Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Imperialistic

Финские боевые ледоколы

В этой теме 19 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
82 публикации
984 боя

Застолбил тему, сегодня-завтра будет расписана до конца.


Боевые ледоколы ВМС Финляндии (1917-1945)

 

4523044.jpg

 

Финляндии после получения ею независимости достались прямые выходы к Финскому, Ботническому заливам, Ладожскому озеру и Баренцеву морю. И если последнее вследствие влияния вод Гольфстрима круглый год свободно ото льда, то первые три достаточно сильно промерзают из-за отрицательных температур зимой. Чтобы поддерживать судоходство в это время года, Финляндия построила довольно крупный флот ледоколов, который вполне справлялся со своей функцией. Но с началом военных действий (Зимняя, а затем и война-продолжение) ледоколы были призваны в армию, надели на себя военную форму (камуфляж), получили вооружение и отправились бороться со льдом дальше, выполняя заодно сторожевые, патрульные, разведывательные и даже рейдерские фунции.

 

1. "Sisu" ("Сису") (пер. - Упорство) спущен на воду 24/09/1938, сдан на слом в 1974 г.

2. "Otso" ("Отсо") (пер. - Косолапый) спущен на воду в 1936 г., сдан на слом в 1967 г.

3. "Jääkarhu" ("Яякару") (пер. - Белый Медведь) спущен на воду в 1926 г., в 1945 г. передан СССР в кач-ве репарации, сдан на слом в 1975 г.

4. "Voima" ("Войма") (пер. - Сила) спущен на воду в 1917 г., сдан на слом в 1970 г.

5. "Tarmo" ("Тармо") (пер. - Энергия) спущен на воду в 1907 г., 18/01/1940 потоплен в гавани порта Котка в результате прямого попадания советской авиабомбы

6. "Apu" ("Апу") (пер. - Помощь) спущен на воду в 1899 г., сдан на слом в 1958 г.

7. "Sampo" ("Сампо") (Сампо - магическая чудо-мельница из эпоса Калевала, символ благополучия и изобилия) спущен на воду в 1898 г., сдан на слом в 1958 г.

8. "Mutraja" ("Мутрайя") (пер. - Несокрушимый) спущен на воду в 1890 г., сдан на слом в 1958 г.

9. "Wäinämöinen" ("Вяйнямёйнен") (Вяйнямёйнен - главный герой финского эпоса Калевала) спущен на воду в 1913 г., ныне - эстонское судно-музей "Суур Тылл"

 

Ледокол "Сису" строился по образцу хорошо зарекомендовавшего себя шведского аналога “Ymer”. С самого начала предполагался для использования не только в качестве ледокола, но и в качестве базы подводных лодок. Спущен на воду 24 сентября 1938 года на верфи “Вяртсиля”, став таким образом первым чисто финским ледоколом. Вошел в строй в 1939 году. Название корабля выбиралось посредством конкурса проводившегося в финских школах. (Вот так вот :smiles:)

Во время войны использовался в основном как ледокольный сторожевой корабль и как база снабжения подводных лодок, причем главные вехи его боевой службы связанны именно с этим апмлуа. Всего во время войны "Сису" мог обслуживать до 6 подводных лодок одновременно, являясь базой как для финских, так затем и для немецких субмарин. Однако в Зимней войне корабль практически не участвовал: уже в середине декабря 1939-го ледокол сел на мель, после чего до конца боевых действий проходил ремонт. С началом войны-продолжения в 1941 г. "Сису" вернулся в строй, однако его продолжали преследовать неудачи, с которыми он неожиданно успешно справлялся: в январе 1942-го ледокол был по ошибке торпедирован своей же подводной лодкой (это ж надо додуматься:tongue:), но остался на плаву и даже на ходу (последующий ремонт продолжался всего 1,5 месяца), а в ноябре 1943 года получил уже более тяжелые травмы, подорвавшись на советской мине. Полузатопленный корабль был с тяжелейшими усилиями отбуксирован в ближайший порт, где и встретил окончание войны. К счастью для финнов, СССР не стал требовать "Сису" в кач-ве репарации, позволив им оставить у себя новейший на то время ледокол. 

