Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Zamuchryshkin

Ютланд: бой линейных крейсеров (поучительные уроки на будущее)

В этой теме 131 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Репортер, Заслуженный автор Wiki
1 313 публикации
220 боёв

Всем привет, дорогие друзья!



Давно на наш форум не выкладывались действительно интересные и поучительные статьи исторического характера. Что ж, настало это время. Данная тема - эксперимент; то, что вышло у нас, благодаря лишь нашим историческим консультантам и прочим людям, работающим в команде. Конечно, не поделиться с вами этим мы просто не могли. Итак, желаю вам приятного прочтения статьи авторства уважаемого S_Alex_D.



 



Ютланд: бой линейных крейсеров



(поучительные уроки на будущее)



Наверное, нет ни одного любителя истории военно-морского флота и военного кораблестроения, который ни разу не слышал бы хоть что-то о «Ютландском сражении» - крупнейшем боевом столкновении флотов во время Первой мировой войны 1914-1918 годов. Это событию посвящено множество различных исследовательских работ, отражающих разнообразные взгляды как на итоги сражения, так и на его ход. 
Большинство официальных британских источников отдают лавры победителя английскому «Гранд-Флиту», признавая при этом, что, во-первых, победа далась нелегко, и понесенные потери оказались гораздо больше тех, которые себе могли представить английские стратеги, а, во-вторых, поставленная задача не была решена – германский флот открытого моря ушел из-под удара с минимальными потерями. При этом немецкие источники, в свою очередь, преподносят случившееся как успех именно германского флота, сумевшего нанести существенный урон противнику в генеральном сражении и вернуться в базу. Такое положение вещей в начале 20 века вызвало появление большого количества неофициальных версий, и, следует признать, продолжает вызывать и сейчас, в которых даются различные оценки этому сражению, рассматривая под разными углами как действия отдельных лиц командного состава, тактико-технические характеристики и боевые возможности кораблей, так и ход самого сражения. Попробуем вспомнить и рассмотреть один из самых динамичных, по моему мнению, этапов этого сражения – бой линейных крейсеров. 


 



Z1Ghpi0l.jpg



Original: http://i.imgur.com/Z1Ghpi0.jpg



Линейный крейсер «Лайон» в Ютландском бою



 



Необходимо сразу отметить, что при общем желании встретить противника, все же никто из командующих (Гранд Флита и Флота Открытого моря) не ожидал встречи в море с главными силами вражеской стороны. И командующий Гранд Флита адмирал Д.Джеллико и командующий Флота Открытого моря вице-адмирал Р.Шеер рассчитывали на возможность встречи только с частью вражеского флота с целью его уничтожения. Однако судьба распорядилась по-иному. 
По плану Шеера предполагалось линейными крейсерами контр-адмирала Ф.Хиппера произвести демонстративный обстрел укреплений и портовых сооружений гавани английского города Сандерленда, вызвав этими действиями выход части сил английского флота в море, навести ее на главные силы германского флота и уничтожить. Показательно, что в этой операции планировалось широкое применение как различных сил флота, так и подводных лодок и дирижаблей. Однако, в связи с переносом сроков операции и погодными условиями, ни подводные лодки, ни дирижабли не удалось использовать в полной мере. По этой причине план был скорректирован: Шеер решил выйти в море со всем флотом в район Скагеррака в надежде на встречу с британскими силами на большом удалении от побережья Великобритании.
В свою очередь, адмирал Джеллико, командующий английским флотом, пользуясь имеющимися разведданными о возможной набеговой операции германского флота, принял решение перехватить немецкие корабли и уничтожить их. С этой целью было принято решение развернуть главные силы Грант Флита на пути возможного движения, в 100 милях от Ютландского побережья. В соответствии с этим замыслом авангард под командованием вице-адмирала Д.Битти (линейный крейсер «Лайон») должен был выйти из Розайта и следовать в назначенный район к побережью Ютландии (100 миль от фьорда Лим), а главные силы флота во главе с адмиралом Д.Джеллико (линейный корабль «Айрон Дьюк») должны были выйти из Скапа-Флоу и сосредоточиться в 70 милях северо-западнее авангарда Битти.



