Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
RedJavelin

Эмиль Бертэн - легкий французкий крейсер

В этой теме 15 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
69 публикаций
10 боёв

ff24269a864d4c391aab183a995f676c.jpg

Эмиль Бертэн

 

Страна.......................................................................................................................................................................................Франция

Тип..................................................................................................................................................................................легкий крейсер

Начало строительства..........................................................................................................................................18 августа 1931 г.

Спущен на воду...................................................................................................................................................................9 мая 1933 г.
Годы эксплуатации................................................................................................................................................с 1935 г. по 1959 г.

 

Содержание:

----------------------------------------------------------------------

1. История создания.

2. Конструкция корпуса и особенности проекта.

3. Силовая установка.

4. Вооружение.

5. Технические характеристики.

6. История службы.

7. Оценка проекта.

8. Источники.

----------------------------------------------------------------------

 

1. История создания

04049194d29dd1758ba7b2cdd07a281f.jpg

«Эмиль Бертэн» первоначально проектировался как усовершенствованная версия минного заградителя «Плутон». По сравнению с предшественником требовалось установить полноценное крейсерское вооружение из девяти 152-мм орудий и обеспечить скорость не менее 35 узлов, что дало бы, по мнению адмиралов, возможность устанавливать мины у вражеских берегов. При этом командование желало получить небольшой и дешёвый корабль, водоизмещением не более 5500 тонн, что повлекло за собой резкое ослабление требований к защите.

В 1928 году Морской генеральный штаб приступил к выработке требований ко второму поколению крейсеров. Поскольку Франция оставалась колониальной державой, то, как и Великобритания, нуждалась в значительном количестве кораблей этого класса для защиты торговых путей. Однако их суммарный тоннаж находился под жестким диктатом Вашингтонского договора 1922 г. В итоге были приняты три основополагающих требования:
-     практически полное отсутствие защиты, чтобы уложиться в стандартное водоизмещение 6000 т;
-     применение новых турбин с перегревом пара для получения максимальной мощности;
-     152-мм орудия главного калибра, чтобы соблюсти требования будущих международных соглашений.
Несмотря на формальный отказ от строительства специализированных минзагов, начиная с 1929 года будущий корабль, проектирующийся в качестве прототипа большой серии, подобно «Плутону», именовался в документах «крейсером - минным заградителем водоизмещением 6000 т».
Эскизный проект 1929 г. имел следующие характеристики:

  • стандартное водоизмещение - 5980 «длинных» тонн;
  • нормальное водоизмещение - 6530 метрических тонн;
  • длина - 177 м;
  • мощность - 102 000 л.с. (4 вала);
  • скорость при нормальном водоизмещении - 34 уз;
  • дальность плавания - 3000 миль 18-узловым ходом.

Под номером CL-1 крейсер был включен в кораблестроительную программу 1930 года, утвержденную Парламентом 12 января 1930 г. 3 декабря решением морского министра Жака-Луи Дюмениля ему было присвоено наименование «Эмиль Бертэн» в честь выдающегося французского кораблестроителя конца XIX века. Корабль был спущен на воду 9 мая 1933 г. в присутствии морского министра Жоржа Лейга.

 

2. Конструкция корпуса и особенности проекта

 26f69cae5c9d5cc3ee79bb603c4b83f7.jpeg

9d19732ab052c3d586ef3d15cb3259cf.png

3b183172347471489df2dcd43e7fb4ef.png

cbf3db22f46747ced41bf195f337bd44.png

 

Конструкция корпуса «Эмиля Бертэна» была характерной для французских быстроходных кораблей межвоенного периода - с полубаком, изогнутым форштевнем без бульба и кормовой оконечностью типа «утиный хвост» (cul-de-poule), конструктивно очень похожей на корму контрминоносцев типа «Вокелен». Такая форма позволяла уменьшить проседание кормы на полном ходу и ее заливаемость. Для обеспечения высокой скорости хода корпус был сильно заужен - отношение длины к ширине превышало 10,5:1.

