Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
LexxRed

Первый линейный корабль России "ГОТО ПРЕДЕСТИНАЦИЯ"

В этой теме 56 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
1 342 публикации
844 боя

«ГОТО ПРЕДЕСТИНАЦИЯ»

 

«Гото Предестинация» (макароническое название со значением «Божье предвидение», от нем. Gott и лат. praedestinatio) — русский 58-пушечный парусный линейный корабль, спущенный на воду 27 апреля (8 мая) 1700 года на воронежской верфи Воронежского адмиралтейства. Строился по проекту русского царя Петра I под руководством известного в будущем корабельного мастера Федосея Моисеевича Скляева. Пётр I принимал участие и в кораблестроительных работах; он же руководил церемонией закладки корпуса «Гото Предестинации» и участвовал в спуске корабля на воду.

 

«Гото Предестинация» стал первым российским линейным кораблём и первым кораблём IV ранга по британской ранговой классификации 1706 года, созданным в России без участия иностранных специалистов. Во время своей службы линейный корабль входил в состав Азовского флота. В 1711 году, после неудачного Прутского похода и потери Азова, корабль был продан Османской империи.

 

Изображение

художник Емышев Владимир Сергеевич.

 

ИСТОРИЯ ПОСТРОЙКИ

 

В конце XVII века в связи с подготовкой Петра I к военным действиям против Османской империи возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота. В это время в Европе начинается подготовка к войне за испанское наследство. Союз Московского государства с Австрией и Венецией, заключённый против Османской империи, распадался. В таких условиях Московское государство в качестве стратегического направления выбрало борьбу со Швецией. Поэтому усиление Азовского флота многопушечными кораблями было продолжено для того, чтобы не допустить военного конфликта с Османской империей и тем самым предотвратить войну на два фронта.

Организация в 1696—1697 годах кумпанств в Воронежском крае и помощь иностранных мастеров оказались недостаточно эффективными мерами для скорейшего строительства Азовского флота, поэтому флот было решено строить на средства только государства и только с помощью отечественных специалистов. Основные недостатки строительства кораблей кумпанствами стали ясны Петру I ещё в 1698 году. Например, в письме от 28 ноября (7 декабря) 1698 года посол Священной Римской империи Гвариент сообщал в Вену:

"… Жар и восторг, с которыми приготовлялись к наступающей войне, почти охладели; Государь исключительно занят переделкою и постройкою кораблей. Дорого построенные корабли дурны и скорей годятся под купеческий груз, чем для военных действий"

Другой проблемой стало скорое окончание контракта иностранных корабельных мастеров, которые могли воспользоваться этим и уехать прежде, чем закончат строительство начатых ими кораблей. Это заставило Петра I приказать оцепить Воронеж и прилегающие к нему верфи заставами. В его указе под страхом смертной казни запрещалось жителям давать лошадей кому-либо из корабельных мастеров и рабочих или подвозить их на подводах без специального на то разрешения.

В конце 1698 года Пётр I находился в Воронеже вместе с вице-адмиралом Корнелиусом Крюйсом, который по приказу царя занимался наблюдением за строительством и ремонтом кораблей на верфях Воронежского адмиралтейства. Крюйсу было поручено первым делом составить два списка всех необходимых для строительства кораблей предметов. В первом списке он должен был указать предметы, необходимые для вооружения кораблей, а во втором — предметы, нужные для их снабжения. В период подготовительных работ был обнаружен нетронутый склад леса, заготовленный для строительства казённых кораблей.

 

 

                        Изображение

   «Моделист-Конструктор» №9/1981 и №10/1981

 

Учитывая имеющиеся лесные запасы, 19 (29) ноября 1698 года под руководством Петра I был заложен 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» («Божье Предвидение»). При его строительстве, скорее всего, был использован английский чертёж, привезённый царём из Англии. Доказательством этой версии является наличие круглого шпигеля, который в то время был только у английских кораблей. Поскольку корабль «Гото Предестинация» предназначался для хождения по мелководью, то Пётр I внёс в английский чертёж изменения. Осадка корабля была уменьшена. Киль «Гото Предестинации» имел уникальную для того времени конструкцию, предотвращавшую течи в корпусе корабля при ударе о грунт. В журнале канцелярии Петра I за 1698 год была сделана запись:"…ноября в 19 день на память святого мученика Авдия заложили корабль, именуемый «Божие Предвидение». Киль положили длина 130 футов, ширина 33 фута.".

