Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
SashaGrai

Громкие победы подводников в годы Второй мировой

В этой теме 32 комментария

Рекомендуемые комментарии

83 публикации
287 боёв

2689970.jpg

 

На этих ребят можно положиться! Подводники добиваются успеха в любой ситуации – «стальным волкам» нет равных на морском просторе, подводные лодки способны достать любого врага, даже там, где их появление считается невозможным. Всякий раз, встреча с невидимым подводным убийцей оборачивается тяжелейшими потерями и спутывает все карты противника. 

 

Но случается, что от результатов атак субмарин зависит не только судоходство в заданном квадрате, но и судьба целого мира. Предлагаю Вашему вниманию небольшую подборку любопытных случаев, имевших место в годы Второй мировой войны – многие из представленных сюжетов стали (или могли бы стать) краеугольным камнем современной истории.

 

 

«Нельсон». Катастрофа национального масштаба

 

30 октября 1939 года подводная лодка U-56 под командованием Вильгельма Цана обнаружила западнее Оркнейских островов британский линкор в окружении большого числа эсминцев. 
Происходило что-то явно необычное. Субмарина подползла поближе, командир Цан хищно вглядывался в перископ – Так и есть! Три башни главного калибра перед надстройкой, это же линкор «Нельсон» - мощный современный корабль водоизмещением 40 тысяч тонн.

 

Торпедные аппараты, пли!

 

В борт «Нельсона» с глухим лязгом вонзились три торпеды, но, увы, взрыватели ни у одной из них не сработали. Осечка! Никем не обнаруженный, Вильгельм Цан поспешно увел лодку в сторону открытого моря. Шайзе, проклятые торпеды G7e - ведь победа была практически у него в руках

!

Как стало известно позднее, в тот день на борту «Нельсона» находился Уинстон Черчилль.

 

2689973.jpg


Потеряв своего великого национального лидера, Великобритания могла капитулировать уже в 1940 году – и неизвестно как бы сейчас выглядела карта мира. Что касается линкора «Нельсон», то всего через месяц он подорвался на минах, выставленных в заливе Ив лодкой U-31, и выбыл из строя до августа 1940 года. 

 

Взрыв погребов боезапаса британского линкора «Бархэм» (торпедирован в Средиземном море подлодкой U-311, 25 ноября 1941 года)

 

Трагедия семьи Сэлливан

 

13 ноября 1942 года по океану медленно двигалась процессия из трех крейсеров – «Джюно», «Хелена» и «Сан-Франциско» возвращались на базу в Эсперито Санто для экстренного ремонта. Особенно тяжко приходилось тяжелораненому «Сан-Франциско» - корабль осел в воду носом на 4 метра и с трудом развивал 13-узловой ход. Но сердца моряков согревались надеждой – вчерашний бой казался страшным сном, а впереди был долгожданный отдых.

 

Надежда оборвалась в один миг – около 11 утра в борт «Джюно» ударила торпеда. Взрыв вызвал детонацию артиллерийских погребов: крейсер разлетелся на куски и затонул в течение следующих 20 секунд. Командир японской подлодки I-26 от удивления расширил глаза: все произошло так быстро…

 

Из 623 человек экипажа крейсера спаслось всего 10.

 

В целом, потопление USS Juneau (CL-52) не было выдающимся достижением подводников – к тому времени «Джюно» уже был порядочно поврежден, да и сама потеря легкого крейсера никак не сказалась на боеспособности ВМС США. Гибель крейсера могла остаться незамеченной, если бы не одна связанная с кораблем легенда:

 

На «Джюно» служили пять матросов – родные братья Джордж (27 лет), Фрэнсис (26), Джозеф (24), Мэдисон (23) и Альберт (20).

2689981.jpg


…В то утро Томас Сэлливан собрался на работу, когда в дверь его дома постучали. «У меня новости о ваших ребятах» — сказал морской офицер. «Который из них» — переспросил Томас. «Я сожалею», — ответил офицер, — «Все пятеро».

 

Одновременная потеря пяти сыновей стала самой страшной трагедией в американских семьях за годы войны. «Сэлливан бразерс» превратились в национальных героев, а Минобороны США разработало директиву «Sole Survivor» с целью защитить от призыва членов семей, уже потерявших на войне своих близких.

 

Вот такую кашу сумела заварить никому неизвестная японская лодка I-26.

 

Ритуал мести

 

19 июня 1944 года, в полнолуние, американский флот совершил Великий обряд мести: подводная лодка USS Cavalla (SS-244) потопила авианосец «Сёкаку».

 

С «Парящим журавлем» у американцев имелись давние счеты – ведь это он входил в боевое ядро японского соединения, напавшего на Перл-Харбор в декабре 1941 года. И вот, авианосная громадина водоизмещением 32 тысячи тонн навечно скрылась под водой, унеся на дно Марианской впадины 1273 человека своего экипажа.

