Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 20 комментариев

Рекомендуемые комментарии

2
[MYSPB]
Бета-тестер, Коллекционер
33 публикации
2 362 боя

Линейные корабли типа «Конте ди Кавур»

RNConte_di_Cavour-Original.jpg

Конте ди Кавур в 1914 году

Navigazione su un soggetto / Навигация по теме:

 

Линейные корабли типа Конте ди Кавур

Конте ди Кавур (линкор)

Джулио Чезаре (Новороссийск)

Леонардо да Винчи (линкор)

 

 Introduzione / Вступление

Линкоры типа «Конте ди Кавур» строились накануне Первой миро­вой войны как ответ на французские и австро-венгерские корабли дан­ного класса. В Италии появились сведения что Австро-Венгрия спешно начала разработку своих дредноутов. Также в Австро-Венгрии были решено поставить на свои линкоры трёхорудийные башни. Создание чертежей нового линкора было поручено

контр-адмиралу Эдоардо Масдеа. Масдеа предложил новый проект более крупного корабля с оригинальным размещением артиллерии в пяти башнях: в носу и корме нижние башни были трехорудийными, а верхние — двухорудийными. Еще одна трехорудийная башня располагалась точно на миделе — между дымовыми трубами. При полном водоизмещении около 24 000 т они несли 13 305-мм орудий в трех трехорудийных и двух двухорудийных (возвышен­ных) башнях и развивали скорость около 21 — 22 узл. На момент соз­дания проекта эти корабли являлись одними из самых мощных в мире, хотя их броневая защита уступала большинству современников.

 

Storia di Costruzione / История строительства

 

Летом 1910 года на трёх итальянских верфях были заложены три линкора нового типа. Линкоры строились на верфях «Арсенале» в Специи, «Ансальдо» в Генуе и «Одеро» в Фоче близ Генуи. Новые линкоры получили названия: «Конте ди Кавур», «Джулио Чезаре», «Леонардо да Винчи».

Название Закладка Принятие на вооружение Статус
Конте ди Кавур 1910 1914 Потоплен 11 ноября 1940 года.
Джулио Чезаре 1910 1914 Передан СССР в качестве репарации в 1948 году.
Леонардо да Винчи 1910 1914 Перевернулся и затонул в 1916 году. Разобран на металл в 1923 году.

 

Progetto / Конструкция

Drawing_of_Conte_di_Cavour-class_battles

Первоначальный вид дредноутов типа «Конте ди Кавур»

 

Корпус и надстройки. На стадии проек­тирования линкоров типа «Конте ди Кавур» обводы корпуса многократно испытывались в экспериментальном бассейне. Также впервые в Италии было решено отказаться от носовой оконечности таранного типа в пользу «клиперной» формы с изгибом вперед в ее верхней части. Корма оставалась закругленной формы с двумя рулями, расположенными по продольной оси корпуса. Корпус линкора был выполнен почти целиком из высокопрочной стали и имел на всем протяжении двойное дно. На корабле было три палубы: броневая, главная, верхняя. На надстройке располагались 120-мм орудия и далеко разнесенные трубы. Бронированная боевая рубка помещалась между башней № 2 и фок-мачтой и трубой. Башня № 3, одна из трехорудийных, находилась в центре корабля. Второй командный пост находился между башней № 4, задними трубой и грот-мачтой. Жилые помещения как офицеров, так и кубрики матросов были сильно разнесены по длине корабля, достаточно велики и комфортабельны по меркам тех лет.


Вооружение. Орудия главного калибра линкоров типа «Конте ди Кавур» были спро­ектированы фирмой «Армстронг». Для линкора «Конте ди Кавур» орудия главного калибра изготавливались в Италии фирмой «Виккерс-Терни», для «Леонардо да Винчи» — в Англии фирмой «Армстронг», а для «Джулио Чезаре» — итальянским филиалом английского «Армстронг» в Поццуоли близ Неаполя с помощью ведущей фирмы. Орудия главного калибра располагались в орудийных башнях, установленных по продольной оси корабля так, что носовой, кормовой и бортовой огонь могли вести 5, 5 и 13 стволов соответственно. Орудийные башни № 1 и № 3 были трехорудийные, а башни № 2 и № 4 двухорудийные. Углы об­стрела башен № 1 и № 5 равнялись 300°, № 2 и № 4 310°, а № 3 360°. Боезапас каждого 305-мм орудия составляли 40 бронебой­ных снарядов и 30 осколочных. Артиллерия вспомогательного калибра состоя­ла из 18 орудий 120 мм орудий системы Виккерс образца 1909 года. Они располагались под над­стройкой в центре корабля. Восемь из них могли вести огонь по носу, шесть — по корме и девять — по каждому борту. Боезапас этих орудий состоял из 3600 снарядов. Линкоры типа «Конте ди Кавур» имели и 14 76 мм орудий системы Виккерса образца 1909 года, которые стояли открыто на башнях, центральной надстройке и верхней палубе. Они имели возможность располагаться на 30 различных позици­ях. Артиллерийские погреба располагались тремя группами: носовой, центральной и кормовой, но все они находились под глав­ной броневой палубой. Подача бое­припасов главного калибра линкоров осуществлялась гидравлическим способом, а наводка стволов — электрогидравлической системой. Также на кораблях были установлены подводные торпедные аппараты: два носовых и один кормовой.

 

Modernizzazione / Модернизация

4891baf28681.gif

Схема усиления брони линкора "Джулио Чезаре". 1938 г.

Из Первой мировой войны итальянский линейный флот вышел в ослабленном состоянии: не поучаствовав ни в едином сражении, он потерял дредноут «Леонардо да Винчи».

