Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
sniper1506

Сторожевые корабли (корветы) проекта 20380 - "СТЕРЕГУЩИЙ"

В этой теме 133 комментария

Рекомендуемые комментарии

1
[STERN] sniper1506
161 публикация
5 958 боёв

Всем привет, дорогие друзья!

 

В этой теме я хочу  рассказать про сторожевые корабли (корветы) проекта 20380 - "СТЕРЕГУЩИЙ" .

 

"СТЕРЕГУЩИЙ"

 

cff5812b3a0a.jpg

 

Многоцелевой сторожевой корабль пр.20380 ближней морской зоны (корвет) "Стерегущий" (экспортная модификация "Тигр") предназначен для действий в ближней морской зоне государства и ведения борьбы с надводными кораблями и подводными лодками противника, а также для артиллерийской поддержки морского десанта в ходе морских десантных операций путем нанесение ракетно-артиллерийских ударов по кораблям и судам в море и базах, патрулирования зоны ответственности с целью блокады.

 

История

Его создание было обусловлено определенными трудностями, связанными с реализацией пр.12441 (головной корабль Новик", заложен в 1997 г. на верфях судостроительного завода "Янтарь"). В связи с этим, после проведенного конкурса, в котором победило ФГУП ЦМКБ "Алмаз", командование ВМФ приняло решение начать строительство более простого и дешевого типа кораблей – корветов пр.20380. 

Непосредственное строительство корвета осуществляло ОАО судостроительный завод "Северная верфь" (ОАО ССЗ "Северная верфь") в г.Санкт-Петербурге. Первый (головной в серии) корабль пр.20380 "Стерегущий" был заложен в декабре 2001 г. (в 2006 г. спущен на воду, в 2007 г. прошел государственные испытания, в феврале 2008 г. вошел в боевой состав соединения надводных кораблей Ленинградской военно-морской базы Балтийского флота России), второй ("Сообразительный") и третий ("Бойкий") в 2003 г. и в 2005 г. соответственно. 

В создании корвета пр.20380 участвовало более 70 российских научно-исследовательских, проектных и промышленных предприятий (в т.ч. "Аврора", Коломенский завод, Средне-Невский судостроительный завод, ЦНИИ имени Крылова и др.). При этом был внедрен 21 патент и выдано 14 свидетельств о регистрации программ для ЭВМ.

 

deb415155536.jpg

 

d318c7fd8548.jpg

 

443d2f3cfd95.jpg

 

Конструкция

Корпус корвета "Стерегущий" является принципиально новым по конструктивному исполнению и отличается от общепринятых, является одной из главных особенностей корвета и отечественным "ноу-хау".

Корабль имеет стальной гладкопапубный корпус и надстройку от борта до борта из многослойного стеклопластика. Корпус и надстройка выполнена с учетом требований технологии "стелс". Новые обводы подводной части корпуса позволили снизить сопротивление воды при движении корабля на скорости около 30 узлов примерно на 25% и, одновременно, потребную мощность его главной энергетической установки (ГЭУ). В результате появилась возможность использовать менее мощную и более легкую ГЭУ, что привело к освобождению 15-18% водоизмещения, которое может быть использовано для увеличения боевой нагрузки. При сохранении неизменным массы вооружения и ГЭУ за счет уменьшения сопротивления движению корабля на 1,5-2 узла увеличивается скорость его полного хода.

3106b26fa227.jpg


Улучшенная мореходность корвета пр.20380, по сравнению с мореходностью кораблей такого же водоизмещения, при равных ограничениях по продольной качке позволяет применять его вооружение при волнении моря силой до 5 баллов (на 1,5-2 балла больше аналогичных кораблей), что особенно важно при базировании на корабле вертолёта. В кормовой части корвета, впервые для кораблей такого водоизмещения, размещен противолодочный вертолет типа Ка-27 с ангаром, взлетно-посадочной площадкой и значительный (до 20 т) запас топлива для него. 