 

Сам ритуал оказался на удивление прост: во время своего первого боевого похода (всего через 19 дней после вступления в строй), малышка «Кэвелла» заметила крупный авианосный корабль противника – в это время «Сёкаку» обеспечивал посадочные операции, потому не мог изменять свой курс и идти противолодочным зигзагом. Идеальная мишень!

 

Выпустив веером шесть торпед, «Кэвелла» бесследно растворилась в толще воды. Далекие взрывы глубинных бомб, сбрасываемых эсминцами эскорта, лишь ободрали краску на её надстройке.

2689999.jpg

USS Cavalla (SS-244) сохранилась в виде памятника в штате Техас. Однако, она совсем не похожа на ту легендарную "Кэвеллу", что попила японский авианосец - после войны лодка прошла обширную модернизацию по программе GUPPY, что полностью изменило её облик.

 

«Сёкаку» погиб, а «Кэвелла» продолжила свою службу – до конца войны субмарина записала на свой счет еще один эсминец и два плоскодонных судна, а однажды вернулась на базу не одна – за кормой «Кэвеллы» шла на буксире поврежденная британская лодка HMS Terrapin.

 

31 июля 1945 году, когда сияющий флот победителей нескончаемым потоком втягивался в Токийскую бухту, малышка «Кэвелла» нахально проследовала за всеми и гордо встала между рядов величественных линкоров и авианосцев. А что, она имела на то право!

 

Гибель левиафана

 

 

 

 

Случай, конечно, уникальный: подводной лодке «Арчер Фиш» - жалкой «лоханке» надводным водоизмещением 1,5 тысячи тонн удалось потопить самый крупный боевой корабль, принимавший участие во Второй мировой войне – японский супер-авианосец «Синано» полным водоизмещением 70 тысяч тонн!

2690005.jpg


Как стало известно уже после окончания войны, USS Archer Fish (SS-311) поначалу не планировала никого топить – во время своего шестого боевого похода субмарина патрулировала у южного побережья о. Хонсю, готовясь вылавливать из воды пилотов сбитых «Суперкрепостей». 27 ноября 1944 года на лодку поступил роковой приказ: «В ближайшие 48 часов налетов Б-29 не ожидается. В вашем секторе отсутствуют другие корабли и подлодки ВМС США – расслабьтесь и займитесь свободной охотой».

 

Это был воистину царский подарок для экипажа подводной лодки – в этом районе, прозванном американцами «Хит Парад», всегда был велик шанс встретить крупную цель. И они её встретили!

До сих пор потопление «Синано» вызывает массу споров:
С одной стороны, «Синано» - жестокий эксперимент на тему: как быстро погибнет корабль при неподготовленном экипаже, негерметизированных переборках и отсутствии средств борьбы за живучесть. По свидетельствам очевидцев, «Синано» вышел с верфи недостроенным, а его «экипаж» ступил на палубу всего за несколько дней до первого выхода в море. В итоге, вода медленно перекатывалась по палубам и проникала в отсеки - авианосец, изначально не получивший критических повреждений, медленно затонул спустя 7 часов.

 

С другой стороны, налицо все признаки настоящего морского боя – эскорт из трех эсминцев, противолодочный зигзаг, попытки контратаковать лодку, 14 сброшенных глубинных бомб. Также, имеются свидетельства о том, что одна из попавших в авианосец торпед повредила цистерну авиатоплива (на счастье японцев - порожнюю). 


Еще неизвестно, смог бы «Синано» продержаться целых 7 часов, будь он в боеспособном состоянии – с подготовленным экипажем, полным авиакрылом и запасом авиатоплива на борту. В похожей ситуации, авианосец «Тайхо» (торпедирован 19 июля 1944 года подлодкой «Альбакор») был уничтожен объемным внутренним взрывом паров бензина, спустя 6 часов после нападения американской лодки.

 

Первая жертва войны

 

Еще один примечательный сюжет – потопление британского авианосца «Корейджес» немецкой подлодкой U-29, случившееся 17 сентября 1939 года. Как обычно, 626-тонная лоханка «разделала под орех» корабль водоизмещением 22 тысячи тонн: получив мощный удар из-под воды, «Корейджес» повалился на борт и затонул спустя всего 15 минут после атаки. Жертвами кораблекрушения стали 518 членов экипажа авианосца.

 

Но главная «фишка» всей этой истории – «Корейджес» стал первым боевым кораблем, потопленным во Второй мировой войны. Также, «Корейджес» стал первым британским авианосцем, потерянным в ходе боевых действий (но не последним! – в течение следующих двух лет немецкие У-боты пустят на дно «Игл» и «Арк Ройал»).

