Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Zamuchryshkin

Ютланд: бой линейных крейсеров (поучительные уроки на будущее)

В этой теме 131 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер, Репортер, Заслуженный автор Wiki
1 313 публикации
220 боёв

Всем привет, дорогие друзья!



Давно на наш форум не выкладывались действительно интересные и поучительные статьи исторического характера. Что ж, настало это время. Данная тема - эксперимент; то, что вышло у нас, благодаря лишь нашим историческим консультантам и прочим людям, работающим в команде. Конечно, не поделиться с вами этим мы просто не могли. Итак, желаю вам приятного прочтения статьи авторства уважаемого S_Alex_D.



 



Ютланд: бой линейных крейсеров



(поучительные уроки на будущее)



Наверное, нет ни одного любителя истории военно-морского флота и военного кораблестроения, который ни разу не слышал бы хоть что-то о «Ютландском сражении» - крупнейшем боевом столкновении флотов во время Первой мировой войны 1914-1918 годов. Это событию посвящено множество различных исследовательских работ, отражающих разнообразные взгляды как на итоги сражения, так и на его ход. 
Большинство официальных британских источников отдают лавры победителя английскому «Гранд-Флиту», признавая при этом, что, во-первых, победа далась нелегко, и понесенные потери оказались гораздо больше тех, которые себе могли представить английские стратеги, а, во-вторых, поставленная задача не была решена – германский флот открытого моря ушел из-под удара с минимальными потерями. При этом немецкие источники, в свою очередь, преподносят случившееся как успех именно германского флота, сумевшего нанести существенный урон противнику в генеральном сражении и вернуться в базу. Такое положение вещей в начале 20 века вызвало появление большого количества неофициальных версий, и, следует признать, продолжает вызывать и сейчас, в которых даются различные оценки этому сражению, рассматривая под разными углами как действия отдельных лиц командного состава, тактико-технические характеристики и боевые возможности кораблей, так и ход самого сражения. Попробуем вспомнить и рассмотреть один из самых динамичных, по моему мнению, этапов этого сражения – бой линейных крейсеров. 


 



Z1Ghpi0l.jpg



Original: http://i.imgur.com/Z1Ghpi0.jpg



Линейный крейсер «Лайон» в Ютландском бою



 



Необходимо сразу отметить, что при общем желании встретить противника, все же никто из командующих (Гранд Флита и Флота Открытого моря) не ожидал встречи в море с главными силами вражеской стороны. И командующий Гранд Флита адмирал Д.Джеллико и командующий Флота Открытого моря вице-адмирал Р.Шеер рассчитывали на возможность встречи только с частью вражеского флота с целью его уничтожения. Однако судьба распорядилась по-иному. 
По плану Шеера предполагалось линейными крейсерами контр-адмирала Ф.Хиппера произвести демонстративный обстрел укреплений и портовых сооружений гавани английского города Сандерленда, вызвав этими действиями выход части сил английского флота в море, навести ее на главные силы германского флота и уничтожить. Показательно, что в этой операции планировалось широкое применение как различных сил флота, так и подводных лодок и дирижаблей. Однако, в связи с переносом сроков операции и погодными условиями, ни подводные лодки, ни дирижабли не удалось использовать в полной мере. По этой причине план был скорректирован: Шеер решил выйти в море со всем флотом в район Скагеррака в надежде на встречу с британскими силами на большом удалении от побережья Великобритании.
В свою очередь, адмирал Джеллико, командующий английским флотом, пользуясь имеющимися разведданными о возможной набеговой операции германского флота, принял решение перехватить немецкие корабли и уничтожить их. С этой целью было принято решение развернуть главные силы Грант Флита на пути возможного движения, в 100 милях от Ютландского побережья. В соответствии с этим замыслом авангард под командованием вице-адмирала Д.Битти (линейный крейсер «Лайон») должен был выйти из Розайта и следовать в назначенный район к побережью Ютландии (100 миль от фьорда Лим), а главные силы флота во главе с адмиралом Д.Джеллико (линейный корабль «Айрон Дьюк») должны были выйти из Скапа-Флоу и сосредоточиться в 70 милях северо-западнее авангарда Битти.



