Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
del32358027

Советское наследие. Авианосцы.

В этой теме 35 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
14 723 публикации

Доброго товарищи форумчане, и все кто не очень. ©

 

11990887.jpg

 

Дымный след «Адмирала Кузнецова», ставший поводом для активных обсуждений в прессе и соцсетях (форум), имеет долгую предысторию. Рассказ о единственном на сегодня действующем российском авианосце, создание которого стало итогом многих компромиссов и паллиативных решений.

 

21 июля 1970 года на стапеле крупнейшего в СССР Черноморского судостроительного завода в Николаеве был заложен головной корабль проекта 1143 — противолодочный крейсер с авиационным вооружением, получивший имя «Киев». Он должен был стать первым советским авианосцем, то есть кораблем, предназначенным для базирования, взлетов и посадок самолетов непосредственно с палубы. Характеристики этого проекта представляли собой плод трудного внутрисоветского компромисса, выражавшегося во всем, включая классификацию. Задним числом определение «противолодочный крейсер с авиационным вооружением», затем поменявшееся на «тяжелый авианесущий крейсер», будут объяснять в том числе желанием избежать проблем с проходом Черноморскими проливами, однако эти объяснения ложны: во-первых, конвенция Монтре не содержит прямого запрета на проход проливов авианосцами причерноморских государств, а во-вторых, в западной классификации, которую использовала в том числе и контролирующая проливы Турция, в том числе и в классификации, используемой в приложениях к конвенции Монтре «Киев» и его наследники всегда четко обозначались именно как aircraft carriers — авианосцы.

 

Причина классификационных фокусов была чисто внутренней: прямо объявить о строительстве кораблей, которые одновременно клеймились прессой как «орудия агрессивной войны», в рамках советских идеологических реалий было невозможно.

В значительной части те же причины определили и характеристики корабля: через рогатки многочисленных противников авианосцев как класса кораблей прошел гибрид, предназначенный для базирования и полетов самолетов вертикального взлета и посадки (СВВП) и вертолетов, при этом с крейсерским ракетным вооружением и вполне «авианосных» размеров. 37 тысяч тонн стандартного водоизмещения и 273 метра длины при котлотурбинной энергетической установке мощностью в 180 тысяч лошадиных сил располагали Киев примерно посередине между французскими авианосцами типа «Фош» и «Клемансо», стандартное водоизмещение которых составляло около 30 тысяч тонн, а длина — 265 метров, и 45-тысячетонными американскими «Мидуэями».

В отличие от названных кораблей, «Киев» не располагал сплошной полетной палубой по всей длине корабля - его носовая часть была занята крейсерским вооружением, что ограничивало его авианосные возможности эксплуатацией СВВП, так же, как у значительно меньших по размеру британских кораблей типа «Инвинсибл», проектировавшихся в то время.

Наибольшие проблемы проекта 1143 были связаны именно с авиагруппой: СВВП Як-38, дозвуковой самолет со слабым вооружением и относительно небольшим радиусом действия странно смотрелся на корабле, оснащенном противокорабельными ракетами дальностью до 500 километров. Фактически Як-38, официально классифицируемый как штурмовик, не мог выполнять ни одну из актуальных задач: в качестве ударного самолета в действиях против флота он был бесполезен, не имея ракетного вооружения, позволяющего атаковать корабли, а как самолет ПВО соединения имел мало шансов в противостоянии с ударными машинами врага, действующими под прикрытием сверхзвуковых истребителей.

Недостатки «Киева» были очевидны, и альтернативы продолжали рассматриваться.

 

11939685.jpg

Один из вариантов проекта 1160.

 

Главной альтернативой служил проект, получивший номер 1160. Также не обошедшийся без компромиссных решений в виде пусковых установок ПКР, это был тем не менее полноценный проект авианосца. Ядерная энергетическая установка, 72 тысячи тонн стандартного и 80 — полного водоизмещения, сквозная полетная палуба, авиационный технический комплекс, включающий угловую палубу, четыре паровые катапульты и аэрофинишер делали его полноценным функциональным аналогом американских суперавианосцев.

В составе авиагруппы планировалось использовать самолеты МиГ-23А «Молния» (палубный вариант новейшего на тот момент советского фронтового истребителя), бомбардировщики-ракетоносцы Су-24К (палубный вариант разрабатываемого на тот момент ударного самолета), специально созданные для авианосца самолеты противолодочной обороны П-42 КБ Бериева, а также «летающие радары» на их базе и вертолеты. По мере развития авиатехники планы менялись: в 1973 году в качестве перспективных машин предполагались уже палубные варианты разрабатываемых в то время Су-27 и МиГ-29.

Создание этого корабля требовало решения ряда технологических задач, главной из которых была разработка аэрофинишера и паровых катапульт — устройств, ранее советской промышленностью не производившихся. Относительно возможности создания этих систем в 1970-е годы сомнений нет — СССР к тому времени располагал всеми необходимыми технологиями.

Тем не менее детальная разработка проекта 1160 тоже не была начата. Вместо нового авианосца было решено продолжать серию 1143, заложив в 1972 году второй корабль проекта 1143 — тяжелый авианесущий крейсер «Минск», а в 1975-м — «Новороссийск».

 

Сторонники авианосцев, пользуясь поддержкой министров обороны и судостроительной промышленности, а также вниманием главкома ВМФ, продолжали предлагать варианты. В 1973 году на основе наработок по проекту 1160 в Невском проектно-конструкторском бюро началась разработка проекта 1153, так же, как и 1160, атомного авианосца схемы CATOBAR (Catapult Take-off But Arrested Recovery) — с катапультами и аэрофинишером, но меньшего по размерам и более дешевого, с двумя катапультами вместо четырех. Этот проект, однако, также должен был нести ПКР, а состав авиагруппы при стандартном водоизмещении в 60 тысяч тонн должен был достигать 50 машин.

Строительство корабля предполагалось начать в 1978 году, однако в 1976-м авианосное лобби лишилось двух основных фигур: 26 апреля умер министр обороны Андрей Гречко, а 11 июля — министр судостроения Борис Бутома. По настоянию нового главы военного ведомства Дмитрия Устинова серия 1143 была продолжена четвертым кораблем — ТАВКР «Баку».

 

11941733.jpg

Проект 1153. Вариант общего вида.

 

Тем не менее флот не оставлял попыток получить корабль, способный поднимать самолеты обычного взлета и посадки. Невское ПКБ начало разработку нового проекта авианосца, максимально близкого к проекту 1143 по общекорабельным системам, — для устранения как минимум барьера в виде цены разработки нового корабля.

 

1 сентября 1982 года на стапеле Черноморского ССЗ был заложен пятый корабль проекта 1143 — тяжелый авианесущий крейсер «Рига». Он стал плодом компромисса между желанием получить наконец нормальный авианосец и давлением «противоавианосного» лобби, соглашавшегося максимум на модификации проекта 1143. Технически проект корабля 1143.5 представлял гибрид наработок по проекту 1153 и научно-исследовательской работе (НИР) «Ордер», которые были внедрены на исходную базу проекта 1143.

По размерам 1143.5 со стандартным водоизмещением в 55 тысяч тонн не сильно уступал 1153, будучи ощутимо крупнее предшественников. Большая площадь палубы и подъемников позволяла использовать тяжелые и габаритные машины на основе Су-27, но катапульты из проекта ушли — вместо них на корабле должен был использоваться трамплин, также позволяющий взлетать с укороченной дистанцией разбега.

Ушла и ядерная энергетическая установка — вместо нее «Рига», вскоре после закладки переименованная в «Леонида Брежнева» в связи со смертью генсека, получила котлотурбинную установку в составе четырех турбозубчатых агрегатов семейства ТВ-12 и восьми паровых котлов КВГ-4 суммарной мощностью в 200 тысяч лошадиных сил. Этот вариант силовой установки и определил будущее ТАВКР, после спуска на воду в 1985 году переименованного в «Тбилиси», а в 1990-м, на фоне приближающегося распада СССР, — в «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов».

 

«Кузнецов» не мог не быть проблемным кораблем — его ввод в строй, пришедшийся на период распада страны, был сопряжен с серьезными организационными проблемами, не последней из которых была неясность судьбы корабля: осенью 1991 года командование ВМФ всерьез рассматривало угрозу захвата корабля в Севастополе украинскими сепаратистами, пользовавшимися определенной популярностью в том числе и на Черноморском флоте.

