Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
chelentano3483

Корабельный "Боди-Арт"

В этой теме 11 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Коллекционер, Коллекционер-испытатель
619 публикаций
8 165 боёв

Когда в начале ХХ века художники-авангардисты Жорж Брак и Пабло Пикассо эпатировали публику новым направлением в живописи — кубизмом, они никак не предполагали, что менее чем через десять лет у них появятся многочисленные последователи в… военно-морских ведомствах. А в роли холста будут использоваться стальные борта боевых кораблей.

Французский лёгкий крейсер «Gloire» - то ли зебра, то ли тельняшка в заплатах…
Французский лёгкий крейсер «Gloire» — то ли зебра, то ли тельняшка в заплатах…
 
До тех пор, пока дистанция морского боя не превышала дальности пистолетного выстрела, никакого смысла в маскировочной окраске кораблей не было. Наоборот, обилие позолоты и ярких красок создавало важный психологический настрой у сражавшихся экипажей, особенно если им предстояла абордажная схватка. Поэтому вплоть до конца ХIХ века крейсера и броненосцы выглядели нарядно и торжественно: чёрный или белый корпус с золотыми украшениями, белые надстройки, жёлтые трубы… В виде эксперимента время от времени применялась и менее заметная серая окраска, но её долго считали нецелесообразной. Например, по словам британского адмирала графа Корк-и-Орери, во флоте «Владычицы морей» тёмно-серый цвет считался траурным. Впервые в него был выкрашен английский броненосец «Monarch», когда ему в 1869 году выпала миссия доставить в Нью-Йорк тело скончавшегося англо-американского филантропа Пибоди. Лишь в начале ХХ века серая или серо-зелёная окраска кораблей начинает приобретать популярность. Первыми полностью отказались от помпезных чёрно-бело-жёлтых цветов флоты Австро-Венгрии и Японии. В сентябре 1903 года в «серо-оливковый» (близкий с современному хаки) цвет была перекрашена и находившаяся в Порт-Артуре русская Тихоокеанская эскадра. Опыт Русско-японской войны показал, что реальная дальность артиллерийского боя на море значительно выше, чем предполагали адмиралы, и затрудняющая прицеливание маскировочная окраска отныне становится весьма актуальной. Практически все страны перекрашивают свои военные корабли в разные оттенки серого цвета.
Английский броненосец «Victoria», окрашенный в так называемые «викторианские» цвета, литография художника Вильяма Митчелла. И корабль, и его окраска получили названия в честь королевы Виктории - именно при ней британский флот достиг вершины своего могущества.
Английский броненосец «Victoria», окрашенный в так называемые «викторианские» цвета, литография художника Вильяма Митчелла. И корабль, и его окраска получили названия в честь королевы Виктории — именно при ней британский флот достиг вершины своего могущества.
 

Любопытно, что во время Русско-японской войны русские миноносцы Владивостокского отряда получили пятнистую окраску «в тон побережья». Кто автор этой идеи, неизвестно. Но факт остаётся фактом: впервые классический камуфляж, делающий корабль малозаметным на фоне берега и одновременно искажающий его силуэт, был применён именно в Российском флоте

Русские миноносцы, несущие камуфляжную окраску. Владивосток, 1905 г.

Русские миноносцы, несущие камуфляжную окраску. Владивосток, 1905 г.
 
Опыты с «покровительственной» окраской кораблей вплоть до начала Первой мировой войны проводились во многих странах, но моряки как правило относились к ним скептически. Что неудивительно: условия видимости на море постоянно меняются, и создать универсальную окраску, чтобы та была эффективна при разной погоде и днём, и ночью, просто невозможно. На фоне горизонта корабль, да ещё дымящий, всегда представляет собой контрастную цель, и цвет, в который он выкрашен, на его обнаружение никак не влияет.

Однако с началом Первой мировой войны адмиралы, прежде всего британские, столкнулись с проблемой, которую они явно недооценили. Речь идёт о немецких подводных лодках, наносивших флотам Антанты весьма ощутимые потери. И вот тут-то и возникла идея применить для кораблей окраску, которая бы затруднила выполнение торпедной атаки. Дело в том, что торпеда, в отличие от артиллерийского снаряда, движется довольно медленно, и командиру субмарины, атакующей движущееся судно, приходится стрелять на упреждение, в точку, находящуюся далеко впереди. Говоря профессиональным языком, командиру приходится рассчитывать «торпедный треугольник». А тут очень важно правильно определить скорость движения цели и её курс. Поэтому теперь окраска корабля должна была не уменьшить его заметность, а исказить его внешний вид, затруднив определение параметров его движения.

Первым предложил раскрашивать корабли «наподобие зебры» английский профессор зоологии Грэхем Керр (Graham Kerr). В письме, отправленном Уинстону Черчиллю (в то время Первому лорду Адмиралтейства) в сентябре 1914 года, Керр писал: «Сплошная однородная окраска делает объект заметным. Нанесение резко контрастирующих пятен окраски создаёт впечатление излома поверхности». Идея показалась слишком экстравагантной, и от неё просто отмахнулись. Вспомнили о необычном предложении только через полгода — всё возрастающие потери британского флота от кайзеровских субмарин требовали принятия экстренных мер. Весной 1915 года Адмиралтейство распорядилось начать эксперименты с «искажающей» окраской, получившей официальное название «dazzle camouflage».

Вскоре к работам подключился художник Норман Вилкинсон (Norman Wilkinson), предложивший и теоретически обосновавший собственную схему камуфляжной окраски, основанную на модном в то время течении в живописи — кубизме. Как и его коллеги, художники-авангардисты, он старался «раздробить» реальный объект (в данном случае, корабль) на условные плоскости, грани и отдельные геометрические формы. Сочетание ярких полос, многоугольников и плавных кривых делали линкор, эсминец или транспорт похожим на полотно абстракциониста и выглядели крайне необычно. Однако, отойдя от первого шока, моряки «Владычицы морей» вынуждены были признать: определить курсовой угол и даже класс изощрённо раскрашенного судна стало непросто. «Искажающему» камуфляжу была дана путёвка в жизнь, а Вилкинсону достались лавры его изобретателя.

Сэр Норман Вилкинсон (Norman L. Wilkinson, 1878–1971) - английский художник, считающийся на Западе «отцом» военно-морского камуфляжа. В годы Первой мировой войны служил на судах Королевского военно-морского добровольного резерва (Royal Naval Volunteer Reserve), участвовал в патрулированиях и боевых тралениях, получил чин лейтенанта. Теоретически обосновал принцип искажающего экипажа. Позже стал обладателем многочисленных титулов и наград.

Сэр Норман Вилкинсон (Norman L. Wilkinson, 1878–1971) — английский художник, считающийся на Западе «отцом» военно-морского камуфляжа. В годы Первой мировой войны служил на судах Королевского военно-морского добровольного резерва (Royal Naval Volunteer Reserve), участвовал в патрулированиях и боевых тралениях, получил чин лейтенанта. Теоретически обосновал принцип искажающего экипажа. Позже стал обладателем многочисленных титулов и наград.

 

 

Британский линкор «Commonwelth» в «искажающей» окраске Н.Вилкинсона, 1918 г.

Британский линкор «Commonwelth» в «искажающей» окраске Н.Вилкинсона, 1918 г

.Американский транспорт «West Mahomet», 1918 г.

Американский транспорт «West Mahomet», 1918 г.

 

Справедливости ради следует заметить, что той же весной 1915 года независимо от англичан очень похожую окраску для кораблей предложил севастопольский художник Юрий Шпажинский. Он тоже создал её под влиянием кубизма — на борта, надстройки и трубы кораблей в определённой последовательности наносились треугольники белого, голубого, тёмно- и светло-серого цвета, вместе образующие ломаные полосы. Первым по такой схеме был окрашен черноморский броненосец «Синоп», за ним последовали эсминцы «Счастливый» и «Громкий». Шпажинский называл изобретённую им окраску «иллюзорной» — по сути это было синонимом слова «искажающей».

