Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
kefir033

Вспомним о "Мэйне"

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
258 публикаций
391 бой

785246af28e3.jpg

Поздним вечером 15 февраля 1898 года в порту Гаваны взлетел на воздух американский линкор 2-го класса "Мэйн". Официально он прибыл туда для обеспечения безопасности граждан США в условиях вспыхнувшей на Кубе партизанской войны против испанских колонизаторов, а фактически - для демонстрации силы.
Разумеется, испанцы были далеко не в восторге от этого визита, однако, не желая портить отношения с самой мощной державой Западного полушария, они не стали препятствовать заходу корабля в гавань. Испании война с США была абсолютно не нужна, а американское руководство, мечтая захватить остатки некогда великой колониальной империи, наоборот, стремилось к ней изо всех сил. Требовался только повод, и он таки появился. Американская пропаганда тотчас же приписала уничтожение линкора Испании, хотя на Земле вряд ли нашлось бы хоть одно государство, которому этот инцидент был менее выгоден.

Испанцы категорически отрицали свою причастность к взрыву, пытаясь приводить логические аргументы, но логика в таких случаях не действует. Всю "свободную" прессу в США моментально охватила антииспанская истерия, страна покрылась плакатами со страстными призывами отомстить и лозунгами Remember the Maine! (Помни о "Мэйне"!), к которым часто добавляли в рифму To hell with Spain! (Испанию - в ад!). За короткий срок была написана и поставлена опера Remember the Maine!, которая пользовалась у американцев большой популярностью. Разумеется, в опере линкор взрывали злобные испанские диверсанты.
Не менее быстро подсуетились рестораторы и изобрели патриотичный коктейль Remember the Maine (две унции ***, унция вермута и унция вишневого ликера), великолепно поднимавший боевой дух. А газеты тем временем смаковали "ужасные зверства" испанцев в их американских колониях. В общем, война стала лишь вопросом времени и закономерно разразилась спустя два месяца. 22 апреля американская эскадра контр-адмирала Стэнтона подошла к Гаване и с ходу открыла огонь по городу.
Однако вернемся к самому "Мэйну". Истинная причина его гибели не выяснена до сих пор. После подъема останков корабля удалось установить лишь то, что он затонул из-за взрыва порохового погреба, в котором хранились метательные заряды носовых шестидюймовых орудий. Американцы без каких-либо оснований утверждали, что взрыв спровоцировало попадание торпеды или же мина с часовым механизмом, прикрепленная к днищу корабля боевыми пловцами.
Была и другая версия, согласно которой порох взорвался из-за пожара, вызванного неосторожным обращением с огнем, замыканием в электросети или самовозгоранием битумного угля в угольной яме, расположенной впритык к пороховому складу. Но в США эта "бытовая" гипотеза, естественно, не нашла понимания.
Наконец, есть третья, "конспирологическая" теория. Ее сторонники уверены, что "тихие американцы" сами взорвали корабль, чтобы возложить вину на испанцев, получив таким образом моральное право на агрессию, а заодно и убедив собственных граждан в необходимости войны. Впрочем, никаких доказательств этой теории, кроме известной римской сентенции "Is fecit, qui prodest", пока никто не представил.
В интернете, правда, давно бродит запущенная кем-то байка о том, что на "Мэйне" весь экипаж, кроме офицеров, был набран из негров, а офицеры "гуляли" на берегу, поэтому при взрыве будто бы не погибло ни одного белого. Сочинитель этой байки, очевидно, подразумевал, что провокаторы, взорвавшие "Мэйн", были еще и расистами, поэтому они намеренно пожертвовали ради осуществления своего коварного плана "второсортным" человеческим материалом.
Однако данный вымысел не имеет ничего общего с реальностью. Согласно документам, из 355 членов экипажа линкора (290 матросов, 26 офицеров и 39 морских пехотинцев) было всего 30 чернокожих и "цветных". При взрыве погибло 266 человек, в том числе двое офицеров. Высокий процент выживших среди командного состава объяснялся тем, что офицерские каюты располагались на корме, а взрыв произошел в носу корабля, где находились матросские кубрики. В момент взрыва почти все офицеры уже разошлось по своим каютам, а в передней части "Мэйна" остались только вахтенные, которые и разделили его судьбу вместе с большинством простых моряков.
Я не берусь судить, какая из версий является правильной. По-моему, все они имеют право на существование, а катастрофа "Мэйна", судя по всему, так и останется одной из неразгаданных загадок истории, дающих простор для самых разнообразных домыслов и фантазий.

