Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Aritakarukime

Эскадренный броненосец "Петропавловск"

В этой теме 22 комментария

Рекомендуемые комментарии

217 публикаций
179 боёв

Эска́дренный бронено́сец «Петропа́вловск» — корабль типа "Полтава" времен русско-японской войны. «Петропавловск» являлся флагманов 1-ой эскадры и участвовал в боях с вражеским флотом. 31 марта 1904 года броненосец подорвался на японской мине вблизи Порт-Артура и затонул. Потеря корабля и гибель находившегося на нём адмирала С. О. Макарова стали трагедией для русского флота.

Также погибли начальник его штаба контр-адмирал М.П.Молас, извест­ный русский художник-баталист В.В.Верещагин, 27 офицеров и 652 прочих чина.

ТТХ

Длина 114.3 м
Ширина 21,34 м
Осадка 8.6 м
Водоизмещение:  
стандартное 11 354 т
Вооружение:  
305/40 орудий 2х2
152/45 орудий 4х2 и 4х1
47/43 орудий 12х1
37-мм орудия 28х1
63,5 орудия (дес.) 2х1
Минно-торпедное вооружение: 6х1 торпедных аппарата
Бронирование:  
броневой пояс 406 мм
броневой траверз (носовой/кормовой) 229 мм/203 мм
башни главного калибра 254 мм
боевая рубка 229 мм
броневая палуба 51 мм
Механизмы: 2 вертикальные машины тройного расширения, 14 цилиндрических котлов
Скорость: 16.8 узла 
Дальность плавания: 1750 миль (15 узловым ходом)
Запас топлива: 1050 тонн
Экипаж: офицеры/нижние чины – 27/625

Первоначально «Петропавловск» проектировался как усовершенствованный вариант броненосца «Император Александр II», оснащенный второй 305-мм барбетной установкой и 203-мм орудиями в бортовых барбетах на высоте верхней палубы. Однако затем проект существенно переработали. Систему бронирования заимствовали у «Сисоя Великого», барбеты заменили башнями, вместо 203-мм орудий установили 152-мм скорострельные пушки Канэ в башенных установках, впервые оснащенных электроприводом вместо традиционных гидравлических передач. Уже в ходе строительства применили еще одну новинку - гарвеевскую броню, поставленную германским заводом «Крупп». Массивные полые мачты служили вентиляционными шахтами.«Петропавловск» был хорошо сбалансированным кораблём с неплохим сочетанием вооружения, защиты, скорости и мореходности. На момент спуска этот корабль был одним из наиболее мощных в своём классе в мире, однако затянувшаяся достройка корабля привела к тому, что броненосец реально вступил в строй одновременно с более современными кораблями. «Петропавловск» был создан в то время, когда прогресс в области военного кораблестроения шёл очень быстро, в результате чего его конструкция отражала новейшие достижения в технике, но в то же время имела немало уже устаревших элементов

 

Корпус

 

Схема бронирования корабля отражала концепции 1880-х годов, предусматривавшие защиту бронёй максимальной толщины машин, котлов и оснований башен. Главный пояс из 406-мм американской брони завода "Бетлехем стил" брони был практически неуязвим, но оконечности корабля никакой защиты, кроме карапасной броневой палубы, не имели, как и треть средней артиллерии.Над главным броневым поясом находился верхний броневой пояс длиной около 50 м, высотой 2,29 м и толщиной 127 мм, упиравшийся в барбеты башен главного калибра.Сверху главный пояс закрывался плоской броневой палубой толщиной 51 мм, за пределами броневого пояса бронепалуба становилась сводчатой  толщиной 63,5 мм в плоской части и 76 мм на скосах.Башни и барбеты главного калибра были защищены бронёй толщиной 254 мм, крыша башен имела толщину 51 мм. Башни и барбеты среднего калибра имели толщину брони 127 мм, крыши — 25 мм.Четыре расположенных в батарее 152-мм орудия никакой защиты, кроме бортовой обшивки, не имели. Однако с началом русско-японской войны весь борт между башнями среднего калибра между главной и верхней палубами был защищён полудюймовыми листами железа суммарной толщиной 76 мм. Для 1880-х годов такой подход был вполне оправдан, но с появлением в начале 1890-х годов скорострельной средней артиллерии с мощными фугасными снарядами небронированные оконечности могли быть быстро разрушены, что если бы и не привело к гибели, то, во всяком случае, почти лишило бы корабль боеспособности даже при отсутствии пробоин в броне.