 

2690011.jpg

Гибнущий HMS Ark Royal, 13 ноября 1941 года

 

«Ядерный чемоданчик» крейсера «Индианаполис»

 

…Они опоздали всего на четверо суток. Крейсер USS Indianapolis (CA-35) успел доставить компоненты ядерной бомбы «Малыш» на авиабазу Тиниан (Марианские острова).

 

История крейсера «Индианаполис» похоже на жуткую теорию заговора: с Тиниана крейсер перешел на Гуам, где получил новый приказ, удививший офицеров своей бессмысленностью: следовать без эскорта на Филиппины, в залив Лейте. Но зачем? Зачем гонять тяжелый корабль по океану? Зачем зря рисковать? Ведь Япония капитулирует со дня на день, большая часть Императорского флота лежит на дне, и никаких подходящих целей для 8-дюймовых орудий на Филиппинах нет.

 

Но командование ВМС было непреклонно – срочно выйти на «учения» в открытый океан.

 

Согласно одной из конспирологических гипотез, командование флота пребывало в страхе перед неизвестным грузом на борту «Индианаполиса». Разумеется, моряки ничего не знали про Манхэттенский проект, а высокая секретность и нашивки химических войск на униформе офицеров, сопровождавших «груз», окончательно убедили адмиралов, что крейсер перевозил бактериологической оружие. Чума, а может, что похуже?

2690033.jpg


Теперь «Индианаполису» нельзя возвращаться в Перл-Харбор или Сан-Франциско. Надо срочно избавляться от зараженного корабля! Отправьте его на край Земли, без эскорта, а если он погибнет в пути – тем лучше.

 

И обреченный крейсер пошел туда, где под сводами волн двигался невидимый убийца – японская субмарина I-58. Последний торпедный залп во Второй мировой войне достиг своей цели – «Индианаполис» вздрогнул и провалился в бездну. В результате кораблекрушения погибли 883 моряка – потопление «Индианаполиса» стала самой большой потерей по количеству жертв в истории ВМС США.

 

Примечательно, что крейсер и подлодка I-58 имели шанс «встретиться» еще неделей ранее – увы, патрульная «Каталина», случайно отклонившаяся с курса из-за сбоя навигационной аппаратуры, вспугнула лодку, заставив её отказаться от атаки. «Индианаполис» прошел мимо. Теперь город Нагасаки был обречен.

 

Золото крейсера «Эдинбург»

 

- Торпедирован крейсер «Эдинбург»!

 

Это сообщение заставило вздрогнуть адмиралов по обеим сторонам Земли – «Нет! Только не «Эдинбург»! На борту корабля находится драгоценный груз – 93 ящика со 465 слитками золота. Плата за британские военные поставки за период лето-осень 1941 года.

 

Крейсер все еще держался на плаву, но два метких выстрела с подлодки U-456 сделали своё дело: «Эдинбург» потерял ход и опасно накренился на левый борт. Расстояние до Мурманска составляло 187 миль, но шанс на успешную буксировку под огнем противника стремился к нулю.

2690046.jpg


Пока в кабинетах шли споры о планах спасательной операции, к месту катастрофы прорвались немецкие корабли – крейсеру удалось отбиться, потопив один из эсминцев Кригсмарине, но новое торпедное попадание стало для него смертельным. Подоспевшие британские эсминцы сняли экипаж и добили обреченный крейсер. Все было кончено. Море навечно поглотило сокровища!

 

По своей боевой эффективности подлодка U-456 стала поистине «золотой» - противнику был нанесен ущерб размером в 5,5 тонн драгоценного металла. Теперь даже уничтожение в ответ 30 немецких У-ботов не смогло бы компенсировать союзникам горечь потери. Фантастическая эффективность.

 

Золото крейсера «Эдинбург» будет поднято только спустя 40 лет – в 1981 году, но это уже совсем другая история.

 

Перл-Харбор с немецким акцентом

 

 

Другая удивительная история связана с секретным визитом субмарины U-47 в главную базу британского флота Скапа-Флоу (Шотландия). Уже сам факт проникновения вражеской лодки в одну из наиболее охраняемых гаваней в мире может вызвать немое удивление. Даже сюда проникли!

 

Сегодня это кажется фантастикой: Каким образом командир Гюнтер Прин смог провести свой У-бот узким проливом Кирк-Сауд? Как удалось миновать противолодочные заграждения и заслоны из затопленных судов и блокшивов в незнакомых водах, не имея лоцманских карт и точных навигационных данных? Ночью, при сильном встречном течении. На примитивной субмарине, без радаров и гидролокаторов.

 

Еще больше вопросов вызывает поведение англичан: U-47 несколько часов шла в надводном пложении, но так осталась незамеченной с берега.

 

2690056.jpg

Экипаж линкора "Шарнхорст" приветствует U-47 после возвращения из боевого похода


Результатом стал погром: маленькая U-47 «грохнула» линейный корабль HMS Royal Oak. В ту ночь с 13 на 14 октября 1939 года погибло 833 британских моряка, в том числе командующий флотом метрополии контр-адмирал Генри Блэгрув.