Вячеслав Кондратьев.

 

3e4a4eabe81f.jpg

 

 

Последний "прижизненный" снимок "Мэйна", сделанный на входе в Гаванскую бухту незадолго до гибели .

caf7e44bf4e6.jpg

 

f3f8256366fe.jpg

 

 

 

 

4d39cc6641ba.jpg

 

 

15b659d794e6.jpg

 

 

e7e3065f8c87.jpg

 

58ce12bf27f3.jpg

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 822
Бета-тестер
6 623 публикации
5 047 боёв

Вроде как сейчас считают, что основной причиной стал пожар в угольном погребе. Изучив чертежи крейсера, нашли дефект в конструкции, который при пожаре в угольной яме приводил к перегреву соседнего артпогреба носовой башни ГК.

 

Но понятное дело, в 1898 никто о таком не задумывался.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
339 публикаций

Вроде как сейчас считают, что основной причиной стал пожар в угольном погребе. Изучив чертежи крейсера, нашли дефект в конструкции, который при пожаре в угольной яме приводил к перегреву соседнего артпогреба носовой башни ГК.

 

Но понятное дело, в 1898 никто о таком не задумывался.

Понятное дело, ведь мало того, что это было выгодно штатам, так ещё даже небыло Ютландского сражения, и ещё никто особо не задумывался о технике безопасности на кораблях.

 

ТС, байка о неграх порвала:teethhappy:

Изменено пользователем Poln_Kopetz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
50
[USER]
Альфа-тестер, Коллекционер
142 публикации
5 635 боёв

Как бы то ни было, руководство США повод использовало сполна. Выгода была налицо. Цинично, да. А что делать...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
258 публикаций
391 бой

Вроде как сейчас считают, что основной причиной стал пожар в угольном погребе. Изучив чертежи крейсера, нашли дефект в конструкции, который при пожаре в угольной яме приводил к перегреву соседнего артпогреба носовой башни ГК.

 

Но понятное дело, в 1898 никто о таком не задумывался.

 

Согласно этой версии, мина, установленная злыми испанцами в целях предотвращения вмешательства США в испано-кубинский конфликт, стала причиной гибели Мэйн. Ей поверило большинство американцев в то время, и эта версия более, чем устраивала политиков, давно уже искавших повода наброситься на издыхающую колониальную империю Испании, вернее, на ее останки. Однако позже и в настоящее время, версия признана неубедительной, так как правительство Испании в то время должно было быть безумным, совершив такую диверсию. Испания не имела никаких шансов в войне с США, все это знали и понимали, и тогда, и сейчас. Как раз наоборот, Испания делала все возможное, чтобы избежать конфликта с США и сохранить за собой свое последнее владение в Новом Свете, Кубу. 
Если взрыв мины действительно имел место и не был актом диверсии, то это могла быть сорванная с якоря мина, установленная в ряду прочих для защиты подходов в гавани. Мина начала дрейфовать, и в конце-концов ткнулась в злополучный броненосец. 
Есть некоторые весьма веские свидетельства в пользу минной версии – ряд очевидцев утверждал, что было два взрыва, разделенных несколькими секундами времени. Другое важное свидетельство – положение листов обшивки в месте огромной пробоины в подводной части корпуса – листы загнуты внутрь корпуса, что очевидно свидетельствует о внешнем взрыве. Кроме того, в месте гибели броненосца, на дне гавани, имеется большая воронка, скорее всего, взрывного происхождения. 
Против минной теории выступают два факта – отсутствие в водах гавани мертвой рыбы и отсутствие столба воды в момент первого взрыва. То есть столба воды не заметил никто, а ведь это неизбежное сопутствие взрыву мины у борта или под днищем корабля. Мертвая рыба также является неизбежным спутником взрывов в воде, хотя воды гавани уже и в то время были настолько загрязнены, что отсутствию мертвой рыбы не стоит удивляться, потому что ее не было ни живой, ни мертвой. 

