Oleg83tt

Возмездие на Средиземном море.

  • Вам необходимо провести 30 боёв, чтобы иметь возможность публикации в этом разделе.

55 ответов в этой теме

Возмездие на Средиземном море.

 

«Рома» — новейший и сильнейший из итальянских линейных кораблей.

 

Драматический эпизод второй мировой войны, о котором пойдет рассказ, произошел в 1943 году в Средиземном море уже после выхода Италии из войны. В соответствии с условиями перемирия, 9 сентября 1943 г. в три часа ночи основная часть итальянского флота, включая линкоры «Рома», «Витторио Венето» и «Италия» (бывший «Литторио»), шесть крейсеров и восемь эскадренных миноносцев, под командованием адмирала К.Бергамини вышла из Специи и направилась на Мальту для интернирования.

 

27581b0c00a2.jpg

 

Передвижение кораблей контролировалось самолетами-разведчиками союзной авиации, погода стояла ясная и никаких признаков вражеских кораблей — надводных и подводных, не было и близко.

 

Линкор «Рома» вошел в строй в августе 1940 года и являлся новейшей боевой единицей, в которой нашли отражение взгляды итальянских кораблестроителей на пути развития кораблей этого класса. Стандартное водоизмещение «Ромы» составляло 41 000, полное — 45 000 т, длина 234, ширина 32, осадка 9,5 м. Скорость полного хода достигала 31,4 уз при мощности механизмов до 140000 л. с. В состав вооружения входили девять 380-мм с длиной ствола 50 калибров, двенадцать 152-мм (55 калибров), четыре 120-мм (40 калибров), двенадцать 90-мм (50 калибров) орудий, пятьдесят 37-мм автоматов, три гидросамолета. Бронированной цитаделью защищались погреба, элеваторы артиллерийского боезапаса и машинно-котельные отделения в средней части корпуса.

 

b7b3502a243a.jpg

 

Главный бортовой броневой пояс достигал 250 мм, толщина броневых палуб составляла 36—70 мм (полубак) и 100—162 мм (средняя палуба). Лобовая броня башен главного калибра достигала 350 мм, крыша—150—200 мм. Броней защищались также боевые посты в надстройке, рулевые машины, валопроводы, цистерна авиационного топлива и погреб самолетного боезапаса в кормовой части корабля.

 

Трудно было представить, что с такой громадой, ощетинившейся многочисленными стволами тяжелой и зенитной артиллерии вообще может что-то случиться, тем более сейчас, когда война для Италии была уже закончена!

 

Немецкое «чудо-оружие» над Средиземным морем.

 

В 15 ч 33 мин итальянская эскадра, находившаяся у берегов Сардинии, была внезапно атакована 11 немецкими бомбардировщиками До-217, поднявшимися с аэродрома в Южной Франции.

 

16ad3a866bf7.jpg

 

По правде говоря, первоначально появившиеся высоко в небе «Дорнье» особой тревоги не вызвали. Слишком мало было их число и слишком велика высота полета — относительно точно «накрыть» бомбой, даже такую громадную мишень как линкор можно было с высоты 1-2 километра, но Do-217 шли на высоте не менее 5 километров, и очевидно, не представляли угрозы. Однако, дальше произошло то, чего не мог предсказать никто.

«Дорнье» открыли бомболюки и через несколько секунд «Рома» сотрясли два чудовищных взрыва. Очевидцы наблюдали подброшенную взрывом вверх и вращающуюся в воздухе башню главного калибра массой 1400 т.

 

Корабль тут же потерял ход, на нем полностью прекратилась подача электроэнергии, район носового машинного отделения и погребов был затоплен, возник сильный пожар. Над носовой частью линкора поднялся султан черного дыма на высоту нескольких сот метров. Корабль получил дифферент на нос и стал медленно погружаться. Несмотря на усилия команды по борьбе за живучесть, «Рома» переломился и затонул в 16 ч 18 мин.

Вместе с ним погибла большая часть его экипажа, включая командующего флотом адмирала К. Бергамини.