Почти одновременно были заложены ещё два корабля: «Черепаха» и «Великий галеас». Строительством «Черепахи» руководил английский мастер Осип Най, а строительством второго корабля — венецианец Яков Моро. Строительством «Гото Предестинации» в первое время руководил Пётр I. Таким образом, благодаря одновременному строительству трёх кораблей было начато своеобразное соревнование между русскими, английскими и венецианскими корабельными мастерами.

Впоследствии Пётр I назначил вместо себя руководителем строительства «Гото Предестинации» корабельного подмастерья Федосея Моисеевича Скляева. Для того чтобы Ф. М. Скляев мог выполнить возложенные на него обязанности, Петру I пришлось отозвать его из Венеции, куда он был отправлен царём за месяц до этого вместе с Лукьяном Алексеевичем Верещагиным для обучения на верфи венецианского адмиралтейства. Срочно прибыть в Воронеж было приказано также и второму подмастерью, Л. А. Верещагину.

 

  Изображение

  «Моделист-Конструктор» №9/1981 и №10/1981

 

По дороге в Воронеж в Москве Ф. М. Скляев и Л. Я. Верещагин пьяными ввязались в драку с солдатами Преображенского полка, в которой убили двух человек. За это оба виновных в драке были задержаны и высечены по приказу князя Ф. Ю. Ромодановского. Тем не менее, эта задержка в пути не имела никаких серьёзных последствий для Ф. М. Скляева. Более того Пётр I лично ходатайствовал об их освобождении. В письме к Ромодановскому он пишет:

"… В чём держат наших товарищей Скляева и Лукьяна?! … Зело мне печально! Я зело ждал паче всех Скляева, потому что он лучший в сем мастерстве, а ты изволил их задержать. Бог тебя судит! Истинно никого мне здесь нет помощников. А, чаю, дело не государственное. Для Бога освободи (а какое до них дело, я порука по них) и пришли сюды."

В середине декабря 1698 года Пётр I покинул Воронеж. Руководить строительством «Гото Предестинации» он оставил Ф. М. Скляева, а Л. Я. Верещагину было велено следить за отделкой корабля. По свидетельству англичанина Джона Перри  Ф. М. Скляеву было приказано обращаться за советами по строительству корабля к английским мастерам.

В феврале 1699 года Пётр I снова прибывает в Воронеж, с этого момента «Гото Предестинация» строилась под его личным руководством. В 2 марта (12 марта) 1700 года Пётр I писал Ф. А. Головину[19][20]: «Корабль, чаю при помощи Божией отделать и хочется спустить (если не помешает что) для того, что первый…». В это время, как сообщает Пётр I, в Воронеже стояли сильные морозы, из-за которых работы по постройке корабля были отложены.

Корабль был готов к началу апреля (по новому стилю — в середине этого месяца), но из-за низкого уровня воды реки спуск корпуса корабля пришлось отложить. Спуск корабля на воду был произведён 27 апреля (8 мая) 1700 года  в присутствии царевича Алексея Петровича, царевны Натальи Алексеевны (сестры Петра I), иностранных послов и других почётных гостей. На корабле был поднят трёхцветный флаг с Андреевским крестом, освящённый в Адмиралтейской церкви Митрофаном Воронежским. Существуют мнения, что этот флаг был первым утверждённым военно-морским флагом России.

Сохранились хвалебные отзывы некоторых лиц, присутствовавших при спуске корабля на воду. Например, Ф. А. Головин писал гетману Мазепе:

 

Изображение

 

"О корабле, сделанном от произволения монарха нашего, известную: есть изрядного ей, художества, наипаче что зело размером добрым состроенный, что с немалым удивлением от английских и голландских есть мастеров, которые уже много лет сие искусство употребляют"

Интересно мнение о корабле голландского посла фон-дер-Гульста, которое он сообщил в своём донесении Генеральным Штатам после спуска «Гото Предестинации»: «…корабль сей весьма красивый… Остальные же стоят не много…»

Изображение корабля было послано Петром I голландцу Классу Полю, который был его учителем на Ост-Индской верфи. В ответном письме тот благодарил царя за оказанную честь и писал, что «корабль изряден пропорциею». Сам Пётр I оценивал построенный им корабль так: «…весьма красивый, зело изряден пропорцией, изрядного художества и зело размером добрым состроенный».

В своих записках «Мнение о некоторых судах Воронежского флота» царь пишет:

"Корабль, который строил мастер Най, есть лучший изо всех, понеже доброю Английской пропорциею… Корабль «Божие Предведение» именованный, какой есть пропорции, крепости и удобства нам писать и рассуждать не возможно, понеже нашего есть размера и труда, и того для полагаем на рассуждение."

Тем не менее, уже в начале 1701 года в своих заметках Пётр I делает запись: «Корабли к весне изготовить: Гото Предестинация, Шилпот, Воронеж, Винкельгак, Дельфин…».

 

ОПИСАНИЕ

 

Поскольку корабль предназначался для хождения по мелководному Азовскому морю, то его осадка была уменьшена. Киль «Гото Предестинации» состоял из двух скреплённых между собой брусьев, так что при ударе о грунт повреждался лишь нижний, что не вызывало течи в корпусе корабля. Во флотах других государств подобные конструкции начали применяться лишь в 1840-х годах. Дополнительную прочность корабля обеспечивала большая кривизна бархоута, а обводы корпуса были сделаны плавными для того, чтобы корабль мог легко всходить на волну.

На корабле использовали 6 якорей, среди которых 2 якоря по 72 пуда, 2 по 68 пудов и 1 весил 52 пуда 20 фунтов.

Согласно историку В. И. Расторгуеву среди 58 пушек на корабле «Гото Предестинация» было 26 16-фунтовых, 24 8-фунтовых и 8 3-фунтовых. В архивных документах сохранилось донесение боярина С. А. Колычева, на котором Пётр I написал о необходимости установить на нижнем деке корабля «Гото Предестинация» 16-фунтовые пушки, отлитые на заводах Демидовых[22].

В 1704 году Пётр I составляет список кораблей турецкого флота и русских кораблей, которые можно было бы им противопоставить. 58-пушечный корабль «Гото Предестинация» указан в нём напротив турецкого 54-пушечного корабля «Агмет-Карваз».

 

 

                                    Изображение

 

На акварели Бергмана, написанной в 1700 году, видны две голубые полосы, проведённые вдоль корабельного корпуса охристого цвета. С внутренней стороны крышки пушечных портов были выкрашены в ярко-красный цвет, а с внешней — украшены венками из золота. Благодаря наличию резных круглых венков вокруг пушечных портов на бортах корабля кораблестроители добились эффекта соединения носового украшения корабля с кормовым. Богатой была и внутренняя отделка «Гото Предестинации». По сведениям К. де Бруина по сравнению с другими кораблями корабль «Гото Предестинация» «блистал … всеми украшениями», а капитанская каюта корабля была обита ореховым деревом.

Декор кормы корабля имел центрическую композицию, подчёркнутую в центре полукруглого гакаборта овальным щитом с изображением коленопреклонённого апостола Петра, за которым по морю плыли корабли, а по безоблачному небу летел голубь с миртовой ветвью в клюве. Вокруг щита располагались резные фигуры играющих Путти с дельфинами. По бокам кровлю на корме поддерживали 4 амура, основание для которых образовывалось с помощью гармоничного перехода балкона с балясинами в штульцы. Украшением балкона служили также львиные маски, а в ночное время его освещали установленные на корме 3 фонаря. С обеих сторон от этой композиции к корпусу корабля шли плавно изогнутые ригели, опирающиеся на резных тритонов. Резные украшения в виде фигур украшали также крамболы, ограждения бортов, галс-клампы, завершения кнехтов и битенгов.

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

17 апреля 1702 года линейный корабль «Гото Предестинация» был переведён в устье реки Воронеж. В мае 1702 года Ф. М. Апраксин писал Петру I:

"Премилостивейший государь. Известно тебе предлагаю: на Воронеж, милостию Божию, всё благополучно, и вода была превеликая, какой давно не было, и кораблей, государь, выведено на устье одиннадцать, да яхта, да ещё ведут два корабля: «Божие Предвидение», трудов твоих государевых, да «Черепаха» — строение Осипа Ная. Только безмерно жалко, что сей весны не отпустили в Азов: зело, государь, времени и воды жаль."

В 1704 году был составлен список кораблей, построенных на верфях Воронежского адмиралтейства. Согласно этому документу «Гото Предестинация» вместе с тринадцатью большими кораблями продолжала находиться в устье реки Воронеж.

19 (30) апреля 1705 года в инструкции Ф. М. Апраксину Пётр I указывает, что необходимо завершить «…поделку корабля Божиего Предвидения» и увести его, чтобы начать строить другие корабли. Из этого документа ясно, что корабль находился в доке. В письме к Ф. М. Апраксину от 22 (11) июля 1705 года царь ещё раз настоятельно просит закончить работу на кораблём, так как «… если сим летом не обпытаете, то целая зима и осень пропадёт.» Это же распоряжение он подтверждает и в письме к Ф. М. Скляеву от 7 августа (17 июля) 1705 года: «Паче трудиться вам надлежит в подделках под Предестинацию, которое дело весьма надлежит сего лета отведать, хотя иные дела оставя, понеже зело нужно, о чем паки, подтверждая, пишу».

 

  Изображение

 

В сентябре 1705 года «Гото Предестинацию» установили на камели. В 1708 году было принято решение перевести корабль в Азовское море. На время перехода почти вся команда «Гото Предестинации» была набрана из пленных шведов. По этой причине провести корабль к месту назначения Пётр I поручил командору Кристиану Отто, шведу по национальности. Такое поручение было знаком поощрения офицера со стороны царя, так как «Гото Предестинация» считался кораблём Государевым. Однако, в этом году перевод корабля в Азов не состоялся. Только в июне 1710 года «Гото Предестинация» была приведена на камелях в Азов под командованием капитана Стамати Камера. По данным историка Расторгуева в мае 1711 года «Гото Предестинацию» перевели из Азова в Троицкий.

В июне 1711 года под командованием капитана Нанинга корабль находился в Таганроге в эскадре вице-адмирала Крюйса. По сведениям С. И. Елагина, 27 июня (6 июля) при западном ветре корабль «Гото Предестинация» был выведен на камелях на глубину Азовского моря, а 2 июля (13 июля) — после освобождения от камелей был возвращён обратно в гавань. Во время этих работ корабли «Соединение» и «Крепость» находились под парусами мористее «Гото Предестинации».

Примерно в это время турецкий флот из 18 кораблей, 14 галер и множества мелких судов пытался настичь русские крейсеры, стремясь приблизиться к Таганрогу. 2 июля (13 июля) по неизвестным причинам турецкие корабли возвратились обратно в море. Таким образом, было выявлено неравенство в силах между русским и турецким флотами, в связи с чем было принято решение о том, что русская эскадра будет располагаться в таганрогской гавани. В течение следующих трёх недель ничего существенного не происходило, за исключением лишь захвата казаками на лодках небольшого турецкого судна, на котором находилось 15 человек. 19 июля (30 июля) по приказу турецкого адмирала к Таганрогу было отправлено 7 галер. В ответ со стороны гавани Таганрога вышли «Гото Предестинация» и три шнявы. Завидев их, турецкие галеры подняли паруса и ушли в море к своему флоту. Тем не менее, 22 июля (2 августа) турецкий флот перешёл к более активным действиям: на расстоянии 4 миль от гавани турки начали готовить десант с целью обойти Таганрог. С помощью 1 500 казаков удалось это предотвратить.

23 июля (3 августа) Ф. М. Апраксин приказал отправиться в погоню за мелкими турецкими судами, но отступление неприятельского флота заставило его отменить это распоряжение. Такая оборона побережья могла бы продолжаться и дальше, по крайней мере, до осени, но из-за неудачного Прутского похода этого не произошло.

Примерно через 7 дней после отступления турецкого флота Ф. М. Апраксин получил от Петра I указ, в котором тот сообщал об отсутствии возможности далее воевать с турками, чтобы не допустить дальнейшего кровопролития русских войск. Пётр I приказывал согласно договорённости с султаном разорить город Азов. Апраксину было велено также все запасы и артиллерию из Азова и Таганрога перевести в Черкасск. При этом особо оговаривалась судьба кораблей «Гото Предестинация», «Ластка» и «Шпага». Все корабли, кроме них, Пётр I приказывал продать туркам, а если это не удастся, то сжечь. Корабли «Гото Предестинация», «Ластка» и «Шпага» он хотел провести через пролив Дарданеллы. О такой возможности Петр I надеялся договориться с султаном. Крюйс по поручению царя даже составил соответствующую инструкцию капитанам этих кораблей. Но переговоры привели лишь к согласию турок купить 4 корабля. Среди них была и «Гото Предестинация». Корабль прибыл в Стамбул 14 (25) апреля 1712 года, где передачу корабля туркам и окончательный расчёт проводил англичанин Симсон Андрис. От продажи было выручено 26 165 венецианских червонцев (81 771 куруш или около 80 000 рублей). После вступления в состав турецкого флота «Гото Предестинации» было присвоено новое название — «Московский капудание» (тур. Kapudane-i Mosko). Корабль служил в Эгейском море, но в состав линейного турецкого флота не включался из-за своих небольших размеров и слабого вооружения (к тому времени он нёс только 44 орудия). В 1718 году после завершения Морейской войны с Венецией «Московский капудание» был признан негодным и продан на слом за 950 курушей.

Корабля с названием «Гото предестинация» («Божье предвидение») в военно-морском флоте больше не было.

 

Авторство: проектно-конструкторское бюро оборудования для яхт и катеров "Старлит"

 

 

Видео.

 

1 канал. 315 лет назад Россия стала Морской державой.

 

 

Спасибо на этом все.

Изменено пользователем LexxRed
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
0
[INSH]
Бета-тестер
56 публикаций
2 023 боя

почитал с интересом лови +

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
703 публикации

И к туркам под старость его.  :Smile_veryhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
2 публикации
635 боёв

Шикарно! Особенно порадовало описание подвигов корабельных мастеров  :Smile_playing:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
703 публикации

Просмотр сообщенияHohenfrei (11 Окт 2012 - 20:25) писал:

Голландская школа?
Почему голландская?  :Smile_amazed:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 342 публикации
844 боя

Просмотр сообщенияDanstec (12 Окт 2012 - 16:15) писал:

Почему голландская?  :Smile_amazed:
Потер I учился за границей, в том числе и кораблестроению.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
461 публикация
4 боя

Просмотр сообщенияDanstec (12 Окт 2012 - 16:15) писал:

Почему голландская?  :Smile_amazed:

конструкция намекает

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
703 публикации

Просмотр сообщенияHohenfrei (13 Окт 2012 - 20:22) писал:

конструкция намекает
А, в этом плане.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 342 публикации
844 боя

Просмотр сообщенияHohenfrei (13 Окт 2012 - 20:22) писал:

конструкция намекает
Я бы так критично не говорил что та или иная школа разные технологии были перевезены Петром.
Куда вы дели французскую и вашу любимую Английскую школу кораблестроения.
Изменено пользователем LexxRed

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

В 1711 году, после неудачного Прутского похода и потери Азова, корабль был продан Османской империи. :Smile_veryhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
461 публикация
4 боя

Просмотр сообщенияLexxRed (16 Окт 2012 - 14:58) писал:

Я бы так критично не говорил что та или иная школа разные технологии были перевезены Петром.
Куда вы дели французскую и вашу любимую Английскую школу кораблестроения.

ну тут, явно не англичанин, а помесь француза с голландцем

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 342 публикации
844 боя

Просмотр сообщенияHohenfrei (17 Окт 2012 - 14:29) писал:

ну тут, явно не англичанин, а помесь француза с голландцем
Я констатирую тот факт, что вся кораблестроительная школа России была заимствована в Европе, не у одного государства, а у многих и за тем развивалась самостоятельно.

Просмотр сообщенияDimacke (16 Окт 2012 - 20:20) писал:

В 1711 году, после неудачного Прутского похода и потери Азова, корабль был продан Османской империи.
А что вас так развеселило?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
703 публикации

Просмотр сообщенияLexxRed (17 Окт 2012 - 17:24) писал:

Я констатирую тот факт, что вся кораблестроительная школа России была заимствована в Европе, не у одного государства, а у многих и за тем развивалась самостоятельно.
А так почти со всем "строением". В том числе и автомобильным.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
327 публикаций
3 боя

Просмотр сообщенияLexxRed (17 Окт 2012 - 17:24) писал:

А что вас так развеселило?
Мда корабль в принципе был хороший,но не проявил себя и его сразу продали.
Изменено пользователем Dimacke

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
113 публикации
120 боёв

На корабле использовали 6 якорей, среди которых 2 якоря по 72 пуда, 2 по 68 пудов и 1 весил 52 пуда 20 фунтов.

 

чувак исправь а то у тебя или 2+2+1=6 или неправильное количество якорей или какойто якорь украли

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×