Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ItMeL

Yokosuka E14Y

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

39 публикаций
2 боя

de7fed51856e4aeefbc2a0d875dcff16.jpg

Yokosuka E14Y

 

Страна...........................................................................................................Япония

Производитель......................……………………………...…….Yokosuka\KUG1SHO
Модель...............................................................................................................E14Y
Тип...............................Разведывательный гидросамолет для подводной лодки
Год....................................................................................................................с 1939

 

Содержание:

------------------------------------------------------------------------

1. История создания, замена E9W1 на E14Y.

2. Поступление на вооружение.

3. Боевое применение, вылеты, даты.

4. Технические характеристики и схемы.

5. Итоги

6. Использованный материал.

------------------------------------------------------------------------

 

 

1. История создания, замена E9W1 на E14Y.

Состоявший в то время на вооружении гидросамолет-биплан E9W1 уже считался устаревшим, то специалисты Технического Университета «Кайгун Коку Хомбу» сформулировали к его преемнику технические требования 12-Shi , которые были переданы для реализации на конкурсной основе 1-му авиационному морскому арсеналу в Йокосуке ("Дай-Ичи Кайгун Кокусо") и фирме "Ватанабе Теккосо КК". В соответствии с этой программой новый самолет должен поступить на вооружение новых подводных крейсеров.

87491acae8002c5e410b34fed2f95562.jpg

Прототип E14Y1

 

В процессе проектирования конструкторским коллективам предписывалось тесно сотрудничать между собой, а все работы надлежало вести в условиях строгой секретности. В 1-м арсенале специалисты под руководством Мицуо Ямада создали гидросамолет, который представлял собой свободнонесущий низкоплан с двумя съемными поплавками и складывающимися вдоль фюзеляжа крыльями. Проблемы, с которыми пришлось столкнуться конструкторам, оказались достаточно сложными. Необходимо было спроектировать самолет с достаточно высокими летными характеристиками и в то же время не выйти за габаритные ограничения, заданные в спецификации 12-Shi, — самолет должен был укладываться в габариты цилиндрического ангара, установленного на палубе субмарины.

c56e941218522f03c8e593add4238eeb.jpg1257cf7a45aa84e6a13baf73344738c9.jpg

Размещение и взлет с подлодки, самолета E14Y1

 

В конце 1938 года был завершен первый из двух прототипов, которые получили обозначение E14Y1. В 1939 году обе машины выполнили программу заводских летных испытаний.

 

E14Y1, как и его предшественники, был очень компактным двухпоплавковым монопланом со складывающимися консолями крыла и стабилизатором. Двигатель - 9-цилиндровый Hitachi GK2 Tempu 12, воздушного охлаждения, укомплектованный деревянным двухлопастным воздушным винтом постоянного шага. Силовой набор фюзеляжа состоял из металлических труб. Обшивка в носовой части - из листового дюралюминия, а центральная и хвостовая части фюзеляжа обшивались полотном. Кабина экипажа закрывалась прозрачным фонарём и имела сдвижные секции, которые обеспечивали доступ в неё экипажа. Крыло смешанной конструкции с металлическими лонжеронами и деревянными нервюрами. Обшивка крыла полностью полотняная. Аналогичную конструкцию имело и хвостовое оперение.

Поплавки - цельнометаллические.

45863f2e0703be7779c5b8bce9b3c02a.gif

Hitachi GK2 Tempu-12

 

После всех испытаний и проверок, при взвешивании оказалось, что самолет весит 1130 кг, что превысило расчетную массу на 180 кг. Пришлось для сохранения взлетной массы и возможности старта с катапультной установки субмарины уменьшить полезную нагрузку. Таким образом, самолет мог взять на борт лишь 200 л топлива, что сократило его радиус действия до 48С километров. С такой дальностью полета гидросамолет не мог выполнять возлагавшиеся на него задачи разведки и ограничивал возможности подводных лодок класса I-9, на вооружение которых он должен был поступить.

Учитывая перетяжеленность первых двух машин, третий и четвертый опытные образцы, построенные Watanabe, были облегчены на 80 кг. Неудовлетворительную путевую устойчивость, проявившуюся в первых испытательных полетах, устранили, установив под фюзеляжем небольшой фальшкиль и увеличив площадь основного киля. При этом верхняя часть киля могла складываться при установке самолета в ангар.

 

2. Поступление на вооружение.

В декабре 1940 года, после внесенных в конструкцию изменений, самолет приняли на вооружение  с названием "Разведывательный гидросамолет подводной лодки Тип 0 Модель 1-1", которое позднее было изменено на "Малый разведывательный гидросамолет Тип 0 Модель 11" (E14Y1 Модель 11).

142095bd251ac41f92d411d465bda95c.jpg

На подводных лодках E14Y1 хранились в сложенном виде в небольших водонепроницаемых ангарах овальной формы высотой 1,4 метра, шириной 2,4 метра и длиной 8,5 метра, расположенных на палубе перед боевой рубкой, при этом поплавки отстыковывали от крыла и фюзеляжа. Крылья также демонтировали и укладывали вдоль фюзеляжа, фиксируя их в таком положении. Хвостовое оперение складывалось, стабилизатор с рулем высоты разворачивался вверх, а часть киля — вниз.

Поначалу период от момента всплытия субмарины до старта EI4YI с пневматической катапульты составлял 15 минут. Со временем, с приобретением техническим персоналом опыта этот период сократился до 6 минут 23 секунд. После завершения полета самолет производил посадку около лодки и его поднимали на борт краном, после чего разбирали и помещали в ангар. Оборонительное вооружение самолета состояло из одного 7,7-мм пулемета Тур 92 на шкворневой установке в кабине наблюдателя. На крыльевых бомбодержателях самолет мог нести две 30-кг бомбы.

b27bf10cd2bcf8fd565a89d975b45b94.jpg

 

3. Боевое применение, вылеты, даты.

Боевой дебют Японского разведывательного гидросамолета Yokosuka E14Y1 состоялся 17 декабря 1941 года, когда стартовавший с подводной лодки 1-7 гидросамолет совершит полет над Перл-Харбором с целью сфотографировать результаты налета ударной палубной авиации, совершенного десять дней назад. Американцы его просто не заметили.

 

17 декабря 1941 года - целью полёта стало фотографирование результатов атаки палубной авиации адмирала Нагумо, совершённое 7 декабря 1941 года. Гидросамолёт стартовал с катапульты подводной лодки I-7 и пропал. Вероятно, это стало первым столкновением американцев с гидросамолётом, получившим у них кодовое обозначение Glen.

 

Начало января 1942 года - в австралийских водах успешно действовала подводная лодка I-25, на борту которой также находился E14Y1. 17 февраля 1942 года этот гидросамолет совершил разведывательный полет над Сиднейской гаванью, а 26 февраля с помощью E14Y1 выполнили фотографирование австралийского порта Мельбурн.

Следующий вылет E14Y1 состоялся 1 января 1942 г. в районе Оаху. На этот раз полёт завершился успешно, и машина вернулась на борт лодки. Несмотря на наличие в этом районе радиолокационных станций, американцы не смогли обнаружить самолёт, и его появление для них стало полной неожиданностью.

 

1 марта 1942 года - гидросамолет E14Y1 с I-25 выполнил разведку Хобарта в Тасмании. Зашифрованная информация была радирована с борта самолета на подводную лодку. 8 марта та же самая субмарина приблизилась к Веллингтону в Новой Зеландии, и четыре дня спустя E14Y1 совершил вылет на разведку и фотографирование Окленда.

 

29 мая 1942 года, вечер - гидросамолет E14Y1 покинул лодку-носитель и выполнил второй разведывательный полет над гаванью Сиднея. Полученная информация немедленно передавалась на лодки. 

 

2 мая 1942 года - E14YI с 1-10 выполнил разведывательный полет над Дурбаном, а несколько дней спустя — над Порт-Элизабет.

 

29 мая в 10.30 утра - с борта 1-10 стартовал гидросамолет E14Y1 для разведки побережья Мадагаскара. На следующий день, используя результаты авиаразведки, к острову направились две японские малые подводные лодки с целью блокирования порта Туамасина.

 

15 августа 1942 года - субмарина I-25 под командованием капитан-лейтенанта Меиджи Тагами с E14YI на борту оставила порт Йокосуку и к началу сентября пришла к Западному побережью США около мыса Бланко штата Орегон. Задачей E14Y1 (пилот Фудзита и наблюдатель Окуда) должен был стать сброс 76-кг зажигательных бомб на лесные области штата Орегон. Зажигательные бомбы были заполнены специальной зажигательной смесью, которая при возгорании давала температуру более 1500 градусов на площади 100 квадратных метров. В течение четырёх дней плохая погода не позволяла выполнить полёт. Только 9 сентября небо просветлело, и Фудзита со своим напарником стали готовиться к взлёту. Рано утром оба авиатора поместили маленькие семейные подарки в специальные деревянные коробочки, на случай, если они не смогут вернуться на лодку, и заняли место в кабине самолёта. Подводная лодка стала против ветра, и катапульта подняла в воздух гидросамолёт, который взял курс на мыс Бланко.
Самолёт углубился от береговой черты на глубину в 11 - 15 км, где экипаж сбросил бомбы на лесной массив. На обратном пути японские летчики обнаружили два транспортных судна, которые пришлось обойти, чтобы избежать обнаружения.
После посадки гидросамолёт быстро разобрали. Когда технический экипаж уже укладывал гидросамолёт в ангар, над подводной лодкой пролетел патрульный самолёт береговой охраны США А-29 Hudson, взлетевший с авиабазы, располагавшейся около Токома. Чтобы избежать атаки противолодочного самолёта, японская субмарина немедленно опустилась на глубину 70 метров. Через некоторое время раздался первый взрыв бомбы на глубине 25 метров, а чуть позже ещё два на глубине 30 метров.
Хотя атака противолодочного самолёта не причинила подводной лодке серьёзных повреждений, вызвав только незначительное нарушение работы электросистемы и временное нарушение радиосвязи, капитан I-25 принял решение быть более осторожным. Поэтому следующий вылет решили осуществить в ночь на 29 сентября. На этот раз атаке подвергся район к востоку от Порт Ор-форд. На маршруте к цели проблем не возникло, зато при возвращении экипаж с трудом определил местонахождение своей подводной лодки, которая ожидала самолёт на удалении 30 миль от побережья. После драматического поиска лодки по масляному следу лётчики сумели обнаружить субмарину, когда в баках оставались последние капли топлива.
Эти два налёта вызвали очень небольшой ущерб - главным образом, из-за длительных дождей в районах, выбранных для бомбардировки. Однако атаки эти имели историческое значение, поскольку в их ходе произошла единственная за всю Вторую мировую войну бомбардировка территории США вражеским боевым самолётом.

 

1944 года в районе Формозы (Тайвань) - во время атаки на американский авианосец. Единственным участником атаки на побережье США, пережившим войну, остался летчик  Фудзита. Спустя двадцать лет после окончания войны Фуджита вместе с женой переехал в США и поселился в штате Орегон, там, где когда-то японский летчик сбрасывал зажигательные бомбы.

db3dda67317b252f620403eff9fa30cc.jpg

Мичман Фудзита, впервые осуществивший воздушную бомбардировку территории США на самолете E14Y1

Помимо всех перечисленных задач самолета, он с успехом использовался и вне состава подлодок. А именно, патрулирование побережья Японских островов, поднимаясь в воздух с баз гидроавиации японского флота.

 

4. Технические характеристики и схемы.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Летно-технические характеристики гидросамолета E14Y

------------------------------------------------------------------------------------------------------

Размах крыла, м……………….....................………...…..….10,966

Длина, м………………………………………...................…….8,685

Высота, м…………………………………….............................…3,8

Площадь крыла, м2 ………………………..….....................….…19

Масса пустого, кг………………………….……...................…..1050

Нормальная взлетная масса, кг…………………...................1500

Максимальная взлетная масса, кг…………………...............1600

Масса полезной нагрузки, кг………………….…..................….550

Нагрузка на крыло, кг/м2 ……………………..........................78,95

Максимальная скорость, км/ч……………….................….……246

Крейсерская скорость, км/ч

(на высоте 1000 м)………………………………....................….167

Посадочная скорость, км/ч……………………..…..................….92

Время подъема

на высоту 3000 м, мин/с……………………….…....................10.11

Практический потолок, м……………………............................3000

Нормальная дальность полета, км…………......................…..600

Максимальная дальность, км……………………..................….880

Время полета, ч/мин……………………………......................…5.36

 

-----------------------------------------------------------------------------------------------------

Модификация  E14Y1

-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Размах крыла, м………………………….........… 11.00
Длина, м…………………………………...........….. 8.54
Высота, м…………………………………...........….3.80
Площадь крыла, м2 ………………………...........19.00
Масса, кг :
пустого самолета ………………………........……1119
нормальная взлетная……………………......…...1450
максимальная взлетная…………………......…...1600
Тип двигателя ……….........…..1 ПД Хитачи Темпу-12
Мощность, л.с………………………...........……. 1 х 340
Максимальная скорость , км/ч ………….........……246
Крейсерская скорость , км/ч……………........…… 165
Практическая дальность, км ………………........…880
Максимальная скороподъемность, м/мин…....... 295
Практический потолок, м………………............… 5420
Экипаж …………………………………….........…...…...2
Вооружение: один 7,7-мм пулемет тип 92 в задней части кабины;
60кг бомб

 

 00710b204505db3876032d3b95e4cec6.gif

4ce483d7e91cddbfe660fc0366f7ff43.gif

 

5. Итоги

С конца 1943 года, после начала активного применения союзниками РЛС, использование для разведки гидросамолетов E14YI потеряло свою актуальность. Подводные лодки не могли себе позволить долго находиться на поверхности без опасности быть обнаруженными противником. В этом же году закончилось серийное производство E14YI — всего было выпущено 138 самолетов.

 

6. Использованный материал.

тык

тык

тык

тык

тык

 

Большое спасибо за добавления темы, форумчанина 25mike25

Спасибо за внимание :honoring:

 

Изменено пользователем ItMeL
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
140 публикаций
84 боя

Достойная тема , отдельное спасибо за указание источников . Плюс поставлю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
587
[RHAF] vasiIev_nikita
1 999 публикаций
344 боя

Дабы сделать тему ещё лучше,сделайте ссылки на источники активными;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
140 публикаций
84 боя

Дабы сделать тему ещё лучше,сделайте ссылки на источники активными;)

Совершено  согласен, но если учесть что эта первая тема автора то  она проста отлична .

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
39 публикаций
2 боя

Дабы сделать тему ещё лучше,сделайте ссылки на источники активными;)

Сделал, должно вроде нормально теперь. А то они то активны были то нет, после редактирования

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
140 публикаций
84 боя

Да всё работает , теперь тема стала ещё лучше 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
39 публикаций
2 боя
 

А на сколько пилотов? 

экипаж - 2 человека

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
267 публикаций
147 боёв

Хороший материал!:great:  

В дополнение: Самолёт бомбивший Америку.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
10 публикаций
30 боёв

История очень увлекательная вещь! Замысел разработчиков этого самолета очень интересен!! С его возможностями эффект неожиданности гарантирован!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
195 публикаций

Хоть бы каждый новичёк писал такие темы...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
323 публикации

История очень увлекательная вещь! Замысел разработчиков этого самолета очень интересен!! С его возможностями эффект неожиданности гарантирован!!!

Японские самолеты всегда славились высокой маневренностью за счет облегчения самого самолета.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
180 публикаций

Разрешите поинтересоваться, какое из жапанских конструкторских бюро разрабатывало этот аппарат?:wub:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
267 публикаций
147 боёв

Разрешите поинтересоваться, какое из жапанских конструкторских бюро разрабатывало этот аппарат?:wub:

КБ 1-го авиационного морского арсенала в Йокосуке.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
169 публикаций

Молодец, оформление 5+! Ну и называли же японцы самолеты......

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
91 публикация
158 боёв

Самолет лодка)) 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
50 публикаций
18 боёв

Полезная информация.Круто!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
58 публикаций
1 248 боёв

Автору +, тему раскрыл достойно. Интересный самолет, особенно возможность старта с подводной лодки и малозаметность.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
155 публикаций
292 боя

Когда прочитал название не-по-себе сделалось.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
63 публикации
5 977 боёв

Автору +, тему раскрыл достойно. Интересный самолет, особенно возможность старта с подводной лодки и малозаметность.

 

ив чем же заключается его "малозамтность"?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×