 


Многие изначально, еще в 1898 году, предположили, что причиной взрыва стало самовозгорание угля в соседней с погребом угольной яме А16. Самовозгорание угля было частым явлением на судах и кораблях послевоенной (Гражданская война в США) постройки. На свежих иломах угля начинается процесс оксидирования, сопровождающийся выделением тепла, и когда температура достигает точки возгорания, уголь начинает тлеть. Жар от тлеющего угля, утверждают сторонники угольной версии, вызвал взрыв пороховых зарядов. Последний осмотр угольной ямы А16 был произведен в 8 утра того дня – времени до момента взрыва было достаточно для самовозгорания и последующего тления. 
Однако против этой версии имеется ряд серьезных фактов. На броненосце никогда не было происшествий, связанных с самовозгоранием угля или его нагреванием, да и вообще на большинстве кораблей к тому времени эта проблема перестала быть проблемой. Сорт угля, находившегося в яме, не считался опасным в этом плане. Уголь не был подвержен прямому действию солнечного света, а яма не была расположена вблизи источников тепла, которые способствовали бы быстрому нагреванию. Не было никаких показаний аномально высокой температуры где-либо на борту корабля. Дисциплина на Мэйне была высокой, экипаж славился выучкой, и следовательно, нет причин считать, что возгорание угля стало следствием небрежности. 

 

Первые два официальных следствия проводились трибуналом ВМС США в 1898 и 1911 годах, неофициальные следствия проводились адмиралом Риковером в 1976 году, и Нэшнл Джиогрэфик в 1999 году, и все эти следствия пришли к противоречивым выводам. 
Следствие 1898 года
21 февраля началось следствие под руководством капитана ВМС Уильяма Сампсона. Комиссия Сампсона пришла к выводу, что причиной взрыва пороховых погребов стал наружный взрыв мины, однако в официальном докладе Комиссии было заявлено, что «следствию не удалось выяснить конкретного виновника или виновников взрыва мины». Что не помешало правительству США обвинить в трагедии Испанию, и начать войну. 
Следствие 1911 года
К 1908 году топор войны был давно уже зарыт, и выяснилось, что останки броненосца отнюдь не стали украшением в Гаване, мешая судоходству и нормальной работе порта. Правительство США, равно как и общественность, хотели извлечь останки погибших и предать их подобающему захоронению. Попутно можно было выяснить, или удостовериться, в прчине гибели корабля. Броненосец надо было поднять, что и сделали в декабре 1910 года, и комиссия под руководством адмирала Врилэнда приступила к следствию номер два. 
Различные секции корпуса пронумеровали и тщательно сфотографировали, были построены модели Мэйн, а также того, что от него после взрыва осталось. Комиссия пришла к выводу, что детонация зарядов была вызвана внешним взрывом – как и первая комиссия, однако первоначальный взрыв произошел дальше к корме, чем считалось ранее, и первый взрыв был менее мощным, чем предполагалось первой комиссией. 
Останки погибших, извлеченные из корпуса Мэйн, были торжественно захоронены на Арлингтонском кладбище, а сам броненосец затопили на глубине, в открытом море. 
Следствие 1976 года
В 1976 году адмирал Риковер заинтересовался загадкой гибели броненосца, и в компании с несколькими чинами ВМС США организовал еще одно расследование, попытавшись проанализировать имеющиеся факты на основе опыта расследования гибели кораблей, полученного в ходе 2-й Мировой войны и позже. Вот на основе этого опыта он и пришел к выводу, что причиной стало самовозгорание угля, опубликовав материалы своего расследования в виде книжки на 23-х страницах. В заключении его расследования говорится, что нет никаких свидетельств в пользу версии наружного взрыва, вызванного миной. 
Общественность приняла его версию, и она стала предпочтительной. Так было в течении более четверти века, пока за дело не взялся журнал Нэшнл Джиогрэфик. 
Следствие 1999 года
В 1999 году, в столетнюю годовщину гибели броненосца, журнал Нэшнл Джиогрэфик передал все имеющиеся по делу материалы в лаборатории Advanced Marine Enterprises для проведения компьютерного моделирования и анализа катастрофы. Результатом стало заключение о предпочтительности минной версии, в ее пользу больше данных. С выводами компьютеров не согласились сторонники угля, и само собой, адмирал Риковер. На 124-й ежегодной сессии Института военно-морских исследований США произошел бурный диспут, затянувшийся на два часа, но окончательного ответа так и не давший. 