Итогом стал скрытный и спешный уход «Кузнецова», на котором еще не были в полном объеме завершены работы, в том числе и по энергетической установке, из Черного моря на Северный флот.

Размещение корабля в Кольском заливе позволяло не беспокоиться за его государственную принадлежность, но нормальному вводу в строй не способствовало: на Черном море осталась подавляющая часть технических специалистов, без которых обслуживание авианосца представляло значительные проблемы. Отчасти эти проблемы решало то, что в составе Северного флота были ТАВКР «Киев» и «Адмирал Горшков» (до 1990 года именовавшийся «Баку»), имевшие почти идентичные «кузнецовской» силовые установки, однако резкое сокращение военных расходов и вывод этих кораблей из первой линии в резерв с сокращением экипажей не улучшали ситуацию.

 

В 1993 году первые три корабля проекта 1143 — «Киев» и тихоокеанские Минск и «Новороссийск» были выведены из состава ВМФ окончательно. В 1994 году флот лишился и «Адмирала Горшкова», к тому времени поставленного на ремонт после пожара в кормовом машинно-котельном отделении. В Николаеве прекратились работы на систершипе «Кузнецова» — тяжелом авианесущем крейсере «Варяг» (заложенном в 1985 году под именем «Рига» и переименованном в 1990-м). Последний корабль семейства 1143 — 1143.7, получивший имя «Ульяновск», в 1993 году был разрезан на стапеле в Николаеве в 20-процентной готовности. В дальнейшем судьба этих кораблей сложится по-разному, и наиболее интересной окажется участь «Горшкова» и «Варяга»: первый после длительной перестройки в Северодвинске будет в 2013 году передан Индии как авианосец «Викрамадитья», второй в 1998 году будет продан Украиной в Китай, чтобы полтора десятка лет спустя стать авианосцем «Ляонин».

 

11988836.jpg

ТАВКР «Рига», впоследствии «Варяг»

 

«Ульяновск» же, заложенный в 1988 году, когда из советского военного строительства уже начали уходить идеологические догмы, максимально приближен к полноценному авианосцу — комбинированная схема с одновременным использованием трамплина в носовой части корабля и катапульт на угловой палубе, большие размеры и атомная энергетика делали его близким по возможностям к нереализованным проектам 1160 и 1153, а также атомным авианосцам ВМС США. Впрочем, противокорабельные ракеты должен был нести и он.

 

В 1995 году «Адмирал Кузнецов» решили послать в Средиземное море: дальний поход приурочили к предстоявшему на следующий год трехсотлетию российского флота. Первый поход мог оказаться и последним — поломка энергетической установки едва не привела к потере корабля в шторм. Авианосец благополучно завершил поход и вернулся в Кольский залив, однако состояние технических средств электромеханической боевой части остается головной болью и сегодня.

Недостаток средств на полноценный ремонт в 1990-х — начале 2000-х годов в сочетании с дефицитом подготовленных специалистов сделали проблемы корабля хроническими. Отчасти их удавалось решать каннибализацией, снимая нужные детали с эсминцев проекта 956, использовавших аналогичные главные турбозубчатые агрегаты и котлы, но системным решением проблемы это не было. Проблемы с энергетикой серьезно снижают ходовые возможности корабля, что влияет на возможности его самолетов — для взлета с максимальным взлетным весом (то есть наибольшим запасом топлива и боевой нагрузкой) необходимо, чтобы корабль развивал как можно большую скорость хода. Имеющиеся эксплуатационные ограничения приводят к сокращению запаса топлива и боевой нагрузки, что влияет на ударные возможности самолетов. Внешне проблемы с корабельной энергетикой проявляются в том числе и излишним дымлением в ряде режимов — по словам некоторых специалистов, непосредственной причиной дыма может быть неисправность автоматики управления ГЭУ, что не позволяет использовать оптимальные режимы сжигания топлива.

Проблемы с энергетикой стали лишь частью общих недостатков «Кузнецова». Долгое время продолжавшаяся деградация инфраструктуры, так и недоукомплектованная до конца авиагруппа и общее состояние флота, который до 2000-х годов не имел средств на полноценную боевую подготовку, привели к утрате значительной части наработанного на предшествовавших кораблях опыта эксплуатации авианосцев. Сейчас этот опыт по сути приходится получать заново, но единственный российский корабль-авианосец за это время отнюдь не помолодел.

