Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Glebkk

Русское Общество Пароходства и Торговли (РОПиТ)

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер, Коллекционер
568 публикаций
10 107 боёв

РОПиТ (или, позднее, Черноморское пароходство) - крупнейшая пароходная компания России

 

f66580bb6c7f.png

 

e99007f45edd.gif

 

Высочайшим указом 3го августа 1856 г. "для развития торговли южного края России и пароходных как торговых, так и почтовых сообщений этого края с русскими и иностранными портами", — учреждено Русское Общество пароходства и торговли. Общество это ввиду одного из ниспосланных провидением последствий Парижского трактата 18/31 марта 1856 года — упразднения Черноморского флота, — должно было заменить его если не боевою силою на южных морях, то нравственным влиянием русского флага на всех берегах и во всех гаванях не только Европы, но и Азии и Африки. Оно могло, в случае нужды, доставить правительству громадные перевозочные средства, нужные внутри и вне империи, ли бы того потребовала честь или польза государства.

 

 

причины

 

Началось все с того, что в феврале-марте 1856 года прошел Парижский конгресс, венчавший Крымскую войну. Конгресс выработал основы политического устройства Европы. Несмотря на то, что договор был подписан на приемлемых для императора условиях, Парижский договор, оговаривал нейтралитет Черного моря, а с ним и открытость его акватории только для торговых судов. Это условие касалось как Турции, так и России. При этом, по сути говоря, Россия перестала существовать как черноморская держава. Была разбита до основания ее военно-морская опора Севастополь. А то, что оставалось от порта, Империя вынуждена была отдать на нужды торгового флота. Да и для такой деятельности нужно было приспосабливать порт, в котором торговля не велась с 1805 года.

 

   При армии в 1397178 человек Россия в Крымской войне потеряла только убитыми и умершими от последствий войны почти 143 тысячи человек (около 10 процентов армии). В дни войны Российский флот потерял своих лучших морских офицеров: погибли адмиралы Нахимов и Истомин. В дни боев на Малаховом кургане погиб адмирал Корнилов. А тут еще и Парижский договор…

«Парижане» разрешали военному флоту России иметь не больше 6 винтовых корветов водоизмещением до 800 тонн и 4 судов водоизмещением до 200 тонн. В соответствии с Парижским договором, в апреле 1857 г. были сокращены и штаты Черноморского флота: в нем остались две роты (30 офицеров, 577 нижних чинов) и один рабочий экипаж из четырех рот (16 офицеров, 1088 рядовых).

 

Была разбита до основания российская военно-морская опора Севастополь. А то, что оставалось от порта, Империя вынуждена была отдать на нужды торгового флота. Да и для такой деятельности нужно было приспосабливать порт, в котором торговля не велась с 1805 года. Флот, точнее, флотилия, переместился в Николаев, где у него была теперь главная база.

 

  Во время Крымской войны ближайшая к Черноморскому флоту Дунайская флотилия состояла из двух батальонов, в состав которых входило 4 парохода, 32 канонерские лодки, 2 баржи и 2 бота, всего 40 судов со 108 орудиями, 140 фальконетами и около 2000 человек экипажа. В действительности же наличный состав морских чинов на этой флотилии едва доходил до 850 человек. В то же время в начале правления Николая I Черноморский флот насчитывал 1472 офицера и 36667 нижних чинов, которые служили на 14 линейных кораблях, 6 фрегатах, 16 корветах и бригах, 6 пароходо-фрегатах, 32 транспортах и 82 мелких кораблях.

 

    Простой взгляд позволяет увидеть, насколько ослабли позиции России на Черном море в то время, как Турция могла строить боевые корабли на Средиземном море и при необходимости проводить их по проливам на Черное море. У России такой возможности не было. Максимум, что могла она сделать, это перебросить корабли, построенные на Балтике или в Архангельске. А такой путь был долгим и дорогим. К тому же по Парижскому договору был запрещен проход проливами в мирное время военных кораблей любых стран. Такое состояние дел не могло удовлетворять ни руководство страны, ни чиновников, заинтересованных в ее благосостоянии.

