Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RedJavelin

Эмиль Бертэн - легкий французкий крейсер

В этой теме 15 комментариев

Рекомендуемые комментарии

69 публикаций
10 боёв

ff24269a864d4c391aab183a995f676c.jpg

Эмиль Бертэн

 

Страна.......................................................................................................................................................................................Франция

Тип..................................................................................................................................................................................легкий крейсер

Начало строительства..........................................................................................................................................18 августа 1931 г.

Спущен на воду...................................................................................................................................................................9 мая 1933 г.
Годы эксплуатации................................................................................................................................................с 1935 г. по 1959 г.

 

Содержание:

----------------------------------------------------------------------

1. История создания.

2. Конструкция корпуса и особенности проекта.

3. Силовая установка.

4. Вооружение.

5. Технические характеристики.

6. История службы.

7. Оценка проекта.

8. Источники.

----------------------------------------------------------------------

 

1. История создания

04049194d29dd1758ba7b2cdd07a281f.jpg

«Эмиль Бертэн» первоначально проектировался как усовершенствованная версия минного заградителя «Плутон». По сравнению с предшественником требовалось установить полноценное крейсерское вооружение из девяти 152-мм орудий и обеспечить скорость не менее 35 узлов, что дало бы, по мнению адмиралов, возможность устанавливать мины у вражеских берегов. При этом командование желало получить небольшой и дешёвый корабль, водоизмещением не более 5500 тонн, что повлекло за собой резкое ослабление требований к защите.

В 1928 году Морской генеральный штаб приступил к выработке требований ко второму поколению крейсеров. Поскольку Франция оставалась колониальной державой, то, как и Великобритания, нуждалась в значительном количестве кораблей этого класса для защиты торговых путей. Однако их суммарный тоннаж находился под жестким диктатом Вашингтонского договора 1922 г. В итоге были приняты три основополагающих требования:
-     практически полное отсутствие защиты, чтобы уложиться в стандартное водоизмещение 6000 т;
-     применение новых турбин с перегревом пара для получения максимальной мощности;
-     152-мм орудия главного калибра, чтобы соблюсти требования будущих международных соглашений.
Несмотря на формальный отказ от строительства специализированных минзагов, начиная с 1929 года будущий корабль, проектирующийся в качестве прототипа большой серии, подобно «Плутону», именовался в документах «крейсером - минным заградителем водоизмещением 6000 т».
Эскизный проект 1929 г. имел следующие характеристики:

  • стандартное водоизмещение - 5980 «длинных» тонн;
  • нормальное водоизмещение - 6530 метрических тонн;
  • длина - 177 м;
  • мощность - 102 000 л.с. (4 вала);
  • скорость при нормальном водоизмещении - 34 уз;
  • дальность плавания - 3000 миль 18-узловым ходом.

Под номером CL-1 крейсер был включен в кораблестроительную программу 1930 года, утвержденную Парламентом 12 января 1930 г. 3 декабря решением морского министра Жака-Луи Дюмениля ему было присвоено наименование «Эмиль Бертэн» в честь выдающегося французского кораблестроителя конца XIX века. Корабль был спущен на воду 9 мая 1933 г. в присутствии морского министра Жоржа Лейга.

 

2. Конструкция корпуса и особенности проекта

 26f69cae5c9d5cc3ee79bb603c4b83f7.jpeg

9d19732ab052c3d586ef3d15cb3259cf.png

3b183172347471489df2dcd43e7fb4ef.png

cbf3db22f46747ced41bf195f337bd44.png

 

Конструкция корпуса «Эмиля Бертэна» была характерной для французских быстроходных кораблей межвоенного периода - с полубаком, изогнутым форштевнем без бульба и кормовой оконечностью типа «утиный хвост» (cul-de-poule), конструктивно очень похожей на корму контрминоносцев типа «Вокелен». Такая форма позволяла уменьшить проседание кормы на полном ходу и ее заливаемость. Для обеспечения высокой скорости хода корпус был сильно заужен - отношение длины к ширине превышало 10,5:1.

