Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
SamiD63

"Потаенное судно" Никонова Е.П.

В этой теме 64 комментария

Рекомендуемые комментарии

Участник
7 публикаций
16 боёв

"Потаенное судно" Никонова Е.П.

Первое архивное подтверждение постройки в России подводных лодок относится к 1718 г., когда плотник Никонов Ефим, уроженец подмосковного села Покровское, подал Петру I челобитную с предложением:
"... к военному случаю сделает он на неприятелей угодное судно, которым в тихое время, на море будет разбивать корабли, хоть десять, или двадцать. Для пробы тому судну сделает образец, сколько будет на нем пушек, под потерянием живота своего, если будет не угодно".


Никонов в январе 1720 года в своей сказке показал: "Судно оное сделать может и в воде потаено будет и подойти под самое дно под военный корабль (точно действовать инструментами в нем в тихую погоду и можно все развертывать и распиловывать), и для подлинного свидетельства ему повелеть сделать ныне модель не в меру, которым бы подойтить под корабль в море, но ради показания испытания в реке".

http://topwar.ru/upl...28_RPL18012.jpg

Петр I (вероятно, что во время поездки в Англию он что-то узнал о работах Ван-Дребеля, который построил в 1620 году подводную лодку на 8 пассажиров и 12 гребцов) заинтересовался предложением Никонова, предоставив ему возможность создать на Галерном дворе модель – "образцовое судно". Никонову присвоили звание "потаенного судна модели мастер" и назначили жалование 40 рублей в год. В 1720 году были начаты работы над моделью, которые закончились в 1721 году. Модель испытывалась в присутствии Петра I. После испытаний Никонову приказали приступить к постройке "потаенного огненного судна большого корпуса".


На Галерном дворе осенью 1724 года в присутствии Петра I проходили испытания судна. Однако при спуске в воду у судна было повреждено дно, после чего оно не действовало и было вытянуто на берег. Несмотря на это 18 декабря 1724 года Адмиралтейств-Коллегия вынесла решение достроить данное судно, выделив все необходимое для этого. Согласно данному решению, Никонов по окончании работ должен был представить в Коллегию рапорт. В 1725 году повторные испытания судна проводились уже без царя. Однако все три спуска на воду были неудачными поскольку "потаенное судно " не действовало из-за повреждений и течи. Екатерина I в сентябре 1725 года, получив донесение Адмиралтейской конторы, приказала "без всякого замедления" сделать новое судно. Последние испытания были проведены в 1727 году. Решением Адмиралтейств-Коллегии Никонов в 1728 году был разжалован в адмиралтейские работники и сослан в Астрахань, так как за десять лет не только не смог сделать судно, согласно представленной модели но и "по пробам оная явилась весьма не действительна". Спрятано "от чужого глазу" "потаенное судно" Никонова сгнило в сарае.

http://topwar.ru/upl...18_RPL18013.jpg
С большой неопределенностью, поскольку ни чертежей, ни описаний по данному судну не сохранилось, можно предположить, что подлодка Никонова имела бочкообразную форму. Основанием к такому выводу может служить привлечение к сборке судна бочаров, а также требование о выдаче "пятнадцати железных полос шириной в два дюйма и две четверти", возможно, для изготовления обручей, которые стягивали деревянный корпус подводной лодки. Носовая часть имела архитектуру надводного корабля, кормовая была оснащена рулем. Рубка на верхней палубе оборудовалась герметичными смотровыми стеклами. Движителем служили весла, экипаж состоял из 4-х человек. Для испытаний отпустили 50 свечей, что равняется 10-12 часам нахождения судна под водой.