 

   Чтобы не оказаться вообще без морской силы, было решено создать под эгидой государства торговое пароходство, суда которого в военное время могли быть использованы как крейсеры и военные транспорты. Стремление не дать погибнуть России как черноморской державе и реализовались в Одессе в 1856 году.

 

     Предложение о создании на Черном море сразу после Крымской войны Русского Общества Пароходства и Торговли РОПиТ было исключительно своевременной и во всех отношениях удачной идеей. Во время войны торговый флот был почти полностью уничтожен. Пароходные компании пребывали на грани разорения и бездействовали. Между тем экономика края начала быстро развиваться. Производимая здесь продукция нуждалась в сбыте, а население в пассажирских перевозках. Поэтому создание пароходства на Черном море стало самым актуальным делом. 

 

 

    Общество открыло свои действия с пятью пароходами 21 мая 1857 года; мы видели торжественное зарождение этого предприятия и тот неподдельный восторг, который объял все сословия не только Одессы, но и всего Новороссийского края при виде основания столь великого учреждения. С того дня прошло уже 13 полных навигаций, десятки миллионов пуд груза и целые миллионы пассажиров развезло оно по всем морям Европы; посещало священные гавани Палестины, заходило в Египет и целые миллиы рублей вносило в свою казну. Таким образом оправдало оно и главную цель своего учреждения — развитие торговли и судоходства для пользы Южной России.

 

 

начало

 

Капитан 1 ранга Н.А. Аркас и статский советник Н.А. Новосильский подали министру финансов записку о необходимости учреждения на Черном море акционерного судоходного предприятия.
Судам этого предприятия предстояло обеспечивать перевозки пассажиров и почты по внутренним и внешним линиям государственного значения. Военное использование судов подразумевали, но
не афишировали.

 

   Справка

Н.А. Аркас уже обладал опытом создания морских предприятий.В 1844 году 28 – летнему лейтенанту Аркасу было поручено усиление Каспийской флотилии и создание стратегически важного пароходства на Каспийском море. Во главе отряда из 12 судов, он отправился из Петербурга по рекам, и в следующем году открыл Каспийское пароходство. Такой опыт пригодился Николаю Андреевичу и на Черном море. Вторым создателем компании, получившей название «Российское общество пароходства и торговли» (РОПиТ) был тайный советник Николай Александрович Новосельский, ставший в 1867 году Одесским городским головой.

 

    24 апреля 1856 года в Петербурге на заседании кабинета министров было принято решение о создании общества, задуманного Аркасом и Новосельским. 17 мая приняли положение о деятельности общества, а 3 августа Император утвердил устав «Русского общества пароходства и торговли». Акционерами общества могли стать только российские подданные. Половину правления общества назначало правительство. Оно же предоставило обществу заем в 35 миллионов рублей сроком на 20 лет и ежегодный кредит в 1 миллион. Капитан 1 – го ранга Н. А. Аркас стал первым директором РОПиТа. В Одессе разместилась контора Общества, главному же правлению была определена столица.

 

    Всего через год РОПиТ приобрело литейный завод. Еще через год были выстроены судоремонтные мастерские РОПиТа. Уже первый год деятельности РОПиТа принес выдающиеся результаты.

Сразу после Высочайшего утверждения Устава Русского Общества Пароходства и Торговли, его руководство подписало в Марселе контракт с французским акционерным обществом «Compagnie des Forges et Chantiers de la Mediterranée» на постройку четырех железных пароходов: «Великий князь Константин», «Колхида», «Эльбрус» и «Керчь». Строительство кораблей было на контроле самого Александра II, которого представлял его младший брат, Великий князь Константин Николаевич.В первые годы существования РОПиТа «Великий князь Константин» считался одним из лучших лайнеров мира. По размерам, комфортабельности, роскоши отделки и скорости среди черноморских судов с ним смогло конкурировать судно «Император Александр II», также принадлежавшее Обществу.

