Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MATPOCCKuN

КРЕЙСЕРА ТИПА «МОГАМИ»

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

122
[EZI-V] MATPOCCKuN
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
648 публикаций
5 790 боёв

Представляю вашему внимаю статью посвящённую тяжёлым крейсерам японского флота типа "Могами", которые строились в тяжёлое для японского флота время. Ограниченная на постройку кораблей такого класса Лондонским морским договором от 1930 года, Япония тем не менее пыталась создать корабли с максимальным вооружением и бронированием. На сколько хорошо это у них получилось, можно узнать ознакомившись с данной статьёй.

«Могами» — тип тяжёлых крейсеров японского императорского флота. Изначально строились как лёгкие крейсера , в дальнейшем были преобразованы в тяжёлые. Всего построено четыре единицы - "Могами", "Микума", "Судзуя" и "Кумано". Все четыре крейсера участвовали в боях во время Второй мировой войны и погибли в разное время.

 

КРЕЙСЕРА ТИПА "МОГАМИ"

Япония, лето 1938 спереди назад Могами, Микума и Кумано

7a4740689482.jpg

"Судзуя" со 155-мм артиллерией

5dcea07052a8.jpg

 

 

 

 

 

Подготовка программы

В начале 1930 года, Япония приняла участие в Лондонской конференции, по итогам которой была вынуждена подписать Лондонский морской договор, согласно которому, число тяжёлых крейсеров японского флота ограничивалось 12 единицами. На тот момент в строю уже находилось по два тяжёлых крейсера типов "Фурутака" м "Аоба" и находились в достройке четыре единицы типа "Такао". Таким образом, Япония больше не могла строить тяжёлые крейсера и руководству флота предстояло найти новые пути для увеличения своих крейсерских сил.
После подписания морского договора, была проведена полная ревизия кораблестроительной политики императорского флота. Первый вариант новой программы уже 27 июня предложили заместитель начальника Морского генерального штаба (МГШ) адмирал Осуми Нагано и заместитель министра ВМФ Сейзо Кобаяси (Секретный декрет по флоту № 115), а затем начальник МГШ Наозане Танигучи и министр ВМФ Такеси Такаребе (Секретный декрет по флоту № 116).  Он включал постройку четырех крейсеров по 8500 Т (будущие типа "Могами"), 18 эсминцев по 1400 Т (будущие типа "Хацухару"), небольшой 9850-Тонный авианосец (корабли менее 10000 Т не учитывались при подсчете общего тоннажа авианосцев, ограниченного Вашингтонским договором, и Япония чаще других стран пользовалась этим условием), 9 подводных лодок (1 в 1900 Т будущая «И-6», 6 по 1400 Т - будущие типа «И-68» и 2 по 700 Т - будущие типа “Ро-33”), а также 44 корабля, не попадавших под договорные ограничения. Эту программу уже новый министр ВМФ Кийокасу Або представил премьер- министру Осачи Хамагучи 7 октября для обсуждения на заседании кабинета министров. Общая стоимость почти в 423 млн. иен показалась кабинету чрезмерной. Флот, как обычно, быстро пошел на компромисс, сократив число не попадавших под ограничения судов до 27, а стоимость программы до 355,5 млн. иен. Но хитрость не удалась и следующий вариант, представленный кабинету 22 октября после уменьшения бюджета министром финансов до 225,34 млн. иен, содержал крейсера, 10 эсминцев, 6 1400-Тонных подлодок и всего 5 "недоговорных» кораблей". Это было уже слишком оскорбительно для флота и на компромисс теперь пошел премьер, разрешивший увеличить число эсминцев до 12, "недоговорных" судов до 14 и вернуться к первоначальному варианту с подлодками. Эту программу кабинет одобрил 11 ноября, 15 ноября её представили начальнику МГШ, а приняли на 59-й сессии парламента (24.12.1930-27.03.1931). Всего по ней в течение 1931/32-1936/37 финансовых годов следовало построить 39 кораблей общей стоимостью 247,8 млн иен. Сначала эта программа была известна как "Программа 1931 года по замене вспомогательных кораблей", а затем как "Первая программа по замене кораблей" или неофициально как "Программа I".

 

Проектирование и постройка

Проект новых крейсеров на основе чертежей "Усовершенствованного Такао", но с заменой 203-мм орудий на 155-мм. Этот калибр ранее в японском флоте не использовался, но являлся предельным для крейсеров класса "В" по Лондонскому договору. желая получить индивидуальное превосходство своих кораблей над потенциальными противниками, имевшими более многочисленные флоты, японские адмиралы стремились вместить в ограниченный объём максимум вооружения, бронирования и машин, даже за счёт снижения требований к прочности и обитаемости. Лёгкие крейсера иностранных флотов, имевшиеся и строившиеся в то время, несли 8-10 орудий калибра 150-155 мм. Японский флот желал получить куда более мощные корабли.
Разработка проекта получившего шифр "С-37", стартовала в 1930 году. морской генеральный штаб (МГШ) предъявил к будущим крейсерам следующие требования:
- вооружение из пятнадцати 155-мм орудий в трёхорудийных башнях, с возможностью их замены на двухорудийные с 203-мм пушками. Кроме того, крейсера должны были нести по четыре 610-мм трёхтрубных торпедных аппарата.
- обеспечение защиты погребов от 203-мм снарядов, механизмов от 155-мм снарядов.
- скорость 37 узлов при дальности хода 8 000 миль на 14 узлах.
- способность выполнять те же задачи, что и тяжёлые крейсера: действовать в авангарде главных сил, вести дальнюю разведку и бороться с тяжёлыми крейсерами противника.​
​Фактически к проекту были предъявлены те же требования, что и к 10 000 - тонным крейсерам, но вместить всё это требовалось в 8 500 тонн стандартного водоизмещения. Поэтому никто не был удивлён, когда представленный летом 1931 года проект, несмотря на меры по облегчению корпуса и применения электросварки, имел водоизмещение 9 500 тонн. Эту цифру было приказано сохранить в секрете, официально будущие крейсера имели стандартное водоизмещение 8 500 тон, что вызывало недоумение за рубежом. Главный конструктор Королевского флота заметил, по поводу характеристик японских тяжёлых крейсеров, представленных британской военно-морской разведкой: "Они либо стоят сои корабли из картона, либо цифры неверны".
Закладка японцами кораблей с 15-ю орудиями главного калибра вызвала широкий резонанс. Американцы в ответ заложили большую серию крейсеров типа “Бруклин” с пятнадцатью 152-мм орудиями в пяти башнях, а англичане перешли от строительства крейсеров с 6-8 орудиями в 2-орудийных башнях к еще большей серии кораблей типа "Таун" (город) с двенадцатью 152-миллиметровками в четырех башнях. На последних "таунах" даже планировалось установить по четыре 4-орудийные башни и только задержка с проектированием этих сложных установок не позволила появиться легким крейсерам, еще более мощным, чем японские.

 

Классификация.

Поскольку водоизмещение новых кораблей превышало 7000 т., то в соответствии с классификацией от 21 марта 1898 года их следовало отнести к крейсерам 1 класса. Но с 30 мая 1934 года стали пользоваться другим критерием:
- калибром орудий: крейсера 1 класса несли орудия свыше 155-мм, 2 класса - 155-мм или меньше. Поэтому после достройки крейсера типа "Могами" официально относились ко 2 классу (неофициально легкие крейсера), а 31 марта 1938 года в связи с предстоящей заменой их орудий на 20-см их переклассифицировали в крейсера 1 класса или "класса А" (неофициально тяжелые крейсера).

 

Заказы на постройку.

Четыре 8 500 тонных крейсера были заказаны как "крейсера типа М". Заказы на первые два выдали осенью 1931 года, на третий - в августе 1933 - го, на четвёртый - в конце того же года. Стоимость одного корабля оценивалась в 24 833 950 иен, включая 5 927 916 иен за корпус, 7 314 441 иен за механизмы, 10 953 610 иен за вооружение и оборудование, и 577 983 иен за остальное. Фонды на покрытие этих расходов (всего 99 335 800 иен) были выделены 59-й сессией парламента под статьёй "Расходы на строительство вспомогательных боевых судов" в рамках чрезвычайного бюджета "Расходы на строительство боевых судов" с началом в 1931/32 финансовом году.

 

Названия.