 

Других жертв не было, разве что незначительно пострадал линейный корабль «Италия» получивший повреждения рулевого устройства, но и те быстро устранили. Эскадра, за исключением крейсера «Аттилио Реголо», шедшего вслед за «Ромой», и нескольких эскадренных миноносцев, которые спасали оставшихся в живых членов экипажа погибшего корабля, продолжала идти вперед и на следующее утро достигла места назначения — порта Ла-Валлетта.

 

Что же произошло? Как удалось пилотам немецких бомбардировщиков добиться такой феноменальной точности? Отчего непотопляемый линкор пошел ко дну в считанные минуты? Ответы на эти вопросы были найдены достаточно быстро.

Немцы применили не простые бомбы, а чудо-оружие — управляемые бомбы FX-1400, проходившие испытания с февраля 1942 года, на Гибралтарском направлении и при бомбардировках Мальты. Именно от двух попаданий FX-1400 линейный корабль «Рома» и был уничтожен.

 

ad5edf4e188a.jpg

 

Как удалось уничтожить линкор «Рома».

 

Немецкая бронебойная авиабомба FX-1400 — одна из серии «X» разработанных в Германии фирмой «Руршталь» бомб, управляемых по радио или проводам, которые немецкие ВВС использовали на заключительном этапе войны. Управление ею осуществлялось по радио с самолета путем изменения аэродинамического сопротивления стабилизаторов, расположенных попарно во взаимно перпендикулярных плоскостях. С целью уменьшения воздействия искусственных помех в более поздних системах управления применялся стальной провод длиной около 10 км и диаметром 0,2 мм, который наматывался на катушки, установленные либо в авиабомбе, либо на самолете-носителе. Для визуального наблюдения и наведения бомбы на цель в ее хвостовой части имелся трассер.

 

При полной массе до 1600 кг полезная нагрузка управляемого снаряда составляла 1365—1400 кг (масса заряда взрывчатого вещества 270 кг), длина — 3,35, диаметр 0,56, размах стабилизатора 1,5 м. После сброса с высоты 3,6—7 км бомба достигала у цели при дальности до 9,8 км скорости 244— 280 м/с (согласно некоторым источникам — даже сверхзвуковой скорости). Авиабомба имела стальной закаленный корпус с толщиной стенок до 150 мм. Взрыватель, предположительно, был ударного действия с задержкой инициирования заряда взрывчатого вещества на время проникания бомбы внутрь цели.

 

Возможно, что он позволял устанавливать перед подвеской бомбы к самолету необходимое время замедления, соответствующее габаритам и прочности заданной к поражению цели. Судя по прочному стальному корпусу (коэффициент наполнения авиабомбы около 0,2), значительному его удлинению (около 6), управляемый снаряд FX-1400 мог с успехом применяться не только по надводным кораблям, в том числе бронированным, но и по наземным целям, в частности, защищенным высокопрочным типа «железобетонное укрытие». Авиабомбу FX-1400, сброшенную с высоты 7 км, можно было надежно навести в круг диаметром 1 км.

 

В этом случае вероятность прямого попадания в линейный корабль типа «Рома» составляла бы около 0,13, а при бомбометании с высоты 4-5 км (с которой самолеты атаковали итальянскую эскадру 9 сентября 1943 года) — 0,3-0,2 соответственно.

 

Таким образом, управляемая авиабомба FX-1400 позволяла осуществлять прицельное бомбометание по одиночным морским  целям с высот, делавших действия средств противовоздушной обороны противника малоэффективными.


Применение обычных неуправляемых авиабомб в тех же условиях потребовало бы бомбометания по площади, значительно большим числом самолетов и соответственно большего (по крайней мере на порядок) расхода боеприпасов.

 

Решение задачи о предельно пробиваемой толщине брони дает для авиабомбы FX-1400 значение порядка 160 мм. Можно говорить о том, что управляемая авиабомба проектировалась с расчетом на поражение сильно бронированных надводных целей типа линейный корабль, причем практически реализованная бронебойность бомбы оказалась выше расчетной. Позднее авиабомбу снабдили твердотопливным ракетным ускорителем массой 919 кг.

 

Результаты работы итальянской специальной технической комиссии (1945—1946 годы), основанные на свидетельствах 190 оставшихся в живых членов команды линкора, дают возможность более подробно оценить повреждения, нанесенные «Роме» в результате двух попаданий управляемых авиабомб и объяснить его столь быструю гибель.

 

d57b33754fbe.jpg

 

Реконструкция гибели линкора «Рома».

 

По заключению комиссии, в 15 ч 41 мин первая бомба попала в палубу под углом от нормали около 15° в одном метре от среза правого борта между башнями № 9 и 11 артиллерийских установок калибра 90 мм.

 

Пробив броневые палубы толщиной 45 и 112 мм, ряд переборок и конструктивную подводную защиту на днище, она взорвалась под кораблем в районе котельных отделений № 7 и 8. Такой результат можно объяснить техническим разбросом времени замедления взрывателя. 0т взрыва были повреждены и затоплены котельные отделения № 5, 6, 7 и 8, кормовое машинное отделение и смежные с ним помещения. Вышли из строя артиллерийские установки калибра 90 мм № 7, 9, 11 (правый борт) и № 2, 4, 6 (левый борт), а также система управления стрельбой артиллерии среднего калибра.

 

На некоторое время в кормовой части корабля прекратилась подача электроэнергии, однако положение быстро исправили переключением электрогенераторов. Появившийся крен уменьшили до 2° с помощью креновой системы путем контрзатопления соответствующих помещений для спрямления корабля. По команде с центрального поста управления затопили также погреб кормовой башни главного калибра, в котором резко повысилась температура. Последствия взрыва первой бомбы устранили, и линейный корабль сохранил боеспособность с несколько уменьшившимися запасами плавучести и остойчивости.

 

Катастрофа разразилась после второго попадания.

 

В 15 ч 51 мин управляемый снаряд поразил под углом, близким к нормали, палубу полубака линкора между второй башней главного калибра и носовой 152-мм башней левого борта. Бомба пробила броневые палубы толщиной 45 и 162 мм и взорвалась в нижней средней части носового машинного отделения, разрушив броневую защиту погреба артиллерийского боезапаса калибра 152 мм, который сдетонировал. Этот взрыв вызвал, в свою очередь, детонацию погребов боезапаса главного калибра № 2 и 1 и на воздух взлетело около 700 т боезапасов.

 

Длящееся не одно столетие соревнование между броней и снарядом закончилось на этот раз победой последнего и стоило жизни 1253 итальянским морякам, погибшим при взрывах управляемых авиабомб и артиллерийских погребов, задохнувшихся и сгоревших во внутренних помещениях корабля, утонувших и умерших от ожогов и ран в госпитале уже после спасения.

 

                                                                                                                                                            Источники: вики + несколько информационных порталов, в том числе статьи М. К. Агапова, 1994, из сборника «Гангут» №7.

 

 
 
G
M
T
  Detect languageAfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanLaoLatinLatvianLithuanianMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSerbianSesothoSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshYiddishYorubaZulu
 
AfrikaansAlbanianArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBosnianBulgarianCatalanCebuanoChichewaChinese (Simplified)Chinese (Traditional)CroatianCzechDanishDutchEnglishEsperantoEstonianFilipinoFinnishFrenchGalicianGeorgianGermanGreekGujaratiHaitian CreoleHausaHebrewHindiHmongHungarianIcelandicIgboIndonesianIrishItalianJapaneseJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanLaoLatinLatvianLithuanianMacedonianMalagasyMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMongolianMyanmar (Burmese)NepaliNorwegianPersianPolishPortuguesePunjabiRomanianRussianSerbianSesothoSinhalaSlovakSlovenianSomaliSpanishSundaneseSwahiliSwedishTajikTamilTeluguThaiTurkishUkrainianUrduUzbekVietnameseWelshYiddishYorubaZulu  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Text-to-speech function is limited to 100 characters
 
Изменено пользователем Oleg83tt

12

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Уже хотеть,кому деньги давать???


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Уже хотеть

 

Бомбу или "Рому"? :teethhappy:

2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

 

Итальянцев жду больше, чем бритов и франков.

А прем чувствую будет...

 


1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Жаль что я лациали. А  очень хоцца. Автору спасибо, познавательно.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

А я жду советские линкоры....       когда интересно?

16:33 Добавлено спустя 1 минуту
А за историю сасибо,интересно.

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Возмездие настигло. Вообще правильно говорят, если Италия закончила войну на той стороне, что и начала, то она поменяла сторону дважды.

p.s. Немецкие авианосцы должны обладать этим чудо-оружием. :izmena:

А я жду советские линкоры....       когда интересно?

Главное не когда, а как? Не хотелось бы получить что-то типа последних творений Лесты.

Изменено пользователем 32167

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Спасибо очень познавательно + 1 с меня


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Спасибо, интересно пойду искать где их еще применяли)


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Техническая новинка у немцев конечно была интересная. Но в данном случае итальянские корабли шли без прикрытия с воздуха и итальянцы не ожидали, что немцы с ними так жестоко расправятся. Ну а немцы бомбили как на полигоне, т.е. в идеальных условиях. Они даже не столько хотели наказать итальянцев, сколько хотели показать американцам и англичанам свое новое оружие и припугнуть их. Ну а в ходе этой демонстрации силы погибли сотни людей.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Олежка молодчина !:medal:

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Надо понимать, что линкор "Италия" в тексте - это однотипный "Литторио"?

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Надо понимать, что линкор "Италия" в тексте - это однотипный "Литторио"?

 

Да.

"Литторио" переименован в "Италию" 30.07.43.

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
В 23.04.2017 в 23:50, LAVR14 сказал:

сколько хотели показать американцам и англичанам свое новое оружие и припугнуть их.

 

Поздновато решили показать. В 1943 году реально напугать только атомное оружие могло ещё...и то, не факт.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Замечу, что хоть итальянский линкор затонул от этого оружия почти мгновенно, Warspire, атакованная 16 сентября 43 года у Салерно самолётами из II./KG 100 благополучно пережила атаку, отделавшись затопленным котельным отделением, девятью убитыми и 14-ю раненными. Аналогично пережили атаку крейсера USS Savannah, USS Philadelphia, HMS Uganda, эсминец HMS Loyal и шлюп HNLMS Flores. Максимум теряли ход, и несколько человек экипажа, так что как и большинство немецких вундервафель - Fritz-X оказалась всего лишь очередным выбрасыванием рейхсмарок на ветер.

 

Скрытый текст

Зато доказала что Уорспайт - лучший линкор войны :Smile_great:

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Капитулировать, отдать бывшему противнику новые отличные корабли, а не испортить им машины, открыть кингстоны, а лучше подорвать, чтобы потом всем экипажем уйти в партизаны - это в духе макаронников. Немецкая пикирующая бомба - прямо Меч Господень, карающий трусов и предателей. 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
10 минут назад, kotenok_monah сказал:

Немецкая пикирующая бомба - прямо Меч Господень, карающий трусов и предателей. 

И неважно что немцы менее чем через 1,5 года сделали тоже самое что и итальяцы, ога.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
43 минуты назад, Tingmar сказал:

И неважно что немцы менее чем через 1,5 года сделали тоже самое что и итальяцы, ога.

Немцы сражались до последнего. Их не в чем упрекнуть. И какой немецкий капитальный корабль сдался? Никакой. Этого никогда бы не и случилось. Японцы такие же герои, как и немцы. Весь национальный дух виден на таких примерах.

На всю Италию было три мужика: Муссолини, Грациани и Боргезе. 

 

Изменено пользователем kotenok_monah

0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 минуту назад, kotenok_monah сказал:

На всю Италию было три мужика: Муссолини, Грациани и Боргезе. 

 

Просто дуче не на ту лошадь ставку сделал. Надо было трезво оценивать силы и возможности своей страны, которая (внезапно) – не Римская империя, однако. Франко или Салазар – умнее оказались..


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
6 часов назад, Grand_Old_Lady_Warspite сказал:

Максимум теряли ход, и несколько человек экипажа, так что как и большинство немецких вундервафель - Fritz-X оказалась всего лишь очередным выбрасыванием рейхсмарок на ветер.

"Старушка", Вы изрядно любите фантастику...:)

Например, потери экипажа  "Саванны" составили 20% от численности экипажа, корабль отремонтировали, но в переделали в учебный, потому что носовая группа башен просто умерла...

 

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу