Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RAFKER16

Крейсер "Красный Кавказ"

В этой теме 24 комментария

Рекомендуемые комментарии

27 публикаций
29 боёв

Уважаемые читатели, я думаю всем известно, что для развития нашей армии, авиации и флота недостаточно обладать только лишь техническими знаниями. Важно также знать и историю наших вооруженных сил. В своей статье я предлагаю познакомится с великим легким крейсером "Красный Кавказ" - первым гвардейским кораблем Черноморского флота.

45612_dHzKcy.jpg

История создания

Строительство было начато в июне 1912 года по «Программе усиленного судостроения на 1912—1916 годы.»

Под руководством подполковника М. И. Сасиновского был разработан эскиз, а затем вычерчены теоретический чертеж и чертеж общего устройства легкого крейсера для Чёрного моря.  Далее чертежи были высланы в Шотландию для изготовления модели и испытания её в бассейне. Это было выполнено в мае 1913 года.

Заложен на заводе "Руссуд" в городе Николаев 19 октября 1913 года. Кодовое имя — проект «Балашка». К июню 1916 года корабль довели до 48 % готовности и спустили на воду.Но, к сожалению, в январе 1918 года работы по достройке крейсера были прекращены из-за немецких и украинских властей, рассчитавших рабочих завода и начавших вывоз оборудования в Германию. И только лишь спустя 6 лет, в 1924 году было принято решение о возобновлении строительства крейсера.

В 1926 корпус корабля был переименован в "Красный Кавказ". Спустя год - началась очистка от ржавчины. И только в 1929 году работы развернулись в полном объеме. Согласно "Программе строительства Морских сил РККА на 1926 - 1931 год", крейсер должен был быть сдан к 1 мая 1931 года. Однако, этот срок несколько раз переносился, ведь было очевидно, что достроить его так быстро невозможно.

В 1931 году, за успехи на военных манёврах, корабль был награждён Орденом Трудового Красного Знамени ЗСФСР. 25 января 1932 года на корабле был поднят военно-морской флаг, символизирующий его вступление в состав Морских сил РККА. Примечателен тот факт, что начиналось строительство в Российской империи, а закончилось в СССР.

 

Конструкция

Схема бронирования осталась от старого проекта — башни и их барбеты 25-мм. При водоизмещении 7 930 тонн кратковременно развил на испытаниях форсированную мощность — 64 000 л.с. достиг скорости 30,7 узлов.

Тип судна - крейсер типа "Светлана" (паротурбинный корабль). И примечательно то, что архитектура данного крейсера заметно отличалась от архитектуры крейсеров того же типа  - "Красный Крым" и "Червоная Украина". К примеру, "Красный Кавказ" обладал гладким надводным бортом и имел пониженную на 1 метр высоту баковой надстройки.

Крейсер имел в своем распоряжении: катера моторные - 4 шт., баркасы моторные - 2 шт., ялы шестивёсельные - 2 шт.

99050_KrasnyKavkas.jpg

 

Эскиз

85205_19.jpg

Подробнее о чертежах в Истории создания

 

СЭУ (Силовая энергетическая установка)

Из-за многочисленных переделок и доработок корабля, не осталось места для носового котельного отделения, которое пришлось ликвидировать. Но чтобы оставшиеся котлы могли обеспечивать турбинам прежнюю мощность пришлось перейти с угольно-нефтяного на полностью угольное отопление. Более того, отказ от угля 

позволил расширить объемы нефтяных цистерн за счет ненужных угольных ям. В результате этого, СЭУ крейсера " Красный Кавказ" стала состоять из 10 нефтяных котлов Ярроу (барабанных котлов шатрового типа с изогнутыми трубками) и 4 паровых турбин Парсонса (турбин реактивного принципа, требующих установки на судне специальных экономических турбин для крейсерского хода) напрямую работавших на 4 трехлопастных винта. При температуре пара в 204 градуса по Цельсию, давление этого пара в котлах было около 16-17 атм.

 

Бронирование

Легкий крейсер "Красный Кавказ" был защищен верхним бронепоясом - 75 мм, и нижним бронепоясом - 25 мм по всей длине корпуса. Бронепоясы были сделаны из нецементированной стали. Бронеплиты имели длину около 6 метров. Весь главный пояс дополняли две 20-мм  броневые палубы и 50-мм траверз (направление, перпендикулярное курсу судна или самолета, соответствующее курсовому углу 90°) со стороны кормы. Боевая рубка обладала броней 75 мм (крыша рубки) и 125 мм (стены помещения рубки). Сама же рубка помещалась на специальной платформе толщиной 50 мм. Основание рубки, т.е. пространство между верхней палубой корабля и специальной платформой, составляло 25 мм. Броня рубки также была сделана из нецементированной стали. Барбеты (защитные сооружения вокруг артиллерийских орудий) имели бронирование в 25 мм. В целом, данный легкий крейсер обладал довольно-таки слабой броней, его без проблем могли пробить корабли такого же типа "Светлана" как и он.

