Создание подводного флота в советский период началось, со строительства первых шести подводных лодок типа “Декабрист”, включенных в первую программу военного кораблестроения 1926/27-1931/32 гг.. “Декабрист” (Д-1) проектировали в конструкторском бюро, которое тогда возглавлял талантливый конструктор Б.М. Малинин - ученик видных корабельных инженеров К.П. Боклевского и И.Г. Бубнова. В создании ее принимали также участие выдающиеся ученые-кораблестроители А.Н. Крылов, П.Ф. Папкович и Ю.А. Шиманский. 

6QQncgjIO0c.jpg

Декабрист серия 1


Подводные лодки типа “Декабрист” в отличие от дореволюционных “Барсов”, на смену которым они пришли, были двухкорпусными, как и все последующие типы советских лодок. Их тактико-технические характеристики не отличались от мировых стандартов того времени. При водоизмещении 941/1288 т они имели главные размерения 76,6 х 6,4 х 3,81 м. Дизель-электрическая энергетическая установка мощностью 2200/1050 л.с. позволяла развивать скорость 14/9 узлов, а дальность плавания составляла 3440/135 миль. На вооружении этот тип лодок имел восемь торпедных аппаратов (шесть носовых и два кормовых) калибра 533 мм, одно 100-мм и одно 45-мм орудия. Экипаж составлял 53 человека. Подводные лодки типа “Декабрист” вступили в строй в 1930-1931 гг. В 1933 г. отечественная судостроительная промышленность поставила флоту и подводные корабли II серии типа Л (“Ленинец"). Помимо мощного торпедного вооружения, они имели специальные трубы для постановки якорных мин заграждения, став первыми подводными минными заградителями советской постройки. Их тактико-технические характеристики были близки к подводным лодкам типа “Декабрист”, за исключением дальности плавания в надводном положении (7-11 тыс. миль). В 1933 г. на вооружение флотов начали также поступать подводные лодки типа Щ (“Щука"), а к 1941 г. их было уже 84 единицы. “Щуки” строились и сдавались сериями - 1933г.-III серия (4 ед.), 1933-1934 гг. - V серия (12 ед.), 1934-1935гг. V-бис-1-я серия (14 ед.), 1935-1936 гг. - V-бис-2-я серия (13 ед.), 1936-1939 гг. - Х серия (32 ед.) и 1941 г. - Х-бис серия (9 ед.). Их проект был разработан в конструкторском бюро, которым руководил Б.М. Малинин. Тактико-технические характеристики подводных лодок этого типа незначительно изменялись от серии к серии в сторону увеличения мощности дизелей и некоторого уменьшения дальности плавания, а также увеличения скорости подводного хода. Вооружение (четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата, два 45-мм орудия) оставалось неизменным. Последняя серия лодок типа Щ имела водоизмещение 584/700 т при главных размерениях 58,8 х 6,4 х 4,0 м, мощность энергетической установки 1600/800 л.с., скорость 14/8 узлов и дальность плавания 4500/100 миль. 

Самыми многочисленными подводными лодками в ВМФ были лодки типа М - “Малютка” VI и VI-бис серий, - которые строились под руководством конструкторов А.Н. Асафьева и П.И. Сердюка. Они начали строиться с 1934 г. На смену им в 1940 г. пришли подводные лодки типа М (“малая” XII и XV серий). Последние лодки XV серии вступили в строй в 1944 г. Их водоизмещение увеличилось по сравнению с “малютками” почти вдвое и составило 283/350 т, что позволило установить четыре торпедных аппарата вместо двух, как это было на первых сериях. Мощность энергетической установки была доведена до 920/960 л.с., а скорость увеличена до 15,5/9 узлов при дальности плавания 3000/85 миль

EZDlcrVCP54.jpg

Малютка серии IV



Оставив прошедшее на совести политиков, откровенно скажем, что в предвоенном строительстве подводных лодок и других кораблей наша страна сотрудничала с Германией. Дизели для подводных лодок типа “Декабрист” поставлялись из Берлина. Германские инженеры оказывали нам техническую помощь при проектировании и строительстве подводных лодок типа С (“средняя"), которые строились с 1936 г. и в течение всей войны. Две серии этих лодок (IX и IХ-бис) насчитывали 34 единицы. В создании подводных лодок типа С активное участие принимал инженер-контр-адмирал В. Ф. Критский. Водоизмещение этих лодок составляло 837/1073 т при главных размерениях 77,7 х 6,4 х 4,0 м., мощность энергетической установки - 4000/II00 л.с.; лодка могла развивать скорость до 19,5/9,0 узла при дальности плавания 8200/135 миль. В состав вооружения входили четыре носовых и два кормовых торпедных аппарата и одно 100-мм орудие. 

