Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Sstranger

А как позвонить на подводную лодку?

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

5
[FLY]
Старший альфа-тестер
242 публикации
3 077 боёв

    Доброго времени суток, форумчане и форумчанки!

    А вас никогда не интересовал вопрос, как можно командовать подводными лодками, пока они под водой? Вот и морское командование этот вопрос стал интересовать с самого момента появления подводного флота.

    Поэтому умные люди и у нас, и за границей, вспомнили курс физики, проделали большую умственную и физическую работу, и придумали вот что:

    Первый способ- акустическая связь.

    Речь идет о звукоподводной связи – акустические волны, в отличие от электромагнитных, распространяются в морской среде гораздо лучше, чем по воздуху – скорость звука на глубине 100 метров составляет 1468 м/с!
    Остается лишь установить на дне мощные гидрофоны или заряды взрывчатки – серия взрывов с определенным интервалом однозначно покажет подлодкам необходимость всплыть и принять важную шифрограмму по радиосвязи. Способ годится для операций в прибрежной зоне, но «перекричать» Тихий океан уже не получится, в противном случае потребная мощность взрывов превысит все разумные пределы, а образовавшаяся волна-цунами смоет все от Москвы до Нью-Йорка.
 

 

     Второй способ- радио.   

     Морская гладь не прозрачна для длинных, средних, коротких и ультракоротких волн. В то же время, сверхдлинные волны, отражаясь от ионосферы, без труда распространяются за горизонтом на тысячи километров и способны проникать в глубины океанов. 
    Сверхдлинные волны – радиоволны с длиной волны свыше 10 километров. В данном случае, нас интересует диапазон очень низких частот (ОНЧ) в пределах от 3 до 30 кГц, т.н. «мириаметровые волны». Даже не пытайтесь искать этот диапазон на ваших радиоприемниках – для работы со сверхдлинными волнами нужны антенны потрясающих размеров, длиной во многие километры – ни одна из гражданских радиостанций не работает в диапазоне «мириаметровых волн». Чудовищные габариты антенн – вот главная загвоздка на пути создания ОНЧ-радиостанций.

    И все же, исследования в данной области проводились еще в первой половине XX века - их результатом стал невероятный Der Goliath («Голиаф»). Очередной представитель немецкого «вундерваффе» - первая в мире сверхдлинноволновая радиостанция, созданная в интересах Кригсмарине. Сигналы «Голиафа» уверенно принимались подлодками в районе мыса Доброй Надежды, при этом, излучаемые супер-передатчиком радиоволны могли проникать в воду на глубину до 30 метров.

    Вид «Голиафа» потрясает воображение: передающая ОНЧ-антенна состоит из трех зонтичных частей, смонтированных вокруг трех центральных опор высотой 210 метров, углы антенны закреплены на пятнадцати решетчатых мачтах высотой 170 метров. Каждое антенное полотно, в свою очередь, состоит из шести правильных треугольников со стороной 400 м и представляет из себя систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке. Натяжение антенного полотна производится 7-тонными противовесами.
    Максимальная мощность передатчика – 1,8 Мегаватт. Рабочий диапазон 15 – 60 кГц, длина волн 5000 - 20 000 м. Скорость передачи данных – до 300 бит/с.

94855444481c9a90848bcf5692d96fc4.jpg

 

    О "Голиафе" расскажу подробнее:

    В 1941 году германским военно-морским министерством в Альтмарке, находящемся к северу от города Кальбе на реке Мильде (левом притоке Эльбы), начато строительство мощного сверхдлинноволнового радиопередатчика. Это передатчик с рабочим диапазоном 15-60 кГц, т.е. на частотах, близких к звуковым. 
    Он должен был входить в сеть из нескольких сверхдлинноволновых передатчиков для управления немецкими подводными лодками во второй мировой войне и, кроме того, для установления устойчивой и надежной связи между Германией и Японией, союзными государствами во 2-й мировой войне, вместо коротковолновой связи, часто нарушаемой северным сиянием и прочими ионосферными явлениями. 
    После захвата Польши, Франции и Голландии германский военно-морской флот имел несколько маломощных СДВ-радиостанций. Основные радиостанции находились в Париже (две), Бордо, Коотвике, Базе-ланде (около Нанта). Резервные радиостанции - две в Бернерове , две в Науене и одна в Лионе. 