Феерическая победа. Под звуки пальбы зенитных орудий «невидимка» U-47 спокойно покинула Скапа-Флоу знакомым маршрутом и благополучно вернулась на базу в Вильгельмсхафен. 

Опасаясь повторения новых рейдов немецких субмарин, британцы не придумали ничего лучше, чем перегородить пролив Кирк-Саунд каменной дамбой. По крайней мере, У-боты не умели ползать по земле, и это внушало Британскому Адмиралтейству некоторое чувство облегчения.

 

Спасение рядового Райана

 

2 сентября 1944 года субмарина USS Finback (SS-670) приняла сигнал «Мэйдэй» с терпящего бедствие самолета «Эвенджер». Через четыре часа лодка прибыла в район катастрофы и приступила к поискам выживших членов экипажа. Операция увенчалась успехом – подводники смогли обнаружить и поднять из воды спасательный плотик с испуганным долговязым пилотом. Спасенным оказался Джордж Герберт Уокер Буш, будущий 41-й Президент США.

 

Материал взят:

http://sovpl.forum24.ru

http://topwar.ru

http://submarine-at-war.ru

http://ru.wikipedia.org/wiki

Журнал "Оружие"

 

Всем спасибо за внимание.

Изменено пользователем SashaGrai

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
139 публикаций
11 боёв

Сделайте ссылку кликабельной пожалуйста?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
83 публикации
287 боёв

Сделайте ссылку кликабельной пожалуйста?

Так?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 099 публикаций
3 478 боёв

Материал взят:

http://sovpl.forum24.ru

http://topwar.ru

http://submarine-at-war.ru

wikipedia.org

Журнал "Оружие"

 

Все хорошо написано, было интересно читать, только сделайте ссылки на источники активными.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
83 публикации
287 боёв

 

Все хорошо написано, было интересно читать, только сделайте ссылки на источники активными.

Уже

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
22 публикации
277 боёв

Нравятся такие истории, хоть они и полны трагедией.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
822 публикации
287 боёв

понравилось , особенно про буша)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
85 публикаций
33 боя

Журнал "Оружие"

 

А какой номер?

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
62 публикации
3 343 боя

Интересно, что японский авианосец "Синано" при таком внушительном водоизмещении и размерах имел авиагруппу всего в 36-40 самолетов. Те же американские авианосцы "Эссекс" имея в 2 раза с лишним раза меньшее водоизмещение имели авиагруппу в 90-100 самолетов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
831 публикация
1 237 боёв

Интересно, что японский авианосец "Синано" при таком внушительном водоизмещении и размерах имел авиагруппу всего в 36-40 самолетов. Те же американские авианосцы "Эссекс" имея в 2 раза с лишним раза меньшее водоизмещение имели авиагруппу в 90-100 самолетов.

 

Так и было в действительности, дело заключалось в том, что Синано представлял собой перестройку третьего линкора типа Ямато на поздней степени готовности. В связи с этим, стало невозможным снять броню, т.к. она уже была интегрирована в конструкцию самого корабля, а соответственно и не удалось, по этой причине, сделать второй этаж ангаров, как это сделано у Тайхо. В результате авиагруппа Синано, должна была составить 47 самолетов.

З.Ы. Интересно, что Синано закончил свою жизнь, как и предыдущие два корабля серии Ямато - в результате торпедных атак.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
31 публикация

"Трагедия семьи Сэлливан"-больше всего поразила эта история

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
12
PMC
73 публикации

"...жалкой «лоханке» надводным водоизмещением 1,5 тысячи тонн..."

Вы так называете "штатовскую" подлодку, предназначенную для действий на Тихом океане? Ничего, что немецкие лодки типа VII, успешно действовавшие в Атлантике, были водоизмещением около 700 тонн?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
33 публикации
4 615 боёв

Спасибо за статью было  очень интересно прочитать !

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
83 публикации
287 боёв

Спасибо за статью было  очень интересно прочитать !

Старался:smiles:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
83 публикации
287 боёв

 

Так и было в действительности, дело заключалось в том, что Синано представлял собой перестройку третьего линкора типа Ямато на поздней степени готовности. В связи с этим, стало невозможным снять броню, т.к. она уже была интегрирована в конструкцию самого корабля, а соответственно и не удалось, по этой причине, сделать второй этаж ангаров, как это сделано у Тайхо. В результате авиагруппа Синано, должна была составить 47 самолетов.

З.Ы. Интересно, что Синано закончил свою жизнь, как и предыдущие два корабля серии Ямато - в результате торпедных атак.

Спасибо за информацию(Сам не знал этого).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
101 публикация

хорошая статья,  мне очень и очень понравилось 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×