Особого внимания заслуживает наша прославленная подводная лодка типа К (“крейсерская"). Разработка ее проекта закончилась к 1935 г. Главным конструктором и строителем этой лодки был М.А. Рудницкий - руководитель отдела подводного плавания в Научно-исследовательском институте военного кораблестроения (НИИВК ВМС РККА). 

Подводная лодка, созданная Рудницким, по своим тактико-техническим характеристикам была прообразом наших будущих океанских лодок, построенных после войны. На этом подводном корабле было внедрено много технических новинок: автоматическое дистанционное управление системой всплытия и погружения, мощная радиостанция, позволявшая держать устойчивую связь в надводном положении из самых удаленных районов океана. В 1939 г. в приемном акте головной подводной лодки К-1 государственная комиссия записала: “Подводная лодка находится на современном техническом уровне и по своим тактическим элементам значительно превосходит зарубежные лодки подобного типа, в особенности по вооружению и скоростям"

Действительно, ее вооружение состояло из десяти торпедных аппаратов (шесть носовых и четыре кормовых), двух 100-мм и двух 45-мм орудий, а также двух пулеметов. Она могла принимать на борт 20 мин. Скорость, как в надводном, так и в подводном положении была необычайно высока - 21,1/10,3 узла, а дальность плавания поистине соответствовала подводному крейсеру - 14040/176 миль. При водоизмещении 1487/2102 т подлодка К-1 имела главные размерения 97,7 х 7,4 х 4,1 м и экипаж 62 человека. К-1 вступила в строй 16 декабря 1939 г. и 6 августа 1940 г. вошла в состав Северного флота. 

В 1936 году судостроительные заводы дали самое большое количество средних и больших подводных лодок. Флаги поднимали не отдельные корабли, а сразу целые бригады новых подводных лодок.

 

Время Второй Мировой

 

В боевых действиях против Германии принимали участие 170 подлодок ВМФ СССР из 267 находившихся в разной степени боевой и технической готовности. Погибла 81 подводная лодка (из них 39 подорвались на вражеских минах). 8 подлодок были взорваны самими экипажами в начале войны, ещё 8 выведены из боевого состава по технической устарелости.

Spoiler  Классификация, обозначения.

В ходе Великой Отечественной войны наши подводные лодки, прорываясь через минные тюля и сетевые заграждения, выстрелами извещали о числе потопленных кораблей противника, а их экипажам на берегу готовили обед с соответствующим количеством зажаренных поросят. Так рождались новые флотские традиции. Знаменательным событием в истории наших подводных сил стал приказ народного комиссара ВМФ СССР адмирала Николая Герасимовича Кузнецова № 170 от 12 июля 1942 г. об установлении “Нагрудного знака командира подводной лодки”. Тем самым было восстановлено ношение специального нагрудного знака для офицеров подводного плавания военно-морского флота, введенное приказом по морскому ведомству в 1909 г.. Новый знак - изящная серебряная командирская “лодочка” с рубиновой звездой под рубкой, привинченная над правым карманом кителя отличившихся в боях с фашистами командиров подводных лодок, - стал знаком их профессионального отличия, предметом особой гордости, свидетельством высочайшего воинского мастерства офицера, которому было доверено командовать советской подводной лодкой. 

Родина высоко оценила героические подвиги, совершенные в годы Великой Отечественной войны экипажами наших подводных кораблей. Двадцать три подводные лодки были награждены орденами Красного Знамени, двенадцать стали Гвардейскими, четыре подводные лодки Северного флота (Д-3, С-56, Щ-402, М-172) стали Гвардейскими и Краснознаменными. Тысячи подводников удостоились высоких государственных наград, а двадцать храбрейших стали Героями Советского Союза. 

Итогом их боевой деятельности было потопление около 100 боевых кораблей противника, более 300 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона брутто-регистровых тонн.

 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53
[HOTEL] AngelBeats
422 публикации
321 бой

Послевоенное время, первое поколение.

Первый послевоенный период строительства подводных лодок в нашей стране характеризуется созданием подводных кораблей с усовершенствованными тактико-техническими характеристиками (по сравнению с подводными лодками периода Великой Отечественной войны). Увеличиваются автономность плавания, глубина погружения, надводная и подводная скорости, количество торпедных аппаратов и, конечно, водоизмещение. Но энергетическая установка по-прежнему остается дизель-электрической. Проводились также эксперименты по созданию подводных лодок с единым двигателем, была построена опытная подводная лодка с этим видом энергетической установки, но дальнейшего развития это направление в энергетике подводных лодок не получило. 