Сравнение с японцами

Новейшие японские броненосцы «Микаса», «Асахи», «Сикисима» и «Хацусе» имели полный пояс по ватерлинии, защиту всей артиллерии среднего калибра (к тому же японские броненосцы имели на два 152-мм орудия больше), более адекватную противоминную артиллерию из двадцати 76-мм пушек, а также большую скорость. Авторитетный морской справочник «Джейн» за 1904 год оценивал боевую силу «Петропавловска» и новых японских броненосцев как 0,8 к 1 в пользу последних.

Но вот более старые японские броненосцы «Фудзи» и «Ясима», построенные примерно в то же время, что и «Петропавловск» (введены в строй осенью 1897 года), имели более мощный (до 457 мм), но и более короткий главный броневой пояс, также не закрывающий оконечностей (причём сами корабли были длиннее, а значит, площадь незабронированной ватерлинии у них была существенно выше). Верхний пояс японских броненосцев имел меньшую толщину (102 мм), но большую длину. Броневая палуба была толще - 63 мм против 51 мм у русского корабля. Артиллерия японского корабля была защищена хуже, чем у русского - из 10 средних орудий (на два меньше, чем у «Петропавловска») бронёй были защищены только четыре. Очень слабым было бронирование башен главного калибра - всего 102-152 мм, что едва не привело к гибели «Фудзи» в Цусимском сражении. Противоминная артиллерия японских броненосцев данного типа ко времени русско-японской войны состояла из шестнадцати 76-мм пушек. Защита от подводных взрывов по факту оказалась не лучше - «Ясима» затонул после подрыва на русской мине, хотя в его случае обошлось без взрыва погребов.

В целом можно считать, что «Петропавловск» был примерно эквивалентен или даже слегка превосходил «Фудзи» и «Ясиму» по боевой мощи и устойчивости.

 

Орудия главного калибра и их башенные установки вполне отвечали всем предъявляемым требованиям, за исключением невысокой скорострельности. Средняя артиллерия при хороших характеристиках самих пушек оказалась не очень удачно расположена: башенные установки были не слишком надёжны, имели невысокую скорость горизонтальной наводки, орудия в них по причине стеснённости боевого отделения, сложностей с подачей боеприпасов и других причин имеи невысокую скорострельность; батарейные же орудия оказались совершенно незащищёнными. Кроме того, у русских пушек Канэ, особенно 152-мм, оказались недостаточно прочными подъёмные механизмы, нередко выходившие из строя, особенно при стрельбе на больших углах возвышения.

Противоминная артиллерия броненосца к моменту вступления корабля в строй стала почти совершенно бесполезной, поскольку размеры новых миноносцев существенно увеличились, и стандартом противоминной артиллерии стали пушки калибром 75 мм. Большинство торпедных аппаратов были надводными, что повышало уязвимость корабля в бою; кроме того, как показала практика, они оказались совершенно бесполезными, хотя в те годы они во всех странах признавались необходимым элементом вооружения броненосцев. Размещение большей части погребов боеприпасов в носовой и кормовой части корабля вне брони снижало защищённость броненосца, особенно от подводных взрывов, что в итоге сыграло роковую роль в его судьбе.

 Машины корабля оцениваются как современные и надёжные, скорость и мореходность - как удовлетворительные. Броненосцы этого типа стали последними в российском флоте, на которых были установлены огнетрубные цилиндрические котлы, на поднятие пара в которых уходило в несколько раз больше времени, чем на новых водотрубных котлах.

Корабль имел две вертикальные паровые машины тройного расширения общей проектной мощонстью 10 600 л.с. (на испытаниях удалось достичь мощности 11 213 л.с.). Машины для корабля были заказаны в Англии (фирма «Хоторн Лесли») за 1 130 500 рублей.

Пар для машин вырабатывали 14 котлов, дым отводился в две дымовые трубы. Вторая труба в плане была эллиптической: в неё выходили дымоходы шести котлов, а в первую — восьми.

Машины вращали два четырёхлопастных винта диаметром 4,5 м.

Запас угля составлял 700/1050 тонн (нормальный/полный), что должно было обеспечивать дальность плавания в 4500 миль 10-узловым ходом. В реальности дальность плавания при полном запасе угля составляла 3750 миль при 1200 т угля.

Электричество  на корабле вырабатывали пять парогенераторов , четыре на 640 А и один на 320 А.

Броненосец имел шесть прожекторов диаметром 75 см и углами действия от 180 до 220 градусов, располагавшихся попарно на площадках мачт и вентиляционной мачты между трубами.

В 1902 году, уже на Дальнем Востоке, на корабле установили радиостанцию с дальностью действия до 70 миль.

Набор малых судов был стандартным для корабля 1 ранга: два паровых минных катера (на боках верхней палубы между башнями 152-мм орудий), два 20-вёсельных баркаса , два 16-вёсельных катера , два 14-вёсельных катера , два вельбота и два яла (в рейдовом положении эти шлюпки висели на шлюпбалках, а в походном устанавливались вторым ярусом на спардеке). Для их спуска и подъёма  использовались четыре грузовых стрелы (по две на грот-мачте и вентиляционной мачте между трубами).

Якорное устройство включало классические адмиралтейские якоря весом около 6,5 т каждый и два вспомогательных якоря Мартина.

 После достройки корабль имел чёрный корпус, белые над­стройки и палевые дымовые трубы. В дальнейшем окраска неоднократно менялась (так, при переходе на Дальний Восток корабль, за исключением жёлтых дымовых труб, был полностью выкрашен в белый цвет). К началу боевых действий все корабли Порт-Артурской эска­дры стали зеленовато-оливковым.

 

 

 

Боевые действия

После неудачи втором попытки заграждения выхода из Порт-Артура адмирал Того послал запрос о подготовке новых пароходов-брандеров. До их прибытия командование японского флота решило провести операцию по заграждению выхода постановкой мин ночью. Зная о том. что вице-адмирал Макаров при появлении кораблем японского флота в видимости Порт-Артура наверняка выйдет в море, японцы решили -заманить русских на минное заграждение. Операция была назначена на 26 марта, но ко времени выхода задул свежий южный ветер. Несколько дней стояла штормовая погода, и только после полудня 30 марта японский флот снялся с якоря и направился к Порт-Артуру. Придя в точку в 25 милях к зюйд-осту от острова Раунд, броненосцы и крейсера застопорили машины и легли в дрейф.

На кораблях, предназначенных для постановки, началось предварительное приготовление мин. В 17.40 4-й, 5-й отряды истребителей, 14-й отряд миноносцев и минный заградитель "Кориу-мару'" в охранении 2-го отряда истребителей направились к Порт-Артуру. Густые облака заволакивали небо, и море было подернуто туманом. Для постановки мин погода была самая подходящая На флагманском броненосце "Микаса" адмирал Того приказал поднять сигнал "заранее поздравляю с успехом"; на всех кораблях команды стояли во фронте, провожая уходящих. С "Кориу-мару" последовал ответный сигнал "в виду благоприятной погоды ручаюсь за успех". и отряд кораблей-заградителей направился па запад.

2-й отряд истребителей, прикрывавший постановщиков мин, сначала следовал впереди, затем при приближении к цели пропустил вперед 5-й отряд истребителей и 14-й отряд миноносцев и затем пошел рядом с заградителем "Кориу-мару". Отряд заградителей подошел к рейду Порт-Артура около 23.40 (по японскому времени), но ввиду дождя и полного мрака японцы не могли точно определить место. Ориентировке помогали шесть-семь русских прожекторов, освещавших подступы к внешнему рейду с береговых батарей и дежурных кораблей. Японцы несколько раз попадали в освещаемое пространство, но обнаружены не были. Различив очертания берегов справа и слева от прохода и уточнив свое место, японские корабли произвели постановку мин в соответствии с планом. Выполнив задачу, отряд вернулся на стоянку в северо-западной Корее. Замысел японцев удался полностью. Как они и предполагали, при появлении японских кораблей и  миноносца "Страшный" 31 марта. СО. Макаров вышел в море.