 

Идея состояла в удалении средней орудийной башни и размещении на её месте подбашенных отделений новых машин. Первыми в 1933 году на стапели для модернизации встали «Конте ди Кавур» и «Джулио Чезаре». С них сняли орудийные башни и надстройки, извлекли машины и котлы и приступили к перестройке корпуса. Носовую часть линкоров удлинили на 10,3 м. Удлинение корпуса понадобилось прежде всего для обеспечения более высокой скорости, не совместимой со старыми обводами. Новая энергетическая установка хотя и весила на треть меньше старой, но развивала втрое большую мощность. Механизмы разместили в шахматном порядке — по левому борту спереди находились котлы, за ними — турбины, а по правому — наоборот. Благодаря этому модернизированные линкоры смогли развивать скорость в 28 узлов.

 

Калибр орудий был увеличен до 320 мм путем рассверливания 305-мм орудий. Новые пушки дополнялись достаточно совершенной системой управления огнём. В результате вооружение модернизированных дредноутов типа «Конте ди Кавур» оказалось вполне конкурентоспособным в сравнении с орудиями французских кораблей.

 

Полностью обновилась и вспомогательная артиллерия. Вместо казематных 120-мм пушек было установлено шесть спаренных башенных установок (того же калибра, но более современной модели), размешенных на верхней палубе, а также восемь 100-мм зениток.

 

Также была увеличена толщина брони. Толщина главной броневой палубы над энергетической установкой составила 80 мм, а над погребами - 100 мм. Была изменена противоторпедная защита линкоров. Главный конструктор генерал Пульезе предложил оформить её в виде двух концентрических труб: внутренняя была полой и предназначалась для гашения силы подводного взрыва, а внешняя на удаленной от борта стороне представляла собой 25-мм полукруглую броневую переборку.

 

Усиление бронирования. Заменить бортовую броню, точнее сказать — усиление обшивки, конструктивно связанное с набором (обшивкой) и участвующее в обеспечении продольной прочности, входящее в структуру корпуса, оказалось невозможным. По некоторым данным изменили только бронирование борта на уровне верхней палубы и палубы полубака, сделав его одинаковым на всех четырех модернизированных линкорах — соответственно 150 и 120 мм. По другим данным эти два самых верхних пояса на “Чезаре” и “Кавуре” остались толщиной 130 мм. Возникшая в результате модернизации перегрузка первой пары кораблей привела к тому, что главный 230-250-мм пояс оказался ниже ватерлинии, а 220-мм скрывался под водой даже при крене 4,5°.

 

Рисунок. Сечение по миделю линкораМежду нижней и главной палубами появилась внутренняя цитадель, охватывавшая механизмы и барбеты главных башен. Толщина ее стен — 70 мм, крыши (на уровне главной палубы) — 80мм над механизмами и 100 мм над погребами. Вне цитадели толщина главной палубы осталась прежней: 8-28 мм. Нижняя палуба в пределах цитадели отсутствовала из-за возросших габаритов котлов и турбин, но по бокам от цитадели в плоской части ее толщину довели до 50 мм. Скосы сохранили прежними, но служили они, главным образом, опорой новой противоторпедной защиты, поскольку их толщина оставалась недостаточной для реальной защиты, за исключением самых замедленных снарядов и осколков, пробивших броневой пояс. Верхняя палуба в средней части осталась без изменений, но в районе барбетов ее толщина достигла 43 (30+13) мм, а в самой корме над рулевым отделением на 11-мм палубе появилась 10-мм накладка. Перед носовым барбетом к форштевню толщина палубы уменьшалась: 42 (30+12) – 37 (25+12) – 25 (15+10) - 8 мм. Палуба полубака осталась примерно той же толщины, что и раньше — в носу 8 мм, между башнями 42 (18+24) мм, но в качестве материала использовали улучшенную кремнемарганцовую сталь ER (Elevata Resistenza = повышенного сопротивления). Эта сталь использовалась итальянцами в качестве материала верхней части корпуса большинства новых кораблей и в противоторпедной защите системы Пульезе.

 

Защита погребов складывалась из 43-мм верхней, 100-мм главной и 24-мм (12+12) нижней палубы, что давало суммарно 167 мм. Однако из-за слоистой структуры (самая толстая плита 70 мм) и разнесения по нескольким уровням эффективная толщина уменьшалась, по расчетам американского специалиста Н.Окуна, до 146мм. Наличие трех палубных пространств над нижней бронепалубой в носу и двух в корме давало некоторую защиту от бомб и снарядов, имевших малое замедление взрывателя. Аналогичная схема палубного бронирования применялась немцами, тогда как большинство других стран использовали одну бронепалубу максимальной толщины и одну более тонкую для взведения взрывателей. Горизонтальное бронирование довершала 32-мм (16+16) крыша надстройки вокруг дымовых труб.

 

В целом эти линкоры были незначительно усилены в отношении вертикального бронирования, но получили достаточную защиту от снарядов с дальних дистанций и авиабомб — в соответствии с принятыми взглядами на их тактическое использование.

 

Носовая надстройка под броневой рубкой имела 48-мм стенки (24+24), а над ней — 32-мм (16+16). Стены боевой рубки — 260 мм, крыша — 120 мм, пол— 100мм, коммуникационная труба до главной палубы — 100 мм. Кормовую рубку упразднили.

 

Из-за рассверловки орудий, увеличения угла их подъема и последовавшего за этим утяжеления всех башенных механизмов, включая механизмы подачи боезапаса и заряжания, а также установки в башни новых дальномеров и усиления бронирования крыш до 110-140 мм пришлось уменьшить толщину лобовых плит до 240 мм. Возвышенные башни, получившие в задней части боевого отделения пост управления стрельбой и тяжелые громоздкие дальномеры, лишились также тыловой броневой стенки (на трехорудийных она осталась толщиной 220 мм). Зато защита барбетов была усилена, и весьма оригинальным способом, установив вокруг них с небольшим зазором 50-мм цилиндры. Такое расположение брони барбетов пытались использовать англичане в ходе первой мировой, когда им срочно понадобилось усилить их защиту на строившихся линейных крейсерах, учитывая результаты Ютландского боя. Правда, это решение показалось им неудачным, и между войнами эту отнесенную броню сняли. По мнению того же Н.Окуна, такие внешние кольца усиливали защиту барбета против перпендикулярно падающих в него снарядов, но ухудшали ее при углах падения свыше 55°, что из-за круглой формы барбета было вполне вероятным даже на близких дистанциях. Расположение же 50-мм экранов внутри барбета дало бы безусловный, хотя и незначительный, положительный эффект.

