Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Glebkk

Добровольный флот

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

250
[CATGO]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
609 публикаций
10 498 боёв


   Появление Добровольного флота, одной из наиболее известных пароходных компаний России, относится к концу русско-турецкой войны. Россия в 1878 году полностью разгромила турецкие войска в войне 1877-1878 годов. Предварительный мирный договор между Россией и Турцией был подписан 19 февраля 1878 года в Сан-Стефано близ Стамбула. Он предусматривал значительное усиление позиций России на Балканах. Однако этот договор вызвал резкое противодействие западных держав, особенно Австро-Венгрии и Англии. Англия ввела в Мраморное море сильную эскадру, угрожая фактически беззащитному русскому Причерноморью. Над Россией нависла серьезная угроза повторения тяжелейшей Крымской войны.

 

    Однако это вынужденное бессилие вызвало в русском обществе вовсе не отчаяние, а взрыв народного патриотизма. Наиболее ярким его проявлением стало опубликованное 22 апреля 1878 года обращение московского Императорского Общества для содействия русскому торговому мореходству. В обращении говорилось: "Враг наш силен на море. И числом и громадностью средств, морские силы его далеко превосходят наши. Но есть возможность нанести ему чувствительный удар. <…> Он обладает громадным купеческим флотом. <…> Последняя война покрыла славой русских моряков. Дайте им настоящие морские суда и пошлите их в океаны на ловлю вражеского купеческого флота, и враг наш раскается в своей самонадеянности".

 

    Инициатива вооружения торговых судов и превращения их в легкие крейсера была выдвинута в самом начале войны 1877-1878 годов в то время еще лейтенантом С. О. Макаровым. Тогда было переоборудовано четыре парохода, которым удалось добиться значительных успехов в боевых действиях на Черном море.

Учитывая слабость отечественного флота, Императорское общество содействия русскому торговому мореходству выступило с инициативой сбора народных средств для покупки быстроходных судов, которые после вооружения могли бы в военное время использоваться как крейсеры для борьбы с судоходством противника.

 

   В марте 1878 года в Москве был учрежден Главный комитет для организации Добровольного флота и начался сбор денег. Местные комитеты открывались во всех без исключения губерниях страны. К началу мая удалось собрать более 2 млн рублей. Пожертвования вносили дипломаты, промышленники, дворяне, мещане, крестьяне и представители интеллигенции. Величины жертвуемых сумм колебались от нескольких копеек до тысяч рублей. Крупнейшим вкладчиком стал граф Строганов, внесший 100 тыс. рублей. Всенародный сбор средств происходил в обстановке высочайшего патриотического подъема. Эта беспрецедентная по своему размаху и результативности кампания со всей очевидностью показала, что население нашей страны считает Россию великой морской державой, которая должна иметь свой флот. Впервые за всю историю России, включая и многочисленные периоды самых тяжких испытаний, вопрос о создании флота приобрел общенациональное значение.

 

   Комитет определил необходимые тактико-технические параметры будущих кораблей Добровольного флота. Считалось, что наибольшего эффекта русские крейсера могут добиться главным образом созданием паники и "моральной угрозы неприятельской морской торговле". Исходя из этого, закупаемые суда должны были обладать повышенной мореходностью, скоростью, автономностью, прочностью корпуса, сильным вооружением и достаточно комфортными условиями, сберегающими силы экипажа в длительном плавании. В качестве ориентировочных параметров Комитет предложил - скорость не менее 13 узлов, автономность по топливу - до 20 суток, прочность палуб должна обеспечивать возможность установки на них пушек среднего калибра, а конструкция трюмов - быстрое переоборудование их под артпогреба.


     Специальная комиссия, выехавшая за рубеж, подписала б июня контракт с известной немецкой судоходной компанией Hamburg-Amerikanischen Packetfahrt Actien Gesellschaft на приобретение у нее товаро-пассажирских пароходов «Holsatia», «Thuringia» и «Hammonia». Несколько ранее у фирмы F. Krupp купили для них артиллерию — три 210-мм, шесть 170-мм и десять 150-мм орудий, а также боекомплект — по 280 выстрелов на орудие.

 

   После прибытия в Кронштадт эти суда зачислили в список судов военного флота как крейсеры «Россия», «Москва» и «Петербург». Пароходы сразу стали переоборудовать — устанавливать подкрепления под артиллерию, оборудовать бомбовые погреба и крюйт-камеры. Личный состав предоставило Морское министерство. Командирами стали капитаны I ранга Баранов и Копылов, а также капитан-лейтенант Андреев. Таким образом, спустя только три месяца после возникновения идеи и шесть недель со дня начала сбора средств Добровольный флот уже реально существовал и деятельно готовился к операциям на торговых путях Великобритании.


    Через три недели после покупки первых судов Добровольный флот на оставшиеся деньги у той же немецкой компании приобрел пароход «Saxonia». Поскольку Нижегородская губерния по сумме собранных денег находилась на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга, пароход вскоре переименовали в «Нижний Новгород». Так с самого начала сложилась традиция присваивать судам Добровольного флота названия губернских городов в зависимости от величины их взносов. Это правило соблюдалось и в дальнейшем.

 

d6404154e0d7.jpg

 

Бывший немецкий товаро-пассажирский пароход «Holsatia». Корпус железный трехпалубный. Механизмы фирмы Caird & Со. До 1877 г. машина была простого расширения пара. Имел две мачты и одну дымовую трубу. Первоначально принадлежал компании Hamburg-Amerikanischen Packetfahrt AG и был приписан к Гамбургу. 06.06.1878 г. куплен в Гамбурге у компании-владельца за 55 000 фунтов стерлингов для использования в качестве рейдера. 14.06.1878 г. пришел в Кронштадт из Германии. 03.07.1878 г. зачислен в список судов Балтийского флота как крейсер с присвоением наименования «Россия».

 

21.07.1878 г. исключен из списка судов Морского ведомства. 01.08.1878 г. поступил в пользование Добровольного флота и затем получил приписку к Петербургскому торговому порту.

 

25.03.1882 г. вышел из Одессы своим первым регулярным рейсом по дальневосточной линии с 63 пассажирами и разным грузом. В дальнейшем эксплуатировался преимущественно на этом маршруте.

