Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
_doCENT_

Грузовой теплоход "Жан Жорес" - "склад" боеприпасов посреди Феодосийского залива

В этой теме 5 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
24 публикации

Советский грузовой теплоход "Жан Жорес"

0b508cd17182f34f892395fb833e5bd1.jpg

 

     Покоящийся на дне Феодосийского залива грузовой теплоход "Жан Жорес" является немым свидетелем Керченско-Феодосийской десантной операции. Как и множество других транспортных и грузовых кораблей, этот теплоход стал жертвой Великой Войны, до сих пор храня свой смертельный груз. Среди местных жителей популярна легенда: «В годы Второй мировой войны у берегов феодосийской бухты затонул корабль с огромным количеством взрывчатки на борту. С тех пор и лежит пароход на песчаном дне, всего в нескольких десятках метров от набережной Десантников, где гуляют мамы с детишками, обнимаются влюбленные парочки, выставляют картины художники, не подозревающие о том, что совсем рядом, под лазурными водами, притаилась Смерть. Лежит и смотрит глазом-пробоиной на гуляющих горожан и туристов. И когда список грехов 2500-летнего города будет переполнен, «Жан Жорес» взлетит на воздух. Повторится знаменитая галифакская катастрофа, когда в годы Первой мировой взорвавшийся транспорт с боеприпасами, по сути дела, уничтожил большой канадский город». Попробуем разобраться в трагической судьбе этого корабля.

 

История создания и службы

     Имя кораблю дано в честь деятеля французского и международного социалистического движения, руководителя Французской социалистической партии Жана Жореса, основавшего газету "Юманите", с 1920 года - центральный орган компартии Франции. "Жан Жорес" - грузовой двухпалубный теплоход 3-х островного типа. Спущен на воду в июне 1930 года на Северной Верфи в Ленинграде. В 1931 году вошёл в состав Балтийского пароходства. До 1941 года грузовой теплоход Черноморского государственного морского пароходства. 27 июля 1941 года вошел в состав Черноморского флота. Капитаны корабля: Б.Т. Шульц, Ф.Ф. Пеньков, Г.Н. Лебедев.

     По окончании испытаний 28 января 1932 года "Жан Жорес" вышел в первый рейс с грузом на Гамбург, до кромки льдов в Финском заливе шел под проводкой ледокола. В 1933-м доставил из Италии (порт Генуя) в СССР писателя Алексея Пешкова, более известного под литературным псевдонимом Максим Горький. В 1934 году совершил ряд рейсов в порты Америки.

    В дальнейшем теплоход был занят преимущественно перевозками зерна из портов Украины и Крыма в Западную Европу. Но с началом Великой Отечественной войны "Жан Жорес", как и многие другие гражданские суда, стал служить делу обороны страны. В октябре 1941 года в составе Черноморского морского пароходства судно участвовало в эвакуации первого эшелона Одесского оборонительного района, потом эвакуировало силы Приморской Армии. В 1942 году теплоход обеспечивал Керченско-Феодосийскую десантную операцию в Крыму. Там трагически и закончилась история его службы.

 

Технические характеристики

Водоизмещение 8300 тонн
Длина 111,4 метра
Ширина 14,8 метров
Осадка 8,29 метра
Двигатели дизель Sulzer
Мощность 1800 лошадиных сил
Движитель 1 винт
Скорость хода 10,5 узлов
Экипаж 36 человек
Регистровый тоннаж 3972 брутто-регистровых тонн

 

c5a00b4570b91b6c40344c7c3dee5949.jpg

 

 

Во время Великой Отечественной войны в кормовой части были установлены две 45-мм полуавтоматические универсальные пушки 21-К.

13ea3740e2ad11f1d659fcb29831c472.jpg

 

Фотографии

e89f51e2681abde1202c283643fbddc6.jpg

 

 

957c1139edb7dfd69735abe5e445f6bd.jpg

 

Максим Горький с экипажем корабля:

4f1e028e8638c716dbb478a84c0787a5.jpg

 

Гибель корабля

     4 января 1942 года транспорт "Жан Жорес" (капитан Г. Н. Лебедев), осуществлявший воинские перевозки в ходе Керченско-Феодосийской десантной операции, подвергся атакам авиации противника и получил большие повреждения. Судно наскоро отремонтировали, не было восстановлено лишь рулевое управление. 14 января "Жан Жорес" вышел из Новороссийска в Феодосию. По приходе в Феодосию около 20 часов 15 января началась разгрузка, которая продолжалась в течение темного времени суток. Выгрузить успели лишь людей и часть техники и вооружения. Одновременно велась погрузка на борт раненых. Присутствие транспорта в порту противником обнаружено не было. 
    С рассветом, около 5 часов 16 января, теплоход по приказу старшего морского начальника вышел далеко в море, чтобы отстояться до наступления сумерек. После полудня транспорт повернул обратно в расчете подойти к Феодосии в 21 час. Капитан Лебедев, учитывая большое количество мин, заставлявшее входить в порт узким протраленным фарватером, и плохую управляемость судна, уходя накануне, просил командование выслать навстречу ему буксир. Но при подходе к порту к транспорту подошел мотобот, и с него передали, что буксира не будет, и следовать в порт предстоит самостоятельно, в кильватер мотоботу. Портовый маяк не горел в целях светомаскировки. 
     В 21 ч. 45 м. при входе в Феодосийский порт в районе мыса Ильи, несмотря на то, что на борту уже находился военный лоцман, "Жан Жорес" уклонился от курса, зашел в район, обозначенный на карте как запретный для плавания, и подорвался на магнитной мине. Взрыв произошел с правого борта в районе пятого трюма. Образовалась большая пробоина, через которую началось быстрое поступление воды. Главная машина вышла из строя. Были затоплены помещения от машинной переборки до кормы. Судно погружалось с креном на правый борт и дифферентом на корму. Велись работы по заделке пробоин и откачке воды. 
     После двух часов борьбы за живучесть уровень воды начал понижаться. В это время капитан был вызван на подошедший миноносец, и там ознакомлен с приказом командования затопить теплоход, если он не сможет самостоятельно уйти из Феодосии (противник в это время уже ворвался в городскую черту). Так как на восстановление плавучести было необходимо 5-6 часов, а судно уже начали освещать с берега прожекторами и обстреливать, было принято решение произвести затопление. С транспорта было спешно демонтировано радиооборудование и сняты судовые документы. Так как шлюпки были разрушены, раненых и часть команды снял подошедший катер "Кабардинец". Остальную часть команды и демонтированные приборы снял тральщик "Геленджик". После этого были открыты кингстоны, и "Жан Жорес" затонул в точке 45°02.121'N 35°23.611'E. При подрыве, ремонте и дальнейшей эвакуации погибло около 40 человек.

