Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 30 боёв.
del32358027

Черноморский судостроительный завод.

41 сообщение в этой теме

Рекомендуемые публикации

del32358027    7 816

Доброго товарищи форумчане, и все кто не очень. ©

 

12131819.jpg

В разные времена он носил и другие имена - "Наваль"; им. Андре Марти; им. Носенко, при этом оставаясь одним из двух крупнейших заводов Российской Империи, а затем и СССР. Биография завода за 95 активных лет (1897-1992) - просто потрясающая, от дредноутов Российской империи до порезанного на стапеле атомного авианосца.

 

Завод огромный.

Начнем с легендарного инкубатора советских авианосцев.

12140010.jpg

Здание справа обозначает начало собственно стапельной территории в несколько десятков гектар. Впереди по курсу - колоссальные козловые краны высотой с 24-этажный дом. Они видны за несколько километров от места, во все стороны. Эти краны и сам стапель были смонтированы в 1982-83 гг. в рамках подготовки к строительству полноразмерных авианесущих кораблей. То есть, закончили серию "недоавианосцев" типа "Киев", затем перевооружили стапель, а "Адмирала Кузнецова" и "Варяга" (проект 1143.5) уже строили этими, на новой технологической оснастке. Грузоподъемность кранов - 900 тонн каждый. Авианосные крейсера с 1983 г. сооружали крупноблочными модулями.

12183021.jpg

Стапель разделен на две зоны. Это сделано для того, чтобы корабль длиной более 300 м можно было строить одновременно, большими модулями и монтаж проводить параллельно. Атомный авианосец "Ульяновск" в 1989-91 гг. на стапеле монтировался так: основной обьем длиной 260 м строился на правой половинке, а его носовая часть, длиной 65 м, строилась рядом, на левой. А краны как раз и осуществляли монтаж крупноблочных секций массой 300-900 тонн. К месту сборки самих модулей специальные автомобильные трейлеры подвозили более мелкие части авианосца, массой от 100 до 200 тонн. Место под такую сборку зарезервировано со стороны строительства "носа".

12186093.jpg

 

12187117.jpg

 

ЧСЗ начинался в 1896-97 гг. как два разных соседних завода - «Наваль» (1897) и Черноморский механический и котельный (1896). При этом именно "Наваль" имел судостроительный профиль, и поэтому годом основания всего ЧСЗ считается 1897. Завод сразу закладывался как главный для Черноморского флота, военного и торгового, однако свою роль он обрёл не сразу.

Первый крупный проект - оснащение русских броненосцев «Князь Потёмкин-Таврический», "Златоуст", "Евстафий", а также крейсера "Кагул", корпуса которых строились на Николаевском Адмиралтействе (ныне им.61 коммунара).

12172781.jpg

В 1901 году следует начало самостоятельного строительства кораблей: заложена серия эскадренных миноносцев.

В 1908 году "Наваль" поглощает соседний Черноморский завод и становится крупнейшим заводом Юга России. С этого времени начинается крупномасштабное строительство: подводные минные заградители, эсминцы класса "Новик", минные крейсеры. В 1911 году на заводе заложено два линкора. Это высший пилотаж судостроения и средоточие прогрессивных технологий того времени.

В данном случае, ради справедливости, я бы защитил Российскую империю: она осилила не только закладку и оснастку крупнейшего завода, создание цепочки кооперационных связей, но и быстрый его переход к вершине судостроительных технологий, всего за 14 лет. Можно, конечно, критиковать её социальный строй, политику, но забывать о таких фактах тоже нельзя.

12156397.jpg

Итак, в 1915 году верфь сдает императорскому флоту дредноут - линкор «Императрица Екатерина Великая». Этот линкор примечателен тем, что 8 января 1916 года имел артиллерийскую дуэль со знаменитым германо-турецким "Гебеном".

Период 1895-1916

1895

25 сентября: Начало строительства судостроительного, механи­ческого и литейного завода под названием «Анонимное общество судостроительных, механических и литейных заводов в городе Николаеве». Сокращённым названием было «Наваль», неофициально предприятие также называли Французским заводом[1].
Октябрь: Начало строительства на смежном с заводом «Наваль» участке «Обществом механического производства в Южной России» Черноморского механического и котельного завода (Черноморский завод). Завод должен был выпускать машины и котлы для судов и кораблей, строившихся в Николаеве для Черноморского флота.


1896

Ноябрь: Открытие Черноморского завода.


1897

21 октября: Открытие завода «Наваль».


1898

Заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин, котлов и артиллерийских башен для строящегося на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосца «Князь Потёмкин-Таврический».

 

1899

Первая крупная политическая забастовка 700 рабочих котельного и мостостроительного цехов.