008_color 02

Эскадренный миноносец «Счастливый» в «иллюзорной» окраске Ю.И.Шпажинского, 1915 г.

Эскадренный миноносец «Счастливый» в «иллюзорной» окраске Ю.И.Шпажинского, 1915 г.

 

Летом 1915 года «иллюзорная» окраска испытывалась и на Балтике. Шпажинский усовершенствовал свою схему, и выделенный для эксперимента крейсер пограничной стражи «Кондор» был покрыт ломаными линиями «небесного» и «водяного» цветов. Кроме того, художник опробовал ещё одно своё изобретение — специальные наделки на мачтах и трубах, призванные исказить силуэт корабля. К сожалению, на официальных испытаниях, состоявшихся 29 июня 1915 года, ожидаемого эффекта вся эта затея не принесла. «Кондор» и лишённый камуфляжа однотипный «Беркут» оказались одинаково видны, а дальномеры на дистанциях от 55 до 65 кабельтовых в обоих случаях давали точные результаты. В результате по рекомендации проводившей испытания комиссии работы по «иллюзорной» окраске были свёрнуты.

Сторожевой корабль («крейсер пограничной стражи») «Кондор» в «иллюзорной» окраске с искажающими силуэт наделками, 1915 г.

Сторожевой корабль («крейсер пограничной стражи») «Кондор» в «иллюзорной» окраске с искажающими силуэт наделками, 1915 г.

 

И всё же следует признать, что талантливый художник Юрий Ипполитович Шпажинский (между прочим, одна его картина есть в Третьяковской галерее) был первым и в области морской искажающей окраски, и в изобретении деформирующих силуэт наделок — последние появились в Англии не ранее чем через год. Обидно, что его имя практически забыто, а все придуманные им новации ныне приписывают его зарубежным коллегам.

Первый в мире классический авианосец - британский «Argus» в камуфляже, 1918 г.

Первый в мире классический авианосец — британский «Argus» в камуфляже, 1918 г.

Транспорт «Olympic». В годы Первой мировой войны родной брат знаменитого «Titanic’а» использовался в для перевозки войск и нёс камуфляжную окраску

Транспорт «Olympic». В годы Первой мировой войны родной брат знаменитого «Titanic’а» использовался в для перевозки войск и нёс камуфляжную окраску

 

Пример необычного камуфляжа времён Первой мировой войны - американский линкор «Nebraska»

Пример необычного камуфляжа времён Первой мировой войны — американский линкор «Nebraska»

 

Искажающая камуфляжная окраска стала массово применяться на флоте в 1917-1918 годах, а её «второе пришествие» приходится на период Второй мировой войны. Многообразие красок и рисунков, наносившихся на бортах кораблей самых разных классов, поражает. Шахматные клетки и волнообразные линии, треугольники и квадраты, бесформенные пятна, штриховка, немыслимые узоры всех цветов радуги… Удивительно, но под весь этот «апофеоз абстракционизма» была подведена теоретическая база. Например, в американском флоте существовала регламентированная, хотя и довольно перегруженная, классификация всех схем камуфляжа. Характер окраски (однотонной или камуфляжной) определялся базовым типом (measure), которому присваивался свой номер — 1, 5, 11, 12 и т.д. Далее шёл номер проекта (design), который стандартизировал рисунок камуфляжа. Последняя буква в обозначении соответствовала классу корабля, к нему относилась схема окраски (например, для авианосцев это была буква А, для линкоров — В). Таким образом, камуфляжная окраска, скажем, авианосца CV-12 «Hornet» имела обозначение «Measure 33 design 3А». Но это ещё не всё. Каждый применяемый оттенок тоже был стандартизован, имел своё название и номер — например, «океанский серый» (ocean gray) 5-0, «туманный серый» (haze gray) 5-Н, «военно-морской голубой» (navy blue) 5-N… Художники-основоположники кубизма не могли и представить, что разработкой рисунков и цвета абстрактных картин будут заниматься научные институты, а исследования их восприятия человеческим глазом лягут в основу закрытых диссертаций!