 



JLiCigrl.jpg



Original: http://i.imgur.com/JLiCigr.jpg



Линейный крейсер «Куин Мери»




Первой в море вышла 1-я разведочная группа адмирала Хиппера (линейные крейсера «Лютцов» (флагман), «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Мольтке», «Фон дер Танн»), которая ночью 31 мая покинула стоянку в Яде. Ее сопровождали 2-я Разведывательная группа контр-адмирала Ф.Бедикера (4 легких крейсера) и три флотилии эсминцев (2,6 и 9-я) под командованием коммодора П.Гейнриха (флаг на легком крейсера «Регенсбург»).
За группой Хиппера вышли и главные силы Шеера – 3-я, 1-я эскадры линкоров (всего 16 дредноутов) и 2-я эскадра броненосцев (6 броненосцев). Их сопровождали 4-я Разведывательная группа коммодора Л.фон Рейтера (5 легких крейсеров) и четыре флотилии эсминцев (1,3, 5 и 7-я) в составе 31 корабля под командой коммодора А.Михельсена (легкий крейсер «Росток»). Флот Шеера двигался за кораблями Хиппера на удалении около 50 миль курсом на север.
Английский флот также пришел в движение. Корабли адмирала Битти (флагман – линейный крейсер «Лайон») – 1-я и 2-я эскадры линейных крейсеров (6 кораблей) вечером 30 мая вышел из Розайта и со скоростью 19 узлов двинулся к точке рандеву (100 миль от Хорнс-рифа). Вместе с кораблями Битти также находилась 5-я эскадра линкоров (4 линейных корабля типа «Куин Элизабет») и три эскадры легких крейсеров (1,2 и 3-я) в составе 12 кораблей. В качестве сопровождения выступали 1,9, 10 и 13-я флотилии эсминцев - всего 2 легких крейсера и 27 эсминцев, а также гидроавиатранспорт «Энгадайн». 
Практически одновременно с Битти из Скапа-Флоу и Кромарти вышли главные силы английского флота – 24 линкора вместе с 3-ей эскадрой линейных крейсеров (3 корабля), двумя эскадрами броненосных крейсеров (8 кораблей). Флот сопровождали 12 легких крейсеров и 19 эсминцев.



 



d5DEauel.jpg



Original: http://i.imgur.com/d5DEaue.jpg



Линейный крейсер «Лайон»




Имея данные, что немцы вышли в море частью своих сил, английские корабли двинулись двумя группами к Скагерраку на удалении 65 миль друг от друга. Это впоследствии сыграло свою роль.
Первое столкновение противников произошло около двух часов дня 31 мая. В это время 11 легких крейсеров, приданные отряду линейных крейсеров Битти, растянулись по длинной линии в 8 милях впереди эскадры. Линейные крейсера «Лайон» (флагман), «Принцесс Ройял», «Куин Мэри» и «Тайгер» шли в кильватерной колонне; «Нью Зеланд» и «Индефатигебл» были в 3 милях на NO от «Лайон», а 4 линейные корабля 5-й эскадры линкоров (контр-адмирал Х.Эван-Томас) шли в кильватерной колонне в 50 милях к NW от флагмана Битти.
В 14.10 легкий крейсер «Галатея» заметил двухтрубный корабль, остановивший торговое судно, который оказался немецким эсминцем В-109. «Галатея» донес флагману «Вижу противника» и в 14.28 открыла огонь. Завязав бой, крейсер начал отход к своим главным силам, наводя на них немцев. В этот момент в огневом контакте участвовали только легкие силы сторон - легкие крейсера и эсминцы.
Получив сообщение, Битти увеличил ход до 22 узлов и повернул на немецкие корабли. Английские линейные крейсера курсом SO шли на сближение с немцами, однако, к сожалению, при перемене курса 5-я эскадра линкоров сильно отстала и оказалась от флагмана Битти в 9 милях вместо назначенных 5 миль, и, хотя в последствии это расстояние было сокращено, в момент установления огневого соприкосновения с линейными крейсерами Хиппера оно было слишком велико.
В 15.32 Битти увидел 5 линейных крейсеров Хиппера, шедших 25-узловым ходом встречным курсом, а незадолго до этого Хиппер также обнаружил идущие на него линейные крейсера противника. 
До этого момента немецкая эскадра Хиппера двигалась курсом N, находясь в 60 милях впереди Флота Открытого моря, практически параллельно курсу Битти на расстоянии всего 22 мили. После того как эсминец В-109 был замечен английскими кораблями и вступил с ними в бой, к нему присоединился легкий крейсер «Эльбинг», сразу же добившийся попадания в «Галатею». Затем в бой вступили и другие легкие крейсера немцев, преследуя английские корабли, которые начали отход к своим линейным крейсерам.