 

1901

Заключение контракта на изготовление и монтаж главных паровых машин, котлов и артиллерийских башен для строящихся на заводе Николаевского Адмиралтейства броненосцев «Иоанн Златоуст», «Евстафий» и крейсера «Кагул». С этого времени завод становится основной машиностроительной базой для судостроительных заводов юга страны.
Июль: Закладка эскадренного миноносца «Заветный». Сдан Черноморскому флоту в 1903 году. Эсминцы «Завидный», «Задорный», «Звонкий» и «Зоркий» построены в период 1903—1905 годов.


1902

Всеобщая забастовка рабочих завода.

 

1903

Сдан Черноморскому флоту эскадренный миноносец «Заветный».

 

1904

Постройка дизель-компрессорной станции и внедрение в широких масштабах пневматической клёпки, сверловки, рубки и чеканки взамен ручных работ.

 

1905-1907

Неоднократные локальные и всеобщие забастовки, демонстрации и вооружённые столкновения с поли­цией и войсками, непрерывные массовые аресты бастующих и восставших рабочих.

 

1908

Включение путём слияния акций Черноморского завода в состав завода «Наваль» и начало реконструкции завода.

 

1909

Закладка первого в мире подводного минного заградителя «Краб».

Окончена постройка и сданы Черноморскому флоту минные крейсеры "«Лейтенант Шестаков», «Капитан-лейтенант Баранов», «Лейтенант Зацаренный», «Лейтенант Пущин».

 

1910

Строительство нового здания технической конторы и нового плаза.

 

1911

Окончание реконструкции стапеля № 1 и закладка линейного корабля «Императрица Екатерина Великая».
Окончание постройки восьмого пролёта главного механического цеха (старо-турбинный участок), предназначенного для сборки паровых турбин.

 

1912

Сооружение башенно-артиллерийского цеха на площадях, ранее занимавшихся мостостроительным цехом, технической конторой и столовой.
Всеобщая забастовка в знак протеста против ленского расстрела.
Переход завода под контроль Санкт-Петербургского международного коммерческого банка[2].
Окончание постройки зданий нового деревообрабатывающего комплекса.


1913

Окончание сооружения Большого ковша с восточной набережной и пирсом.
Окончание постройки здания трубомедницкого цеха.
Сдача в эксплуатацию 150-тонного плавучего крана, поступившего из Дуйсбурга.
Ввод в эксплуатацию плавдока грузоподъёмностью 30000 тонн, построенного заводом «Руссуд».


1914

Окончание постройки и сдача флоту эскадренных миноносцев «Беспокойный», «Дерзкий», «Гнев­ный», «Пронзительный».


1915

Июнь: Сдан Черноморскому флоту минный заградитель «Краб».
Сдан Черноморскому флоту линейный корабль «Императрица Екатерина Великая».
Окончание строительства арматурного цеха (цех 25).
Внедрение разметки деталей корпуса по разверткам с плаза по способу Симпсона-Егорова.
Начало постройки восьми эскадренных миноносцев типа «Новик».


1916

Февраль: Всеобщая забастовка рабочих и закрытие завода.
Окончание постройки ново-турбинного участка и организация производства паровых турбин.
Окончание постройки нового здания главного магазина и передача старого здания кузнечно-прессовому цеху.
Окончание строительства инструментального цеха.
Окончание постройки прессового участка главной кузницы (гидравлический ковочный пресс усилием 3000 тонн установлен в 1912 году в недостроенном здании).
Окончание строительства здания электроремонтного цеха.
Август: Окончание постройки мартеновского цеха (первая плавка в декабре).

 

Затем - революция и гражданская война. Она принесла заводу первый перерыв в деятельности (1918-1925).

Период 1917-1924

 1917

Март: Образование на заводе Исполнительного комитета рабочих и солдатских депутатов. Установление на заводе двоевластия.
Август—октябрь: Создание отрядов Красной гвардии и организация ими охраны завода.

 

1919

Май: Национализация завода.

 

1921

Начало работ по восстановлению и модернизации поднятых затопленных кораблей и достройке кораб­лей, оставшихся на заводе и в других местах, в том числе двух подводных лодок типа «АГ», эскадрен­ных миноносцев «Незаможник» («Занте»), «Петров­ский» («Корфу»), «Шаумян» («Левкас»), «Фрунзе», «Дзержинский» и др.

 

1922

Ноябрь: Название завода изменено на «Николаевские объединенные государственные заводы им. Марти и Бадина»[3].
Вышел в 20 экземплярах первый номер заводской многотиражной газеты «Гудок Наваля».
Открытие библиотеки завкома профсоюза с фондом 1200 книг (к 1987 году в библиотеке более 250 000 книг).

 

1923

Начало опытных работ по освоению электросварки.

 

1924

4 ноября: Название завода изменено на «Николаевские объединенные государственные заводы им. Андре Марти».

 

Завод под новым "революционным" именем - "им. Андре Марти" вернулся к своей деятельности. Сперва стали строить лёгкие корабли и гражданские суда, затем перешли к более серьёзным проектам - крейсерам, лидерам эсминцев, эсминцам, крупносерийному строительству подлодок. Строили также ледоколы и понтонные комплекты. А в 1938 году, после генеральной реконструкции в ходе 2-й пятилетки, на заводе был заложен линкор "Советская Украина" (которому не суждено было быть достроенным).

12136941.jpg

Война принесла второй перерыв в работе - с осени 1941 г. по лето 1944. При этом, нужно особо отметить, что всю ценную технологическую оснастку, недостроенные корпуса на плаву, запасы судового металла и квалифицированные кадры были эвакуированы морем, параллельно с эвакуацией Одессы. Потери при этой операции были минимальные. Завод прекратил работать, но потенциал остался - что позволило в 1945 году достаточно быстро возобновить работу.

12133868.jpg

Период 1925-1941

1925

Закладка на стапеле № 1 танкера «Эмбанефть» (первоначальное название «Красный Николаев»).

 

1926

6 апреля: Постановлением президиума Всеукраинского ЦИК завод и группа работников награждены орденом Трудового Красного Знамени УССР[4].
Август: Промышленное внедрение электросварки.

 

1927

Создание бюро строителей судов (БСС).
Прибытие на завод Председателя ВСНХ СССР В. В. Куйбышева, решившего вопросы загрузки завода на длительное время.
Преобразование участка главного механического цеха в самостоятельный судомонтажный цех (цех № 15).
Черноморскому флоту сдан крейсер «Червона Украина».
Создание деревообрабатывающего цеха (цех № 14), выделенного из корпусного цеха.

 

1928

Начало производства серии малооборотных дизелей мощностью 1400 л. с. для своих танкеров и для дру­гих заводов отрасли.

 

1929

Создание самостоятельного малярного цеха (цех № 41).
Создание Судотреста (с 1930 года — Главморпром) и включение завода в его состав.

 

1930

Черноморскому флоту сданы подводные лодки типа «Декабрист».

 

1932

Черноморскому флоту сдан крейсер «Красный Кавказ».
Начало строительства серии цельносварных подводных лодок типа «М».
Ввод в эксплуатацию первого корпуса судомонтажного цеха. До 1932 года судомонтажный (44) цех помещался во вре­менных деревянных строениях и в здании испыта­тельной станции.

 

1933

Создание цеха озеленения. Начало благоустройства территории завода.

 

1934

Ввод в эксплуатацию второго корпуса судомонтажного цеха.
2 сентября: Создание Конструкторского отдела.

 

1935

Начало строительства крейсеров, эскадренных миноносцев, ледоколов, подводных лодок серии IX, XI, XIII для Тихо­океанского и Черноморского флотов и Севморпути.
Начало стахановского движения на заводе.

 

1936

Организация цеха судовых паровых турбин и турбоагрегатов на площадях бывшего вагоностроитель­ного цеха (цех № 26).

 

1937

Создание достроечного цеха (цех № 34) и диспетчерского отдела.

 

1938

7 февраля: Судомонтажный цех разделён на три цеха: судомонтажный (цех № 44), трубомедницкий (цех № 45), жестяницкий (цех № 46).
Август: Окончание строительства надводной части стапеля «О» и закладка линейного корабля «Советская Украина».
Окончание постройки нового здания и организация второго арматурного цеха (цех № 12). В 1949 году здание было восстановлено и передано РУ-1 (ПТУ-5).
Выделение из главного механического арматурного цеха (цех № 25).
Август: Строительство за 22 дня силами ремонтно-строительного цеха двухэтажного здания и вселение в не­го такелажно-парусного цеха (цех № 42). До этого времени являлся участком корпусного цеха (в послевоенный период в этом восстановленном здании помещается цех № 41).
Октябрь: Создание отдела главного технолога завода.

 

1939

Награждение орденами и медалями большой группы работников завода за успешное выполнение зада­ний правительства.

 

1940

Закончено строительство блока цехов.
Создано ФЗО-3 (в дальнейшем ПТУ-14).

 

1941

Июнь: Организация производства авиабомб, переправочных понтонов, а также форсирование строительства судов на стапеле и на плаву.
Август: Эвакуация всех кораблей, находившихся на плаву, уникального технологического оборудования, ин­струментов, ценных материалов и высококвалифи­цированных рабочих и ИТР.


Немцы ушли с территории завода 27 марта 1944 г., разрушив 95% инфраструктуры и почти все здания, стапеля, цеха и эллинги. В общем, логичное решение, потому что иначе бы противник поставил бы в ремонт поврежденные корабли ЧФ. Разрушение завода - привело к перестройке его на новом технологическом уровне. Он был воссоздан практически с нуля, однако при этом сохранив свои кадры, а также инструментальную оснастку, и уже в конце 1945 года начал работать в полную силу.

 

После войны завод воссоздаётся и становится многопрофильным "заводом заводов" кораблей, обгоняя все три ленинградских "брата" по масштабу. Начинается самый длительный период его расцвета (1945-1991). В это время он строит не только "военку", но и много другое - ледоколы, буксиры, китобойные базы, сухогрузы, научно-исследовательские суда, плавбазы и перегрузчики ракет, плавбазы подлодок, плавмастерские, супертраулеры-рыбовозы, БМРТ, суда для исследования морского дна, танкеры, балкеры. За советское послевоенное время было построено больше полутысячи (!) судов, для оснащения торгового, научно-исследовательского и рыболовного флотов СССР. Среднетоннажные суда строились на поточно-позиционной линии, как конвейер. Строились также доки для других заводов, понтоны и авианосный испытательный комплекс "Нитка".
Период 1944-1991

1944

28 марта: Покинувшие Николаев войска гитлеровской коалиции перед уходом полностью разрушили завод (из 784 зданий и со­оружений сохранилось только два здания: здания медсанчасти и крепёжной мастерской, сейчас в нём станоч­ный участок арматурно-крепежного цеха).

Апрель: Начало восстановления завода силами особой строительно-монтажной части № 44 (ОСМЧ-44) и цехами завода.
Сентябрь: Начало занятий в РУ-1, ФЗО-3, ФЗО-7, судостроительном техникуме и кораблестроительном институ­те (во временных зданиях).

 

1945

Октябрь: Начало достройки кораблей, эвакуированных на период временной оккупации.

 

1947

Внедрение рентгенографического контроля качества сварных соединений.

Начало строительства новых цельносварных судов из плоскостных и объемных секций. Внедрение в широких масштабах автоматизированных видов электросварки и газовой резки металлов.

 

1948

Введение системы подготовки производства планирования судостроения и снабжения на технологичес­кой основе путём применения планово-учётных единиц технологических комплектов и этапов.

 

1949

8 февраля: Награждение завода орденом Ленина и 275 работников орденами и медалями за успешное выполне­ние заданий правительства и в связи с пятидесяти­летием завода. Логотип Викитеки текст указа

25 апреля: Разделение корпусного цеха на три: корпусообрабатывающий (цех № 17), корпусосборочный (цех № 18) и корпусно-стапельный (цех № 16).
Организация машиносчётной станции (МСС).
7 декабря: Создание второго судомонтажного цеха (цех № 40).

 

1950

Освоение процесса литья якорных цепей.

 

1951

Создание сборочно-сварочного цеха (цех № 11).

 

1951

Создание арматурно-крепежного цеха (цех № 39).

 

1952

Создание корпусодостроечного цеха (цех № 12).

Создание второго малярного цеха (цех № 22).

Начало внедрения строительства судов среднего водоизмещения поточно-позиционным методом.

 

1953

Открытие на заводе филиала Николаевского судостроительного техникума.

Создание цеха комплектации (ликвидирован в 1962 году).

 

1954

Создание паропреобразовательных подстанций взамен паро-котельных.

Объединение кузнечно-прессового цеха со штамповочным (цех № 6).

 

1955

Строительство регазификационной станции пропан-бутана и подачи его цехам по трубопроводам.

Внедрение дробомётного способа очистки металла от окалины и ржавчины.

 

1956

Внедрение процесса литья якорных цепей целыми смычками (изобретение П. Т. Кузьмина).

Название завода изменено на «Николаевский судостроительный завод имени И. И. Носенко».
Организация подготовки производства и начало серийного строительства рыбопромысловых судов поточно-позиционным методом.
Внедрение способа вычерчивания плаза в масштабе 1:10.
Начало строительства китобойных баз проекта 392, сухогрузных судов проекта 567, научно-исследова­тельских судов и других плавбаз различного назначения.

 

1957

Июль: Упразднение министерства судостроительной промышленности СССР и включение завода в состав Херсонского совнархоза, а в 1963 году — в состав Черноморского совнархоза.

 

1959

Создание Отдела главного сварщика.

 

1959—1960

Спроектировано, изготовлено и установлено 43 стационарных козловых крана, заменивших железнодорожные краны.

 

1960

Внедрение высокотехнологичной сваривающейся низколегированной стали для изделий корпусного литья.

