Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ShakalChamakh

Линкоры типа "Курбе" - Первые дредноуты Франции

В этой теме 7 комментариев

Рекомендуемые комментарии

64 публикации
305 боёв

dcc94c53c746.jpg

Линейные корабли : "Jean Bart", "Courbet","Paris", "France"

История разработки

  Эскизная разработка первого французского проекта дредноута, названного Проектом A, составленная на основе указаний Морского совета, была выполнена Техническим отделом и представлена к рассмотрению 9 декабря 1907 года, а затем принята на совещании начальников служб 25 января 1908 года.

  Был и Проект B предполагавший только крупную артиллерию и полный отказ от промежуточного калибра. Кроме того, конструкторы предложили отказаться от классического шестиугольного расположения башен крупной артиллерии, разместив при этом по две башни в оконечностях линейно-возвышенно и еще две башни побортно в средней части.

Работа над эскизным проектом велась до лета 1908 г., когда были подготовлены два варианта: "А" со смешанным 305-мм и 240-мм составом артиллерии и "В" — с единым 305-мм калибром. При размещении артиллерии главного калибра в варианте "В" конструкторы отдали предпочтение линейно-возвышенному расположению башен в оконечностях; еще две башни стояли побортно в средней части корпуса.

  В обоих проектах предусматривался 270-мм пояс по ватерлинии и 45 — 70-мм главная броневая палуба, но верхняя палуба в варианте "В" отличалась меньшей толщиной. При рассмотрении проектов в Морском совете явное предпочтение отдали варианту "В", однако бронирование центрального каземата посчитали недостаточным. Было предложено увеличить его до 150 мм, равно как и величину противоминного калибра, который требовалось довести до 138 мм.

  Примерно в это время технический отдел подготовил вариант "С", созданный по инициативе Генерального морского штаба, который предлагал разработать и применить на новых линкорах трех- и четырехорудийные башенные установки. Работы по этому варианту велись без специального распоряжения Морского министра, в инициативном порядке. Состав вооружения насчитывал 12 305-мм и 18 138-мм орудий. Размещение башен главного калибра обеспечивало бортовой залп из 10 стволов — так же, как и в проекте "В". Однако иное расположение башен (одна трехорудийная в носу, трех- и двухорудийная в корме линейно-возвышено и две двухорудийных побортно в средней части корпуса) позволило сильно облегчить носовую оконечность и снизить водоизмещение до 22200 т.

ттх проектов

Проект A

Проект B

Проект C

Водоизмещение , тонн

21000

23200

22.200

Длинна , метров

160

151

159

Ширина , метров

26,34

26,60

26,60

Осадка , метров

8,60

8,77

8,70

 

 

 

 

Вооружение

 

 

 

ГК

 

2х2 - 305 мм

6х2- 305 мм

3х2 и 3х2

      305 мм

СК

6х2-240 мм

        -

         -

МК-1

18-100 мм

18-100 мм

18х138 мм

МК-2

12-47 мм

12-47 мм

12х47 мм

 

 

 

 

Бронирование, миллиметров

 

 

 

Главный пояс в средней части корабля

250 + 20

250 + 20

250+20

Верхняя броневая палуба

48

30

12

Нижняя броневая палуба

45-70

45-70

45-70

Защита главного калибра

270-290

270-290

270-290

Защита среднего калибра

180-220

          -

        -

Казематы ПМК

100

100

180

 

 

 

 

Энергетическая установка

турбины

турбины

турбины

Скорость проектная

20 узлов

20 узлов

20 узлов

 

  24 декабря 1908 года все три предварительных проекта (A, B.1 и C) были представлены на рассмотрение Морскому совету. Сразу определилось, что проект A явно хуже двух других. Адмиралы признавали, что “теперь не может оспариваться важность единого калибра и его размещения для наибольшего сосредоточения огня”. Оставалось сделать выбор между проектами B.1 и C, и совет явно склонялся в пользу последнего, который “объединяет все преимущества, необходимые современному броненосцу: мощное и однородное наступательное вооружение, позволяющее кораблю участвовать в сражении на большой дистанции, оборонительное вооружение, а также достаточно надежную защиту”. Применение в проекте двух строенных башен в оконечностях позволило при одинаковых характеристиках устранить одну носовую башню, что явно уменьшило силуэт и улучшило морские качества. С другой стороны проект C по общему мнению имел более удачное расположение противоминной артиллерии (к тому же еще более крупной по калибру) в центральном каземате.