 

 

ea20ae398910.jpg

 

Товаро-пассажирский пароход «Великий князь Константин» (первый) По заказу РОПиТ на судоверфи «SA des Forges et Chantiers de la Mediterranee» в Ла-Сене (Франция) был построен и 22 февраля 1858 года передан заказчику товаро-пассажирский двухпалубный пароход, получивший наименование «Великий Князь Константин».

 

Вскоре он вышел в свой первый почтово-пассажирский рейс на Яффу. В последующие годы судно стало регулярно обслуживать Марсельскую, Александрийскую, Салоникскую и Кавказскую линии. Для предотвращения заливания палубы при сильном волнении моря, в 1859 году на пароходе был надстроен полубак, в 1871 году на судне установили новую, более надежную и экономичную, паровую машину английского производства.

 

Перед началом Русско-турецкой войны 1877—1878 годов РОПиТ безвозмездно предоставил в распоряжение командования Черноморского флота пять наиболее быстроходных судов, в том числе пароход «Великий князь Константин». 8 декабря 1876 года, после возвращения в Одессу из очередного рейса в Александрию, пароход немедленно отправили в Севастополь, где на него установили вооружение: одну 152-мм мортиру, два 107-мм, два 87-мм и два 76-мм орудия и разместили на палубе четыре минных катера. «Великий к нязь Константин» зачислили в состав Черноморского флота как пароход активной обороны. Командиром стал лейтенант С.О.Макаров, будущий адмирал.

 

К тому времени на флотах уже стало использоваться минно-торпедное оружие. Появилось оно и в России. По железной дороге из Петербурга в Севастополь было доставлено несколько паровых минных катеров, для которых по предложению С. О. Макарова в качестве базы-носителя был переоборудован бывший пароход Российского общества пароходства и торговли «Великий князь Константин».6 апреля 1877 года это судно под командованием С. О. Макарова вышло в первое крейсерство для действий у турецких берегов и, обнаружив вечером 18 апреля на Батумском рейде несколько судов противника, с наступлением темноты спустило на воду четыре минных катера, которые направились в гавань для производства атаки. Вооруженный буксируемой миной минный катер «Чесма», подойдя, к неприятельскому сторожевому пароходофрегату, удачно подвел под его днище мину, но она из-за несовершенства конструкции не взорвалась.

 

Удачно действовали минные катера в ночь на 12 августа, когда спущенные с парохода катера «Синоп», «Наварин» и «Минер» буксируемыми минами нанесли на Батумском рейде тяжелые повреждения турецкому броненосцу «Ассари-Шевкет».

 

К концу 1877 года в Севастополь были доставлены купленные за границей самодвижущиеся мины Уайтхеда, явившиеся прототипом современных торпед. Однако никаких приспособлений для стрельбы ими еще не было. Тогда С. О. Макаров решил приспособить под торпедные аппараты деревянные трубчатые футляры.

 

После испытаний этих устройств «Великий князь Константин» под командованием С. О. Макарова в ночь на 2 января 1878 года снова прибыл к Батумскому порту, на рейде которого была обнаружена эскадра противника. Спущенные с парохода катера «Чесма» и «Синоп», ведомые отважными лейтенантами И. Зацаренным и О. Щешинским, тотчас устремились в атаку. Сблизившись на расстояние до 30 метров со стоявшим в дозоре турецким вооруженным пароходом «Интибах», они выпустили торпеды. Раздавшиеся через несколько секунд два мощных взрыва и взметнувшиеся в воздух обломки неприятельского корабля возвестили миру о громадной силе нового оружия, впервые в истории примененного русскими моряками.

 

Только в августе 1879 года пароход был возвращен РОПиТ и вернулся к своим довоенным рейсам. К 1887 году пароход, снятый с пассажирских линий, и выполнявший только грузовые каботажные рейсы, вывели в резерв.

 

В 1896 году блокшив «Великий князь Константин» разобрали в Севастополе на металлолом.