 



s7RURgYl.jpg



Original: http://i.imgur.com/s7RURgY.jpg



5-я эскадра линкоров вступает в бой (с рисунка того времени)




Показательно, что в этом случае именно немцы первыми увидели крупные корабли противника. По немецким данным, в 15.20 были замечены дымы двух крупных кораблей, а в 15.22 с «Зейдлица» на дистанции около 8 миль уже четко опознали характерные трехногие мачты кораблей 2-й эскадры линейных крейсеров англичан. После обнаружения англичан Хиппер сразу сообщил о контакте Шееру, отозвал свои легкие силы, последовательно повернул свои линейные крейсера на SSO, перестроившись в строй пеленга, и начал отходить к своим главным силам, ставя перед собой цель завлечь на них англичан. 
С английских кораблей немецкие линейные крейсера заметили на 12 минут позже, после этого Битти, доложив о контакте с противником Джеллико, также повернул свои корабли прямо на противника, приказал своим линейным крейсерам образовать строй пеленга, а когда Хиппер изменил курс - последовал за ним.
В 15.40 Хиппер приказал своим кораблям «разделить цели слева», в результате: «Лютцов» должен был стрелять по «Лайон», «Дерфлингер» – по «Принцесс Ройял», «Зейдлиц – по «Куин Мэри», «Мольтке» - по «Тайгер», а «Фон дер Танн» - по «Индефатигебл». На английских кораблях также было произведено распределение целей, но из-за ошибок при передаче сигналов, несмотря на превосходство в количестве кораблей, немецкий линейный крейсер «Дерфлингер» остался необстрелянным.



 



cUEd9hhl.jpg



Original: http://i.imgur.com/cUEd9hh.jpg



Линейный корабль «Бархэм», флагман контр-адмирала Эван-Томаса




Еще одной ошибкой англичан была задержка с открытием огня. Английские 343-мм орудия, которыми были вооружены линейные крейсера, позволяли вести огонь с дистанции 115-120 кабельтовых, в то время как предельная дистанция для немецких орудий ограничивалась 112 кабельтовыми, и это для самых дальнобойных орудий «Фон дер Тана».
Немцы были удивлены, что англичане не открыли огонь с предельной дистанции, находясь еще вне досягаемости их орудий. Обычно в литературе это объясняется плохой видимостью в восточном направлении - стояла легкая мгла, с которой сливались германские корабли, окрашенные в светло-серый цвет, в тоже время британские дальномеры на такой большой дистанции работали неудовлетворительно. В тоже время британские корабли отчетливо обрисовывались на западном небосклоне, чистом от мглы. Но какими бы не были причины – противники практически одновременно в 15.48 открыли огонь и залпы загрохотали со всех 11 кораблей шедших в юго-восточном направлении на скорости 25-26 узлов.
Немцы, хотя и не с первого залпа, но быстро «нащупали» дистанцию и накрыли цели. Снаряды «Мольтке» уже около 15.50 попали в бак, а затем и в башни «Тайгера», выведя последние из действия. Четвертое попадание пришлось в одно из 152-мм орудий, но не принесло большого вреда кораблю. В тоже время 2 снаряда «Лютцова» попали в «Лайон», причинив большие потери среди расчетов 102-мм орудий, хотя сам корабль от этого и не пострадал. 5 последующих минут все немецкие корабли оставались невредимыми, но это не могло продолжаться долго.
Два снаряда с «Куин Мэри» попали в «Зейдлиц». Первый вывел из строя носовую электрическую магистраль правого борта, а второй пробил броню и разорвался в рабочем помещении одной из средних башен. От взрыва загорелись находившиеся там 280-мм заряды, но переделки, предусмотрительно произведенные на германских кораблях после боя на Доггер-банке, предотвратили катастрофу. Большинство команды башни погибло в огне, но смежный погреб был вовремя затоплен, что предотвратило взрыв корабля, хотя башня вышла из строя на все время боя.