 



JLiCigrl.jpg



Original: http://i.imgur.com/JLiCigr.jpg



Линейный крейсер «Куин Мери»




Первой в море вышла 1-я разведочная группа адмирала Хиппера (линейные крейсера «Лютцов» (флагман), «Дерфлингер», «Зейдлиц», «Мольтке», «Фон дер Танн»), которая ночью 31 мая покинула стоянку в Яде. Ее сопровождали 2-я Разведывательная группа контр-адмирала Ф.Бедикера (4 легких крейсера) и три флотилии эсминцев (2,6 и 9-я) под командованием коммодора П.Гейнриха (флаг на легком крейсера «Регенсбург»).
За группой Хиппера вышли и главные силы Шеера – 3-я, 1-я эскадры линкоров (всего 16 дредноутов) и 2-я эскадра броненосцев (6 броненосцев). Их сопровождали 4-я Разведывательная группа коммодора Л.фон Рейтера (5 легких крейсеров) и четыре флотилии эсминцев (1,3, 5 и 7-я) в составе 31 корабля под командой коммодора А.Михельсена (легкий крейсер «Росток»). Флот Шеера двигался за кораблями Хиппера на удалении около 50 миль курсом на север.
Английский флот также пришел в движение. Корабли адмирала Битти (флагман – линейный крейсер «Лайон») – 1-я и 2-я эскадры линейных крейсеров (6 кораблей) вечером 30 мая вышел из Розайта и со скоростью 19 узлов двинулся к точке рандеву (100 миль от Хорнс-рифа). Вместе с кораблями Битти также находилась 5-я эскадра линкоров (4 линейных корабля типа «Куин Элизабет») и три эскадры легких крейсеров (1,2 и 3-я) в составе 12 кораблей. В качестве сопровождения выступали 1,9, 10 и 13-я флотилии эсминцев - всего 2 легких крейсера и 27 эсминцев, а также гидроавиатранспорт «Энгадайн». 
Практически одновременно с Битти из Скапа-Флоу и Кромарти вышли главные силы английского флота – 24 линкора вместе с 3-ей эскадрой линейных крейсеров (3 корабля), двумя эскадрами броненосных крейсеров (8 кораблей). Флот сопровождали 12 легких крейсеров и 19 эсминцев.



 



d5DEauel.jpg



Original: http://i.imgur.com/d5DEaue.jpg



Линейный крейсер «Лайон»




Имея данные, что немцы вышли в море частью своих сил, английские корабли двинулись двумя группами к Скагерраку на удалении 65 миль друг от друга. Это впоследствии сыграло свою роль.
Первое столкновение противников произошло около двух часов дня 31 мая. В это время 11 легких крейсеров, приданные отряду линейных крейсеров Битти, растянулись по длинной линии в 8 милях впереди эскадры. Линейные крейсера «Лайон» (флагман), «Принцесс Ройял», «Куин Мэри» и «Тайгер» шли в кильватерной колонне; «Нью Зеланд» и «Индефатигебл» были в 3 милях на NO от «Лайон», а 4 линейные корабля 5-й эскадры линкоров (контр-адмирал Х.Эван-Томас) шли в кильватерной колонне в 50 милях к NW от флагмана Битти.
В 14.10 легкий крейсер «Галатея» заметил двухтрубный корабль, остановивший торговое судно, который оказался немецким эсминцем В-109. «Галатея» донес флагману «Вижу противника» и в 14.28 открыла огонь. Завязав бой, крейсер начал отход к своим главным силам, наводя на них немцев. В этот момент в огневом контакте участвовали только легкие силы сторон - легкие крейсера и эсминцы.
Получив сообщение, Битти увеличил ход до 22 узлов и повернул на немецкие корабли. Английские линейные крейсера курсом SO шли на сближение с немцами, однако, к сожалению, при перемене курса 5-я эскадра линкоров сильно отстала и оказалась от флагмана Битти в 9 милях вместо назначенных 5 миль, и, хотя в последствии это расстояние было сокращено, в момент установления огневого соприкосновения с линейными крейсерами Хиппера оно было слишком велико.
В 15.32 Битти увидел 5 линейных крейсеров Хиппера, шедших 25-узловым ходом встречным курсом, а незадолго до этого Хиппер также обнаружил идущие на него линейные крейсера противника. 
До этого момента немецкая эскадра Хиппера двигалась курсом N, находясь в 60 милях впереди Флота Открытого моря, практически параллельно курсу Битти на расстоянии всего 22 мили. После того как эсминец В-109 был замечен английскими кораблями и вступил с ними в бой, к нему присоединился легкий крейсер «Эльбинг», сразу же добившийся попадания в «Галатею». Затем в бой вступили и другие легкие крейсера немцев, преследуя английские корабли, которые начали отход к своим линейным крейсерам.