 

Радикально решить проблемы «Кузнецова» должны запланированные на ближайшие годы модернизация и ремонт корабля, но для сохранения палубной авиации как системы этого недостаточно. ВМФ России по-прежнему нуждается в самолетах, способных прикрыть его развертывание вдали от побережья, — в первую очередь для защиты собственных морских границ в Арктике и на Тихом океане. Но для того, чтобы создание авианосцев нового поколения стало возможным, флот должен сохранить и отремонтировать «Адмирала Кузнецов». Другого источника кадров и технологий в этой сфере в России нет.

 

© Lenta

Изменено пользователем for_saIe
  • Плюс 4

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
14 723 публикации

В общем просрали. :(

 

Изменено пользователем for_saIe

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
604 публикации
179 боёв

В общем просрали. :(

 

Он же устаревший на 40 лет.Еще и на мазуте это просто эпик.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
14 723 публикации

Он же устаревший на 40 лет.Еще и на мазуте это просто эпик.

Но заметь...Пендосы и Толерасты замандрожировали. ))

  • Плюс 1
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
604 публикации
179 боёв

Но заметь...Пендосы и Толерасты замандрожировали. ))

И боже вас сохрани не читайте до обеда советских газет.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
14 723 публикации

И боже вас сохрани не читайте до обеда советских газет.

Ересь не неси, а просто почитай новости за неделю на иностранных ресурсах.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
10 528 публикаций
3 555 боёв

Ересь не неси, а просто почитай новости за неделю на иностранных ресурсах.

 

Он читает новости только журнала Гламур ( новые модели стрингов и тп  )

Изменено пользователем Sagittaris

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
14 723 публикации

Он читает новости только журнала Гламур ( новые модели стрингов и тп  )

Мне кажется он их не читает, а слушает, ибо читать сначала научится надо. :unsure:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
1 405 публикаций
6 026 боёв

+1 поставил...есть еще некоторые проблемы у этого корабля, но это мало кому интересно...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
14 723 публикации

+1 поставил...есть еще некоторые проблемы у этого корабля, но это мало кому интересно...

Вообще еще хочу одну статью сюда перенести - Черноморский судостроительный завод.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
1 405 публикаций
6 026 боёв

У меня есть книга строителя корабля) и про "Минск", замполит нашего экипажа там служил) Конечно переносите, будет как часть 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
[CP]
Бета-тестер кланов, Коллекционер, Старший бета-тестер, Коллекционер-испытатель
726 публикаций
16 827 боёв

О хоть про "МИНСК" упомянул - им командовал мой прадед (двоюродный). 

а... борька распилил... кораблю 14 лет было...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
604 публикации
179 боёв

Мне кажется он их не читает, а слушает, ибо читать сначала научится надо. :unsure:

 

А можно пару ссылок на новости?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
14 723 публикации
Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
5 088 публикаций
9 161 бой

Еще и на мазуте это просто эпик.

 

то что ооочень большая часть боевых кораблей ВСЕХ стран имеют котлы, работающие как раз на мазуте вы не в курсе ... матчасть учить и не пороть чушь ))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
604 публикации
179 боёв
Участник
14 723 публикации

то что ооочень большая часть боевых кораблей ВСЕХ стран имеют котлы, работающие как раз на мазуте вы не в курсе ... матчасть учить и не пороть чушь ))

Ну может для его веры, корабль не работающий на Ядреных реакторах из разряда мракобесия.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
1 405 публикаций
6 026 боёв

 

то что ооочень большая часть боевых кораблей ВСЕХ стран имеют котлы, работающие как раз на мазуте вы не в курсе ... матчасть учить и не пороть чушь ))

 

чтобы матчасть учить, надо грамоту освоить, а товарищи выше предположили, что коллега с Чудищем на аватарке не обучен грамоте)))
02:35 Добавлено спустя 1 минуту

Ну может для его веры, корабль не работающий на Ядреных реакторах из разряда мракобесия.

 

если он еще перечислит все наши НК с АЭУ))) что утопично, скорее всего)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
14 723 публикации

Где мандраж?

Ты хоть первую тему прочитай, что бы понять их "следить". В общем ты уже скатываешься в уныние и однотипность.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×