 

Карты, схемы и фотографии  затонувшего теплохода

a1304a24c479df4a9ccf3f8a369014a7.jpg

 

Схема и рисунок затонувшего корабля "Жан Жорес":

69d6e10b4a151225ff1051d103245208.jpg

 

f0b5b82f23e6cf775b008df855d6a808.jpg

 

 

На фотографии (с левой стороны) видны возвышающиеся из воды: мачты, труба и капитанский мостик затонувшего теплохода:

bd31bbba8315b8ffff0c82d19359b563.jpg

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
24 публикации

Данные о грузе, оставшемся на борту корабля

     Осенью 2007 года специальный Керченский морской отряд МЧС провел работы по водолазному обследованию судна, в ходе которого подтвердилось наличие военного груза, а именно - артиллерийских орудий, снарядов и военной техники. В частности, на борту "Жана Жореса" находятся минимум 3 гусеничных тягача, 4 артиллерийских орудия с боезапасом, оборудование и боеприпасы для авиации, а также большое количество боеприпасов для стрелкового оружия.

 

Информация от дайверов

     Корабль находится в 850 метрах от городской набережной. Глубина до надстройки - 7 метров, до палубы - 12 метров. Дымовая труба и части мачт срезаны и лежат по правому борту. На судне остались гусеничные тягачи, артиллерийские орудия, останки автомашин и т.д. В кормовой части было установлено 2 орудия калибром 45 мм. Одно из них поднято и находится в Феодосийском краеведческом музее. Ствол другого лежит на палубе кормы. Теплоход покоится почти на ровном киле с креном 8 градусов на правый борт, носом в сторону берега. Кормовая часть оторвана, лежит на удалении 3-5 метров от корпуса с креном 45 градусов на правый борт. На носовой палубе находятся остовы орудий и отдельные детали машин. В кормовой части виден большой провал в машинном отделении от взрыва мины, ширина в отдельных местах достигает 3-4 метров. В самом разломе можно обнаружить гильзы от артиллерийских орудий. С правого борта на расстоянии 12-14 метров, напротив разлома, наполовину закопанный в песок, лежит штурвал. 

 

Фотографии дайверов

830ea33715ecde49f89bbd3111551023.jpg

 

fd890b5684a1c9068119c654dab59e20.jpg

 

97b1aedfef73103a2979ef8dcbedc81b.jpg

 

Части тягачей, автомобилей:

cfcb6c318b3b73ead13da348b7eed9a9.jpg

 

12e3c619ddd536833c894874a7b00fc1.jpg

 

6506e08df977374083528a8165158d82.jpg

 

5f76a55bab3a24952ccbb3b63e6d3186.jpg

 

Внутри корабля:

35b90c9c8b1b154baea90b5fbf269222.jpg

 

62ade1654d69c4bb09c58f0b54f8bf49.jpg

 

В заключение

     Так как теплоход лежит на небольшой глубине и в районе активного судоходства, были неоднократные случаи столкновения с ним других судов, в том числе сторожевого корабля. Для предотвращения подобных случаев, место затопления "Жана Жореса" обозначили буем. В 2001 году появилась информация, что идет подготовка к подъему корабля. Но как сообщил начальник Феодосийского городского совета ОСВОД Александр Черноволов, судно не поднимают, во-первых, потому что боятся детонации боеприпасов, а во-вторых, из-за высокой стоимости операции. Так что "Жан Жорес" до сих пор на старом месте.

 

Дайверы возлагают венок на месте гибели судна в память о кораблях Великой Победы:

b20ba3073a42f845980aefad7cb4a74a.jpg

 

Источники

1

2

3

4

и другие сайты для уточнения информации

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
72 публикации
97 боёв

Вот это шикарная тема) Особенно спасибо за фотографии дайверов. Появился стимул рвануть туда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
36 публикаций
2 боя

Одна из тех немногих тем,которую прочитал с удовольствием

Особенно интересно было читать про гибель корабля и самоотверженности экипажа,который на гражданском судне,без управления,под обстрелом спасал корабль,раненых и груз.

И их работа ,мне кажется была погероичней того же "Варяга"(ни чем не умоляя и его заслугу в воспитании патриотизма),ведь судно было затоплено только после приказа командования.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
26 публикаций
1 794 боя

Спасибо за тему, прочитал с интересом. А есть информация, рядом с какими еще портами/населенными пунктами затоплены подобные опасные памятники истории?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×