  Новый толчок работам придало назначение на пост морского министра вице-адмирала де Лаперера (Boue de Lapeyrere). Был положен конец сомнениям в выборе окончательного варианта. Де Лаперер потребовал создания окончательного проекта на основе варианта B.1, но с применением более удачного расположения противоминной артиллерии из варианта C. Это же касалось увеличения толщины брони каземата до 180 мм аналогично варианту C. Из двенадцати 47 мм пушек было решено оставить только четыре. Энергичный министр не ограничился этим и принял ряд важных решений, касающихся нового проекта, в числе которых можно назвать:

 - применение двухорудийной башни главного калибра по английскому образцу;

 - отказ от противоторпедных сетей (решение принято 25 ноября 1909 года);

 - увеличение числа 138,6 мм орудий с восемнадцати до двадцати двух (решение принято 17 декабря 1909 года) и другие.

  Столь решительные действия уже в ближайшее время привели к созданию окончательного проекта, который вскоре был принят на заседании Морского совета к исполнению. По этому проекту было решено строить два корабля, внесенных в бюджет 1910 года.

  22. 11.8.1910 морской министр подписал контракт на постройку двух первых французских дредноутов "Courbet" и "Jean Bart", а 1 августа следующего года последовал заказ на "Paris" и "France".

 

Схема дредноута

06516aa0fb0726df334fa6e553bf0e20.jpg

 

 

Бронирование

  Несмотря на то, что толщина брони была увеличена по сравнению с предшествующим типом броненосцев "Danton", она оказалась всё же существенно тоньше, чем это было принято в США или даже Великобритании. Заглубление броневого пояса под воду было значительным в связи с беспокойством по поводу подводных попаданий.  Главный 270-мм броневой пояс имел высоту 4,75 м (ниже ватерлинии 2,4 м) и длину 99 м и замыкался траверсами. В нос и корму от главного по ватерлинии шел 180-мм. Выше главного находился верхний 180-мм пояс, простиравшийся в нос от кормового каземата 138-мм орудий. Еще выше шел 180-мм каземат батареи 138-мм орудий, расположенных в полубаке. Главная броневая палуба имела в своей горизонтальной части толщину 40 мм и 70 мм на скосах, опускавшихся к нижней кромке броневого пояса. Выше шла верхняя 45-мм броневая палуба, примыкавшая к верхней кромке главного пояса. Двумя уровнями выше проходила палуба бака толщиной 40 мм. Лобовые плиты башен главного калибра имели толщину 290 мм, боковые стенки — 250 мм, крыша — 100 мм.

Схема бронирования

07ec8da065bde1a500214b192dc192cc.jpg

 

0adefb287406fbe7655ee1e07c54981d.jpg

 

 

Вооружение

  Расположенные в шести двухорудийных башнях 305-мм орудия образца 1906/1910 гг. имели угол возвышения 12 градусов, при которой дальность стрельбы 386-кг снарядом составляла 67 кбт. Несколько меньший калибр средней артиллерии (138,6 мм) по сравнению с принятым в большинстве флотов (152 мм) компенсировался более высокой скорострельностью этих орудий, что французы считали преимуществом, имея в виду угрозу со стороны миноносцев. Эти противоминные 138-мм орудия образца 1910 г. при угле возвышения 25 градусов имели дальность стрельбы 39,5-кг снарядом 87 кбт. Располагались орудия в два уровня — 18 на верхней палубе в полубаке, еще 4 — в корме на уровне главной палубы. Расположение последних оказалось неудачным — при малейшем волнении моря порты орудий запивались. Управление огнем противоминной артиллерии — с помощью четырех 2-м дальномеров. Дополняли вооружение четыре подводных 450-мм ТА.

Схема вооружения

7839d93fa9b2faa63f17e0684ba92f33.jpg

 

 

Силовая установка

  Энергетическая установка состояла из двух турбоагрегатов "Парсонса", расположенных машинном отсеке, разделенном двумя продольными переборками на три МО. В центральном находились две турбины низкого давления, вращавшие внутренние гребные валы, в бортовых — по одной турбине высокого давления, приводившие во вращение внешние гребные валы. Котельная группа насчитывала 24 ПК: 16 больших и 8 малых ("Niclausse" — на "France" и "Paris" и "Belleville" — на "Courbet" и 'Jean Bart", давление — 17,5 атм). Котлы располагались двумя группами — 16 больших в носовой и 8 малых в кормовой. Дымоходы котлов носовой группы выводились в первую и вторую дымовые трубы, дымоходы кормовой группы котлов — в далеко отставленную третью трубу. На испытаниях корабли превысили контрактную скорость: "Paris" достиг 21,7 уз., 'Jean Bart" — 22,6 уз., "Courbet" — 22 уз.

