Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
nikolay__2012

«М-201» подводная лодка XV серии

В этой теме 13 комментариев

Рекомендуемые комментарии

119 публикаций
508 боёв

«М-201» подводная лодка XV серии

 

f813b88fcaaf90471a44ab66fdf8690c.jpg

 

Немного истории серии XV:

Несмотря на удовлетворительные характеристики кораблей XII серии, они по сути оставались подводными лодками, предназначавшимися для действий в районе своих баз, а не на коммуникациях противника. Конечно, нужно было увеличивать дальность плавания и автономность, но существовало ещё два принципиальных вопроса, "не выпускавших малютку в дальнее плавание". Речь идёт об одновальной энергетической установке и о наличии всего двух торпед на борту. Первое значительно снижало живучесть подлодки в целом, а второе - её эффективность, так как стрельба одиночной торпедой имела сравнительно малую вероятность успеха, а стрельба залпом сразу заставляла "малютку" возвращаться в базу, оставляя без контроля назначенный район или участок коммуникаций противника. Всё это стало очевидным ещё в предвоенные годы и полностью подтвердилось в ходе войны.

 

Работы над проектом новой "малютки", впоследствии обозначенной как XV серия или проект 96, начались в 1938 г. В октябре 1939 г. завершили технический проект и в декабре того же года представили его на утверждение в ЦК ВКП(б) и Комитет Обороны.

 

В отличии от предыдущих "малюток" новая подлодка стала полуторакорпусной с булями как у кораблей типа "Щ". Внутреннее расположение всех приборов и механизмов отличала продуманность, чему во многом способствовало полномасштабное макетирование. В качестве главных двигателей надводного хода установили новые дизели марки 11Д, а в качестве двигателей подводного хода - электромоторы типа ПГ17. Все судовые системы и устройства спроектировали заново с учётом опыта постройки подводных лодок всех предыдущих серий. Всего планировалось строительство 22 подводных лодок на заводе № 196 и "Красное Сормово". До начала войны на заводе № 196 в Ленинграде заложили 7 корпусов (все в 1940 г.), на заводе "Красное Сормово" в Горьком - 8 (все в 1941 г.). Четыре подлодки спущенные на воду в Ленинграде с началом войны отправили на Каспий, где их достраивали на заводе № 638 в Астрахани. Оставшиеся три "малютки" ленинградцы достроили уже после войны. Завод "Красное Сормово" четыре своих подлодки передал в Молотовск (ныне Северодвинск) на завод № 402, но там их достроить во время войны не смогли и лишь после её окончания сдали флоту одну "малютку". Ещё один корпус завод превратил в нефтехранилище, впоследствии его сдали на металл. Оставшиеся две лодки после войны передали в Ленинград на завод № 196, где их и достроили в 1947 г. Туда же, в Ленинград, перевели хранившиеся всю войну в Горьком ещё четыре подлодки Сормовского завода. Таким образом из 22 планировавшихся к постройке подводных лодок XV серии, сдали флоту только 14 (4 во время войны и 10 уже в послевоенные годы), ещё 7 подлодок, назначенные постройкой на заводе № 196, так и не заложили. Но в 1947 г. серия получила "второе дыхание" и на заводе № 196 до 1953 г. строят ещё 43 подводные лодки этого типа. 

 

 

История корабля:

  Заложена под стапельным номером 123 на заводе № 196 в Ленинграде 31 марта 1940 года. 17 июля 1941 года подводная лодка спущена на воду. Вскоре после начала войны субмарина переведена по внутренним водным путям в Горький (Нижний Новгород), а осенью 1941 года в Астрахань, где на заводе № 638 продолжалась достройка корабля.

    В августе 1942 года в связи с приближением линии фронта к Волге «М-201» на буксире подводной лодки «С-14» эвакуирована в Баку, где достроечные работы были продолжены. 5 сентября 1942 года командиром «М-201» назначен старший лейтенант (впоследствии капитан-лейтенант) Балин Николай Иванович.

    16 апреля 1943 года подводная лодка вступила в строй, и 26 апреля формально, так как еще 18 марта специальным распоряжением заместителя Наркома ВМФ было дано указание на подготовку перехода корабля на Северный флот, вошла в состав Каспийской военной флотилии. Тогда же «М-201» была включена в состав отдельного отряда подводных лодок, включающий в себя субмарины, предназначенные для перехода с Каспия на Север. 22 апреля подлодка начала движение своим ходом из Астрахани в Горький, куда благополучно прибыла 1 мая. Там субмарину вместе с однотипной «М-200» поставили в плавучий док, и 15 мая они продолжила движение в Молотовск (Северодвинск). 28 мая обе подводные лодки благополучно прибыли по назначению. 29 августа 1943 года «М-201» вступила в строй и вошла в состав Северного флота. 18 октября подводная лодка прибыла в Полярное и перечислена в состав 6-го дивизиона ПЛ СФ (до этого входила в отдельный учебный дивизион; с 4 декабря 1943 – в составе 3-го дивизиона ПЛ СФ).

