Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Foxtrot324

"Фотография": "Лексингтон"

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

2 774
[HUPER] Foxtrot324
Коллекционер-испытатель
4 414 публикации
7 021 бой

Использован фрагмент из книги С.Б. Переслегина "Тихоокеанская премьера". В этой книге периодически встречаются интереснейшие фрагменты, посвящённые тем или иным кораблям. Они так и называются: "Фотография: Сёкаку", "Фотография: Конго", "Фотография: Ямато" и т.п.

http://books.imhonet.ru/element/92544/

 

В 1920 — 1921 годах Соединенные Штаты начали строительство сразу одиннадцати ударных кораблей, спроектированных с учетом опыта Первой Мировой войны и вооруженных 406-мм орудиями главного калибра. Шесть линкоров проекта «Саут Дакота» должны были иметь по двенадцать таких орудий, а пять линейных крейсеров типа «Констеллейшн» — по восемь.

 

Строительство этой эскадры рассматривалось Госдепартаментом как сугубо политическая акция, направленная против Великобритании и имеющая целью убедить правительство его величества в необходимости многостороннего соглашения об ограничении морских вооружений. Иными словами, вводить в строй «Дакоты» и «Констеллейшны» не предполагалось. Соответственно, работы на верфях велись ни шатко ни валко: к началу Вашингтонской конференции готовность кораблей по корпусу не превышала 30— 35 процентов («Норт Кэролайн», «Индиана», «Саут Дакота»), в среднем же она составляла 5— 10 процентов.

 

Восьмого февраля 1922 года, на следующий день после подписания итоговых документов конференции, строительство всех одиннадцати кораблей было остановлено. Двадцать второго ноября того же года линейные крейсера «Лексингтон» и «Саратога» были перезаказаны как авианосцы. Стапельный период и достройка продолжались более пяти лет: «Леди Сара» вступила в строй в ноябре, а «Леди Лекс» — в декабре 1927 года.

 

Первоначальный конструкторский замысел предусматривал что-то вроде сильно увеличенного «Лэнгли» — полетная палуба на высоких пиллерсах, надстройка в межпалубном пространстве, две небольшие трубы, сдвинутые на борт. За время строительства, однако, проект существенно изменился, и в результате «Лексингтон» и «Саратога» стали первыми авианосцами современной архитектуры.

 

Надводный борт был герметически соединен со стенами ангара, образовав жесткую конструкцию. На полетной палубе справа от диаметральной плоскости возвели величественный комплекс «надстройка — дымовая труба». (Линейные крейсера проекта «Констеллейшн» должны были стать рекордсменами по числу труб, которых предполагалось иметь — семь. Разместить столько на авианосце не представлялось возможным: интерференция воздушных потоков привела бы к образованию вихрей и созданию над всей полетной палубой зоны пониженного давления. Американские конструкторы пошли по простейшему пути — интегрировали все дымоходы в единую дымовую трубу, эллиптическую в плане, длинную и очень высокую. «Остров» отнесли на десять метров вперед, причем мостики и боевые посты оказались ниже среза трубы, что гарантировало их от «подогрева» и задымления.) Комплекс надстроек обрамлялся четырьмя башнями главной артиллерии, установленными линейно-возвышенно. «Лексингтон» и «Саратога» несли по восемь орудий «вашингтонского» 203-мм калибра. Зенитная артиллерия, состоящая из двенадцати универсальных 127-мм орудий, была расположена исключительно удачно — в специальных вырезах полетной палубы вблизи оконечностей. Такое размещение средств ПВО позволяло наиболее эффективным образом противостоять атаке, выполненной по классической схеме, когда вражеские торпедоносцы заходят на корабль с носовых курсовых углов.