Линкор «Alabama» в камуфляжной окраске, ноябрь 1942 г.

Линкор «Alabama» в камуфляжной окраске, ноябрь 1942 г.

Итальянский корвет «Euterpe» в весьма распространённой схеме камуфляжа, 1942 г.

Итальянский корвет «Euterpe» в весьма распространённой схеме камуфляжа, 1942 г.

 

Как уже говорилось, маскировочная и искажающая (dazzle) схемы окраски изначально были своими противоположностями. Но для отдельных театров военных действий удалось придумать рисунки камуфляжа, который при определённых условиях выполнял обе функции сразу. Так, итальянцы для окраски своих кораблей часто использовали серо-зелёную гамму: в открытом море такой камуфляж являлся искажающим, а на фоне средиземноморского берега — маскировочным. На актуальность совмещения этих функций сильно повлияло развитие авиации. В годы Второй мировой войны палубы кораблей нередко покрывались хаотически расположенными линиями и геометрическими фигурами. Во время стоянки в базе подобная окраска затрудняла опознавание корабля и одновременно маскировала его под портовые сооружения. В открытом море «противовоздушный» камуфляж не имел особого значения, так как с самолёта корабль обнаруживался прежде всего по кильватерному следу.

Итальянские корабли времён Второй мировой: тяжёлый крейсер «Bolzano» (вверху) и лёгкий крейсер «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta» в камуфляжной окраске под названием «двойная рыбья кость», февраль 1941 г. (внизу)

Итальянские корабли времён Второй мировой: тяжёлый крейсер «Bolzano» (вверху) и лёгкий крейсер «Emanuele Filiberto Duca d’Aosta» в камуфляжной окраске под названием «двойная рыбья кость», февраль 1941 г. (внизу)

 

«Кубики и лесенки»… Американский эсминец «Patterson»

«Кубики и лесенки»… Американский эсминец «Patterson»

Американский крейсер ПВО «Juneau» во время Второй мировой войны был покрыт замысловатым узором, как говорится, «с головы до пят»

Американский крейсер ПВО «Juneau» во время Второй мировой войны был покрыт замысловатым узором, как говорится, «с головы до пят»

 

Одна из излюбленных «фишек» морской камуфляжной окраски — изображение фальшивых белых бурунов у форштевня и в кормовой части корпуса — таким образом создавалась иллюзия, будто судно идёт с гораздо большей скоростью, чем на самом деле. Часто применялась окраска оконечностей корпуса в цвета, контрастирующие с центральной частью — так скрадывалась длина корабля и затруднялось определение курсового угла. Иногда на борта наносили контрастные силуэты одного-двух небольших судов, обычно идущих в противоположную сторону — при определённых условиях освещённости такой рисунок мог сбить с толку наблюдавшего в перископ подводника.

На борту этого танкера нарисована целая флотилия каботажных судов

На борту этого танкера нарисована целая флотилия каботажных судов

 

Во время Великой Отечественной войны камуфляжная окраска широко применялась и в нашем флоте. Схемы окраски в основном были подобны тем, что использовались союзниками, но имелись и некоторые особенности. Так, на Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками применялась «серебрянка» — краска на основе алюминиевой пудры. Она способна отражать цвет воды, и покрытые ею участки изменяли оттенок в зависимости от погоды, делая камуфляж более универсальным. Кроме того, несколько черноморских кораблей получили довольно сложный рисунок камуфляжа с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Подобные схемы окраски применялись и за рубежом (например, в 1943 году на французском линкоре «Richelieu»), но очень редко.

Старый крейсер, а в годы войны минный заградитель «Коминтерн» в 1942 г. получил камуфляж, сочетавший свойства и маскировочной, и искажающей окраски

Старый крейсер, а в годы войны минный заградитель «Коминтерн» в 1942 г. получил камуфляж, сочетавший свойства и маскировочной, и искажающей окраски.

Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» - один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые

Эсминец Черноморского флота «Сообразительный» — один из немногих обладателей «градиентной» окраски, в которой тёмные тона плавно переходили в светлые.

 

Насколько эффективным оказался искажающий «боди-арт» кораблей? К сожалению, вразумительного ответа на этот вопрос так никому и не удалось получить. В литературе в качестве пользы от камуфляжа иногда приводят отдельные случаи — например, попытку немецкой подводной лодки потопить черноморский сторожевик «Шторм», когда, несмотря на идеальные условия атаки, все торпеды прошли мимо. «Шторм» имел сложный камуфляж с плавными переходами между цветами, и высказывается мнении, что именно это вызвало ошибку в определении немцами его курсового угла. Впрочем, причины промаха при стрельбе торпедами могли быть и совсем другими…

В годы Второй мировой войны союзники уже довольно широко использовали цветную фотоплёнку. На снимке - канадский эсминец «Restigouche» во всей своей «искажающей» красе…

В годы Второй мировой войны союзники уже довольно широко использовали цветную фотоплёнку. На снимке — канадский эсминец «Restigouche» во всей своей «искажающей» красе…

Английский эсминец «Hesperus» у берегов Исландии, 1942 г.

Английский эсминец «Hesperus» у берегов Исландии, 1942 г.

Схему камуфляжа, которую нёс американский эскадренный тральщик «Raven», моряки называли «пилой» или «зигзагом»

Схему камуфляжа, которую нёс американский эскадренный тральщик «Raven», моряки называли «пилой» или «зигзагом»

«Разлинованный» французский крейсер «Gloire» - обладатель очень необычной камуфляжной окраски

«Разлинованный» французский крейсер «Gloire» — обладатель очень необычной камуфляжной окраски

 

Так или иначе, но с развитием радиолокации визуальное обнаружение цели становится далеко не главным, а вместе с этим теряет актуальность и искажающий камуфляж. После Второй мировой войны боевые корабли везде становятся одинаково серыми, лишь слегка отличаясь оттенками. Только в последние полтора-два десятилетия в ряде стран (Финляндии, Швеции, Чили и некоторых других) снова появляются катера и корабли в пятнистой окраске, но это уже скорее дань моде, следствие популярности стиля «милитари» и камуфляжной формы. Искажающая окраска на современных флотах применяется уже не из тактических соображений, а исключительно «для красоты».

 

025_P1050288

Пример современного морского камуфляжа - окраска ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» (вверху) и финского ракетного катера «Hanko»

Пример современного морского камуфляжа — окраска ракетного корабля на воздушной подушке «Самум» (вверху) и финского ракетного катера «Hanko»

 

Морской камуфляж в живописи: картина художника Эдварда Уэдсворта «Корабль в Ливерпуле», 1919 г. Искажающий камуфляж не только был порождён кубизмом, но и время от времени становился «героем» картин приверженцев данного течения в живописи.

Морской камуфляж в живописи: картина художника Эдварда Уэдсворта «Корабль в Ливерпуле», 1919 г. Искажающий камуфляж не только был порождён кубизмом, но и время от времени становился «героем» картин приверженцев данного течения в живописи.

Картина Александера Джексона «Конвой», 1919 г.

Картина Александера Джексона «Конвой», 1919 г.

 

Источник: http://ocean-media.su

Изменено пользователем chelentano3483
  • Плюс 12

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 658
[PT] Nechriste
11 978 публикаций
9 509 боёв
47 минут назад, chelentano3483 сказал:

Русские миноносцы, несущие камуфляжную окраску. Владивосток, 1905 г.

Ого, уже в те времена!?:cap_wander_2: Я думал камуфляж появился в первую мировую....

Век живи - век учись, спс:Smile_honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
842 публикации
1 550 боёв
В 01/10/2017 в 20:09, Nechriste сказал:

Ого, уже в те времена!?:cap_wander_2: Я думал камуфляж появился в первую мировую....

Век живи - век учись, спс:Smile_honoring:

И для меня новость!

Насколько я знаю, в Цусиме русские корабли несли т.н. "викторианские" цвета, а японцы- прогрессивную "шаровую" (серую) окраску.