 

В этот период строились подводные лодки двух главных видов - морские и океанские (с повышенной автономностью плавания). Океанские подводные лодки совершали плавания не только в морях, прилегающих к побережью страны, но и в самые отдаленные акватории Мирового океана. Однако основным недостатком даже новых океанских подводных лодок оставались их неспособность длительно находиться в подводном положении и маневрировать на больших скоростях, а также необходимость часто и подолгу находиться для зарядки аккумуляторной батареи и пополнения запаса воздуха высокого давления под РДП (устройством, обеспечивающим работу дизелей под водой) либо в надводном положении. 

 

Историкам, психологам, аналитикам ещё предстоит объяснить, почему в двадцатом веке российский флот устремился в подводное пространство и там, в виде великой подводной армады, обрел своё главное морское могущество — небывалое за триста лет отечественного военного мореплавания. Ни одна морская держава не имела такого подводного флота, какой был у СССР в годы Холодной войны, — ни по количеству кораблей, ни по скорости хода, ни по глубине погружения, ни по выносливости экипажей. Можно сколько угодно осуждать советский флот за его «агрессивность», но не надо забывать, что у каждого времени есть своя военная логика. И в логике противостояния с мировыми морскими державами сильный океанский ракетно-ядерный флот был для СССР исторически необходим. Именно с его помощью был достигнут стратегический паритет между противостоявшими военно-политическими блоками. Он и теперь после многолетнего варварского «реформирования» остаётся вторым флотом мира по своей ударной ракетно-ядерной мощи. 

 

Примерно с середины 50-х годов в нашей стране было положено начало новому этапу в развитии ВМФ-созданию океанского ракетно-ядерного флота, и, прежде всего строительству атомных торпедных, а затем ракетных подводных лодок и морских ракетно-ядерных систем стратегического назначения. Со временем в строительстве подводных судов определились два основных направления. 

Во-первых, это стратегические подводные лодки, предназначенные для нанесения ракетно-ядерных ударов по важнейшим военно-экономическим объектам противника. Такие лодки вооружались баллистическими или крылатыми ракетами дальнего действия класса “корабль-земля” с ядерными боеголовками и торпедами для самообороны. 

 

Во-вторых, это так называемые многоцелевые подводные лодки, предназначенные для борьбы с атомными подводными ракетоносцами, надводными кораблями и транспортами противника, а также для несения разведки и дозорной службы. Многоцелевые подводные лодки объединяют под одним названием многие типы лодок, вооруженных ракетами класса “корабль-корабль”, торпедами и ракето-торпедами. Через трубы торпедных аппаратов они также могут производить постановку мин. 


С появлением атомных энергетических установок подводные лодки стали действительно подводными, а не “ныряющими”, какими, по существу, они были ранее. Запас энергии теперь позволяет подводному кораблю плавать под водой длительное время и всплывать под перископ лишь для того, чтобы уточнить свое место в океане по солнцу или звездам, по космическим или радионавигационным системам. 

Первое послевоенное поколение советских дизельных подводных лодок представлено массовыми проектами 611613 и А615 (единственная в мире серийная ПЛ, оснащённая воздухонезависимой дизельной установкой подводного хода), а также одной экспериментальной ПЛ С-99 проекта 617, у которой обычная дизель-электрическая схема энергоустановки была дополнена воздухонезависимой парогазовой турбиной. Часть лодок 611 проекта была переоборудована в носителей баллистических ракет (пр. АВ611), а часть лодок 613 проекта — в носителей крылатых ракет 

oQTiv56CVfY.jpg


Первая Атомная подводная лодка

Изначально в подводном судостроении одной из наиболее важных проблем было увеличение времени нахождения под водой и увеличение скорости подводного хода, как наиболее важных характеристик субмарин. Прогрессу в этой области мешало несовершенство энергетических установок, а в частности — их малая мощность и зависимость времени нахождения под водой от содержания кислорода в воздухе внутри лодки. Сперва эти проблемы решались повышением мощности электромоторов, ёмкости аккумуляторов, увеличением запаса сжиженного кислорода, воздуха высокого давления, регенеративных патронов. Во время Второй мировой войны в Германии впервые стало серийно применяться устройство для работы дизелей под водой —шноркель (прибор РДП) и парогазотурбинная энергетическая установка системы Вальтера. В послевоенное время в США и СССР, а затем и в других странах появилась атомная энергетика, начав новый этап развития подводного флота. Однако, создание мобильного компактного реактора заняло более 10 лет и потребовало значительных усилий.

 

Первая подводные лодка с атомными реакторами на борту появилась  в СССР в 1958 году — К-3 «Ленинский комсомол».


G_N6w31QNOE.jpg

 

Spoiler История строительства

 

 

Второе поколение.

 

СССР: в 1967—1974 годах построили 34 АПЛ проекта 667А «Навага» каждая с 16-ю баллистическими ракетами Р-27 с дальностью стрельбы 2400 км. Дальнейшим развитием проекта стали 18 подводных лодок проекта 667Б "Мурена"с 12 ракетами Р-29 с дальностью стрельбы 7800 км, 4 ПЛ проекта 667БД "Мурена-М" с 16 ракетами Р-29Д с дальностью стрельбы 9100 км, 14 ПЛ проекта 667БДР "Кальмар" с 16 ракетами Р-29Р с дальностью стрельбы 9000 км при моноблочной головной части либо 6500 км с разделяющейся головной частью (с 3 или с 7 блоками), 7 ПЛ проекта 667 БДРМ "Дельфин" с 16 ракетами Р-29РМ и последующих модификаций с дальностью стрельбы 8300 км и более. Во время развития проекта конструкция корабля и его энергоустановка существенных изменений не претерпевали, основное внимание уделялось совершенствованию ракетного комплекса, снижению шумности, улучшению радиоэлектронного вооружения. В результате РПКСН проекта 667БДРМ по многим показателям приблизился к АПЛ третьего поколения. АПЛ проекта 667А претерпели множество модификаций: 1 ПЛ была модернизирована по проекту 667АМ "Навага-М" и вооружена ракетным комплексом Д-11 с 12 твёрдотопливными баллистическими ракетами, другие ПЛ переоборудованы в многоцелевые ПЛ, ПЛ со стратегическими крылатыми ракетами, ПЛ-носители сверхмалых ПЛ и др. . ПЛ с крылатыми ракетами получили возможность их запуска из подводного положения. Это 11 ПЛ проекта 670 "Скат" с 8 КР "Аметист" с дальностью стрельбы 80 км, 1 ПЛ проекта 661 "Анчар" с 10 кр "Аметист", 6 ПЛ проекта 670М "Чайка" ("Скат-М") с 8 КР "Малахит" с дальностью стрельбы 120 км; переделанные из ПЛАРБ проекта 667А 3 ПЛ проекта 667АТ "Груша" и 1 ПЛ проекта 667М "Андромеда". Многоцелевые подлодки: 15 ПЛ проекта 671 "Ёрш", 7 ПЛ проекта 671РТ "Сёмга", 26 ПЛ проекта 671РТМ(К) "Щука", 7 ПЛ с жидкометаллическим реактором проектов 705 (4 единицы) и 705К "Лира" (3 единицы). Корпуса ПЛ проектов 661, 705, 705К были изготовлены из титана

800px-Delta_class_nuclear-powered_ballis

Подводные лодки проекта 667Б «Мурена»

Spoiler Полное описание:

 

 

 

 

 

Третье поколение.

В начале 1980-х появились лодки третьего поколения. Они отличались существенно большим водоизмещением и наличием более совершенного вооружения. На этих лодках впервые установили радиоэлектронное вооружение.

Typhoon3.jpg

ТРПКСН проекта 941 «Акула»

 

Spoiler Полное описание:

 

 

Четвертое поколение.

Spoiler

Проектирование подводных лодок четвёртого поколения было начато в 1977 г. При этом подводные лодки классов ПЛАТМПЛАТРК и ПЛАРК должны были быть заменены лодками единого класса многоцелевых подводных лодок. ПЛ «Марс» практически соответствовала требованиям, предъявляемым к лодкам 4-го поколения, но в связи с развалом СССР работы были приостановлены (строительство К-123 «Марс» не было завершено) и первые проекты появились только через десятилетие. В 1993 году был заложен «Северодвинск», головной корабль проекта 855 «Ясень», в 1996 — ракетный подводный крейсер стратегического назначения «Юрий Долгорукий» проекта 955 «Борей». Однако, вследствие экономического кризиса финансирование было сокращено, что привело к заморозке строительства. Только после 2003—2005 увеличение объёма расходов позволило возобновить строительство, причём оба проекта переделывались с учётом изменения вооружения и оборудования. При строительстве корпуса ПЛ проекта 955 были задействованы имевшиеся заделы корпусных конструкций ПЛ проектов 971 и 949А.

799px-K-535_Yuri_Dolgorukiy_at_sea_trial

«Юрий Долгорукий»

Spoiler Полное описание:

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53
[HOTEL] AngelBeats
422 публикации
321 бой
 

Подводный флот в действующее время.

