Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
GreenUnit

Легкие крейсера типа "Е" Королевского флота

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

168
[EZI-Z] GreenUnit
253 публикации
4 685 боёв

Легкие крейсера типа "Е" Королевского флота

7fe1858b3c14afd623793d41a8b6d530.jpg

Легкий крейсер "Энтерпрайз"

 

ТТХ (по состоянию на 1939 г.):

Водоизмещение:

"Эмеральд" стандартное 7550 т, полное 9350 т.

"Энтерпрайз" стандартное 7580 т, полное 9500 т.

Длина:

"Эмеральд" 163.1 м.

"Энтерпрайз 173.7 м.

Ширина: 16.6 м.

Осадка: 5.6 м.

Энергетическая установка: 4 ТЗА "Brown-Curtiss", 8 ПК "Yarrow", 80 000 л.с., 1746 т. нефти.

Скорость: 33 уз.

Дальность плавания: 8000 миль (при 15 узлах).

Бронирование:

пояс 76 — 37 мм. палуба 25 мм.

щиты орудий ГК 25 мм.

Вооружение:

7x1 ("Эмеральд") или 1x2 и 5x1 ("Энтерпрайз") 152-мм/50,

3x1 - 102-MM/45,

2x1 - 40-мм/40,

4x4 — 12.7-мм пулемета (только "Эмеральд"),

4x4 — 533-мм ТА,

1 катапульта, 1 гидросамолет.

Экипаж: 572 чел.

 

 

Проектирование:

Крейсера типа "Е” стали логическим завершением линии типа быстроходного эскадренного разведчика, берущего свое начало в проекте кораблей типа ''Arethusa''. Своим появлением они обязаны опасениям Адмиралтейства, что современные германские легкие крейсера легко достигают 30-уз. скорости, превосходя по этому показателю современные британские корабли.

При проектировании новых крейсеров, в отступление от обычной практики британского кораблестроения, основной упор был сделан на достижение высокой скорости, в ущерб таким важным характеристикам, как вооружение и дальность плавания.

В конце 1917 г. Совет Адмиралтейства утвердил эскизный проект крейсера, развивающего 33 уз. в легком грузу и 32 уз. при наибольшем водоизмещении. В целом проект представлял удлиненную версию крейсера типа "D", в котором большинство дополнительного внутреннего пространства корпуса было поглощенного силовой установкой, чью мощность для получения столь высокой скорости пришлось увеличить в два раза по сравнению типом "D" — с 40 000 до 80 000 л.с.

Бронирование и конструкция корпуса в основном повторяли тип "D", а единственным усовершенствованием в области вооружения стало увеличение числа 152-мм орудий с шести до семи.

При подготовке окончательной спецификации в проект был внесен ряд усовершенствований, касающийся некоторого усиления палубного бронирования и увеличения размеров — как длины, так и ширины корпуса. Детальную спецификацию и чертежи Совет Адмиралтейства утвердил в мае 1918 г.. Несколько ранее, в марте того же года, был выдан заказ на постройку трех крейсеров ("Emerald” , "Enterprise" и "Euphrates").

Заложить успели лишь два первых — заказ на постройку "Euphrates" аннулировали 26.11.1918 Некоторое время неопределенным выглядело будущее уже заложенных кораблей, но после непродолжительной приостановки работ, их спустили на воду, после чего перевели на верфи ВМС для вялотекущей достройки — работа на них велись только в те моменты, когда верфи не имели другой загрузки. В результате достроечный период затянулся до 1926 г.. 

 

Конструкция:

Как уже упоминалось, крейсера типа "Е” представляли собой увеличенный вариант типа "D", в котором практически весь прирост водоизмещения пошел на размещение более мощной ЭУ. В то же время, корпус новых кораблей имел и ряд принципиальных отличий. Для повышения мореходности на типе "Е" пошли на дальнейшее увеличение высоты надводного борта — и если высота форштевня (9,1 м.) практически не отличалась от таковой на крейсерах типа “D” 2-й серии (с "траулерной" носовой оконечностью), палуба полубака новых крейсеров понижалась в корму более плавно и не имела столь явно выраженного излома в районе носового орудия ГК. Высота борта перед срезом полубака и в районе миделя составляла соответственно 6.7 м и 4,3 м (против 6,1 м. и 3.7 м. на более ранних типах).

Вертикальное бронирование имело несколько большую площадь, по сравнению с типом "D", однако принципиально не отличалось — в средней части корпуса на протяжении машинных и котельных отделений пояс имел толщину 76 мм. (51+25.4 мм.), утончаясь в нос и корму до 57 мм. (38+19 мм.) и 51 мм. (38+12,7 мм.) соответственно. Дополнительная “ коробчатая” защита погребов состояла из 12,7-мм плит (т.е. была слабее, чем на типе "D"). Как и на предыдущих крейсерах, броневая палуба по толщине не превышала 25.4 мм.

Вооружение отличалось от предшественников большим на одно числом орудий ГК, хотя бортовой залп остался прежним. Артиллерия располагалась как на типе "D“ , только орудие №3 (или "Р") было заменено двумя установками побортно в районе второй дымовой трубы, что повышало число стволов, способных вести огонь на острых курсовых углах с двух до трех. Сами орудия не отличались от используемых на типе "D" — 152-мм/50 Mk.XII в палубных установках CP.XIV. 

Согласно проекту, зенитное вооружение включало два 102-мм/45 орудия Mk.V и три 40-мм "пом-пома", но в процессе достройки было изменено на три 102-мм (2 в средней части корпуса побортно и одно — в корму от орудия ГК "X") и два 40-мм (на нижнем ярусе надстройки). 

Торпедное вооружение первоначально повторяло принятое на типе "D" и состояло из 4 строенных 533-мм ТА, которые были заменены на счетверенные в 1928 — 1929 гг.

Система управления огнем ГК включала директор (на фок-мачте) и три дальномера — два 12-фут. (на носовой надстройке) и один 15-фут. (на кормовом посту управления огнем).

Штатный состав артиллерии ГК получил только головной "Эмеральд", в то время как на "Энтерпрайз" вместо двух носовых 152-мм одно орудийных палубных установок была смонтирована двухорудийная 152-мм башня Mk.XVII, обеспечивающая угол возвышения орудий 40 гр. - прообраз двухорудийной башни Mk.XXII, использовавшейся в качестве второго калибра на линкорах "Nelson" и "Rodney".

Помимо двухорудийной башни, "Энтерпрайз" нес экспериментальный КДП. Послуживший опытным образцом для позже использованных на тяжелых крейсерах типа "Dorsetshire" и линкорах типа "Nelson".

Для ускорения проектирования и постройки новых крейсеров на них была использована удвоенная ЭУ лидеров типа "Shakespeare" и, как следствие, — четырехвальная схема.

ТЗА размещались в двух МО, а восемь ПК — по два в четырех КО. На крейсерах типа "Е" впервые в британской практике применили эшелонную схему расположения силовой установки — за КО № 1, № 2 и № 3 шло МО № 1, затем КО № 4 и, наконец, МО № 2.

Подобное расположение ЭУ придавало кораблям своеобразный внешний вид из за дымовых труб, отстоящих друг от друга на разном расстоянии и имеющих разную ширину: в тонкие первую и третью трубы выводились дымоходы КО № 1 и № 4 соответственно, а широкая вторая дымовая труба объединяла дымоходы КО № 2 и № 3.

На ходовых испытаниях "Эмеральд" достиг 32.9 уз. (80 449 л.с., около 8200 т).

 

 

Предвоенная модернизация:

"Эмеральд"" и "Энтерпрайз" в 1934 — 1936 гг. прошли ремонт, в ходе которого на них установили авиационные катапульты (S-IIL на "Эмеральд" и S-IIIL — на "Энтерпрайз") в корму от орудия ГК "Q". Самолетный подъемный кран установили около катапульты. Грот-мачту переместили в позицию перед третьей дымовой трубой, чтобы освободить место для катапульты. Между новой грот-мачтой и кормовым постом управления огнем смонтировали пост управления зенитным огнем HACS Mk.l. Дымовые трубы удлинили на 1,5 м. Незадолго перед началом войны "Эмеральд"" получил 4x4 12,7-мм пулемета.

В 1936 г. было предложено демонтировать с крейсеров одно или два 152-мм орудия, все зенитные 102-мм пушки и 40-мм автоматы и заменить их на 3x2 102-мм/45 установками Mk.XIX и 2x4 40-мм "пом-помами".

Такое перевооружение предполагалось произвести во время большого ремонта, запланированного на 1940 г., но после начала войны это предложение отложили, а потом от него окончательно отказались.

 

Модернизация военного времени:

С "Эмеральд" в 1941 — 1942 гг. сняты 2x4 ТА. В ходе ремонта в Портсмуте в августе 1942 — апреле 1943 гг. сняты одно 152-мм орудие, одноствольные 40-мм ” пом-помы", 12,7-мм пулеметы и добавлены 2x4 40-мм/40 автомата "пом-пом” и 6x2 20-мм/70 "Oerlikon” , кроме того, установлены РЛС типов 281, 273, 285 и 282 (2 станции). В марте — апреле 1944 г. с корабля снята катапульта и установлены 6x1 "Oerlikon".

 

С "Энтерпрайз" в марте 1941 г. в Коломбо сняты 2x1 152-мм орудия и установлен 1x4 40-мм "пом-пом” . Тогда же или несколько позднее с крейсера сняли 2x4 ТА. В октябре 1942 г. Добавлены 4x1 20-мм "эрликона". Во время ремонта в Клайде в декабре 1942 — октябре 1943 г. с корабля демонтированы одноствольные 40-мм/40 и 20-мм/70 автоматы, на свои места возвращены снятые ранее 152-мм орудия и добавлен второй четырехствольный "пом-пом", установлены 6x2 "Oerlikon" и РЛС типов 281, 284, 285, 282 (2 станции) и 272. В феврале 1944 г. Установлены 4x1 20-мм/70 автомата и демонтирована катапульта.

В следующем месяце крейсер оснащен постановщиком помех типа 650.

 

Служба:

"Энтерпрайз" и "Эмеральд" служили в составе 4-й эскадры крейсеров Ост-Индского командования соответственно до января 1936 и сентября 1937 г., когда их сменили "Manchester" и "Liverpool". К началу войны находились в резерве, но в сентябре 1939 г. были возвращены в строй и вошли в состав 12-й эскадры крейсеров Северного патруля.

 

"Эмеральд" в октябре 1939 г. переведен в Галифакс для сопровождения североатлантических конвоев. Между октябрем 1939 и августом 1940 г. перевез в Канаду около 58 млн. ф.ст. золота. В марте 1941 г. переведен в 4-ю эскадру крейсеров, действовал в Индийском океане, участвовал в подавлении антибританского мятежа в Ираке. 15.6.1941 легко поврежден при столкновении с КРЛ "Dauntless" в Малаккском проливе. В марте 1942 г. стал флагманом "быстроходной" группы Восточного флота. С августа 1942 по апрель 1943 г. прошел ремонт в Портсмуте, затем вернулся в Ост-Индию, где служил в течение года. В июне 1944 г. принял участие в Нормандской десантной операции (на участке "Gold"), а в декабре 1944 г. выведен в резерв.

24.10.1947 затоплен как мишень при испытаниях новых видов оружия, но 09.06.1948 поднят и поставлен в док для исследований. 23.06.1948 продан на слом.

05.07.1948 прибыл на разборку в Трун.

 

"Энтерпрайз" с октября 1939 по апрель 1940 г. также базировался на Галифакс (перевез 10 млн. ф.ст. золота), но затем принимал участие в Норвежской кампании. 19.04.1940 безуспешно атакован германской ПЛ U-65. В июне 1940 г. вошел в состав сформированного в Гибралтаре Соединения ” Н". 03.07.1940 участвовал в бою у Мерс-эль-Кебира. С октября 1940 по февраль 1941г. действовал в Южной Атлантике, вел поиск немецких рейдеров "Admiral Scheer" и "Thor". С марта 1941 г. — в подчинении Ост-Индского командования, затем — Восточного флота. В конце 1942 г. ушел на ремонт в метрополию, вернулся в строй в октябре 1943 г. и включился в поиск германских блокадопрорывателей. 28.12.1943 участвовал в бою в Бискайском заливе, во время которого потопил поврежденные миноносцы Т-25 и Т-26. В июне 1944 г. участвовал в Нормандской десантной операции (на участке "Utah” ). В октябре 1944 г. выведен в резерв, но с мая 1945 по январь 1946 г. использовался для перевозок демобилизованных.

13.1.1946 выведен из состава флота.

11.04 1946 продан на слом.

21.04.1946 прибыл на разборку в Ньюпорт.

 

Иллюстрации:

"Энтерпрайз"

Spoiler

4e308f0b912504bdaee3ce92a63f872e.jpg83c42ebffb710f8dbe7d5437fca15642.jpg

 

58975cc53938e5119f18d35d9bff1544.jpg

 "Эмеральд"

5f3573e0cae1fd1e956ea1fe1c280f7c.jpg

a2dde8790235d64c8d40726b42a4cc11.jpg

b89b34d24381b3e4597eb442aa0af27a.jpg

 

 

Источники:

Крейсера Второй мировой. Охотники и защитники — М.: Коллекция , Яуза, ЭКСМО . 2007.

Изменено пользователем Green64dmitriy

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168
[EZI-Z] GreenUnit
253 публикации
4 685 боёв

резерв

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
0
[3-MAN] zorgen66
37 публикаций
8 315 боёв

спс за интересную статью.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
132 публикации

Бронирование на тот момент конечно было уже не очень хорошим. А по какой причине сняли катапульты, неизвестно? Разведчики было довольно полезны во время Первой и Второй Мировых Войн.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
812 публикации
419 боёв

Бронирование на тот момент конечно было уже не очень хорошим.

Сравните его с броней любого вашингтонского тяжелого крейсера того времени - Фурутаки, Дюкеня, Кента, Триеста. Поймете, как сильно вы ошибаетесь.  А ведь "Е" легкие крейсера. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168
[EZI-Z] GreenUnit
253 публикации
4 685 боёв

Бронирование на тот момент конечно было уже не очень хорошим. А по какой причине сняли катапульты, неизвестно? Разведчики было довольно полезны во время Первой и Второй Мировых Войн.

 

Увы такой информации нет.

Так как снимали весной 44 года, то МОЖЕТ БЫТЬ в рамках подготовки к Нормандской десантной операции. Вместо катапульты усилили ПВО и освободили место на палубе под десант.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168
[EZI-Z] GreenUnit
253 публикации
4 685 боёв

Сравните его с броней любого вашингтонского тяжелого крейсера того времени - Фурутаки, Дюкеня, Кента, Триеста. Поймете, как сильно вы ошибаетесь.  А ведь "Е" легкие крейсера. 

Да бронирование было неплохим (для легкого крейсера) и могло выдержать 152мм. ГК противника, а все что выше 200мм. - он просто драпал во все пятки, не его весовой категории противник.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 371 публикация
577 боёв

Бронирование на тот момент конечно было уже не очень хорошим. А по какой причине сняли катапульты, неизвестно?

Усиление ПВО и компенсация перегрузки, возникшей при модернизациях.

 

Разведчики было довольно полезны во время Первой и Второй Мировых Войн.

Радары нивелировали эту полезность.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
76 публикаций
17 боёв
80 000 л.с это вам не танки))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168
[EZI-Z] GreenUnit
253 публикации
4 685 боёв

Самые мощные легкие имели 100к +-, например итальянские Кондоттьери B - 96 000, и Кондоттьери С - 106 000 (на испытаниях показал  38,7 узлов,  71км.ч)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×