Башни 120-мм орудий имели 120-мм броню в соответствии с правилом защищать орудия броней, равной по толщине их калибру. Барбетов не было (только невысокие 120-мм основания над палубой, а под ней борт и так защищался 120 — 150-мм броней), в связи с чем эти установки являлись, по сути, палубно-башенными.

 

Caratteristiche tecniche tattiche / ТТХ

 

Основные характеристики

Водоизмещение

нормальное 22 992 т.

полное 24250 т.

Длина 168,9 м.
Ширина 28 м.
Осадка 9,4 м.
Бронирование

борт 254 мм

палубы 111 мм

Мощность 32 190 л.с.
Скорость хода

22,2 узла

после модернизации:

28 узлов

Дальность плавания 4800 морских миль на 10 узлах
Экипаж 981 человек

 

Вооружение

Артиллерия

13 х 305-мм

18 х 120-мм

13 х 75-мм

после модернизации:

10 х 320-мм

12 х 120-мм

8 х 75-мм

Зенитная артиллерия

после модернизации:

8 х 100-мм/47

16 х 37-мм/54

12 х 20-мм

Минно-торпедное вооружение 3 х 450-мм ТА

 

 

 

Тема готова: 56%

Ориентировочное завершение темы: 10 октября

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2
[MYSPB]
Бета-тестер, Коллекционер
33 публикации
2 362 боя

Конте ди Кавур (линкор)

0f8842a56b54.jpg

«Конте ди Кавур» в Таранто (1917 год)

Navigazione su un soggetto / Навигация по теме:

 

Линейные корабли типа Конте ди Кавур

Конте ди Кавур (линкор)

Джулио Чезаре (Новороссийск)

Леонардо да Винчи (линкор)

 

Introduzione / Вступление

 

«Конте ди Кавур» (итал. Conte di Cavour) — итальянский линкор типа "Конте ди Кавур", участник обеих мировых войн. В межвоенные годы серьёзно реконструировался. В 1940 году во время атаки на Таранто был серьёзно повреждён и де-факто вышел из строя, после войны был пущен на слом.

 

Caratteristiche tecniche tattiche / ТТХ

Основные характеристики

Наименование До реконструкции После реконструкции
Водоизмещение

23008 т. (стандартное)

25086 т. (полное)

28800 т. (стандартное)

29100 т. (полное)

Длина

168,9 м (по КВП)

176,1 м (максимальная)

168,9 м (по КВП)

186,4 м (максимальная)

Ширина 28 м 28 м
Осадка 9,4 м 10,4 м
Бронирование

280 мм (вертикальное)

111 мм (горизонтальное)

280 мм (вертикальное)

135 мм (горизонтальное)

Двигатели 20 котлов Parsons 8 котлов Parsons
Мощность 31 тыс. л.с. 93 тыс. л.с.
Движитель 4 винта 2 винта
Скорость хода 21,5 узлов 28 узлов
Дальность плавания 4800 морских миль при 10 узлах 3100 морских миль при 20 узлах
Экипаж 1000 человек 1236 человек

 

 

Вооружение

Наименование До реконструкции После реконструкции
Артиллерия

13 x 305-мм орудия 46 калибра

18 x 120-мм орудия 50 калибра

16 x 76-мм орудия 50 калибра

6 x 76-мм орудия 40 калибра

10 x 320-мм орудия 44 калибра

12 x 120-мм орудия 50 калибра

8 x 100-мм орудия 47 калибра

Минно-торпедное вооружение 3 x 450-мм торпедные аппараты нет
Зентиная артиллерия нет

8 x 37-мм орудия 54 калибра

12 x 20-мм орудия 65 калибра

 

Storia / История

                                                       40_67.JPG

Линкор «Конте ди Кавур» был разработан инженером Эдуардо Масдеа, руководителем Тененте Дженерале дель Дженио Навале. Был построен в 1910—1911 годах, базировался в Таранто. В годы Первой мировой войны был флагманом итальянского флота, командовал линкором вице-адмирал Луиджи Амедео ди Савойя. «Конте ди Кавур» почти не участвовал в активных боевых действиях: провёл 966 часов в море на учебных упражнениях и только 40 часов в трёх военных операциях. После войны остался в составе флота, совершил пропагандистский круиз по Северной Америке. Летом 1922 года на нём совершил путешествие Виктор Эммануил III по итальянским портам. В апреле 1925 года на нём совершил путешествие в Триполи и Бенито Муссолини.

 

12 мая 1928 «Конте ди Кавур» был выведен из состава флота, через пять лет в октябре был отправлен в Триест на капитальный ремонт. Во время реконструкции 60% деталей были полностью заменены: убрана центральная трёхорудийная башня, а главный калибр был усилен до 320 мм. Новые двигатели давали мощность примерно в три раза больше, но скорость повысилась только до 28 узлов. Дополнительно была установлена зенитная артиллерия, что сделало линкор одним из самых лучших в итальянском флоте. 1 июня 1937 «Конте ди Кавур» вернулся торжественно в Королевский военно-морской флот. 9 июля 1940 он вступил в бои Второй мировой войны в сражении у Калабрии.

 

В ночь с 11 на 12 ноября 1940 британские самолёты «Фэйри Суордфиш» совершили авианалет на итальянскую базу в Таранто, сбросив множество бомб и торпед. «Конте ди Кавур» получил тяжёлое попадание от одной из торпед и затонул.

