Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
PoISoNeK

Гидрографическая служба Каспийской флотилии

В этой теме 8 комментариев

Рекомендуемые комментарии

2 публикации
140 боёв

Введение

Гидрографические исследования – неотъемлемая и очень важная часть специальных работ по изучению Мирового океана и отдельных его частей. Результаты такого изучения – данные о географическом распределении различных гидрографических элементов (глубин, рельефа дна, характеристик грунта и т.д.). Они составляют основу содержания морских навигационных карт. 
Морские карты относятся к числу древнейших географических карт. Многие века, вплоть до XIX в., единственными исследователями океана были мореплаватели, которые постепенно накапливали знания о нем, передавая их из поколения в поколение в виде списков «периплов» (прототипов современных лоций) и рукописных карт.

 

Очевидно, что уровень гидрографических исследований всегда зависел от степени развития судоходства и задач мореплавания. 
Во времена рабовладельческого строя преобладали гребные флоты, и мореплаватели осуществляли в основном прибрежные плавания. В этот период еще не был изобретен компас, не были известны понятия широты и долготы. Полярная звезда и береговые вехи служили в те времена единственными путеводителями в навигации.
Постепенный переход к парусным судам, на первых порах, мало что изменил в методах навигации, поскольку разгул инквизиции во времена раннего средневековья явно не способствовал развитию морских (и не только морских) наук. Существовавшие тогда морские карты были совершенно непригодны для мореплавания за пределами известных морей. И лишь в XI-XY вв., с повышением уровня производительных сил, расширением производства и обмена, начинают строить парусные суда большого водоизмещения, появляются первые навигационные карты – портоланы, являвшиеся в то время единственными, верными географическими картами. 

 

 

История развития

Есть все основания говорить о высокой гидрографической культуре русских северных поморов, которые задолго до составления морских карт «на государственных основах», начатого при Петре I, сами создавали себе мореходные пособия – рукописные картографические чертежи и мореходные книги (лоции). Архивы сохранили документы об отдельных русских гидрографических работах на Каспийском море в XYII в., когда была создана, хотя и несовершенная, но первая в настоящее время русская морская карта.


Однако целенаправленное изучение и картографирование морей России началось лишь при Петре I, с созданием русского военно-морского флота. В этот период начались планомерные гидрографические исследования и работы по созданию морских карт Азовского, Балтийского и Каспийского морей. По его указу в 1716г. в Морской академии был создан геодезический класс для подготовки специалистов по созданию «зеекарт» и «ландкарт». Морские съемки в России начались раньше съемок суши в связи с их особой важностью для страны. Развитие гидрографии оказывало существенное влияние на состояние географической науки в целом, а в первой половине XYIII в. Это влияние было решающим. 
Организационное оформление гидрографии в России было осуществлено в 1718 году учреждением Адмиралтейств-Коллегии, которой было поручено ведать этой стороной морского дела. В других развитых морских державах подобные гидрографические службы появились позднее: во Франции в 1720г., в Англии и Голландии в 1737г., в США – лишь в 1830г.
В разработке теоретических основ гидрографии и навигации принимали участие виднейшие ученые России. Так, в 1759г. великий русский ученый М.В. Ломоносов написал трактат «Рассуждение о большой точности морского пути», в котором предложил методы определения координат корабля в море. Он изобрел несколько навигационных приборов, разработал компасную картушку, курсограф, механический лаг.

 

Леонард Эйлер разработал теорию стереографической проекции, употребляемой в кораблевождении.
Достойны упоминания труды С. Мордвинова «Книги полного собрания о навигации» (1748г.), а также руководство по гидрографическим исследованиям Г.А. Сарычева под названием «Правила, принадлежащие к морской геодезии» (1804г.).
Неоценимый вклад в развитие теории и практики гидрографических исследований и штурманского приборостроения в этот период внесли С.О. Макаров, А.Н. Крылов, Ю.М. Шокальский, И.П. де-Колонг. К началу первой мировой войны основное гидрографическое и океанологическое описание Каспийского моря было закончено, и в дальнейшем происходило уточнение этих описаний.


Однако, несмотря на выполненные русскими гидрографами обширные работы, увенчавшиеся во многих случаях крупными географическими открытиями, в целом наследство, полученное от дореволюционной гидрографии, было не особенно богатым. Коллекция карт была немногочисленной, морские съемки на морях России (в т.ч. и на Каспии) опирались преимущественно на местные геодезические системы и отдельные астрономические пункты. Карты и руководства для плавания содержали много неточностей. Целостной гидрографической службы на морях не существовало. Дирекции маяков и лоций, съемки и экспедиции, обсерватории, инструментальные камеры и гидрометеорологические станции выполняли свои обязанности независимо друг от друга, каждая напрямую подчинялась ГГУ. С первых же дней советской власти потребовалось провести ряд неотложных организационных мер, направленных на укрепление отечественной гидрографии. 

 

Осенью 1919г. в связи с развертывающимися боевыми действиями на Каспийском море по требованию командования Волжско-Каспийской военной флотилии началось формирование гидрографических подразделений. 9 июля 1920г. было сформировано Управление по обеспечению безопасности кораблевождения на Каспийском море (Убекокаспий). Эта дата стала днем образования Гидрографической службы Каспийской военной флотилии (ГС КФл).

 

В 1925г. Каспийский гидрографический отряд выполнил промеры у Апшеронского полуострова и на Астраханском рейде. В 1926-27гг. по договоренности с правительством Ирана каспийские гидрографы произвели исследование иранского побережья от Астары до Гасан-Кули. Затем отряд покрыл съемкой и промерами район от Баку до границы с Ираном и вдоль восточного побережья Каспия. 
Во время Великой Отечественной войны усилия гидрографической службы были направлены на обеспечение военных перевозок, выполнение оперативных заданий командования и производство гидрографических работ на иранском побережье. Гидрографические суда осуществляли перевозку войск, обеспечивали бесперебойную работу средств навигационного оборудования (СНО), оказывали помощь судам, пострадавшим от налетов вражеской авиации. 

 

В послевоенные годы гидрографическая служба выполняла сложные и ответственные задания по обследованию: района будущего морского нефтепромысла «Нефтяные Камни», полуострова Мангышлак, Кулалинского архипелага, Красноводского залива, Астраханского морского рейда, подходов к портам и портопунктам.
 

История освоения Каспийского моря, развития судоходства и обеспечения безопасности мореплавания неразрывно связана с развитием средств навигационного обеспечения (СНО). Инициатором строительства первых капитальных маяков на Каспии был Петр I. Вернувшись в 1722г. из персидского похода, он приказал построить маяки на островах Четырехбугорный и Тюлений и издал указ о постановке навигационных знаков в дельте Волги. К 1830 году появились маяки на островах Чечень и Жилой, а также плавучий маяк на Астраханском морском рейде. В качестве источника света использовали свечи, часто – рыбий жир, от которого было мало света и много копоти.
 

В период с 1852 по 1884гг. было построено 13 капитальных и 3 плавучих маяка. Для обеспечения маяков необходимыми запасами и материалами, а также для выполнения лоцмейстерских работ Дирекция маяков и лоции Каспийского моря в 1009г. арендовала паровую шхуну «Юсуф Дадашев».
 

После революции и гражданской войны началось восстановление старых световых маяков и постройка новых. В начале 30-х гг. были установлены первые радиомаяки, а в 1940г. изготовлен первый створный радиомаяк.
В период с 50-х по 90-е гг. гидрографическая служба каспийского моря осуществляла интенсивное плановое развитие маячной сети и всех СНО. За эти годы было построено 11 световых маяков, 10 радиомаяков, множество необслуживаемых автоматических светящих и несветящих створных знаков, десятки знаков девиационных полигонов и мерных линий. В 1973 г., впервые на Каспийском море, на мелководных банках были установлены три светящих навигационных знака на гидротехнических основаниях.
Происходило коренное обновление светотехнического обеспечения СНО. Ушли в историю свечи, керосиновые, керосинокалильные и ацетиленовые источники света маяков, а вместе с ними и необходимость несения постоянной вахты непосредственно у маячного огня. На смену им пришли электросиловые установки и оптические маячные установки. В 1976г. на маяке Дербентский был произведен демонтаж светооптической аппаратуры выпуска 1860г. и установка современной автоматической светооптической аппаратуры АСА-500.