Значительные усилия прикладывались для уменьшения веса корпуса и надстроек. Впервые во французской практике широко применялась электросварка, клепанными изготавливались только элементы силового набора. Для внутренних конструкций корпуса и над-строек использовался дюралюминий. Благодаря этому вес корпуса с защитой составлял всего 46,3% от стандартного водоизмещения.
Защита крейсера ограничивалась 20-мм броней боевой рубки и коробчатым бронированием погребов, состоявшим из двух слоев 15-мм стали повышенного сопротивления. Общий вес брони составлял 123,8 т или 4,5% стандартного водоизмещения. Ради снижения веса конструкторы пошли даже на такую крайность, как отказ от бронирования башен главного калибра и их податочных устройств. Благодаря этому вес трехорудийной башни составлял 112 т.- более чем в полтора раза меньше по сравнению с аналогичными башнями крейсеров типа «Ля Галиссоньер», весившими 172 т.

Слабость защиты отчасти компенсировалась развитым делением на отсеки. Тринадцать водонепроницаемых переборок, простиравшихся от киля до верхней палубы и не имевшие никаких вырезов, образовывали 14 отсеков, обозначавшихся буквами латинского алфавита от А до N, начиная с носа. Водоотливные средства были представлены девятью 30-тонными насосами, пять из которых размещались в каждом из отсеков силовой установки (отсеки G-К). На протяжении тех же отсеков вдоль бортов проходили продольные переборки, под-нимавшиеся до нижней палубы.
Переоблегченная конструкция корпуса стала серьезным недостатком проекта. В частности, перегруженные оконечности не позволяли стрелять полными залпами - для устранения этой проблемы после испытательного похода 1935 г. пришлось устанавливать дополнительные подкрепления подбашенных конструкций. Тем не менее, «Эмиль Бертэн» отличался в целом весьма неплохой мореходностью. На скорости до 15 узлов крейсер имел умеренную и плавную качку с периодом 12 с, являвшуюся комфортной для экипажа и делавшую его удобной артиллерийской платформой. С другой стороны, корабль имел тенденцию крениться под воздействием ветра или при резкой перекладке штурвала. Неважной оказалась и маневренность - диаметр циркуляции на полном ходу достигал 800 м.

 

3. Силовая установка

f322bffc834b850b523f24575af96aa1.jpg

Жесткие требования, предъявляемые к скорости корабля, заставили оснастить его четырехвальной силовой установкой мощностью 102 000 л.с. Она размещалась в пяти отсеках по эшелонному принципу. Силовая установка занимала около половины длины корабля, однако ее общий вес составлял всего 23% от стандартного водоизмещения.
Каждый турбозубчатый агрегат системы «Парсонс» состоял из турбин высокого, среднего и низкого давления, подключенных последовательно, турбины заднего хода в общем корпусе с турбиной низкого давления, отдельной турбины крейсерского хода и одноступенчатого редуктора. Четыре трехлопастных гребных винта системы Бранда диаметром 3,6 м имели внешнее направление вращения. Пар вырабатывали шесть тонкотрубных котлов системы «Пеное» с пароперегревателями.

На 8-часовых испытаниях 1 августа 1934 г. «Эмиль Бертэн» показал мощность 108 026 л.с. при 314 об/мин; средняя скорость составила 36,33 уз, при этом в течение 4 часов крейсер шел со средней скоростью 36.7 уз. В ходе часового испытания на полный ход в тот же день была достигнута скорость 37,4 уз. Нужно отметить, что в это время на корабле еще не была смонтирована значительная часть оборудования, включая орудия главного калибра и систему управления огнем, с другой стороны, испытаниях проходили в свежую погоду, высота волн достигала 3-4 м. Приемная комиссия посчитала, что при спокойной погоде крейсер легко держал бы 37-узловую скорость. На пробах 8 августа 1934 г. «Эмиль Бертэн» развил 39,67 уз при мощности 137 908 л.с. и 344 об/мин.
Топливо хранилось в 17 цистернах общей емкостью 1520 м3. Таким образом, его нормальный запас составлял 1400 т мазута, из которых 1360 т могло использоваться. Расход топлива во время испытаний составил 152 кг/милю при скорости 15 уз, 175 кг/милю при 18 уз и 525 кг/милю при 31 уз. В условиях реальной службы крей¬сер регулярно развивал 33-узловую скорость, дальность плавания при нормальном запасе топлива составляла 6000 миль 15-узловым ходом (только под крейсерскими турбинами), 2800 миль на скорости 20 уз или 1100 миль на скорости 31 уз под главными турбинами.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
69 публикаций
10 боёв