 

В конце 1941 года его подняли со дна и отправили в Триест на ремонт, однако он так и не вышел больше в море. 10 сентября 1943 немцы успели захватить корабль, однако 15 февраля 1945 после авианалёта союзников на Триест они сбежали и забросили старый линкор. После войны 27 февраля 1947 линкор был пущен на слом.

Spoiler

Летом 1910 года на трех различных верфях Италии были заложены по новому проекту три линкора, а в феврале-марте 1912-го - еще два. Самая крупная серия линкоров в истории итальянского флота получила  традиционные наименования в честь знаменитых военачальников и государственных деятелей: «Джулио Чезаре» («Юлий Цезарь»), «Конте ди Кавур», «Андреа Дориа», «Дуилио». Несколько выпадал из списка пятый корабль - «Леонардо да Винчи». Однако если учесть, что великий Леонардо был не только художником и деятелем искусства, но и ученым, немало привнесшим в развитие техники, в том числе и военной, то появление этого имени на борту боевого корабля выглядит не столь уж неожиданным.

Войдя в строй в 1914 году, «Конте ди Кавур» нес службу на Адриатике и в Южной Атлантике, а в 1919 году пришел с визитом вежливости в США. В 1923 году поддерживал итальянские войска при высадке на остров Корфу.  Между 1933 и 1937 годами линкор прошел капитальную перестройку, после которой стал совершенно новым кораблем. На нем были установлены новые машины и удлинен корпус.

В ночь на 11 ноября 1940 года  линкор  «Конте ди Кавур» мирно стоял на якоре в бухте Тарано. Однако вскоре он подвергся атаке британского самолета – торпедоносца «Свордфиш» под управлением  лейтенанта Кеннета Вильямсона (Kenneth Williamson) и штурнана Н.Скарлета (N.J.Scarlett).  Улучшив момент лейтенант Вильямсон сбросил свою торпеду, которая  попала в цель. В результате этой торпедной атаки линкор «Конте ди Кавур» получил огромную пробоину. Однако и экипажу торпедоносца не повезло. Зенитным огнем он был сбит и упал в гавани.  Летчиков были взяты в плен, но за их спинами можно было увидеть, как  линкор «Конте ди Кавур» медленно погружался в воду.

Впоследствии линкор «Конте ди Кавур» был поднят и отбуксирован в Триест. Там корабль поставили  в док, но закончить ремонт не успели. После капитуляции Италии линкор был захвачен немцами и, в конце концов, потоплен при воздушном налете в 1945 году. Остов корабля после войны разобрали на металл.

 

 

Fatti interessanti / Интересные факты

      d412e23c2132.jpg

Потопленный в Таранто итальянский линкор «Конте ди Кавур». Это — результат успешного налета английских самолетов с авианосца «Илластриес» 11 ноября 1940 года.

 

Линкор был поднят 1 июля 1941 года и отбуксирован в Триест. До сентября 1943 г. ремонт не был закончен (корабль находился в полугодовой готовности). 10 сентября 1943 затоплен экипажем. Поднят нем­цами в 1943—1944 гг. Снова потоплен авиацией союзников 15 февраля 1945 года.

c981e63c0c66.jpg

Почтовая марка Битва в Таранто, изображен линкор Конте ди Кавур

 

Изменено пользователем mag93

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2
[MYSPB]
Бета-тестер, Коллекционер
33 публикации
2 362 боя
Джулио Чезаре (Новороссийск)
db9691e46c3f.jpg

Navigazione su un soggetto / Навигация по теме:

 

Линейные корабли типа Конте ди Кавур

Конте ди Кавур (линкор)

Джулио Чезаре (Новороссийск)

Леонардо да Винчи (линкор)

 

Introduzione / Вступление

 

«Новороссийск» — советский военный корабль, линкор Черноморского флота ВМФ СССР. До 1948 года корабль входил в состав итальянского ВМФ под названием «Джулио Чезаре» (Giulio Cesare, в честь Гая Юлия Цезаря).

 

Storia di progetti / История проекта

27 июня 1909 года Италия приняла Морской закон, предусматривавший постройку 4 дредноутов, 3 крейсеров-разведчиков, 12 подводных лодок, 12 эсминцев и 34 миноносцев. Закон одобрили 2 декабря и тогда же санкционировали постройку трёх линкоров по проекту 1908 года — будущих «Джулио Чезаре», «Леонардо да Винчи» и «Конте ди Кавур» («Данте Алигьери» уже строился). Средства на строительство начали выделять со следующего финансового года. Заказ на постройку двух из них получили частные верфи «Ансальдо» и «Одеро» из Генуи, а третий заложили на казённой верфи в Специи. Головным стал «Чезаре», который первым и вступил в строй.

 

Новизна проекта, его постоянные улучшения, трудности с производством броневых плит, механизмов, орудий главного калибра и башен для них сильно затянули строительство кораблей, сделали его зависимым от помощи иностранных (в основном английских) фирм, а с контрагентами частные верфи всегда работали быстрее государственных. Поэтому «Кавур», спущенный на воду раньше других, вошёл в строй на год позже, отстав именно из-за задержек в поставках.

 

В процессе постройки «Джулио Чезаре» был перегружен на 2000 тонн, что увеличило его осадку на 0,9 м. Это привело к уменьшению полной скорости хода по сравнению с проектной на 1 узел; кроме того, из 2,5 м высоты главного броневого пояса над ватерлинией осталось лишь 0,75 м.

 

Итальянские кораблестроители переоценили свои возможности — их первые серийные дредноуты строились целых пять лет. Спроектированные как чуть ли не самые мощные в мире по вооружению, они вступили в строй, уже безнадёжно уступая новым кораблям этого класса с 343—381-мм артиллерией. Времени на существенное изменение проекта 1908 года уже не было, поэтому заложенные в 1912 году «Андреа Дориа»(«Andrea Doria») и «Кайо Дуилио» («Caio Duilio») отличались от предшественников только расположением средней башни — на палубу ниже (для лучшей остойчивости) и увеличенным до 152 мм калибром средней артиллерии с более мощной защитой. 152-мм орудия разнесли из центрального каземата к оконечностям, что увеличило их эффективность при отражении торпедных атак.

 

Servizio nella marina militare Italiana / Служба в итальянском ВМФ

 

Ноябрь 1913 года — Май 1915 года

Строительство «Чезаре» закончили в конце ноября 1913 года, и до официального ввода в строй он проходил различные испытания, входя вместе с «Леонардо да Винчи» в состав Боевой эскадры вице-адмирала Амеро д’Асте Стелла, который держал флаг на «Данте Алигьери».

 

Италия не сразу вступила в войну, долго высчитывая, чью сторону ей выгоднее принять. Хотя накануне боевых действий она входила в состав Тройственного союза вместе с Германией и Австро-Венгрией, дипломатам Антанты удалось добиться её нейтралитета. Выступление Италии на стороне Германии сделало бы положение союзников на Средиземном море угрожающим: срывалась переброска войск из Африки и британских доминионов во Францию, ставился под удар весь правый фланг на

Западном фронте. В конце концов, обещания удовлетворить все притязания Италии на Адриатике за счёт Австро-Венгрии подтолкнули её выступить на стороне Антанты.

 

На момент объявления войны 24 мая 1915 года все дредноуты типа «Чезаре» находились в главной базе Таранто, входя в состав 1-й дивизии линейных кораблей контр-адмирала Корси (флаг на «Данте»), причем новейший «Кавур» (командир — капитан 1 ранга Э. Солари) стал флагманом главнокомандующего вице-адмирала Луиджи ди Савойя принца Абруцкого. Командиром «Чезаре» был уже капитан 1 ранга Лобетти, а «Леонардо» — капитан 1 ранга С. Писенарди. За день до этого на борту «Кавура» состоялась встреча командующего английским Средиземноморским флотом адмирала Д. Гэмбла с начальником итальянского главного морского штаба вице-адмиралом Паоло ди Ревел и главнокомандующим герцогом Абруцким, на которой обсуждались вопросы взаимодействия флотов. 27 мая в Таранто состоялась встреча всех командующих флотами — Гэмбла, Абруцкого и Лаперейра (Франция), а также командующего эскадрой британских линкоров контр-адмирала Тернсби.

 

Итальянский флот представлял собой внушительную силу, но ему недоставало современных лёгких кораблей, способных противодействовать прекрасным австрийским крейсерам типа "Сайда" и эсминцам типа «Татра». Кроме того, англичане придерживались мнения, что «итальянцы гораздо лучше строят корабли, чем умеют на них воевать». Поэтому они решили направить в итальянские воды свои соединения кораблей.

 

Первая мировая война

В августе 1914 года, с началом войны, был приписан к 1-й Боевой дивизии контр-адмирала К. Корси, поступив под командование капитана 1-го ранга Марцоло. На момент вступления Италии в войну (24 мая 1915 года) находился в главной ВМБ Таранто, уже под командованием капитана 1-го ранга Лобетти. Линкоры в Таранто находились в трехчасовой готовности, проводя в заливе эволюции и стрельбы. Их главной задачей был бой с дредноутами противника. Ни в каком другом случае рисковать ими не разрешалось.


13 марта 1916 года, прикрывая операцию по захвату ВМБ Курцола на полуострове Саббионцела, в составе дивизии перешёл в Валону, а затем снова вернулся в Таранто.


В декабре 1916 года в составе дивизии стоял на рейде острова Корфу. Однако угроза подводных атак вынудила командование отвести линкоры в гавани.


В марте 1917 года вместе с остальными линкорами находился в районе южной Адриатики и Ионического моря, обеспечивая операции на островах Ионического архипелага.

 

Конец войны линкор встретил в Таранто. За всё время боевых действий он провёл 31 час на боевых заданиях и 387 часов на учениях, ни разу не встретившись с противником.


В 1920 году девиз корабля сменили на «Цезарь здесь!»

 

Межвоенный период

К 1922 году линкор прошёл первую модернизацию: была изменена форма фок-мачты. Тогда же линкор лишился носового украшения — огромного орла, державшего в лапах ленту с девизом Цезаря: «Пришёл. Увидел. Победил».

 

В августе 1923 года линкор принял участие в операции на острове Корфу.


В 1925 году претерпел более значительную модернизацию: замена системы управления артиллериским огнём, установка катапульты для запуска гидросамолета типа «Макки» М18. Для подъёма самолёта с поверхности воды и установки его на катапульту на верхней палубе появился кран.


В 1928 году стал учебным артиллерийским кораблём.


В 1933—1937 годах претерпел коренную модернизацию по проекту инженер-генерала Франческо Ротунди. Проект предусматривал рассверловку стволов 305-мм орудий до 320 мм, замену станков для повышения дальности стрельбы, усиление бронирования и противоторпедной защиты, замену котлов и механизмов, удлинение корпуса с изменением обводов. «Чезаре» проходил модернизацию на верфи Кантиери дель Тиррено в Генуе с 25 октября 1933 года по 1 октября 1937 года.

 

Вторая мировая война

6 июля 1940, после вступления Италии во Вторую мировую войну линкор вышел в стратегическом прикрытии конвоя из Неаполя в Бенгази (флаг контр-адмирала И. Кампиони, командир — капитан 1 ранга П. Вароли). 9 июля, на обратном пути из Бенгази в Таранто, эскадра встретилась у мыса Пунта Стило с английским Средиземноморским флотом. В 16:00 381-мм снаряд с английского линкора «Warspite» попал в середину корпуса «Чезаре» и вызвал пожар. Дым вентиляторами засосало в котельные отделения, и четыре котла вышли из строя, вызвав падение скорости с 26 до 18 узлов. Под прикрытием дымовой завесы и эсминцев флагману в 16:45 удалось оторваться от противника. В Таранто он стал на ремонт: были разрушены лёгкие орудия, часть надстроек, требовали починки четыре котла. 115 членов экипажа были убиты или ранены.

 

После ремонта, 30 августа в составе мощного соединения вышел в море на перехват очередного английского конвоя в Александрию. Однако британская авиаразведка сумела обнаружить противника и конвой отвернул на юг. Сильный шторм и нехватка топлива у эсминцев заставили итальянцев вернуться в Таранто.

 

В ночь с 11 на 12 ноября 1940 года около 20 самолётов с британского авианосца «IIIustrious» атаковали итальянские линейные корабли в гавани ВМБ Таранто. Уцелевший «Чезаре» ушёл в Неаполь, а потом в Сицилию.

 

27 ноября в составе эскадры под командованием вице-адмирала Кампиони вышел к Сицилийскому каналу для перехвата очередного английского конвоя на Мальту. В результате боя с объединёнными силами англичан под командованием адмирала Сомервилла обе стороны получили незначительные повреждения. Когда в небе появились самолёты с авианосца «Ark Royal», Кампиони дал приказ на отход.

 

В декабре 1940 года итальянский флот был реорганизован. «Чезаре» вошёл в 5-ю Боевую дивизию.

 

Ночью 8—9 января 1941 года английская авиация с Мальты и греческих баз произвела налёт на Неаполь. Стоявший там «Чезаре» получил повреждения от близких разрывов трёх бомб и в сопровождении «Венето» ушёл в Специю на месячный ремонт.

 

9 февраля 1941 года «Чезаре» в составе эскадры вышел на перехват британского флота, обстрелявшего Геную, но безрезультатно.

К августу в Италии начались перебои с поставкой топлива и к операциям на море стали привлекать только новые линкоры. В бой же им разрешалось вступать только при заметном преимуществе. Однако к концу 1941 года, когда кораблей для прикрытия конвоев стало не хватать, «Чезаре» пришлось совершить два выхода в море.

 

3—5 января 1942 года «Чезаре» вышел в последний боевой поход, прикрывая конвой в Северную Африку, после чего был выведен из действующего флота. Помимо нехватки топлива выяснилось, что из-за недостатков конструкции линкор мог погибнуть от одного торпедного попадания. Использовать его в условиях господства союзной авиации в воздухе было рискованно. Большую часть экипажа списали на другие корабли и в штабы эскортных конвойных групп.

 

До конца 1942 года «Чезаре» стоял в Таранто, а в январе 1943 года перешёл в Полу, где был до конца войны превращен в плавучую казарму. Всего за кампанию 1940—1943 гг. «Чезаре» совершил 38 боевых выходов в море, пройдя 16 947 миль за 912 ходовых часов, израсходовав 12 697 т нефти.

 

После заключения перемирия «Чезаре» вернулся в Таранто, а 12 сентября 1943 под командованием капитана 2-го ранга В. Карминати последним из итальянских линкоров прибыл на Мальту. Во время перехода на корабле не было части экипажа, не все повреждения были устранены, почти весь путь был проделан без эскорта. В условиях постоянной угрозы нападения немецких торпедных катеров и авиации этот переход можно считать единственной героической страницей в истории «Чезаре». Сначала союзное командование решило оставить итальянские линкоры на Мальте под своим прямым контролем, но в июне 1944 года трём самым старым, включая «Чезаре», разрешили вернуться в итальянский порт Аугуста для использования в учебных целях.

 

Servizio nella marina militare dei Soviet / Служба в советском ВМФ

 

Передача и состояние корабля

После выхода Италии из войны страны-победительницы разделили итальянские боевые корабли в счёт репараций. Советский Союз претендовал на новые линкоры типа "Литторио", однако ему достался лишь устаревший «Джулио Чезаре». Сразу получить корабль не удалось, поэтому англичане временно передали СССР свой старый дредноут «Royal Sovereign», получивший в советском флоте название «Архангельск». В 1948 году, после того, как «Чезаре» отправился в советский порт, «Архангельск» был возвращён Англии для разделки на металлолом.

 

Хотя к концу войны в строю из советских тяжёлых кораблей оставались лишь два старых линкора — «Севастополь» и «Октябрьская революция», — СССР всё ещё имел амбициозные планы по строительству линейных кораблей, и для подготовки экипажей планировалось использовать «Чезаре».

 

9 декабря 1948 года «Чезаре» покинул ВМБ Таранто и перешёл в Аугусту, откуда 15 декабря направился в албанский порт Влёра  (Валона). Там 3 февраля 1949 года состоялась передача линкора, получившего временное обозначение Z11, советской комиссии во главе с контр-адмиралом Г.И. Левченко. 6 февраля на корабле был поднят военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь, прибыв в новую базу 26 февраля. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название «Новороссийск».

 

Полученный корабль находился в крайне запущенном состоянии, поскольку с 1943 по 1948 год он стоял на приколе с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания. Непосредственно перед передачей Советскому Союзу линкор прошёл небольшой ремонт, коснувшийся в основном электромеханической части.

 

В удовлетворительном состоянии находились основная часть вооружения, главная энергетическая установка и основные корпусные конструкции ниже броневой палубы. В очень плохом состоянии находились общекорабельные системы — трубопроводы, арматура, обслуживающие механизмы. В нерабочем состоянии были аварийные дизель-генераторы. Эксплуатационная техническая документация и документация по непотопляемости практически отсутствовала — пользоваться разрозненными документами на итальянском языке не могли, поскольку никто не владел итальянским. Присланные переводчики были беспомощны, поскольку не владели специальной терминологией. Внутрикорабельная связь, радиосвязь почти отсутствовали, а радиолокаторов и зенитной артиллерии малого калибра не было вообще.

 

Условия жизни экипажа не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота, поскольку при стоянке в базе итальянские экипажи жили в береговых казармах, а в плавании их рацион состоял из макарон, сухого вина и оливкового масла.

 

Первое время (до оборудования нормального камбуза) питание моряков обеспечивалось несколькими армейскими походными кухнями, почти круглосуточно дымившими на палубе.

 

В холодное время, в особенности при минусовых температурах наружного воздуха, в кубриках под палубой полубака, не имевшей изоляции, личный состав находился под сплошным «дождём» от обильной конденсации влаги. Для отдыха служили двух- и трёхъярусные койки, размещённые буквально «впритык» друг к другу в проходных кубриках.

 

В связи с бытовыми трудностями первоочередными ремонтно-восстановительными работами на линкоре явились оборудование камбуза для команды, изоляция экспанзитом жилых и служебных помещений под палубой полубака, а также переоборудование части санузлов, умывальников и душевых.

 

В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док Севморзавода (г. Севастополь). При этом специалисты были поражены как изяществом обводов подводной части, так и характером её обрастания. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой неустановленного состава, почти не обросла. Но в неудовлетворительном состоянии оказалась донно-забортная арматура. Более того, как писал последний командир БЧ-5 линкора И. И. Резников, при очередном ремонте обнаружилось, что почти полностью заросли ракушкой трубопроводы пожарной системы, пропускная способность которых уменьшилась в несколько раз.

 

Изменено пользователем mag93

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2
[MYSPB]
Бета-тестер, Коллекционер
33 публикации
2 362 боя

Леонардо да Винчи (линкор)

Leonardodavinci.jpg

Открытка с изображением линкора «Леонардо да Винчи»

 

Navigazione su un soggetto / Навигация по теме:

 

Линейные корабли типа Конте ди Кавур

Конте ди Кавур (линкор)

Джулио Чезаре (Новороссийск)

Леонардо да Винчи (линкор)

 

Introduzione / Вступление

 

«Леонардо да Винчи» (итал. Leonardo da Vinci) — итальянский линкор типа "Конте ди Кавур", участвовавший в Первой мировой войне. Во время войны в 1916 году он затонул после взрыва боеприпасов на борту, в 1919 году был поднят, однако позднее пущен на слом ввиду непригодности к дальнейшей службе во флоте. Назван в честь легендарного итальянского художника и изобретателя эпохи Возрождения.

 

Descrizione / Описание

 

Размеры и скоростные характеристики

Длина линкора составляла 168,9 м по ватерлинии и 176 м максимально. Ширина корабля была 28 м, осадка составляла 9,3 м. Водоизмещение составляло от 23088 до 25086 т. У линкора было двойное дно, он был разделён на 23 отсека. Экипаж составлял ровно тысячу человек (31 офицер и 969 матросов). Главную энергетическую установку составляли четыре турбины Parsons, приводившие в действие четыре винта. Пар для турбин давали двадцать котлов Blechynden: восемь работали на мазуте, двенадцать на угле. «Леонардо да Винчи» по плану должен был развивать скорость в 22,5 узла при мощности в 31 тысячу л.с., однако на морских испытаниях он серьёзно отставал от требований. При усилении мощности до 32800 л.с. скорость не превышала 21,6 узлов. На корабле были запасы угля в 1470 т угля и 860 т мазута, дальность плавания составляла 4800 морских миль при 10 узлах и 1000 морских миль при 22 узлах.

 

Вооружение

                                                                                                  Conte_di_Cavour_class_main_weapon.svg

Схема вооружения линкора типа «Конте ди Кавур»

На «Леонардо да Винчи» были установлены тринадцать 305-мм морских орудий 46 калибра в пяти орудийных башнях: три строенных и два сдвоенных. От носа до кормы эти башни обозначались буквами A, B, Q, X и Y. Вертикальный угол подъёма составляли от -5 до +20°, запас каждой башни составлял до 100 снарядов при норме в 70. Исторические источники не дают однозначную оценку качества стрельбы этих орудий: по данным историка Джорджо Джорджерини, один 452-килограммовый бронебойный снаряд из 302-мм пушки развивал скорость до 840 м/с и обладал дальностью полёта в 24 км, а по данным Нормана ФРидмана, снаряд обладал массой от 416,52 до 452,3 кг и развивал скорость в 861 м/с.

 

Универсальными орудиями являлись 18 120-мм орудий 50 калибра, расположенные в казематах по бортам. Угол подъёма составлял от -10 до +15°, скорость стрельбы составляла 6 снарядов в минуту. Один такой взрывоопасный снаряд массой 22,1 кг мог развивать скорость в 850 м/с и обладал дальность полёта в 11 км (всего было 3600 таких снарядов на борту линкора). «Леонардо да Винчи» обладал также защитой от торпедных катеров: 14 76-мм пушек 50 калибра, 13 из которых устанавливались как на вершинах орудийных башен, так и всего на тридцать различных позициях на линкоре (в том числе на верхней палубе). Характеристика их не отличалась от 120-мм пушек, хотя они обладали скорострельностью в 16 снарядов в минуту. Один 6-кг снаряд развивал скорости до 815 м/с и пролетал примерно 9,1 км. На линкоре были также три торпедных аппарата калибром 450-мм: по одному на борт и один кормовой.

 

Броня

Линкоры типа «Конте ди Кавур» обладали мощной бронёй на поясе ватерлинии высотой в 2,8 м, из них часть брони высотой 1,6 м была ниже ватерлинии. Максимальная толщина достигала 250 мм в центре борта при 130 мм на корме и 80 мм на носу. Низкая часть этого пояса имела толщину в 170 мм. Над основным поясом была броня толщиной в 220 мм, которая достигала высоты в 2,3 м до верхней палубы. Ещё выше была броня в 130 мм толщиной длиной в 138 м от носа до орудийной башни X. Верхняя часть этого бронепояса защищала казематы (толщина в 110 мм). У линкора были две бронированные палубы: основная палуба была защищена двухслойной бронёй в 24 мм, которая ближе к главному поясу достигала толщины в 40 мм (листы были расположены на уклонах); вторая палуба была защищена 30-мм броневыми листами с два слоя. Передние и задние поперечные переборки соединяли бронепояс с палубой.

 

Лобовая броня орудийных башен составляла 280 мм, бортовая — 240 мм, кормовая и верхняя — 85 мм. Барбеты имели толщину брони в 230 мм над баком, 180 мм между баком и верхней палубой и 130 мм за верхней палубой. Передняя рубка была защищена листами толщиной в 280 мм, кормовая — в 180 мм.

 

Servizio / Служба

«Леонардо да Винчи» строился компанией «Одеро» (позднее «Ото Мелара») на верфи Сестри Поненте в Генуе. Заложен был 18 июля 1910, спущен на воду 14 октября 1911, достроен и зачислен на службу 17 мая 1914. В боевых столкновениях не участвовал, большую часть времени простаивал на якоре в порту Таранто, главной военно-морской базы Италии.

 

В ночь со 2 на 3 августа 1916 на корабле, стоявшем в Таранто, прогремел взрыв: произошла детонация боеприпасов во время их разгрузки. «Леонардо да Винчи» ушёл в воду на 11 м в результате взрыва, погибли 248 человек (21 офицер и 227 матросов). По официальной версии итальянских властей, корабль был потоплен австро-венгерскими диверсантами, хотя позднее говорили о том, что причиной катастрофы стала техническая неисправность корабля.

 

Королевский военно-морской флот Италии заявлял, что корабль необходимо немедленно поднять со дна моря, и отказывался отправлять линкор на дно. Однако для этого необходимо было с корабля достать боеприпасы и запасы топлива и снять орудия, чтобы уменьшить массу и вес судна. Проблема заключалась в том, что самый крупный сухой док в Таранто имел глубину только в 12,2 м при размерах «Леонардо да Винчи» в 15,2 м. Это означало, что с корабля нужно было снять и трубы.

 

На подготовку к операции по поднятию судна итальянцы потратили два года, и 17 сентября 1919, уже после войны, линкор удалось поднять со дна. К сухому доку был выкопан канал, по которому линкор был отбуксирован. Для устойчивости корабля были построены дополнительные деревянные леса, которые оставались там даже после того, как с «Леонардо да Винчи» откачали всю воду. Обе палубы были сильно повреждены, вследствие чего ремонт судна начался именно с них. Для сохранения устойчивости корабля был дополнительно загружен балласт массой в 410 т. В правый борт корабля была закачена вода массой в 7600 т, и корабль был возвращён в состав флота 24 января 1921. Планы КВМС Италии по установке шести 102-мм зенитных орудий были отменены из-за того, что в королевской казне не нашлось денег, и 22 марта 1923 корабль был продан на слом.

 

Изменено пользователем mag93

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
812 публикации
419 боёв

Еще советую поискать в инете старенькую Морскую коллекцию. Если не ошибаюсь 4 или 5 выпуск за 1995 кажется год. Очень много материала и фото. У меня есть, но бумажная... 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2
[MYSPB]
Бета-тестер, Коллекционер
33 публикации
2 362 боя

Еще советую поискать в инете старенькую Морскую коллекцию. Если не ошибаюсь 4 или 5 выпуск за 1995 кажется год. Очень много материала и фото. У меня есть, но бумажная... 

спасибо, обязательно поищу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
60 публикаций
39 боёв

ждем продолжения, если эта тема всего на 17 % готова, то с не терпением буду следить за продолжением...:great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
201 публикация

смотрю на паровые корабли и всегда жалею  кочегаров белого света сроду не видели бедняги....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
250
[WG-W]
Старший бета-тестер, Коллекционер, Заслуженный автор Wiki
747 публикаций
8 438 боёв

Вот еще пару источников в помощь в сети есть если что

1. Патянин С. - Проклятые линкоры. «Цезарь», ставший «Новороссийском»

2. Морская коллекция.1996-04(10)-Линкор ''Джулио Чезаре'' ('Новороссийск')

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2
[MYSPB]
Бета-тестер, Коллекционер
33 публикации
2 362 боя

Вот еще пару источников в помощь в сети есть если что

1. Патянин С. - Проклятые линкоры. «Цезарь», ставший «Новороссийском»

2. Морская коллекция.1996-04(10)-Линкор ''Джулио Чезаре'' ('Новороссийск')

 

спасибо за инфу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
72 публикации
78 боёв

Интересная информация. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
67 публикаций
119 боёв

Не обычный линкор. Но расположение башни по центру корабля - не вижу в этом смысла

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
605
[KM]
Альфа-тестер, Альфа-тестер, Альфа-тестер
2 287 публикаций
1 252 боя

Не обычный линкор. Но расположение башни по центру корабля - не вижу в этом смысла

Нормальная схема для корабля заточенного на линейный бой

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
25 публикаций
3 160 боёв

Нормальная схема для корабля заточенного на линейный бой

Немного не силен в кораблях. Т.е. он мог вести огонь только при повороте башни на борт?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
104 публикации

Эта информация пригодится в игре или просто для кругозора?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Глобальный модератор
17 754 публикации
577 боёв

Эта информация пригодится в игре или просто для кругозора?

 

Со временем узнаем...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
74 публикации

Эта информация пригодится в игре или просто для кругозора?

Думаю если пригодится в игре то тебе это всё равно не скажут ибо "НДА" за разглашение бан.А для кругозора лишним не будет))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
341
Альфа-тестер
1 531 публикация
1 272 боя

 Как по мне, очень много текста. Я устал читать даже)))) Можно было поставить еще картинок в текст (фото орудий ГК, ПВО).

И добавте источники)

Спасибо за тему очень познавательная:glasses:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×