    Для работы на Балтийское море немцы использовали СДВ-радиостанцию в Баранове, около Варшавы. Еще одна германская СДВ-радиостанция находилась в Нидерландской Ост-Индии (современная Индонезия), на острове Ява. Эта СДВ-радиостанция работала на фиксированной частоте 19,23 кГц. 
    Новый передатчик у Кальбе/Мильде был предназначен преимущественно для работы в режиме радиотелеграфии путем передачи информации азбукой Морзе. На частотах выше 30 кГц можно было передавать факсимильные сообщения с помощью специального пишущего устройства, а выше 45 кГц с использованием модуляции можно было - хоть и с ограниченным качеством - передавать телефонные сообщения. 
    Рабочие чертежи для строительства были готовы в ноябре 1940 года Строительные работы начались весной 1941 года и велись фирмами «Лоренц», «Шнайдер» и другими. Главный конструктор нового радиопередатчика - инженер Фритц Гутцман. Доктор Гутцман постоянно находился на стройплощадке и решал все возникающие проблемы. 
    В строительстве широко применялся подневольный труд советских и французских военнопленных. Благо, концлагерь был недалеко, в соседнем городе Гарделенген. 
    Военнопленные прокладывали траншеи для подземных кабелей. По воспоминаниям свидетелей, жителей Кальбе/Мильде, пленники были очень голодны, подбирали с земли все съедобное, ели даже траву. Первые советские военнопленные начали прибывать на строительство «Голиафа» в сентябре 1941 года. Их привозили по железной дороге непосредственно с советско - германского фронта в вагонах для скота. При открытии дверей вагонов первого эшелона советских военнопленных обнаружилось, что из примерно 300 пленников 8 человек уже умерли, а остальные были неработоспособны. Умерших пленников хоронили снаружи кладбища Альтмерслебена без всякой регистрации. 
    Недолгое время, до прибытия советских военнопленных, на строительстве «Голиафа» применяли труд французских и польских военнопленных из концлагеря Альтенграбов. Французские военнопленные были заняты, как правило, непосредственно в строительных фирмах и считались там квалифицированным рабочими, которые самостоятельно могли исполнять сложные виды работ. Они питались в столовых вместе с основным кадровым составом немецких строительных фирм. 
    В целом, по разным оценкам, на строительстве «Голиафа» работало 950 - 1000 человек, из них от 400 до 500 военнопленных. Во время строительства произошло 3 аварии со смертельным исходом. При бетонировании основного технического здания погиб французский военнопленный. При транспортировке решетчатых мачт упряжкой лошадей погиб немецкий рабочий. Во время строительства антенного павильона монтажник оступился и упал с большой высоты. 

 Строительство «Голиафа» велось, в зависимости от погоды и сезона, непрерывно, днем и ночью. Субботы и воскресенья были рабочими днями. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности. Все работы выполнялись одновременно и в большой спешке. 

    Из-за высокого уровня грунтовых вод возникли большие трудности, тем более что все части технического здания радиостанции имели подвалы. При выемке грунта под подвалы использовался экскаватор весом 50 тонн. Он стоял на деревянной подушке в котловане, среди грунта-плывуна. При движении ковша плывун давал просадку, экскаватор падал. 
    Дороги на стройплощадке отсыпались из доменного шлака. Дорожная сеть в этом районе вообще была хорошо развита. Туристские велосипедные дороги, дорожки для верховой езды. 
    Территория и бараки лагеря для военнопленных охранялись. Для всех строителей и инженерного состава предполагалась пропускная система. Вся территория радиостанции, примерно 240 га, была окантована рвом шириной около 2 метров, заполненным водой. Перед рвом забор из колючей проволоки высотой примерно 2 метра. 
    Охрана «Голиафа» состояла из ландштурмовиков - солдат, уволенных с военной службы по возрасту и болезни. С 1944 года для охраны дополнительно привлекались солдаты из близлежащих гарнизонов, главным образом, из Зальцведеля. 