 

Благодаря наличию радиолокатора система управления зенитным огнем не оставляла желать лучшего. Четырехвальная энергетическая установка мощностью 180 000л.с. была собрана по достаточно нетрадиционной турбоэлектрической схеме: турбины вращают мощные динамо-машины, которые обеспечивают энергией ходовые электродвигатели. По массогабаритным показателям эта система уступала общепринятым в те времена турбозубчатым агрегатам, однако она заметно облегчала управление режимами работы главных механизмов. Переключение с полного переднего на полный задний ход осуществлялось непосредственно с мостика — простым поворотом рубильника. Иными словами, маневр машинами был для авианосцев типа «Лексингтон» более простым делом, нежели маневр рулем (управляемость отвечала требованиям, предъявляемым к линейным крейсерам, но была совершенно недостаточной для авианосцев. Время перекладки руля составляло 30—40 секунд, радиус поворота — 400 450 метров, выбег — более 300 метров.).

 

«Лексингтон» развивал до 34 узлов скорости, дальность плавания составляла 2800 миль на боевой скорости 30 узлов и около 12 000 миль на «крейсерских» 14 узлах. Характерно, что первые в мире опыты по дозаправке авианосца в море были проведены именно с этим кораблем, изначально оптимизированным для Тихоокеанского ТВД.

 

Турбоэлектрическая установка обеспечивала достаточное, а при необходимости (за счет уменьшения мощности, передаваемой на двигатели) — и избыточное производство электроэнергии. Эта особенность корабля нашла неожиданное применение весной 1930 года, когда «Лексингтону» пришлось более месяца снабжать электричеством город Такома.

 

Бронирование авианосцев типа «Лексингтон» выдавало их происхождение от линейных крейсеров: сравнительно тяжелый пояс (178— 129 мм) и «картонная палуба» толщиной всего 32 мм. Корабли имели развитую систему контрзатопления и неплохую подводную защиту (от двух авиаторпед, попавших в один борт, «Леди Лекс» накренилась только на семь градусов, причем крен удалось быстро ликвидировать). Магистральная система пожаротушения была, вероятно, лучшей среди всех авианосцев, спроектированных до Второй Мировой войны.

 

«Лексингтон» мог принимать на борт до 90 самолетов, хотя, как правило, его авиагруппа бывала меньше и составляла 70— 80 машин. Ангар имел размеры 137x21 метр — по этому критерию авианосец долгое время оставался крупнейшим в мире. В целом американские авианосцы «Саратога» и «Лексингтон» оказались очень сильными кораблями и на начало войны, вероятно, должны считаться лучшими в своем классе. Это особенно впечатляет, если учесть, что с 1927 по 1942 год «Леди Сара» и «Леди Лекс» практически не модернизировались (еще до передачи кораблей флоту были демонтированы аэрофинишеры, в 1934 году сняли катапульту. В 1936 году усилили зенитное вооружение — на «Лексингтоне» двадцать восемь пулеметов калибра 12,7, на «Саратоге» тридцать две 20-мм пушки. Наконец, в 1940 году установили пять четырехствольных 28-мм установок.).

 

Представляет значительный интерес сравнение заявленных характеристик линейных крейсеров «Лексингтон» и «Акаги». Японский корабль заметно лучше бронирован (пояс 229 мм против 190 мм, палуба 102 и 50 мм, башни 356 и 229 мм). Калибр главной артиллерии одинаков, но «Акаги» несет пять башен вместо четырех, причем за счет большего угла возвышения его орудия стреляют на шесть миль дальше. Преимущество «Лексингтона» в скорости (33,25 против 30 узлов) не столь велико, чтобы компенсировать отставание по всем основным параметрам. В артиллерийском бою четыре японских линейных крейсера явно сильнее пяти американских — и притом на всех дистанциях.

 

Удлинение «Акаги» составляет 8,9, а «Лексингтона» — только 8,1, кроме того, ввиду большой массы турбоэлектрических агрегатов двигатели американского крейсера менее эффективны. В результате на один узел хода у «Леди Лекс» приходится 5400 лошадиных сил, а у «Акаги» — лишь 4400. (Если бы японский корабль снабдить машинами той мощности, которую развивала энергетическая установка «Лексингтона», скорость «Акаги» составила бы почти 36 узлов.) Главным достоинством турбоэлектрической установки является возможность быстро менять режим хода, но совершенно непонятно, зачем это качество линейному крейсеру.

 

Однако же оно очень полезно авианосцу, которому в боевых условиях приходится постоянно варьировать курс и скорость. И если сравнивать ТТХ вступивших в строй в 1927 году авианосцев «Лексингтон» и «Акаги», картина меняется кардинально. Система борьбы за живучесть на «Лексингтоне» заметно лучше. Его полетная палуба шире и больше (270,68x39,63 метра против 190,2x31 метр), крупнее и ангар. В результате американский авианосец принимает на борт 80— 90 самолетов, а японский — 60— 70. Преимущество «Акаги» в бортовом бронировании не имеет никакого значения в авианосном бою, а переизбыток восьмидюймовых стволов следует скорее признать недостатком, нежели достоинством корабля.

 

Таким образом, пара «Акаги» и «Кага» оказывается явно слабее «Лексингтона» и «Саратоги» (разумеется, при равной подготовке экипажей и одинаковых параметрах палубных самолетов). Многочисленные и весьма дорогостоящие модернизации японских авианосцев кардинально положение дел не изменили.

 

Можно предположить, что энергетическая установка и корпус «Леди Лекс» изначально проектировались в предположении, что корабль не будет достраиваться как линейный крейсер. Конечно, в январе 1921 года никто не мог сказать, какую форму примут Вашингтонские ограничения и будут ли они вообще подписаны. Соответственно, у американских конструкторов не было оснований считать, что «Лексингтон» станет именно авианосцем и оптимизировать проект, исходя из этой возможности. Скорее всего, они имели в виду целый корпус возможных реализаций проекта: линейный крейсер, эскадренный танкер, авианосец. А вообще-то, очертания «Лексингтона» наводят на размышления, что этот корабль должен был стать великолепным трансатлантическим лайнером. (Предполагаемые характеристики: полное водоизмещение 47 000 тонн, среднерейсовая скорость 28 узлов, что обеспечивало кораблю завоевание Голубой ленты Атлантики, пассажировместимость около 4000 человек. Заметим, что возможность переоборудования в танкер или высокоскоростное пассажирское судно рассматривалась, например, при решении судьбы недостроенных русских линейных крейсеров типа «Измаил»).

 

«Лексингтон» впервые прославился в 1929 году на очередных маневрах американского флота. Ночью корабль преодолел незамеченным линию дозора и на рассвете поднял в воздух бомбардировщики-бипланы. Условный налет на шлюзы Панамского канала завершился полным успехом: ни одного истребителя «противника» в воздухе, ни одного выстрела зенитных орудий. Посредник объявил шлюзы полностью разрушенными. Этот эпизод привел к возрастанию американского военного присутствия в зоне Канала и к серьезным изменениям в военно-морских доктринах ряда государств, среди которых была и Япония. В Тихоокеанской войне «Лексингтон» участвовал с первого дня. Он использовался для доставки самолетов на отдаленные базы, патрулировал район Перл-Харбора, участвовал в набеговых операциях против Маршалловых островов. До сражения в Коралловом море боевая работа авианосца не сопровождалась ни значимыми успехами, ни серьезными повреждениями.

 

Седьмого мая 1942 года летчики «Лексингтона» потопили японский АВЛ «Сехо» (совместно с авиагруппой «Йорктауна»). На следующий день авианосец выслал 43 самолета для атаки «Секаку» и «Дзуйкаку». Действия эскадрилий были некоординированными, на цель вышло только 22 самолета, которые добились одного попадания в корабль противника.

 

Это был последний боевой успех ударного авианосца «Лексингтон». В 9:20 8 мая он атакован японскими палубными самолетами. Достоверно известно, что корабль получил два торпедных попадания — оба в левый борт — и, по крайней мере, два бомбовых (левая носовая площадка 127-мм артиллерии и палуба между дымовой трубой и «островом»). Дополнительные повреждения причинили близкие разрывы. «Лексингтон» сохранил ход. Его полетная палуба осталась невредимой. Крен был быстро ликвидирован перекачкой водяного балласта, пожары — взяты под контроль. При всей серьезности положения авианосцу не угрожала непосредственная опасность.

 

Причиной гибели корабля стал объемный взрыв, происшедший в 12:47. (По всей видимости, некоторые трубопроводы и/или цистерны с горючим утратили герметичность вследствие сотрясений корпуса; пары бензина в течение полутора часов скапливались в замкнутых объемах под полетной палубой, пока случайная искра не вызвала воспламенение.) Вспыхнул ангар, пламя и дым повалили из подъемников. Сразу же вышел из строя центральный пост борьбы за живучесть, почти полностью была нарушена связь.

 

На корабле медленно умирала электрика. Погас свет, вышел из строя рулевой указатель на мостике, затем и все электрическое управление рулем. Последний телефон, обеспечивающий связь с нижними палубами, работал все глуше и глуше. Было покинуто сначала носовое, а затем и кормовое машинное отделение. Авианосец остановился. Сразу же упало до нуля давление в пожарной магистрали, и пламя охватило весь корабль. Около пяти часов капитан первого ранга Ф. Шерман приказал оставить «Лексингтон». В восемь вечера «Леди Лекс» пылала от носа до кормы. Взорвались зарядные отделения торпед, разрушив полетную палубу и разбросав обломки самолетов (с авианосцем утонуло 36 машин). Корабль все еще оставался на плаву и не имел крена. Он и затонул без крена и дифферента, добитый в упор четырьмя торпедами.

 

«Саратога» благополучно дожила до конца войны. Этот корабль отличало некое сомнительное везение: торпеда с ПЛ, полученная в январе 1942 года, отправила его на ремонт и тем уберегла от сражений в Коралловом море и у атолла Мидуэй, другая торпеда — в августе того же года — позволила «пропустить» бой у островов Санта-Крус.

 

Первого июля 1946 года на расстоянии 2400 метров от «Саратоги» по левому траверзу был произведен воздушный ядерный взрыв. Корабль получил незначительные повреждения, пожары на полетной палубе (горело деревянное покрытие, воспламенившееся под действием светового излучения) погасли сами, самолеты не пострадали. Авианосец остался вполне боеспособным. Двадцатого июля — тоже по левому борту, в 400 метрах от корабля — взорвали подводный ядерный заряд. Повреждения, полученные «Саратогой», были страшными. Разорвался набор, листы обшивки сорвало со своих мест, обрушился комплекс «надстройка — дымовая труба», подъемник был сброшен в море. Однако крен, который получил авианосец, составлял всего 5 градусов. В таком положении «Саратога» оставалась целых семь часов. Потом крен стал увеличиваться, и через семь с половиной часов после поражения ядерным взрывом корабль опрокинулся и затонул.

 

 

 

69499fcac128.jpg

 

35f43f001eb9.jpg

 

Фотоальбом:

Фотография: "Аризона"

Фотография: "Нагато"

Фотография: "Конго"

Фотография: "Фусо"

Фотография: "Японские тяжёлые крейсера"

Изменено пользователем Foxtrot324
  • Плюс 9

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 163
[KLOKB] md_ALLCOM
2 855 публикаций
3 746 боёв

Только на днях Переслегина перечитал, зря его ругают за эту книгу. Хорошо тогда писал.

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
474
[WEAP] ARA90rN
Альфа-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
[WEAP]
1 382 публикации
3 336 боёв

о_О С башенками ГК еще)!

ps Спасибо!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17 229 публикаций
577 боёв

Только на днях Переслегина перечитал, зря его ругают за эту книгу. Хорошо тогда писал.

Книга сама по себе хорошая, если ею не пользоваться в качестве учебника по войне на Тихом океане..

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 163
[KLOKB] md_ALLCOM
2 855 публикаций
3 746 боёв

Книга сама по себе хорошая, если ею не пользоваться в качестве учебника по войне на Тихом океане..

 

 

Фактически любая книга отображение автора, поэтому каноном могут быть разве что "Пифагоровы штаны" или ряды Фурье. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×