 



s7RURgYl.jpg



Original: http://i.imgur.com/s7RURgY.jpg



5-я эскадра линкоров вступает в бой (с рисунка того времени)




Показательно, что в этом случае именно немцы первыми увидели крупные корабли противника. По немецким данным, в 15.20 были замечены дымы двух крупных кораблей, а в 15.22 с «Зейдлица» на дистанции около 8 миль уже четко опознали характерные трехногие мачты кораблей 2-й эскадры линейных крейсеров англичан. После обнаружения англичан Хиппер сразу сообщил о контакте Шееру, отозвал свои легкие силы, последовательно повернул свои линейные крейсера на SSO, перестроившись в строй пеленга, и начал отходить к своим главным силам, ставя перед собой цель завлечь на них англичан. 
С английских кораблей немецкие линейные крейсера заметили на 12 минут позже, после этого Битти, доложив о контакте с противником Джеллико, также повернул свои корабли прямо на противника, приказал своим линейным крейсерам образовать строй пеленга, а когда Хиппер изменил курс - последовал за ним.
В 15.40 Хиппер приказал своим кораблям «разделить цели слева», в результате: «Лютцов» должен был стрелять по «Лайон», «Дерфлингер» – по «Принцесс Ройял», «Зейдлиц – по «Куин Мэри», «Мольтке» - по «Тайгер», а «Фон дер Танн» - по «Индефатигебл». На английских кораблях также было произведено распределение целей, но из-за ошибок при передаче сигналов, несмотря на превосходство в количестве кораблей, немецкий линейный крейсер «Дерфлингер» остался необстрелянным.



 



cUEd9hhl.jpg



Original: http://i.imgur.com/cUEd9hh.jpg



Линейный корабль «Бархэм», флагман контр-адмирала Эван-Томаса




Еще одной ошибкой англичан была задержка с открытием огня. Английские 343-мм орудия, которыми были вооружены линейные крейсера, позволяли вести огонь с дистанции 115-120 кабельтовых, в то время как предельная дистанция для немецких орудий ограничивалась 112 кабельтовыми, и это для самых дальнобойных орудий «Фон дер Тана».
Немцы были удивлены, что англичане не открыли огонь с предельной дистанции, находясь еще вне досягаемости их орудий. Обычно в литературе это объясняется плохой видимостью в восточном направлении - стояла легкая мгла, с которой сливались германские корабли, окрашенные в светло-серый цвет, в тоже время британские дальномеры на такой большой дистанции работали неудовлетворительно. В тоже время британские корабли отчетливо обрисовывались на западном небосклоне, чистом от мглы. Но какими бы не были причины – противники практически одновременно в 15.48 открыли огонь и залпы загрохотали со всех 11 кораблей шедших в юго-восточном направлении на скорости 25-26 узлов.
Немцы, хотя и не с первого залпа, но быстро «нащупали» дистанцию и накрыли цели. Снаряды «Мольтке» уже около 15.50 попали в бак, а затем и в башни «Тайгера», выведя последние из действия. Четвертое попадание пришлось в одно из 152-мм орудий, но не принесло большого вреда кораблю. В тоже время 2 снаряда «Лютцова» попали в «Лайон», причинив большие потери среди расчетов 102-мм орудий, хотя сам корабль от этого и не пострадал. 5 последующих минут все немецкие корабли оставались невредимыми, но это не могло продолжаться долго.
Два снаряда с «Куин Мэри» попали в «Зейдлиц». Первый вывел из строя носовую электрическую магистраль правого борта, а второй пробил броню и разорвался в рабочем помещении одной из средних башен. От взрыва загорелись находившиеся там 280-мм заряды, но переделки, предусмотрительно произведенные на германских кораблях после боя на Доггер-банке, предотвратили катастрофу. Большинство команды башни погибло в огне, но смежный погреб был вовремя затоплен, что предотвратило взрыв корабля, хотя башня вышла из строя на все время боя.