 



Xosa3Jel.jpg



Original: http://i.imgur.com/Xosa3Je.jpg



Линейный крейсер «Зейдлиц» в море



 



Следующее попадание получил «Лютцов», в которого в 16 часов попал снаряд «Принцесс Ройял», не причинивший серьезных повреждений. При этом в остальные три немецких линейных крейсера не было ни одного попадания, и они давали залпы каждые 20-25 секунд. Новые германские оптические приборы позволяли точно определять дистанцию наблюдать попадания, в то время как англичане стреляли практически наугад, отчасти из-за мешающей мглы, а отчасти из-за отсутствия таких оптических приборов. К тому же стрельбе британских линейных крейсеров мешал густой дым, который развела 9-я флотилия эсминцев, проходящая со стороны стреляющего борта, выбирая позицию для атаки.
Дистанция боя вскоре сократилась уже до 65 кабельтовых, и скорость стрельбы германских кораблей снова дала свои результаты.
«Принцесс Ройял» получил сразу три попадания, одно из которых временно ввело из действия приборы управления огнем. Английский флагман линейный крейсер «Лайон» в 16.00 получил опасное попадание от «Лютцов»: снаряд попал в среднюю башню (башню Q), пробил броню и разорвался внутри башни под левым орудием. Взрывом был уничтожен почти весь личный состав боевого и перегрузочного отделения, пожар охватил пороховые заряды. Пламя взрыва поднялось выше мачт, но благодаря своевременным действиям экипажа и затоплению погребов, удалось избежать гибели всего корабля. В последующие 3 минуты между 16.03 и 16.07 «Лайон» получил еще шесть попаданий, правда, не причинивших существенного вреда, хотя и вызвавших пожары и большие потери среди личного состава. Но этим все не закончилось.



 



ryjDyj6l.jpg



Original: http://i.imgur.com/ryjDyj6.jpg



Эскадра линейных крейсеров адмирала Битти в море




Вскоре после взрывов и пожаров на «Лайон» разразилась катастрофа на «Индефатигебл». За время своего поединка с «Фон дер Танн» он так и не добился, в отличие от немца, ни одного попадания. В 16.02 три 280-мм снаряда попали в него возле грот-мачты, над кораблем поднялось густое облако дыма, и он вышел из строя вправо с заметным креном на левый борт. Немедленно вслед за этим в него попало еще два снаряда: один в бак, другой – в переднюю башню. Спустя некоторое время в его носовой части поднялся столб пламени и громадная туча густого черного дыма. Когда дым рассеялся, «Индефатигебла» уже не было на поверхности моря. Корабль погиб в 16.05, через 17 минут после открытия огня, со всем экипажем. Спаслось только два человека. «Нью Зеланд» тотчас перенес огонь с «Мольтке» на «Фон дер Танн», но в этот тяжелый момент в бой начала вступать 5-я эскадра линкоров, которая догнала крейсера Битти и открыла огонь с предельной дистанции (95 кабельтовых). В этот достаточно критический момент Битти уменьшил дистанцию и приказал эсминцам 13-й флотилии атаковать противника. 
С подходом 5-й эскадры адмирала Эван-Томаса положение на бое боя начало меняться, артиллерийский огонь 4-х линкоров с 381-мм орудиями начал ощущаться германскими кораблями, занятыми боем с пятью оставшимися линейными крейсерами Битти.
Между 16.12 и 16.23 «Фон дер Танн», до сих пор совершенно невредимый, получил сразу три попадания. Первый снаряд попал в переднюю орудийную башню, пробил броню и вывел башню из строя, однако его разрывное действие было незначительным, и команда башни почти не пострадала. Второй снаряд временно вывел из строя кормовую башню. Третий (снаряд с «Бархэм») - попал в корму у ватерлинии, пробил броню, затопил румпельное отделение. Третья башня «Фон дер Танна» также вышла из строя, и корабль остался только с двумя исправными орудиями (из восьми), имея в корпусе 600 т воды. На его счастье густой дым скрыл его от огня английских кораблей.
Линейный крейсер «Мольтке», идущий предпоследним в колонне немецких линейных крейсеров, за это время тоже получил три попадания, но по германским данным не был сильно поврежден. Другие немецкие корабли также не избежали попаданий: «Лютцов» получил попадание в 16.15, «Зейдлиц» - в 16.17, а «Дерфлингер» - два попадания (которые не подтверждаются немецкими источниками).