События развивались следующим образом. Макаров еще 26 марта получил агентурные сведения о том. что в портах Кореи японцы сосредоточили значительное количество транспортов для десантной операции па Квантунском полуострове. Местом сбора транспортов с десантом должны быть острова Эллиот. Вечером 30 марта и поход вышли восемь русских миноносцев для ночной атаки противника. В ожидании известий СО. Макаров прибыл на дежуривший в проходе крейсер "Диана" и ночь провел там. Когда ему несколько раз докладывали об обнаружении в свете прожекторов силуэтов кораблей, командующий категорически запретил открывать огонь, боясь обстрелять свои миноносцы. Командиры миноносцев 2-го отряда не имели опыта совместного ночного плавания и плохо знали район. Большинство их только недавно были назначены на свои корабли.

Ночью миноносцы этого отряда отстали и следовали самостоятельно. Японских кораблей и транспортов в районе островов Эллиот 1-й отряд не обнаружил и повернул к Порт-Артуру. Миноносец "Страшный", следуя самостоятельно, встретил отряд японских миноносцев и, приняв их за своих, пристроился в кильватер. На рассвете противники опознали друг друга, в неравном бою "Страшный" погиб. На помощь вышел крейсер "Баян" и на месте гибели миноносца под огнем японских крейсеров спас пять матросов. Командующий флотом направил в море остальные крейсера и в 7 часов утра вышел на "Петропавловске". За флагманским кораблем вышел броненосец "Полтава", остальные задержались из-за сильного ветра. Не дожидаясь остальных, Макаров пошел в море с двумя броненосцами.

Однако спустя некоторое время на горизонте показались главные силы японского флота. Русские повернули к Порт-Артуру и вернулись на внешний рейд. Здесь вступили в строй вышедшие броненосцы "Перс-свет" и "Победа". СО. Макаров повернул на ост  следуя в двух милях от берега, намеревался в случае приближения превосходящих сил противника принять бой под прикрытием береговых батареи. Строй русских кораблей был следующим: в кильватерной колонне "Петропавловск", "Полтава", "Аскольд", "Баян". "Пересвет", "Победа", "Диана", "Новик". Слева па траверзе флагманского корабля шли минные крейсера "Гайдамак" и "Всадник". Ни при выходе крейсеров и броненосцев, ни при начале маневрирования два последних приказаний на постановку тралов не получали - то ли из-за волны на рейде, то ли о минной опасности забыли. На мостике флагманского корабля были заняты наблюдением за противником и выходом на рейд пятого русского броненосца "Севастополь".

В 09.39 произошел взрыв. Мичман И.И. Ренгартен наблюдал гибель броненосца "Петропавловск" с мостика шедшей следом "Полтавы" и описал ее в своем дневнике так: "Этой ужасной картины я никогда в жизни не забуду. Под правой скулой "Петропавловска" взорвалась мина, он сразу накренился и стал уходить носом в воду, над местом взрыва выкинуло громадное пламя и целую кучу дыма. После этого взрыва было слышно еще несколько, то взрывались котлы и зарядные отделения мин.

Палуба мгновенно была объята пламенем. Трубы и мачты сразу куда-то исчезли, корма выскочила из воды, винт левой машины заработал в воздухе, люди падали кучами, многие падали в винт, и их размалывало на наших глазах. "Петропавловск" погружался быстро - через 2 минуты после взрыва его уже совершенно не было видно".

 

(Здесь и далее от первого лица) О том, что происходило на броненосце, рассказал флаг-офицер штаба командующего флотом В.П. Шмидт: "Подойдя к журналу, я стал записывать: "В 9 ч 43 мин - сигнал:..." - успел я лишь набросать, и вдруг послышался глухой сильный удар. У нас троих (капитана 2-го ранга Кроуна, сигнальщика и у меня) сорвало фуражки, и в одно мгновение стол, диван, шкаф с книгами и картами - все обратилось в груду обломков, циферблат с механизмом был вырван из футляра часов.