4. Вооружение

 0f0ad74390c1e5b0355459fcfe75cb22.jpg

855892b5662a45c3c9b1b3dea9dd6421.png

Главный калибр

Главным калибром «Эмиля Бертэна» стали новейшие 152-мм орудия M1930, причём крейсер стал первым кораблём флота, получившим их на вооружение. Орудия располагались в трёх трёхорудийных башнях, две в носу, одна в корме, имели электрогидравлический привод и могли наводиться дистанционно. Сами башни оценивались как весьма удачные. Обеспечивался угол возвышения до 45°. Орудия M1930 имели длину ствола 55 калибров и весили по 7780 кг. Вес снарядов колебался от 54,17 кг до 57,15 кг. Позднее был принят на вооружение бронебойный снаряд весом 58,8 кг. При максимальном угле возвышения и весе снаряда 54,17 кг, выпускаемого с начальной скоростью 870 м/с, дальнобойность составляла 26 474 м. Скорострельность колебалась в пределах 7-8 выстрелов в минуту.

 

d29811627e69f15cbf6827be7889b3b7.jpg


d85da4d87c3dcd29fc64f38ea44de6b4.png

Универсальный калибр

Зенитная артиллерия среднего калибра была представлена четырьмя 90-мм орудиями с длиной ствола 50 калибров.. Они размещались в корме, в спаренной установке M1930 возвышенно, за кормовой башней и в одинарных установках M1926 по бортам. Спаренная установка весила 13,5 тонн, одинарная 6,7 тонны, при весе самого орудия в 1,57 тонны. Угол максимального возвышения составлял 80°. Орудия стреляли снарядом весом 9,5 кг с начальной скоростью 750 м/с, на дальность до 15 440 м, досягаемость по высоте достигала 10 600 м. Техническая скорострельность достигала 10 выстрелов в минуту.

 

cd25e3064783d3f166e7390de947aa70.jpg

Лёгкая зенитная артиллерия

Лёгкая зенитная артиллерия состояла из четырёх спаренных 37-мм орудий M1933 с длиной ствола 50 калибров. Они размещались по бокам от носовой надстройки. Это автоматическое орудие стреляло снарядами весом 0,725 кг с начальной скоростью 850 м/с, темп стрельбы был очень низок для зенитного автомата — 30 — 42 выстрела в минуту. Кроме того, «Эмиль Бертин» нёс четыре спаренных установки 13,2-мм пулемётов. Это оружие, разработанное компанией «Гочкисс» (фр. Hotchkiss et Cie) стреляло 52-граммовыми пулями с начальной скоростью 800 м/с. Техническая скорострельность составляла 450 выстрелов в минуту, но на практике была значительно ниже, так как пулемёты имели магазинное питание на 30 патронов.

 

11c72196dc22f78f3667c2614843e905.jpg

Торпедно-минное вооружение

Торпедное вооружение включало два трёхтрубных торпедных аппарата калибра 550 мм. Торпеда 23D работала на воздушно спиртовой смеси и несла 310 кг тротила при собственном весе 2068 кг. На скорости 43 узла торпеда могла пройти 6000 м, 14 000 м на скорости 35 узлов и 20 000 м на скорости 29 узлов.

Поскольку «Эмиль Бертэн» проектировался с учётом использования в качестве минного заградителя, он мог нести солидное количество мин различных типов. В перегруз можно было взять до 200 мин, но при этом исключалось использование кормовой башни главного калибра. «Эмиль Бертэн» мог принять 84 мины типа «Бреге» В4. Мина была принята на вооружение в 1936 г. и предназначалась специально для постановки с контрминоносцев, поэтому отличалась небольшими размерами (общий вес 530 кг, заряд 80 кг, глубина постановки до 90 м). При полной минной нагрузке (45 т) с крейсера предписывалось снимать катапульту и гидросамолеты. Следует отметить, что за всю свою карьеру «Эмиль Бертэн» совершил единственную постановку 8 практических мин во время испытаний.