 



Xosa3Jel.jpg



Original: http://i.imgur.com/Xosa3Je.jpg



Линейный крейсер «Зейдлиц» в море



 



Следующее попадание получил «Лютцов», в которого в 16 часов попал снаряд «Принцесс Ройял», не причинивший серьезных повреждений. При этом в остальные три немецких линейных крейсера не было ни одного попадания, и они давали залпы каждые 20-25 секунд. Новые германские оптические приборы позволяли точно определять дистанцию наблюдать попадания, в то время как англичане стреляли практически наугад, отчасти из-за мешающей мглы, а отчасти из-за отсутствия таких оптических приборов. К тому же стрельбе британских линейных крейсеров мешал густой дым, который развела 9-я флотилия эсминцев, проходящая со стороны стреляющего борта, выбирая позицию для атаки.
Дистанция боя вскоре сократилась уже до 65 кабельтовых, и скорость стрельбы германских кораблей снова дала свои результаты.
«Принцесс Ройял» получил сразу три попадания, одно из которых временно ввело из действия приборы управления огнем. Английский флагман линейный крейсер «Лайон» в 16.00 получил опасное попадание от «Лютцов»: снаряд попал в среднюю башню (башню Q), пробил броню и разорвался внутри башни под левым орудием. Взрывом был уничтожен почти весь личный состав боевого и перегрузочного отделения, пожар охватил пороховые заряды. Пламя взрыва поднялось выше мачт, но благодаря своевременным действиям экипажа и затоплению погребов, удалось избежать гибели всего корабля. В последующие 3 минуты между 16.03 и 16.07 «Лайон» получил еще шесть попаданий, правда, не причинивших существенного вреда, хотя и вызвавших пожары и большие потери среди личного состава. Но этим все не закончилось.



 



ryjDyj6l.jpg



Original: http://i.imgur.com/ryjDyj6.jpg



Эскадра линейных крейсеров адмирала Битти в море




Вскоре после взрывов и пожаров на «Лайон» разразилась катастрофа на «Индефатигебл». За время своего поединка с «Фон дер Танн» он так и не добился, в отличие от немца, ни одного попадания. В 16.02 три 280-мм снаряда попали в него возле грот-мачты, над кораблем поднялось густое облако дыма, и он вышел из строя вправо с заметным креном на левый борт. Немедленно вслед за этим в него попало еще два снаряда: один в бак, другой – в переднюю башню. Спустя некоторое время в его носовой части поднялся столб пламени и громадная туча густого черного дыма. Когда дым рассеялся, «Индефатигебла» уже не было на поверхности моря. Корабль погиб в 16.05, через 17 минут после открытия огня, со всем экипажем. Спаслось только два человека. «Нью Зеланд» тотчас перенес огонь с «Мольтке» на «Фон дер Танн», но в этот тяжелый момент в бой начала вступать 5-я эскадра линкоров, которая догнала крейсера Битти и открыла огонь с предельной дистанции (95 кабельтовых). В этот достаточно критический момент Битти уменьшил дистанцию и приказал эсминцам 13-й флотилии атаковать противника. 
С подходом 5-й эскадры адмирала Эван-Томаса положение на бое боя начало меняться, артиллерийский огонь 4-х линкоров с 381-мм орудиями начал ощущаться германскими кораблями, занятыми боем с пятью оставшимися линейными крейсерами Битти.
Между 16.12 и 16.23 «Фон дер Танн», до сих пор совершенно невредимый, получил сразу три попадания. Первый снаряд попал в переднюю орудийную башню, пробил броню и вывел башню из строя, однако его разрывное действие было незначительным, и команда башни почти не пострадала. Второй снаряд временно вывел из строя кормовую башню. Третий (снаряд с «Бархэм») - попал в корму у ватерлинии, пробил броню, затопил румпельное отделение. Третья башня «Фон дер Танна» также вышла из строя, и корабль остался только с двумя исправными орудиями (из восьми), имея в корпусе 600 т воды. На его счастье густой дым скрыл его от огня английских кораблей.
Линейный крейсер «Мольтке», идущий предпоследним в колонне немецких линейных крейсеров, за это время тоже получил три попадания, но по германским данным не был сильно поврежден. Другие немецкие корабли также не избежали попаданий: «Лютцов» получил попадание в 16.15, «Зейдлиц» - в 16.17, а «Дерфлингер» - два попадания (которые не подтверждаются немецкими источниками).