Как крейсера 2 класса, новые корабли в соответствии с решением морского министра Минору Сайто от 1913 года были названы по именам рек. 1 августа 1931 года крейсер №1 назвали "Могами" (река в префектуре Ямагата на северо-западе о.Хонсю), а крейсер №2 – "Микума" (река в префектуре Оита на северо-востоке о.Кюсю). 1 августа 1933 года крейсер №3 назвали "Судзуя" (река Судзуя или Сусуя в южной части о.Карафуто- бывший Сахалин), а 10 марта 1934 года крейсер №4 – «Кумано» (река в префектуре Миэ, южная часть о.Хонсю).
Имена "Микума" и "Кумано" использовались в императорском флоте впервые, а "Могами" и "Судзуя" - по второму разу. Именем "Могами" 6 декабря 1905 года назвали посыльное судно (по-японски "цухокан"), строившееся в рамках "Военной кораблестроительной программы 1904 года" как "цухокан №2"). Его заложили на фирме Мицубиси в Нагасаки 11 декабря, но постройка реально началась только 3 марта 1907 года. Спуск на воду состоялся 25 марта следующего года, окончание постройки 29 июня, ввод в строй — 16 сентября. 28 августа 1912 года "Могами" переклассифицировали в канлодку 1 класса («Итго Хокан»), а 1 апреля 1928 года исключили из списков флота. 6 июля судно стали называть "Хайкан №3", т. е. "разукомп- лектован-ный корабль №3" 31 января 1929 года – "Хайзен" или "разукомплектованная лодка", а уже 1 июня его продали на слом. Имя "Судзуя" 20 августа 1905 года присвоили бывшему русскому крейсеру "Новик", затопленному командой у о. Сахалин и захваченному японцами 12 июля 1905 года. Корабль зачислили в списки японского флота как посыльное судно, 16 июля 1906 года подняли, отбуксировали в Хакодате и до ноября 1908 года перестраивали на верфи Йокосуки. 28 августа 1912 года "Судзуя" стал кораблём береговой обороны 2 класса, 1 апреля следующего года был исключён из списков и 1 ноября продан на слом. 

 

Модификация проекта.

За время строительства крейсеров типа "Могами", произошли события, которые не могли оставить безучастными как руководство флотом, так и кораблестроителей, ответственных за проект этих кораблей. Причём, проект пришлось модифицировать не один раз, а целых три раза.

 

Модификация после катастрофы с миноносцем"Томодзуру" (модификация 1934 года).

Эта модификация неофициально называлась "Первые работы по улучшению" или "Улучшение остойчивости", поскольку её вызвала катастрофа с "Томодзуру", перевернувшимся в штормовом море из-за недостаточной остойчивости. В соответствии с решениями Комитета, расследовавшего обстоятельства и причины катастрофы, чертежи всех заложенных и намеченных к закладке кораблей пришлось пересмотреть. Когда рапорт Комитета лёг на стол морского министра, "Могами" и "Микума" только сошли на воду, а остальные два "систер-шипа" еще стояли на стапелях. Для понижения центра тяжести этих крейсеров было предложено следующее:
Понизить носовую надстройку до высоты 7 ярусов, заменить 4-опорную мачту более низкой треногой, убрать ангар для ГСМ и прожекторную площадку по ДП, уменьшить надстройки вокруг грот-мачты. Вместо этого зенитную палубу (шельтердек) продлили до барбета башни №4 и на ней устроили систему рельсов для хранения ГСМ, подобную той, которую в 1939-40 годах установить на модернизированных крейсерах типа "Миоко", на "Такао" и "Атаго".
Установить оборудование для перекачки балласта - насосную систему, которая закачивала бы в двойное дно несколько сот тонн забортной воды, когда корабль выходил в море в облегченном состоянии.
Уменьшить высоту межпалубных пространств.
Последнее удалось сделать только на "Судзуя" и "Кумано", где набор корпуса успели довести до средней палубы, а в оконечностях - только до нижней. Высоту корпуса от киля до ВП в средней части уменьшили на 35 см (с 11 м на "Могами" и "Микума" до 10,65 м). Расстояние между СП и ВП уменьшили с 2,85 до 2,5 м, на 1,5 см понизили шельтердек (с 2,5 до 2,485 м), а ширину его уменьшили с 20,6 м на "Могами" и "Микума" до 19,2 м.
Кроме этих мер, для улучшения поперечной остойчивости перенесли дальше в корму торпедные аппараты (перед и за основаниями катапульт). Это также уменьшало риск повреждения мостиков при взрыве торпед. Число котлов на второй паре крейсеров уменьшили с 10 до 8. Правда появились и дополнительные нагрузки, связанные с заменой одиночных 12,7-см зениток спаренными типа 89 на установках модели «А» модиф.1.
Достроенный с этими модификациями "Могами" вышел на испытания в марте 1935 года без катапульт, главных директоров, кормовых зенитных орудий и автоматов. Поперечная остойчивость оказалась в пределах принятых значений, но сварной корпус получил серьёзные повреждения. Во время пробегов полным ходом шпангоуты и бортовые стрингеры поблизости от винтов искривились, а присоединенные к ним листы обшивки ослабли, что привело к разгерметизации топливных цистерн. Кроме того, под напором воды вогнулась обшивка в носовой части, а корпус под действием даже не очень больших волн «повело». Поскольку палуба шельтердека структурно соединялась с барбетами башен ГК №3 и №4, в них сдеформировало роликовые дорожки, что лишило эти башни возможности горизонтальной наводки. Что и говорить - хорош корабль!
После докования и спешного ремонта на верфи флота в Куре "Могами" укомплектовали 28 июня 1935 года, а спустя два месяца к нему присоединился "Микума", также не имевший кормовых зениток и 40-мм автоматов. Всё это несколько напоминало сдачу нерадивыми строителями здания с протекающей крышей из недалёкого социалистического прошлого. Результат не замедлил сказаться при первой же непогоде. Присоединившиеся на время летних маневров к 4-у Флоту оба крейсера во время тайфуна, в который флот попал 25 сентября к востоку от Мияко, получили повреждения корпусов, особенно "Могами". Были разрушены многие сварные соединения в носовой части, ограничилась возможность горизонтальной наводки носовых башен. Пришлось по возвращению в Куре поставить оба крейсера 15 ноября во 2-й Резерв.

 

Модификация после "Инцидента с 4-м Флотом" (модификация 1936 года).

Эти работы японцы "закодировали" как "Вторые работы по улучшению" или как "Модификацию по усилению корпуса".
Повреждения, полученные 4-м Флотом во время тайфуна, показали слабость корпусов кораблей последней постройки, особенно их сварных соединений. 10 октября был даже создан "Экстренный Совет по исследованию характеристик! кораблей.
10 ноября на испытания в бухту Татейяма вышел «Судзуя», имевший 96%-ю готовность (без директоров, кормовых зениток и 40-мм автоматов). По рекомендации Экстренного Совета испытания пришлось прервать и 20 ноября поставить корабль в сухой док №4 на верфи флота Йокосуки для контроля состояния элементов корпуса. На время работы Совета поставленные в резерв "Могами", "Микума" и "Судзуя" были разоружены и подготовлены для крупномасштабных модификаций. Строительство все еще не спущенного на воду "Кумано" временно приостановили.
К апрелю 1936 года Совет сделал некоторые выводы и представил список мер, которые было необходимо предпринять для увеличения прочности корпусов недавно построенных и строившихся кораблей. В частности, строго регламентировалось применение сварки. Работы на "Кумано" возобновились, а поставленные 1 апреля в 3-й Резерв "Могами" и "Микума" начали реконструкцию, которая длилась до февраля 1938 и октября 1937 года соответственно. "Судзуя" после разоружения в бассейне Коуми в июне 1936 года стал в сухой док №4 арсенала Йокосуки и закончил реконструкцию почти одновременно с "Микума".
На сей раз работы включали:
Замену сварных соединений обшивки из стали DS (DucolSteel - сталь Дюколь) в средней части (80% длины) клёпанными, а в оконечностях - сварными, но из стали MS (MildSteel - мягкая кораблестроительная сталь).
Установку в средней части дополнительных плит из стали D - по днищу с обеих сторон от киля, по шельтердеку и по верхней палубе, а также вдоль борта между ними.
Модификацию соединений между барбетами башен №3 и №4 и палубой шельтердека, чтобы уменьшить воздействие деформации корпуса на наводку башен. Теперь барбеты не соприкасались с этой палубой.
Установку больших булей поверх прежних для сохранения поперечной остойчивости в принятых пределах, несмотря на увеличение водоизмещения более, чем на 1000 Т. Максимальная ширина первой пары выросла до 20,15 м, второй – до 20,2 м.
Кроме этого, уменьшили высоту грот-мачты, наконец-то установили кормовые 12,7-см зенитные установки и новые спарки 25-мм автоматов типа 96 со своими директорами типа 95, новую рельсовую систему для обслуживания гидросамолетов.

 

Модификация после денонсации морских соглашений (модификация 1939-40 годов.