 

83493c95b87d.jpg

 

Товаро-пассажирский пароход «Император Александр II» По заказу РОПиТ в 1858 году на судоверфи «John Laird» в Биркенхеде (Англия) был построен двухпалубный, двухмачтовый почтово-пассажирский пароход, получивший наименование «Император Александр II»

 

Перед началом Русско-турецкой войны 1877—1878 годов пароход «Император Александр II» предполагалось направить в Кронштадт, откуда, в случае необходимости, он мог выйти в Атлантику для ведения там крейсерских операций, однако после начала войны его переоборудовали в госпитальное судно. В этом качестве, имея на буксире три санитарные баржи, пароход «Император Александр II» использовался до конца войны, после чего был возвращен РОПиТ.

 

В Первую мировую войну, 25 марта 1915 года, пароход «Император Александр II» был мобилизован и включен в состав Транспортной флотилии Черноморского флота в качестве транспорта № 28.

Ночью 24 августа 1916 года он столкнулся у Трапезунда с транспортом № 43 («Оксюз») и затонул. Погибло 160 человек из числа перевозимых военнослужащих.

 

Николай Константинович Романов в 1855 году был произведен в адмиралы и назначен Управляющим флотом и морским ведомством на правах министра. С 1860 года — председательствовал в Адмиралтейст-совете. Первый период его управления был ознаменован рядом важных реформ: сокращен наличный состав береговых команд, упрощено делопроизводство, введены пенсии отставникам. Как переходная ступень между Морским корпусом и офицерством установлено было звание гардемарина. Срок военной службы был сокращен с 25 до 10 лет, полностью отменены телесные наказания. Под руководством Константина Николаевича в короткие сроки российский флот из устарелого парусного превратился в современный броненосный и паровой.


   Уже в 1857 г. РОПиТ приобрел в Англии 5 пароходов.  Первое купленное судно — колесный пароход «Николай» на 200 пассажиров прибыл в Одессу 10 (22) апреля 1857 г. Кроме Одессы и других торговых портов, для торговых целей весной 1857 г. начали использовать Севастополь. В июне 1857 г. в Севастополь прибыл первый рейсовый пароход РОПиТ. За 1857 – 1859 гг. были подняты многие затопленные корабли и суда, но очистка Севастопольских бухт затянулась на десятилетие. В июле 1859 г. были восстановлены Инкерманские створные маяки.

 

     Морское министерство предоставило обществу военные транспорты «Херсонес», «Дунай», «Прут» и «Рени». К концу 1857 г. РОПиТ располагало 17 пароходами. Среди них были 3900 тонный
«Цесаревич» и 3600 тонный «Корнилов». Именно такие суда можно было вооружать как вспомогательные крейсеры.

 

 

f54246f16243.jpg

 

Почтово-пассажирский пароход «Корнилов» (второй) По заказу РОПиТ на судоверфи «A.Leslie & С°» в Ньюкасле (Англия) был построен и в мае 1869 года передан заказчику трехпалубный почтово-пассажирский пароход, получивший наименование «Корнилов». Во время Первой мировой войны, в марте 1915 года, пароход «Корнилов» мо-билизовали, установили на него вооружение (два 57-мм орудия) и включили в состав Черноморского флота в качестве транспорта.

 

Судно использовалось для перевозки войск. По состоянию на 1 января 1918 года транспорт был переведен в Отряд средств высадки. Во время Гражданской войны пароход с 1919 года использовался белогвардейцами как транспорт «Корнилов» в составе Морских сил Юга России. 26 марта 1920 года он вывез из Новороссийска в Крым часть личного состава Корниловской дивизии.

 

В июне 1920 года его исключили из состава флота и вернули РОПиТ. При эвакуации белогвардейских войск из Крыма 14 ноября 1920 года, погрузив в Феодосии 2284 беженца, «Корнилов» ушел в Константинополь (Стамбул). В 1925 году пароход «Корнилов» продали на слом.

 

 

 

Общество поддерживало как внутренние линии на Черном и Азовском морях, так и международную линию Одесса — Константинополь — Марсель.


    Но и трудности начались буквально с первых дней работы. Они были связаны с недостатком специалистов, заводских и ремонтных мощностей, а также огромным количеством бюрократических формальностей, из-за которых было очень трудно выдерживать расписание движения судов. Однако больше всего трудностей вызывало особенно пострадавшее в ходе Крымской войны портовое хозяйство. Даже в крупных портах склады, погрузочные средства, пристани и причалы находились в плачевном состоянии.