 



ppLiuj8l.jpg



Original: http://i.imgur.com/ppLiuj8.jpg



Линейный крейсер «Лютцов» (тип «Дерфлингер») в море




Около 16.25 в британской боевой линии произошла вторая катастрофа. Линейные крейсера «Дерфлингер» и «Зейдлиц» в течение нескольких минут с дистанции 75 кабельтов сосредоточили огонь на линейном крейсере «Куин Мэри», и этот сосредоточенный огонь оказался губительным для английского корабля. «Дерфлингер» выпустил 6 залпов, которые накрыли «Куин Мэри», и, по крайней мере, 3 снаряда попали в ее носовую часть, вызвав пожар. Следующим залпом накрыло середину корабля возле башни «Q», которая была уже повреждена, а затем над кораблем поднялись густые облака дыма и яркое пламя. В воздух взлетела масса обломков, из корпуса корабля поднялся огромный грибовидный столб черного дыма высотой в 300-400 м. Следующему за ним «Тайгеру» пришлось пройти через град обломков и изменить курс, чтобы обойти дымящийся разбитый корпус. Когда столб огня и дыма рассеялся, «Куин Мэри» исчезла, только кормовая часть корабля еще некоторое время держалась на плаву, но и она скрылась под водой после очередного сильного взрыва.
В это же время между колоннами произошла жестокая схватка эсминцев противника, однако, практически безрезультатная. Обе колонны линейных крейсеров отвернули от атак эсминцев, но бой в данных условиях продолжался не долго.
В 16.33. британский легкий крейсер «Сауптгемптон», находящийся в разведке к юго-востоку от линейных крейсеров Битти, передал сигнал о приближающихся линейных кораблях противника – это был Флот Открытого моря Шеера, и расстановка сил снова изменилась.
Действительно, даже потеряв два корабля, у Битти оставались достаточно хорошие шансы на то, что с 4 линейными крейсерами и 4 быстроходными линкорами 5-й эскадры он сможет уничтожить корабли Хиппера, имеющие повреждения и уставшие экипажи. Однако ситуация изменилась и ему следовало не только уходить от превосходящих сил немцев, но и вывести германские линкоры на Грант Флит.
В 16.40 Битти, сообщив Джеллико о встрече с линкорами противника, поднял сигнал, приказывая линейным крейсерам и линкорам повернуть последовательно на 16 румбов и начал отходить на NW. Однако поворот не удалось совершить без повреждений, и на этот раз досталось линкорам 5-й эскадры. Адмирал Эван-Томас по разным причинам не смог вовремя повернуть, и его корабли около 3 минут сближались с германским линейным флотом, рискуя быть уничтоженными. Более того, когда им все же в 16.57 было принято решение на поворот, его корабли уже под огнем противника поворачивали также последовательно, что привело к их повреждениям. 



 



wwnIHd0l.jpg



Original: http://i.imgur.com/wwnIHd0.jpg



Линейный крейсер «Фон дер Танн» на Спидхедском рейде, июнь 1911 г.




В этот момент германская 3-я эскадра линкоров (7 кораблей типа Кениг» и «Кайзер») сосредоточила свой огонь на точке поворота, поочередно обстреляв «Бархэм», «Вэлиант», а потом «Уорспайт». Первый и третий корабли получили повреждения, но «Вэлианту» повезло. Зато «Малайе», шедшей последней, досталось за своих «систершипов» в полной мере. Вокруг британского корабля падало по 6 залпов в минуту, в то время как он не мог вести действенный ответный огонь из-за плохой видимости. Чтобы закрыться от града неприятельских снарядов было приказано стрелять на ближнюю дистанцию из 152-мм орудий, для поднятия завесы из водяных всплесков, но, прежде чем это удалось, в «Малайю» попал снаряд, вызвавший сильный пожар кордита, которым были выведены из строя все 152-мм орудия правого борта и убито и ранено 102 человека. Пламя поднялось выше мачт и вырвалось из полупортиков 152-мм орудий, но корабль не взорвался. Кроме того, в крышу башни «Х» попал 305-мм снаряд, но броню не пробил и не причинил серьезных повреждений – корабль продолжил движение.
В этот период эсминцы 9-й флотилии провели атаку на немецкие корабли, а 11-я германская полуфлотилия безрезультатно выпустила торпеды по британским линейным крейсерам. 
Теперь все британские корабли 25-узловым ходом уходили на север/северо-запад, преследуемые всем немецким флотом. 
Ютландский бой еще только начинался.