 

В составе четырех флотов ВМФ России (за исключением Каспийской флотилии) сейчас в общей сложности служат 76 подводных лодок разных типов. В строю и в резерве находятся ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (РПКСН), атомные многоцелевые подводные лодки, дизельные субмарины, а также некоторое количество атомных и дизельных субмарин специального назначения.

oCR0vZkRh14.jpg


 

Spoiler Ракетные крейсера стратегического назначения:

 

Задачи уничтожения различных надводных, подводных и береговых целей возлагаются на многоцелевые атомные подводные лодки, вооруженные крылатыми ракетами и торпедами. Самыми массовыми АПЛ этого класса являются субмарины проекта 971 «Щука-Б». ВМФ России располагает 11 подлодками этого типа, распределенными между Северным и Тихоокеанским флотом. Пять субмарин «Щука-Б» служат в составе Тихоокеанского флота, шесть числятся в составе Северного. На данный момент пять подлодок проекта 971 находятся на ремонте или готовятся к нему. К настоящему времени ВМФ лишился трех подводных лодок этого типа. Лодка К-284 «Акула» с 2002 года находится в отстое, К-480 «Ак Барс» в конце прошлого десятилетия была передана на утилизацию, а разборка К-263 «Барнаул» стартовала в прошлом году.

Отдельного рассмотрения стоит судьба лодки К-152 «Нерпа». Она была заложена в 1991 году для отечественного флота, однако финансовые трудности привели к срыву всех сроков выполнения работ. В 2004 году был подписан контракт, в соответствии с которым субмарину планировалось достроить и передать ВМС Индии. После ряда трудностей все работы завершились, и в январе 2012 года подлодка была принята заказчиком.

Вторыми по численности многоцелевыми АПЛ в военно-морском флоте России являются подлодки проекта 949А «Антей». На Тихоокеанском и Северном флотах служат 5 и 3 подлодки этого типа соответственно. Изначально планировалось, что ВМФ получит 18 таких субмарин, но финансовые возможности флота позволили построить только 11. К настоящему времени из строя выбыли три лодки проекта «Антей». В августе 2000 года трагически погибла субмарина К-141 «Курск», а с конца двухтысячных годов ведутся работы по утилизации подлодок К-148 «Краснодар» и К-173 «Красноярск». Из оставшихся подлодок четыре в настоящее время проходят ремонт.

С конца семидесятых и до начала девяностых годов были построены четыре подлодки проектов 945 «Барракуда» и 945А «Кондор». По проекту 945 строились корабли Б-239 «Карп» и Б-276 «Кострома», по пр. 945А – Б-534 «Нижний Новгород» и Б-336 «Псков». Все эти субмарины числятся в составе Северного флота. В прошлом году начались работы по ремонту и модернизации подлодки «Карп». После нее ремонт пройдет «Кострома». «Псков» и «Нижний Новгород» продолжают службу.

До сих пор в составе Северного флота остаются четыре многоцелевые АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Две субмарины, Б-414 «Даниил Московский» и Б-338 «Петрозаводск» продолжают службу, а две другие, Б-138 «Обнинск» и Б-448 «Тамбов» находятся на ремонте. В соответствии с нынешними планами, все имеющиеся в составе флота «Щуки» в обозримом будущем закончат свою службу. Ранее сообщалось, что все они будут списаны к концу 2015 года. На смену им придут многоцелевые подлодки новых типов.

17 июня 2014 года состоялась торжественная церемония поднятия флага на подлодке К-560 «Северодвинск», головном и пока единственном корабле проекта 885 «Ясень». Первый «Ясень» был заложен в конце 1993 года и спущен на воду только в 2010-м. До 2020 года предполагается построить 8 подводных лодок типа «Ясень», имеющих ракетное вооружение. Ввиду больших сроков строительства головной подлодки все прочие субмарины серии будут строиться по обновленному проекту 885М. В настоящее время на стапелях предприятия «Севмаш» находятся три подлодки нового типа: «Казань», «Новосибирск» и «Красноярск».

 

Spoiler Не атомные подлодки:

 

С начала восьмидесятых годов несколько отечественных судостроительных заводов занимались серийным производством дизель-электрических подлодок проекта 877 «Палтус». В течение последних десятилетий было создано несколько версий этого проекта, благодаря чему «Палтусы» разных модификаций стали самыми массовыми подводными лодками в ВМФ России.

Балтийский флот располагает двумя ДПЛЭ проекта «Палтус»: Б-227 «Выборг» и Б-806 «Дмитров» (пр. 877ЭКМ). В составе Черноморского флота имеется только одна лодка проекта 877В – Б-871 «Алроса». Вторая по численности группировка «Палтусов» имеется у Северного флота – пять ДЭПЛ проекта 877 и одна проекта 877ЛПМБ. Наконец, на базах Тихоокеанского флота служат восемь ДЭПЛ проекта 877 «Палтус».

Дальнейшим развитием проекта 877 является проект 636 «Варшавянка» и его версии. 22 августа 2014 года в боевой состав Черноморского флота была принята головная субмарина проекта 636.3 – Б-261 «Новороссийск». До конца десятилетия Черноморский флот получит еще пять подлодок этого типа. Две из них, Б-237 «Ростов-на-Дону» и Б-262 «Старый Оскол», уже спущены на воду.