С трудом удалось высвободиться, и мы бросились к правому выходу из рубки на мостик. "Петропавловск" сильно кренился на правую сторону и настолько быстро погружался, что, стоя на твердом мостике, казалось, не имеешь опоры и летишь с головокружительной быстротой куда-то в бездну. Это чувство было очень неприятно.

Говорить, конечно, нельзя было из-за рева пламени, воды, постоянных взрывов и всеобщего разрушения. Выскочив на правую сторону мостика, мы увидели впереди себя море пламени; удушливый едкий дым почти заставлял задохнуться. Здесь я заметил фигуру адмирала, стоявшего спиной ко мне. Как думают те, кто хорошо знал адмирала, он прошел вперед, сбросив с себя пальто, чтобы узнать, что случилось, и вот можно предположить, что он был оглушен или убит одним из сыпавшихся обломков.

Только несколько секунд пробыли мы здесь и. опять с трудом перебравшие:, через деревянную рубку, еще каким-то чудом не разрушенную, мы с большими усилиями добрались до левого крыла мостика, так как крен на правую был уже очень велик.

Тут я увидел флагманского штурмана подполковника Коробицина. флаг-офицера мичмана Яковлева, еще нескольких офицеров, которых не помню, и много сигнальщиков, прыгавших с мостика вниз на крышу левой носовой 6-д. башни, и паровой катер, а оттуда в воду. Мимо меня, мне показалось, прошел великий князь Кирилл Владимирович. Мичман Яковлев старался хотя немного удержать команду.

Я взглянул наверх: надо мной стоял столб желто-черного дыма, который у меня прямо врезался в память. Рядом со мной обломком, которые сыпались вокруг, ударило по голове капитана 2 ранга Кроуна. он упал и больше не поднимался.

Посмотрел я на корму: шканцы, казавшиеся высоко над мостиком, усеяны людьми, которые без всякого удержа сплошною живою рекою бросались за борт, попадая в работавшие до последнего взрыва винты и между обломками.

При виде такой картины сердце сжалось от ужаса. Несмотря на общее стихийное стремление броситься в воду, у меня явилось твердое ясное сознание, что этим я погублю себя: слишком много выступающих частей  орудий, мостиков и т.д., которыми меня может накрыть. В это время мостик уже был под водой, которая доходила мне до груди. Значит, успел я только выскочить из рубки, пробраться на крыло мостика, посмотреть вверх и назад, как очутился уже под водой...

На мне была меховая тужурка, мех еще не успел пропитаться водой, и она меня вынесла на поверхность.

Выплыл. Нашел рядом деревянную дверь от моей рубки; подплыл к ней. Попробовал, выдержит ли она - выдержала. Лег на нее и. помню, стал отхаркиваться кровью и стонать. Немало воды я наглотался.

Посмотрел вокруг: от "Петропавловска" никаких следов; несколько обломков - вот и все. Много плавающих людей, раненых, коченеющих (в воде было 5"). Услыша общий непрерывный стон этих людей, я сам замолчал".

Сразу после взрыва все корабли застопорили машины и стали спускать шлюпки. Ближе всех к месту катастрофы (в полутора кабельтовых) находился минный крейсер "Гайдамак". С него спустили шлюпки и стали поднимать плававших в воде прямо на борт. Через четыре минуты подошли шлюпки с броненосца "Полтава", затем и с других кораблей, подошли миноносцы. Спасательным работам мешало сильное волнение. Паровой катер с "Полтавы" захлестнуло волной, и он затонул. Не все спасшиеся при катастрофе выдержали пребывание в холодной воде. Многие умерли в воде или спустя некоторое время после спасения. Среди последних был капитан 2 ранга Васильев, мичманы Акимов и Бурачек, врач Волкович. "Гайдамак" и его шлюпки спасли четырех офицеров и 47 человек команды. Среди них был великий князь Кирилл Владимирович. Всего же удалось спасти 7 офицеров и 73 нижних чина. На "Гайдамак" подняли из воды пальто адмирала Макарова, сверток карт, образ Святого Николая Чудотворца. Спасенных доставили в порт и передали на госпитальное судно "Монголия". Всего погибло 650 человек, среди них вице-адмирал СО. Макаров, начальник штаба эскадры контр-адмирал М.П. Молас, флагманский минер К.Ф. Шульц.