 

Служба в ВМФ СССР

1). Мирное время

В мае 1932 года дивизию крейсеров Чёрного моря реорганизовали в бригаду крейсеров. Возглавил эту бригаду крейсер «Красный Кавказ». В ночь с 9 на 10 мая 1932 года в Феодосийском заливе, во время проведения манёвров из-за неграмотного управления кораблём, произошло столкновение «Красного Кавказа» с крейсером «Профинтерн». Первому пришлось вернуться на только что покинутую верфь.

В 1933 году "Красный Кавказ" вместе с эсминцами "Петровский" и "Шаумян" вышел за пределы Черного моря и нанес дружественные визиты в порты Турции, Греции и Италии.

2). Военное время

 

Начало войны и высадка Феодосийского десанта

22 июня 1941 года находился в Севастополе, 23 и 24 числа выставил около 200 мин. 11 сентября выходит к Одессе, 12 сентября обстреливает немецкие войска и ночью 13 сентября возвращается в Севастополь. 22 сентября совместно с крейсером "Красный Крым" и эсминцами "Бойкий" и "Безупречный" принимает участие в высадке десанта в районе Григорьевки. «Красный Кавказ» доставил около 700 десантников, выстрелив восемь снарядов и вернулся в Севастополь. В октябре эвакуировал из Одессы более 2000 человек. 23 ноября перешел в ТуапсеВ период с 26 октября по 9 декабря 1941 года «Красный Кавказ» пять раз совершал походы в Севастополь, перевезя и эвакуировав более 5000 человек, 58 машин, 70 орудий, около 17 вагонов боеприпасов. 29 декабря 1941, принимая участие в высадке Феодосийского десанта, в 3 часа 48 минут открыл огонь по Феодосии. В 5 часов начинает маневрировать для отшвартовки к причалу № 3 Широкого мола для высадки десанта. Только спустя два дня - 1 января 1942 года, находившись под регулярными обстрелами немецкой артиллерии и налетами немецкой авиации, выдержав 14 вражеских атак, взял курс на Новороссийск. Всего за 1941 год выпустил около 300 снарядов ГК по немецким позициям.

 

 

Последний боевой поход

4 июня 1943 года вышел из Поти с целью отвлечения немецкого командования от действий в районе Новороссийска. Ночью вернулся в порт. В сентябре 1944 года встал на заводской ремонт, который закончился только в мае 1945 года. 23 мая вернулся в Севастополь. В период с 1941—1943 год крейсер совершил всего 64 боевых похода, обстрелял 13 батарей противника, вероятно уничтожил 2 танка и 3 самолета, подверг бомбардировке свыше 5 батальонов вражеской пехоты, перевез более 25 000 человек и отразил около 200 воздушных атак. На параде Победы в Москве знаменосцем батальона Черноморского флота, флаг крейсера «Красный Кавказ» был пронесён перед мавзолеем Ленина.

44780_800px-Ship_Kr_Kavkaz1930s.jpg

 

После войны

12 мая 1947 года устаревший лёгкий крейсер переведен в категорию «учебный корабль». С июня 1951 года учебный корабль «Красный Кавказ» служил в качестве условной мишени при испытаниях. Корабль ходил переменными курсами на удалении около 100 км от Феодосии. 21 ноября 1952 года, при завершении испытаний ракетного комплекса «Комета» испытываемую крылатую ракету оснастили боевой частью. В результате попадания ракеты, корабль разломился на две части, которые затонули менее чем за 3 минуты. В 1955 году Гвардейский учебный корабль «Красный Кавказ», был исключён из списков корабельного состава ВМФ СССР. Но название его прожило ещё долго... Оно было передано большому противолодочному кораблю (БПК)

30941_bpk.jpg

на фотографии изображен БПК "Красный Кавказ" (1982 год)

Якорь крейсера "Красный Кавказ" после Великой Отечественной войны был поднят и установлен в Феодосии на постамент в качестве памятника возле аллеи Дважды Героев Советского Союза.

