Jluca

Единственный женский экипаж "Семеро смелых". Тральщик Т-611.

  • Вам необходимо провести 30 боёв, чтобы иметь возможность публикации в этом разделе.

50 ответов в этой теме

Всем привет.

 

После того, как была опубликована статья "Женщина на корабле – быть беде?", мне хотелось рассказать вам о знаменитых женщинах на флоте. Я начала собирать информацию, искать, спрашивать...НО...

Мне рассказали о совершенно уникальном случае. Речь шла о тральщике, экипаж которого полностью был укомплектован из женщин. К великому сожалению, материалов и записей, посвященных этому факту не осталось. По крайней мере в открытом доступе.

 

Я начала искать... А вместе со мной и вся наша команда. Всё, что удалось сейчас найти - это статья, собранная из различных источников, а так же ряд фотографий со встреч ветеранов.

Итак...

Единственный женский экипаж

 

c1bcd9b44a15.5qi1z1x44uossk44oggco4g40.e

Экипаж катера-тральщика Т-611 Волжской военной флотилии. Слева направо: краснофлотцы Агния Шабалина (моторист), Вера Чапова (пулеметчик), старшина 2-й статьи Татьяна Куприянова (командир корабля), краснофлотцы Вера Ухлова (матрос) и Анна Тарасова минер).

На исходе тёплой июньской ночи 1943 г. только что назначенный командиром шестого дивизиона тральщиков Волжской военной флотилии капитан-лейтенант О. К. Селянкин подошёл к борту одного из тральщиков. Силуэт небольшого корабля смутно вырисовывался в темноте, однако одного взгляда комдиву было достаточно для определения его типа: «Снова газоход, – с досадой подумал он, – судно неуклюжее, маломощное, такие на флотилию поступают по мобилизации с речных пароходств».

Олег Константинович – молодой, но уже достаточно опытный моряк – считал, что боеготовность корабля лучше всего определить по тому, как его экипаж реагирует на сигнал боевой тревоги. Вот и на этот раз комдив, жестом руки остановив рапорт вахтенного, приказал: «Боевая тревога!», – а сам, как обычно, прошёл в кубрик, не подозревая, какой конфуз его ждёт.

Впрочем, предоставим слово ему самому, поскольку после войны О. К. Селянкин стал писателем – автором книги «На румбе – морская пехота»: «Через несколько секунд, поняв всю нелепость своего присутствия в кубрике, где с коек повскакали полуодетые девчата, я пулей выскочил на палубу»1.

«Девушки появились на флотилии осенью 1942 г., первоначально они занимали самые мирные должности: служили писарями, баталерами, телефонистками. Всё по заведённому порядку, – вспоминал О. К. Селянкин, – и вдруг девчата взбунтовались – заявили, что чувствуют себя достаточно сильными и подготовленными для того, чтобы стать экипажем одного из катеров-тральщиков. И был сформирован такой экипаж»2.

a72e83170c0228eaf70e2b3437d2f81e.png

Дополнительные подробности находим в мемуарах командовавшего тогда Волжской военной флотилией адмирала Ю. А. Пантелеева (1901–1983): «…ко мне пришла старшина 2-й статьи Куприянова и стала настойчиво просить выделить ей тральщик и разрешить укомплектовать его команду девушками. Скрепя сердце я согласился, выделил старый катер. Девушки своими силами отремонтировали его, установили тралы и доложили о готовности нести боевую службу. Перед первым выходом я сам придирчиво осмотрел корабль, проверил знания команды. Впечатление осталось наилучшее, и я дал «добро» на выход»3.

Поправим заслуженного адмирала: катер оказался вовсе не старый, построенный в Аркульском затоне Нолинского района Кировской области осенью 1937 г.4 Первоначальное наименование: буксирный газоход № 12. Служил он в Вятском речном пароходстве, место приписки – затон имени Степана Халтурина (Котельнич). Именно он вошёл в историю как единственный корабль советского Военно-Морского флота, укомплектованный женским экипажем.

Это было небольшое судно с деревянным корпусом. Двигателем служил 60-сильный тракторный мотор «ЧТЗ», приспособленный вместо традиционного жидкого топлива для работы на генераторном газе. Последний получался при сжигании древесной чурки.