 

28.07.1894 г. прибыл в Одессу из своего последнего рейса на Тихий океан. 31.08.1894 г. продан Морскому ведомству за 300 000 руб. в связи с несоответствием коммерческим требованиям. 26.11.1894 г. зачислен в список судов Черноморского флота как учебное судно «Днестр». Затем входил в состав учебного отряда Черного моря и использовался для обучения машинистов и кочегаров. В 1900 г. получил на вооружение 6 — 47-мм револьверных пушек Гочкиса. 08.12.1907 г. в качестве вспомогательного судна включен в отряд 2-го резерва Черного моря. 29.01.1909 г. перечислен в класс транспортов. 15.11.1910 г. переклассифицирован в блокшив с присвоением «№ 5». После этого использовался при дивизионе подводных лодок Черноморского отряда. 16.07.1915 г. пароход «Россия» исключен из списка судов Морского ведомства по непригодности к дальнейшей службе. Осенью 1916 г. притоплен в Трапезунде в качестве брекватера для ограждения акватории временной базы.

 

 

   К этому времени Англия добилась замены Сан-Стефанского договора многосторонним договором Берлинского конгресса 1878 года, который был гораздо менее выгоден для России, однако угроза войны была ликвидирована. В связи с этим новые пароходы разоружили, перевели в коммерческий флот и направили в Черное море для перевозки русских войск, возвращавшихся на родину. Эта первая операция пароходов «Добровольного флота» была выполнена успешно, что засвидетельствовано собственноручной резолюцией императора Александра III: «Спасибо за хорошее начало».

 

    Поскольку Комитет в силу временного характера своей организации не был приспособлен для руководства хозяйственной деятельностью компании, его преобразовали в Общество Добровольного флота и передали в ведение Министерства финансов. Основная задача новой российской судоходной компании согласно уставу, утвержденному 7 мая 1879 года, — эксплуатация судов Добровольного флота в мирное время и их использование в военных целях по требованию правительства. Правление компании разместилось в Петербурге в доме № 30 на набережной реки Мойка.

 

   В конце 1878 года было принято решение прекратить покупку готовых пароходов, а имеющиеся средства употребить на заказ новых. Первое такое судно, проект которого был разработан на основе чертежей английского крейсера «Iris», заказали 5 мая 1879 года французской фирме Forges et Chantiers de la Mediterranee, предложившей самые выгодные условия. Через год пароход, получив наименование «Ярославль», был спущен на воду, а 10 сентября 1880 года направился из Марселя в Одессу. Интересно, что турки препятствовали проходу через проливы, считая его из-за наличия тарана и спонсонов для орудий военным судном, что, конечно, вполне соответствовало истине. Сначала крейсер «Ярославль» эксплуатировался в качестве транспортного судна (в основном войскового транспорта) и приносил большие убытки. Поэтому в январе 1882 года его продали Морскому ведомству, и под наименованием «Память Меркурия» он затем долгие годы входил в состав Черноморского флота.

 

30bc08ad9b58.jpg

 

Пароход-крейсер. Корпус железный однопалубный с двойным дном. Механизмы фирмы Forges et Chantiers de la Mediterranee. Имел три мачты и одну дымовую трубу. 05.05.1879 г. заказан за 2 500 000 франков для использования в качестве рейдера на коммуникациях противника в случае войны и как коммерческого парохода в мирное время.

 

27.12.1881 г. пароход «Ярославль» прибыл в Севастополь из последнего рейса под флагом Добровольного флота и был поставлен на хранение из-за убыточной эксплуатации.

В январе 1882 г. продан Морскому ведомству за 1 012 000 руб. 18.04.1882 г. как крейсер зачислен в список судов Черноморского флота. В мае 1882 г. в Николаеве установлены 5 — 152-мм, 4 — 107-мм орудия и 2 — 37-мм револьверные пушки Гочкиса. 09.04.1883 г. переименован в «Память Меркурия». Вскоре получил дополнительно 1 — 152-мм орудие, 1 — 44-мм скорострельную пушку Энгстрема и 1 — 11-мм картечницу Пальмкранца, а также 5 бортовых минных аппаратов. После этого плавал в составе учебно-минного отряда, а с 1890 г. — в составе практической эскадры Черного моря. С 1886 г. артиллерия состояла из 6 — 152-мм, 4 — 107-мм орудий, 4 — 37-мм револьверных пушек Гочкиса и 4 — 44-мм скорострельных пушек Энгстрема. 01.02.1892 г. отнесен к классу крейсеров I ранга. Зимой 1893 —1894 гг. в Николаеве выполнен капитальный ремонт корпуса и машины с установкой новых котлов.

 

С 1897 г. стал использоваться для обучения строевых квартирмейстеров, при этом имел на вооружении 6 — 152-мм орудий, 4 — 47-мм, 2 — 37-мм одноствольных, 2 — 37-мм револьверных пушек Гочкиса и 2 — 64-мм десантных Барановского. С 1903 г. вновь плавал в составе практической эскадры и 28.10.1903 г. был переклассифицирован в крейсер II ранга. 17.11.1905 г. во время севастопольского мятежа вел огонь из 47-мм и 37-мм орудий по миноносцу «Свирепый», а из 152-мм — по крейсеру «Очаков». Сам получил только незначительные повреждения от пуль и осколков и потерь в личном составе не имел. 01.01.1907 г. пароход «Ярославль» сдан на хранение Севастопольскому порту и 25.03.1907 г. исключен из списка судов Морского ведомства по совершенной непригодности к дальнейшей службе.

 

01.05.1918 г. захвачен в Севастополе немецкими войсками, 24.11.1918 г. сдан союзникам. 29.04.1919 г. захвачен частями Красной Армии, 24.06.1919 г. — частями Вооруженных сил юга России, а 15.11.1920 г. — снова Красной Армией. 02.12.1920 г. под наименованием «Меркурий» включен в состав Морских сил Черного и Азовского морей. Вначале служил в качестве базы дивизиона подводных лодок, а 08.08.1921 г. переклассифицирован в плавучую мастерскую. В 1921 — 1922 гг. прошел ремонт и был вооружен 120-мм пушкой. 25.12.1922 г. придан дивизиону сторожевых катеров и истребителей.

01.10.1929 г. «Ярославль» выведен в корабельный резерв в целях экономии средств на содержание флота. 07.05.1930 г. передан под жилье личного состава вновь сформированного дивизиона торпедных катеров типа «Ш-4», но содержался без штата. 09.03.1932 г. исключен из состава Морских сил Черного моря. Впоследствии находился в эксплуатации у торгового флота и использовался как несамоходное плавсредство, а с 31.08.1938 г. — как плавучее нефтехранилище Одесского торгового порта. 20.09.1939 г. исключен из списка судов Наркомата морского флота. По некоторым непроверенным данным после Великой Отечественной войны был потоплен в качестве мишени у берегов Крыма.