 

      Значительные осложнения периодически возникали из-за экономических кризисов и застоев в торговле, карантинных ограничений в портах, задержек с открытием навигации при продолжительных зимах, а также сильных штормов в осенние периоды. Были случаи гибели судов, однако, как правило, больших людских потерь удавалось избежать.

 

     Несмотря на эти трудности, общество успешно развивалось, приобретало новые пароходы, осваивало новые линии. Очень успешным оказалось, например, пароходное сообщение с Великобританией. В 1871 году было открыто пароходное сообщение с Индией и Китаем, откуда шли большие поставки чая и хлопка.

 

    Территорию, строения и запасы материалов недостроенного и взорванного во время войны Лазаревского адмиралтейства в Севастополе также передали РОПиТ для создания ремонтной базы. Это дало возможность без больших государственных вложений восстановить разрушенное. В 1858 г. для покрытия расходов по строительству РОПиТ выпустило 10 тыс. акций по 300 руб. Уже в 1861 г. на построенном большом Мортоновом эллинге был поднят для ремонта и окраски подводной части пароход «Митридат». В последующие годы эллинг использовали для подъема из воды десятков судов. В 1863 г. завершили строительство механической мастерской и литейной, в 1865 г. — железокотельной мастерской и парового подъемного крана грузоподъемностью 70 т. В 1866 г. началась подготовка квалифицированных рабочих и механиков, в следующем — вошла в строй судостроительная мастерская. «Севастопольское адмиралтейство» позволило не только ремонтировать суда, но и начать с 1868 г. кораблестроение. Созданные в то время в Севастополе и Одессе судостроительные предприятия стали ремонтной базой для будущего Черноморского флота, который стал восстанавливаться в 1870 е годы, после отказа России выполнять унизительные требования Парижского мира. От РОПиТ так же зависело снабжение флота углем.


    Конечно, трудно было совместить требования получения прибыли и необходимость содержания быстроходных пароходов, дорогих в эксплуатации. Чтобы покрывать убытки, потребовались государственные субсидии. Благодаря поддержке правительства к середине 1870 – х годов суда РОПиТа в определенной мере могли компенсировать недостаток боевых кораблей, что пригодилось в ходе русско-турецкой войны 1877 – 1878 годов. А к концу столетия Севастополь вновь обрел статус военно-морской базы Черноморского флота. С 1895 г. использование Севастополя в качестве торгового порта было прекращено.

 

 

 

   В первые годы деятельности РОПиТ, когда в России еще не были введены в обращение почтовые марки, оплата почтовых сборов за письма, отправляемые на Ближний Восток и обратно, производилась наличными деньгами. После того как в России были выпущены почтовые марки, они стали употребляться для оплаты корреспонденции, доставляемой РОПиТ. Лишь для оплаты бандерольных отправлений на Восток Почтовый департамент выпустил в обращение с 1 января 1863 г. специальную марку большого формата синего цвета. Эти почтовые марки гасились специально выделенными для агентств РОПиТ номерными точечными штемпелями, а затем и специальными календарными штемпелями агентств.

 

   В 1890 г. тариф письма для восточной корреспонденции был вновь повышен до 10 копеек. В 1900 г. специальные марки для восточной корреспонденции были изъяты из обращения и заменены на марки русской почты с надпечатками нового номинала в турецкой валюте. В 1913 г. такие же надпечатки были сделаны на юбилейном «романовском» выпуске русских марок. Встречаются марки всех номиналов с перевернутой надпечаткой.


      В 1907 г. праздновался 50-летний юбилей РОПиТ и в ознаменование этого события был осуществлен выпуск серии коммемора-тивных марок разных номиналов с эмблемой общества. Вскоре на этих марках были сделаны надпечатки с названиями городов, в которых действовали агентства РОПиТ. В связи с началом Первой мировой войны агентства РОПиТ в восточных портах практически прекратили свою деятельность к 1 октября 1914 г.