 

1961

Внедрение ультразвуковой дефектоскопии. Внедрение предметной специализации участков и цехов на постройке единичных и малосерийных судов.
Постройка станции углекислого газа и подача газа цехам по трубам.
Замена сплошных наружных лесов местными подвесными этажерками, люльками и др.

 

1962

Внедрение в широких масштабах электросварки в среде CO2.

Замена твёрдого и жидкого топлива, а также привозного пропан-бутана природным газом (Шибилинского месторождения), подаваемым по магистраль­ным трубам (газификации завода).
Перебазирование медсанчасти завода в трёхэтажное здание общей площадью 5400 м².
Начало строительства авианесущих крейсеров проектов 1123, 1143, 1143.3, 1143.4, 1143.5. Строительство продолжалось более тридцати лет.

 

1964

Начало строительства рыбопромысловых и сухогрузных судов и изделий машиностроения на экспорт.
Перебазирование в новое здание инструментального цеха (цех № 10).

 

1965

Создание лаборатории НОТ. Начало систематической разработки планов научной организации труда.
Упразднение совнархозов и подчинение завода министерству судостроительной промышленности СССР.

 

1966

Окончание стадиона «Судостроитель».
Окончание строительства Западной и Южной набережной.

 

1967

Открытие Дворца культуры и техники завода.

Организовано строительное управление хозспособа.
Построено здание и организован учебный комбинат завода.
Построен новый корпусообрабатывающий цех (цех № 17).

 

1968

Создан участок по производству огнестойких слоистых пластиков для деталей зашивки судовых помещений.

Название завода изменено на «Черноморский судостроительный завод».
Начало строительства кораблей особого назначения — проектов 394, 994, 10221, 1288.4. Строительство продолжалось более двадцати лет.

 

1969

Организация на заводе вычислительного центра (ВЦ).

На площадях старого корпусообрабатывающего цеха организован цех металлоконструкций для судо­вого машиностроения (цех № 3).

 

1970

Организация управления заводом по видам производств: судостроительного, машиностроительного, рыбопромысловых судов.

Декабрь: Награждение завода орденом Октябрьской Революции за успешное выполнение пятилетнего плана и организацию новой техники. Логотип Викитеки текст указа
Окончена постройка научно-исследовательского судна «Академик Сергей Королёв».
Организация службы АСУП на базе ЦЛОЭ, ВЦ и МСС.
Построены и введены в эксплуатацию очистные сооружения.

 

1971

Создание цеха технологического автотранспорта (цех № 28).

 

1972

Реорганизация цехов: первого малярного, деревообрабатывающего и модельного и образование цехов модельно-мебельного (цех № 1) и первого столярно-малярного (цех № 41).

Окончена постройка здания инженерно-лабораторного корпуса (ИЛК). Перебазирование отделов заводоуправления в ИЛК.

 

1973

Внедрение комплекса испытаний рыбопромысловых судов у стенки завода без выхода в море.

 

1974

Внедрение автоматизированной системы плазовотехнологической подготовки производства.

 

1975

Начало постройки серии сухогрузных судов типа «Атлантика» с горизонтальным способом подачи грузов.

 

1976

Создание и внедрение новой конструкции спускового устройства, механизирующего спусковые работы.

Начало строительства нового жилого массива завода на намывной территории («Намыв»).

 

1977

Сентябрь: Награждение завода вторым орденом Ленина за успешное выполнение планов десятой пятилетки.

 

1978

Внедрение системы групповой гидравлики в конструкцию тележечных поездов для передвижки и на­катки судов на плавдок.

 

1979

Внедрение технологии изготовления якорных цепей из проката с применением электросварки.

Внедрение в широких масштабах агрегатированного монтажа механизмов, устройств и систем на постройке БМТР.
Построен и введён в эксплуатацию цех крупнопанельного домостроения (цех № 47).

 

1980

Создание в арматурном цехе (цех № 25) специализированного участка обработки на станках с ЧПУ.

 

1981

Начало развития бригадных форм организации труда с оплатой за конечный результат.

 

1983

Создание совета бригадиров завода.
Внедрение процесса оконтуровки секций и блоков с помощью оптических приборов.
Завершение монтажа кранов грузоподъёмностью 900 тонн, реконструкции стапелей и начало внедрения крупноблочного строительства судов.

 

1984

Создание цеха автоматики (цех № 30).
Внедрение транспортировки объемных секций массой до 200 т. автотрейлерами.

 

1985

Внедрение транспортировки объемных секций массой до 200 тонн автотрейлерами.
На северной набережной для подъёма и схода работающих установлены эскалаторы.


1986

Промышленное внедрение рекуперации электроэнергии в заводскую сеть при швартовных испытаниях.