Ещё на Вятке в его экипаже трудились мотористами две наших землячки-котельничанки: Агния Павловна Шабалина и Евдокия Сергеевна Пархачева. В экипаже мирного трудяги-буксира, кроме этих девушек, работали инвалид войны и подросток5.

Девушки стремились попасть на фронт. Несколько раз обращались в военкомат, но всё напрасно. Им отвечали, что они нужны здесь, в тылу, где рабочих рук не хватает. И вдруг им повезло. В начале навигации 1943 г. буксирный газоход № 12 в числе группы судов Вятского речного пароходства (два парохода и пять газоходов) был мобилизован в состав Волжской военной флотилии. В Камышине его переоборудовали в тральщик № 611. Девушки боялись, что им, как и экипажам других, пришедших из Котельнича судов, придётся возвращаться домой, но на их счастье тральщик было решено укомплектовать женской командой, и Дуся с Агнией остались на судне: первая стала командиром отделения мотористов, вторая мотористом. Команду тральщика возглавила старшина 2-й статьи Антонина Емельяновна Куприянова6.

Переоборудование в тральщик, оснащение тралами и крупнокалиберным пулемётом потребовало увеличения численности команды до 7 человек. Помимо уже названных в экипаж вошли: Вера Чапова (пулемётчица), Анна Тарасова (минёр), Тамара Декалина (рулевой), Вера Ухлова (матрос)7.
Зачем же потребовалось в переломный военный год, когда ход войны изменился в нашу пользу, превращать вятский газоход в тральщик, да ещё на тыловой реке Волге?

Действительно, после капитуляции 2 февраля 1943 г. немецких войск, окружённых в районе Сталинграда, на Волге прекратились военные действия. Однако противник продолжал попытки прервать судоходство на главной водной магистрали страны. Каждую ночь летали над Волгой немецкие бомбардировщики, бомбили караваны судов и сбрасывали на судовой ход мины.

Мины не простые, а магнитные и акустические, взрывающиеся от магнитного поля судна или шума его двигателей. Коварство мин заключалось в том, что они имели различную кратность – от двух до шестнадцати. Это требовало от тральщика пройти над миной до 16 раз, чтобы заставить её взорваться. Вот для борьбы с такими минами пригодился вятский газоход, неуклюжий с виду, зато обладавший, благодаря деревянному корпусу, малым магнитным полем.

521cb20e6c67c55053dfba9776d35c0f.png

Вторая бригада тральщиков в составе шестого дивизиона, в которую вошёл 611-й, базировалась в с. Горный Балыклей. Траление производилось на плёсе Быковы Хутора – Луговая Пролейка8.

«Однажды несколько часов кряду мы бороздили водную гладь, сделав несколько галсов над тем местом, где была сброшена мина, – вспоминала А. П. Шабалина. – Приближался вечер, решили ещё раз сделать галс и возвращаться. Вдруг раздался взрыв, изуродовавший трал-баржу, которая быстро затонула. Тральщик содрогнулся, казалось, он развалится на части. Мотор заглох. Через пазы деревянной обшивки хлынула вода, быстро заполняя корпус»9.

Девушки не растерялись, они принялись откачивать воду помпой, вёдрами, конопатить щели в корпусе. Однако вода всё прибывала. С огромным трудом Антонина Куприянова и Евдокия Пархачева отыскали большую пробоину в машинном отделении, где уровень воды доходил им до пояса.

Когда воду откачали, выявилась новая проблема: вышел из строя двигатель. Была ночь, когда Шабалина и Пархачева приступили к его запуску. Двигатель не заводился, не действовал стартёр. Течение сносило тральщик вниз. После долгих усилий двигатель нехотя чихнул, норовя остановиться, затем заработал всё увереннее, набирая обороты. Женский экипаж с честью вышел из бедственного положения.

В штабе дивизиона к тому времени уже решили, что тральщик погиб. Высланный на помощь катер в темноте обнаружил только остов затонувшей трал-баржи, сам тральщик, дрейфовавший по течению, не заметили. О гибели тральщика сообщили в штабы дивизиона и бригады. Какова же была радость моряков, когда на рассвете они увидели подходивший к месту обычной стоянки 611-й! Экипажи других судов выбежали на палубы и кричали «ура» в честь наших героинь!