     После революции в России и оккупации Одессы войсками Антанты, РОПиТ, в надежде на возобновление своей деятельности, сделало надпечатку со своим наименованием на юбилейных марках общества и затем дополнительно напечатало на этих марках новые повышенные номиналы. Но возобновить свою деятельность РОПиТ не смогло и эти марки с новыми надпечатками в реальное обращение не поступили.

 

 

f6c2b7241bf5.jpg 

По заказу РОПиТ 21 мая 1887 года на верфи «R & W.Hawthorn Leslie & С"» в Ньюкасле (Англия) был построен и 21 мая 1887 года передан заказчику двухпалубный одновинтовой почтово-пассажирский пароход «Князь Потемкин». Судно в течение многих лет использовалось на грузопассажирской линии Одесса—Николаев.


    В сентябре 1912 года пароход «Князь Потемкин» шел из Николаева в Одессу.
Около 3 ч ночи в 25 милях от Одессы пароход столкнулся с пароходом «Аскольд», следовавшим из Мариуполя в Херсон с грузом угля. Оба парохода шли под прямым углом, пересекая курс друг другу. «Аскольд» на полном ходу врезался своей носовой частью в правый борт «Князя Потемкина». После столкновения «Аскольд» выскочил на мель, а «Князь Потемкин» через пробоину стал наполняться водой, которая быстро заливала машинное отделение.


   Вскоре затонувшее судно подняли и отправили на ремонт. Во время Гражданской войны, в конце марта 1919 года, при эвакуации войск Антанты и частей Белой армии из Одессы. «Князь Потемкин», в числе 20 судов, находившихся в это время в Одесском порту, был уведен в Тендровский залив и там 6 апреля оставлен без экипажа на мертвых якорях. 15 мая этого же года пароход затонул во время шторма.


   В 1933 году судно было поднято ЭПРОН и поставлено на капитальный ремонт в Одессе. К началу Великой Отечественной войны ремонт не завершился, пароход с разобранной машиной стоял у стенки Одесского завода имени А.Марти. В августе 1941 года судно с грузом пробковой коры и рабочими завода на буксире было уведено в Севастополь, а затем — в Поти. В декабре 1941 года, после завершения ремонтных работ, оставаясь в системе Черноморско-Азовского бассейнового управления, «Потемкин» использовался для перевозки военных грузов и эвакуации раненых.


4 мая 1942 года при приеме раненых в порту Камыш-Бурун «Потемкин» подвергся атаке германских самолетов, от попадания фугасных и зажигательных бомб получил повреждения корпуса, надстройки, паровой машины и загорелся. Погибло 30 человек, 25 получили ранения. 14 мая при эвакуации советских войск с Керченского полуострова, ввиду невозможности буксировки, пароход был подорван и затоплен.


В начале 1943 года немцы подняли и отбуксировали пароход в Николаев. Там его отремонтировали и переоборудовали в прорыватель минных заграждений. В мае 1944 года в Галаце он вошел в состав Дунайской флотилии Кригсмарине под наименованием SM241, а с 20 августа — «Sperrbrecher 194». 25 августа 1944 года судно было потоплено в районе Браилы артиллерией советских войск.
Позже пароход подняли и возвратили Черноморскому государственному морскому пароходству. До 1951 года «Потемкин» использовался им в качестве несамоходного портового плавсредства (баржи), а затем в 1953 году был передан для разделки на металлолом.

 

 

f6f541f62522.gif

 

 

 

дальнейшее развитие

 

1a174a2a3640.jpg

 

Товаро-пассажирский пароход «Веста» (первая) В1856 году для английской фирмы «Robinson & Со» на судоверфи «J.B.Palmer» в Ньюкасле (Англия) был построен винтовой трехпалубный товаро-пассажирский пароход, получивший наименование «Norma». В конце 1858 года британский владелец продал его РОПиТ. Судно, получившее наименование «Веста», прибыло из Англии в Одессу. В 1865 году «Веста» прошла капитальный ремонт как по корпусу и механизмам, так и по внутренней отделке. В 1874 году на судне установили новую паровую машину мощностью 130 ном. сил.