1987

Создание рабочей группы по подготовке завода к внедрению хозрасчёта и самофинансирования.
В Мисхоре построен и начал действовать восьмиэтажный первоклассный дом отдыха «Судостроитель» на 200 мест.
В районе северной набережной построена и внедрена в эксплуатацию современная столовая на 860 мест.

 

1988

Создан совет трудового коллектива завода (СТК).
Начало строительства новой набережной и подготовки территории для размещения комплекса монтажно-достроечных цехов.
Включение в структурную схему управления заводом должности заместителя директора завода по экономике.
Состоялась выставка «Опыт ЧСЗ» на ВДНХ.
25.11.1988 спущен на воду ТАКР «Рига», в последующем переименован в «Варяг», не достроен, продан в КНР.

 

1989

Февраль: Первым в области вступил в строй цех крупнопанельного домостроения. Первенец — 114 — квартирный жилой дом.
Июнь: Заложен очередной траулер, которому присвоено имя Анатолия Ганькевича.
Ушел на испытания ТАКР «Тбилиси».
Первая посадка самолетов Су-27, Су-25 и МиГ-29 на ТАКР «Тбилиси».


1991

Сдан ТАКР «Адмирал флота Советского Союза Куз­нецов».
На Украине создана судостроительная корпорация «Укрсудстрой», куда вошли такие предприятия и организации как ПО «ЧСЗ», ПО имени 61-го Коммунара, ЦКБ «Черноморсудопроект» и др.

 

Однако самой яркой страницей завода было строительство авианесущих кораблей для океанского флота Советского Союза.  При этом завод шёл постепенно к усложнению, осваивая и накапливая всё более сложные технологии и самое ценное - опыт. Сперва были построены пара вертолётоносцев проекта 1123 ("Москва" и "Ленинград").

12144111.jpg

После перешли к строительству более крупных носителей - авианесущих крейсеров типа "Киев", проект 1143. 

12145135.jpg

Строительство начато 21 июля 1970. Спущен на воду 26 декабря 1972. Введён в эксплуатацию 28 декабря 1975. Выведен из состава флота 30 июня 1993

В 1993 году в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработки ресурса вооружения, механизмов и оборудования, выведен из боевого состава флота, после — разоружён и продан правительству КНР. В начале 1994 года его отбуксировали в Циньхуандао, где переоборудовали под музей. В сентябре 2003 года «Киев» отбуксировали в Тяньцзинь и является частью парка развлечений.

 

12181998.jpg

«Минск» был спущен на воду 30 сентября 1975 года. Вступил в строй в 1978 году. В ноябре 1978 года бы включён в состав Тихоокеанского флота. В 1993 году было принято решение о разоружении «Минска», его исключении из состава ВМФ России с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации. В августе 1994 года после торжественного спуска Военно-морского флага он был расформирован.

В конце 1995 года «Минск» был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. После авианосец был перепродан китайской компании Shenzhen Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, «Минск» стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне. 22 марта 2006 года авианосец был выставлен на аукцион, однако покупателей не нашлось. 31 мая 2006 года авианосец снова был выставлен на аукцион и был продан за 128 миллионов юаней. После ресторации станет развлекательным центром. 

 

12172782.jpg

ТАКР "Новороссийск". Строился с 1975 по 1978 года. Изменения, вносимые в проект во время постройки, задержали срок сдачи в эксплуатацию до 1982 г. С 1978 г. спущен на воду и достраивался в плавучем состоянии.15 августа 1982 г. на корабле был торжественно поднят Военно-морской флаг СССР, а 24 ноября он был включен в состав Краснознаменного Тихоокеанского флота. ТАКР "Новороссийск" выведен из состава флота в 1991 г. Продан Южной Корее и в 1997 году был разобран окончательно на металл.

 

12164590.jpg

 Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» (до 4 октября 1990 года назывался «Баку», затем переименован в «Адмирал флота Советского Союза Горшков», но в последнее время в официальных документах именуется в упрощенном виде «Адмирал Горшков»). 5 марта 2004 года крейсер исключен из боевого состава ВМФ РФ, действующее наименование аннулировано, торжественно спущен Андреевский флаг. В настоящее время корабль после полной перестройки введен в состав ВМС Индии в качестве авианосца «Викрамадитья» и находится на достройке на плаву, у одного из причалов Северного машиностроительного предприятия.

 

12132846.jpg

В 1988 году завод переходит на следующий уровень сложности - накопленный опыт и конструкторская кооперация с Невским ЦКБ (г.Ленинград) позволил перейти к строительству полноразмерного тяжелого авианосца, уже без всяких "но" - закладывается атомный авианосец "Ульяновск" (проект 1143.7). Водоизмещение, по разным данным, от 74.000 до 85.000 тонн, четыре реактора, резервные дизельные двигатели, авиакрыло в 70-72 самолёта, включая самолёты ДРЛО. Это уже был полноценный лидер флотской группировки, сопоставимый с классом "Нимиц". К вводу в строй корабль планировался на ноябрь 1995 г.