В качестве заключения необходимо отметить несколько аспектов, которые, на наш взгляд, следует учесть, если читателям представится случай, например в компьютерной игре, воспроизвести эскадренный бой большого количества «артиллерийских» кораблей:
- только сосредоточение сил на главном направлении способно обеспечить нанесение решающего удара по противнику, исключив при этом случайные события;
- только согласованные действия всех кораблей эскадры смогут эффективно решить все огневые задачи в заданное время, избежав ненужных потерь;
- оптимальное сочетание твердого управления и разумной инициативы способно обеспечить победу в эскадренном сражении;
- своевременная разведка, в том числе и авиационная, способна обеспечить как быстрое и точное обнаружение противника в начале боя, так и обеспечить тесный контакт с ним в его течении, особенно при преследовании;
- возможности легких сил в ходе эскадренного сражения не следует преувеличивать, особенно в условиях дневного боя, однако их действия всегда должны быть направлены на поддержку линейных кораблей, причем осуществляться они должны при тесном с ними взаимодействии.



 



 



caHH5oHl.jpg



Original: http://i.imgur.com/caHH5oH.jpg



Линейный крейсер «Принцесс Ройял»

 



По материалам официальных отчетов: 



Ю.Корбетт «Операции английского флота в мировую войну», том 3. М, 1937 г.; 



Х.Вильсон «Морские операции в мировой войне. 1914-1918»; 



Шеер Р. «Германский флот в мировую войну». М., 2002; 



Дж.Харпер «Правда о Ютладском бое». М., Эксмо, Изографус; 2002.


  • Плюс 10

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
200 публикаций
2 685 боёв

Великолепно!

Еще несколько мыслей:

- в начале сражения имеет смысл попытаться заманить разделившегося врага на основные силы союзников.

- не стоит оставлять необстрелянными вражеские крупные корабли, а постараться заставить их маневрировать.

Было бы очень интересно когда-нибудь попытаться воспроизвести этот эпизод в игре.

 

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
131 публикация
2 601 бой

Ютландское сражение - возможно главная битва на море в Первой мировой войне, поэтому вполне естественно, что в такой игре как World of Warships будут происходить подобные сражения. Как выше отметил уважаемый автор только совместными усилиями с грамотным использованием имеющихся средств, согласованность всех действий, единое командование является залогом успеха в бою. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
531
[RONIN] Matsuo
Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

"Теперь все британские корабли 25-узловым ходом уходили на север/северо-запад, преследуемые всем британским флотом. 
Ютландский бой еще только начинался.
"

Открыта новая,неизвестная доселе страница Ютланда......:trollface:

Изменено пользователем Matsuo

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
200 публикаций
2 685 боёв

Открыта новая,неизвестная доселе страница Ютланда......:trollface:

Правильно, это все революционные настроения на флоте))

После этого и раскололась Британская Империя!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
171 публикация

Суперская статья.  Получилось в объеме очень много. Можно было бы сделать несколько спойлеров.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
12 публикаций

Гибель "Инвинсибла"



Инвинсибл.jpg



Во время Ютландской битвы немецкий крейсер "Дерфлингер" добился в "Инвинсибл" четырех попаданий. В 18 ч. 33 м. 305-мм снаряд с "Лютцов" попал в середину башни "Q", сбил с нее крышу и поджег заряды нитроглицеринового пороха (кордита).



В башне началось возгорания и взрывы подготовленных к стрельбе зарядов. Пламя воспламенившихся зарядов быстро достигло зарядного погреба, и в 18 ч. 34 м. произошел взрыв огромной силы, разломивший "Инвинсибл" надвое. Столб пламени и дыма поднялся на высоту 120 м, а когда через двадцать минут дым рассеялся, были видны только носовая и кормовая оконечности, медленно погружающиеся в воду.



Они еще до 1923 года оставались на плаву в вертикальном положении, возвышаясь над водой, как два утеса. Разорванная взрывом на части, середина корпуса корабля покоилась на дне.