В целом от имеющихся на вооружении противолодочных кораблей корвет "Стерегущий" отличается многофункциональностью, компактностью, малозаметностью, высоким уровнем автоматизации систем. При скорости экономического хода 14 узлов (максимальная 27 узлов) дальность автономного плавания корвета достигает 4 тыс. морских миль. Экипаж корабля с группой обслуживания вертолета составляет 100 человек. Модульный принцип строительства корвета "Стерегущий" снижает производственные затраты и обеспечивает высокий модернизационный потенциал в течение 30 лет его жизненного цикла.

 

Двигательная установка

ГЭУ корвета представляет собой двухвальную дизельную установку в составе 4 двигателей типа 16Д49, работающих через суммирующие реверсивные редукторы на два винта фиксированного шага.
 

f7285240618e.jpg

 

Защита

Особое внимание в новом корвете уделено его защите и повышению живучести за счет широкого использования технологий "стелс". На всех вариантах корвета пр.20380 реализованы новейшие достижения по снижению его заметности в радиолокационном и инфракрасном диапазонах на основе архитектурных особенностей в сочетании со специальными покрытиями, встроенным в корпус ракетным вооружением и антенными постами, использованием материалов с высокими радиопоглощающими свойствами, локальной защитой отдельных элементов корпуса, вооружения и технических средств, оказывающих решающее влияние на формирование физических полей верхней полусферы корабля. Средняя круговая эффективная поверхность рассеивания (ЭПР) корвета снижена примерно в 3 раза, что снижает вероятность наведения на него противокорабельных крылатых ракет (ПКР) с 0,5 до 0,1. 

Кроме того, на кораблях всех вариантов пр.20380 предусмотрен комплекс мероприятий по обеспечению боевой и эксплуатационной живучести, в т.ч. по взрывопожаробезопасности, конструктивной защите от воздействия оружия противника и другие меры.

 

Вооружение

 

Корабль оснащен сложной технической системой вооружения в составе комплексов ударного, противовоздушного и противолодочного оружия, боевого управления, обнаружения, целеуказания, связи и защиты. 

Основу вооружения корвета составляет противокорабельный ракетный комплекс "Уран" в составе двух четырехконтейнерных пусковых установок (8 ПКР Х-35). Для противовоздушной обороны корабль оснащен боевым модулем ЗРАК типа "Кортик", ПЗРК "Игла" и двумя артиллерийскими комплексами АК-630М. Артиллерийское вооружение представлено новой 100-мм артустановкой АК-190 (боезапас 332 снаряда). Торпедное вооружение представлено двумя четырехтрубными 330-мм торпедными аппаратами "Пакет", которые могут применять противолодочные торпеды и ракеты. Радиоэлектронное вооружение корабля, кроме БИУС "Сигма", включает гидроакустический комплекс типа "Заря" с антенной в носовой бульбе, гидроакустическую станицю с гтюкой протяженной буксируемой антенной и РЛС типа "Позитив-М". Для самообороны и защиты от пиратов на борту корабля могут быть установлены 2 тумбовые 14,5-мм пулеметные установки. Использование вооружения возможно при волнении моря силой до 5 баллов. 

c63152e10636.jpg

 


Модульный принцип строительства кораблей этого проекта позволяет при строительстве новых и модернизации существующих установить на них противокорабельные ракетные комплексы типа "Оникс" ("Яхонт") или "Клаб", а также корабельный ЗРК "Риф-М" коллективной обороны.

 

Модификации

 

пр.20380 (зав.№1001) - головной корабль проекта, СКР / корвет.

пр.20380 (серийные корабли) - серийные корабли проекта, отличаются составом вооружения, измененной надстройкой. В конструкции серийных кораблей проекта полностью реализованы требования ВМФ по вооружению, общекорабельным системам, комплексу связи, системам автоматики. В ходе реализации проекта значительно изменились конструкции корпуса и надстройки корабля.