В перечне дел обер-сарвайерской конторы при Адмиралтейств-Коллегий в архиве, есть заведенное 31.01.1720 дело № 54, в котором говорится о постройке Ефимом Прокофьевым уроженцем села Покровского «потаенного судна модели» а также о выдаче для постройки лесов, различных припасов и материалов. Выборочный перечень материалов, а также их количество позволяют реконструировать размеры судна и восстановить принцип действия системы погружения и всплытия. В данный перечень входили: доски пильные сосновые длиной 3 сажени (1 сажень – 2130 мм) – 60 шт. (120 футов); сало говяжье для пропитки досок – 2 пуда (1 пуд - 16 кг.); холст – 40 аршин; сало для осмоления корпуса - 4 пуда; кожи бхотные (изготовлялись из тюленьих шкур) черные - 3 шт.; полотно - 20 аршин; медный котел; труба медная - одна; проволока медная - 3 фунта (1 фунт - 440 г.); доски оловянные с 500 отверстиями шириной 1 фут и длиной 2 фута - 10 шт. Исходя из этого, можно предположить, что ширина (диаметр) судна составляла около 2,1-2,15 м, длина - 6,0-6,4 м.
Система погружения/всплытия, вероятно, работала следующим образом. Во время открытия запора приемного кингстона, в нижнюю часть емкости – главный балласт – поступала забортная вода. По мере заполнения водой, воздух вытеснялся в отсек через вентиляционные патрубки, выполненные на крыше цистерны. Давление в отсеке при этом несколько повышалось, снижая разницу с забортным давлением. Небольшая суммарная площадь "волосяных" сквозных отверстий в оловянных досках давала возможность производить заполнение равномерно по длине при умеренной скорости. Приемный кингстон при переходе в подводное положение закрывался. После удаления воздушных пузырей из цистерны перекрывались вентиляционные патрубки. Судно, находясь во взвешенном состоянии под водой, совершало эволюции при гребле веслами.
Во время откачивания воды отливной помпой масса лодки уменьшалась и она всплывала. Вентили на центральном вентиляционном патрубке и водоотливной трубке при работе помпы были открытыми. Наблюдение за прохождением уреза воды вели через иллюминаторы в рубке.
Для выхода из корабля с целью повреждения судов противника Никонов предложил оснастить судно водолазными скафандрами: "А для хода под корабли необходимо сделать из бхотных кож на каждого человека по два камзола с штанами, а на голову по обивному или обшитому кожею деревянному бочонку, на котором напротив глаз сделать окошки убив свинцом скважинами. Кроме того, привязать к спине для груза по пропорции песок или свинец. И если это будет сделано правильно то для действия к зажиганию и провертке кораблей нужно сделать инструменты особые".
Кроме того, предполагалось, что судно будет вооружено "огненными" (зажигательными) трубами, в связи с чем для Никонова потребовалось "Послать в Главную артиллерию промеморию и требовать, чтобы для потаенного судна выдали десять труб медных начиненных порохом и селитрою вымазать".

Создатель – Никонов Е.П.
Завод-строитель – санкт-петербургский Галерный двор;
Время постройки – 1721-1725 гг.;
Число судов – 1;

Основные технические характеристики:


Длина – около 6,4 м;
Ширина – около 2,15 м;
Высота корпуса – 2,15 м (без рубки);
Архитектурно-конструктивный тип – однокорпусная;
Глубина погружения – до 5 м;
Материал корпуса – дерево, обшитое кожей;
Экипаж – 4 человека;
Вид движителя – весла;
Вооружение - вооружение водолаза и зажигательные трубы;
Средства наблюдения – иллюминаторы в рубке

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
1 публикация

Серьезно к потаенному дну до вечности моряков в Байкале  :Smile_trollface:

"... к военному случаю сделает он на неприятелей угодное судно, которым в тихое время, на море будет разбивать корабли, хоть десять, или двадцать. Для пробы тому судну сделает образец, сколько будет на нем пушек, под потерянием живота своего, если будет не угодно" - это будет пригодиться  :Smile_playing:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Решением Адмиралтейств-Коллегии Никонов в 1728 году был разжалован в адмиралтейские работники и сослан в Астрахань, так как за десять лет не только не смог сделать судно, согласно представленной модели но и "по пробам оная явилась весьма не действительна". Спрятано "от чужого глазу" "потаенное судно" Никонова сгнило в сарае.

Были же шансы,но лучше попытались сделать из железа.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
703 публикации

Да я смотрю, что такие "судна" были модными в то время.  :Smile_teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Просмотр сообщенияDanstec (18 Окт 2012 - 16:29) писал:

Да я смотрю, что такие "судна" были модными в то время.  :Smile_teethhappy:
Мода торжествует каждый день,как я замечаю это каждый день  :Smile_smile:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
144 публикации
14 боёв

Снова бочка мёда!Как с Наутилусом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 037
Старший альфа-тестер
3 339 публикаций
1 112 боёв

Вот она.

В Сестрорецке под Питером стоит.

 

Изображение

 

Изображение

Изменено пользователем KWAK2007

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
667 публикаций

8qkr9j3zwibe.jpg

 

подводная лодка Никонова


Первая в мире подводная лодка была построена в России ещё при Петре I. В 1718 году крестьянин из подмосковного села Покровское Ефим Прокопьевич Никонов, работавший плотником на казенной верфи, в челобитной Петру I писал, что берется сделать судно, которое может идти в воде "потаенно" и подходить к вражеским кораблям "под самое дно", а также "из снаряду разбивать корабли". Петр I оценил предложение и приказал, "таясь от чужого глазу", приступить к работе, а Адмиралтейств-коллегий произвести Никонова в "мастера потаенных судов". Вначале была построена модель, которая успешно держалась на плаву, погружалась и двигалась под водой. В августе 1720 г. в Петербурге на Галерном дворе тайно, без лишней огласки была заложена первая в мире подводная лодка.