 

 Тактико-технические характеристики

Водоизмещение 25850 т; размеры 166 х 27,9 х 9 м.

4 ПТ Парсонса 28000 л.с., 24 котла (первые два — Бельвиля; следующие — Никлосса); скорость 21,7— 22,6 узлов. Запас топлива; 2700 т угля, 310 т нефти, дальность плавания 4600 миль на 10 узлах.

Бронирование: главный пояс 270—180 мм, верхний пояс 180 мм, башни 290—100 мм, барбеты 280 мм, казематы 180 мм, палубы 45—12 мм, боевая рубка 300—270 мм.

Вооружение: 12—305-мм, 22—138-мм орудий; 4—450-мм подводных торпедных аппарата.

Экипаж 1108 человек.

 

Построечная таблица кораблей

«Courbet» — заложен 1.09.1910 (верфь ВМФ; Брест), спущен 23.09.1911, в строю с 19.11.1913 гг.

«Jean Bart» — заложен 15.11.1910 (верфь ВМФ; Лорьян), спущен 22.09.1911, в строю с 15.06.1913 гг.

«France» — заложен 30.11.1911 (верфь «Ateliers et Chantiers de la Loire»; Сен-Назер), спущен 7.11.1912, в строю с 08.1914 гг. Погиб 26.08.1922 г.

«Paris» — заложен 10.11.1911 (верфь «Forges et Chantiers de la Mediterranee»; Ла-Сен), спущен 28.09.1912, встроюс 1.08.1914 гг.

Разность высоты и количество труб

 7772999dd55bdc96758fa17480e3375c.jpg

0baa201f88e07ad9b485b8dea43e3924.jpg

 

 

История службы

  Courbet. Во время первой мировой войны действовал в Средиземном море, являясь флагманом средиземноморской эскадры. 16 августа 1914 участвовал в бою у албанского побережья (потопление австрийского крейсера Zenta). С 1915 года в резерве. В 1921-1922 перестроен и модернизирован. 6 июня 1923 поврежден пожаром, вспыхнувшим в котельном отделении. Ремонт закончен в 1924 году, однако 1 августа 1924 года в котельном отделении вновь вспыхнул пожар. В 1927-1928 прошел вторичную модернизацию. С 1931 – учебный корабль. В 1937-38 прошел капитальный ремонт. С начала Второй мировой войны находился на севере Франции. С 19.06.1940 временно назначен для береговой обороны с базированием на Шербур. В июне 1940 участвовал в обстреле наступающих германских войск под Шербуром. Затем перешел в Портсмут, где 03.07.1940 интернирован англичанами. 11.07.1940 передан морским силам “Свободной Франции” и использовался как учебный корабль ПВО и РЛС. В апреле 1941го разооружен. 09/10.06.1944 в ходе вторжения союзников в Уистрехам был использован как волнолом и посажен на грунт при создании искусственной гавани. 17.08.1944 поврежден двумя германскими человекоторпедами Marder. После окончания боевых действий разобран на металл.

  Jean Bart. В июле 1914 находился с визитом в Петербурге. На корабле в Россию прибыл президент Франции Пуанкаре. Во время Первой мировой войны в 1914-15 годах участвовал в боевых действиях в Адриатическом море, в том числе в бою 16.08.1914 у албанского побережья. 21.12.14 в Отрантском проливе тяжело поврежден торпедой австрийской подводной лодки U-12, принял более 1000 тонн воды и ушел на Мальту. В 1919 временно базировался в Черном море, участвуя в интервенции против большевиков, при этом 16.04.1919 совершил обстрел Одессы. В 1922-1923 капитально отремонтирован и частично модернизирован, а в 1928-1929 вторично модернизирован. С 1931 – учебный корабль. 01.01.1937 переименован в Ocean. С конца года – стационарное учебное судно и блокшив. 27.11.1942 затоплен в Тулоне экипажем. Поднят германским флотом и использован как корабль-цель. В 1944 при авианалете союзников получил попадание бомбы и затонул. В том же году поднят и до 14.12.1945 продан на слом.