На корме крейсера могли устанавливаться два съемных бомбосбрасывателя для 52-кг глубинных бомб типа «Жиро» (заряд 35 кг тротила). Общий боезапас включал 21 глубинную бомбу, из которых 6 находились на бомбосбрасывателях и 15 - на стеллаже в непосредственной близости. Бомбометание осуществлялось вручную, команды отдавались по громкой связи.

Для защиты от минной опасности крейсер оснащался двумя параванами типа С4. В походном положении они хранились на палубе полубака у передней стенки носовой надстройки, а в боевом - крепились к специальной пятке на форштевне и могли осуществлять траление якорных мин на скорости до 25 узлов.

 

c93dd0881a74dd2f75e73060254848f4.jpg

Авиационное вооружение

К началу 1930-х годов бортовые самолеты стали обязательным атрибутом крупных надводных кораблей французского флота. Они предназначались для разведки и корректировки артиллерийского огня. «Эмиль Бертэн» был оснащен 20-метровой поворотной пневматической катапультой «Пеное», предназначенной для запуска самолетов взлетным весом не более 2 тонн. Скорость в момент отрыва достигала 95 км/ч. Старт был возможен при повороте катапульты на угол не более 30° от траверса. Для подъема гидросамолетов с воды служили две стрелы грузоподъемностью 2 т, крепившиеся в районе кормовой трубы. Крейсер оборудовался авиационной мастерской. Запас авиационного топлива составлял 2400 л.

По штату корабль нес два гидросамолета, один из которых находился на тележке катапульты в снаряженном состоянии, а второй, резервный, - в телескопическом ангаре из гофрированного стального листа, расположенном между основанием катапульты и кормовой надстройкой. Из-за его ограниченных размеров самолет мог находиться там только с отсоединенными крыльями.
Размеры ангара и грузоподъемность катапульты накладывали ограничения на характеристики бортовых самолетов. Фактически, единственным типом, который мог применяться с «Бертэна», был двухместный поплавковый моноплан «Гурду-Лессёр» GL-832, имевший весьма скромные характеристики.  После ввода в строй крейсер получил самолеты с бортовыми номерами 7S4-5 и 7S4-6 (зав. №№ 10 и 12), но в 1936 г. последний был заменен самолетом 7S4-7 (зав. №15). В 1938 г. в Тулоне «Эмиль Бертэн» получил новые самолеты с бортовыми номерами HS-37 (зав. №1) и HS-38 (зав. №10, находившийся на борту ранее), которые оставались на нем вплоть до полного демонтажа авиационного вооружения в 1942 г.

 

5. Технические характеристики

557e24f1efc2cd7bfaf9888252fed3c7.jpg

Нормальное водоизмещение 5886 тонн
Полное водоизмещение 8480 тонн
Длина 167/177 метров
Ширина 15,84 метра
Осадка 5,44 метра
Мощность 102 000 л.с.
Двигатели 4 ТЗА Parsons
Максимальная скорость 34 узла (63 км/ч)
Дальность плавания 3600 морских миль на 15 узлах
Экипаж 567 человек (в военное время 711 человек)

 

6. История службы

a93d165f0697247087ee34b715c9a08f.jpg

Довоенный период

Первоначально «Эмиль Бертэн» нёс службу в составе Атлантического флота Франции. Он стал флагманом группы контр-миноносцев, а затем и флагманом 2-й лёгкой эскадры, состоявшей из 12 контрминоносцев. Крейсер должен был обеспечивать боевую устойчивость контр-миноносцев во время атак последних на вражеские корабли. В конце 1935 — начале 1936 годов «Эмиль Бертэн» совершил поход к Антильским островам. В июле 1936 года крейсер действовал у берегов Испании, обеспечивая эвакуацию французских граждан в ходе начавшейся там гражданской войны. В мае 1937 года «Эмиль Бертэн» вернулся к берегам Испании, действуя в составе «патруля нейтралитета».

Летом 1938 года было принято решение о переводе «Эмиля Бертэна» на Средиземное море и 15 октября 1938 года он прибыл в Тулон. В ноябре 1938 года крейсер совершил визит в Стамбул, где представлял Францию на похоронах Кемаля Ататюрка. На обратном пути «Эмиль Бертэн» посетил Пирей. 1 июля 1939 года крейсер был переведен в Бизерту, где он вошел в состав так называемых Лёгких ударных сил Средиземного моря. Они должны были в случае начала войны действовать против итальянских коммуникаций между Сицилией и Северной Африкой. В состав соединения числились 3-я дивизия крейсеров, состоявшая из кораблей типа «Ла Галиссоньер» и три дивизиона контр-миноносцев, лидером которых и должен был стать «Эмиль Бертэн».