Эти "Третьи работы по улучшению" неофициально назывались еще "замена орудий ГК".
После денонсации Вашингтонского договора 29 декабря 1934 года и решения 15 января 1936 года не подписывать Второе Лондонское морское соглашение Япония вступила в так называемый "бездоговорной" период. Первая фаза новой кораблестроительной программы отражала выводы, сделанные при пересмотре "Политики обороны" 3 июня 1936 года. Эта программа под названием "Третья программа по замене кораблей" была одобрена на закрытой 70-й сессии парламента. Вместе с постройкой новых боевых кораблей по ней предусматривались: постройка экспериментальных подлодок, модернизация линкора "Хией" и крейсеров "класса А", замена 2-х орудийных 15,5-см башен на крейсерах типов "Могами" и "Тоне" 2-орудийными калибром 20,3-см, чтобы увеличить число крейсеров «класса А» до 18 единиц.
Трехорудийные 15,5-см башни имели наружный диаметр шарового погона 5,71 м из-за большего размера нижнего отделения и большего числа подъёмников боезапаса. В соответствии с этим 2-орудийные 20-см башни модели "Е" с диаметром шарового погона всего 5,029 м пришлось модифицировать. Новые башни стали известны как модель "Могами". Модификацию барбетов на "Тоне" и "Тикума" выполнили во время достройки, но нехватка новых башен затянула их установку до 1939 года. "Могами" и "Микума" проходили модернизацию на верфи флота в Куре, "Судзуя" и "Кумано" - на верфи флота в Йокосуке. Не считая замены башен, на крейсерах типа "Могами" катапульты типа Куре №2 модели 3 заменили более тяжелыми модели 5, 16 принимаемых на борт торпед типа 90, работавших на сжатом воздухе, заменили 24 кислородными торпедами типа 93, а на верхушке фок-мачты установили пост управления торпедной стрельбой.

 

Сроки постройки и данные по верфям

 

Название

«Могами»

«Микума»

«Судзуя»

«Кумано»

Временное обозначение

№1

№2

№3

№4

Бюджет

1931/32

1931/32

1932/33

1933/34

Дата присвоения названия

1.08.1932

1.08.1932

1.08.1933

1933/34

Заложен

27.10.1931

24.12.1931

11.12.1933

5.04.1934

Спущен

14.03.1934

31.05.1934

20.11.1934

15.10.1936

Укомплектован

28.06.1935

29.08.1935

янв.1936*

31.10.1937

Строитель: корпус/

верфь ВМФ Куре/

верфь фирмы Мицубиси­

верфь ВМФ

верфь фирмы Кавасаки

механизмы

она же

 Нагасаки

Йокосуки, слип №2

заводы Куре

Номер на верфи

 

№250

 

№590

Начало реконструкции

1.04.1936

1.04.1936

июнь 1936

-

Укомплектован

15.02.1938

31.10.1937

31.10.1937

-

Верфь

верфь ВМФ Куре

Мицубиси и Куре

верфь ВМФ Йокосуки

 

* Ожидаемая дата, но в ноябре 1935 года испытания были прерваны после "Инцидента с 4-м Флотом" и "Судзуя" после снятия вооружения на фирме Коуми Бейзн (начало в январе 1936 года) был поставлен в док на реконструкцию.

 

Основные даты "Третьих работ по эффективному улучшению крейсеров типа "Могами".

 

Название

Поставлен в 3-й Резерв

Начало работ

Окончание работ

Зачисление в 7-ю эскадру

Могами

15.12.1938

31.01.1939

12.04.1940

1.05.1940

Микума

20.05.1939

январь 1939

30.12.1939

1.05.1940

Судзуя

15.12.1938

31.01.1939

30.09.1939

15.11.1939

Кумано

20.05.1939

20.05.1939

20.10.1939

15.11.1940

 

 

 

 

Основной проект "С-37" 1931 года

 

9e20331d6ce2.jpg

На фрагментах: палуба зенитных орудий (шельтердек) и верхняя палуба в средней части корпуса.

СБПТ - система быстрой перезарядки торпед. П – прожекторы в закрытых башенках. Размещения: 197,0 (ВЛ)*18,0 (ВЛ)*4,5 м. Стандартное водоизмещение 8 500 т, на испытаниях с 67% запасов - 11 200.

 

Тяжёлый крейсер "Такао" — прототип проекта "Могами"

b4c0c56b92a7.jpg

 

​203-мм орудия Тип 3 № 2 на крейсере «Како».

2f3d93cff6da.jpg 

Трёхорудийная башня со 155-мм орудиями Тип 3 на линкоре «Ямато».

a51ef107016b.jpg

 

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
122
[EZI-V] MATPOCCKuN
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
648 публикаций
5 790 боёв

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
122
[EZI-V] MATPOCCKuN
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
648 публикаций
5 790 боёв

Вооружение

 

На момент достройки в 1937/38 годах состояло из 15 15,5 - см орудий в трёхорудийных башнях, 8 12,7-см двухорудийных установок, 8 25-мм зенитных автоматов в спаренных установках, 4 13-мм зенитных пулемёта и 12 61-см торпедных аппаратов в поворотных строенных установках. В 1930 - 1940 годах вооружение ГК заменили на 10 20-см орудия в двухорудийных башнях.

 

Вооружение главного калибра.

 

Первоначальное.

Из пяти башен, как и на крейсерах "класса А", три распола­гались в носу и две в корме. Но размещение носовых башен было иным - вместо схемы "пирамида" применили схему "накладка": первые две башни находились на одном уровне, а третья - на палубу выше (на шельтердеке), имея большие углы обстрела, чем при схеме "пирамида".

Орудия 15,5-см типа 3 года с длиной ствола 60 калибров проектировались инженером С.Хадой специально для этих крейсеров, чтобы вооружить их максимально разрешенным калибром. Работы начались в 1930 году, испытания закон­чились спустя два года, а 7 мая 1934 года орудие приняли на вооружение. Его сначала намеревались использовать и по воздушным целям, для чего в техзадании указывался угол подъёма 75°, начальная скорость снаряда 980 м/с и дальность стрельбы 18000 м. Но скоро стало ясно, что скорость вертикальной наводки (ВН) и число принимаемых на борт снарядов оказались явно недос­таточными для ведения быстрого огня по быстро перемещаю­щимся целям. Более того, большой угол подъёма требовал применения точных и очень чувствительных механизмов ВН и отдачи. Так что от идеи получить мощное универсальное орудие пришлось отказаться.

По оценкам, при стрельбе по надводным целям корабль с 15,5-см орудиями совсем немного бы уступал кораблю с 10 20-см пушками, поскольку меньший вес снаряда ком­пенсировался большим числом орудий и лучшей их скорос­трельностью. Новые орудия могли пробить на дистанции 15000 м 108-мм (100-мм при угле встречи 60°) плиту из стали NVNC (20-сантиметровые 150-мм), а на дистанции 20000 м - почти 100-мм (125 мм). При весе снаряда 55,87 кг и тео­ретической скорострельности 7 выстрелов в минуту в полном залпе получалось 105 снарядов общим весом 5775 т. Крейсер же с десятью 20-см орудиями (вес снаряда 125,85 кг) давал 50 снарядов в минуту общим весом 6250 кг при теоретической скорострельности 5 выстрелов/мин. На практике сравнение оказывалось даже в пользу крейсера "класса В", поскольку реальная скорострельность составляла соответственно 5 и 3 выстрела/мин., что давало минутный залп из 75 15,5- см снарядов весом 4200 кг против 30 20-см снарядов весом 3780 кг.

Трёхорудийные установки с углом возвышения 55° спроектировал в 1932 году тот же С.Хада. Они размещались в башнях с главным (боевым) и нижним (энергетическим) от­делениями и пламянепроницаемым центральным стволом, вращающимся вместе с поворотной платформой. Из-за ог­раничений по ширине башни расстояние между осями орудий получилось всего 1,55 м, чего явно не хватало для нормального действия затвора среднего орудия, затворный механизм ко­торого пришлось повернуть вокруг оси на 45°.

Внешний диаметр роликового погона составил 5,71 м , высота вра­щающей структуры -13 м для башен №№1,2 и 5 и 15,8 м для башен №2 и №4. Как и на крейсерах «класса А», боевое отде­ление (размер 8,4x6,2x2,25 м) со всех сторон защищалось 25- мм сталью NVNC, а под крышей, с боков и лобовой части внутри имелась тонкая стальная облицовка, установленная с зазором 10 см. Такая теплоизоляция облегчала действия в тропиках. Башня весила около 175 т, но башни №3 и №4 были несколько тяжелее и выше, поскольку несли ещё 8-метровые дальномеры типа 13.

Во время маневров 7-й эскадры в Бунго Суйдо в августе 1938 года "Микума" произвел несколько залпов главным калибром на дистанцию около 20 000 м со средним разбросом 278 м, что было намного меньше, чем у 20-см орудий в башнях моделей "D" и "Е".

Орудия имели гидроцилиндры отдачи и пневмонакатники. Наводка установок (ВН) и башен (ГН) производилась при помощи электрогидроприводов с минеральным маслом в качестве рабочей среды (для уменьшения коррозии). Приводы ГН и частично приводы ВН размещались в энергетическом отделении. Два электромотора по 100 л.с. вращали со ско­ростью 500-600 об./мин. валы насосов, обеспечивая давление в гидролиниях 70 атмосфер. Обычно использовался один насос, другой был резервным. Гидромоторы приводили в движение механизмы подъёма и опускания орудий (поршне­вого типа) со скоростью 10/°с. Проектом предусматривалась скорость ВН 16% (для ведения зенитного огня), но потом приняли меньшую. Механизм ГН башни состоял из червячной передачи, причем червяк был частью опоры, а небольшое червячное колесо вращалось от гидромотора, давая скорость ГН до 6%.