 



ppLiuj8l.jpg



Original: http://i.imgur.com/ppLiuj8.jpg



Линейный крейсер «Лютцов» (тип «Дерфлингер») в море




Около 16.25 в британской боевой линии произошла вторая катастрофа. Линейные крейсера «Дерфлингер» и «Зейдлиц» в течение нескольких минут с дистанции 75 кабельтов сосредоточили огонь на линейном крейсере «Куин Мэри», и этот сосредоточенный огонь оказался губительным для английского корабля. «Дерфлингер» выпустил 6 залпов, которые накрыли «Куин Мэри», и, по крайней мере, 3 снаряда попали в ее носовую часть, вызвав пожар. Следующим залпом накрыло середину корабля возле башни «Q», которая была уже повреждена, а затем над кораблем поднялись густые облака дыма и яркое пламя. В воздух взлетела масса обломков, из корпуса корабля поднялся огромный грибовидный столб черного дыма высотой в 300-400 м. Следующему за ним «Тайгеру» пришлось пройти через град обломков и изменить курс, чтобы обойти дымящийся разбитый корпус. Когда столб огня и дыма рассеялся, «Куин Мэри» исчезла, только кормовая часть корабля еще некоторое время держалась на плаву, но и она скрылась под водой после очередного сильного взрыва.
В это же время между колоннами произошла жестокая схватка эсминцев противника, однако, практически безрезультатная. Обе колонны линейных крейсеров отвернули от атак эсминцев, но бой в данных условиях продолжался не долго.
В 16.33. британский легкий крейсер «Сауптгемптон», находящийся в разведке к юго-востоку от линейных крейсеров Битти, передал сигнал о приближающихся линейных кораблях противника – это был Флот Открытого моря Шеера, и расстановка сил снова изменилась.
Действительно, даже потеряв два корабля, у Битти оставались достаточно хорошие шансы на то, что с 4 линейными крейсерами и 4 быстроходными линкорами 5-й эскадры он сможет уничтожить корабли Хиппера, имеющие повреждения и уставшие экипажи. Однако ситуация изменилась и ему следовало не только уходить от превосходящих сил немцев, но и вывести германские линкоры на Грант Флит.
В 16.40 Битти, сообщив Джеллико о встрече с линкорами противника, поднял сигнал, приказывая линейным крейсерам и линкорам повернуть последовательно на 16 румбов и начал отходить на NW. Однако поворот не удалось совершить без повреждений, и на этот раз досталось линкорам 5-й эскадры. Адмирал Эван-Томас по разным причинам не смог вовремя повернуть, и его корабли около 3 минут сближались с германским линейным флотом, рискуя быть уничтоженными. Более того, когда им все же в 16.57 было принято решение на поворот, его корабли уже под огнем противника поворачивали также последовательно, что привело к их повреждениям. 



 



wwnIHd0l.jpg



Original: http://i.imgur.com/wwnIHd0.jpg



Линейный крейсер «Фон дер Танн» на Спидхедском рейде, июнь 1911 г.




В этот момент германская 3-я эскадра линкоров (7 кораблей типа Кениг» и «Кайзер») сосредоточила свой огонь на точке поворота, поочередно обстреляв «Бархэм», «Вэлиант», а потом «Уорспайт». Первый и третий корабли получили повреждения, но «Вэлианту» повезло. Зато «Малайе», шедшей последней, досталось за своих «систершипов» в полной мере. Вокруг британского корабля падало по 6 залпов в минуту, в то время как он не мог вести действенный ответный огонь из-за плохой видимости. Чтобы закрыться от града неприятельских снарядов было приказано стрелять на ближнюю дистанцию из 152-мм орудий, для поднятия завесы из водяных всплесков, но, прежде чем это удалось, в «Малайю» попал снаряд, вызвавший сильный пожар кордита, которым были выведены из строя все 152-мм орудия правого борта и убито и ранено 102 человека. Пламя поднялось выше мачт и вырвалось из полупортиков 152-мм орудий, но корабль не взорвался. Кроме того, в крышу башни «Х» попал 305-мм снаряд, но броню не пробил и не причинил серьезных повреждений – корабль продолжил движение.
В этот период эсминцы 9-й флотилии провели атаку на немецкие корабли, а 11-я германская полуфлотилия безрезультатно выпустила торпеды по британским линейным крейсерам. 
Теперь все британские корабли 25-узловым ходом уходили на север/северо-запад, преследуемые всем немецким флотом. 
Ютландский бой еще только начинался.