 

Вторая мировая война

Начало войны застало «Эмиль Бертэн» в Бизерте, откуда 23-27 сентября он совершил поход в Бейрут для вывоза оттуда 57 т золота, принадлежавших банку Польши. По возвращению крейсер прошел небольшой ремонт в Тулоне. В декабре 1939 г. «Бертэн» получил приказ присоединиться к тяжелому крейсеру «Фош» в Дакаре. 8 января 1940 г. он покинул Тулон и направился в Центральную Атлантику. Пребывание там оказалось недолгим, но за это время крейсер успел досмотреть ряд испанских и итальянских судов.
17 февраля «Эмиль Бертэн» прибыл в Брест, и на нем поднял флаг контрадмирал Дерьен - командир Соединения «Z», сформированного для переброски войск, направлявшихся в Финляндию, которая вела боевые действия против Советского Союза. С 24 февраля по 6 марта крейсер прошел докование, но 14 марта миссию отменили в связи с заключением перемирия между Финляндией и СССР. Соединение «Z» было рас-формировано, и 28 марта «Бертэн» с контрминоносцем «Бизон» направился в Оран в качестве эскорта группы транспортов. Не прошло и недели, как поступил приказ о повторном формировании соединения - на этот раз для высадки союзников в Норвегии (операция «R4»). 2 апреля крейсер вышел в обратный путь в сопровождении контрминоносца «Майе Брезе», 5-го прибыл в Брест, а спустя два дня вместе с 5-м дивизионом контрминоносцев («Тартю», «Шевалье Поль», «Майе Брезе») перешел в Скапа- Флоу.

13 апреля «Бертэн» присоединился к эскорту конвоя «БР-1», перевозившего войска из Бреста в Намсус. 19 апреля в Намс-фьорде крейсер был атакован одиночным немецким бомбардировщиком Ju-88 из состава II/KG 30 (пилот - лейтенант Вернер Баумбах, один из выдающихся асов-бомбардировщиков Люфтваффе) и получил прямое попадание 500-кг бомбы. Она угодила в кормовую надстройку рядом с 13,2-мм пулеметом левого борта, прошила ее, две палубы, продольную переборку, внешнюю обшивку чуть ниже ватерлинии и взорвалась в воде. Кораблю повезло избежать серьезных повреждений и потерь в личном составе, однако требовался ремонт, поэтому 26 апреля он вернулся в Брест.

5e3dc1955ed86b76a296082822644986.jpg

Ремонт продолжался до 18 мая. Через день «Эмиль Бертэн» принял на борт 2140 золотых слитков (около 100 т) и вместе с крейсером «Жанна д’Арк» отправился в канадский Галифакс. 2 июня золото было выгружено, и 9-го корабли вернулись в Брест за новой партией. 10-11 июня на «Бертэн» погрузили 3986 слитков (около 290 т золота), и он вышел в море в сопровождении контрминоносца «Жерфо». 18-го крейсер прибыл в Галифакс, однако 21-го, т.е. после подписания перемирия, получил приказ не выгружать свой груз, а перейти в Фор-де-Франс. Британское командование, обеспокоенное тем, что корабль с золотом может вернуться в Брест и быть захваченным немцами, направило к нему тяжелый крейсер «Девоншир», однако под покровом ночи «Бертэн» сумел оторваться и 24 июня прибыл в порт назначения.
В течение последующих трёх лет крейсер находился на Мартинике, где был разоружен в соответствии с соглашением между США и администрацией Виши от 1 мая 1942 года. После того как колониальная администрация Мартиники признала Французский комитет национального освобождения, «Эмиль Бертин» перешёл в США, где прошёл обширный ремонт и модернизацию на верфи в Филадельфии.