  France. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях в Средиземном и Адриатическом морях, в том числе 16.08.1914 в бою у албанского побережья. Базировался на французские порты, а также на Мальте и Корфу. В 1919 году временно находился в Черном море, участвуя в интервенции против Советской России. 19.04.1919 экипаж линкора принял участие в восстании французского флота, поддерживая большевиков, в связи с чем линкор вернули в Тулон. 26.08.1922 в бухте Куиберон в сильный шторм выброшен на отмель. Впоследствии разобран на месте.

  Paris. Во время Первой мировой войны участвовал в боевых действиях в Средиземном и Адриатическом морях, 16.08.1914 участвовал в столкновении с австрийским флотом у албанского побережья, базировался на французские порты, а также Мальту и Корфу. Капитально отремонтирован и модернизирован в 1923-1924 годах. В сентябре 1925го совместно с испанским флотом участвовал в марокканских событиях. В 1927-1929 годах вновь модернизирован. С 1931 – учебный корабль.  ЛК "Париж", показывает скорость 21,5 узл. на ходовых испытаниях. / 03_LK_Paris_trials_21_5_kn_.jpgВ 1934-35 прошел капитальный ремонт. С 05.06.1940 временно назначен для береговой обороны с базированием на Гавр. В июне участвовал в обстреле наступающих немецких войск на побережье у Гавра. При этом 11.06.1940 в Гавре легко поврежден авиабомбой. Отправлен для ремонта в Шербур, а оттуда 18-19.06.1940 перешел в Плимут, взяв на борт 1600 морских кадет. Там 03.07.1940 интернирован англичанами, но вскоре передан морским силам “Свободной Франции”, однако воевать кораблю больше не пришлось, так как вскоре он предоставлен в качестве жилья для личного состава польского флота. 21.08.1945 возвращен в Брест, но в строй более не вводился. Долго ржавел, стоя на приколе и только 21.12.1955 принято решение о его разборке на металл (исключенное из списков судно Q.64). Разобран в 1956 году в Ля-Сейне.

 

 

Фото

c678401aa80d3c6f4113456dae8eaaa2.jpeg

 

e11cd32b125638cd7d9b1e9240124b29.jpg

 

9afd074bf8cf110db0ca974df90402d1.jpg

 

 

Источники

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
64 публикации
305 боёв

Чертежная часть дредноутов типа "Courbet"

 дредноут "Courbet"

e701d380056e903443e1383a1963d207.jpg

 

27f4ba5bb3e594eb0a4822d96f92c508.jpg

дредноут "France"

cab4f3bd50adeac7eb9eee0893107071.jpg

 

911956e6837bb52365786d0cb3bd0a14.jpg

дредноут "Paris"

c942809263d725a138bc1749ffd09fb1.jpg

313c8a41cbb7518ef0bdc7fc90008188.jpg

 

cf4b6334ae33d7841e66e5863273d55c.jpg

дредноут "Jean Bart"

fd5339bea7af6023cad51bbe0c5eeb86.jpg

027aa01e94167a412418bad3e4ee7e77.jpg

 

 

Изменено пользователем ShakalChamakh

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
255
58sd
498 публикаций

Очень интересно и познавательно. Французы вовремя успели с вводом дредноутов к ПМВ. Президент Франции Пуанкаре на линкоре FRANCE

 

был с визитом в 1914 году в Петербурге

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
75 публикаций
37 боёв

А подскажите, мне сказал один знакомый, который учится на факультете истории, что французы умели маскировать боевые корабли под круизные, это правда?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16 966 публикаций
577 боёв

А подскажите, мне сказал один знакомый, который учится на факультете истории, что французы умели маскировать боевые корабли под круизные, это правда?

 

Это правда только отчасти: такой эксперимент был проведён на крейсере 1-го ранга "Шаторено".

Корабль спроектировали так, чтобы силуэтом он был похож на лайнер, однако проверить эффективность "обмана" не удалось: "Шаторено" не пришлось быть ни рейдером, ни контррейдером...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
93 публикации
706 боёв

Гм, могу только выразить благодарность автору темы: информация очень помогла в работе (работаю с текстами, поисковик предложил заглянуть на форум ожидаемо любимой игры, а заявленные формулировки насчет орудий очень пригодились).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
71 публикация

А подскажите, мне сказал один знакомый, который учится на факультете истории, что французы умели маскировать боевые корабли под круизные, это правда?

правда

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×