Значительные усилия прикладывались для уменьшения веса корпуса и надстроек. Впервые во французской практике широко применялась электросварка, клепанными изготавливались только элементы силового набора. Для внутренних конструкций корпуса и над-строек использовался дюралюминий. Благодаря этому вес корпуса с защитой составлял всего 46,3% от стандартного водоизмещения.
Защита крейсера ограничивалась 20-мм броней боевой рубки и коробчатым бронированием погребов, состоявшим из двух слоев 15-мм стали повышенного сопротивления. Общий вес брони составлял 123,8 т или 4,5% стандартного водоизмещения. Ради снижения веса конструкторы пошли даже на такую крайность, как отказ от бронирования башен главного калибра и их податочных устройств. Благодаря этому вес трехорудийной башни составлял 112 т.- более чем в полтора раза меньше по сравнению с аналогичными башнями крейсеров типа «Ля Галиссоньер», весившими 172 т.

Слабость защиты отчасти компенсировалась развитым делением на отсеки. Тринадцать водонепроницаемых переборок, простиравшихся от киля до верхней палубы и не имевшие никаких вырезов, образовывали 14 отсеков, обозначавшихся буквами латинского алфавита от А до N, начиная с носа. Водоотливные средства были представлены девятью 30-тонными насосами, пять из которых размещались в каждом из отсеков силовой установки (отсеки G-К). На протяжении тех же отсеков вдоль бортов проходили продольные переборки, под-нимавшиеся до нижней палубы.
Переоблегченная конструкция корпуса стала серьезным недостатком проекта. В частности, перегруженные оконечности не позволяли стрелять полными залпами - для устранения этой проблемы после испытательного похода 1935 г. пришлось устанавливать дополнительные подкрепления подбашенных конструкций. Тем не менее, «Эмиль Бертэн» отличался в целом весьма неплохой мореходностью. На скорости до 15 узлов крейсер имел умеренную и плавную качку с периодом 12 с, являвшуюся комфортной для экипажа и делавшую его удобной артиллерийской платформой. С другой стороны, корабль имел тенденцию крениться под воздействием ветра или при резкой перекладке штурвала. Неважной оказалась и маневренность - диаметр циркуляции на полном ходу достигал 800 м.

 

3. Силовая установка

f322bffc834b850b523f24575af96aa1.jpg

Жесткие требования, предъявляемые к скорости корабля, заставили оснастить его четырехвальной силовой установкой мощностью 102 000 л.с. Она размещалась в пяти отсеках по эшелонному принципу. Силовая установка занимала около половины длины корабля, однако ее общий вес составлял всего 23% от стандартного водоизмещения.
Каждый турбозубчатый агрегат системы «Парсонс» состоял из турбин высокого, среднего и низкого давления, подключенных последовательно, турбины заднего хода в общем корпусе с турбиной низкого давления, отдельной турбины крейсерского хода и одноступенчатого редуктора. Четыре трехлопастных гребных винта системы Бранда диаметром 3,6 м имели внешнее направление вращения. Пар вырабатывали шесть тонкотрубных котлов системы «Пеное» с пароперегревателями.

На 8-часовых испытаниях 1 августа 1934 г. «Эмиль Бертэн» показал мощность 108 026 л.с. при 314 об/мин; средняя скорость составила 36,33 уз, при этом в течение 4 часов крейсер шел со средней скоростью 36.7 уз. В ходе часового испытания на полный ход в тот же день была достигнута скорость 37,4 уз. Нужно отметить, что в это время на корабле еще не была смонтирована значительная часть оборудования, включая орудия главного калибра и систему управления огнем, с другой стороны, испытаниях проходили в свежую погоду, высота волн достигала 3-4 м. Приемная комиссия посчитала, что при спокойной погоде крейсер легко держал бы 37-узловую скорость. На пробах 8 августа 1934 г. «Эмиль Бертэн» развил 39,67 уз при мощности 137 908 л.с. и 344 об/мин.
Топливо хранилось в 17 цистернах общей емкостью 1520 м3. Таким образом, его нормальный запас составлял 1400 т мазута, из которых 1360 т могло использоваться. Расход топлива во время испытаний составил 152 кг/милю при скорости 15 уз, 175 кг/милю при 18 уз и 525 кг/милю при 31 уз. В условиях реальной службы крей¬сер регулярно развивал 33-узловую скорость, дальность плавания при нормальном запасе топлива составляла 6000 миль 15-узловым ходом (только под крейсерскими турбинами), 2800 миль на скорости 20 уз или 1100 миль на скорости 31 уз под главными турбинами.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
69 публикаций
10 боёв