15 августа «Эмиль Бертэн» и «Дюге-Труэн» в составе оперативного соединения TF-87 контр-адмирала Льюиса поддерживали высадку 36-й американской пехотной дивизии на участке «Кэмел». При этом «Бертэну» пришлось довольно активно использовать свою артиллерию: за первый день операции он выпустил по целям в районе Кана 480 152-мм и 90-мм снарядов, за второй - 50, за третий - 96. К вечеру 17 августа в районе высадки в пределах досягаемости корабельных орудий не осталось целей, поэтому на следующий день крейсер перешел к Тулону, где наступала 1-я дивизия «Свободной Франции». Ему понадобилось 45 снарядов главного калибра, чтобы с дистанции 23 км подавить немецкую батарею. 19-го «Бертэн» был направлен на Корсику для пополнения запасов, затем вернулся на рейд Йер и опять включился в огневую поддержку. 20 августа им было выпущен 91 снаряд, 21-го - 159. Сам «Бертэн» подвергся серьезной опасности, когда по нему дала три залпа 340-мм батарея с мыса Сепет - к счастью, безрезультатно. 23 августа он перешел в район Кана и на следующий день 78 снарядами главного калибра разрушил сидевший на мели близ Ниццы итальянский сухогруз «Рандаццо» (бывший французский «Кондэ»), поскольку имелись опасения, что немцы смогут снять его и затопить в качестве брандера на входе в порт. 25 августа «Бертэн» выпустил 74 снаряда по немецким позициям в районе Ниццы, затем 47 выстрелами привел к молчанию немецкую батарею, господствовавшую над Вильфраншем, а 26-го произвел еще 104 выстрела по врагу.
30 сентября крейсер включили в состав 86-го оперативного соединения, действовавшего в Генуэзском заливе (так называемое «Фланговое соединение»), Между 4 и 7 октября он оказывал огневую поддержку войскам в районе Ливорно, выпустив 172 снаряда главного калибра.

26 ноября «Эмиль Бертэн» с группой французских дипломатов вышел в Пирей, откуда 5 декабря перешел в Александрию, 12-го вернулся в Оран, 15-го перебросил в Тулон отряд марроканских войск, 23-го прибыл в Бейрут, а 30-го доставил в Тулон первого посла независимой республики Ливан. В течение января 1945 г. «Бертэн» оставался в Тулоне, где вскоре был поставлен на ремонт, после которого ожидалась его отправка на Дальний Восток с 10-й дивизией крейсеров для участия в войне против Японии, однако последняя капитули-ровала до того, как он вернулся в строй.

 

Послевоенный период

В конце 1945 г. практически все бое-способные корабли французского флота собрались на Дальнем Востоке. Вторая мировая война закончилась, однако для Франции вскоре началась другая - за Индокитай. Она продолжалась долгих 9 лет и завершилась унизительным поражением.
11 ноября закончивший ремонт «Эмиль Бертэн» вышел из Тулона под флагом вице-адмирала Обуано, назначенного командующим французскими ВМС на Дальнем Востоке (Forces Navales d'Extreme-Orient - FNEO). Маршрут пролегал через Ла-Валетту, Александрию, Порт-Саид, Джибути, Аден, Коломбо и Сингапур. 21 ноября крейсер бросил якорь в Сайгоне. Он принимал участие в занятии Кохинхины в декабре и Южного Аннама в январе. В марте 1946 г. «Бертэн» являлся флагманским кораблем во время операции «Бен-Тре» по занятию Тонкина, которую называют «самой амбициозной десантной операцией из числа когда-либо осуществленных французским флотом».

16 марта капитан 1 ранга Дюран стал новым командиром корабля. 24-25 марта на его борту состоялась встреча вьетнамского лидера Хо Ши Мина с французским верховным комиссаром в Индокитае адмиралом Тьерри д’Арженлье, генералом Леклерком и вице-адмиралом Обуано. В течение следующих трех месяцев крейсер в основном перемещался между Сайгоном, Тонкином и Гонконгом.