 

 

 

Но ком-тъ по времен. характеру своей орг-заціи не б. приспособленъ для рук-ства дѣят-ст. Д. флота, какъ коммерч. предпріятія; поэтому б. выработанъ уставъ "Общества Д. флота", 9 мая 1878 г. утвержденный Гос. Императоромъ. Общ-во, оставаясь подъ Августѣйш. покров-ствомъ Насл. Цесаревича, поступало въ вѣдѣніе мин-ства финансовъ; цѣль его заключалась въ эксплоатаціи судовъ Д. флота въ мирн. время въ видахъ развитія отеч. промышл-сти и судох-ва, съ сохраненіемъ пост. готов-сти судовъ для надобностей прав-ства; получающіяся прибыли д. б. отчисляться на погашеніе стоимости пароходовъ и на пріобрѣтеніе новыхъ.

 


   Налаживая свою коммерческую деятельность, Общество приступило к организации регулярного торгово-пассажирского сообщения с портами Дальнего Востока, которое в то время как никогда отвечало потребностям страны. Железной дороги тогда не было и в помине. Все торговые перевозки осуществлялись по сибирскому бездорожью, и только небольшая часть шла иностранными пароходами. И вот, 7 июня 1879 года в первый пробный рейс на Сахалин отправляется пароход "Нижний Новгород". На его борту было 600 каторжан и 45 588 пудов груза. За этот рейс пароход заслужил себе отличную репутацию. "Хороший ходок, крепкий корабль, знающий и решительный капитан", - так отзывались о нем коммерсанты. Востребованность этих рейсов постоянно росла, в результате чего в 1901 году пароходы Общества ежегодно совершали уже 25 рейсов Одесса - Владивосток. На Дальний Восток шли казенные и коммерческие грузы, а обратно, - главным образом, китайский чай.

 

   С открытием регулярных рейсов на Тихий океан по дальневосточной линии возникла необходимость в доставке грузов в Николаевск-на-Амуре. Так как имевшиеся в распоряжении Добровольного флота пароходы из-за большой осадки не могли туда заходить, общество решило приобрести мелкосидящее судно. Из осмотренных 25 готовых пароходов ни один не соответствовал предъявляемым требованиям, и только 5 января 1880 года удалось заключить контракт на покупку находившегося на стапеле фирмы Lobnitz, Coulborn & Со. близ Глазго корпуса почти готового товаро-пассажирского судна. После спуска на воду и достройки пароход, получивший наименование «Владивосток», 2 марта вышел с грузом угля из Кардиффа в Одессу, а уже 5 апреля отправился к месту своей постоянной деятельности на Дальний Восток.


     В 1880 году в связи с обострением отношений с Китаем во время т. н. Кульджин-ского кризиса для усиления Тихоокеанской эскадры, которой командовал адмирал С.С. Лесовский, Морское ведомство решило использовать пароходы Добровольного флота. В ноябре в состав этого соединения включили «Москву» как крейсер под Андреевским флагом, «Петербург» как угольный транспорт и «Владивосток» как госпитальное судно (оба под коммерческими флагами). До вооруженного столкновения дело в этот раз не дошло и в следующем году все пароходы вернулись к коммерческой деятельности. Этот эпизод интересен тем, что суда Добровольного флота впервые использовались в качестве резерва военного флота.

 

    В 1882 году Добровольный флот понес первую потерю: 7 июня во время следования обратным дальневосточным рейсом с пассажирами и грузом чая у мыса Гвардафуй (северо-восточная оконечность Африки) разбился на камнях пароход «Москва». Для его замены 25 ноября того же года с английской фирмой подписали контракт на покупку парохода «Mikado». Получив наименование «Кострома», он 28 января 1883 года вышел из Глазго в Одессу.

 

   В конце 1880-х годов в мировом торговом флоте начали появляться суда со скоростью хода до 20 уз. Различие между ними и пароходами Добровольного флота, имевшими скорость 12 — 13 уз, стало существенным, и руководство общества решило заказать два так называемых парохода-крейсера со скоростью хода 18 — 19 уз.
Контракт на постройку первого из них был заключен 12 февраля 1888 года с известной английской фирмой R. & W. Hawthorn, Leslie & Со. Новый пароход, получивший наименование «Орёл», стал вторым после «Ярославля» судном, специально построенным по заданию Добровольного флота. При водоизмещении 7980 т. он имел наибольшую длину 135,64 м, ширину 14,57 м, высоту борта 10,67 м, а осадку 7,32 м. Две паровые машины тройного расширения мощностью 9000 индикаторных л. с. обеспечивали спецификационную скорость хода 19 уз. Питание их паром осуществлялось от десяти цилиндрических котлов с суммарной нагревательной поверхностью 1598 кв. м. Нормальный запас угля 765 т.
По проекту вооружение состояло из трех 120-мм, двенадцати 75-мм и шести 47-мм орудий, которые в мирное время находились в трюме и при необходимости могли быть быстро установлены на штатные места на палубе. Фирма выполнила задание в оговоренные сроки — 3 марта 1890 года пароход отправился из Ньюкасла в Одессу к месту постоянной приписки. «Орёл» послужил образцом для остальных «крейсеров», построенных в последующие годы для Добровольного флота

 

    В 1892 году правление Добровольного флота обратилось к правительству с ходатайством о продлении ему субсидии еще на десять лет. Государственный Совет счел возможным его удовлетворить, но выдвинул несколько условий, главным из которых являлась постройка в течение этого срока четырех пароходов-крейсеров и двух грузовых судов. В исполнение этого требования уже в мае 1894 года от строителя был принят третий пароход-крейсер «Петербург» (второй), который хотя и являлся почти точной копией «Саратова», но имел увеличенную на 1200 индикаторных л. с. мощность механизмов. Следующие три построенных в Англии в 1896 — 1902 годах парохода (их обычно называли второй серией) — «Херсон», «Москва» (третья) и «Смоленск» — по сравнению с первой серией имели большие размерения, лучшую остойчивость, водотрубные котлы Бельвиля, скорость хода 20 уз и три трубы вместо двух. Любопытно, что Добровольный флот, пытаясь способствовать развитию отечественной судостроительной промышленности, хотел построить «Херсон» в России, однако цена, заявленная Балтийским заводом, единственным заинтересовавшимся этим заказом предприятием, оказалась в два раза выше английской. Поэтому все пароходы-крейсеры построила фирма R. & W. Hawthorn, Leslie & Co., за исключением «Москвы», которую заказали фирме Clydebank Engineering & Shipbuilding Co.