4. Вооружение

 0f0ad74390c1e5b0355459fcfe75cb22.jpg

855892b5662a45c3c9b1b3dea9dd6421.png

Главный калибр

Главным калибром «Эмиля Бертэна» стали новейшие 152-мм орудия M1930, причём крейсер стал первым кораблём флота, получившим их на вооружение. Орудия располагались в трёх трёхорудийных башнях, две в носу, одна в корме, имели электрогидравлический привод и могли наводиться дистанционно. Сами башни оценивались как весьма удачные. Обеспечивался угол возвышения до 45°. Орудия M1930 имели длину ствола 55 калибров и весили по 7780 кг. Вес снарядов колебался от 54,17 кг до 57,15 кг. Позднее был принят на вооружение бронебойный снаряд весом 58,8 кг. При максимальном угле возвышения и весе снаряда 54,17 кг, выпускаемого с начальной скоростью 870 м/с, дальнобойность составляла 26 474 м. Скорострельность колебалась в пределах 7-8 выстрелов в минуту.

 

d29811627e69f15cbf6827be7889b3b7.jpg


d85da4d87c3dcd29fc64f38ea44de6b4.png

Универсальный калибр

Зенитная артиллерия среднего калибра была представлена четырьмя 90-мм орудиями с длиной ствола 50 калибров.. Они размещались в корме, в спаренной установке M1930 возвышенно, за кормовой башней и в одинарных установках M1926 по бортам. Спаренная установка весила 13,5 тонн, одинарная 6,7 тонны, при весе самого орудия в 1,57 тонны. Угол максимального возвышения составлял 80°. Орудия стреляли снарядом весом 9,5 кг с начальной скоростью 750 м/с, на дальность до 15 440 м, досягаемость по высоте достигала 10 600 м. Техническая скорострельность достигала 10 выстрелов в минуту.

 

cd25e3064783d3f166e7390de947aa70.jpg

Лёгкая зенитная артиллерия

Лёгкая зенитная артиллерия состояла из четырёх спаренных 37-мм орудий M1933 с длиной ствола 50 калибров. Они размещались по бокам от носовой надстройки. Это автоматическое орудие стреляло снарядами весом 0,725 кг с начальной скоростью 850 м/с, темп стрельбы был очень низок для зенитного автомата — 30 — 42 выстрела в минуту. Кроме того, «Эмиль Бертин» нёс четыре спаренных установки 13,2-мм пулемётов. Это оружие, разработанное компанией «Гочкисс» (фр. Hotchkiss et Cie) стреляло 52-граммовыми пулями с начальной скоростью 800 м/с. Техническая скорострельность составляла 450 выстрелов в минуту, но на практике была значительно ниже, так как пулемёты имели магазинное питание на 30 патронов.

 

11c72196dc22f78f3667c2614843e905.jpg

Торпедно-минное вооружение

Торпедное вооружение включало два трёхтрубных торпедных аппарата калибра 550 мм. Торпеда 23D работала на воздушно спиртовой смеси и несла 310 кг тротила при собственном весе 2068 кг. На скорости 43 узла торпеда могла пройти 6000 м, 14 000 м на скорости 35 узлов и 20 000 м на скорости 29 узлов.

Поскольку «Эмиль Бертэн» проектировался с учётом использования в качестве минного заградителя, он мог нести солидное количество мин различных типов. В перегруз можно было взять до 200 мин, но при этом исключалось использование кормовой башни главного калибра. «Эмиль Бертэн» мог принять 84 мины типа «Бреге» В4. Мина была принята на вооружение в 1936 г. и предназначалась специально для постановки с контрминоносцев, поэтому отличалась небольшими размерами (общий вес 530 кг, заряд 80 кг, глубина постановки до 90 м). При полной минной нагрузке (45 т) с крейсера предписывалось снимать катапульту и гидросамолеты. Следует отметить, что за всю свою карьеру «Эмиль Бертэн» совершил единственную постановку 8 практических мин во время испытаний.

На корме крейсера могли устанавливаться два съемных бомбосбрасывателя для 52-кг глубинных бомб типа «Жиро» (заряд 35 кг тротила). Общий боезапас включал 21 глубинную бомбу, из которых 6 находились на бомбосбрасывателях и 15 - на стеллаже в непосредственной близости. Бомбометание осуществлялось вручную, команды отдавались по громкой связи.

Для защиты от минной опасности крейсер оснащался двумя параванами типа С4. В походном положении они хранились на палубе полубака у передней стенки носовой надстройки, а в боевом - крепились к специальной пятке на форштевне и могли осуществлять траление якорных мин на скорости до 25 узлов.

 

c93dd0881a74dd2f75e73060254848f4.jpg

Авиационное вооружение

К началу 1930-х годов бортовые самолеты стали обязательным атрибутом крупных надводных кораблей французского флота. Они предназначались для разведки и корректировки артиллерийского огня. «Эмиль Бертэн» был оснащен 20-метровой поворотной пневматической катапультой «Пеное», предназначенной для запуска самолетов взлетным весом не более 2 тонн. Скорость в момент отрыва достигала 95 км/ч. Старт был возможен при повороте катапульты на угол не более 30° от траверса. Для подъема гидросамолетов с воды служили две стрелы грузоподъемностью 2 т, крепившиеся в районе кормовой трубы. Крейсер оборудовался авиационной мастерской. Запас авиационного топлива составлял 2400 л.

По штату корабль нес два гидросамолета, один из которых находился на тележке катапульты в снаряженном состоянии, а второй, резервный, - в телескопическом ангаре из гофрированного стального листа, расположенном между основанием катапульты и кормовой надстройкой. Из-за его ограниченных размеров самолет мог находиться там только с отсоединенными крыльями.
Размеры ангара и грузоподъемность катапульты накладывали ограничения на характеристики бортовых самолетов. Фактически, единственным типом, который мог применяться с «Бертэна», был двухместный поплавковый моноплан «Гурду-Лессёр» GL-832, имевший весьма скромные характеристики.  После ввода в строй крейсер получил самолеты с бортовыми номерами 7S4-5 и 7S4-6 (зав. №№ 10 и 12), но в 1936 г. последний был заменен самолетом 7S4-7 (зав. №15). В 1938 г. в Тулоне «Эмиль Бертэн» получил новые самолеты с бортовыми номерами HS-37 (зав. №1) и HS-38 (зав. №10, находившийся на борту ранее), которые оставались на нем вплоть до полного демонтажа авиационного вооружения в 1942 г.

 

5. Технические характеристики

557e24f1efc2cd7bfaf9888252fed3c7.jpg

Нормальное водоизмещение 5886 тонн
Полное водоизмещение 8480 тонн
Длина 167/177 метров
Ширина 15,84 метра
Осадка 5,44 метра
Мощность 102 000 л.с.
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Максимальная скорость 34 узла (63 км/ч)
Дальность плавания 3600 морских миль на 15 узлах
Экипаж 567 человек (в военное время 711 человек)

 

6. История службы

a93d165f0697247087ee34b715c9a08f.jpg

Довоенный период

Первоначально «Эмиль Бертэн» нёс службу в составе Атлантического флота Франции. Он стал флагманом группы контр-миноносцев, а затем и флагманом 2-й лёгкой эскадры, состоявшей из 12 контрминоносцев. Крейсер должен был обеспечивать боевую устойчивость контр-миноносцев во время атак последних на вражеские корабли. В конце 1935 — начале 1936 годов «Эмиль Бертэн» совершил поход к Антильским островам. В июле 1936 года крейсер действовал у берегов Испании, обеспечивая эвакуацию французских граждан в ходе начавшейся там гражданской войны. В мае 1937 года «Эмиль Бертэн» вернулся к берегам Испании, действуя в составе «патруля нейтралитета».

Летом 1938 года было принято решение о переводе «Эмиля Бертэна» на Средиземное море и 15 октября 1938 года он прибыл в Тулон. В ноябре 1938 года крейсер совершил визит в Стамбул, где представлял Францию на похоронах Кемаля Ататюрка. На обратном пути «Эмиль Бертэн» посетил Пирей. 1 июля 1939 года крейсер был переведен в Бизерту, где он вошел в состав так называемых Лёгких ударных сил Средиземного моря. Они должны были в случае начала войны действовать против итальянских коммуникаций между Сицилией и Северной Африкой. В состав соединения числились 3-я дивизия крейсеров, состоявшая из кораблей типа «Ла Галиссоньер» и три дивизиона контр-миноносцев, лидером которых и должен был стать «Эмиль Бертэн».

 

Вторая мировая война

Начало войны застало «Эмиль Бертэн» в Бизерте, откуда 23-27 сентября он совершил поход в Бейрут для вывоза оттуда 57 т золота, принадлежавших банку Польши. По возвращению крейсер прошел небольшой ремонт в Тулоне. В декабре 1939 г. «Бертэн» получил приказ присоединиться к тяжелому крейсеру «Фош» в Дакаре. 8 января 1940 г. он покинул Тулон и направился в Центральную Атлантику. Пребывание там оказалось недолгим, но за это время крейсер успел досмотреть ряд испанских и итальянских судов.
17 февраля «Эмиль Бертэн» прибыл в Брест, и на нем поднял флаг контрадмирал Дерьен - командир Соединения «Z», сформированного для переброски войск, направлявшихся в Финляндию, которая вела боевые действия против Советского Союза. С 24 февраля по 6 марта крейсер прошел докование, но 14 марта миссию отменили в связи с заключением перемирия между Финляндией и СССР. Соединение «Z» было рас-формировано, и 28 марта «Бертэн» с контрминоносцем «Бизон» направился в Оран в качестве эскорта группы транспортов. Не прошло и недели, как поступил приказ о повторном формировании соединения - на этот раз для высадки союзников в Норвегии (операция «R4»). 2 апреля крейсер вышел в обратный путь в сопровождении контрминоносца «Майе Брезе», 5-го прибыл в Брест, а спустя два дня вместе с 5-м дивизионом контрминоносцев («Тартю», «Шевалье Поль», «Майе Брезе») перешел в Скапа- Флоу.

13 апреля «Бертэн» присоединился к эскорту конвоя «БР-1», перевозившего войска из Бреста в Намсус. 19 апреля в Намс-фьорде крейсер был атакован одиночным немецким бомбардировщиком Ju-88 из состава II/KG 30 (пилот - лейтенант Вернер Баумбах, один из выдающихся асов-бомбардировщиков Люфтваффе) и получил прямое попадание 500-кг бомбы. Она угодила в кормовую надстройку рядом с 13,2-мм пулеметом левого борта, прошила ее, две палубы, продольную переборку, внешнюю обшивку чуть ниже ватерлинии и взорвалась в воде. Кораблю повезло избежать серьезных повреждений и потерь в личном составе, однако требовался ремонт, поэтому 26 апреля он вернулся в Брест.

5e3dc1955ed86b76a296082822644986.jpg

Ремонт продолжался до 18 мая. Через день «Эмиль Бертэн» принял на борт 2140 золотых слитков (около 100 т) и вместе с крейсером «Жанна д’Арк» отправился в канадский Галифакс. 2 июня золото было выгружено, и 9-го корабли вернулись в Брест за новой партией. 10-11 июня на «Бертэн» погрузили 3986 слитков (около 290 т золота), и он вышел в море в сопровождении контрминоносца «Жерфо». 18-го крейсер прибыл в Галифакс, однако 21-го, т.е. после подписания перемирия, получил приказ не выгружать свой груз, а перейти в Фор-де-Франс. Британское командование, обеспокоенное тем, что корабль с золотом может вернуться в Брест и быть захваченным немцами, направило к нему тяжелый крейсер «Девоншир», однако под покровом ночи «Бертэн» сумел оторваться и 24 июня прибыл в порт назначения.
В течение последующих трёх лет крейсер находился на Мартинике, где был разоружен в соответствии с соглашением между США и администрацией Виши от 1 мая 1942 года. После того как колониальная администрация Мартиники признала Французский комитет национального освобождения, «Эмиль Бертин» перешёл в США, где прошёл обширный ремонт и модернизацию на верфи в Филадельфии.

15 августа «Эмиль Бертэн» и «Дюге-Труэн» в составе оперативного соединения TF-87 контр-адмирала Льюиса поддерживали высадку 36-й американской пехотной дивизии на участке «Кэмел». При этом «Бертэну» пришлось довольно активно использовать свою артиллерию: за первый день операции он выпустил по целям в районе Кана 480 152-мм и 90-мм снарядов, за второй - 50, за третий - 96. К вечеру 17 августа в районе высадки в пределах досягаемости корабельных орудий не осталось целей, поэтому на следующий день крейсер перешел к Тулону, где наступала 1-я дивизия «Свободной Франции». Ему понадобилось 45 снарядов главного калибра, чтобы с дистанции 23 км подавить немецкую батарею. 19-го «Бертэн» был направлен на Корсику для пополнения запасов, затем вернулся на рейд Йер и опять включился в огневую поддержку. 20 августа им было выпущен 91 снаряд, 21-го - 159. Сам «Бертэн» подвергся серьезной опасности, когда по нему дала три залпа 340-мм батарея с мыса Сепет - к счастью, безрезультатно. 23 августа он перешел в район Кана и на следующий день 78 снарядами главного калибра разрушил сидевший на мели близ Ниццы итальянский сухогруз «Рандаццо» (бывший французский «Кондэ»), поскольку имелись опасения, что немцы смогут снять его и затопить в качестве брандера на входе в порт. 25 августа «Бертэн» выпустил 74 снаряда по немецким позициям в районе Ниццы, затем 47 выстрелами привел к молчанию немецкую батарею, господствовавшую над Вильфраншем, а 26-го произвел еще 104 выстрела по врагу.
30 сентября крейсер включили в состав 86-го оперативного соединения, действовавшего в Генуэзском заливе (так называемое «Фланговое соединение»), Между 4 и 7 октября он оказывал огневую поддержку войскам в районе Ливорно, выпустив 172 снаряда главного калибра.

26 ноября «Эмиль Бертэн» с группой французских дипломатов вышел в Пирей, откуда 5 декабря перешел в Александрию, 12-го вернулся в Оран, 15-го перебросил в Тулон отряд марроканских войск, 23-го прибыл в Бейрут, а 30-го доставил в Тулон первого посла независимой республики Ливан. В течение января 1945 г. «Бертэн» оставался в Тулоне, где вскоре был поставлен на ремонт, после которого ожидалась его отправка на Дальний Восток с 10-й дивизией крейсеров для участия в войне против Японии, однако последняя капитули-ровала до того, как он вернулся в строй.

 

Послевоенный период

В конце 1945 г. практически все бое-способные корабли французского флота собрались на Дальнем Востоке. Вторая мировая война закончилась, однако для Франции вскоре началась другая - за Индокитай. Она продолжалась долгих 9 лет и завершилась унизительным поражением.
11 ноября закончивший ремонт «Эмиль Бертэн» вышел из Тулона под флагом вице-адмирала Обуано, назначенного командующим французскими ВМС на Дальнем Востоке (Forces Navales d'Extreme-Orient - FNEO). Маршрут пролегал через Ла-Валетту, Александрию, Порт-Саид, Джибути, Аден, Коломбо и Сингапур. 21 ноября крейсер бросил якорь в Сайгоне. Он принимал участие в занятии Кохинхины в декабре и Южного Аннама в январе. В марте 1946 г. «Бертэн» являлся флагманским кораблем во время операции «Бен-Тре» по занятию Тонкина, которую называют «самой амбициозной десантной операцией из числа когда-либо осуществленных французским флотом».

16 марта капитан 1 ранга Дюран стал новым командиром корабля. 24-25 марта на его борту состоялась встреча вьетнамского лидера Хо Ши Мина с французским верховным комиссаром в Индокитае адмиралом Тьерри д’Арженлье, генералом Леклерком и вице-адмиралом Обуано. В течение следующих трех месяцев крейсер в основном перемещался между Сайгоном, Тонкином и Гонконгом.

1 июля «Бертэн» передал функции флагмана FNEO тяжелому крейсеру «Турвилль», а сам отправился на родину через Тринкомали, Аден и Порт-Саид. 29 июля он прибыл в Тулон, где был выведен в резерв. За время семимесячной дальневосточной кампании крейсер прошел 33 220 миль.
1 июля 1947 г. «Эмиль Бертэн» вернулся в строй, став учебным кораблем военно-морского училища в Тулоне. Его экипаж состоял из 26 офицеров и 541 матроса.  Служба крейсера в течение следующих четырех кампаний протекала буднично - в учебных походах между портами Средиземноморья. Заметных событий оказалось немного. 4 декабря 1947 г. «Бертэну» довелось выполнить траурную миссию, доставив из Орана в Тулон гроб с телом генерала Леклерка. 24 ноября 1948 г. произошла авария в котельном отделении №2, вынудившая провести в ремонте целых три месяца. В августе 1951 г. крейсер использовался в качестве штаб-квартиры французской делегации на конференции НАТО по морским вопросам, проходившей на Мальте и в Неаполе. 13 августа «Бертэн» вернулся в Тулон, а спустя два дня последовало решение о его выводе из состава флота.
25 октября 1951 г. «Эмиль Бертэн» был выведен в резерв категории «А». Военно-морское училище продолжало использовать его в качестве несамоходного учебного центра, но в 1953 году комиссия, обследовавшая состояние механизмов корабля, пришла к выводу об их неудовлетворительном состоянии. «Бертэн» перевели в бассейн Робер в Тулоне, где он стоял бок о бок с линкором «Жан Бар» и тяжелым крейсером «Сюффрен» до сентября 1959 г. 27 октября 1959 г. крейсер «Эмиль Бертэн» был исключен из списков флота с присвоением номера Q-173. В 1960 г. последовало решение о его продаже на слом, которая состоялась 17 марта 1961 г. Сумма сделки составила 915 500 «новых» франков. 7 апреля корабль прибыл на разборку в Ля-Сен.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
69 публикаций
10 боёв

7. Оценка проекта

ca0ab370ae5655b05b87a55464868a75.jpg

«Эмиль Бертэн» так и не стал прототипом большой серии крейсеров нового поколения. Восторженные отзывы, дававшиеся ему во французской прессе сразу после ввода в строй, очень скоро сменились на противоположные. Всего через два года появились корабли типа «Ля Галиссоньер», отличавшиеся куда более сбалансированными характеристиками. При весьма умеренном водоизмещении они превосходили предшественника по всем параметрам: вооружению, защите, дальности плавания, мореходности, - уступая лишь по скорости.
Как во многом пионерский корабль, «Бертэн» обладал целым букетом недостатков: это и отсутствие защиты, и слабая зенитная артиллерия с неэффективной системой управления огнем. Многие из них были исправлены в ходе последующих модернизаций. Однако настоящей ахиллесовой пятой крейсера стала его капризная силовая установка. По подсчетам Ж. Лассака, около двенадцати лет из не слишком продолжительной карьеры корабль провел в ремонтах или просто находясь в небоеспособном состоянии. Это же стало основной причиной его скорого списания.
История «Эмиля Бертэна» со всей наглядностью демонстрирует истину: ни одно, даже самое выдающееся, качество боевого корабля не будет востребовано, если оно получено ценой надежности.

 

8. Источники

Патянин С.В. Лёгкий крейсер «Эмиль Бертэн» // Морская компания. — 2012. — № 2.

Эмиль Бертэн (крейсер)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
69 публикаций
10 боёв

Картина «Croiseur Émile Bertin»


88bd6bd5b3c164614e508f3ffeb3b86b.jpeg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
255
58sd
498 публикаций

Интересный крейсер, похож по скорости и компоновке на наш типа  КИРОВ. Только у нашего Г,К, помощьнее,180мм и дальность стрельбы 37км

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
26 публикаций

Очередной военный корабль мирного времени... Скорее всего созданный только для того, чтобы бессмысленно охранять территориальные водные границы государства. Наверняка он даже ни в одном сражении не участвовал. Он бы лопнул и затонул от одного попадания в любую часть его корпуса... 

Жду продолжения рассказа о его дальнейшей судьбе. :popcorn:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
69 публикаций
10 боёв

Очередной военный корабль мирного времени... Скорее всего созданный только для того, чтобы бессмысленно охранять территориальные водные границы государства. Наверняка он даже ни в одном сражении не участвовал. Он бы лопнул и затонул от одного попадания в любую часть его корпуса... 