1 июля «Бертэн» передал функции флагмана FNEO тяжелому крейсеру «Турвилль», а сам отправился на родину через Тринкомали, Аден и Порт-Саид. 29 июля он прибыл в Тулон, где был выведен в резерв. За время семимесячной дальневосточной кампании крейсер прошел 33 220 миль.
1 июля 1947 г. «Эмиль Бертэн» вернулся в строй, став учебным кораблем военно-морского училища в Тулоне. Его экипаж состоял из 26 офицеров и 541 матроса.  Служба крейсера в течение следующих четырех кампаний протекала буднично - в учебных походах между портами Средиземноморья. Заметных событий оказалось немного. 4 декабря 1947 г. «Бертэну» довелось выполнить траурную миссию, доставив из Орана в Тулон гроб с телом генерала Леклерка. 24 ноября 1948 г. произошла авария в котельном отделении №2, вынудившая провести в ремонте целых три месяца. В августе 1951 г. крейсер использовался в качестве штаб-квартиры французской делегации на конференции НАТО по морским вопросам, проходившей на Мальте и в Неаполе. 13 августа «Бертэн» вернулся в Тулон, а спустя два дня последовало решение о его выводе из состава флота.
25 октября 1951 г. «Эмиль Бертэн» был выведен в резерв категории «А». Военно-морское училище продолжало использовать его в качестве несамоходного учебного центра, но в 1953 году комиссия, обследовавшая состояние механизмов корабля, пришла к выводу об их неудовлетворительном состоянии. «Бертэн» перевели в бассейн Робер в Тулоне, где он стоял бок о бок с линкором «Жан Бар» и тяжелым крейсером «Сюффрен» до сентября 1959 г. 27 октября 1959 г. крейсер «Эмиль Бертэн» был исключен из списков флота с присвоением номера Q-173. В 1960 г. последовало решение о его продаже на слом, которая состоялась 17 марта 1961 г. Сумма сделки составила 915 500 «новых» франков. 7 апреля корабль прибыл на разборку в Ля-Сен.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
69 публикаций
10 боёв

7. Оценка проекта

ca0ab370ae5655b05b87a55464868a75.jpg

«Эмиль Бертэн» так и не стал прототипом большой серии крейсеров нового поколения. Восторженные отзывы, дававшиеся ему во французской прессе сразу после ввода в строй, очень скоро сменились на противоположные. Всего через два года появились корабли типа «Ля Галиссоньер», отличавшиеся куда более сбалансированными характеристиками. При весьма умеренном водоизмещении они превосходили предшественника по всем параметрам: вооружению, защите, дальности плавания, мореходности, - уступая лишь по скорости.
Как во многом пионерский корабль, «Бертэн» обладал целым букетом недостатков: это и отсутствие защиты, и слабая зенитная артиллерия с неэффективной системой управления огнем. Многие из них были исправлены в ходе последующих модернизаций. Однако настоящей ахиллесовой пятой крейсера стала его капризная силовая установка. По подсчетам Ж. Лассака, около двенадцати лет из не слишком продолжительной карьеры корабль провел в ремонтах или просто находясь в небоеспособном состоянии. Это же стало основной причиной его скорого списания.
История «Эмиля Бертэна» со всей наглядностью демонстрирует истину: ни одно, даже самое выдающееся, качество боевого корабля не будет востребовано, если оно получено ценой надежности.

 

8. Источники

Патянин С.В. Лёгкий крейсер «Эмиль Бертэн» // Морская компания. — 2012. — № 2.

Эмиль Бертэн (крейсер)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
69 публикаций
10 боёв

Картина «Croiseur Émile Bertin»


88bd6bd5b3c164614e508f3ffeb3b86b.jpeg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
498 публикаций

Интересный крейсер, похож по скорости и компоновке на наш типа  КИРОВ. Только у нашего Г,К, помощьнее,180мм и дальность стрельбы 37км

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
26 публикаций

Очередной военный корабль мирного времени... Скорее всего созданный только для того, чтобы бессмысленно охранять территориальные водные границы государства. Наверняка он даже ни в одном сражении не участвовал. Он бы лопнул и затонул от одного попадания в любую часть его корпуса... 

Жду продолжения рассказа о его дальнейшей судьбе. :popcorn:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
69 публикаций
10 боёв

Очередной военный корабль мирного времени... Скорее всего созданный только для того, чтобы бессмысленно охранять территориальные водные границы государства. Наверняка он даже ни в одном сражении не участвовал. Он бы лопнул и затонул от одного попадания в любую часть его корпуса... 