Заряжание орудий производилось при фиксированном угле возвышения +7°. Снаряды загружались и досылались в ствол до места гидротолкателями, а заряды (1 картуз на заряд) заг­ружались вручную и досылались гидротолкателем.

Для подачи боезапаса каждая башня имела 6 подъём­ников - по 1 снарядному и зарядному на орудие. Снаряды подавались со стеллажей погребов, расположенных под НП, на циркулярную роликовую дорожку, идущую вокруг основания вращающейся структуры башни. В боевое отделение они подавались подъёмниками "толкающего" типа (время подъёма 3 с) с максимальной скоростью 6 снарядов в минуту. Зарядные картузы подавались из магазинов, расположенных под уровнем складской палубы, по пламянепроницаемым барабанам в зарядный погреб, где их вручную через двойные пламянепроницаемые двери вкладывали в подъёмники "черпакового" типа. Время подъёма составляло 4 с, максимальная скорость подачи – 4 зарядов на ствол. Приводы подъёмников - гидрав­лические с питанием от общей системы башни.

Боезапас 15,5-см орудий состоял всего из двух типов снарядов, принятых на вооружение 17 апреля 1935 года: колпачкового типа 91 (1,152 кг ВВ типа 91, донный взры­ватель типа 13 №3 с задержкой 0,08 с) и учебного (без взры­вателя), общий запас 2250 штук или по 150 на орудие. Бронебойный снаряд, как и аналогичный 20-см, был ныряющим и не имел настоящего бронеколпачка - только баллистический. Заряды использовались трёх типов: 19,5-кг "общий", 12,3-кг «уменьшенный» или "легкий" для учебных снарядов.

Экипаж башни состоял из 24 человек в боевом отделении (из них 1 горизонтальный наводчик и 3 вертикальных, 3 заря­жающих снарядов, 3 заряжающих зарядов, 6 операторов подъёмников, 3 оператора заряжания орудий, закрывания затвора и продувки), 7 человек в снарядном погребе и 10 в зарядном.

Модифицированное вооружение

Во время третьей модернизации ГК заменили на 10 20- см/50 орудий типа 3 года №2 (203-мм) в двухорудийных башнях модели "Могами", разработанных в 1937 году на основе башни модели "Е", поступившей на вооружение крейсера "Майя" (см. Приложение 1). Главное отличие зак­лючалось в большем диаметра роликового погона и длине боевого отделения. Поскольку 20-см орудия (10,15 м) были длиннее 15,5-сантиметровых (9,3 м), из-за ограниченного пространства между башнями №1 и №2 стволы последней в походном положении на опускались ниже угла +12°. Приводы установок и башен были идентичны модели "Е", но скорость ВН снизили до 6°/с - с мечтой о зенитной стрельбе из орудий ГК уже распрощались. Подача также была как в башне "Е", но по той же причине имелся один снарядный подъёмник на орудие вместо двух.

Погреба пришлось модернизировать, чтобы хранить в них снаряды и заряды увеличенных размеров. Вместо циркуляр­ных роликовых дорожек в снарядных погребах установили тележки, как на модели "Е". Боезапас по 120 снарядов на орудие состоял из бронебойных типа 91, "коммон" типа 91, "коммон" типа 0 и типа 3, осветительных типа "В" и учебных.

Экипаж башни насчитывал 19 человек в боевом отделении, 9 человек в снарядном и 10 в зарядном погребе. Орудийная прислуга состояла из горизонтального наводчика, двух верти­кальных, двух замковых, 4 заряжающих для зарядов, 2 для снарядов, 2 операторов зарядных и 2 операторов снарядных подъёмников, двух операторов заряжания, закрывания затвора и отката.

 

Зенитные орудия дальнего действия.

Крейсера типа "Могами" несли по восемь орудий Типа 89 в четырёх спаренных установках модели "А", модификации "1". Установки имели вес 24,5 т и двухмиллиметровые щиты расчётов от непогоды. Обеспечивалось возвышение на угол 90°, максимальное снижение стволов равнялось 8°. Электрогидравлический привод обеспечивал вертикальное и горизонтальное наведение огня со скоростью до 16° в минуту. Этого было уже достаточно для стрельбы по пикирующим бомбардировщикам. 127 - мм установки управлялись при помощи двух зенитных директоров Тип 91, но эта система управления огнём успела устареть к началу войны на Тихом океане.      

В проекте “С-37” предусматривалось всего 4 одност­вольных установки новых 12,7-см орудий, поскольку счита­лось, что ГК сможет вести зенитный огонь. С появлением в 1932 году спаренных установок, решили использовать ГК только по надводным целям и в 1933 году проект модифи­цировали, заменив 4 одиночных установки 12,7-см зениток спаренными. Однако из-за их нехватки “Могами”, “Микума” и “Судзуя” вступали в строй только с передней парой таких установок, а еще две на них добавили в ходе второй модернизации в 1937 году. Вошедший в строй в том же году “Кумано” сразу получил 8 12,7-см орудий.

Для тренировок прислуги позади башни ГК №5 на палубе установили учебную установку 12,7-см орудия.

Погреба 12,7-мм боезапаса (№1 по правому и №2 по левому борту) располагались под складской палубой между переборкой КО и зарядными погребами башни ГК №3. Унитарные снаряды подавались подъёмниками (по два на “Могами” и “Микума”, по 4 на остальных), проходящими через складскую палубу, нижнюю и среднюю. По последней их переносили в среднюю часть корабля и загружали в четыре других подъёмника, которые подавали снаряды уже на верхнюю палубу - в помещения для подготовки боезапаса, находившиеся поблизости от установок. Снаряды вынимались вручную и также вручную подавались к орудиям. В помеще­ниях подготовки боезапаса имелось несколько готовых к выстрелу снарядов.

 

Зенитные автоматы.

Основной артсистемой ближней ПВО на кораблях Императорского флота стал 25-мм зенитный автомат Тип 96. Это орудие было разработано во Франции в 1930 году известной военно-промышленной компанией "Гочкис".

Автомат не был принят на вооружение французским флотом, но в 1934 году японский флот купил небольшую партию этих пушек и использовал их как как Тип 94. По своим характеристикам автомат "Гочкиса" заметно превосходил совершенно устаревший "Пом-пом", импортированный из Великобритании, и в 1936 году он был запущен в серийное производство с пламегасителями немецкой компании "Рейнметалл" по маркой Тип 96.

Автоматика работала за счёт отвода газов, ствол охлаждался воздухом, техническая скорострельность колебалась в пределах 200 - 250 выстрелов в минуту. Практическая скорость была вдвое ниже, так как питание осуществлялось из вставляемых сверху магазинов по 15 патронов. Орудие могло использовать четыре типа снарядов: бронебойный, общего типа, зажигательный и трассирующий. Эффективная дальность стрельбы не превышала 1500 м.

 Крейсера типа "Могами" первоначально несли по четыре спаренных установки автоматов Тип 96. Они весили по 1100 кг, имели силовой привод от электромотора мощностью 1 л.с., круговой обстрел и могли наводиться по вертикали в диапазоне +80°/−10°. Каждая пара установок получала целеуказание от директора Тип 95. Боезапас включал пр 2000 патронов на каждый ствол. Размещение установок у дымовых труб было неудачным, поскольку они не могли вести огонь прямо по курсу корабля и имели ограниченные углы обстрела в корму. Опасность со стороны авиации, быстро выявилась в ходе военных действий, привела к радикальному количественному усилению малокалиберной зенитной артиллерии крейсеров. К моменту своей гибели, уцелевшие до 1944 года крейсера типа "Могами", несли по 50-60 автоматов Типа 96 в строенных, спаренных и одиночных установках. Однако этот рост не сопровождался резким усилением реальных возможностей ПВО кораблей.

Автомат Тип 96 был вполне удовлетворительным оружием лишь в 1930 - х годах. Бои на Тихом океане выявили его устарелость. Практическая скорость была слишком низкой для такого калибра, поражающее действие снаряда незначительно, а эффективная дальность мала. Качество систем управления огнём защитных автоматов оставляло желать лучшего, но и их не хватало. Одинарные установки не имели их вообще и отдавались на "откуп" расчёту, играя скорее психологическую роль: "Смысл их существования заключался разве только в моральном воздействии на лётчиков, да и на собственную команду - в момент воздушной атаки гораздо спокойнее, когда сам занят делом и вокруг стреляют твои пушки". Однако японских флот так и не разработал более эффективного орудия, а скопировать "Бофорс" успеха не имела. В результате, не смотря на огромное количество стволов, установленных на кораблях к концу войны, японским зенитчикам практически никогда не удавлось отразить массированные атаки американских пикировщиков и торпедоносцев. Отсталость японского флота была ещё заметней на фоне их американских противников. Флот США к середине войны приобрёл эффективную комбинацию зенитных автоматов из 40 - мм "Бофорсов" и 20 - мм "Эрликонов". Первые, при их равной с Типом 96 скорострельности, стреляли гораздо более тяжёлыми снарядами и имели значительно большую эффективную дальность стрельбы. "Эрликоны", уступая Типу 96 в весе снаряда и дальнобойности, радикально превосходили в скорострельности. Преимущество американцев закреплялось превосходством в качестве и количестве систем управления огнём.