Увидев вятский газоход-тральщик в деле, командир дивизиона дал такую оценку: «Добросовестно, мужественно и умело работали девчата, даже вытралили одну мину. Но я всё равно не мог к ним относиться так, как к экипажам других катеров-тральщиков. Мне почему-то всё время казалось, что ноша, которую девчата добровольно взвалили на себя, всё же тяжеловата для них. В том, что это моё мнение держалось так долго, возможно, виновата и первая моя встреча с экипажем девичьего катера-тральщика»10.

По принятой на флотилии традиции в честь первой победы тральщика в центре красной звезды, нарисованной на передней стенки рубки, девушки-краснофлотцы тщательно нарисовали цифру «1».
В середине лета 1943 г. минная опасность на участке ответственности второй бригады была сведена к минимуму. Вятский газоход-тральщик по приказу командования передавался в Сарепту, где базировались тральщики первой бригады. О проводах единственного женского экипажа трогательно написал О. К. Селянкин: «Под вой сирен катеров-тральщиков почти всего дивизиона, на палубах которых застыли шеренги моряков, катер девчат снялся со швартовых. Девчата не смогли стоять в строю по стойке «смирно», как того требовал устав. Они сначала сгрудились около рубки под большой красной звездой с единицей в центре, потом перебежали на корму. И махали, махали нам беретами»11.

На новом месте единственный женский экипаж уничтожил ещё две мины, затаившиеся на дне реки12.
Три уничтоженные мины, много это или мало? Всего за две навигации 1942 и 1943 гг. постами наблюдения и связи была зафиксирована постановка противником 756 мин. Разделив это количество на 203 тральщика, получаем высокий результат, поскольку часть мин, оказавшихся вне судового хода, была уничтожена другими способами, без применения траления13.

«К концу кампании весь экипаж был отмечен правительственными наградами и получил крупные денежные премии», – подвёл итог опасной боевой работы адмирал Ю. А. Пантелеев14.

В апреле следующего, 1944 г., тральщик был разоружён и возвращён прежнему судовладельцу – Вятскому речному пароходству. Списан в Котельниче и пошёл на слом в 1957 г.15

В Камышине, где вятский газоход переоборудовали в тральщик, на выставке боевой техники времён Великой Отечественной войны экспонируется макет, воспроизводящий в натуральную величину внешний вид тральщика № 61116.

 

По окончании войны разошлись пути членов славного экипажа. Наша землячка А. П .Шабалина, ставшая Нешиной, окончила Горьковское речное училище, работала в Волгоградском узле связи Нижневолжского речного пароходства. Другая котельничанка Е. С. Пархачева (Мочалова) после многих лет работы на речном транспорте, обосновалась в г. Серове. Анна Фёдоровна Тарасова живёт в г. Яхроме Московской области, Вера Варламовна Ухлова (теперь Фролова) – в Саратове, Тамара Ивановна Лекалина (Алексеева) – в Санкт-Петербурге, командир тральщика Антонина Емельяновна Куприянова – в Ульяновске17.

 

1 Селянкин О. К. На румбе – морская пехота. Пермь : Перм. кн. изд-во, 1976. С. 161.
2 Там же. С. 160.
3 Пантелеев Ю. А. Полвека на флоте. М. : Воениздат, 1974. С. 254–255.
4 Бережной С. С. Корабли и суда ВМФ СССР. 1928–1945 : справ. М. : Воениздат, 1988. С. 565.
5 Краева М. Семеро смелых // Кировская правда. 1981. 13 нояб. (№ 261). С. 4.
6 Там же.
7 Чеботарёв М. Н. Советский речной транспорт в Великой Отечественной войне. М. : Воениздат, 1981. С. 252.
8 Там же.
9 Краева М. Указ. соч.
10 Селянкин О. К. Указ соч. С. 160–161.
11 Там же. С. 161.
12 Пантелеев Ю. А. Указ. соч. С. 255.
13 Селянкин О. К. Указ. соч. С. 151.
14 Пантелеев Ю. А. Указ. соч. С. 255.
15 Данные музея Вятского речного пароходства.
16 Краева М. Указ. соч.
17 Там же.

 

alFaGo2HymQ.jpg

y5DIjonTDWo.jpg

V1XKKvDVFDI.jpg

 

6kN-a7woIMg.jpg

8lcaF3vIGRA.jpgU8XQDnFjUEg.jpg

2wCaA0LpTrc.jpg

 

 

Сейчас я пытаюсь отыскать Тамару Ивановну Декалину (Алексееву) или её родственников. Надеюсь, источники не врут и они на самом деле обосновались в Санкт-Петербурге.