 

Гибель броненосца осталась загадкой. Не выяснено главное, что стало причиной детонации пороховых зарядов. Внешняя причина или внутренняя? А не выяснив этого, нельзя разбираться далее – кто его утопил. Если взрыв был внешним, то это означает мину. И какой-то чей-то злой умысел практически полностью исключается. Испания этого сделать не могла, что признано всеми сторонами. Американские сторонники войны с Испанией также вряд-ли могли организовать такую диверсию, в ту эпоху. Боевых пловцов еще не было, мини-подлодок тоже, а представить себе команду водолазов в громоздких костюмах, волокущих к борту Мэйн мину, не берется никто, ни даже самый отчаянный борец с американским империализмом. Если это была мина, то мина, сорванная с якоря, и отнесенная судьбой к борту Мэйна, а уж удачность взрыва с точки зрения интересов правящей верхушки США, это только удачность, и ничего более. 
Если взрыв произошел по внутренним причинам, если первый взрыв, сдетонировавший второй, произошел внутри корпуса, то тут, как говорится, возможны варианты. Тут можно порассуждать о готовых на все политиках, даже на гибель своих сограждан. Хотя если привлечь в помощь здравый смысл, то версия политического злодействия кажется весьма сомнительной. Войну все равно бы развязали, с Мэйном или без него. И можно было устроить куда более дешевую провокацию, чем потопление нового броненосца, вошедшее в историю ВМС страны, как одно из самых кровавых. Кроме того, устройство взрыва на борту корабля могло сразу же возбудить нездоровый интерес к очевидному факту – каким таким таинственным образом испанцы ухитрились организовать все это. Следующий вопрос – если взрыв был организован ястребами американской внешней политики – они что, нашли камикадзе в рядах экипажа? Как вообще можно было найти готового на такое страшное дело среди моряков броненосца, не вызвав слухи? То есть, и тут следует признать, что злой умысел скорее всего отсутствует. 
При очевидно хорошо поставленной внутрикорабельной службе на борту броненосца, лично мне кажется наиболее предпочтительной версия дрейфующей мины. 

 

 

Изменено пользователем kefir033

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
323 публикации

Понятное дело, ведь мало того, что это было выгодно штатам, так ещё даже небыло Ютландского сражения, и ещё никто особо не задумывался о технике безопасности на кораблях.

 

ТС, байка о неграх порвала:teethhappy:

 

Что-то американцы вечно лезут в чужую жизнь...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
305 публикаций
1 134 боя

Я больше чем уверен, что это сделали американцы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 822
Бета-тестер
6 623 публикации
5 047 боёв

Я больше чем уверен, что это сделали американцы.

 

Хоть один убедительный аргумент - зачем американцам в предверии войны с Испанией губить новейшей постройки тяжелый корабль - привести сможете? Справка: в американском флоте было всего ШЕСТЬ (включая "Мэн") линейных кораблей.

 

У янки что - старые канонерки для провокаций кончились? Взорвали бы какой-нибудь древний хлам!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 977
Репортер, Альфа-тестер, Коллекционер
6 429 публикаций
719 боёв

А как же свобода, демократия, уважение к другим государствам?

 

Эти ценности в силе, если "другое государство" - США.

 

 

Хоть один убедительный аргумент - зачем американцам в предверии войны с Испанией губить новейшей постройки тяжелый корабль - привести сможете? Справка: в американском флоте было всего ШЕСТЬ (включая "Мэн") линейных кораблей.

 

У янки что - старые канонерки для провокаций кончились? Взорвали бы какой-нибудь древний хлам!


Не понимаете вы, не понимаете. Чем ЦЕННЕЕ, ДОРОЖЕ, КРУЧЕ, МОЩНЕЕ что-то, тем СИЛЬНЕ резонанс, тем ГРОМЧЕ можно будет вопить и тем БЫСТРЕЕ и ПРОЩЕ начать войну! Это же основы основ! Классическая подстава!

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
305 публикаций
1 134 боя

 

Эти ценности в силе, если "другое государство" - США.

 


Не понимаете вы, не понимаете. Чем ЦЕННЕЕ, ДОРОЖЕ, КРУЧЕ, МОЩНЕЕ что-то, тем СИЛЬНЕ резонанс, тем ГРОМЧЕ можно будет вопить и тем БЫСТРЕЕ и ПРОЩЕ начать войну! Это же основы основ! Классическая подстава!

 

Вот вам и аргумент.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 822
Бета-тестер
6 623 публикации
5 047 боёв

Не понимаете вы, не понимаете. Чем ЦЕННЕЕ, ДОРОЖЕ, КРУЧЕ, МОЩНЕЕ что-то, тем СИЛЬНЕ резонанс, тем ГРОМЧЕ можно будет вопить и тем БЫСТРЕЕ и ПРОЩЕ начать войну! Это же основы основ! Классическая подстава!