 

     Благодаря государственной поддержке Добровольный флот до русско-японской войны реализовал крупную судостроительную программу, увеличив свой состав на 12 новых крупнотоннажных быстроходных судов, построенных по единым требованиям, и выдвинулся на второе место после Русского общества пароходства и торговли среди отечественных пароходных компаний.

 

6b91cd990886.jpg

 

Двухвинтовый товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер. Корпус стальной трехпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы R. & W. Hawthorn, Leslie & Со. Имел три мачты и две дымовые трубы. Первый пароход-крейсер Добровольного флота, ставший родоначальником серии из шести единиц. 12.08.1888 г. заказан за 103 000 фунтов стерлингов для регулярных рейсов на Дальний Восток.

 

В мае — декабре 1900 г. в связи с ихэтуаньским восстанием в Китае пароход-крейсер «Орёл» находился в распоряжении Военного министерства и занимался перевозкой сухопутных войск. В сентябре 1900 г. участвовал в высадке десанта в Шанхай-Гуане. 19.05.1902 г. прибыл в Одессу из своего последнего коммерческого рейса на Дальний Восток и вскоре переведен на резервное положение из-за убыточной эксплуатации.

 

В связи с началом русско-японской войны предназначался к отправке в море для действий на коммуникациях противника, однако по состоянию котлов был признан негодным для крейсерского плавания. 15.06.1904 г. принят в распоряжение Морского ведомства для использования в качестве плавучего госпиталя. В Танжере присоединился ко 2-ой эскадре флота Тихого океана, с которой проследовал до Цусимы.

 

14.05.1905 г. задержан в Корейском проливе японским вспомогательным крейсером «Sado Маш» и отведен в Сасебо. 30.05.1905 г. конфискован японскими властями из-за нахождения на борту части команды с английского парохода «Oldhamia», перевозившего военную контрабанду и перехваченного крейсером «Орёл» у острова Формоза. 25.08.1905 г. переименован в «Kusuho Maru» и включен в состав флота Японии. Затем использовался как госпитальное судно с базированием в Курэ. 03.10.1909 г. переклассифицирован в пароход. 24.03.1910 г. продан на слом и до конца года разобран на металлолом в Японии. 

 

 

во время послѣдней рус.-яп. войны суда Д. флота приняли участіе въ качествѣ кр-ровъ-истребителей (крейсерство въ 1904 г. Петербурга и Смоленска), крейсеровъ-развѣдчиковъ (Днѣпръ и Ріонъ въ эс-дрѣ Рождественскаго), трансп-въ при эс-драхъ (Кіевъ, Ярославль, Воронежъ, Тамбовъ и Владиміръ) и госпит. судовъ (Орелъ и Кострома). Если дѣйствія Петербурга и Смоленска не увѣнчались успѣхомъ, то по винѣ уже высш. команд-нія, не озаботившагося о томъ, чтобы путемъ дипломат. переговоровъ создать заранѣе болѣе благопріят. условія для подоб. операціи; пароходы же съ честью вышли изъ испытанія: 65 сут. они провели въ морѣ, не становясь на якорь (не считая нѣск. час. въ Константинополѣ, П.-Саидѣ и Суэцѣ) и не пополняя запасовъ угля. Послѣ окончанія войны Д. флотъ принялъ дѣят. участіе въ перевозкѣ частей нашей арміи съ Д. Востока, и его услуги въ этомъ случаѣ тѣмъ болѣе цѣнны, что частн. парох. компаніи, пользуясь затруднит. положеніемъ нашего прав-ства, назначали непомѣрно высокія цѣны за свои услуги.

 

 

Начало боевых действий с Японией ознаменовались очередной потерей для общества — 24 января 1904 года в районе Пусана японский броненосец береговой обороны «Seiyen» захватил «Екатеринослав», выполнявший обычный рейс Владивосток — Одесса. Впоследствии он входил в состав японского флота как вспомогательное судно «Karasaki».
Согласно Положению о Добровольном флоте, после начала войны ряд его судов поступил во временное распоряжение Морского ведомства. Например, в марте и апреле 1904 года в пользование военному флоту были переданы «Смоленск» и «Петербург» (второй), которые затем действовали на торговых коммуникациях противника как крейсеры «Рион» и «Днепр». Это был единственный случай, когда пароходы-крейсеры использовались по своему второму назначению, то есть как рейдеры.


   Еще три парохода общества использовались в качестве плавучих госпиталей. В январе 1904 года в состав порт-артурской эскадры вошла «Казань». Во время осады Порт-Артура ее потопила японская артиллерия. Шедшие со 2-ой эскадрой флота Тихого океана вице-адмирала З.П. Рожественского госпитальные суда «Кострома» (вторая) и «Орёл» 14 мая 1905 года в Корейском проливе захватили японские вспомогательные крейсеры «Sado Маш» и «Manshu Маш». «Кострому» вскоре вернули Добровольному флоту, а «Орёл» объявили реквизированным и впоследствии под наименованием «Kusuho Маш» он некоторое время входил в состав японского флота. Еще пять пароходов («Ярославль», «Тамбов», «Владимир», «Воронеж» и «Киев») использовались как угольные транспорты и сопровождали эскадру З.П. Рожественского во время ее перехода на Дальний Восток.


   Кроме несения крейсерской и транспортной службы пароходами Добровольного флота, последний играл весьма важную роль в приобретении во время войны коммерческих судов, которые предназначались для усиления военного флота. Порой покупка этих судов оформлялась на Добровольный флот, хотя фактически они принадлежали Морскому ведомству.

 

ff873cd5b84e.jpg

 

Бывший недостроенный английский двухвинтовый товаро-пассажирский пароход «Potosi». Корпус стальной однопалубный со спардеком и двойным дном. Механизмы фирмы Wigham Richardson & Со. Имел две мачты и одну дымовую трубу. 01.08.1900 г. приобретен Министерством финансов за 1 150 000 руб. у фирмы Pacific Steam Navigation Со. для доставки войск на Дальний Восток в связи с ихэтуаньским восстанием в Китае. 11.08.1900 г. пароход «Казань» куплен Добровольным флотом за ту же сумму и вскоре переименован в «Казань». 29.09.1900 г. прибыл в Одессу из Англии и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под № 68.