 

Торпедное вооружение.

С самого начала было принято более мощное торпедное вооружение, чем на типе "Такао", состоящее из четырех поворотных 3-трубных 61-см аппаратов Типа 90 модели 1 - по два на борт в небольших спонсонах. В проекте "С-37" торпедные аппараты (ТА) размещались рядом с носовой надстройкой, но, чтобы уменьшить возможные последствия взрыва торпед, в 1934 году решили перенести их дальше в корму - перед и за основаниями катапульт над МО, как это сделали на крейсерах типа "Миоко" во время первой модернизации.

Каждая труба ТА имела систему быстрой перегрузки, являвшуюся развитием системы, примененной на типе "Такао". Новая система имела меньший вес, вместо механизма с бесконечной цепью имела бесконечный трос и фрикционный ролик, обычно вращаемый пневмомотором мощностью 7 л.с. (имелось и ручное дублирование), перегрузка шла быстрее - 16,6 с вместо прежних 20 с. Торпеды устанавливались на роликах, снабженных тросом, один конец которого прик­реплялся к торпедной трубе, а другой после закрепления на хвостовике торпеды заводился на фрикционный барабан. При вращении барабана трос наматывался на него, а торпеда протягивалась по роликам в трубу аппарата. Для транс­портировки торпед крейсера имели систему подвесных рель­сов и полиспастов. Загрузка торпед производилась с носа корабля, поскольку с этой стороны диаметр труб был больше (на крейсерах типа "Такао" в борту имелись специальные вырезы).

По проекту корабли должны были нести по 24 торпеды типа 90, работавшие на сжатом воздухе: 12 в аппаратах и 12 резервных. Но после второй модернизации 1937 года число резервных сократили до 6, в торпедных отсеках установили компрессоры для "специального воздуха" (кислорода). Перед большими маневрами 1938 года торпеды типа 90 заменили новыми кислородными типа 93.

После третьей модернизации 1938 года снова вернулись к 12 резервным торпедам.

 

Устройства управления стрельбой.

После катастрофы с миноносцем "Томодзуру" носовую надстройку переделали, приняв для новых крейсеров более компактную, высотой в 7 ярусов.

На самом верху в башенке располагался командный пост типа 95 с директором ГК типа 94 модели 2, принятым на вооружение 9.10.1934 года.

Под ним также в башенке, которая могла вращаться вокруг центрального ствола, поддерживающего башенку директора, на 360°, размещался дальномерный пост типа 94. В его кормовой части имелся 6-метровый бинокулярный совме­щающий дальномер типа 14, а в носовой - градуированные стереотрубы и бинокли для обнаружения целей; имелся также бинокль для горизонтального наводчика башни дальномерного поста. Внутри центрального ствола имелось помещение для передачи данных стрельбы в башни ГК.

Ниже находился компасный или ходовой мостик с ком­пасами, 12-см и 18-см биноклями в носовой части и электро- щитовой верхнего мостика в кормовой (между опорами даль­номерного поста). По обеим сторонам платформенного мос­тика были оборудованы посты управления торпедной стрельбой типа 92 с торпедными директорами типа 91 модели 3 и 12-см биноклями.

Под ходовым мостиком располагался сигнальный. В его носовой части размещалась боевая рубка, за ней - телеграфная рубка и каюта отдыха, по бокам - установки управления боевыми прожекторами типа 94 (на "Могами" в башенках), в кормовой части - сигнальные 60-см прожекторы и посты флажного семафора.

Следующая платформа носовой настройки - верхний мостик - имела в передней части две позиции для спаренных 12 мм автоматов, за ними - бронированную (100-мм стены, 50-мм крыша) рулевую рубку с аварийным командным пос­том №1. По бокам рубки находились посты наблюдения за морем в закрытых башенках и 1,5-метровые штурманские дальномеры также в башенках. В кормовой части распола­галась радиорубка, каюта отдыха и посты воздушного наблю­дения.

На платформе нижнего мостика располагались командир­ская и флагманская каюты отдыха, каюта штурмана (на «Суд­зуя» и "Кумано" здесь был радиотелефонный пост № 1), электрощитовая. По бокам стояли башенки постов наблюдения и зенитных директоров типа 91.

Самый нижний ярус надстройки находился на уровне шельтердека или палубы зенитных орудий. Из-за уменьшения числа котлов, дымоходы которых проходили через этот ярус надстройки, на второй паре крейсеров площадь его была больше. На "Могами" и "Микума" здесь располагались радио­телефонные посты №1 и №2, а на остальных - каюта штур­мана, штурманская рубка, радиотелефонный пост №2, аварий­ный командный пост №2 и воздухозаборники КО №1 и №2.

Кроме хорошо защищенной рулевой рубки с аварийным командным постом №1 противопульное бронирование из стали Дюколь имели башенка директора ГК, её опоры, ходовой мостик, пост управления огнем, радиотелефонные рубки, щитовые, коммуникационные трубы между радиорубками и между рулевой рубкой и средней палубой.

Устройства УАО по надводным целям в проекте "С-37" в целом повторяли проект "Такао": главный директор типа 14 в башне наверху носовой надстройки, под ним визир с 6 метровым дальномером также в башне, кормовой директор типа 14 на крыше самолетного ангара. Но при переделке проекта в 1934-35 годах установили новые приборы УАО. Два директора ГК типа 94 модели 2 с 12-см биноклями устанавливались в башенках, известных как командный пост типа 95. Визир сняли, поскольку уже были разработаны новые вычислительные приборы для 15,5-см (позднее и для 20-см) орудий - типа 92 модиф. 1. Эти приборы могли подсчитывать скорость цели и курсовой угол, требуя для стрельбы только величины угла крена корабля. Они устанавливались в посту управления артогнем ГК на уровне складской палубы с правого борта у основания башни №2 под бронепалубой. Во время третьей модернизации таблицы стрельбы для 15,5-см орудий приспособили для 20-см орудий, тогда же крейсера получили устройство задержки стрельбы типа 98.

 

Торпеды применявшиеся крейсерами типа "Могами"

Торпеды применявшиеся крейсерами типа "Могами"

Орудие

Тип 90

Тип 93

Калибр

610

610

Длина торпеды, м.

8,55

9,0

Масса торпеды, кг.

2540

2700

Масса боевой части, кг

390

490

Дальность хода, м/на скорость узлов

7000/46, 10 000/42, 15 000/36

20 000/50, 32 000/40, 40 000/36

 

 

Система УЗО сначала включала два директора типа 91, скомбинированных с визиром и вычислительным прибо­ром, и два 4,5-метровых дальномера в отдельных башенках рядом. Во время второй модернизации 1937 года между установками зенитных автоматов появились их зенитные директоры типа 95. Пост управления стрельбой зенитных орудий находился на нижней палубе рядом с основанием башни ГК №3. Система УТС состояла из двух директоров тип 91 модели 3 (также известны как тип 92 модель 2) и двух визирных постов по бокам компасного мостика. Во время второй модернизации установили вычислительный прибор типа 93, а в ходе третьей оборудовали дополнительный пост управления торпедной стрельбой на верхушке фок- мачты с директором типа 97, которым управлял торпедный офицер. Для измерения дистанции до цели при артогне и торпедной стрельбе на каждом крейсере имелось по три дальномера типа 14: два 8-метровых в башнях ГК №3 и №4 и 6-метровый на носовой надстройке под директором. По бокам фок-мачты в башенках стояли два 4,5-метровых зенитных дальномера, на надстройке имелось два 1,5- метровых штурманских, а третий такой же стоял на треноге на кормовой надстройке.

Для ночного боя предусматривалось три позиции для прожекторов: две по бокам дымовой трубы, одну по ДП за трубой, т.е. на борт могли действовать два прожектора. После достройки корабли получили только что принятые на вооружение 110-см прожекторы типа 92, которые управлялись от четырех устройств типа 94 (на сигнальном мостике). На носовой надстройке имелось также два 60- см сигнальных прожектора.

 

Авиационное вооружение.

В проекте "С-37" самолетное вооружение повторяло тип "Такао": 2 катапульты, ангар на два гидросамолета со сложенными крыльями, система рельсовых путей между катапультами, 1 3-местный дальний разведчик и 3 2-местных корректировщика. Задачи у самолетов оставались такие же, что и на крейсерах "класса А": разведка сил противника в пределах 300 миль (3-местный) или 150 миль (2-местные), оценка боевой ситуации в пределах 75 миль 2-местными самолетами, противолодочное патрулирование. Но после случая с "Томодзуру" ангар во время первой модернизации убрали, а шельтердек продлили в корму до барбета башни ГК №4, образовав пространство для хранения самолетов, число которых сократили до трех. Внутри организовали сложную систему рельсов для перемещения самолетов. Обе пороховые катапульты типа Куре №2 модели 3 могли запускать самолеты весом до 3000 кг.