 

В первые десятилетия советской власти были созданы фундаментальные труды по гидрографии, имевшие практическую направленность и сыгравшие огромную роль в развитии отечественной гидрографии. Это работы по методике гидрографических исследований (П.В. Мессер), морской картографии (П.В. Мессер, В.В. Каравайский, А.П. Ющенко) и др.
В предвоенные годы крупные теоретические исследования в области гидрографии проводились в стенах Военно-морской академии, военно-морских училищ и Гидрографического института Севморпути (пв последствии Ленинградское высшее инженерное морское училище им. С.О. Макарова). Огромную роль в подготовке высококвалифицированных гидрографов сыграли труды по гидрографии Н.Н. Матусевича, Г.С. Максимова, А.П. Белоброва, по морской метеорологии и океанографии – Ю.М. Шокальского, М.Ф. Рудовица, В.А. Березкина, В.В. Шулейкина и В.А. Снежинского.

 

На основе этих теоретических и практических научных исследований совершенствовались и развивались средства и методы гидрографических работ. Разработкой методов выполнения этих работ, а также определением путей развития технических средств, с помощью которых производятся гидрографические съемки, обоснованием и разработкой тактико-технических заданий на создание аппаратуры, а также методов использования съемочных приборов и комплексов занимается Государственный научно-исследовательский навигационно-гидрографический институт.
 

В начале 60-х г. этим институтом впервые выдвигаются основные теоретические положения о цифровой картографической информации на морские акватории и автоматизации процессов картосоставления на основе использования ЭВМ.
В результате совместной работы этого института с Центральным картографическим производством ВМФ, гидрографических служб флотов и флотилий, институтов РАН и промышленности под руководством ГУНиО были разработаны и установлены на суда автоматизированные системы океанографических исследований и картографические комплексы. Внедрение новой техники позволило перейти от измерения глубин в отдельных точках к их определению по профилю, а затем и по площади. Был создан ряд гидрографических эхолотов бокового обзора, обеспечивающих получение информации о рельефе дна и грунте с недостижимой ранее точностью. Разработаны и изготовлены комплекты съемочной аппаратуры, с помощью которой появилась возможность получать гидрологические и грунтовые разрезы.
В последние десятилетия, в связи с падением, а затем подъемом уровня Каспийского моря, гидрографическая служба стала вновь выполнять крупномасштабные съемки и промеры в северной части моря и других районах моря с интенсивным судоходством.
В 90-е годы каспийские гидрографы открыли новую страницу в истории своей службы. В августе 1994г. на Каспии состоялась первая в истории Каспийского моря, Международная российско-французская океанографическая экспедиция по исследованию процессов глобального переноса, трансформации и накопления загрязняющих веществ GLOBAL CHANGE – PAGES program PEP III. Экспедиция осуществлялись на вспомогательном судне Каспийской флотилии СР-933.
В первой половине 90-х гг. в истории ГС КФл произошли коренные изменения. После распада СССР, флот, а вместе с ним и гидрографическая служба, были поделены между Россией, Азербайджаном, Казахстаном и Туркменией. Новым местом их дислокации стала Астрахань.
В последние годы интерес к результатам гидрографических исследований на Каспийском море резко возрос в связи с тем, что в недрах Северного Каспия обнаружено много нефти. 
Это требует от каспийских гидрографов высокого профессионального мастерства, оснащения всех видов работ самыми современными технологиями, приборами и оборудованием, включающими электронные средства связи и космической навигации, геоинформационные системы и цифровые технологии.

 

 

Гидрографическая служба Каспийской флотилии

Командование на судах Гидрографической службы - военное. А экипаж - гражданский. Ходят они под флагом гидрографической службы ВМФ. В соответствии с корабельным уставом ВМФ, «морским и рейдовым судам обеспечения Военно-Морского Флота, предназначенным для обеспечения боевой и повседневной деятельности кораблей, частей береговых войск, авиации, военно-морских баз и полигонов, присваиваются флаг судов Вспомогательного Флота Военно-Морского Флота, флаг гидрографических судов Военно-Морского Флота, флаг поисково-спасательных судов Военно-Морского Флота. …Морские и рейдовые суда обеспечения соединений боевых кораблей, все катера (шлюпки) кораблей, штабов флотов, флотилий, объединений, соединений и частей ВМФ, учебных отрядов, а также военно-морских учебных заведений, укомплектованные экипажами из военнослужащих, носят Военно-морской флаг».
27 апреля 2006г. был поднят флаг и проведен обряд освящения на новом гидрографическом судне "ГС 599", поступившем в состав Каспийской военной флотилии. Это современное, оснащенное самым современным исследовательским оборудованием судно способно выполнять самые сложные задачи в море, как для нужд обороны, так и для мирных научных исследований. 