В качестве заключения необходимо отметить несколько аспектов, которые, на наш взгляд, следует учесть, если читателям представится случай, например в компьютерной игре, воспроизвести эскадренный бой большого количества «артиллерийских» кораблей:
- только сосредоточение сил на главном направлении способно обеспечить нанесение решающего удара по противнику, исключив при этом случайные события;
- только согласованные действия всех кораблей эскадры смогут эффективно решить все огневые задачи в заданное время, избежав ненужных потерь;
- оптимальное сочетание твердого управления и разумной инициативы способно обеспечить победу в эскадренном сражении;
- своевременная разведка, в том числе и авиационная, способна обеспечить как быстрое и точное обнаружение противника в начале боя, так и обеспечить тесный контакт с ним в его течении, особенно при преследовании;
- возможности легких сил в ходе эскадренного сражения не следует преувеличивать, особенно в условиях дневного боя, однако их действия всегда должны быть направлены на поддержку линейных кораблей, причем осуществляться они должны при тесном с ними взаимодействии.



 



 



caHH5oHl.jpg



Original: http://i.imgur.com/caHH5oH.jpg



Линейный крейсер «Принцесс Ройял»

 



По материалам официальных отчетов: 



Ю.Корбетт «Операции английского флота в мировую войну», том 3. М, 1937 г.; 



Х.Вильсон «Морские операции в мировой войне. 1914-1918»; 



Шеер Р. «Германский флот в мировую войну». М., 2002; 



Дж.Харпер «Правда о Ютладском бое». М., Эксмо, Изографус; 2002.


  • Плюс 10

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
200 публикаций
2 781 бой

Великолепно!

Еще несколько мыслей:

- в начале сражения имеет смысл попытаться заманить разделившегося врага на основные силы союзников.

- не стоит оставлять необстрелянными вражеские крупные корабли, а постараться заставить их маневрировать.

Было бы очень интересно когда-нибудь попытаться воспроизвести этот эпизод в игре.

 

  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
131 публикация
2 601 бой

Ютландское сражение - возможно главная битва на море в Первой мировой войне, поэтому вполне естественно, что в такой игре как World of Warships будут происходить подобные сражения. Как выше отметил уважаемый автор только совместными усилиями с грамотным использованием имеющихся средств, согласованность всех действий, единое командование является залогом успеха в бою. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
530
[RONIN]
Старший альфа-тестер
3 423 публикации
1 272 боя

"Теперь все британские корабли 25-узловым ходом уходили на север/северо-запад, преследуемые всем британским флотом. 
Ютландский бой еще только начинался.
"

Открыта новая,неизвестная доселе страница Ютланда......:trollface:

Изменено пользователем Matsuo

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
200 публикаций
2 781 бой

Открыта новая,неизвестная доселе страница Ютланда......:trollface:

Правильно, это все революционные настроения на флоте))

После этого и раскололась Британская Империя!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
171 публикация

Суперская статья.  Получилось в объеме очень много. Можно было бы сделать несколько спойлеров.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
12 публикаций

Гибель "Инвинсибла"



Инвинсибл.jpg



Во время Ютландской битвы немецкий крейсер "Дерфлингер" добился в "Инвинсибл" четырех попаданий. В 18 ч. 33 м. 305-мм снаряд с "Лютцов" попал в середину башни "Q", сбил с нее крышу и поджег заряды нитроглицеринового пороха (кордита).



В башне началось возгорания и взрывы подготовленных к стрельбе зарядов. Пламя воспламенившихся зарядов быстро достигло зарядного погреба, и в 18 ч. 34 м. произошел взрыв огромной силы, разломивший "Инвинсибл" надвое. Столб пламени и дыма поднялся на высоту 120 м, а когда через двадцать минут дым рассеялся, были видны только носовая и кормовая оконечности, медленно погружающиеся в воду.



Они еще до 1923 года оставались на плаву в вертикальном положении, возвышаясь над водой, как два утеса. Разорванная взрывом на части, середина корпуса корабля покоилась на дне.