 

ТТХ:

Водоизмещение: 2000 т
Длина: 64.2 м

Ширина: 14.3 м

Осадка: 5.1 м
Силовая установка: 3 дизеля “Atlas” с общей мощностью 4000 л.с.

Скорость: 15,8 узлов

Экипаж: 100 человек


Вооружение:

                     1939: 2 x 76-мм орудия

                     1940: 2 x 102-мм орудия

                     1941: 2 x 102-мм орудия, 2 x 40-мм зенитных орудия Bofors

                     1944: 2 x 102-мм орудия, 3 x 20-мм зенитных орудия FlaK 30

 

4541497.jpg

"Сису" после введения в строй. 1939 г.

 

4563001.jpg

"Сису" в порту Мариехамн, Аландские острова. 1942 г.

 

Про "Отсо" информации практически нет, известно лишь, что в годы войны ледокол патрулировал и взламывал льды в районе порта Котка и эстонских берегов. В 1941-ом был обстрелян советской летающей лодкой МБР-2, никаких повереждений не получил, в то же время и ей нанести не смог. К счастью для судна, он избежал встреч с подводными лодками, минами и проч. и успешно пережил войну.

 

ТТХ:

Водоизмещение: 800 т
Длина: 44.8 м
Ширина: 11.8 м
Осадка: 3.2 м
Силовая установка: 2 двигателя с общей мощностью 1945 л.с.

Скорость: 13 узлов
Вооружение: 2 х 75-мм орудия Кане

 

4524086m.jpg
"Otso" в 1938 г.

 

Предпосылки создания

В 1923 году государство выделило 10000000 финских марок для проектирования и разработки нового ледокола на основе опыта, полученного от использования в течение четырех лет ледокола Wäinämöinen. Базовая конструкция нового судна, была разработана опытными финскими военно-морскими конструкторами К. Альбином Йоханссоном и Оссианом Тюбеком .17 апреля 1924 года был заключен контракт с голландской верфью P. Smit Jr. Shipbuilding and Machine Factory из Роттердама.Общая стоимость судна возросла до 26000000 марок, и после долгих переговоров роттердамский городской совет согласился отчасти субсидировать постройку ледокола, которая началась 26 августа 1925. Корабль получил название Jääkarhu , в переводе с финского "белый медведь". Любопытно, что белые медведи никогда не жили на территории Финляндии. Первым капитаном нового ледокола был выбран Йохан Росквист, и летом 1925 он вместе с главным инженером отправился в Голландию.

 

4716891.jpg

Винты "Яякару" во время постройки судна

 

13 января 1926 Jääkarhu был готов к первым ходовым испытаням в Северном море . Хотя они наглядно продемонстрировали некоторые проблемы с котлами, было решено ввести ледокол в строй, по ходу решая проблемы , т.к. зима 1926 года оказалась очень тяжелой для Балтики. Несмотря на все усилия остальных финских кораблей, ледовая обстановка в Финском заливе и возле Аландских островов была чрезвычайно трудной, и морские пути были загорожены обширными полями льда.

В прессе 20-х "Яякару" иногда называли самым большим и самым мощным ледоколом в мире, хотя по размерам он вдвое уступал советским полярным аналогам "Святогору" (будущий "Красин") и "Ермаку", на Балтике он действительно был Левиафаном.

 

Jääkarhu отплыл из Роттердама 3 марта 1926 года и прибыл в Финляндию 7 марта. В этом же месяце новый ледокол продемонстрировал прибывшему из Ханко министру торговли и промышленности Тико Рейникка и другим представителям государства, а также представителям СМИ  свою силу, легко преодолевая пресловутые ледяные поля в показательном конвоировании трех торговых судов в открытом море.

За исключением 1929 года, все остальные зимы с 1927 по 1939 год были относительно мягкими. При этом Jääkarhu, будучи самым дорогим в эксплуатации финским ледоколом, явно не окупал расходов, в 1933 и 1934 годах зимы были настолько теплыми, что Яякару вообще не использовался

Тем не менее, есть один значимый эпизод его использования, зимой 1929 года, когда к февралю вся поверхность Балтийского моря от Аландов до Датских проливов была покрыта льдом . 22 февраля 1929 Jääkarhu было приказано возглавить группу судов, перевозящих экспортные товары в южном направлении, оказывать помощь любым скованным льдом судам по пути и вернуться в Турку . 24 февраля с конвоем из 12 кораблей Яякару отправился в путь, достигнув 4 марта Копенгаген. Проведя несколько дней в Дании, Яякару к 12 марта вернулся домой. В течение похода помимо судов своего конвоя ледокол помог выбраться из льда 24 судам под разными флагами, проплыв в общей сложности 2140 морских миль (3960 км).

 

4704605.jpg

 

"Яякару" отплывает из Роттердама 03/03/1926

 

4714842.jpg

Ледокол в тяжелый январь 1929 года. Турку, Финляндия  

 

Когда в 1939 году ухудшились отношения с Советским Союзом, достигнув апогея 30 ноября 1939 года (начало Зимней Войны), все финские ледоколы были вооружены и сформированы в отдельную ледокольную флотилию.

 

4711772.jpg

Отдельная ледокольная флотилия. "Jääkarhu" слева. 1939 г. Интересно, что корабль не получил во время войны никакого камуфляжа.

 

Jääkarhu был отправлен в Ботнический залив для сопровождения кораблей до Аландских островов. Хотя Яякару часто подвергался нападению со стороны советской авиации, на его борт не упала ни одна бомба, из-за чего айсбрейкер получил репутацию удачливого корабля среди финских моряков. После окончания Зимней войны Jääkarhu проложил канал от скованного льдом порта Ханко и помог эвакуировать население города и окружающих островов, которые были сданы в аренду СССР в качестве военно-морской базы. В 1940/41 айсбрейкер работал по своему прямому назначению в Финском заливе.

Когда началась война-продолжение, ледоколы были вновь призваны к оружию. 13 сентября 1941 года, Jääkarhu и более мелкий Tarmo приняли участие в операции Nordwind совместно с немецкими кораблями. Операция потерпела полный провал и стоила финам самого дорогого: ББО "Ильмаринена".

Во время чрезвычайно трудной зимы 1942 года Jääkarhu работал в паре с дизель-электрической  Sisu . 2 февраля 1942 года, он лихо сел на мель, получив значительные повреждения, после чего 2 года простоял в сухом доке в Стокгольме , да и необходимости в нём особо не было.

Зимы из 1943 и 1944 были мягче и Яякару , который был очень дорогим в эксплуатации по сравнению с мелкими ледоколов, не спешили ремонтировать. Вернулся в строй корабль весной 1944 года, проведя пару сторожевых рейдов. Когда 19 сентября 1944 года было подписано Московское перемирие Финляндия была вынуждена сдать свои лучшие ледоколы Советскому Союзу в качестве военных репараций. Репарации включали айсбрейкеры Voima и Jääkarhu. Всего за годы войны в паре с Сису ледокол Яякару сопроводил по Балтике более 700 судов.

 

4687199.jpg

"Яякару" осенью 1941-ого

 

Водоизмещение: 4825 т
Длина: 78.4 м

Ширина: 19.3 м

Осадка: 6.4 м
Силовая установка: 3 двигателя с общей мощностью 9800 л.с.

Скорость: 18 узлов

Экипаж: 47 человек
Вооружение: 4 х 102-мм орудия, 2 х 20-мм зенитных орудия FlaK 30

 

 

"Tarmo" (1907)

 

В разработке.

 

В разработке.

 

В разработке.

 

 

 

 

 

 

Изменено пользователем Imperialistic
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
192 публикации
1 340 боёв

а так же  "Wäinämöinen"... 

 

     Весной 1918 года новым владельцем ледокола стало Финское государство и корабль  получает новое имя – «Вяйнамёйнен» («Wäinämöinen»). Во время Освободительной войны, ледокол помогал поддерживать связь с Хельсинки, а также, доставлял финских и датских добровольцев и военное снаряжение в Эстонию. До 1922 ледокол находился во владении Финляндии. 

    В результате Тартуского мирного соглашения ледокол был передан Эстонии  и переименован в «Суур Тылл». Задачей судна в мирное время была расчистка от льда основным морских путей сообщения Эстонии и по-договору – дробил лед в финских гаванях.

 

Изображение с кодом 4575301

 

Водоизмещение 3600 т.

Длина  73

Ширина 17

Двигатели паровые машины 5880 л. с. 
Скорость хода  14 узлов

Экипаж 123.

 

подробее тут! 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
135 публикаций

Раньше так и делали,отправляя ледоколы на войну,так как не хватало военно-морского флота.

Добавлю: ледокол «Ермак

6f66ac40cf3a.jpg

 

d2c4ac1bcb0a.jpg

 

Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
192 публикации
1 340 боёв

Раньше так и делали,отправляя ледоколы на войну,так как не хватало военно-морского флота.

Добавлю: ледокол «Ермак

6f66ac40cf3a.jpg

 

d2c4ac1bcb0a.jpg

 

 

разве это финский Ледокол ??? Тема именно про Финские ВМС.

Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
82 публикации
984 боя

а так же  "Wäinämöinen"... 

 

     Весной 1918 года новым владельцем ледокола стало Финское государство и корабль  получает новое имя – «Вяйнамёйнен» («Wäinämöinen»). Во время Освободительной войны, ледокол помогал поддерживать связь с Хельсинки, а также, доставлял финских и датских добровольцев и военное снаряжение в Эстонию. До 1922 ледокол находился во владении Финляндии. 

    В результате Тартуского мирного соглашения ледокол был передан Эстонии  и переименован в «Суур Тылл». Задачей судна в мирное время была расчистка от льда основным морских путей сообщения Эстонии и по-договору – дробил лед в финских гаванях.

 

Изображение с кодом 4575301

 

Водоизмещение 3600 т.

Длина  73

Ширина 17

Двигатели паровые машины 5880 л. с. 
Скорость хода  14 узлов

Экипаж 123.

 

подробее тут! 

 

 

Не бегите вперед! :-)

И он тоже будет :-) Я не под всех сделал спойлеры :-)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
137 публикаций

А видео нету про них

Боевые ледоколы ВМС Финляндии (1917-1945)

я в инете поискал что та не нашел

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
66 публикаций

А видео нету про них

Боевые ледоколы ВМС Финляндии (1917-1945)

я в инете поискал что та не нашел

17-45 годах вообще кинохроники не много сохранилось, а ледоколы Финляндии тех годов возможно и не снимал никто...

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
42 публикации

Всегда положительно в финам относился.Отличные машины.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
82 публикации
984 боя

Добрый всем день. Отсутствовал на форуме 4 месяца, поэтому тема была нераскрытой. Доделаю в ближайшее время.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
58 публикаций

Финские броненосцы дизельные также смело в этот разряд попадают ибо корпуса имели ледокольного класса http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD_%28%D0%B1%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BE%D1%81%D0%B5%D1%86%29

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
18 публикаций
8 боёв

Цитата

Раньше так и делали,отправляя ледоколы на войну,так как не хватало военно-морского флота.


Ну, не совсем так.

С начала войны ледоколы переходили под командование военно-морского флота, т.е. стали военными кораблями, на которые возлагалась задача обеспечения проводки конвоев по Севморпути в ледовых условиях. Непосредственно "на войну" ледоколы никто не отправлял, это не боевые корабли.

Хотя например рыболовецкие траулеры использовались в качестве патрульных/дозорных кораблей.
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
82 публикации
984 боя

Таки годная статья!

Жаль, фото нету...

 

Фото есть в каждом спойлере, посвященном какому-либо кораблю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
43 публикации
2 504 боя

Верфь «Wartsila» в Финляндии и в судостроение очень значимая фирма,именно специализация ледоколы, автомобильные и пассажирские паромы, другие спец- технически сложные суда.Так что фуфло не делают.Даже наши линейки послевоенных ледоколов с дизель-электрическими движетелями построили финны. Отличная тема!

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
16 публикаций

Годная статья, несколько полезной информации для себя запомнил) 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
10 публикаций
2 309 боёв

Даешь линейку финских кораблей :) что на X уровень поставим?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
[ROSI4]
Бета-тестер
8 публикаций
2 622 боя

А кто нибудь может дать инфу по Финским буксирам?Извиняйте что не по теме.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×