 

В дальнейшем эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии. 21.01.1904 г. прибыл в Порт-Артур в очередной раз из Одессы и 26.01.1904 г. передан во временное пользование Морскому ведомству для транспортной службы при эскадре судов в Тихом океане. После начала русско-японской войны вошел в состав 1-ой эскадры флота Тихого океана. Затем передан Российскому обществу Красного Креста и переоборудован в Порт-Артуре в госпитальное судно на 300 коек. 05.07.1904 г. переклассифицирован в плавучий госпиталь. 21.11.1904 г. потоплен в Порт-Артуре японской осадной артиллерией.

 

29.04.1905 г. пароход «Казань» поднят японскими спасателями, вскоре отремонтирован и под наименованием «Kasado Maru» эксплуатировался различными японскими кампаниями: вначале —Toyo Kisen Kabushiki Kaisha (с припиской к Кобе), с 1912 г. — Osaka Shosen Kabushiki Kaisha (Токио), с 1934 г. — Shinko Suisan Kabushiki Kaisha (Токио), с 1939 г. — Nippon Suisan Kabushiki Kaisha (Токио). К началу советско-японской войны использовался в качестве рыболовной плавбазы и находился у рыбоперерабатывающего завода в устье реки Кихчик на западном побережье Камчатки. 09.08.1945 г. сильно поврежден авиабомбами при налете двух самолетов МБР-2 и 10.09.1945 г. затоплен командой. 371 человек из состава команды был взят в плен.

 

 

"...Суда этого флота установили животворное общение коренной России с ее далекими окраинами и познакомили русских моряков с океанскими плаваниями для мирных целей".
9 мая 1909 г. принято положение "О передаче высшего заведования Добровольным флотом из Морского министерства в Министерство торговли и промышленности

 

   После окончания войны Добровольный флот возобновил рейсы на Дальний Восток.Наступивший во время русско-японской войны кризис в работе дальневосточной линии вынудил руководство общества искать другие возможности для эксплуатации своих судов. В 1906 году открылась новая не только для Добровольного флота, но и для всего русского судоходства линия между Либавой и Нью-Йорком для перевозки эмигрантов. Однако из-за ожесточенной конкуренции со стороны иностранных компаний, давно освоивших это направление, она просуществовала всего около двух лет. Более успешной оказалась деятельность общества на Дальнем Востоке, где в 1907 году появились новые линии: экспрессная (между Владивостоком и портами Японии и Китая — Нагасаки, Цуругой и Шанхаем) и северная или охотская (между Владивостоком и портами Охотского и Берингова морей). Развитием северной линии стали рискованные рейсы в Нижне-Колымск, успешно выполнявшиеся начиная с 1911 года.

 

    Для обеспечения экспрессной линии современными судами общество 30 сентября 1908 года заключило с немецкой фирмой Ferdinand Schichau контракт на постройку двух малых и трех больших пароходов, способных развивать максимальную скорость хода 16 уз Они имели 60 пассажирских мест в каютах I класса, 30 мест — в каютах II класса, а также брали на борт 120 человек в помещениях III класса. Пароходы получили наименования «Орёл» (второй), «Полтава», «Рязань», «Симбирск» и «Пенза». Всю серию заказчик получил в августе — октябре 1909 года.


      9 мая 1909 года правительством принимается положение «О передаче высшего заведования Добровольным флотом из Морского министерства в Министерство торговли и промышленности». При этом была изменена сама цель его деятельности, т. к. положением было установлено, что во время войны в распоряжение военных ведомств должны предоставляться не крейсера, как прежде, а транспорты. Это освобождало общество от необходимости содержать чрезвычайно обременительные в коммерческом смысле пароходы-крейсеры. Поскольку тихоокеанский регион по-прежнему оставался главной точкой приложения усилий, в 1910 году в структуре Добровольного флота создается Управление делами на Дальнем Востоке, здание которого разместилось на территории Владивостокского торгового порта на причале № 25.

 

      Для охотско-камчатской линии и линии Татарского пролива общество 10 августа 1911 года заказало Невскому судостроительному и механическому заводу шесть товаро-пассажирских пароходов водоизмещением 3750 т, мощностью механизмов 1100 индикаторных л. с. и скоростью хода 10,5 уз. Проектом предусматривались пять водонепроницаемых переборок и ледовое подкрепление корпуса. Эти суда стали крупнейшей серией коммерческих морских судов, построенных отечественной промышленностью до революции. Сдача заказчику пароходов, получивших наименования «Тверь», «Симферополь», «Тобольск», «Томск», «Эривань» и «Астрахань», состоялась в феврале — октябре 1913 года.

 

Пароход - крейсер «Азия»

ba22cf125997.jpg

 

Бывший американский пароход "Колумбус", приобретенный в середине мая 1878 года за 275 тысяч долларов. Спущен на воду в сентябре 1873 года на верфи Крампа в Филадельфии. Летом 1879 года прибыл в Кронштадт где была установлена артиллерия. 18 октября 1879 года вышел из Кронштадта на Дальний Восток. С 1 февраля 1892 года - крейсер 2 ранга. В 1898 году прошел ремонт машины - мощность возросла до 2700 л.с. В 1901 году установили 4 новых паровых котла. С марта 1906 года - посыльное судно.

 

16 августа 1911 года исключен из списков флота и передан Комитету морских экскурсий, в октябре 1912 года под наименованием "Кавказ" - Русскому спасательному акционерному обществу и в следующем году - Лиге обновления флота. 11 сентября 1914 года зачислен в состав Балтийского флота транспортом, затем переведен в Учебно-минный отряд, где был вооружен двумя 47-мм орудиями. С мая 1918 года в порту на хранениии В конце сентября 1923 года судно продали для разделки на металл.