После укомплектования для летних манёвров 1935 года крейсера этого типа официально несли по 1 ГСМ типа 94 №1 и два типа 90 №2 модели 2, но на время маневров "Могами" имел только три последнего типа. После второй модернизации, когда несколько изменилась рельсовая система, крейсера 7-й эскадры несли 1 самолет типа 94 №1 и два типа 95. После третьей модернизации крейсера получили более тяжелые катапульты модели 5, способные запускать машины весом до 4 тонн, но состав авиагруппы остался прежним, только 3-местный самолет заменили более современным - типа 94 №2. К концу 1941 года корабли получили вместо него новый типа 0. В корме хранились 4 250-кг и 44 60-кг бомбы.

Фактически после 1937 года крейсера типа "Могами" могли нести по четыре самолета: 1 типа 94 (сзади по левому борту) и три типа 95 (2 на правом борту и 1 на левом спереди). Но на службе их число никогда не превышало трёх.

 

Трёхорудийная 15,5 см башня №2 крейсера "Могами"

Spoiler

                                                 

 

fb841172f975.jpg

 

Спаренная установка пулемётов Гочкис на французском корабле.

Spoiler

a1bffd8c693e.jpg

 

 

Строенная установка зенитного автомата Тип 96

232ad7e32b48.jpg

 

Торпеда Тип 93

ed9542f1bcb5.jpg

 

 

 

 

 

Носовые надстройки "Могами" (слева) и "Судзя" (справа) в 1940 году.

56f84c199062.jpg

 

1 - башня директора ГК типа 95; 2 - башня дальномера ГК типа 94; 3 - 6-метровый дальномер; 4 - пост ручного семафора; 5 – компасный мостик с компасом, 12-см и 18-см биноклями; 6 – пост управления торпедной стрельбой типа 92; 7 – торпедный директор типа 91 модели 3; 8 -12- см бинокль; 10 - сигнальный 60-см прожектор; 11 - пост наблюдения за воздухом; 12 – директор типа 91 12,7-см орудий в башне; 13 - башенка с 1,5-м штурманским дальномером; 14 – пост наблюдения за морем; 15 - позиции спаренных 13-мм пулеметов0/» 16 - ходовая рубка; 17 – бронированная боевая рубка (и аварийный командный пост №1); 18 - радиорубка; 19 – штурманская рубка; 20 - каюта отдыха командира (ЛБ) и флагмана (ПБ); 21, 22 – радиотелефонные поста №2 и №2; 23 - офицерский туалет; 24,33 - воздухозаборники КО №1 и №2; 25 – рундук с сигнальными ракетами; 26 - рундук с материалами для устройств УЗО; 27 – трап; 28 - сигнальный пост; 29 – радиотелефонный пост №1 (на «Кумано» и «Судзуя»; 30 – прокладочная; 31 - аварийный командный пост №2; 32 – артиллерийская кладовая; 34 – рубка связи; 35 – электрощитовая верхнего мостика.

 

Энергетическая установка и механизмы

 

Повышение проектной скорости до  37 узлов вынудило применить более мощную, чем на предшественниках энергетическую установку. Общая мощность четырёхвальной установки достигла 150 000 л.с. при этом турбины носовых машинных отделений вращали внутренние валы, а турбины кормовых отделений - внешние. Всего было установлено четыре турбозубчатых агрегата марки "Кампон", мощностью по 38 000 л.с. Каждый состоял из трёх турбин переднего хода и одной турбины заднего. Кроме того, носовые агрегаты имели ещё и по одной маломощной, но экономичной турбине крейсерского хода. Мощность передавалась на валы с помощью четырёх основных и двух крейсерских редукторов. Гребные винты имели диаметр 3,8 м и шаг 4,28 м.

Турбины питались паром от трёхколлекторных водотрубных котлов марки "Кампон". Все котлы имели перегреватели, систему подогрева пара воздухом и работали на сырой нефти. Давление в котлах - 23 атмосферы. Первоначально крейсера имели по 10 котлов, из них 8 больших и 2 малых. Каждый из больших котлов размещался в отдельном отсеке, малые котлы в одном отделении. После модернизации 1933 года, оставили лишь 8 больших котлов, каждый в индивидуальном котельном отделении. Благодаря этому общая длина котельных отделений сократилась с 44,24 м. до 40, 32 м. Общая масса энергетической установки достигла 2440 т., при удельной мощности 61,5 л. на тонну. Это было значительно выше, чем у типа "Такао", имевшего показатель 488 л.с. на тонну.

Турбоагрегат состоял из трех турбин переднего хода (высокого, среднего и низкого давления), которые зуб­чатыми передачами выводились на один вал (планетарная передача с 3 шестернями), и турбины заднего хода (10000 л.с., 220 об./мин. на гребном валу), размещенной в корпусе ТНД. Два агрегата носовых МО имели ещё по турбине крейсерского хода (на валу 2770 л.с. и 1076 об./мин.), соединенной черед редуктор с ТСД Все турбины были одноступенчатые (однороторные) и однопоточные (им­пульсные), кроме двухпоточных ТНД. Роторы изготав­ливались из твердой стали, лопатки - из нержавеющей стали В.

На полном ходу ТКХ отсоединялись от валов ТСД и пар от котлов проходил прямо на первую ступень ТВД. На крейсерском пар сначала проходил ТКХ, затем ТВД, ТСД, ТНД и поступал в конденсор. Весь турбоагрегат, включая ТКХ, ТВД, ТСД и ТНД, на крейсерском ходу развивал на валу мощность 3750 л.с. при 140 об./мин. гребного винта, а при перегрузке 5740 л.с. при 165 оборотах. Предельные цифры на испытаниях – 10 000 л.с. при 200 оборотах.

 

 Редукторы.

Имелось четыре главных редуктора и два крейсерских. Главные имели два зубчатых колеса (по 438 зубьев длиной 620 мм) на гребном валу, с которыми зацеплялись две шес­терни на валу ТВД (передаточное отношение 6,738), а другой стороны две шестерни на общем валу ТСД и ТНД (передаточное отношение 7,684). Колеса и шестерни имели спиральные зубья, вес редуктора достигал 39,5 т, выходное число оборотов в минуту 340. Одношестеренный крейсе­рский редуктор между ТКХ и ТСД имел передаточное отношение 4,457.

 

Конденсоры (холодильники).

Размещались в каждом МО вдоль корпуса ТНД, Общая площадь охлаждения составляла 5141 м2 (по 1284,9 м2 в носовых МО и по 1285,4 м2 в кормовых). Каждый имел по 5708 трубок длиной 4,5 м и внешним диаметром 16 мм, по 2 паровых эжекционных охладителя производи­тельностью 155 т/ч, по 2 паровых эжекционных насоса с турбоприводом (производительность 120 т/ч на первой паре крейсеров и 130 т/ч на второй), водяной цирку­ляционный насос с турбоприводом (производительность 1100 т/ч).

 

Котлы.

Трехколлекторные водотрубные котлы типа Канпон с нефтяным отоплением имели перегреватели и предвари­тельный подогрев пара воздухом. Рабочее давление в паровом коллекторе равнялось 23 атм., а в коллекторе перегретого пара (300°С) 22 атмосферы.

"Могами" и "Микума" имели по 10 котлов (8 "больших" и 2 "малых") в девяти КО: котлы «большого» типа разме­шались в своих КО (№№2-9), разделенных переборкой по ДП, а «малые» - в КО №1 бок о бок без переборки по ДП. Дым от котлов №№1-6 выносился через носовой дымоход, а котлов №№7-10 через кормовой. Общая длина всех КО была 44,24 м.

После модификации проекта в 1933 году число котлов уменьшили до восьми «большого» типа и такую схему приняли для "Судзуя" и "Кумано". Все котлы располагались в своих отделениях с центральной переборкой. Новые «большие» котлы имели увеличенный с 37 до 42 м3 объём камеры сгорания, 8 больших и 2 малых нефтяных форсунки, размеры парового коллектора: 1420 мм диаметр и 5230 мм длина, водяного - соответственно 640 м 5270 мм, коллектора перегретого пара 450 и 2425 м. Расстояние между паровым и водяным коллекторами равнялось 3300 мм. Носовой дымоход обслуживал 4 передних котла, кормовой - 4 задних. При той же площади поверхности нагрева уменьшение числа котлов сократило длину всех КО до 40,32 м.

 

Вспомогательные механизмы.

Генераторы. Имелось 5 генераторов общей мощностью 1400 кВт (напряжение 225 В): три по 300 кВт с турбинным приводом и два по 250 кВт с дизельным. Из пяти генераторных постов 4 располагались под броневой нижней палубой: два перед КО и два за МО (по 2 на борт, по бокам от снарядных погребов). Пятый генератор на первой паре крейсеров размещался на средней палубе с правого борта недалеко от мидель-шпангоута, а на второй - на нижней палубе с левого борта, перед генератором №2.

 

Вспомогательные механизмы в машинных отделениях.