 



 


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Репортер, Заслуженный автор Wiki
1 313 публикации
220 боёв

Как видно, тема вам пришлась по душе. Хотелось бы небольшого фидбека: что нравится, а что нет. На какие темы хотелось бы увидеть статьи? В каком формате?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
12 публикаций
Инвинсибл.jpg   Гибель "Инвинсибла". В таком виде находился до 1923 года, пока его окончательно не потопила буря.

Инвинсибл.jpg

Изменено пользователем FoFocus
  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 публикации
20 боёв

Интересно, что обе стороны рассчитывали на чистый "фрагенбол". Немцы хотели накинуться всеми силами на часть британского флота, а британцы в свою очередь, как только на горизонте неверной дымкой замаячила такая же возможность разбить часть немецкого флота, тут же собрала главные силы в кулак. В итоге и тем, и другим при встрече не шпану по заборам гонять пришлось, как мечталось, а иметь друг с другом взрослый разговор.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
200 публикаций
2 781 бой

Как видно, тема вам пришлась по душе. Хотелось бы небольшого фидбека: что нравится, а что нет. На какие темы хотелось бы увидеть статьи? В каком формате?

Пришлась еще как!

Нравится: 

-как всегда, количество информации, при том, что взят отдельно взятый эпизод, а не все события в куче.

-выводы из текста

Предложения:

-продолжить развитие темы про Ютланд

-добавить немного взглядов с разных сторон(если есть воспоминания офицеров или матросов)

-добавить спойлеров(подразделы)

 

Темы, которые хотелось бы увидеть в таком же формате:

-События русско-японской войны(Цусима, Оборона Порт-Артура)

-Действия флотов на Балтике и Черном море во время Первой Мировой Войны; Битва за Атлантику; любые действия флотов во Второй Мировой Войне.

Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
74
Старший альфа-тестер
769 публикаций
1 766 боёв

Как видно, тема вам пришлась по душе. Хотелось бы небольшого фидбека: что нравится, а что нет. На какие темы хотелось бы увидеть статьи? В каком формате?

Мне кажется, не хватает схемы, хотя бы даже не на русском языке.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
209 публикаций

Прочитал все внимательно.

Поправьте - если я ошибся, но мне показалось, что огонь немцев был намного организованнее и более меткий, чем залпы англичан.

Предложения по тактике:

- правильно определять первостепенные цели, в зависимости от положения дел.

Спойлеры бы не помешали, но статья читается на одном дыхании.

Если ТС не против - выложу план изложенной части сражения.

 

4510114m.png

 

Изменено пользователем DjonKonnor

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Разработчик
4 253 публикации
376 боёв

Давай еще про Доггер банку.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
263
[LJ]
Вики-гвардеец, Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
5 007 боёв

В целом я не вполне понимаю, как из этого боя можно сделать эти выводы :)

 

В частностях.

 

-- максимальная дистанция открытия огня англичан могла быть снижена еще одним фактором. Хотя технически башни допускали 20-градусный угол возвышения, прицелы по проекту обеспечивали только угол "чуть больше 15". Модификация прицелов велась в течение войны, но на момент Ютланда на многих не успели.

 

-- немецкие дальномеры были объективно точнее, но требовали гораздо более подготовленных дальномерщиков.

 

-- современные подводные исследования принесли массу новой интересной информации о "чертовых крейсерах". Причины гибели кораблей оказываются не столь глобальны, как это принято считать. По Queen Mary, например, вероятна версия с попаданием в носовой погреб 4" артиллерии, взрыв которого перебил корабль пополам и потом уже вызвал взрыв носового погреба главного калибра. Взрыв погреба башни Q не подтверждается. А в случае "Инвинсибла" наоборот, подтвержден взрыв погреба средних башен, потому как средняя часть корпуса разнесена в пыль, а оконечности уцелели. Впрочем это и по фото 1916-го года видно.

 

-- выводы по маневрированию я бы делать не стал. Маневрирование как маневрирование -- при первой возможности оппоненты "вытягивали курс в линию" и начинали гвоздить по стоящему в линии напротив противнику. Механизмы для эффективной фокусировки огня еще не были изобретены.

 

-- большая часть выводов должна относиться к откровенно более слабой конструкции корпусов английских линейных крейсеров. Немецкие корабли тоже страдали от пожаров в погребах, но это не приводило к мгновенной деградации прочности корпуса. И уже во вторую очередь надо говорить о пожароопасности кордита.