    Не успев приступить к боевому патрулированию, подводная лодка отправилась в аварийный ремонт: в конце ноября при стоянке в губе Пала штормовые волны несколько раз сильно ударили корабль о пирс, в результате чего подлодка получила пробоину в балластной цистерне.

 

Вооружение:

Вооружение - 4 533-мм торпедных трубы ; 4 533-мм торпеды ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" 200 выстрелов.

 

 

Силовая установка:

Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1200 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 436 л.с.

Что позволяло развивать скорость наибольшую надводную 15,5 узлов, подводную - 7,9 узлов

Запас топлива - нормальное - 14,4 т., полное 30 тонн ; 2 группы аккумуляторных батарей по 60 батарей типа "МС" в группе.

 

Характеристика:

Водоизмещение - нормальное надводное - 281 тонна, нормальное подводное - 351 тонна
Длина наибольшая - 50,5 м
Ширина наибольшая - 4,4 м
Осадка средняя - 2,81 м
Силовая установка - 2 дизеля суммарной мощностью 1200 л.с. и 2 электродвигателя суммарной мощностью 436 л.с.
Запас топлива - нормальное - 14,4 т., полное 30 тонн ; 2 группы аккумуляторных батарей по 60 батарей типа "МС" в группе.
Скорость - наибольшая надводная 15,5 узлов, подводная - 7,9 узлов
Дальность плавания - в надводном положении - 965 миль при 15,5 узлах, - 4500 миль при 8 узлах ; в подводном положении - 7,9 миль при 7,9 узлах, 85 миль при 2,9 узлах
Глубина погружения - рабочая - 60 метров, предельная - 70 метров
Время погружения - 35 секунд
Вооружение - 4 533-мм торпедных трубы ; 4 533-мм торпеды ; 1 - 45/46 артиллерийская установка "21-К" 200 выстрелов.
Время пребывания под водой - 48 часов
Автономность - нормальная - 15 суток, максимальная - 22 суток
Запас плавучести - 25%
Экипаж - 32 человека

 

Боевые походы, судьба:

 Не успев приступить к боевому патрулированию, подводная лодка отправилась в аварийный ремонт: в конце ноября при стоянке в губе Пала штормовые волны несколько раз сильно ударили корабль о пирс, в результате чего подлодка получила пробоину в балластной цистерне.

    В первый боевой поход с задачей патрулирования района Тана-фьорд – Берлевог (сектор № 2) «М-201» вышла вечером 17 января 1944 года. Обеспечивал боевой дебют субмарины командир 3-го дивизиона ПЛ капитан 2 ранга В.А. Иванов. Вечером 19 января на рейде Берлевога подводная лодка атаковала транспорт, стоящий на якоре. Не добившись попадания (торпеды взорвались в гавани), командир субмарины через 3 минуты повторил попытку, после чего наблюдалось попадание и клубы дыма на атакованном судне. Объектом атаки «М-201» стал пароход «Наталь» (3172 брт), который 7 января был выброшен штормом на камни у мыса Маккаур. Судно к тому времени было оставлено экипажем и считалось потерянным, но продолжало привлекать на себя атаки подводных лодок и авиации.

    Второй боевой поход «М-201» проходил в районе Порсангер-фьорда (сектор «Н») в рамках операции «РВ-2» («Разгром врага») в конце февраля – начале марта. За время патрулирования подводная лодка трижды обнаруживала цели, но каждый раз по разным причинам командир субмарины отказывался от атаки.

 

 Майское патрулирование района мыс Блудскютудде – мыс Маккаур (сектор № 4) в ходе операции «РВ-4» было отмечено торпедной атакой крупного конвоя утром 26 мая. Наведенная воздушной разведкой «М-201» выпустила две торпеды по одному из судов конвоя «Lf-120-Ki» и створившемуся с ним сторожевиком. Спустя 170 секунд после пуска торпед на подводной лодке услышано два взрыва, что послужило основанием для доклада об уничтожении сторожевика и повреждении транспорта. Через двадцать минут на субмарине зафиксировали взрывы, посчитав их за преследование. (Всего за 5 часов на «М-201» насчитали 52 близких и две с половиной сотни отдаленных взрывов; как раз в это время по конвою отбомбилась советская авиация, а затем корабли эскорта преследовали атаковавшую конвой«С-15»). Несмотря на послевоенное заявление советской стороны о гибели от торпед «М-201» сторожевика «Uj-1764» из состава 17-й флотилии, (что не соответствует действительности; он погиб на мине 17 октября 1944 года у Эгерсунда), караван, состоящий из девяти транспортов («Актив», «Балтенланд», «Керкплейн», «Гердмор», «Помпеи», «Х.Е. Фрицен», «Хорст», «Норд-31», «Марштайнен») под охраной охотников 12-й флотилии (на подводной лодке состав конвоя оценен как 1-3 транспорта по 6000 тонн, 8-9 сторожевиков, 4-6 тральщиков, катера) потерь от данной атаки не понес, она была не замечена немцами.