Так же  стало известно, что в городе Камышин Волгоградской обл. был установлен памятник тому Тральщику.

 

Друзья, если у вас есть какая-нибудь информация по этому эпизоду нашей истории или вы можете помочь с поисками, буду очень признательна. Мне не хотелось бы потерять эти знания окончательно и, тем более, оставлять какие-либо несоответствия с действительностью. Может быть, кого-то из вас эта история уже интересовала ранее, давайте делиться знаниями!


16

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Это очень сильные женщины, благодаря таким ковалась наша победа!  Аве.


1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Крайне позновательно

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Отличная и трогательная тема. Автору +

P.S. Анна Тарасова на фото напоминает другую воительницу, но вымышленную - Бриенну Тарт (в экранизации) :izmena:


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Очень сильные девушки. История и правда уникальна. + за тему.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

+ за тему


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Отличная и трогательная тема. Автору +

P.S. Анна Тарасова на фото напоминает другую воительницу, но вымышленную - Бриенну Тарт (в экранизации) :izmena:

Нужно смотреть меньше сериалов))

 

За тему, спасибо. Очень интересная история.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Нужно смотреть меньше сериалов))

 

За тему, спасибо. Очень интересная история.

А Вы действительно в курсе как я провожу свободное время? :hiding:


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Беда будет если среди музчин найдётся женщина, а если состав полностью из женщин всё будет хорошо.Ну это моя теория. 

Ой чёто после этих слов вспомнилась сразу песенка всё будет хорошо. 

 

 

Ла-ла-ла, всё будет хорошо

Ла-ла-ла, куда бы ты не шёл

Направо – трудный бой, налево – мир пустой

Но будь самим собой и всё будет хорошо.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

А Вы действительно в курсе как я провожу свободное время? :hiding:

Насколько я помню, леди-рыцарь появилась вроде бы не в первом сезоне? Да и быстрая аналогия с персонажем сериала + аватар из Стар Трека + немного женской интуиции :eyesup:

Могу ошибаться:child:


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Очень интересная тема, прочитал с удовольствием, автору заслуженный +


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Интересная очень история, выходить каждый в поход это риск, и для этого надо не дюжее мужество.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Насколько я помню, леди-рыцарь появилась вроде бы не в первом сезоне? Да и быстрая аналогия с персонажем сериала + аватар из Стар Трека + немного женской интуиции :eyesup:

Могу ошибаться:child:

Теперь у меня есть все основания восхищаться Вашей проницательностью :honoring: Но не будем отклоняться от темы :tongue:


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Слабый пол сильнее сильного :izmena:


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Шутки-шутками) Но я надеюсь, что кто-нибудь откликнется и поможет.


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

Сейчас я пытаюсь отыскать Тамару Ивановну Декалину (Алексееву) или её родственников. Надеюсь, источники не врут и они на самом деле обосновались в Санкт-Петербурге.

Так же  стало известно, что в городе Камышин Волгоградской обл. был установлен памятник тому Тральщику.

 

Друзья, если у вас есть какая-нибудь информация по этому эпизоду нашей истории или вы можете помочь с поисками, буду очень признательна. Мне не хотелось бы потерять эти знания окончательно и, тем более, оставлять какие-либо несоответствия с действительностью. Может быть, кого-то из вас эта история уже интересовала ранее, давайте делиться знаниями!

может попробовать обратиться в товарищество Ветеранов ВОВ в Петербурге

 

14.12.1929 года рождения?

 

списки ветеранов, которые были живы на 2005 года можно найти на http://www.pobediteli.ru/ - пока не понятно редактируют они списки или нет.

 


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

интересно, плюсую


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

страшные


-1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

никогда раньше не слышал действительно странно - такой уникальный случай и так мало данных...


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

может попробовать обратиться в товарищество Ветеранов ВОВ в Петербурге

 

14.12.1929 года рождения?

 

списки ветеранов, которые были живы на 2005 года можно найти на http://www.pobediteli.ru/ - пока не понятно редактируют они списки или нет.

 

 

Поиск ничего не выдал.

По товариществу....обратиться можно. Придется писать официальное письмо...ибо просто так не скажут


0

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу