Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
SmellyRat

Воронеж - колыбель Русского Флота

В этой теме 8 комментариев

Рекомендуемые комментарии

140 публикаций
96 боёв

К югу от Воронежа, за Белгородской чертой, простиралась степь. Она доходила до Азовского и Черного морей. Эти земли, заселенные прежде русскими людьми, в XI—XIV веке были опустошены кочевниками. А Северное Причерноморье находилось под властью турок и крым­ских татар. При впадении Дона в Азовское море стояла турецкая крепость Азов, закрывавшая выход в море.

 

В конце XVII века окрепшее Русское государство начало борьбу с Турцией и Крымским ханством за выход к морю на юге, за исконные русские земли. Русские воины на южной окраине России в XVII веке не только обороняли страну от набегов крымских татар. Они не раз ходили походами в южную степь, доходили до Крыма, до Азова.

 

В 1695 году царь Петр I с большой армией совершил поход под Азов. Но русским войскам не удалось овладеть этой турецкой крепостью. Вражеский флот беспрепятственно плавал в Азовском море и снабжал оружием, боеприпасами, продовольствием турецких солдат в Азове. Было ясно, что для овладения Азовом России нужен военный флот. Флот решили строить у Воронежа. Осенью 1695 года русская армия прекратила   осаду  Азова.

Зимой под Воронежем началось строительство флота. Воронежцы оказались умелыми плотниками-судостроителями. Они имели богатый опыт в строительстве речных судов.

Воронеж был выбран базой флота по нескольким причинам:
— во-первых, город был расположен на реке Воронеж, впадающей в Дон, что открывало прямую дорогу к Азовскому морю. Во время весеннего половодья по реке могли ходить крупные суда, и была возможность сплавлять лес;
— во-вторых, вблизи города росли вековые леса, пригодные в качестве строительного материала для кораблей;
— в-третьих, недалеко была липецкая железная руда;
— в-четвёртых, местные жители уже имели достаточный опыт в постройке речных судов.

Пётр Великий прибыл в Воронеж 29 февраля 1696 года с тем, чтобы лично руководить строительством военных кораблей. К его приезду в срочном порядке был приготовлен двор воронежского подьячего Игната Моторина, расположенного поблизости от корабельной верфи. Первое жильё царя в городе называлось «Государев шатёр», который стал главным органом военного кораблестроения и одновременно служил походной канцелярией правителя.

 

Активная деятельность молодого Петра уже к середине марта принесла свои плоды. В город с помощью саней доставлялись части разобранных галер, быстрыми темпами шла их сборка и спуск на воду. Помимо этого, дополнительно были приглашены из Австрии специалисты-инженеры. Второго апреля 1696 года были построены первые корабли — галеры «Принципиум», «Святой Матвей» и «Святой Марк». Эта дата считается днём основания русского регулярного военно-морского флота.

 

Галеры спускались на воду одна за другой, велась постройка двух больших кораблей. 26 апреля состоялось торжество по поводу окончания строительства 36-пушечного галеаса «Апостол Пётр». Однако корабль, как оказалось, не был готов полностью, и достраивали его уже в пути на Азов. Всего в Воронежском уезде и самом Воронеже ко второму азовскому походу было построено более 500 стругов, около 40 мореходных лодок и 130 плотов. Первый раз за всю историю города такое внушительное количество судов ушло вниз по течению.

Всего в 1696 году Пётр провёл в Воронеже чуть более двух месяцев. Основным итогом его деятельности в тот период стало невероятно быстрое строительство в городе первого в истории государства Российского военно-морского флота, с помощью которого России удалось овладеть турецкой крепостью Азовом и получить долгожданный выход в Азовское море.Азовский флот был создан всего за несколько месяцев. Его основу составляли двухмачтовые парусные галеры с несколькими пушками и экипажем до 250 человек. В конце апреля из города Воронежа на Азовскую крепость вышли русские войска под командованием воеводы Шеина, а через несколько дней — галерная флотилия, которой руководил сам царь Пётр I. Будучи командиром галеры «Принципиум», государь совершил плавание с флотилией, возглавляемой адмиралом Лефортом, принимал активное участие в осаде вражеской турецкой крепости. После взятия Азова государь вышел в море на гребных судах и определил место для порта и гавани Таганрога.

 

Царь Петр I приказал собрать к Воронежу на строительство кораблей более 20 тысяч крестьян и мелких служилых людей из окрестных городов и сел. Сам царь и дворяне, руководившие постройкой кораблей, жестоко обращались со строителями-крестьянами. Многие крестьяне бежали в леса. Пойманных возвращали на верфи, били батогами (палками) и кнутом.

 

К весне 1696 года в Воронеже были готовы два больших военных корабля и несколько десятков мелких. Русская армия вновь направилась к Азову. На этот раз русский флот отрезал осажденную крепость от моря. Турецкие корабли не смогли помочь Азову. Они не решились вступить в бой с молодым русским флотом. Азов был взят, Россия получила выход к морю.

 

Через несколько лет началась длительная война России со Швецией (Северная война). Петр I стал создавать флот и на Балтийском море, но колыбелью русского военного флота по  праву  считается  Воронежский  край.

Строительство парусных военных кораблей велось в Воронежском крае 15 лет (1696—1711 гг.). Были устроены  новые верфи. Одна из них находилась у села Таврова близ устья реки Воронежа, другая — у нового города Павловска, там, где в Дон впадает река Осередь.

 

Наиболее известные корабли построенные в Воронеже:

 

"Гото Предестинация"

27533efe8968ed88f1c30b81cb373654.jpg

"Ластка"

 bc48aac398f2e1259fda6788507d0f13.jpeg

 

"Скорпион"

 95c719fedb7e94f4a7ba6fdf52131657.jpeg

 

"Сулица"

 8195effd37e8a142ebda5fb3ac6ed139.jpeg\

 

"Черепаха"

 e1bcf5a2fda493d29030b620aa329bb3.jpeg

 

"Шпага"

60caa7d0456bfd6d7fb9e8574a2728db.jpeg

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

в ИСТОЧНИКЕ еще фото размещены, у вас нет их

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
23 публикации
3 боя

эх родной город,жаль что сейчас уже ничего нет от былого величия судостроения...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
140 публикаций
96 боёв

эх родной город,жаль что сейчас уже ничего нет от былого величия судостроения...

Привет земеля =). Зато когда WG начнет Космос осваивать наш Буран топом будет =)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
140 публикаций
96 боёв

перенесенов в топик

Изменено пользователем SmellyRat

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
154 публикации
539 боёв

Закинул бы их в первый пост ... 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
171 публикация

Воронеж - родина моя.  Узнал немного истории о родном городе.

 

ИзображениеNavrock (29 Янв 2014 - 17:36) писал:

Закинул бы их в первый пост ... 

 

Хорошая статья.  Закинь в 1 пост правда

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×