До недавнего времени большие надежды возлагались на ДЭПЛ проекта 677 «Лада», являющиеся дальнейшим развитием «Палтусов». Ранее имелись планы на строительство серии из нескольких лодок проекта 677, однако испытания головного корабля заставили внести в них серьезные коррективы. В результате первая подлодка проекта, Б-585 «Санкт-Петербург» находится в опытной эксплуатации Северным флотом. Два серийных корабля проекта 677 находятся на стадии строительства. В связи с проблемами головной субмарины строительство серийных на некоторое время приостанавливалось.

 

Помимо боевых подводных лодок в составе военно-морского флота России имеется некоторое количество специальных субмарин и подводных аппаратов, предназначенных для выполнения специфических задач разного рода. К примеру, в составе Балтийского, Северного и Тихоокеанского флота эксплуатируются четыре спасательных глубоководных аппаратов проекта 1855 «Приз».

Согласно открытым данным, в составе Северного флота имеются 10 атомных и дизель-электрических подлодок специального назначения, предназначенных для выполнения различных задач. Эта техника предназначается для выполнения исследовательских работ, проведения спасательных операций и обеспечения боевого дежурства подводных ракетных крейсеров. Наиболее известным представителем этого класса техники является специальная подлодка АС-12 «Лошарик», способная погружаться на глубину до нескольких километров. Сообщалось, что в сентябре 2012 года «Лошарик» участвовал в исследовательских работах в Арктике, в ходе которых его экипаж собирал образцы грунта на глубине более 2 километров.

В дальнейшем ВМФ России должен получить ряд новых подлодок специального назначения. Так, с 2012 года субмарина «Белгород» проекта 949А достраивается по специальному проекту, благодаря чему сможет стать носителем глубоководных исследовательских аппаратов. Весной прошлого года представители ВМФ утверждали, что в планах военного ведомства имеется строительство специальной подлодки гидроакустического дозора, задачей которой станет обнаружение подводных целей на расстоянии до нескольких сотен километров.

Перспективы.

На данный момент в общей сложности в составе ВМФ России имеется более семи десятков подводных лодок и аппаратов различного назначения. Подавляющее большинство этой техники было построено еще до распада Советского Союза, что соответствующим образом сказывается как на состоянии, так и на возможностях подводного флота. Тем не менее, в течение последних лет был принят ряд мер, направленных на его обновление. В соответствии с нынешними планами до 2020 года ВМФ должен получить сравнительно большое количество новых подводных лодок.

До конца текущего десятилетия флот получит восемь стратегических ракетоносцев проекта 955 «Борей», такое же количество многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень» и шесть ДЭПЛ проекта 636.3 «Варшавянка». Атомные «Бореи» и «Ясени» будут распределены между Северным и Тихоокеанским флотом. «Варшавянки», в свою очередь, будут служить на черноморских базах. Ранее сообщалось о планах, касающихся будущего проекта 677 «Лада». В ближайшем будущем предполагается разработать обновленный вариант этого проекта, в котором будет использована новая энергетическая установка. Удачное завершение этого проекта позволит расширить планы по строительству неатомных подводных лодок.

Параллельно со строительством новых субмарин будут списываться старые. К примеру, к 2015-16 годам предполагается прекратить эксплуатацию оставшихся АПЛ проекта 671РТМК «Щука». Почти все субмарины этого типа уже выведены из состава флота и утилизированы, а в строю продолжают оставаться лишь четыре. Со временем подобные процессы произойдут и с подлодками других типов, на смену которым придут новые «Ясени», «Бореи», «Варшавянки» и, возможно, «Лады». Тем не менее, полное обновление подводного флота займет много времени и станет одним из самых дорогих проектов за всю историю ВМФ России.

 

Заключение.

 

В последние годы ведущей тенденцией развития военно-морских флотов крупнейших держав мира являлось дальнейшее наращивание их стратегического потенциала главным образом за счет совершенствования подводных ракетно-ядерных сил, составляющих основу ударной мощи флотов. 

 

Как показало время, это развитие, заключающееся в создании современных сил и средств для ведения вооруженной борьбы на море, в обеспечении боевой учебы и поддержании флота в постоянной боевой готовности, оказалось под силу лишь высокоразвитым в промышленном отношении странам, обладающим мощным экономическим потенциалом и высоким уровнем развития науки и техники. 

Наша страна в развитии вооружений и вооруженных сил переходит сегодня к новой военной доктрине, главным в которой будет принцип “разумной достаточности” при обороне государства

 

Немного исторических справок:

 

Наибольшее число подводных лодок — 74 боевые единицы — было сдано в 1955 году (2 — проекта 611, 67— проекта 613, 5— проекта А-615). 

Наибольшее число атомных подводных лодок — 12 единиц — было сдано в 1971 году (6 — проекта 667А, 3 — проекта 670, 2 — проекта 671, 1 подлодка — проекта 705). 