Большинство вспомогательных механизмов в МО и КО имели турбинные приводы, причем турбины работали на тех же параметрах пара, что и главные. Каждое МО имело по 4 горизонтальных вентилятора: 2 с турбо- и два с электро­приводом, по одному вытяжному (производительность 800 м3/ мин.) и нагнетательному (производительность 650 м3/мин.) каждого типа. Кроме того, пост управления турбинами имел вентилятор производительностью 15 м3/мин., размещенный слева и спереди МО. В каждом МО для смазки имелось 3 масляных насоса производительностью по 100 Т/ч с турбоприводом (на "Судзуя" и "Кумано" 2 по 150 Т/ч), 1 масляный охладительный насос (400 Т/ч) с турбоприводом, масляный радиатор с водяным охлаждением, подогреватель котельной воды (185 Т/ч, поверхность нагрева 38,24 м2), пожарный и трюмный насос с электроприводом (30 Т/ч). Три электронасоса для перекачки топлива производительностью 30 Т/ч располагались спереди и позади ЭУ и в носовом МО левого борта, а в МО № 1 и №2 имелось ещё по центробежному электронасосу производительностью 80 Т/ч.

 

Вспомогательные механизмы котельных отделений.

Система питания котлов состояла из четырех главных питательных центробежных насосов с турбоприводом производительностью по 190 Т/ч (на второй паре 150 Т/ч) и 8 вспомогательных поршневых производительностью 85 Т/ч (на первой паре ещё 2 по 70 Т/ч), а также восьми подогревателей котельной воды (в дополнение к четырем, расположенным в МО) с поверхностью нагрева 44,2 м2 (на первой паре 8 по 38,9 и 2 по 29,4 м2). Система вентиляции насчитывала по два вертикальных осевых вентилятора с турбоприводом на котел: на первой паре это были 4 вентилятора производительностью по 1150м3/мин. и 16 по 1300м3/мин., а на второй -16 по 1500 м3/мин. Система впрыска топлива имела насосы для форсунок и подогреватели нефти (8 площадью по 5,09 м2, плюс ещё 2 по 4,59 м2 на первой паре), а смазочная система - 8 масляных насосов производительность 10 Т/ч (на первой паре 4 по 10 и 4 по 5 Т/ч) и 8 охлаждающих насосов производительностью по 24 Т/ч (на первой паре 4 по 24 и 6 по 12 Т/ч). Когда корабль стоял в базе для вентиляции и впрыска топлива использовались вспомогательные устройства с электроприводом: 2 насоса для форсунок по 0,75 Т/ч и 2 вентилятора по 240 м ³/ч.

Система очистки воды.

Состояла из двух установок в носовых МО производительностью по 144 Т/сутки, каждая из которых имела испаритель площадью 29,1 м2, дистил­лятор (33,18 м2), радиаторы дренажной воды и выхлопного воздуха, аксиальные турбонасосы для дистиллята (по 10 Т/ч), для извлечения воды (по 20 Т/ч) и опреснительный насос (200 Т/ч).

 

Якорный и рулевой приводы.

Носовой брашпиль с приводом от двух 100-сильных электромоторов развивал подъёмную силу 31,8 Т при скорости 9 м/мин. Кормовой брашпиль имел привод от одного из гидромоторов рулевой машины, развивая 8,4 Т при 9 м/мин. Рулевой привод имел несколько гидроцилиндров на каждый руль, размещенных в рулевом отсеке, которые работали от двух электронасосов Перекладка пера руля из одного крайнего положения в другое (70°) производилась за 30 с.

 

Вес механизмов.

Общий вес механизмов на корабле достигал 2440 т при удельной мощности 61,5 л.с./т. Распределение весов для “Судзуя”: главные турбины 580 т, валы и винты 280 т, вспомогательные турбины 160 т, котлы 520 т, труба и дымоходы 90 т, трубопроводы 387 т, разное 153 т, нефть и вода 270 т.

По проекту ожидалась 152000 л.с. и 37 узлов при 340 об./ мин., диаметре винтов 3,8 м, их шаге 4,28 м и площади рабочей поверхности 8,07 м2.

 

Результаты испытаний представлены в таблице:

Крейсер

Дата

Место

Водоизмещение

Скорость, уз.

Мощность, л.с.

"Могами"

20.03.1935 янв. 1938**

Укурадзима

Там же

  1.  
  2.  

35,96

34,73

154266*

  1.  

"Микума"

14.06.1935

Кошткадзима

  1.  

136,47

  1.  

"Судзуя"

Нояб. 1935

18.08.1937

Татейяма

Там же

  1.  
  2.  

36,5

35,5

?

160020

"Кумано"

17.08.1937

Кии Суйдо

  1.  

35,36

  1.  

                                                    * "могами"  при водоизмещении 12464 т. На форсировке достиг 160912 л.с. и 36,44 (337 об./мин.).

                                                                     ** После второй модернизации.

На испытаниях всем крейсерам удалось незначительно превысить мощность, но достичь запланированной скорости 37 узлов ни один не смог. "Могами" показал максимальную скорость 35,96 узла, "Микума" - 36,47 узла, , "Судзуя" - 36,5 узла, "Кумано" - 34,36 узла. Согласно проекту максимальный запас топлива достигал 2280 тонн, что должно было обеспечить дальность хода 8 000 миль на скорости 14 узлов. Фактически запас топлива достигал - 2289 тонн, но дальность хода упала до 7673 мили на 14 узлах. После второй модернизации запас топлива сократился до 2235 тонн у первой пары и 2302 тонн у второй пары. Дальность хода уменьшилась до 7 000 - 7 500 миль.

 

 

 

Машинные отделения №2 и №4 (слева –внутренние валы), №1 и №3 (справа – внешние валы) 

b379a409460d.jpg

1 - трапы на СП; 2 – пост управления турбинами; 3 – насосный отсек; ТВД, ТСД, ТНД, ТЗХ, ТКХ – турбины высокого, среднего, низкого давления, заднего (в корпусе ТНД) и крейсерского хода (только в носовых МО); РД, РДКР – главный редуктор и редуктор крейсерского хода; Конд. – конденсор.

 

 

Носовой левый турбозубчатый агрегат (№2)

8f13393fab39.jpg

1 – вход пара на полной мощности; 2, 3 – вход пара на крейсерском и заднем ходах; 4 – выход пара в конденсор.

 

Экипаж и обитаемость

 

Экипаж крейсеров по проекту должен был насчитывать 830 офицеров и нижних чинов. В дальнейшем его численность была увеличена до 930 человек, из них 70 офицеров. Модернизации добавляли на корабли не только новое вооружение и оборудование, но и людей для его обслуживания. После первого усиления зенитного вооружения на "Могами" и "Микума" служило по 951 человеку, из них 58 офицеров. Модернизация 1939 - 1940 годов напротив сократила численность экипажа за счёт уменьшения количества орудийной прислуги на главном калибре. По новым штатам насчитывалось 58 офицеров и 838 унтер-офицеров и матросов. В ходе войны численность экипажей крейсеров непрерывно возрастала за счёт персонала зенитной артиллерии и превысила 1 000 человек.

На фоне предшествующих типов крейсеров обитаемость команды несколько улучшилась. Впервые в японском флоте матросы получили стационарные койки вместо подвесных, в кубриках разместили рундуки для личных вещей, имелись бани для офицерского и рядового состава. Поскольку крейсера типа "Могами" предназначались для действий в южных широтах, на них улучшили вентиляцию, хотя шум вентиляторов утомлял команду. В полтора раза увеличился объём холодильников.

Всего на каждом корабле имелось 70 осевых вентиляционных установок общей мощностью 194 л.с. (на типе «Такао» было 66 центробежных общей мощностью 130 л.с.). Однако осевые вентиляторы оказались очень шумны­ми и на проекте «Тоне» от их применения отказались. В главных коридорах, где располагался экипаж, установили фонтанчики с питьевой водой. Объём рефрижераторных поме­щений увеличили до 96 м3, т.е. около 0,1 м³ на человека (на типах «Миоко» и «Такао» было 67 м3 или 0,083 м3 на человека).

Приняли дополнительные меры по защите экипажа от отравляющих веществ: оборудовали душевую для дезинфекции экипажа, установили два антигазовых вентилятора по 5 л.с.

Для уменьшения пожарной опасности мебель изготовили из стали, а применение дерева свели к минимуму, к тому же пропитав его специальным пожаробезопасным составом.

Крейсера несли по 11 шлюпок: 2 11-метровых на 30 человек (5,7 т, двигатель 60 л.с., скорость 10 уз.), 2 12-метровых баркаса на 110 человек (9 т, 30 л.с., 7 уз.), 8-метровый баркас на 30 человек (3,3 т, 10 л.с., 5 уз.), 5 9-метровых 1,5-тонных гребных катеров на 45 человек и один 6-метровый 0,5- тонный на 15 человек.