    СДВ-передатчик «GOLIATH» строился 27 месяцев и весной 1943 года вступил в строй. Мощность передатчика составляла на высоких частотах 1000 квт. Все известные до сих пор устройства подобного рода были многократно превзойдены в мощности излучения. По этой причине и из-за огромной конструктивной сложности он был назван Голиафом. Руководителем радиостанции был назначен служащий отдела радиосвязи германского военно-морского флота Карл Вракмайер (19.08.1902 - 25.12.1961). Его заместителем - офицер флота Трипке. Кадр радиостанции был создан из унтер-офицерского состава и служащих германского флота. 

 

6.jpg
Вид на горизонтальное полотно антенны радиостанции Goliath с верхушки трубчатой мачты. Высота - 200 метров.

 

7.jpg
Вид на антенный павильон и снижение полотна антенны радиостанции Goliath к башне главного антенного павильона.


    Удобство в эксплуатации и надежность «Голиафа» были для техники того времени чрезвычайно высокими. Два человека могли за пять минут настроить передатчик на любую частоту рабочего диапазона. Ежедневная загрузка составляла 20 часов, через шесть суток работы один день отводился на профилактику. Команды для управления подводными лодками передавались из ставки фюрера, а затем из Бернбау под Берлином («Коралл»). Дистанционное включение и управление передатчиком в то время было невозможно. 
    Техническое здание радиостанции имело систему противовоздушной обороны (защита от зажигательных бомб), но здание, как пишет Фридрих-Вильгельм Шульц, не было бомбоустойчивым. Не было бомбоубежища для всего личного состава «Голиафа», кроме небольшого убежища для обслуживающего персонала. Оно находилось в подвале средней части технического здания. 
    Удивительно то, что в течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налетам англо-американской авиации. По свидетельству очевидцев, иногда летчики союзников пролетали над антеннами очень низко, но никогда не стреляли и не бомбили. 
    Лео Шнайдер, охранник радиостанции, сообщает: «Если эскадрильи бомбардировщиков находились над радиостанцией, они иногда меняли направление или делились на группы». 
    То же самое подтверждает и бывший начальник «Голиафа» Карл Вракмайер: «Если бомбардировщики союзников находились над Кальбе/Мильде, то мы с земли могли наблюдать, в каком направлении они летели. Иногда они сворачивали или делились, как будто получали какой-то знак». 
    Фридрих-Вильгельм Шульц приводит две версии объяснений этому явлению. 
    1 - «Голиаф» использовался авиацией союзников как ориентир (радиомаяк); 
    2 - Англичане взломали коды германского Кригсмарин и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок. Причем те германские подводные лодки, которые передавали сводки погоды в Берлин, тоже никогда не атаковывались союзниками во время этих радиопередач. Эти метеосообщения помогали британским дешифровщикам в дешифровке других закодированных радиограмм. 
   И далее Фридрих-Вильгельм Шульц добавляет пословицу, удивительно похожую на русскую: «Как говорят в Альтмарке, «дойную корову не режут». Это и о «Голиафе» тоже. 

  В марте 1945 г. 13-й армейский корпус двухзвездного генерала Гиллема (9-я армия США) получил команду занять территорию Альтмарка из района Ганновера через города Гарделенген и Кальбе (Мильде) в сторону реки Эльбы для выхода на линию соединения с наступающими советскими войсками. Навстречу им идет к Эльбе 47-я советская армия, закрывая возможный путь к прорыву на запад из окружения берлинской группировки вермахта. Американцы спешат. Им хотелось бы войти в Берлин раньше советских войск. Но эта задача оказалась для них непосильной. Мосты через Эльбу один за другим взлетают на воздух при первом появлении американских танков. 12 апреля американские танковые подразделения 13 армейского корпуса остановились на западном берегу Эльбы в 85 километрах от Берлина. Все три моста через Эльбу в Альтмарке были взорваны. В полдень 16 апреля американским фронтовым командирам пришел приказ остановить продвижение на Эльбе и ждать там русских союзников. 
   Незадолго до окончания войны некоторые элементы радиопередатчика были разрушены немцами, чтобы он не стал добычей наступающих американских войск; все дела, радиодокументы и другие служебные документы были сожжены. Персонал станции переместили в первых числах апреля 1945 года в район Шлезвиг-Гольштейна на маломощную СДВ-радиостанцию «Феликс». Подрывники из Зальцведеля подготовили здания и оборудование к взрыву, но команда на взрыв была отменена и подрывные заряды удалены. Американцы заняли район «Голиафа» в полдень 11 апреля 1945 года и превратили его в лагерь для военнопленных немецких солдат и офицеров, возможно, из-за наличия рва с водой и высокой ограды. 