Наибольшее число подводных лодок, построенных одним заводом в течение года, — 37 единиц (проекта 613) — установили судостроители «Красного Сормова» в 1955 году. 

Наибольшее число атомных подводных лодок, сданных флоту одним заводом в течение года, — 6 единиц. Это достижение принадлежит корабелам ФГУП «ПО Севмашпредприятие» (в 1969 году — 5 подлодок проекта 667А и 1 лодка проекта 661; в 1970 году — 6 подлодок проекта 667А). 

Наибольшее количество подводных лодок, построенных по одному проекту, сданы заводом «Красное Сормово» — 113 единиц проекта 613 в 1951—1956 годах. 

Самая большая в истории подводных сил России серия — 215 единиц — средних дизельных подводных лодок проекта 613 (ЦКБ МТ «Рубин»). 

Самая многочисленная серия больших дизельных подводных лодок — 75 единиц — проекта 641 (ЦКБ МТ «Рубин»). 

Самая большая серия атомных подводных лодок — 34 единицы — проекта 667А (атомные подводные ракетные крейсера стратегического назначения) (ЦКБ МТ «Рубин»). 

Самая большая серия атомных подводных лодок, вооружённых крылатыми ракетами, — 29 единиц — проекта 675 (ЦКБ МТ «Рубин»). 

Самая большая серия многоцелевых (торпедных) атомных подводных лодок — 26 единиц — проекта 671РТМ (СПМБМ «Малахит»). 

Три отечественные подводные лодки вошли в Книгу рекордов Гиннесса: 

— самая большая в мире атомная подводная лодка нормальным водоизмещением 23 200 м3 ТК-208 проекта 941 сдана в 1981 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — С. Н. Ковалёв (ЦКБ МТ «Рубин»); 

— самая глубоководная в мире атомная подводная лодка с глубиной погружения 1000 м К-278 проекта 685 сдана в 1983 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Ю. Н. Кормилицын (ЦКБ МТ «Рубин»); 

— самая быстроходная в мире атомная подводная лодка с подводной скоростью 44,7 узла К-162 проекта 661 сдана в 1969 году ФГУП «ПО Севмашпредприятие», г. Северодвинск, главный конструктор — Н. Н. Исанин (СПМБМ «Малахит»). 

Ни один из этих рекордов до сих пор не превзойдён. Советскому подводному флоту принадлежит немало других рекордов, не внесённых в Книгу рекордов Гиннесса. Так, первый в мире старт баллистической ракеты с подводной лодки был осуществлён 16 сентября 1955 года с борта Б-67 (командир капитан 1 ранга Фёдор Козлов). Позднее, в 1960 году, в Белом море с той же Б-67 (командир капитан 1 ранга Вадим Коробов) был выполнен первый в мире подводный старт баллистической ракеты. 

 

Источники:

http://flot.com/

http://topwar.ru/

https://ru.wikipedia.org/

http://old.popmech.ru/

http://statehistory.ru/

http://book.uraic.ru/elib/pl/index.htm

http://www.podlodka.su/

Изменено пользователем AngelBeats
  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
120
Tepka
495 публикаций
829 боёв

А почему не в исторический раздел?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53
[HOTEL] AngelBeats
422 публикации
321 бой

Готов ловить тапки! Прошу прощения, под спойлера могут быть большие изображения. Не хотелось портить впечатления. Готов выслушать каждого и как можно лучше дополнить тему. Почему во флуде? Даже и не знаю в какой раздел):hiding:

 

Изменено пользователем AngelBeats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
508 публикаций
185 боёв

Все в норме +

Только очучение, что никому это не интересно, к сожалению:angrys:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
29 публикаций
66 боёв

Прочел статью с интересом. Как-то, будучи малолетним, довелось увидеть АПЛ 949А "Орел" и даже побывать внутри. Одно из самых ярких воспоминаний, до сих пор помню.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53
[HOTEL] AngelBeats
422 публикации
321 бой

Все в норме +

Только очучение, что никому это не интересно, к сожалению:angrys:

 

Ну почему же, может 1 и будет интересно. Когда нибудь да и пригодится. Некогда не знаешь, что будет в будущем :honoring:. Спасибо за положительный отзыв. Будем дальше стараться, а так же улучшать навыки:eyesup:
Изменено пользователем AngelBeats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53
[HOTEL] AngelBeats
422 публикации
321 бой

Прочел статью с интересом. Как-то, будучи малолетним, довелось увидеть АПЛ 949А "Орел" и даже побывать внутри. Одно из самых ярких воспоминаний, до сих пор помню.

 

В своём прошлом был на подводной лодке.(Хоть убей не помню название, на тот момент было мне 11 лет). Но все равно впечатления полученные от увиденного остались в глубине души. А так же на "Адмирале Кузнецове",  не мог поверить его габаритам. 

Даблпост, прошу простить, не специально.

Изменено пользователем AngelBeats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
300 публикаций
241 бой

Мне нравятся подводные лодки! :honoring:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 608 публикаций
8 028 боёв

Лучше бы развивали не подводный флот, а надводный - почему нет ни одного атомного авианосца? За всё время существования современной уже России не было построено ни одного приличного корабля, а вот "бореи" всякие пожалуйста.

"Адмирал Кузнецов" это старое корыто которое давно следует отправить на метало лом - позор, а не гордость нашего флота. Толи дело вмф сша, а нам стыдно, уж один то нормальный корабль могли бы построить. Да хоть бы даже линкор (покрупнее чтоб на параде смотрелся хорошо) и то пользы больше было бы.

  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53
[HOTEL] AngelBeats
422 публикации
321 бой

Лучше бы развивали не подводный флот, а надводный - почему нет ни одного атомного авианосца? За всё время существования современной уже России не было построено ни одного приличного корабля, а вот "бореи" всякие пожалуйста.

"Адмирал Кузнецов" это старое корыто которое давно следует отправить на метало лом - позор, а не гордость нашего флота. Толи дело вмф сша, а нам стыдно, уж один то нормальный корабль могли бы построить. Да хоть бы даже линкор (покрупнее чтоб на параде смотрелся хорошо) и то пользы больше было бы.

 

Скрытая угроза, не когда не знаешь где они находятся на данный момент времени. Имея на вооружении Р-30 «Булава́-30»,  это сильный аргумент любой стране и флоту.

"Адмирал Кузнецов" - корыто или нет, но сдачи может дать, не даром же его называют Авионесущем крейсером. Имея не слабое вооружение, ракеты, самолеты. И сейчас он уходит на ремонт , перевооружение. Не знаю как вы, но, я горжусь данным типом корабля. 

Линкор - вы шутите?  Не актуально в этот период времени, толстая, большая, вкусная мишень.

Изменено пользователем AngelBeats

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
8
[GENER] Kaster86
42 публикации
3 128 боёв

Лучше бы развивали не подводный флот, а надводный - почему нет ни одного атомного авианосца? За всё время существования современной уже России не было построено ни одного приличного корабля, а вот "бореи" всякие пожалуйста.

"Адмирал Кузнецов" это старое корыто которое давно следует отправить на метало лом - позор, а не гордость нашего флота. Толи дело вмф сша, а нам стыдно, уж один то нормальный корабль могли бы построить. Да хоть бы даже линкор (покрупнее чтоб на параде смотрелся хорошо) и то пользы больше было бы.

 

 Амерам постоянно хочется навязывать свою демократию во всем мире, поэтому им нужны самолеты, соответственно и авианосцы.

СССР решили противопоставить авианосцам подводные лодки, создали их для борьбы с ними. Они дешевле, экипажа требуют меньше, а по эффективности ещё вопрос кто лучше, учитывая, что одна Акула с полным боекомплектом может стереть с лица земли территорию, сопоставимую с площадью США... 

За статью спасибо, было интересно.

Изменено пользователем Kaster86

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
204 публикации
440 боёв

Молодец! ))) Плюсанул все три поста))) 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
62 публикации

спасибо за хорошую статью!!!)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
34 публикации

Прочел статью с интересом. Как-то, будучи малолетним, довелось увидеть АПЛ 949А "Орел" и даже побывать внутри. Одно из самых ярких воспоминаний, до сих пор помню.

Видел собственными глазами такие АПЛ как: К-410 «Смоленск»,К-266 «Орёл», К-461 «Волк»

впечатлений на тот момент была масса, в памяти на всю жизнь)

 

Касаемо темы, время на досуге будет, почитаю боле досконально, ТСу +

 

"Адмирал Кузнецов" - корыто или нет, но сдачи может дать, не даром же его называют Авионесущем крейсером. Имея не слабое вооружение, ракеты, самолеты. И сейчас он уходит на ремонт , перевооружение. Не знаю как вы, но, я горжусь данным типом корабля. 

 

не даром говорилось, что он в одиночку способен был в былые годы противостоять небольшому флоту.

увидев его так сказать "живьем", несмотря на его преклонный возраст, все же впечатлил своим величием

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
9 публикаций
14 боёв

Ну действительно, подводные лодки в России очень хорошие у нас были, на сколько я знаю у нас была самая быстрая подводная лодка в мире построенна из Титана. Плюс подводные лодки обходятся гораздо дешевле чем Авианосцы. Так что за ними было будущее и сейчас они с каждым годом всё актуальнее.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
21 публикация
2 482 боя

Хорошая статья, с интересом ознакомился.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×