Прошу тухлыми яйцами в мою сторону не кидать и комменты к статье не выкладывать, т.к. она ещё не готова. За пару дней управлюсь и в воскресенье уже сдам готовую статью.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
122
[EZI-V] MATPOCCKuN
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
648 публикаций
5 790 боёв

 

Тяжёлый крейсер "Могами"

Spoiler

 

Могами следует на Трук после сражения у Мидуэя с оторванной носовой частью. Снимок с мостика Могами.

bb94f301df6b.jpg

 

 

"Микума" на ходовых испытаниях.

c8aeec6357c0.jpg

 

 

dcbe6d802e72.jpg

 

 

Повреждённый "Микума" незадолго до своей гибели

a8f0fe68b56b.jpg

 

 

Судзуя со 155-мм артиллерией

6f175720d988.jpg

 

 

 

"Кумано" до замены артиллерии главного калибра

427041792a58.jpg

 

 

Попадание авиабомбы в японский тяжелый крейсер "Кумано" 26 октября

84c52a293063.jpg

 

 

Оценка проекта

При закладке крейсеров типа "Могами" их официально объявленные характеристики вызвали настоящий шок в международных военно-морских кругах. О махинациях японцев с водоизмещением не было ничего известно, и все строящиеся в мире лёгкие крейсера, имевшие по 8-9 орудий калибра 150—155 мм выглядели на фоне типа «Могами» крайне слабыми. Особое беспокойство это вызвало у вероятных противников Японии - США и Великобритании - США и Великобритании. В Соединённых Штатах ответом на "Могами" стали крейсера типа "Бруклин", вооружённые по примеру японцев пятнадцатью 152-мм орудиями в пяти башнях и построенные в количестве девяти единиц. 
В свою очередь, англичане узнав о японских крейсерах "Могами"  и американских класса «Brooklyn» также захотели сделать собственный «сверхмощный» лёгкий крейсер. Его решили выполнить на базе проекта крейсера «Town», вот только пять башен они позволить себе не могли. Возникали проблемы с эксплуатацией кораблей, так как множество сухих доков Британской империи имели вполне конкретный размер 187,5 м. Естественно, были и более длинные, но тогда негде ремонтировать линкоры и авианосцы. Так что англичане решили уложиться в длину уже существующих крейсеров. Это означало, что корабль должен нести четыре четырёхорудийные башни. Проектирование этих артиллерийских установок оказалось чрезвычайно сложным мероприятием, так в габаритах крейсерской башни они оказались слишком близко друг к другу: при стрельбе газы из одного ствола оказывали слишком сильное влияние на снаряд, выпущенный из другого. Надо было увеличить межосевое расстояние минимум до 1,5 м - а оно было всего 0,91 м. Но, чтобы это сделать, надо было увеличить габариты башни, что при заданной длине вело к значительному ограничению секторов обстрела, а при заданных углах обстрела - к увеличению длины корабля. В результате башни новых крейсеров так и остались трёхорудийными. Однако за счет того что проект корабля разрабатывался для 16 орудий, непроизвольно получилась экономия веса, которую рационально использовали для усиления бронирования и увеличения количества зенитной артиллерии. Так и был созданы крейсеры «HMS Belfast» и «HMS Edinburg». Им суждено было стать самыми большими кораблями и самыми защищенными легкими крейсерами британского флота. 
Таким образом, даже не сойдя со стапелей, крейсера типа "Могами" оказали серьёзное влияние на кораблестроительные программы потенциальных противников и вынудили их потратить заметно больше средств. Эффективная завеса секретности, окружавшая практически все японские вооружения, до самого начала войны не позволяла выяснить ни истинные характеристики японских крейсеров, ни их недостатки. Ничего не было известно и о программе перевооружения на новый калибр.
После окончания войны, когда истинные характеристики этих крейсеров стали хорошо известны, отношение экспертов к типу "Могами" резко изменилось. Эти корабли стали рассматриваться как один из худших проектов японского флота и яркий пример стремления японских конструкторов "влить кварту жидкости в емкость объёмом в пинту». Особой критике подвергались корпуса крейсеров, как за гидродинамические характеристики, так и за чрезмерную лёгкость постройки. Несмотря на неоднократные модернизации, крейсера типа "Могами" не обладали должным запасом остойчивости и были перегружены вооружением и оборудованием. Они оказались плохими артиллерийскими платформами. Эти обстоятельства привели командование флота к идее о перепрофилировании крейсеров. "Могами" стал носителем гидросамолётов, "Судзую" и "Кумано" планировали превратить в крейсера ПВО, что косвенным образом, свидетельствовало о низкой эффективности типа "Могами" как тяжёлых крейсеров.

 

 

"Бруклин" — американский ответ на "Могами"

Spoiler

 

Источники

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Тяжёлые_крейсера_типа_«Могами»

2. http://wiki.wargaming.net/ru/Navy:Mogami_(1934)

3. http://fai.org.ru/forum/index.php/forum/140-аи-кораблестроение/

4. http://weapons-forum.ru/oruzhie/tyazhyoly-e-krejsera-tipa-mogami-mogami-tip-tyazhyoly-h-krejserov-yaponskogo-imperatorskogo/

5. Сергей Сулига «Японские тяжёлые крейсера». Том 1: История создания, описание конструкции, предвоенные модернизации.

6.  Сергей Сулига «Японские тяжёлые крейсера». Том 2: Участие в боевых действиях, военные модернизации, окончательная судьба.

 

На этом заканчиваю свою статью про японские тяжёлые крейсера. Жду ваших отзывов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 981 публикация
577 боёв

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
122
[EZI-V] MATPOCCKuN
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
648 публикаций
5 790 боёв

 

Антивирус ругается на этом сайте + происходит переход на сторонний ресурс.В принципе название книги прочитал, постараюсь скачать и перевести. Спасибо большое за помощь. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 023 публикации
38 боёв

Тема нуждается еще в серьезной доработке. Прочтите внимательно правила и посмотрите на темы-образцы. Скопировал содержание (а оно лишнее), это не значит, что ваше оформление достаточно, советую так же перечитать Правила Форума, а именно п. 4.2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
122
[EZI-V] MATPOCCKuN
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
648 публикаций
5 790 боёв

Тема нуждается еще в серьезной доработке. Прочтите внимательно правила и посмотрите на темы-образцы. Скопировал содержание (а оно лишнее), это не значит, что ваше оформление достаточно, советую так же перечитать Правила Форума, а именно п. 4.2

 

Я согласен что тема нуждается в доработке, но относительно тем-образцов: за образец взял тему "Линкор "Исэ", структура темы одинаковая. Относительно Правил форума, а именно п. 4.2, считаю что данный пункт ни в коей мере не нарушен: "4.2 Оформление сообщений
Приветствуется правильная пунктуация.
Текст сообщения должен быть читаем, в связи с чем, следует избегать использования псевдографики, разноцветной разметки текста, злоупотребления заглавными буквами, жирным выделением или изменением размера шрифта. Название темы должно быть информативно и кратко отображать содержание темы."

Пунктуация правильная. Каждый пункт соответствует содержанию.

Текст полностью читаем, разноцветная разметка текста отсутствует, заглавными буквами не злоупотреблял, жирными выделениями и изменениями шрифта только в необходимых случаях.

Название темы тоже соответствует.

Если я где-то что-то упустил, будте добры указать, исправлю. Заранее спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 023 публикации
38 боёв

Размер шрифта гуляет, то один размер то другое, в 9-ом пункте совершенно другое междустрочное расстояние,  пункт литература вообще не в писывается в общий стиль форматировании. Шрифт для чего то увеличен (не понятно зачем из стандартного 14 в 18 размер), стиль Таймс Нью Роман, хотя видно, что он выбивается из общего контекста. В итоге вся статья напоминает детскую "книгу-разукрашку" которую еще не разукрасили. По этому даю вам 24 часа для приведения темы к нормальному, читабельному виду, после этого я смогу вам помочь с остальным оформлением и содержанием статьи.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
122
[EZI-V] MATPOCCKuN
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
648 публикаций
5 790 боёв

Размер шрифта гуляет, то один размер то другое, в 9-ом пункте совершенно другое междустрочное расстояние,  пункт литература вообще не в писывается в общий стиль форматировании. Шрифт для чего то увеличен (не понятно зачем из стандартного 14 в 18 размер), стиль Таймс Нью Роман, хотя видно, что он выбивается из общего контекста. В итоге вся статья напоминает детскую "книгу-разукрашку" которую еще не разукрасили. По этому даю вам 24 часа для приведения темы к нормальному, читабельному виду, после этого я смогу вам помочь с остальным оформлением и содержанием статьи.

 

Не спорю. Есть огрехи, почти всю ночь мучился. Сначала правил текст в ворде, потом переносил его сюда, но при переносе почему-то часть текста менялась и приходилось ещё и тут его частью править, а частью набивать вручную. Попробуем ещё раз довести его до ума.

 

Какой вид шрифта будет предпочтительней?

Изменено пользователем MATPOCCKuN

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 981 публикация
577 боёв

 

Какой вид шрифта будет предпочтительней?

Стандартный: Arial, 14pt

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
122
[EZI-V] MATPOCCKuN
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
648 публикаций
5 790 боёв

Стандартный: Arial, 14pt

 

Ну, для меня ещё со студенческих лет стандартным является шрифт Times New Roman, т.к. все работы печатались только этим шрифтом, вот и привык к нему :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×