 

10.jpg
Радиостанция Goliath, усилитель мощности передатчика, пульт управления.

 

11.jpg
Радиостанция Goliath, лампа RS-301 в тележке.

 

12.jpg
Радиостанция Goliath, техническое здание, башня главного антенного павильона, вводы антенны.

 

13.jpg
Радиостанция Goliath, вспомогательный дизель-генератор.


    После крушения германского фронта на Одере сотни тысяч солдат и офицеров вермахта перешли Эльбу, спасаясь от наступавших советских войск. Лагерь военнопленных на территории «Голиафа» заполнялся очень быстро. 
   По сообщениям участников тех событий, на полях между мачтами антенн было размещено до 85 000 человек. В их числе генерал Вальтер Венк, командующий 12-й немецкой армией, с командным составом этой армии. Всего на территории «Голиафа» находилось в американском плену 18 генералов - командиров танковых, пехотных, эсэсовских корпусов и дивизий - и большое количество старших офицеров разгромленных германских войск. Из состава 12-й армии в лагере военнопленных было очень много молодежи возрастом 15 - 16 лет. Обращение американской охраны с германскими военнопленными в лагере было жестким. Охранниками были солдаты 102 дивизии США, а они видели, что сделали нацисты в Гарделегене с военнопленными союзных войск. 
   В конце мая американцев в районе города Кальбе (Мильде) сменили англичане. Охрану лагеря военнопленных стала нести шотландская воинская часть. А уже в конце июня 1945 года в соответствии с решениями Ялтинской конференции 1945 года о зонах оккупации Германии на территорию Альтмарка и радиостанции «Голиаф» вошли советские войска. 2 июля 1945 года территория «Голиафа» и остатки лагеря военнопленных принимались представителями советских войск. Лагерь военнопленных окончательно перестал существовать 26 июля 1945 г. 
   Конечно, командиры советских воинских частей сразу обратили внимание на необычные конструкции и сооружения на территории, где был расположен лагерь для немецких военнопленных. Об этом было доложено по команде вышестоящему руководству. После закрытия лагеря военнопленных территорию радиостанции приняли советские специалисты. 
   Первым советским военным комендантом города Кальбе (Мильде) был назначен инженер-майор Гольдфельд Матвей Маркович, представитель Управления связи ВМС СССР. По немецким сведениям, он 25 августа 1947 года уже проходил в служебных документах как полковник. Матвей Маркович стал руководителем работ по демонтажу радиостанции. Заместителем Гольдфельда был младший лейтенант Кругляк Григорий Саввич, черноморский моряк, связист. 
    Среди немцев нашли тех, кто имел отношение к «Голиафу». Среди них оказался и создатель «Голиафа», его главный конструктор Фритц Гутцман. Он согласился сотрудничать с советскими властями. Принимал участие в демонтаже «Голиафа» и его первый начальник Карл Вракмейер. Под руководством Матвея Марковича Гольдфельда германские промышленные фирмы, действовавшие на территории советской зоны оккупации, отремонтировали антенно-мачтовую систему и сам передатчик «Голиаф». Отремонтированный «Голиаф» был опробован в действии. 
    Все пробные пуски с выходом в эфир производились с использованием дизель-электростанции «MAN» мощностью 1800 КВА. Пробные пуски начались в мае 1946 года. После чего было принято решение о вывозе "Голиафа" в СССР.

   Фирмы Лоренц, АЕГ и другие предлагали свое участие в монтаже конструкций и оборудования радиостанции на территории СССР. Но руководитель демонтажа Матвей Маркович Гольдфельд решил не использовать немецких специалистов в СССР и убедил в этом своих начальников. 
    Демонтаж оборудования начался в конце июня 1946 года. Все детали и блоки оборудования аккуратно разбирались, снабжались своим номером соединения. Номера соединений вносились в описи оборудования и монтажно- сборочные чертежи. Поскольку перед захватом станции американцами персонал «Голиафа» успел сжечь всю документацию станции, то все планы и чертежи оборудования «Голиафа» делались вновь. 
    По информации мичмана в отставке Николая Андреевича Теричева, на месте дислокации этой радиостанции был даже построен цех по упаковке оборудования. Эта информация также подтверждается немецкими источниками. Ящики для оборудования изготовлялись немецкими столярами по чертежам с точной подгонкой размеров ящиков под оборудование. Сроки для демонтажа были поставлены очень жесткие. Срок демонтажа антенно- мачтовой системы был установлен до 1 мая 1947 года. 
    На демонтаже антенно-мачтовой системы работало 6 бригад немецких рабочих по 12 человек в каждой. Взаимоотношения между немцами и русскими были хорошими. Только однажды холодной зимой 1946-1947 года произошла конфронтация между немецкими монтажниками и подполковником Гольдфельдом. Монтажники не хотели подниматься на верхушку трубчатой мачты при температуре воздуха -24° С. Гольдфельд думал иначе. После длительной дискуссии монтажники все же поднялись на верх мачты, но так и просидели в ее внутренней части до конца рабочего дня, не открутив ни одного болта. Таким образом, лицо обеих сторон было соблюдено. Только демонтажа не было в этот день. 
    В конце апреля 1947 г. демонтаж самого мощного передатчика на сверхдлинных волнах германских военно - морских сил был завершен. По словам немцев, принимавших участие в демонтаже, все оборудование «Голиафа» было упаковано до мая 1947 года и ждало отправки в СССР. Учет, сверка описей, погрузка продолжались до конца июля - начала августа. 62 поезда с оборудованием, по 50 вагонов каждый, покинули Германию. Демонтированное оборудование перевезено в СССР, г. Выборг, на склад связи Управления связи Военно-морских сил СССР. 
    После этого в августе 1947 года все здания «Голиафа» были взорваны, а территорию позже использовали для сельскохозяйственных нужд. По словам Фридриха-Вильгельма Шульца, население Кальбе/Мильде было крайне недовольно тем, что эти здания были взорваны, но поделать ничего не могло. В то время немцы из-за беженцев и пострадавших от бомбежек жили очень стесненно и рассчитывали на эти здания после демонтажа. Крестьяне выкопали остатки шин заземления, которые мешали пахать землю. 
    Несмотря на выросшие за прошедшие годы деревья, остатки «Голиафа» на космических снимках отчетливо видны и сегодня. На этом германская часть истории СДВ-радиостанции «Голиаф» закончилась. 
    Остается добавить, что по нормам международного права германская СДВ-радиостанция "GOLIATH" - военный трофей, т.е. военное имущество германского флота, сданное Советскому Союзу при капитуляции Германии в 1945 году. Поэтому она считается собственностью Российской Федерации как государства, взявшего на себя все обязательства СССР, победителя во 2-й мировой войне, и может использоваться Россией как в военных, так и иных целях. 

 

    Но что было дальше? Шестьдесят лет немцы гадали, где же русские спрятали «Голиаф». Неужели эти варвары пустили шедевр немецкой конструкторской мысли на гвозди?

    

   

 
 
 
 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5
[FLY]
Старший альфа-тестер
242 публикации
3 077 боёв

Тайна открылась в начале XXI века - немецкие газеты вышли с громкими заголовками: «Сенсация! «Голиаф» найден! Станция по-прежнему находится в рабочем состоянии!»
 

 

    Высоченные мачты «Голиафа» взметнулись ввысь в Кстовском районе Нижегородской области, у поселка Дружный – именно отсюда ведет свое вещание трофейный супер-передатчик. Решение о восстановлении «Голиафа» было принято еще в далеком 1949 году, первый выход в эфир состоялся 27 декабря 1952 года. И вот, уже более 60 лет легендарный «Голиаф» стоит на страже нашего Отечества, обеспечивая связь с идущими под водой подлодками ВМФ, одновременно являясь передатчиком службы точного времени «Бета».

a945c6c8d11339563ad056eea97253b1.jpg
    c9035a75cf43a2047576759d97e021ff.jpg

 

Впечатленные возможностями «Голиафа», советские специалисты не стали останавливаться на достигнутом и развили немецкие идеи. В 1964 году в 7 километрах от города Вилейка (Республика Беларусь) была построена новая, еще более грандиозная радиостанция, более известная, как 43-й узел связи ВМФ.
    На сегодняшний день, ОНЧ-радиостанция под Вилейкой, наряду с космодромом Байконур, военно-морской базой в Севастополе, базами на Кавказе и в Средней Азии, входит в число действующих зарубежных военных объектов Российской Федерации. На узле связи «Вилейка» служат порядка 300 офицеров и мичманов ВМФ РФ, не считая вольнонаемных граждан Белоруссии. Юридически, объект не имеет статуса военной базы, а территория радиостанции передана России в безвозмездное пользование до 2020 года.
    Главной достопримечательностью 43-го узла связи ВМФ РФ, безусловно, является ОНЧ-радиопередатчик «Антей» (RJH69), созданный по образу и подобию немецкого «Голиафа». Новая станция гораздо крупнее и совершеннее трофейной немецкой аппаратуры: высота центральных опор увеличилась до 305 м, высота боковых решетчатых мачт достигла 270 метров. Помимо передающих антенн, на территории площадью 650 га расположен ряд технических строений, в том числе высокозащищенный подземный бункер.

    43-й узел связи ВМФ РФ обеспечивает связь с атомными лодками, несущими боевое дежурство в акваториях Атлантического, Индийского и северной части Тихого океана. Помимо своих основных функций, гигантский антенный комплекс может быть использован в интересах ВВС, РВСН, Космических войск РФ, также «Антей» применяется для ведения радиотехнической разведки и РЭБ и входит в число передатчиков службы точного времени «Бета».

    Мощные радиопередатчики «Голиаф» и «Антей» обеспечивают надежную связь на сверхдлинных волнах в Северном полушарии и на большей площади Южного полушария Земли.

 

 

Но это все мелочи по сравнению с шедевром Российского военного гения! Голиафы- это хорошо, но главную задачу (дозвониться до лодки на 100-200 метров вглубь) они не решают, ибо максимальная глубина проникновения СДВ со времен Второй мировой не изменилась и все так же составляет 30-40 метров.

    Поэтому придумали вот что:

 

    ЗЕВС
    …В начале 1990-х годов ученые Стэнфордского университета (Калифорния) опубликовали ряд интригующих заявлений, касающихся исследований в области радиотехники и радиопередачи. Американцы стали свидетелями необычного явления – научная радиоаппаратура, размещенная на всех континентах Земли регулярно, в одно и то же время, фиксирует странные повторяющиеся сигналы на частоте 82 Гц (или, в более привычном для нас формате 0,000082 МГц). Указанная частота относится к диапазону крайне низких частот (КНЧ), в этом случае длина чудовищной волны составляет 3658,5 км (четверть диаметра Земли).
b81bde461e1e0c2b8050451236915709.gif

    Скорость передачи за один сеанс – три знака каждые 5-15 минут. Сигналы поступают прямо из земной коры – у исследователей возникает мистическое ощущение, будто бы сама планета разговаривает с ними.
    Мистика – удел средневековых мракобесов, а продвинутые янки сразу догадались, что имеют дело с невероятным КНЧ-передатчиком, размещенным где-то на другом конце Земли. Где? Ясно где – в России. Похоже, эти безумные русские «закоротили» целиком всю планету, используя её в качестве гигантской антенны для передачи зашифрованных сообщений.

    Секретный объект «ЗЕВС» расположен в 18 километрах южнее военного аэродрома Североморск-3 (Кольский полуостров). На карте Google Maps хорошо видны две просеки (по диагонали), протянувшиеся через лесотундру на два десятка километров (ряд интернет-источников указывает длину линий в 30 и даже в 60 км), кроме того заметны технические задания, сооружения, подъездные пути и дополнительная 10-километровая просека к западу от двух основных линий.

    f170431aef229cd23504e45c182d0c9f.jpg

    Просеки с «фидерами» иногда ошибочно принимают за антенны. На самом деле это два гигантских «электрода» через которые прогоняют электрический разряд мощностью в 30 МВт. Антенной является сама планета Земля.
    Выбор данного места для установки системы объяснется низкой удельной проводимостью здешнего грунта – при глубине контактных скважин 2-3 километра, электрические импульсы проникают глубоко в недра Земли, пронизывая планету насквозь. Импульсы гигантского КНЧ-генератора отчетливо фиксируются даже научными станциями в Антарктиде.
    Представленная схема не лишена своих недостатков – громоздкие размеры и чрезвычайно низкий КПД. Несмотря на колоссальную мощность передатчика, мощность выходного сигнала составляет считанные Ватты. Кроме того, прием столь длинных волн также влечет за собой немалые технические сложности. 
    Прием сигналов «Зевса» осуществляется подлодками на ходу на глубине до 200 метров на буксируемую антенну длиной около одного километра. Ввиду чрезвычайно низкой скорости передачи данных (один байт за несколько минут), система «ЗЕВС» очевидно используется для передачи простейших закодированных сообщений, к примеру: «Подняться к поверхности (выпустить радиобуй) и прослушать сообщение по спутниковой связи».
   

    Ради справедливости стоит отметить, что впервые подобная схема впервые была задумана в США в годы Холодной войны – в 1968 годы был предложен проект секретного объекта ВМС под кодовым именем Sanguine («Оптимистичный») – янки намеревались превратить 40% площади лесов штата Висконсин в гигантский передатчик, состоящий из 6000 миль проложенных под землей кабелей и 100 высокозащищеных бункеров для размещения вспомогательной аппаратуры и генераторов электроэнергии. По задумке создателей, система была способна выдержать ядерный взрыв и обеспечить уверенную трансляцию сигнала о ракетном нападении на все атомные подлодки ВМС США в любом районе Мирового океана.

 

    В 1977-1984 годах проект был реализован в менее абсурдной форме в виде системы Seafarer («Мореплаватель»), чьи антенны располагались в местечке Клэм Лэйк (шт. Висконсин) и на базе ВВС США «Сойер» (шт. Мичиган). Рабочая частота американской КНЧ-установки – 76 Гц (длина волны 3947,4 км). Мощность передатчика Seafarer – 3 МВт. Система была снята с боевого дежурства в 2004 году.

    В настоящее время перспективным направлением для решения проблемы связи с подводными лодками является применение лазеров сине-зеленого спектра (0,42-0,53 мкм), чье излучение с наименьшими потерями преодолевает водную среду и проникает на глубину до 300 метров. Помимо очевидный трудностей с точным позиционированием луча, «камнем преткновения» данной схемы является высокая потребная мощность излучателя. Первый вариант предусматривает использование спутников-ретрансляторов с крупноразмерными отражающими рефлеткторами. Вариант без ретранслятора предусматривает наличие на орбите мощного источника энергии – для питания лазера мощностью 10 Вт потребуется энергоустановка с мощностью выше на два порядка.

 

Источники:

 

 

Изменено пользователем Sstranger

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
690 публикаций
3 306 боёв

Отличная тема. По возможности добавьте про звукоподводную связь побольше. Она у нас имеет распространение.

Изменено пользователем military_surgeon

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
200 публикаций
2 781 бой

Спасибо, очень интересная тема! Не понял только: обратно с подводной лодки этим же способом ответить не возможно, то есть это еще более сложный с технической стороны вопрос?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
803 публикации
144 боя

Спасибо, очень интересная тема! Не понял только: обратно с подводной лодки этим же способом ответить не возможно, то есть это еще более сложный с технической стороны вопрос?

 

Не, тут суть в том, что бы подать лодкам сигнал, где бы они не находились, который "однозначно покажет подлодкам необходимость всплыть и принять важную шифрограмму по радиосвязи." А дальше, хоть по мобиле, если лодка всплывет в зоне покрытия вышек.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
200 публикаций
2 781 бой

 

Не, тут суть в том, что бы подать лодкам сигнал, где бы они не находились, который "однозначно покажет подлодкам необходимость всплыть и принять важную шифрограмму по радиосвязи." А дальше, хоть по мобиле, если лодка всплывет в зоне покрытия вышек.

Да это-то я прочитал. Я про тот вариант, когда лодка не может всплыть. Получается, что передача информации с лодки и на лодку без всплытия остается весьма актуальным вопросом.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
803 публикации
144 боя

Да это-то я прочитал. Я про тот вариант, когда лодка не может всплыть. Получается, что передача информации с лодки и на лодку без всплытия остается весьма актуальным вопросом.

Если судить по тому, что написано в теме, то да. 

Если лодка находится в месте с координатами "где то в Тихом океане", то лазер тут не поможет. Лазем, может и проникает на 300м вглубь, но надо знать, куда им тыкнуть, что бы попасть в приемное устройство лодки. Вот и приходится орать на весь мир. СДВ радиоволны, акустическое оповещение, услышат все, кто в этом заинтересован. И свои и чужие. Напрямки таким способом разговаривать либо медленно, либо медленно и небезопасно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 822
Бета-тестер
6 624 публикации
5 047 боёв

Получается, что передача информации с лодки и на лодку без всплытия остается весьма актуальным вопросом.

 

Безусловно. И это главная слабость подводных лодок - их очень слабая осведомленность о происходящем в остальном мире.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
741 публикация

 

Безусловно. И это главная слабость подводных лодок - их очень слабая осведомленность о происходящем в остальном мире.

 

Поэтому можно представить себе, какая ответственность лежала на командирах апл.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
253 публикации
981 бой

Из написанного ничего не знал. Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 714
Старший альфа-тестер
4 921 публикация
3 044 боя

Нам на лекции по физике (11 класс) учитель рассказывал, что для связи с подводными лодками используют длинноволновую связь, и что именно в связи с этим на подводную лодку и с неё нельзя позвонить по мобильнику) Там проблема с другим - зафигачить передатчик длинных волн на земле не проблема, а на подлодке - уже вопрос серьёзный. Ещё нам говорили, что сейчас на территории России работает немецкая станция для связи с подлодками, ламповая (!), построенная ещё до ВМВ (!) и вывезенная после неё к нам.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5
[FLY]
Старший альфа-тестер
242 публикации
3 077 боёв

Тут еще одна сложность: Как только лодка ответит, неважно, из-под воды или с поверхности, ее тут же запеленгуют. А нафиг нужна лодка, которую все знают где искать если вдруг что? Поэтому лодка должна иметь возможность в любое время и в любом месте получить приказ, а дальше все делать "как договаривались".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
803 публикации
144 боя

...Как только лодка ответит...  с поверхности, ее тут же запеленгуют...

 

Ну и не факт, что запеленгуют. Ответить можно быстро+узконаправленно.  Если отвечать на очень СДВ, тогда, да, запеленгуют. А если дунуть по УВЧ прямо в ухо спутнику, то можно и незаметно. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
21 публикация

Согласен, но всё зависит от обстоятельств...

 

Изменено пользователем Aleksei_Serebryakov

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 053
[T_U_R]
Бета-тестер, Участник, Коллекционер
496 публикаций

а нужно номер телефона узнать и звонить, кто-нибудь трубку и возьмёт.

  • Плюс 10

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
27 публикаций
517 боёв

у подводных лодок есть два вида связи: через радио связь(небезопасный,может быть перехват,могут обнаружить), через подводную связь(при помощи звуковых волн, издаваемых специальным прибором,безопасный).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
1 публикация
286 боёв

Спасибо, очень интересная тема! Не понял только: обратно с подводной лодки этим же способом ответить не возможно, то есть это еще более сложный с технической стороны вопрос?

Капитаны как правило отплывают с набором приказов из адмиралтейства. Получив сигнал приступить к плану "Х" в день "Ч" необязательно связываться с базой. Достаточно всего лишь вскрыть приказ с планами именно "Х", а не "У"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×