О камуфляжной окраске в те времена я не слышал

А можно ссылку?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
842 публикации
1 550 боёв
В 01/10/2017 в 19:20, chelentano3483 сказал:

Когда в начале ХХ века художники-авангардисты Жорж Брак и Пабло Пикассо эпатировали публику новым направлением в живописи — кубизмом, они никак не предполагали, что менее чем через десять лет у них появятся многочисленные последователи в… военно-морских ведомствах. А в роли холста будут использоваться стальные борта боевых кораблей.

 

Источник: http://ocean-media.su

А вообще-то очень интересно- спасибо. Некоторые камуфляжи смотрятся феерично! Не увидел бы- не поверил что это всерьез:Smile_Default:

ПС: По ссылке http://ocean-media.su  ничего не нашел. Если есть первоисточники- было бы любопытно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
619 публикаций
8 165 боёв
1 час назад, RustyBollard сказал:

А вообще-то очень интересно- спасибо. Некоторые камуфляжи смотрятся феерично! Не увидел бы- не поверил что это всерьез:Smile_Default:

ПС: По ссылке http://ocean-media.su  ничего не нашел. Если есть первоисточники- было бы любопытно.

Да нет проблем. http://ocean-media.su/korabel-ny-j-bodi-art-chast-pervaya-voennaya/

Вообще есть ещё две части, но там идёт речь о гражданском флоте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
842 публикации
1 550 боёв
1 минуту назад, chelentano3483 сказал:

Да нет проблем. http://ocean-media.su/korabel-ny-j-bodi-art-chast-pervaya-voennaya/

Вообще есть ещё две части, но там идёт речь о гражданском флоте.

За ссылку спасибо. А как это проверить?

Кто-нибудь может добавить что-нибудь по истории окраски русского флота в 1905г?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
619 публикаций
8 165 боёв
18 минут назад, RustyBollard сказал:

За ссылку спасибо. А как это проверить?

Кто-нибудь может добавить что-нибудь по истории окраски русского флота в 1905г?

В смысле что проверить?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
842 публикации
1 550 боёв
26 минут назад, chelentano3483 сказал:

В смысле что проверить?

Насколько фотография эсминцев в камуфляже соответсвует действительности в 1905 г?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 374
[DONAT] runSIG
9 049 публикаций
6 128 боёв
14 часа назад, RustyBollard сказал:

Насколько фотография эсминцев в камуфляже соответсвует действительности в 1905 г?

На одном из форумов про обоснование даты было сказано следующее:

Цитата

...Не задумывался над датой этого снимка, но "Богатырь" под парами и в комплекте.Значит до посадки на камни о.Брюса 2.05.1904 года...

Скрытый текст

d580ef5aabb8.jpg

Скрытый текст

edc0ed4b5000.jpg

  Ещё несколько фотографий этих миноносцев из "Мидель-Шпангоута" №32, 2013 год.

1356.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
842 публикации
1 550 боёв
33 минуты назад, runSIG сказал:

На одном из форумов про обоснование даты было сказано следующее:

  Скрыть содержимое

 

  Скрыть содержимое

 

  Ещё несколько фотографий этих миноносцев из "Мидель-Шпангоута" №32, 2013 год.

 

Спасибо за ответ- действительно интересно. Нашел еще несколько ссылок

https://historytime.ru/traditsii-i-obyichai/xitrosti-v-istorii-kamuflyazha-chast-3/

http://kreiser.unoforum.pro/?1-1-0-00000045-000-10001-0-1429652899

http://www.furfur.me/furfur/culture/culture/155229-dazzle

Что-то мистическое получается. Во всем мире кораблики желто-бело-черные; наиболее продвинутые красят в серую краску (но не все с этим согласны). И вдруг полноценный пятнистый камуфляж в глубинке России.

А после ни следа- появляются серые-полосатые кораблики- до самой 1М.войны.

Кстати тексты в разных ссылках совпадают- похоже они связаны с одним источником.

Позже еще пощарюсь.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
796 публикаций
9 879 боёв

«West Mahomet»,Особенно сильно,ну и Глори тоже здорово.Было интересно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×