    В середине июня «М-201» принимала участие в операции «РВ-5». Субмарина занимала сектор № 4 в районе Сюльте-фьорда. 15 июня ориентируясь на данные авиаразведки подводная лодка перехватила конвой, движущийся в восточном направлении, но из-за ошибки личного состава в атаку выйти не смогла. Утром 16 июня у мыса Маккаур «М-201» выпустила две торпеды по судну стоящему на якоре. Объектом атаки вновь оказался злосчастный «Наталь», по которому «М-201» уже успела отстреляться 19 января. Кроме нее торпедные аппараты по остову судна разрядили «М-104» 10 марта, «М-105» 31 января, «С-14» 12 июня; не остались в долгу и авиаторы Северного флота, атаковавшие «Наталь» 6, 9 и 11 июля. Пуск торпед подводной лодкой не остался незамеченным, сторожевые катера противника отогнали субмарину, сбросив на безопасном удалении 9 глубинных бомб.

    В пятом боевом походе «М-201» сумела добиться подтвержденного результата атаки. С вечера 17 августа подводная лодка в рамках операции «РВ-7» патрулировала сектор № 4 (мыс Блюдскютудде – мыс Маккаур). В ночь на 19 августа в районе мыса Харбакен субмарина обнаружила конвой противника, следующий в восточном направлении. Две торпеды, выпущенные из-за сильного тумана по акустическим пеленгам, разорвали борт сторожевика «V 6112» («Friese») из состава 61-й флотилии СКР, (переоборудован из рыболовного траулера «Брандман», 452 брт). Корабль затонул, потеряв 29 членов экипажа. Противник не контратакова, хотя на подлодке зафиксировали 9 взрывов глубинных бомб. «М-201» продолжила патрулирование, но после ряда поломок приборов и механизмов произошедших 22-23 августа вернулась в базу. На этом ее участие в боевых действиях завершились.

 

Общий результат:

Spoiler

5 боевых походов.

17.01.1944 – 21.01.1944
22.02.1944 – 03.03.1944
17.05.1944 – 27.05.1944
12.06.1944 – 20.06.1944
16.08.1944 – 24.08.1944

4 торпедные атаки. Потоплен 1 сторожевой корабль.

 

 

Судьба:

   Вскоре конечной точкой немецких коммуникаций стал Тормсё, который находился в зоне оперативной ответственности Великобритании. С ноября 1944 года выход подводных лодок СФ на позиции практически прекратился.

    13 апреля 1945 года субмарина перечислена в состав Краснознаменного Балтийского флота. 28 апреля «М-201» начала подготовку к перебазированию на Балтику. 22 июня субмарина поставлена на транспортер и 8 июля по железной дороге доставлена в Ленинград. В этот же день она была включена в состав 5-го дивизиона ПЛ КБФ.

    29 декабря 1955 года «М-201» исключена из состава ВМФ, сдана на разборку и в 1956 году разобрана в Таллине.

 

Немного фото:

7fc51b9736e6968e9fa2e63df716117d.jpg c80774ca96807e2790578a56b71ee131.jpeg012a0f40f6bb832c13f153d46322d218.jpg

Часть экипажа М-201

6f0cbee9679d8e69a83ec70cf7319556.jpg

 

Источники:

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
323 публикации

Оформлено очень хорошо, не приедается.

Но хотелось бы, чтобы вы не "копипастили", а отредактировали и уменьшили информацию без потери смысла.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
74
Lordd
769 публикаций
1 672 боя

Замечательная тема. Судя по звездам на фото, это советская подводная лодка?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 023 публикации
38 боёв

Замечательная тема. Судя по звездам на фото, это советская подводная лодка?

Ну вообще то да, проект "малютка".

Вы бы не ленились, открыли споилер да прочитали, автор то старался ;))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
139 публикаций
11 боёв

Очень много полезного узнал,ждём ещё работ

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
23 публикации
7 боёв

Извените , вопрос может глупый , но никто не подскажет с какой серии о шумоизоляции начали задумываться ? 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
45 публикаций
222 боя

Всё замечательно. Очень интересно читать. Плюсую за труд :medal:.Удачи тебе в следующих темах!!

 

Ох забыл плюсы кончились завтра поставлю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
168
[EZI-Z] GreenUnit
253 публикации
4 685 боёв

Замечательный агрегат, а тоже не успел принять участие в активных боевых действиях.

Автору спасибо и +.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
72 публикации
78 боёв

Думаю эта тема, всем, как и мне понравилась.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
42 публикации
238 боёв

тема норм, я узнал много полезного

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
58 публикаций

Спасибо автору за эту информацию, за то что он потратил время для того чтобы мы смогли прочитать эту замечательную статью!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×