 

 

 

В 1914 г. ДФ был мощным судоходным предприятием, имевшим на Черном море 32 парохода (64,022 рег.-тонн) и на Дальнем Востоке 14 судов (19,089 рег.-тонн), располагавшим развитой береговой базой. В России и за границей ДФ принадлежали собственные дома, склады, пристани, портовые средства, мастерские и заводы. Флаг ДФ был известен во всех заграничных портах, сеть его агентств раскинута по всему миру. В это же время стали осваиваться регулярные линии в порты Северного и Балтийского морей.
Во время первой мировой войны суда ДФ осуществляли воинские и народнохозяйственные перевозки на линиях Владивосток - порты США и Канады, Архангельск - порты Великобритании. За все годы боевых действий ДФ потерял лишь одно судно. Пароход "Рязань" 4 августа 1914 г. был захвачен германским крейсером "Эмден" в Тихом океане и впоследствии использовался в качестве вспомогательного крейсера "Корморан" против морской торговли союзников.

 


1ая мировая

   После начала первой мировой войны из числа судов, плававших между Одессой и Владивостоком, 2 оказались запертыми в Черном море, «Пермь» вскоре была продана после пожара, а 6 других в связи с закрытием Дарданелл стали эксплуатироваться во внешних водах.


   Через три дня после вступления в войну России немецкий крейсер «Emden» захватил в Корейском проливе «Рязань», шедшую с пассажирами из Нагасаки во Владивосток. Вооруженную восемью 105-мм орудиями, немцы затем использовали ее как вспомогательный крейсер «Cormoran». В связи с подобным развитием событий судоходство в тихоокеанских водах временно было приостановлено, однако уже 12 августа 1914 года восемь пароходов Добровольного флота отправились коммерческими рейсами из Владивостока на Камчатку.


   25 июля 1914 года во время стоянки в Коломбо по неизвестной причине загорелась «Пермь», следовавшая во Владивосток с грузом боеприпасов. Для предотвращения взрыва пароход пришлось затопить. Вскоре его подняли и продали. Впоследствии «Пермь» плавала под датским флагом и именовалась «Tina». Кроме того, в сентябре Черноморский флот получил для использования в качестве транспорта «Петербург» (второй) по решению, принятому еще до войны.


     Для восполнения этих потерь согласно постановлению Совета министров от 16 августа 1914 года Добровольному флоту передали для усиления средств восточной линии интернированные в русских водах Дальнего Востока немецкие пароходы «Dortmund», «Sabine Rickmers» и «Spezia». Это приобретение обошлось обществу в 323 тыс. рублей. С новыми наименованиями «Иртыш», «Нонни» и «Сучан» в годы войны эти суда выполняли экспортные перевозки в основном между портами союзников и Русского Севера, поскольку с вступлением в октябре 1914 года в войну Турции восточную линию пришлось закрыть.


     В связи с начавшимися боевыми действиями на суда Добровольного флота распространилось положение о военно-судовой повинности. В соответствии с ним Морское ведомство могло без согласия владельцев привлекать в состав военного флота любое судно под русским флагом, выплачивая при этом владельцам соответствующую финансовую компенсацию. Повинность коснулась в основном пароходов, заблокированных в Черном море: «Саратов», «Херсон» и «Владимир» стали транспортами, а буксир «Доброволец» — тральщиком Черноморского флота. К этому времени «Орёл» (второй) уже вошел в состав Сибирской флотилии в качестве крейсера.


    Чтобы удовлетворить потребности по доставке в Россию стратегических и военных грузов из портов союзных стран, руководство Добровольного флота приняло программу увеличения судового состава на семь единиц. В 1915 году удалось приобрести в Англии пароходы «Pentland Range», «Narew», «RioTiete», «Mottisfont» и «Santa Brigida», причем два первых были что построенными. Суда переименовали в «Красноярск», «Каменец-Подольск», «Омск», «Вологду» и «Тургай». Шестой и седьмой пароходы заказали канадской фирме и впоследствии их реквизировало правительство США.

 

    Кроме «Рязани» в ходе военных действий общество потеряло еще шесть пароходов: «Киев» и «Полтава» разбились на камнях, «Тургай», «Тобол» и «Нонни» потопили немецкие подводники, а «Сучан», выполнявший рейс из Нью-Йорка в Архангельск, захватила подлодка «U 48». Большинство остальных судов по согласованию с правительством сдавались во временное пользование (чартер) союзникам для усиления их транспортных средств. К примеру, в конце 1917 года Английское адмиралтейство получило в чартер на длительный срок «Воронеж», «Екатеринос-лав», «Каменец-Подольск», «Красноярск» и «Курск». Оставшиеся в дальневосточных водах пароходы во время войны выполняли рейсы из Владивостока на Чукотку, Камчатку, побережье Охотского моря, в Николаевск-на-Амуре, Японию, Китай и через Тихий океан в США.


      После подписания Советской Россией сепаратного Брестского мирного оговора с Германией правительства Англии и США реквизировали находившиеся в их распоряжении суда бывшего союзника. Весной 1918 года английские власти задержали и передали в пользование государственного управления The Shipping Controller (Mercantile Marine Department, Board of Trade) «Витим», «Вологду», «Воронеж», «Екатеринослав», «Индигирку», «Каменец-Подольск», «Красноярск», «Курск», «Новгород», «Симферополь», «Тамбов», «Тобольск» и «Ярославль». На всех этих судах, перешедших под командование английских капитанов, подняли торговые флаги Великобритании. В то же время американское правительство арестовало «Иртыш», «Кишинев», «Могилев», «Нижний Новгород», «Омск» и «Тулу», которые вошли в состав государственной компании US Shipping Board. После поражения Германии и окончания войны США в начале 1919 года вернули все суда прежнему владельцу, а Англия освободила только «Витим», «Индигирку», «Симферополь» и «Тобольск».

 

 

bb63ff181b44.jpg

 

После революции, интервенции и гражданской войны многие суда оказались в других государствах под управлением эмигрантского руководства «Доброфлота».

В 1922 году «Добровольный флот» был возрождён в СССР. Советское правительство добивалось возвращения судов через суд.

11 января 1922 года Совнарком принял декрет о возобновлении деятельности Добровольного флота.

 

eb4cf203dc64.gif

 

Постановление СНК РСФСР от 14.07.1922 Положение о добровольном флоте

I. Основные положения

1. Добровольный флот есть предприятие, основанное на народные добровольные пожертвования, и имеет своим назначением содержание морских пароходных сообщений для перевозки пассажиров и грузов в целях содействия развитию отечественной торговли и торгового флота.

2. Добровольный флот находится в ведении Народного Комиссариата Внешней и Внутренней Торговли.

3. Операции добровольного флота производятся на коммерческом основании. По возникающим к нему претензиям флот отвечает всем своим имуществом, как движимым, так и недвижимым.