 

Угу. Только вот слишком дорогая и опасная. Поясняю еще раз: это один из ШЕСТИ боеспособных кораблей первой линии во всем американском флоте вообще. А у американцев вообще-то был конфликт не только с испанцами но и долгоиграющая конфронтация с немцами (в войну не перешедшая, но вполне себе учитывавшаяся).

 

Попросту: абсурдно дорого, ради каких-то там кубинцев терять новый линкор. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
882
Старший бета-тестер, Старший бета-тестер, Старший бета-тестер
6 922 публикации
4 164 боя

 

Угу. Только вот слишком дорогая и опасная. Поясняю еще раз: это один из ШЕСТИ боеспособных кораблей первой линии во всем американском флоте вообще. А у американцев вообще-то был конфликт не только с испанцами но и долгоиграющая конфронтация с немцами (в войну не перешедшая, но вполне себе учитывавшаяся).

 

Попросту: абсурдно дорого, ради каких-то там кубинцев терять новый линкор.

Нет ничего лучше для колоссального денежного вливания в вооружённые силы, как "ужасающее поражение!", "катастрофа!", "враг у ворот!". И всё-таки, не линкор, а броненосец 2 класса.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 822
Бета-тестер
6 623 публикации
5 047 боёв

Нет ничего лучше для колоссального денежного вливания в вооружённые силы, как "ужасающее поражение!", "катастрофа!", "враг у ворот!". И всё-таки, не линкор, а броненосец 2 класса.

 

При чем тут "враг у ворот"? Никто в США в здравом уме не верил, что Испания может напасть на Америку. Полуразваливающаяся-то!

 

Американцы влезли в конфликт только по одной причине: кубинские революционеры, поднимая (уже в третий раз за тридцать лет) восстание на Кубе против испанского бестолкового владычества, непрерывно просили американцев о помощи. Война на Кубе шла уже три года. Американцы в то время были весьма падки на призывы о "помощи в обретении независимости от европейского владычества", и общественное мнение, за прошедшие десятилетия изрядно разогретое национально-освободительной кубинской борьбой, считало что пора придти и помочь.

 

Не забывайте об этом. А то в историографии очень часто подают все так, будто американцы с бухты-барахты напали на бедную слабую Испанию. На самом деле, конфликт на Кубе уже бушевал три года и кубинское население само просило придти и выгнать испанцев.

 

Изменено пользователем Dilandualb

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
155 публикаций
54 боя

Попросту: абсурдно дорого, ради каких-то там кубинцев терять новый линкор. 

не ради кубинцев, а ради весомых колониальных приобретений.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
764
[KM]
Альфа-тестер
2 462 публикации
5 921 бой

не ради кубинцев, а ради весомых колониальных приобретений.

 

угу,

  • Отказ от претензий на суверенитет Кубы. Занятие освобожденных территорий Соединенными Штатами, которые берут на себя обязательства по охране жизни и имущества, согласно международному праву.
  • Испания уступает США остров Пуэрто-Рико и другие, находящиеся под её суверенитетом в Вест-Индии, и на острове Гуам в архипелаге Марианские острова (Ладронские острова).
  • Испания уступает Соединенным Штатам Филиппинские острова за двадцать миллионов долларов.[1]

какие уж тут кубинцы.

 

В тексте мирного договора не содержалось ни слова о том, что будет предоставлена независимость Кубе, хотя еще перед началом боевых действий США обещали ее видным деятелям освободительного движения, уже оформившегося и действовавшего на этом острове для того, чтобы заручиться их поддержкой. Американские войска заняли там все ключевые населенные пункты, а местная Освободительная армия, во избежание нежелательных для янки эксцессов, была распущена. Таким образом, Куба де-факто превратилась подконтрольную территорию Соединенных Штатов Америки.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
508 публикаций
185 боёв

 

Угу. Только вот слишком дорогая и опасная. Поясняю еще раз: это один из ШЕСТИ боеспособных кораблей первой линии во всем американском флоте вообще. А у американцев вообще-то был конфликт не только с испанцами но и долгоиграющая конфронтация с немцами (в войну не перешедшая, но вполне себе учитывавшаяся).

 

Попросту: абсурдно дорого, ради каких-то там кубинцев терять новый линкор. 

Не кубинцев, а Испанцев - война была США и Испании, проигравшей была Испания, у которой небыло ни одного шанса на победу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×