 



 


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер, Заслуженный автор Wiki
1 313 публикации
220 боёв

Как видно, тема вам пришлась по душе. Хотелось бы небольшого фидбека: что нравится, а что нет. На какие темы хотелось бы увидеть статьи? В каком формате?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
12 публикаций
Инвинсибл.jpg   Гибель "Инвинсибла". В таком виде находился до 1923 года, пока его окончательно не потопила буря.

Инвинсибл.jpg

Изменено пользователем FoFocus
  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 публикации
20 боёв

Интересно, что обе стороны рассчитывали на чистый "фрагенбол". Немцы хотели накинуться всеми силами на часть британского флота, а британцы в свою очередь, как только на горизонте неверной дымкой замаячила такая же возможность разбить часть немецкого флота, тут же собрала главные силы в кулак. В итоге и тем, и другим при встрече не шпану по заборам гонять пришлось, как мечталось, а иметь друг с другом взрослый разговор.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
200 публикаций
2 685 боёв

Как видно, тема вам пришлась по душе. Хотелось бы небольшого фидбека: что нравится, а что нет. На какие темы хотелось бы увидеть статьи? В каком формате?

Пришлась еще как!

Нравится: 

-как всегда, количество информации, при том, что взят отдельно взятый эпизод, а не все события в куче.

-выводы из текста

Предложения:

-продолжить развитие темы про Ютланд

-добавить немного взглядов с разных сторон(если есть воспоминания офицеров или матросов)

-добавить спойлеров(подразделы)

 

Темы, которые хотелось бы увидеть в таком же формате:

-События русско-японской войны(Цусима, Оборона Порт-Артура)

-Действия флотов на Балтике и Черном море во время Первой Мировой Войны; Битва за Атлантику; любые действия флотов во Второй Мировой Войне.

Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
74
Lordd
769 публикаций
1 672 боя

Как видно, тема вам пришлась по душе. Хотелось бы небольшого фидбека: что нравится, а что нет. На какие темы хотелось бы увидеть статьи? В каком формате?

Мне кажется, не хватает схемы, хотя бы даже не на русском языке.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
209 публикаций

Прочитал все внимательно.

Поправьте - если я ошибся, но мне показалось, что огонь немцев был намного организованнее и более меткий, чем залпы англичан.

Предложения по тактике:

- правильно определять первостепенные цели, в зависимости от положения дел.

Спойлеры бы не помешали, но статья читается на одном дыхании.

Если ТС не против - выложу план изложенной части сражения.

 

4510114m.png

 

Изменено пользователем DjonKonnor

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 253 публикации
370 боёв

Давай еще про Доггер банку.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
260
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 658 боёв

В целом я не вполне понимаю, как из этого боя можно сделать эти выводы :)

 

В частностях.

 

-- максимальная дистанция открытия огня англичан могла быть снижена еще одним фактором. Хотя технически башни допускали 20-градусный угол возвышения, прицелы по проекту обеспечивали только угол "чуть больше 15". Модификация прицелов велась в течение войны, но на момент Ютланда на многих не успели.

 

-- немецкие дальномеры были объективно точнее, но требовали гораздо более подготовленных дальномерщиков.

 

-- современные подводные исследования принесли массу новой интересной информации о "чертовых крейсерах". Причины гибели кораблей оказываются не столь глобальны, как это принято считать. По Queen Mary, например, вероятна версия с попаданием в носовой погреб 4" артиллерии, взрыв которого перебил корабль пополам и потом уже вызвал взрыв носового погреба главного калибра. Взрыв погреба башни Q не подтверждается. А в случае "Инвинсибла" наоборот, подтвержден взрыв погреба средних башен, потому как средняя часть корпуса разнесена в пыль, а оконечности уцелели. Впрочем это и по фото 1916-го года видно.

 

-- выводы по маневрированию я бы делать не стал. Маневрирование как маневрирование -- при первой возможности оппоненты "вытягивали курс в линию" и начинали гвоздить по стоящему в линии напротив противнику. Механизмы для эффективной фокусировки огня еще не были изобретены.

 

-- большая часть выводов должна относиться к откровенно более слабой конструкции корпусов английских линейных крейсеров. Немецкие корабли тоже страдали от пожаров в погребах, но это не приводило к мгновенной деградации прочности корпуса. И уже во вторую очередь надо говорить о пожароопасности кордита.