4. В зависимости от обязательств, возлагаемых Правительством на добровольный флот, ему могут быть назначаемы из средств государства пособия, испрашиваемые в законодательном порядке на определенный срок и в определенном размере.

5. Средства добровольного флота составляют:

1) имущество, поступившее от бывшего "общества добровольного флота";

2) пожертвования;

3) доходы от коммерческих операций и

4) пособия от государства.

6. Суда добровольного флота плавают под кормовым флагом, присвоенным всем судам торгового флота Республики.

 

полный текст тут

http://www.bestpravo.ru/sssr/eh-dokumenty/r5o.htm

 

 советский период

    5 февраля 1918 года Председатель СНК РСФСР В.И. Ленин подписал декрет «О национализации торгового флота», по которому все судоходные предприятия объявлялись общенациональной неделимой собственностью Советской Республикой. Действие декрета распространялось на все зарегистрированные в России судоходные компании — акционерные общества, паевые товарищества, товарищества на вере, а также на единоличных владельцев. Согласно первому пункту декрета все они переходили в собственность Советского государства со всем своим движимым и недвижимым имуществом.

 

     В связи с объявлением национализации правление Общества Добровольного флота, оппозиционно настроенное по отношению к новой власти, покинуло Петроград. Революция и гражданская война рассеяла их по всему свету.


      После окончания гражданской войны нашлось несколько энтузиастов, решивших возродить Добровольный флот в качестве независимой коммерческой организаци. Советское правительство поддержало эту инициативу, и 11 января 1922 года вышел декрет Совнаркома, санкционировавший деятельность этого Общества на прежних началах. Тогда в распоряжении было всего три парохода. Усилиями грамотных и инициативных людей было выиграно несколько судебных процессов в Англии и США, в результате чего пароходы стали возвращаться к родным причалам. В результате этого в 1923 году у Добровольного флота был уже 21 пароход. Были восстановлены очень перспективные рейсы в порты Северной Америки, перевозившие ежегодно десятки тысяч человек. Однако постепенно правительство стало все больше вмешиваться в коммерческую деятельность Общества, а в начале 30-х годов его имущество было национализировано и Общество окончательно прекратило свое существование

 

 

 

b7b10c0c96aa.jpg

 

 

Бывший недостроенный английский товаро-пассажирский пароход без наименования. Корпус стальной двухпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы North-Eastern Marine Engineering Со. Имел две мачты и одну дымовую трубу. В январе 1891 г. куплен у фирмы-строителя за 45 000 фунтов стерлингов для замены проданного парохода «Нижний Новгород»

 

Эксплуатировался на дальневосточной линии, но периодически отвлекался на черноморско-балтийские рейсы.  В июне — октябре 1900 г. в связи с ихэтуаньским восстанием в Китае находился в распоряжении Военного министерства и занимался перевозкой сухопутных войск.

 

17.02.1904 г. вернулся в Одессу после очередного рейса в Порт-Артур и в связи с началом русско-японской войны затем переведен на резервное положение. Предназначался в состав транспортов для 2-ой эскадры флота Тихого океана, однако на Дальний Восток отправлен не был, хотя и ходил в сентябре 1904 г. в бухту Суда. Затем плавал по Черному и Средиземному морям.

 

Начало первой мировой войны встретил в дальневосточных водах, где затем плавал между портами Приморья, а также Японии и США. После подписания советским правительством сепаратного Брестского договора реквизирован в марте 1918 г. американскими властями в Сиэтле передан для эксплуатации компании US Shipping Board. В апреле 1919 г. возвращен Добровольному флоту в Нью-Йорке, где перед этим прошел капитальный ремонт. Впоследствии эксплуатировался в европейских и тихоокеанских водах.

 

К моменту создания в январе 1922 г. советского Добровольного флота товаро-пассажирский пароход «Нижний Новгород» находился в распоряжении эмигрантского правления и готовился к продаже в Антверпене из-за сложного финансового положения. В конце 1922 г. передан советскому Добровольному флоту и зарегистрирован на Англо-русский кооперативный союз.

 

В начале 1923 г. приобретен Госторгфлотом  22.02.1923 г. вышел из Петрограда с товаром для Англии, но 01.03.1923 г. получил пробоину от столкновения с льдиной возле Кронштадта при следовании за ледоколом и посажен на мель. Вскоре снят и отбуксирован в Петроград, где стал на хранение. 07.07.1923 г. переименован в «Исполком». 18.09.1924 г. решением Правления АО "Совторгфлот" из-за нецелесообразности восстановления снят с баланса общества и впоследствии сдан на слом.

 

источники

 

 

 

Изменено пользователем Glebkk

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
8 987
[EZI-Z]
Вики-гвардеец
7 690 публикаций
4 878 боёв

Самому было бы удобно читать такое? Каждый спойлер, как киндер-сюрпиз. Не узнаешь ,что в нём, пока не откроешь))

Добавление: замечание снимается.

Изменено пользователем OPK_HA_TAHKE

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
764
[KM]
Альфа-тестер
2 462 публикации
5 921 бой

Очень хорошая задумка и тема. Однако реализация подкачала. Уважаемый автор, доработайте тему!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
9 публикаций

Тема конечно интересная, но оформлена как попало, к сожалению. Если маленько доработать, будет самое то

P.S. Не все осилят сплошную стену текста, стоит оставить только самое основное

Изменено пользователем forZe_86

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
300 публикаций
241 бой

Прочитал, было интересно, но как-то неудобно всё оформлено! :glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
250
[CATGO]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
609 публикаций
10 498 боёв

народ, надо точнее писать, что вам не нравиться, я то сижу картинки ищу, думаю мало иллюстраций, а вам оказывается текст читать не удобно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
263
[LJ]
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
5 007 боёв

Что-то трава какая-то.

 

Можно источник информации на "Следующие три построенных в Англии в 1896 — 1902 годах парохода (их обычно называли второй серией) — «Херсон», «Москва» (третья) и «Смоленск» — по сравнению с первой серией имели большие размерения, лучшую остойчивость, водотрубные котлы Бельвиля, скорость хода 20 уз и три трубы вместо двух. Любопытно, что Добровольный флот, пытаясь способствовать развитию отечественной судостроительной промышленности, хотел построить «Херсон» в России, однако цена, заявленная Балтийским заводом, единственным заинтересовавшимся этим заказом предприятием, оказалась в два раза выше английской. Поэтому все пароходы-крейсеры построила фирма R. & W. Hawthorn, Leslie & Co., за исключением «Москвы», которую заказали фирме Clydebank Engineering & Shipbuilding Co."?

 

Потому что по моим данным, "Москва" (1906), она же "Дон" (1904), она же пассажирский лайнер 'Fursh Bismarck' (хахаха), куплена в 1904 году у компании HAPAG, для которой и построена в 1890 на верфи Vulkan.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
250
[CATGO]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
609 публикаций
10 498 боёв

Что-то трава какая-то.

 

Можно источник информации на "Следующие три построенных в Англии в 1896 — 1902 годах парохода (их обычно называли второй серией) — «Херсон», «Москва» (третья) и «Смоленск» — по сравнению с первой серией имели большие размерения, лучшую остойчивость, водотрубные котлы Бельвиля, скорость хода 20 уз и три трубы вместо двух. Любопытно, что Добровольный флот, пытаясь способствовать развитию отечественной судостроительной промышленности, хотел построить «Херсон» в России, однако цена, заявленная Балтийским заводом, единственным заинтересовавшимся этим заказом предприятием, оказалась в два раза выше английской. Поэтому все пароходы-крейсеры построила фирма R. & W. Hawthorn, Leslie & Co., за исключением «Москвы», которую заказали фирме Clydebank Engineering & Shipbuilding Co."?

 

Потому что по моим данным, "Москва" (1906), она же "Дон" (1904), она же пассажирский лайнер 'Fursh Bismarck' (хахаха), куплена в 1904 году у компании HAPAG, для которой и построена в 1890 на верфи Vulkan.

Товаро-пассажирский пароход «Москва» (четвертая)

Бывший немецкий двухвинтовый товаро-пассажирский пароход «Fiirst Bismark», При постройке временно именовался «Venetia». Корпус стальной четырехпалуб-ный с двойным дном. Механизмы фирмы Stettiner Maschinenbau AG "Vulcan". Имел две мачты и три дымовые трубы. Первоначально принадлежал компании Hamburg-Amerikanischen Packetfahrt AG и был приписан к Гамбургу.

В связи с началом русско-японской войны пароход «Москва» (четвертая) куплен в феврале 1904

 

фу блин, сам еле разобрался о чем вы, вообще традиции это хорошо, но такое количество кораблей с одинаковыми именами реально к путанице

 

именно данный абзац взят с сайта retroflot.com, на который по этой теме ссылаются несколько остальных, как на наиболее полный

Изменено пользователем Glebkk

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
263
[LJ]
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
5 007 боёв

фу блин, сам еле разобрался о чем вы, вообще традиции это хорошо, но такое количество кораблей с одинаковыми именами реально к путанице

 

Да, согласен. Ужас. Спасибо за разъяснение :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
8 987
[EZI-Z]
Вики-гвардеец
7 690 публикаций
4 878 боёв

народ, надо точнее писать, что вам не нравиться, я то сижу картинки ищу, думаю мало иллюстраций, а вам оказывается текст читать не удобно

Уже вполне хорошая тема) Одобряю)

Разве что кратного вступления не хватает. Чтобы сразу было видно о чём речь. Я, например, не слышал о этой штуке. 

И было бы удобнее, если бы с самого начала было дано краткое определение в стиле вики: 

Добровольный флот — подконтрольное правительству российское и советское морское судоходное общество, основанное на добровольные пожертвования в1878 году, в 1925 году включённое в состав Совторгфлота.

Это что бы я заранее знал, о чём читаю. А не догадывался уже по ходу.

 

 

Изменено пользователем OPK_HA_TAHKE

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
307 публикаций
6 боёв

Это что бы я заранее знал, о чём читаю. А не догадывался уже по ходу.

 

Могу поспорить что вы даже не читали. На этом форуме вообще ни кто не читает. Все только к оформлению придираются :veryhappy: 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
40 публикаций
210 боёв

Тема интересна, но нуждается в оформлении,  и с заглавиями поработайте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
122
[FC]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
648 публикаций
5 822 боя

 

Могу поспорить что вы даже не читали. На этом форуме вообще ни кто не читает. Все только к оформлению придираются :veryhappy: 

Ошибаешься. Прочитал полностью весь текст, но вот то что весь текст с иллюстрациями спрятан и постоянно приходится его открывать, это не очень удобно. Сделал бы одним сплошным текстом со вставками картинок, вот тогда был бы зачёт по теме.

Изменено пользователем MATPOCCKuN

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
8 987
[EZI-Z]
Вики-гвардеец
7 690 публикаций
4 878 боёв

Ошибаешься. Прочитал полностью весь текст, но вот то что весь текст с иллюстрациями спрятан и постоянно приходится его открывать, это не очень удобно. Сделал бы одним сплошным текстом со вставками картинок, вот тогда был бы зачёт по теме.

Вот не надо один сплошной текст. Это не лучше ,чем одни сплошные спойлеры. На виду должен быть скелет статьи. Что бы видна была её структура. А подробности можно и нужно скрывать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
57 публикаций

Забавно и интересно, что корабли предназначавшиеся (в теории) для усиления флота против Англии покупались и заказывались, о основном, в этой самой же Англии ))))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
122
[FC]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
648 публикаций
5 822 боя

Вот не надо один сплошной текст. Это не лучше ,чем одни сплошные спойлеры. На виду должен быть скелет статьи. Что бы видна была её структура. А подробности можно и нужно скрывать.

Спасибо за совет. Учту при создании темы!!! :medal:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
8 987
[EZI-Z]
Вики-гвардеец
7 690 публикаций
4 878 боёв

Спасибо за совет. Учту при создании темы!!! :medal:

Да пожалуйста)) Вообще это дело вкуса. На мой вкус, размер статьи должен быть 2-3 экрана монитора. Всё что превышает это - под спойлеры.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
250
[CATGO]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
609 публикаций
10 498 боёв

фото дополнены краткими историями кораблей

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
19 публикаций

 

Могу поспорить что вы даже не читали. На этом форуме вообще ни кто не читает. Все только к оформлению придираются :veryhappy: 

 

Ну не все, я читал много интересных тем. Твою тему я тоже начал читать, но она мне не показалась интересной (извини, без обид), поэтому я не дочитал её. Оформление нормальное к этому претензий нету, если кому-то интересно значит будут читать. Мое мнение)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×