До 1 января 1992 года "Ульяновск" успели построить на 25% и сформировать корпус, однако развал СССР, введение НДС Гайдаром и последовавший коллапс кооперационных связей с Россией прекратил все работы. В феврале 1992 года украинское правительство издаёт распоряжение о разборке корпуса авианосца на металл.
 

12165601.jpg

С "Варягом" было посложней - он уже был достроен на 67% и начал оснащаться. Туда в 1993 г. приезжали Кучма и Черномырдин, но решения никакого не приняли. А потом российскому руководству стало уже не до кораблей и флота, после быстрой приватизации промышленности и дефолта-1998. В общем, корабль ржавел у причала. В апреле 1998 г. Варяг был продан компании Chong Lot Travel Agency Ltd. Переименован в «Shi Lang».


Крах СССР провёл чёрный водораздел в биографии - "завод заводов" практически перестал работать, сдав уже заложенные среднетоннажные суда. Сейчас жизнь там немного теплится, что-то пытаются, но используется только 5% мощностей, кое-что сдается в аренду, но в целом завод не работает. Квалифицированные кадры разбежались, многие уже на пенсии - третий перерыв в работе гиганта затянулся уже на 19 лет - намного дольше, чем в годы войн и революций, и с более печальным результатом.

Период с 1992

1992

Резко сократились объёмы производства на заводе. Но завод выходит из тяжелого положения, в сборочно-сварочном цехе изготавливаются секции для рефрижераторов завода имени 61 ком­мунара, секция траулеров для завода «Океан». 12 февраля была сдана ОТК и Регистру первая сек­ция заказ 201.
Вышло решение о порезке ТАКР «Ульяновск», находящегося на стапеле.
Первый корабль ВМС Украины «Славутич», построенный черноморцами, поднял флаг и вышел на ходовые испытания.
Первый диффузионный аппарат, изготовленный на ЧСЗ, отправился во Львовскую область в посёлок Красный на сахарный завод.
Май: Открылся спорткомплекс на Намыве, построенный «ЧСЗ» для обслуживания заводчан и их семей.

 

1993

ЧСЗ подписал контракт с греческой компанией Avin International SA на строительство трёх танкеров.

Июнь: На ЧСЗ побывали премьер-министр Украины Л. Д. Кучма и председатель Совета Министров РФ B. C. Черномырдин. Они побывали на ТАКРе «Варяг».
Июль: На Улице Крылова открылся новый магазин-салон «Наваль». В нём продается продукция народного потребления, выпускающаяся на ПО «ЧСЗ».
В Коблево на заводской базе отдыха открыт новый современный корпус, рассчитанный на отдых 250 черноморцев и членов их семей в один заезд.

 

1994

Спущен на воду первый танкер-продуктовоз Kriti Amber, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.

 

1995

11 февраля: Сошёл со стапеля на воду Kriti Amethyst — второй танкер, строящийся по заказу греческой компании Avin International SA.

Сдан головной танкер-продуктовоз Kriti Amber для греческой компании Avin International SA.

 

1996

Сдан второй танкер-продуктовоз Kriti Amethyst для греческой компании Avin International SA.
Сдан третий танкер-продуктовоз Platinum для греческой компании Avin International SA.

 

1997

Достройка и сдача четвёртого танкера-продуктовоза Pearl для греческой компании Avin International SA.

На стапеле строится и готовится к спуску пятый танкер-продуктовоз Theodoros для греческой компании Avin International SA.

 

1999

Сдан пятый танкер-продуктовоз Theodoros для греческой компании Avin International SA.

 

2002

Сдан шестой танкер-продуктовоз Nicos для греческой компании Avin International SA.

 

2003

Ведутся переговоры о продаже предприятия. ЧСЗ исключен из списка стратегических предприятий, не подлежащих продаже.

 

2005

Предприятие занимается арендой своих площадей для фирм, подрядчиков, ремонтирующих суда . Из 40 000 работников осталось чуть более 2000 человек (в основном администрация). Директором на короткое время становится Сагайдаков Александр Михайлович (дир. ОАО «Николаевская малотоннажная верфь»).

 

12127712.jpg

 

Вики

Николаев-Москоу (живой журнал)

Еще 3-4 сайта

Изменено пользователем for_saIe
  • Плюс 17

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Esq_SV    751

Но флот остался ...

Калининград .. Питер ... Североморск ...

(заводы ...)

Изменено пользователем Esq_team_RU_35
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
del32358027    7 816

Но флот остался ...

Калининград .. Питер ... Североморск ...

(заводы ...)