 

 

Улучшим пост

"художественная реконструкция" состояния "Инвинсибла" на дне, 1991 год. К сожалению, за 20 лет всё сильно ухудшилось и сейчас дайверы состояние корпуса описывают как "башня Х, лежащая на груде мусора".

 

sNPx1ix.jpg

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 849
[NG-F]
Старший альфа-тестер, Коллекционер
5 700 публикаций
8 377 боёв

"Теперь все британские корабли 25-узловым ходом уходили на север/северо-запад, преследуемые всем британским флотом. 
Ютландский бой еще только начинался.
"

Открыта новая,неизвестная доселе страница Ютланда......:trollface:

 

Страница известная, но человеческая память склонна забывать, особенно подробности

Ну а что касается "... уходили в даль на северо-запад...", это так - литературный прием.

Удачи в бою, коллега

 

Коллега!

Никто не спорит, и не претендует на однозначность выводов, тем более с точки зрения современных исследований, но:

1. В данном случае все таки основную роль в выборе дистанции огня сыграли не техническая возможность британских орудий, а погодные условия, ни у конечно где то объективно высокое качество немецких дальномеров. Причем, всеми экспертами подтверждается, что немецкие дальномерщики имели достаточную подготовку для решаемых задач.

 

2.Насчет "чертовых крейсеров" и современных исследований вы немного поторопились. В данной статье об этом речь не идет: гибель "Инвинсибла" о которой вы говорите и фото которого прикладываете вы и другие участники форума еще впереди. По "Куин Мэри" - согласен мнения имеются разные, но обратите внимание на источники, которые составили основу для написания статьи - Корбетт, Шеер, Вильсон, Харпер.

Мы намеренно не стали ссылаться на иные исследования и статьи, а основывались на официальных отчетах. Хотя согласен, им не всегда стоит полностью доверять.

 

3. Насчет слабых корпусов английских кораблей с вами не согласен.

Во-первых, у них же не ломались корпуса на волнении, как это было характерно для японских крейсеров или советских эсминцев проекта 7.

Во-вторых, общепризнанным фактом является качество бронирования линейных кораблей и линейных крейсеров Германии того времени, как и качество самой брони;

И в третьих, я не знаю случая, когда бы взрыв артпогреба не приводил бы к уничтожению любого корабля. Именно взрыв, а не пожар.

Поэтому, если отложить версию пожароопасности кордита (в этом я с вами соглашусь с учетом современных исследований), то говорить о том, что взрыв привел к "деградации корпуса", который не смог сдержать мощь взрыва- ИМХО, не верно. Никогда корпус ни одного корабля не смог сдержать мощь взрыва артпогреба, и дело не в конструкции корпуса.

А вот то, что пожары где-то приводили к взрыву, а где то нет - совсем другая история. Кстати и людской фактор не надо списывать, и конструкцию перегрузочных отделений и т.д.

Можно попробовать и это обсудить в отдельной теме.

Спасибо.

 

Старайтесь использовать кнопку "Изменить", а не создавать новое сообщение.
EvilTwin_HL

Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 646
[MAKAK]
Участник, Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер
3 218 публикаций
1 575 боёв

Страница известная, но человеческая память склонна забывать, особенно подробности

Ну а что касается "... уходили в даль на северо-запад...", это так - литературный прием.

Там речь в шутку шла про описку, уже исправленную. Тем более что уходили корабли действительно на северо-запад, в даль - и к этому месту никаких претензий не было.

 

Я, пожалуй, удивлён только отсутствием того же Хаазе в качестве иллюстраций "с немецкой стороны". Впрочем, картины он не меняет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
302 публикации
817 боёв

Да, когда уходящие вдаль британские корабли преследует британский флот - это доставляет, да... Зря исправили).

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
4 публикации
588 боёв
Супер статья, парни прочитал все, интересны ваши мнения, на способы ведения такого рода боев, когда враг специально заманивается под стволы основных сил. Пошарю у себя в закромах, и если кому-то интересно выложу рисунки повреждений кораблей, участников ютландского боя, естественно тех которые дошли до своих баз.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
302 публикации
817 боёв

Супер статья, парни прочитал все, интересны ваши мнения, на способы ведения такого рода боев, когда враг специально заманивается под стволы основных сил. Пошарю у себя в закромах, и если кому-то интересно выложу рисунки повреждений кораблей, участников ютландского боя, естественно тех которые дошли до своих баз.

Конечно интересно!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×