Жду продолжения рассказа о его дальнейшей судьбе. :popcorn:

 

Одно попадание бомбы было, не затонул (бомба взорвалась в воде), и в сражениях он тоже участвовал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
76 публикаций
191 бой

 Он бы лопнул и затонул от одного попадания в любую часть его корпуса... 

Вас, разумеется, не затруднит для сравнения привести броне- и конструктивную защиту других крейсерских минзагов описываемого периода?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 962 публикации
577 боёв

Вас, разумеется, не затруднит для сравнения привести броне- и конструктивную защиту других крейсерских минзагов описываемого периода?

Будем считать все КРЛ и КРТ, способные ставить мины или только специализированные корабли?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
76 публикаций
191 бой

Будем считать все КРЛ и КРТ, способные ставить мины или только специализированные корабли?

Эмиль - вполне себе специализированный. Так что и аналоги имеет смысл смотреть подобные.

Изменено пользователем MrWhooves

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 962 публикации
577 боёв

Эмиль - вполне себе специализированный. Так что и аналоги имеет смысл смотреть подобные.

 

Когда проектировался - да.

Но фактически достроен как лёгкий крейсер с возможностью нести минную нагрузку, а таких кораблей было достаточно - в советском флоте, итальянском, немецком...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
76 публикаций
191 бой

Когда проектировался - да.

Но фактически достроен как лёгкий крейсер с возможностью нести минную нагрузку, а таких кораблей было достаточно - в советском флоте, итальянском, немецком...

Крл, приспособленные для минных постановок - несли всё же гораздо меньше мин, в том числе и те, которые заметно больше. Корни хорошо видны в этом плане.

Кроме того - подобную Бертену скорость могли дать даже кратковременно очень немногие лёгкие крейсера, что для наступательного заградителя уже очень серьёзно. Он и сам не очень мог, но это уже технические проблемы реализации(ЭУ) а не сферического Бертена в вакууме.

Подобные же по роли крейсерские минзаги - Плутон, Abdiel'ы, - столь же ватно бронированы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 962 публикации
577 боёв

Крл, приспособленные для минных постановок - несли всё же гораздо меньше мин, в том числе и те, которые заметно больше. Корни хорошо видны в этом плане.

"Бертэн" нёс 84 мины.

"Принц Ойген" - 110.

"Монтекукколи" - 140.

-----

"Эбдиэл" - 156 мин

"Плутон" - 220 мин

 

Кроме того - подобную Бертену скорость могли дать даже кратковременно очень немногие лёгкие крейсера, что для наступательного заградителя уже очень серьёзно. Он и сам не очень мог, но это уже технические проблемы реализации(ЭУ) а не сферического Бертена в вакууме.

Такую скорость "Бертен" дал только на испытаниях. В жизни он ходил ок. 33 узлов.

 

 

Подобные же по роли крейсерские минзаги - Плутон, Abdiel'ы, - столь же ватно бронированы.

Скорость - лучшая броня....©

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
76 публикаций
191 бой

"Бертэн" нёс 84 мины.

"Принц Ойген" - 110.

"Монтекукколи" - 140.

-----

"Эбдиэл" - 156 мин

"Плутон" - 220 мин

 

Такую скорость "Бертен" дал только на испытаниях. В жизни он ходил ок. 33 узлов.

 

Скорость - лучшая броня....©

??

Странно, Французы в интернете пишут "pouvait embarquer jusqu'à 200 mines"* для Бертена(при этом давая схему только на 84, действительно). Врут?

Про скорость - логично...испытывать прочность брони, имея забитую минами палубу идея не лучшая.

p.s. 33 - это ещё ничего. Итальянцы, как показал грустный опыт, и 30 с трудом выжимали в реальном бою.

*мог принимать до 200 мин(фр.)

 

Изменено пользователем MrWhooves

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 962 публикации
577 боёв

??

Странно, Французы в интернете пишут "pouvait embarquer jusqu'à 200 mines"* для Бертена(при этом давая схему только на 84, действительно). Врут?

Лассак пишет о 84.

По чертежу - 80

 

p.s. 33 - это ещё ничего. Итальянцы, как показал грустный опыт, и 30 с трудом выжимали в реальном бою.

 

Это верно для первой серии "кондоттьери".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×