 

В мирное время работа у гидрографов тоже мирная и результаты деятельности гидрографических катеров (в их несекретной части) доступны практически всем заинтересованным в судоходстве лицам, а в военное время гидрографы работают на ВС и ВМФ. Международного обмена опытом у гидрографов разных стран, можно сказать, нет. Конечно, часть данных доступна всем желающим, но другая часть, бОльшая - секретная. Разве захочет, скажем, Казахстан поделиться с ранее братской Россией данными о десантнодоступных участках своего побережья? Опять же, не надо забывать: самая главная ценность на Каспии - нефть. Каждое приморское государство имеет право на использование части шельфа. Шельф же неодинаково богат нефтью. Вот и начинаются тяжбы сначала научно-исследовательского характера, но под присмотром военных. Прикаспийские государства - Казахстан, Туркмения - там «у руля» американцы да англичане. У туркменов - так и просто все подряд по шельфу ползают. Лучше всех дела идут у Азербайджана и Ирана, эти страны более-менее независимы, но это явление, похоже, временное. Так что у флотилии и у гидрографов дел на Каспии хватает.

 

Флаг

800px-Russia%2C_Flag_of_hydrogrphic_vess

 

 

M0BR5RY.jpg

 

 

Состав флота

 

БГК-2090

isxkMrg.jpgБольшой гидрографичекий катер «БГК-2090» проекта 19920. Заводской номер №01841, год постройки 2007.

Порт приписки:    ВМФ России 

Место постройки: Рыбинск, «Вымпел»

Длина: 36,41м
Ширина: 7,6м
Водоизмещение: 338т

Осадка: 2,1м
Скорость хода: 10 узлов
Дальность плавания: 1000 миль
Грузоподъёмность: 15т
Мореходность до: 5 баллов
Экипаж: 11 человек
Пассажировместимость: 4 человека
Среднесуточный расход: дизельное топливо 2770кг, масло смазочное 8,3кг, вода питьевая 1,125т

 

ГС-599

 

Малое гидрографическое судно «ГС-599» проекта 16611. Заводской номер №1817, год постройки 2005.

Порт приписки:    ВМФ России 

Место постройки:    ССЗ «Вымпел» (ССЗ №341) •   Рыбинск

Длина: 39,8м

Ширина: 7,8м
Водоизмещение: 310т

Осадка: 2,2м
Скорость хода: 11,5 узлов
Дальность плавания: 1000 миль
Грузоподъёмность: 74т
Мореходность до: 5 баллов
Экипаж: 15 человек
Автономность, сут: 10
Силовая установка: 2х568 л.с., дизели «Deutz» BF8M 1015MC, 2 ВРШ, 1 носовое подруливающее устройство

 

ГС-194

PQssGT6.jpgМалое гидрографическое судно «ГС-194» проекта 871. Заводской номер №871/6, год постройки 1971.

Порт приписки:    ВМФ России 

Место постройки:    Stocznia Gdańska Remontowa / Северная верфь / Stocznia Polnocna •   Гданьск

Длина: 54,92м
Ширина: 9,55м
Водоизмещение: 585,5т

Осадка: 2,8м
Скорость хода: 13 узлов
Дальность плавания: 3160 миль
Грузоподъёмность: 104,5т
Мореходность до: 5 баллов
Экипаж: 25+8 человек
Автономность, сут: 15
Силовая установка: 2х600 л.с., дизели «Цегельски-Зульцер» 5АR25, 2 ДГ по 90 кВт, подруливающее устройство

 

 

 
 
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 023 публикации
38 боёв

Автор, поработайте над оформлением статьи, предварительно ознакомившись вот с этими темами:

Правила раздела "История"    

Рекомендации для создания статей по кораблям

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
164 публикации
52 боя

Молодец,исправил,беру свои слова назад, совершенно другая тема!:glasses:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 публикации
140 боёв

Это мой первый раз, когда я создаю тему на форуме, раньше только читал их

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
92 публикации
136 боёв

Может состав флота тоже под спойлеры засунуть? хотя... 

P.S. фотографии кораблей какие-то большие - это можно исправить (может сжать фотографии или под спойлер)?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
178 публикаций
16 боёв

Вот оформление не радует,доработать надо....... 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 023 публикации
38 боёв

Вот оформление не радует,доработать надо....... 

А что бы вы хотели увидеть другого в оформлении? Ну что бы радовало.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×