Жду продолжения рассказа о его дальнейшей судьбе. :popcorn:

 

Одно попадание бомбы было, не затонул (бомба взорвалась в воде), и в сражениях он тоже участвовал.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
76 публикаций
191 бой

 Он бы лопнул и затонул от одного попадания в любую часть его корпуса... 

Вас, разумеется, не затруднит для сравнения привести броне- и конструктивную защиту других крейсерских минзагов описываемого периода?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 404 публикации
577 боёв

Вас, разумеется, не затруднит для сравнения привести броне- и конструктивную защиту других крейсерских минзагов описываемого периода?

Будем считать все КРЛ и КРТ, способные ставить мины или только специализированные корабли?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
76 публикаций
191 бой

Будем считать все КРЛ и КРТ, способные ставить мины или только специализированные корабли?

Эмиль - вполне себе специализированный. Так что и аналоги имеет смысл смотреть подобные.

Изменено пользователем MrWhooves

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 404 публикации
577 боёв

Эмиль - вполне себе специализированный. Так что и аналоги имеет смысл смотреть подобные.

 

Когда проектировался - да.

Но фактически достроен как лёгкий крейсер с возможностью нести минную нагрузку, а таких кораблей было достаточно - в советском флоте, итальянском, немецком...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
76 публикаций
191 бой

Когда проектировался - да.

Но фактически достроен как лёгкий крейсер с возможностью нести минную нагрузку, а таких кораблей было достаточно - в советском флоте, итальянском, немецком...

Крл, приспособленные для минных постановок - несли всё же гораздо меньше мин, в том числе и те, которые заметно больше. Корни хорошо видны в этом плане.

Кроме того - подобную Бертену скорость могли дать даже кратковременно очень немногие лёгкие крейсера, что для наступательного заградителя уже очень серьёзно. Он и сам не очень мог, но это уже технические проблемы реализации(ЭУ) а не сферического Бертена в вакууме.

Подобные же по роли крейсерские минзаги - Плутон, Abdiel'ы, - столь же ватно бронированы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 404 публикации
577 боёв

Крл, приспособленные для минных постановок - несли всё же гораздо меньше мин, в том числе и те, которые заметно больше. Корни хорошо видны в этом плане.

"Бертэн" нёс 84 мины.

"Принц Ойген" - 110.

"Монтекукколи" - 140.

-----

"Эбдиэл" - 156 мин

"Плутон" - 220 мин

 

Кроме того - подобную Бертену скорость могли дать даже кратковременно очень немногие лёгкие крейсера, что для наступательного заградителя уже очень серьёзно. Он и сам не очень мог, но это уже технические проблемы реализации(ЭУ) а не сферического Бертена в вакууме.

Такую скорость "Бертен" дал только на испытаниях. В жизни он ходил ок. 33 узлов.

 

 

Подобные же по роли крейсерские минзаги - Плутон, Abdiel'ы, - столь же ватно бронированы.

Скорость - лучшая броня....©

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
76 публикаций
191 бой

"Бертэн" нёс 84 мины.

"Принц Ойген" - 110.

"Монтекукколи" - 140.

-----

"Эбдиэл" - 156 мин

"Плутон" - 220 мин

 

Такую скорость "Бертен" дал только на испытаниях. В жизни он ходил ок. 33 узлов.

 

Скорость - лучшая броня....©

??

Странно, Французы в интернете пишут "pouvait embarquer jusqu'à 200 mines"* для Бертена(при этом давая схему только на 84, действительно). Врут?

Про скорость - логично...испытывать прочность брони, имея забитую минами палубу идея не лучшая.

p.s. 33 - это ещё ничего. Итальянцы, как показал грустный опыт, и 30 с трудом выжимали в реальном бою.

*мог принимать до 200 мин(фр.)

 

Изменено пользователем MrWhooves

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 404 публикации
577 боёв

??

Странно, Французы в интернете пишут "pouvait embarquer jusqu'à 200 mines"* для Бертена(при этом давая схему только на 84, действительно). Врут?

Лассак пишет о 84.

По чертежу - 80

 

p.s. 33 - это ещё ничего. Итальянцы, как показал грустный опыт, и 30 с трудом выжимали в реальном бою.

 

Это верно для первой серии "кондоттьери".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×