После подрыва "Петропавловска" эскадра оставалась в дрейфе до 9.55. Затем младший флагман контрадмирал Ухтомский приказал поднять сигнал построиться в кильватерную колонну за "Пересветом". "Полтава" и "Гайдамак" еще некоторое время оставались па месте гибели "Петропавловска", остальные построились в кильватер и легли на курс зюйд-вест 55". Японские корабли наблюдали все это издали, не приближаясь из-за опасения мин и не входя в зону действия русских крепостных орудий.

В 10 часов 10 минут эскадренный броненосец "Победа" в полутора милях от маяка на Тигровом полуострове подорвался на мине. Взрыв произошел с правого борта в районе носовых угольных ям между 54 и 58 шпангоутами. Центр пробоины оказался на 16 футов ниже ватерлинии. Вода затопила две угольные ямы и два бортовых коридора. Броненосец принял около 550 т воды и получил крен 6" на правый борт. После взрыва главные машины были остановлены и шлюпки подготовлены к спуску. Однако переборки держали, и распространения воды по другим помещениям не было. Броненосец дал ход и направился на внутренний рейд, куда благополучно зашел с помощью портовых буксиров.

После подрыва "Победы'' с нее открыли беспорядочный огонь по воде, полагая, что причиной гибели "Петропавловска" и подрыва второго броненосца явились японские подводные лодки. Остальные корабли русской эскадры также открыли огонь по всем плававшим в воде предметам. Контр-адмирал Ухтомский приказал эскадре следовать в гавань, что и было исполнено без происшествий. Японский флот держался па горизонте до 15 часов и величаво удалился.

В случае успеха ночной атаки миноносцев в районе островов Эллиот, Макаров намеревался утром 31 марта выйти с эскадрой в море. Тем не менее, пи протраливания створа, ни проводки за тралами выполнено не было. Из-за нахождения в морс русских миноносцев обнаруженные японские корабли обстреляны не были. Гибель флагманского корабля и командующего флотом произвела удручающее впечатление на личный состав эскадры.

9 апреля береговые батареи открыли огонь по всплывшей на месте гибели броненосца подводной лодке. Наместник со штабом прибыл на Золотую гору и от туда наблюдал за происходившим. По его приказанию стрельбу прекратили и к лодке были посланы сторожевые катера. "Подводная лодка" оказалась баркасом с "Петропавловска". этот и в следующий день на внешнем рейде проводили траление миноносцы, с задачей "протралить весь рейд, чтобы вполне обеспечить возможный выход флота или миноносцев из гавани от мин, могущих быть поставленных японцами". Координирование осуществлялось по выставленным накануне вехам. Начатые противоминные действия велись импровизированно. Большинство личного состава считало, что "Петропавловск" потоплен подводными лодками. 10 апреля в Порт-Артуре была получена телеграмма начальника Главного морского штаба контр-адмирала З.П. Рожествснского. в которой сообщалось, что, по официальным данным, у японцев нет подводных лодок, а в ночь на 31 марта на рейде Порт-Артура были минный транспорт "Кориу-мару", восемь эскадренных и четыре малых миноносца, которые поставили мины. В телеграмме спрашивалось, не обнаружены ли на месте гибели "Петропавловска" японские мины. Только после этого было начато траление непосредственно на месте потопления флагманского корабля.

14 апреля катера с броненосца "Цесаревич" под руководством старшего минного офицера корабля лейтенанта Щетинина протралили место гибели броненосца "Петропавловск" и обнаружили минную банку. В середине трала всплыла мина. При попытке её буксировать в воде произошли последовательно два взрыва, уничтоживших и всплывшую мину. При выборке трала всплыла ещё одна мина, которую расстреляли в присутствии прибывшего контр-адмирала В. К. Витгефта. После этого корабельные минные офицеры были собраны па совещание, на котором высказали свои мнения о причинах взрыва флагманского корабля. Они предполагали, что "взорвавшаяся под носовой частью броненосца мина передала, посредством детонации, взрыв на запас мин заграждения, погреб которых помещался поблизости, причем мины хранились со вставленными запальными стаканами, а так как стеллажи, на которых расположены были мины, устроены по бортам; то мины непосредственно соприкасались с бортом; или удар взрыва мог подействовать на ударник вложенной в аппарат (подводный) самодвижущейся мины, взрыв которой по железу корпуса мог передаться уже на мины заграждения. Прилегавшие погреба 12 дм снарядов с сухим пироксилином могли также принять детонацию п передать взрыв на соседние погреба. Сотрясение же и удары взрывов могли в свою очередь передаться на соседние кочегарные отделения и вызван, взрыв котлов" 

Из воспоминаний председателя комиссии для производства расследования причин гибели эскадренного броненосца "Петропавловск" капитана 1 ранга Э.Н. Щенсновнча: "Расследование установило, что "Петропавловск" погиб от почти одновременного взрыва нескольких мин. поставленных ночью с 30 на 31 марта неприятелем па рейде Порт-Артура... Взрыв мины пришелся с правой стороны под отделением минного аппарата. Пироксилин в мимах заграждения, лежавших в погребе около подводных минных аппаратов, детонировал, патронные погреба загорелись, и огонь стал распространяться по всему кораблю с поразительной силой. Офицеры, бывшие в кают-компании, услышав взрыв, бросились наверх и в выходе кают-компании уже увидели желтые огненные языки горевшего пороха в таком количестве, какое не мог дать порох, бывший вне погребов. Затем последовало несколько повторных взрывов".

Комиссия пришла к выводу, что "не может быть подозрения на появление подводных лодок около Артура, хотя у многих первое впечатление после взрыва было таково, что "Петропавловск" погиб от подводной лодки. и даже многие наши корабли, следовавшие за "Петропавловском", открыли огонь по воде, по плававшим гильзам от патронов, выброшенных за борт, принимая воду и гильзы за подводные лодки"54 Напомним, что командование предполагало свезти на берег с больших кораблей весь запас мин. Наместник с этим не согласился и разрешил снять лишь половину запаса, что и было выполнено. Только после катастрофы 31 марта все мины с броненосцев и крейсеров сданы в порт. На "Петропавловске" в момент гибели было 30 мин.

В книге Головачева и Ливрона приведена цитата из английской газеты "Тайме" от 19 апреля 1904 г.: "Пароход "Кориу-мару", который положил мины под Порт-Артуром в ночь па 31 марта, это новый минный транспорт в 2700 т. Капитан Ода, который распоряжался погружением мин, недавно был награжден орденом за новое изобретение, значительно усиливающее действие этого рода оружия".

 

 

Spoiler

3JQCSsOr.jpg 

 

 

K6gf2Exl.jpg

 

 

d7yAB2f7.jpg

 

 

WzRU2Vrh.jpg

 

 

K754H3YQ.jpg

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
140 публикаций
84 боя

Мне тема понравилась, особенно описание гибели корабля , хотя само судно с экипажем   очень жалко . Автор большой молодец.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
206 публикаций

Материал хороший, но отредактируйте пожалуйста текст, там очень много опечаток, особенно в описании гибели, первое на что обратить внимание - это предлоги "на", вместо них написано "па". А так же еще горсть таких же опечаток.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
92 публикации
136 боёв

В галерее как-то странно (может только у меня), некоторые фотографии в отдельных спойлерах, а некоторые под общем спойлером.

А в остальном - хорошая статья.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
135 публикаций

Жаль,что я упустил этот момент и не добавил себе в тему эту новую информацию про "Русско-японскую войну около Порт-Артура".Спасибо за информацию.А вообще Японцы действовали очень  слаженно и неожиданно .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
217 публикаций
179 боёв

Материал хороший, но отредактируйте пожалуйста текст, там очень много опечаток, особенно в описании гибели, первое на что обратить внимание - это предлоги "на", вместо них написано "па". А так же еще горсть таких же опечаток.

 

В галерее как-то странно (может только у меня), некоторые фотографии в отдельных спойлерах, а некоторые под общем спойлером.

А в остальном - хорошая статья.

Ошибки сейчас исправлю, а в галереи я наверное просто забыл одну фотку кинуть в спойлер.

 

Готово.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
171 публикация
583 боя

Не первый раз читаю информацию о Петропавловске и сердце все равно обивается кровью. Во первых вице адмирал Макаров, не заурядная

личность  был ещё и  океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель. Во вторых художник Верещагин ( один из моих любимых живописцев) Для информации: большое собрание его картин находится в Русском музее Санкт-Петербурга.

Изменено пользователем _Heimdallr

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
131 публикация
2 601 бой

Русско-Японская война одна из самых трагических страниц в истории России. Сколько кораблей, сколько люде погибло и все за зря. Одна из моих любимых книг И.Бунич "Князь Суворов" о беспримерном походе 2-й Тихоокеанской эскадры и бесславном поражении в Цусимском сражении. На основе письменных воспоминаний участников тех событий можно понять насколько бессмысленно было посылать, как писали сами участники этого похода "...не в бой, а на убой..." эскадру не способную справиться с возложенной на нее задачей. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
812 публикации
419 боёв

Плюсую. Классно. Единственное - проверь толщину брони в ТТХ и корпусе. Насколько я помню у "Петропавловска" был 406-мм пояс из американской брони завода "Бетлехем стил". Крупповская броня была только у "Полтавы".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
217 публикаций
179 боёв

Плюсую. Классно. Единственное - проверь толщину брони в ТТХ и корпусе. Насколько я помню у "Петропавловска" был 406-мм пояс из американской брони завода "Бетлехем стил". Крупповская броня была только у "Полтавы".

В розделе корпус есть про 406 мм пояс) Вот с какой стали-добавлю, спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
74 публикации
1 174 боя

Отличный был броненосец для своих лет, но в период Русско-Японской войны уже устарел и уступал в скорости новейшим броненосцам 1ой Тихоокеанской эскадры. Что касается гибели, то больше жаль погибших, особенно Степана Осиповича Макарова,  кто знает, как бы продолжилась война, останься он в живых.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
127
[CB] ALUCARD2012
805 публикаций

Судьба конечно его драматична

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
13 публикаций
Тема отличная,спосибо

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
217 публикаций
179 боёв

а этот корабль в игре будет?

Это спрашивай в разработчиков, (возможно кто-то зайдёт в эту тему и ответит)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
253 публикации
981 бой

Очень хорошая и развернутая тема. Было интересно прочитать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
173 публикации
333 боя

а этот корабль в игре будет?

Мало вероятно т.к. броненосцы вроде бы не планируются, может быть разработчики захотят сделать его как учебное судно, но опять таки мало вероятно, вообще броненосцы мой любимый тип кораблей очень хотелось бы увидеть их в игре, но решать не нам с вами. 

P.S. За тему плюс, немного не понравилась матрешка из спойлера в спойлер, но это пожалуй дело вкуса, так, что все в порядке.   

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
217 публикаций
179 боёв

Мало вероятно т.к. броненосцы вроде бы не планируются, может быть разработчики захотят сделать его как учебное судно, но опять таки мало вероятно, вообще броненосцы мой любимый тип кораблей очень хотелось бы увидеть их в игре, но решать не нам с вами. 

P.S. За тему плюс, немного не понравилась матрешка из спойлера в спойлер, но это пожалуй дело вкуса, так, что все в порядке.   

То есть как это, совсем не планируют?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
267 публикаций
147 боёв

Отличный материал! :great: + :medal:

В дополнение Броненосец, изменивший Россию.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
217 публикаций
179 боёв

Отличный материал! :great: + :medal:

В дополнение Броненосец, изменивший Россию.

Будет время- добавлю немножко оттуда )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×