 

 

Улучшим пост

"художественная реконструкция" состояния "Инвинсибла" на дне, 1991 год. К сожалению, за 20 лет всё сильно ухудшилось и сейчас дайверы состояние корпуса описывают как "башня Х, лежащая на груде мусора".

 

sNPx1ix.jpg

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 576
[NG-F] S_Alex_D
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
5 401 публикация
7 568 боёв

"Теперь все британские корабли 25-узловым ходом уходили на север/северо-запад, преследуемые всем британским флотом. 
Ютландский бой еще только начинался.
"

Открыта новая,неизвестная доселе страница Ютланда......:trollface:

 

Страница известная, но человеческая память склонна забывать, особенно подробности

Ну а что касается "... уходили в даль на северо-запад...", это так - литературный прием.

Удачи в бою, коллега

 

Коллега!

Никто не спорит, и не претендует на однозначность выводов, тем более с точки зрения современных исследований, но:

1. В данном случае все таки основную роль в выборе дистанции огня сыграли не техническая возможность британских орудий, а погодные условия, ни у конечно где то объективно высокое качество немецких дальномеров. Причем, всеми экспертами подтверждается, что немецкие дальномерщики имели достаточную подготовку для решаемых задач.

 

2.Насчет "чертовых крейсеров" и современных исследований вы немного поторопились. В данной статье об этом речь не идет: гибель "Инвинсибла" о которой вы говорите и фото которого прикладываете вы и другие участники форума еще впереди. По "Куин Мэри" - согласен мнения имеются разные, но обратите внимание на источники, которые составили основу для написания статьи - Корбетт, Шеер, Вильсон, Харпер.

Мы намеренно не стали ссылаться на иные исследования и статьи, а основывались на официальных отчетах. Хотя согласен, им не всегда стоит полностью доверять.

 

3. Насчет слабых корпусов английских кораблей с вами не согласен.

Во-первых, у них же не ломались корпуса на волнении, как это было характерно для японских крейсеров или советских эсминцев проекта 7.

Во-вторых, общепризнанным фактом является качество бронирования линейных кораблей и линейных крейсеров Германии того времени, как и качество самой брони;

И в третьих, я не знаю случая, когда бы взрыв артпогреба не приводил бы к уничтожению любого корабля. Именно взрыв, а не пожар.

Поэтому, если отложить версию пожароопасности кордита (в этом я с вами соглашусь с учетом современных исследований), то говорить о том, что взрыв привел к "деградации корпуса", который не смог сдержать мощь взрыва- ИМХО, не верно. Никогда корпус ни одного корабля не смог сдержать мощь взрыва артпогреба, и дело не в конструкции корпуса.

А вот то, что пожары где-то приводили к взрыву, а где то нет - совсем другая история. Кстати и людской фактор не надо списывать, и конструкцию перегрузочных отделений и т.д.

Можно попробовать и это обсудить в отдельной теме.

Спасибо.

 

Старайтесь использовать кнопку "Изменить", а не создавать новое сообщение.
EvilTwin_HL

Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 644
[MAKAK] ArdRaeiss
Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
3 218 публикаций
1 527 боёв

Страница известная, но человеческая память склонна забывать, особенно подробности

Ну а что касается "... уходили в даль на северо-запад...", это так - литературный прием.

Там речь в шутку шла про описку, уже исправленную. Тем более что уходили корабли действительно на северо-запад, в даль - и к этому месту никаких претензий не было.

 

Я, пожалуй, удивлён только отсутствием того же Хаазе в качестве иллюстраций "с немецкой стороны". Впрочем, картины он не меняет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
302 публикации
812 боёв

Да, когда уходящие вдаль британские корабли преследует британский флот - это доставляет, да... Зря исправили).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 публикации
588 боёв
Супер статья, парни прочитал все, интересны ваши мнения, на способы ведения такого рода боев, когда враг специально заманивается под стволы основных сил. Пошарю у себя в закромах, и если кому-то интересно выложу рисунки повреждений кораблей, участников ютландского боя, естественно тех которые дошли до своих баз.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
302 публикации
812 боёв

Супер статья, парни прочитал все, интересны ваши мнения, на способы ведения такого рода боев, когда враг специально заманивается под стволы основных сил. Пошарю у себя в закромах, и если кому-то интересно выложу рисунки повреждений кораблей, участников ютландского боя, естественно тех которые дошли до своих баз.

Конечно интересно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×