Ну да... Флот остался...спасибо "Совку"?

Изменено пользователем for_saIe

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Esq_SV    751

 

США планирует летать в космос на российских двигателях, несмотря на санкции. Корпорация United Launch Alliance собирается нарастить поставки РД-180 в течение ближайших семи лет, до тех пор, пока они не сделают свой собственный для ракеты Атлас-5.

 

Об этом на встрече с деловыми кругами Америки рассказал президент корпорации ULA Тори Бруно. Его компания уже 15 лет отправляет аппараты в космос на РД-180, которые производят в подмосковных Химках. И теперь ежегодно собираются покупать вместо пяти - 8 штук в год.

 

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Kitblack    4 927

Всё верно, был СССР - был завод, был флот. Не стало СССР - не стало ни шиша.

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
EisenTod    239

Чот слишком унылый вброс для срача. Хотя ща особо одаренные проснутся и устроят.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
del32358027    7 816

США планирует летать в космос на российских двигателях, несмотря на санкции. Корпорация United Launch Alliance собирается нарастить поставки РД-180 в течение ближайших семи лет, до тех пор, пока они не сделают свой собственный для ракеты Атлас-5.
Об этом на встрече с деловыми кругами Америки рассказал президент корпорации ULA Тори Бруно. Его компания уже 15 лет отправляет аппараты в космос на РД-180, которые производят в подмосковных Химках. И теперь ежегодно собираются покупать вместо пяти - 8 штук в год.

А знаешь в чем фишка. США решили сократить количество своих членов на МКС с 3 до 2-х, итог уменьшение экспедиций России и её членов

Изменено пользователем for_saIe

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
EisenTod    239

А знаешь в чем фишка. США решили сократить количество своих членов на МКС с 3 до 2-х, итог уменьшение экспедиций России и её членов

 

Кто о чем, а анимешники о членах:unsure:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
del32358027    7 816

Кто о чем, а анимешники о членах:unsure:

Свои влажные фантазии держи при себе. :trollface:

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Esq_SV    751

А знаешь в чем фишка. США решили сократить количество своих членов на МКС с 3 до 2-х, итог уменьшение экспедиций России и её членов

 

Самостоятельно в космос кто моГЕТ ??? летать ???

Россия ...да ... Америка ? ... сомневаюсь ....

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
EisenTod    239

Свои влажные фантазии держи при себе. :trollface:

 

Мне не терпится ими поделится:)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Esq_SV    751

Как говорится ...

Маразм не *** с возрастом не проходит  а только усугубляется ...

368a2.thumb.jpg.4f9d3a4da1efcba8185186f37e2f25ae.jpg

Изменено пользователем Esq_SV
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
del32358027    7 816

Самостоятельно в космос кто моГЕТ ??? летать ???

Россия ...да ... Америка ? ... сомневаюсь ....

Просто никому это на*** ни надо. Терраформация Луны и Марса...сомнительное предприятие.

Посчитай лучше количество разработанных танков, самолетов и кораблей за последние 25 лет (не модификации).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Mr_LLITOPM    9

Спасибо за статью. 

А тем кто каментит.... Зачем устраивать срачь и подключать сюда политику.... Зачем?

Вам её в соц.сетях не хватает или в жизни? 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
del32358027    7 816

Спасибо за статью. 

А тем кто каментит.... Зачем устраивать срачь и подключать сюда политику.... Зачем?

Вам её в соц.сетях не хватает или в жизни? 

Да пусть шумят.

Просто странно приписывать достижения СССР в копилку РФ.

  • Плюс 2
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Esq_SV    751

Да пусть шумят.

Просто странно приписывать достижения СССР в копилку РФ.

 

Приписки остались в ...... с Ельцыным ...

А Крым наш ... без единого выстрела ...

Запад, US, UA, EU просто подавились ...

 

Изменено пользователем Esq_team_RU_35
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
EisenTod    239

Спасибо за статью. 

А тем кто каментит.... Зачем устраивать срачь и подключать сюда политику.... Зачем?

Вам её в соц.сетях не хватает или в жизни? 

 

Какая политика?Я вообще про яой.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
del32358027    7 816

Приписки остались в ...... с Ельцыным ...

А Крым наш ... без единого выстрела ...

Запад, US, UA, EU просто подавились ...

12160486.jpg

  • Плюс 1
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
EisenTod    239

12160486.jpg

 

ПМС скорее всего у девочки в первый раз.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Esq_SV    751

 

 

 

 

ПМС скорее всего у девочки в первый раз.

 

Если пока UA 40 и UA 43 не в составе RU ... формально но фактически .... потеряли ещё  и UA 09 и UA 14 ...

ВаПоСАв нет ...

Изменено пользователем Esq_team_RU_35

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

×