1o8mstin2r1o.jpg


Что же собой представляла подводная лодка Никонова? Первая в мире подводная лодка имела деревянный корпус длиной около 6 и шириной около 2 м, обшитый снаружи листами жести. Оригинальная система погружения представляла собой несколько оловянных пластин с множеством капиллярных отверстий, которые монтировались в днищевой части лодки. При всплытии вода, принятая в специальную цистерну через отверстия в пластинах, удалялась за борт с помощью поршневой помпы. Сначала Никонов предполагал вооружить лодку орудиями, но затем решил установить шлюзовую камеру, через которую при нахождении корабля в подводном положении мог выходить водолаз, одетый в скафандр (разработанный самим изобретателем), и с помощью инструментов разрушать днище вражеского корабля. Позднее Никонов довооружил лодку "огненными медными трубами", сведений о принципе действия которых до нас не дошло.
Несколько лет строил и перестраивал Никонов свою подводную лодку.

049dckibq4oc.jpg


Наконец, осенью 1724 г. в присутствии Петра I и царской свиты она была спущена на воду, но при этом ударилась о грунт и повредила днище. С большим трудом корабль удалось извлечь из воды и спасти самого Никонова. Царь велел укрепить корпус лодки железными обручами, приободрил изобретателя и предупредил чиновников, чтобы ему "никто конфуз в вину не ставил". После кончины Петра I в 1725 г. "потаенным" судном перестали интересоваться. Требования Никонова на рабочую силу и материалы не удовлетворялись или умышленно задерживались. Неудивительно, что очередные испытания подводной лодки закончились неудачно. В конце концов Адмиралтейств-коллегия решила свернуть работы, а изобретатель был обвинен в "недействительных строениях", разжалован в "простые адмиралтейские работники" и в 1728 г. сослан в отдаленное Астраханское адмиралтейство.
Источник 

 

.

Изменено пользователем 25mike25

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
99 публикаций

Найди чертежи данного агрегата. Хочу себе такой! :teethhappy:  :teethhappy:  :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
667 публикаций

Просмотр сообщенияTATARIN_R73 (07 Июл 2013 - 14:35) писал:

Найди чертежи данного агрегата. Хочу себе такой! :teethhappy:  :teethhappy:  :teethhappy:
По ищу ,но не обещаю.  :eyesup:
P.S. На счет ленты,я думал свою тему из нее выкину и всуну эту. Сам не знаю по чему я так думал. Видимо голова вообще со вчера не варит :playing:

Просмотр сообщенияegor01k (07 Июл 2013 - 15:00) писал:

Интересно и познавательно. Плюсанул

Спасибки
Изменено пользователем 25mike25

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
48 публикаций

Интересно и познавательно. Плюсанул

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
260 публикаций
687 боёв

Я что то не понял, а как должны были работать огнеметы под водой? Или они должны были "плеваться" только в надводном положении?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
667 публикаций

Просмотр сообщенияSolnzevorot (07 Июл 2013 - 15:11) писал:

Я что то не понял, а как должны были работать огнеметы под водой? Или они должны были "плеваться" только в надводном положении?
Позднее Никонов довооружил лодку"огненными медными трубами", сведений о принципе действия которых до нас не дошло.
Мало-ли что они там творили "Чудили"
Изменено пользователем 25mike25

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
260 публикаций
687 боёв

Принцип действия мне более чем понятен, скорее всего на перегаре самого никона

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

Просмотр сообщенияTATARIN_R73 (07 Июл 2013 - 14:35) писал:

Найди чертежи данного агрегата. Хочу себе такой! :teethhappy:  :teethhappy:  :teethhappy:

ИзображениеИзображение

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
405 публикаций
144 боя

Отличная подлодка  :trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
367 публикаций
194 боя

Что, прямо-таки первая в мире? А вот Вики подло клевещет что:

"Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем (1572—1633): в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная[18] подводная лодка."

Заметьте, в отличие от исконно-русскага слона, реально прошла испытания.

Ну а достоверность реконструкции никоновского проекта в духе пивная бочка с двумя вёслами и четырьмя рындами - даже глупо обсуждать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
667 публикаций

Просмотр сообщенияWZander (07 Июл 2013 - 17:01) писал:

Что, прямо-таки первая в мире? А вот Вики подло клевещет что:
"Впервые действующий образец подводной лодки был создан в 1620 году для короля Англии Джеймса голландским инженером Корнелиусом ван Дреббелем (1572—1633): в Лондоне была построена и успешно испытана в Темзе вёсельная[18] подводная лодка."
Заметьте, в отличие от исконно-русскага слона, реально прошла испытания.
Ну а достоверность реконструкции никоновского проекта в духе пивная бочка с двумя вёслами и четырьмя рындами - даже глупо обсуждать.
В чем-то на счет бочки вы правы :teethhappy:
Вики тоже может ошибаться. Фиг его знает  :sceptic:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×