 

В начале Русско-турецкой войны 1877—1878 годов РОПиТ безвозмездно пре-доставил «Весту» в распоряжение командования Черноморского флота. 12 апреля 1877 года она была зачислена в состав Черноморского флота как пароход активной обороны, вооружение состояло из пяти 152-мм гаубиц, двух 107-мм, одного 87-мм орудия и двух 44-мм скорострельных орудий Энгстрема, а также шестовых, буксируемых мин и двух паровых катеров, приспособленных к применению мин.

 

10 июля пароход направился в крейсерство к берегам Румелии. Утром 11 июля в 35 милях от Кюстенджи (Констанцы) «Веста» обнаружила турецкий броненосец «Фетхи Буленд», который начал преследование и обстрел русского парохода. Погоня продолжалась более пяти часов. На «Весте» погибло три офицера и девять нижних чинов, восемь офицеров и 21 нижний чин получили ранения.

 

справка

Через год, 17 июля 1878 года, бывший артиллерист «Весты», капитан-лейтенант  З. П. Рожественский, получивший за «героический» бой «Весты» орден Георгия IV степени, опубликовал в газете «Биржевые ведомости» № 195 статью, которая называлась «Броненосцы и крейсера-купцы».

 

В статье Рожественский утверждал, что никакого героического пятичасового боя с блестящим маневрированием «Весты» не было. В действительности, встретив турецкий броненосец, «Веста», якобы, пустилась в бегство, длившееся пять с лишним часов. Из котлов выжимали всё, что могли. Можно считать чудом, что они не взорвались. Уходили на максимально возможной скорости. Отстреливались от турок, но причинить броненосцу особого вреда, естественно, не удалось.

 

Турки же не могли догнать «Весту», поскольку их четыре 9-дюймовых орудия располагались по углам каземата, и для того, чтобы стрелять по убегавшей «Весте» хотя бы одним носовым орудием, им приходилось всё время маневрировать, отклоняться в стороны. Но даже стрельбы из одного орудия хватило, чтобы едва не потопить пароход.

Утверждения Рожественского подтверждались заявлениями, полученными со стороны противника. В турецком флоте служили в качестве инструкторов английские офицеры. Один из них опубликовал в газете статью, в которой описал преследование турецким броненосным корветом русского парохода. Он утверждал, что не было никакой ружейной перестрелки, не было пожара, и вообще, не было того, что так красочно расписал Баранов. Ответным огнём русские причинили броненосцу небольшие повреждения, самым крупным из которых было попадание в дымовую трубу.

 

Вопрос об истинной картине того боя остаётся открытым по сию пору. Морское министерство не отреагировало надлежащим образом на статью капитан-лейтенанта Рожественского: хотя в июле 1878 года было назначено судебное разбирательство данного эпизода — однако, через год Морское министерство прекратило процесс против Рожественского, предложив Баранову судиться с лейтенантом за нанесённое оскорбление гражданским порядком.

 

26— 27 августа 1877 года «Веста» совместно с пароходом «Владимир», действуя в непосредственной близости от турецких броненосцев, эвакуировала из Гагр 18 раненых и около 600 русских офицеров и солдат, которых 28 августа доставила в Туапсе.

 

В 1878 году для предполагавшегося минного заграждения у Босфора «Весту» переоборудовали в минный транспорт, устроив на корме поворотную шлюпбалку для сбрасывания мин на ходу. После окончания войны, 12 января 1878 года, «Весту» возвратили РОПиТ. По состоянию на 1 января 1887 года в порту приписки Одесса пароход числился под № 209.

 

5 ноября 1887 года «Веста» следовала рейсом из Самсуна в Одессу. У мыса Тарханкут около 3 ч ночи в нее врезался в районе грот-мачты пароход «Синеус». «Веста» со всем экипажем (34 человека) погибла.

 

Пароход "Россия" захватил и привел в Севастополь турецкий пароход "Мерсина", на котором было более 700 человек турецкой пехоты.