 

ТТХ общие

1). Длина - 169.5 метров

 

2). Ширина - 15.7 метров

 

3). Мощность двигателя - 55000 л.с. (двигатель состоял из 10 котлов)

 

4). Бронирование:

75 мм - главный пояс

25 мм - палуба

125 мм - рубка

 

5). Водоизмещение:

7560 тонн - стандартное водоизмещение

8200 тонн - нормальное водоизмещение

9030 тонн - полное водоизмещение

 

8). Вооружение:

 

- артиллерия - 4х180 мм;

Не менее познавательно почитать про крейсера такого же типа "Светлана": 

"Червона Украина" - http://flot.sevastopol.info/ship/cruiser/chervona_ukraina.htm

"Красный Крым" - http://flot.sevastopol.info/ship/cruiser/krasniy_krim.htm

 

А вот кстати и интересный док. фильм о "Красном Крыме"

Книги

Емельянов С.Н. - Таганрогская авиация

Широкорад А.Б. - Советская корабельная артиллерия

Широкорад А.Б. - Энциклопедия отечественной артиллерии

Цветков А.В. - Гвардейский крейсер "Красный Кавказ"

Скворцов А.В. - Гвардейский крейсер "Красный Кавказ" (электронная книга - http://bookre.org/reader)

Военная литература (http://militera.lib.ru/tw/index.html)

 

Изменено пользователем RAFKER16
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
74
Lordd
769 публикаций
1 669 боёв

А чем же он велик?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
27 публикаций
29 боёв

А чем же он велик?

Наверное тем, что начинали его строить в одной стране, а закончили в другой.... Это ли не заставляет восхищаться им? :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
13 публикаций

Наверное тем, что начинали его строить в одной стране, а закончили в другой.... Это ли не заставляет восхищаться им? :)

РАЗВЕ!

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
291 публикация
899 боёв

Никогда не слышал о таком крейсере. :blink:

Но благодаря твоей статье узнал, что он из себя представляет.) Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
206
[1980] ILYA369
722 публикации
368 боёв

Хорошо написано, корабль трудяга, жаль и его музеем не сделали, сами же и разбомбили. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
221
choock
2 124 публикации

А что это за фотография из военного прошлого... корабля с бортовым номером 610?

Там на носу случаем не ракетная установка?

Ну и на всякий случай тема для ознакомления.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
27 публикаций
29 боёв

А что это за фотография из военного прошлого... корабля с бортовым номером 610?

Там на носу случаем не ракетная установка?

Ну и на всякий случай тема для ознакомления.

ну тему то я читал, а вот за фото спасибо, вообще в упор не заметил...просто статью несколько часов делал и уже на фотки глаз замылился...:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
27 публикаций
29 боёв

Довольно таки интересная статья.... это твоя типо первая??

да

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
23 публикации
47 боёв

Прикольно! Но вот 75 мм брони как то не айс. А так Автор молодец!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
27 публикаций
29 боёв

Прикольно! Но вот 75 мм брони как то не айс. А так Автор молодец!

Благодарю

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
812 публикации
419 боёв

В вашкм тексте нет ни слова про то, чем Красный Кавказ отличался от достроенных Светлан - Красного Крыма и Червоной Украины. А отличия, между тем, были фундаментальными. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
27 публикаций
29 боёв

В вашкм тексте нет ни слова про то, чем Красный Кавказ отличался от достроенных Светлан - Красного Крыма и Червоной Украины. А отличия, между тем, были фундаментальными. 

ок, сейчас доработаю

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 публикации

У меня вопрос ко всем альфа-тостерам? ВЫ СПЕЦИАЛЬНО ПРИДИРАЕТЕСЬ К КАЖДОЙ РАБОТЕ? САМИ ТИПО УМНЕЕ СМОЖЕТЕ НАПИСАТЬ! УЖЕ В КОТОРОЙ РАБОТЕ КАЖДОГО НОВИЧКА ВЫ ПОСТОЯННО ЧЕМ-ТО НЕДОВОЛЬНЫ! Сами-то вы как в тест попали?

Только критика и никакого совета от вас не получить! ИМХО

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 008 публикаций
577 боёв

ТС, будьте так добры привести тему в соответствие с Правилами раздела и Рекомендациями для создания статей по кораблям,



Дополнительно ознакомьтесь со следующими темами



Как мне создать хорошую тему?  



Список рекомендованных источников информации и изображений  



 


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
249
[WG-W] Karkotko
Коллекционер, Заслуженный автор Wiki
747 публикаций
7 632 боя

Тема для начала сделана неплохо, но источников не густо. Вот вам в помощь есть такие книги, в сети есть найти нетрудно.

1. Скварцов А.В.- Гвардейский крейсер ''Красный Кавказ''.

2. Чернышев А. - Гвардейские крейсера Сталина.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
27 публикаций
29 боёв

завтра доделаю :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×