Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
PatTheCat

Научно-исследовательское судно "Академик Курчатов"

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

247 публикаций
182 боя

GplLFzxlbZA.jpg

 

     Для бывшего Советского Союза было построено множество научно-исследовательских судов, но особое место в строю научных кораблей занимает НИС "Академик Курчатов", который сразу после введения в эксплуатацию стал флагманом океанологии Академии Наук СССР.

 

     По инициативе великих ученых И.Д. Папанина и М.В. Келдыша в период с 1965 по 1967 годы на верфях Германии были построены семь удивительных научно-исследовательских судов: "Академик Курчатов", "Профессор Визе", "Академик Крылов", "Академик Ширшов", "Профессор Зубов", "Академик Вернадский" и "Дмитрий Менделеев". Внешне корабли напоминали обычные 3000-тонные грузовые суда, но все они вели сложные, и в тоже время так необходимые науке исследования морей и океанов.

 

     Первенцем научного флота стало судно "Академик Курчатов" названое в честь известного академика.

     Игорь Васильевич Курчатов русский и советский физик, "отец" советской атомной бомбы. Основатель и первый директор института атомной энергии с 1943 по 1960 годы, главный научный руководитель атомной проблемы в СССР, один из основоположников использования ядерной энергии в мирных целях. Академик АН СССР (1943г).

X7SwwQY8ZDE.jpg

 

 

          Технические характеристики

a_nSnXfQDuA.jpg

 

     Водоизмещение - 6800 тонн;
     Длина - 123 м;
     Ширина - 17 м;
     Осадка 6,9 м;
     Высота надводного борта - 10,8 м;
     Главный двигатель - два дизеля по 4000 л. с.;
     Вспомогательные двигатели - пять по 560 л. с.;
     Скорость - 18,5 узла;
     Экипаж судна - 76 человек;
     Научно-технический персонал - 77 человек;
     Лаборатории - 10;
     Гидравлические краны - 1;

 

 

 

          Плавучий НИИ

     

     Научно-исследовательское судно "Академик Курчатов" было введено в эксплуатацию 17 декабря 1968 года. Портом приписки стал Калининград, а базой - Атлантическое отделение Института океанологии им. П.П. Ширшова. Основным объектом для изучения был определен Атлантический океан, хотя маршруты научных экспедиций НИС "Академик Курчатов" прошли через все океаны.

 

zCQfZNl8TtQ.jpg

 

     Водоизмещение в 6800 тонн свободно позволило разместить на научно-исследовательском судне "Академик Курчатов" 26 лабораторий, облик которых был близок к лабораториям береговых институтов. Их площадь была равна площади З6-квартирного двухэтажного дома и составляла 980 кв. м. Кроме того, на судне находились мастерские, агрегатные, различного рода кладовые. В кормовой части располагались установки для запуска метеорологических ракет. На мачтах судна были смонтированы антенны радиостанций, радиолокаторов и радиопеленгования. На шлюпочной палубе находились спасательные и рабочие катера и шлюпки. На кормовой площадке - вертолет.

 

     От своих предыдущих собратьев научно-исследовательское судно "Академик Курчатов" отличалось многим. Прежде всего, самой совершенной электрорадионавигационной аппаратурой судовождения, которая позволяла исключительно с высокой точностью определять местонахождение корабля в море и уверенно плавать в любом, даже самом сложном в навигационном отношении районе Мирового океана. Кроме того еще ни одно научно-исследовательское судно не обладало такой большой маневренностью. Этот новый на то время корабль мог перемещаться лагом, не теряя управляемости на малом и заднем ходу, в то время как обычные суда чаще всего в таком состоянии становились малоуправляемыми. Этому способствовало то, что в носовой части судна было установлено водометное подруливающее устройство, а в середину пера руля был вмонтирован двигатель с винтом. Такое противодрейфовое устройство давало возможность удержать судно в одной точке даже при сильном ветре и течении, что очень важно при работах на больших глубинах и особенно когда одновременно производится несколько наблюдений и исследований.

 

     Научно-исследовательское судно "Академик Курчатов" могло одновременно проводить 8 исследований. На корабле в распоряжении семи-восьми групп научных сотрудников находилось 17 лебедок, с помощью которых ученые могли одновременно вести наблюдения за подводным миром.

 

     Научно-исследовательское судно "Академик Курчатов" поистине было плавучим исследовательским институтом. Ученые могли проводить различные исследования, о чем свидетельствуют названия расположенных на борту лабораторий. На палубе верхнего мостика размещались лаборатории: гидрографическая, ионосферная, гидрометеорологическая, аэрологическая, сейсмическая, терморежима моря, исследований морского волнения, учения космических излучений и атмосферного возмущения. Верхнюю палубу занимали гидрологическая, геологическая, гидрохимическая, геохимическая, гидрооптическая, биологическая, радиохимическая и радиофизическая лаборатории. На главной палубе находились лаборатории земного магнетизма, земного электричества, изотопная, микробиологическая и телемеханическая. Кроме того на борту судна была и собственная кино-фото-лаборатория, которая вместе с гравиметрической лабораторией находились на нижней палубе.

 

     В хорошо оснащенных - не хуже, чем на земле - лабораториях научно-исследовательского судна, проводились самые сложные океанографические работы в толще воды, над ней и в грунте морского дна. Большинство операций, связанных с наблюдениями и обработкой данных, обслуживались автоматами и электронно-вычислительными машинами, многие виды научных измерений и записи этих результатов проводились, не выходя на открытую палубу. Информация от датчиков приборов без подъема их на поверхность поступала прямо в лабораторию, где тут же записывалась и обрабатывалась.

 

     Для научных сотрудников, обслуживающего персонала и экипажа судна были созданы все условия не только для нормальной работы, но и для хорошего отдыха. Команда и научные работники располагались в комфортабельных одноместных и двухместных каютах. Все судно было оборудовано кондиционерами воздуха и освещением дневного света, а также на борту находились несколько просторных салонов, кают-компании, кинозал и библиотека.

 

 

     Рождение и бурная жизнь

 

     НИС «Академик Курчатов» построено по заказу АН СССР на верфи им.Матиаса Тезена в г.Висмар (ГДР) и в 1965 г. предъявлено к сдаче. Государственную комиссию по его приемке возглавил начальник ОМЭР И.Д. Папанин. После устранения выявленных недостатков, на что ушло 3 месяца, 9 марта 1966г. на судне был поднят Государственный флаг СССР, и вскоре оно перешло в Кронштадт на дооборудование, а оттуда - в Калининград, к месту постоянной приписки. В конце декабря флагман отечественного экспедиционного флота вышел в свое первое плавание в Атлантический океан и в течение двух месяцев занимался проверкой работы судового и научного оборудования, а также опробовал новую методику научных исследований в море.

 

     В течение многих лет на судне успешно решались сложные и актуальные задачи, главным образом, в области гидрофизики, гидрохимии, морской геологии, науке о Земле и частично морской биологии. При этом были достигнуты выдающиеся результаты, зарегистрированные как научные открытия и отмеченные различными народами. Например, в 1969г. при активном участии НИС "Академик Курчатов"  в Атлантике обнаружили крупномасштабное Антило-Гвианское течение, оказывавшее сильное влияние на гидрологию моря.

 

RAk0MUBTZ-0.jpg

 

     При решении одной из важнейших проблем в области геологических и геофизических исследований, изучение рельефа дна сочеталось с глубинным и сейсмическим зондированием и естественной сейсмичностью, что послужило основой для разработки карты рельефа Тихого океана. В рейсах 1973 и 1976г. в северной Атлантике с борта НИС проводились измерения температуры поверхности океана синхронно с инфракрасными измерениями с американского спутника NOAA-2. В результате впервые появилась возможность более конкретно определить достоверность спутниковых сведений и их значение для практических целей.

 

     Историческое значение имел 30-й рейс (1980г.) судна в Красное море, во время которого впервые для геологических исследований использовался глубоководный подводный аппарат «Пайсис-XI», погружавшийся на глубину около 2 тыс. м.

 

lYWNCEyWHK4.jpg

 

     В 1987г., при плавании в Индийском океане, исследователи с «Академика Курчатова» провели серию работ, связанных с изучением дальнего распространения звука в океане при различных гидрофизических условиях - работы имели не только народнохозяйственное, но и важное оборонное значение. Заметный вклад они внесли в развитие нового направления в современной океанологии - исследование функционирования океанических систем в условиях загрязнения среды.

 

     На протяжении всей своей научной деятельности судно неоднократно принимало непосредственное участие в экспедициях по программам различных международных организаций. В последний раз (1991г.) оно стало одним из участников всемирной программы «Ученые мира - Крайнему Северу». В общей сложности НИС «Академик Курчатов» совершил 53 рейса, выполнил научные работы на 6327 океанографических станциях, обследовал 23 острова Мирового океана, 274 раза заходил в порты 108 иностранных государств. Именем академика Курчатова названы: «Разлом Курчатова» в Атлантическом океане, «Гора Курчатова» в Индийском океане и еще один «Разлом Курчатова» в Тихом океане. В середине 90-х годов НИС «Академик Курчатов» было выведено из состава экспедиционного флота РАН и продано на слом.

 

 

     Прощание с почестями

    

  Научно-исследовательское  судно  «Академик Курчатов»  оправдало  все  планы  ученых,  выполнив  более  50-ти  экспедиционных  рейсов, и провело работы во всех океанах, приняв участие в крупных  международных программах.

     Последний рейс с большими задачами и прекрасными результатами НИС "Академик Курчатов" совершило в 1989 году. Это был 49 рейс, что очень немало для судов научного флота. Затем случился распад Советского Союза, и чтобы флагман советской науки не простаивал, судно стало выполнять каботажные рейсы между портами Новороссийска и Турции. С наступлением 18 августа 1998 года и эта деятельность судна прекратилась. Вскоре судно было списано и теперь о его славной жизни напоминает лишь якорь, установленный в Москве на перекрёстке Нахимовского проспекта и Новочерёмушкинской улицы.
 
  6cQDRwLm7BA.jpg
  AxI2rIf16aY.jpg
 
 
 
Источники:

 

 
 
Изменено пользователем Caxapucca

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
243 публикации
1 322 боя

Интересная тема, но не мешало бы оформить в соответствии с правилами. Разбить на разделы и убрать под споилеры. Хорошо бы почитать тему http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/2683-

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
247 публикаций
182 боя

Интересная тема, но не мешало бы оформить в соответствии с правилами. Разбить на разделы и убрать под споилеры. Хорошо бы почитать тему http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/2683-

Прошу простить, но тема, которую вы мне рекомендуете почитать, - это лишь свод указаний, обязательным, и это там оговорено, в ней является только указание источников. Это требование, как вы видите, выполнено. Что же касается спойлеров, то темы, состоящие из одних только кнопок "Нажать здесь", на мой взгляд выглядят мягко говоря непривлекательно. В целом тема, как по содержанию так и по оформлению, может много что сказать о ее авторе. Если вам кажется, что у меня что-то не так, ради бога, я не против чтобы вы в своих темах поступали иначе)  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
243 публикации
1 322 боя

Прошу простить, но тема, которую вы мне рекомендуете почитать, - это лишь свод указаний, обязательным, и это там оговорено, в ней является только указание источников. Это требование, как вы видите, выполнено. Что же касается спойлеров, то темы, состоящие из одних только кнопок "Нажать здесь", на мой взгляд выглядят мягко говоря непривлекательно. В целом тема, как по содержанию так и по оформлению, может много что сказать о ее авторе. Если вам кажется, что у меня что-то не так, ради бога, я не против чтобы вы в своих темах поступали иначе)  

Я высказал только свое мнение и никого не заставляю с ним соглашаться. На мой взгляд если информация разбита на темы (своеобразное "Содержание"), то ее гораздо проще изучать. Да и к тому же не надо подгружать сразу весть материал и фото, для пользователей с плохим интернетом это очень важно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
247 публикаций
182 боя

Я высказал только свое мнение и никого не заставляю с ним соглашаться. На мой взгляд если информация разбита на темы (своеобразное "Содержание"), то ее гораздо проще изучать. Да и к тому же не надо подгружать сразу весть материал и фото, для пользователей с плохим интернетом это очень важно.

Соглашусь, изучать может и проще. Но лично мне, когда я вижу тему из одних спойлеров, становится откровенно скучно. А вот когда перед глазами сразу картинки, то сразу любопытно почитать, что это за картинки и к чему они относятся. И низкий поклон за железное терпение и выдержку тем людям, которым хватает воли пользоваться таким медленным интернетом, который в наш век интерактивных рекламных банеров не в состоянии оперативно прогрузить несколько картинок :medal: 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
160 публикаций
7 боёв

Интересная тема, но не мешало бы оформить в соответствии с правилами. Разбить на разделы и убрать под споилеры. Хорошо бы почитать тему http://forum.worldofwarships.ru/index.php?/topic/2683-

Не надо всех равнять под 1 гребенку. Каждый форумчанин в праве создавать темы так как ему нравится и видится.

Если вы советуете ,что  на ваш взгляд лучше то так и пишите(это совет с моей точки зрения). Я не увидел ничего плохого в таком оформлении темы.

И вас также не хочу осуждать ,но научитесь мягче относиться к темам с удовлетворительным содержанием и оформлением.

И теперь вам совет по оформлению. Делайте ссылки на что либо кликабельными (как то так тема тут)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×