 

925ca582825a.jpg

 

Товаро-пассажирский пароход «Россия» По заказу РОПиТ на судоверфи «A.Leslie & С0» в Ньюкасле (Англия) был построен и в январе 1872 года передан заказчику трехпалубный почтово-пассажирский пароход, получивший наименование «Россия» (строительный № 146). В ходе Русско-турецкой войны, 14 сентября 1877 года «Россия» была зачислена в состав Черноморского флота как пароход активной обороны.

 

7 декабря в Николаеве было закончено вооружение парохода «Россия» (установлены: одна 229-мм и две 152-мм мортиры, шесть 203-мм, три 152-мм и два 107-мм орудия, три 44-мм скорострельных пушки Энгстрема и две 25,4-мм пушки Пальмкранца, шестовые и буксируемые мины, самодвижущиеся мины Уайтхеда, а также два паровых катера, приспособленные к применению мин)

 

В 7 ч утра 13 декабря на подходе к этому порту «Россия» захватила крупный турецкий военный транспорт «Мерсина» и на следующий день привела его в Одессу. На призовом судне оказалось более 800 солдат и офицеров турецкой армии, 262 кг серебра высокой пробы и некоторое количество золота.

 

В 1878 году пароход «Россия» возвратили РОПиТ. В 1913 году паро¬ход был списан и переоборудован в блокшив. Во время Первой мировой войны блокшив использовался в Батуме для нужд Морского ведомства. В марте 1921 года блокшив в Батуме был передан Черномортрану, а в 1925 году сдан на слом.

 

 

   Война закончилась в 1878 году, но для общества военная страда продолжалась еще несколько лет. Его пароходы работали с полной нагрузкой, обеспечивая перевозку воинских грузов и возвращение войск на родину. К этому времени флот общества в значительной мере устарел. В то же время быстрое экономическое развитие страны требовало значительного увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок.

 

   Для привлечения финансовых средств на модернизацию пароходного парка общество взялось за постройку кораблей по заказу морского министерства. Сначала был подписан контракт на строительство в Севастополе двух броненосцев, затем трех канонерских лодок и, наконец, на строительство броненосца "Георгий Победоносец". Он был сдан флоту в 1892 году. На этом был завершен военный этап (1877-1891 гг.) в деятельности общества.

 

417314c06f1e.jpg

 

   Третий этап начался весьма успешно. Благодаря модернизации старых и закупке новых судов удалось значительно увеличить объем грузовых и пассажирских перевозок, а также открыть несколько дальних и очень выгодных линий. С 1893 года начались рейсы из Черного моря в Балтийское, с 1901 года - рейсы из Одессы во Владивосток, а с 1906 года - из Одессы в Нью-Йорк. Севастопольский морской завод был передан государству, а новый завод, общество построило в Одессе.

 

    Однако этот период успешной коммерческой деятельности оказался весьма коротким. Обострение обстановки на Дальнем Востоке потребовало переброски туда большого количества войск. Затем суда РОПиТ привлекались к обеспечению перехода 2-й Тихоокеанской эскадры З.П. Рожественского. После русско-японской войны начался период смуты, забастовок и политических волнений, а за ним и первая мировая война.

 

     Все это обернулось для общества большими трудностями и потерями. Наконец, в 1918 году все имущество общества было национализировано Советской властью. На этом закончилась деятельность РОПиТ - одной из самых крупных и очень успешных пароходных компаний России. Она в значительной мере способствовала развитию мореходства, промышленности, сельского хозяйства и внешней торговли страны. Деятельность РОПиТ заложила основы для создания морского флота Советского Союза и современного морского флота России.

 

источники

 

 

 

 

 

Изменено пользователем Glebkk

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
44 публикации

Приятно почитать удобно оформленную для глаз статью.

Информация из нескольких источников :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
300 публикаций
241 бой

Интересная статейка, плюсую! :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 023 публикации
38 боёв

Уберите спойлеры, они только как пятое колесо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
568 публикаций
10 107 боёв

Уберите спойлеры, они только как пятое колесо.

 

сэр, есть сэр

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
192 публикации
1 341 бой

Уберите спойлеры, они только как пятое колесо.

Но без спойлеров статья будет выглядеть скучно.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×