пр.20380М / пр.20385 - ГРЕМЯЩИЙ -  усовершенствованная модификация пр.20380- увеличена до 16 ячеек ВПУ ЗРК "Редут", ударное ракетное вооружение в 8-ячеечном УКСК. Головной корабль - контракт на строительство №253/05/2/К/0546-06 подписан 27.03.2006 г. (на поставку корвета пр.20385 зав. №1005), корабль заложен 27.05.2011 г. В марте 2011 г. сообщалось, что заключен контракт на строительство 9-11 кораблей проекта. В некоторых западных источниках считается отдельным типом кораблей (GREMYASHCHY class).

пр.20380П / 20381 - пограничный СКР дальней морской зоны, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).

пр.20382 «Тигр» - экспортный вариант (по состоянию на 2011 г. не реализован). Упрощенные экспортные варианты систем вооружений, возможность установки вооружения и оборудования заказчика. В базовом варианте предлагается установка ВПУ с ПКР "Яхонт"  или "Калибр", ЗРПК "Каштан-М". В 2011 г. обсуждается возможность поставки в Алжир.

пр.20383 - пограничный СКР, нереализовнная модификация (по состоянию на 2011 г.).
 

af8d8d9fee22.jpg

 

dedd34fc8c6b.jpg

 

 

Характеристики корабля
 

 

  пр.20380 пр.20385
Длина 100 м / 111.6 м (по др.данным) 104.5 м
Длина по ватерлинии 90 м  
Ширина 13 м / 14 м (по др.данным) 13 м
Ширина по ватерлинии 11.1 м  
Осадка - 3.7 м (по килю)
- 7.8 / 7.95 м (габаритная по бульбу)
- около 8 м
Водоизмещение стандартное 1800 т  
Водоизмещение полное 2000 / 2200 / 2220 т (по разным данным) 2200 т
 



Оборудование
 

БИУ "Сигма-20380"
РЛС общего обнаружения воздушных и надводных целей и целеуказания "Фуркэ-2" разработки НИИРТ концерна ПВО "Алмаз-Антей"
Диапазон радиоволн - Е
РЛС целеуказания ПКР "Монумент-А" в радиопрозрачном обтекателе, совмещенном с конструкцией фок-мачты
Система целеуказания универсальная 5П-10 «Пума-02» с оптико-электронным визиром
РЛС целеуказания 2 х "Сандал-В"
Навигационные РЛС 1 х "Пал-Н"
2 х МР-231-2
Навигационный комплекс "Чардаш-20380"
система спутниковой навигации СН-3101
Аппаратура госопознавания 3 х "Пароль"
Комплекс РЭБ ТК-25-2
ГАК / ГАС ГАК "Заря-2" в носовом бульбе - производство ГАК осуществляет таганрогский завод "Прибой", опытный образец ГАК установлен на головном корабле пр.20380. Разработка ГАК велась в рамках ОКР "Заря-85" по госконтракту от 21.09.1987 г. (переподписан 23.09.1992 г.). Опытный образец ГАК "Заря-2" на СКР зав.№1001 был затоплен и выведен из строя в ходе опытной эксплуатации и по решению заказчика от 07.11.2008 г. восстанавливается в 2009-2010 г.г. с использованием стендового экспериментального образца ГАК силами таганрогского завода "Прибой". В 2009 г. проведен первый этап работ - проведено восстановление работоспособности основных режимов работы ГАК «Заря-2» за счет замены затопленных приборов, блоков и узлов опытного образца на аналогичные устройства из состава стендового образца изделия «Заря-2» и ЗИП-О для обеспечения решения заказом зав.№1001 основных задач с временным снижением отдельных тактико-технических характеристик по согласованному с НИЦ РЭВ ВМФ и командиром заказа перечню. Второй этап: восстановлены демонтированные с заказа зав. №1001 приборы, блоки ЗИП-О  ГАК «Заря-2» в условиях завода-изготовителя (ОАО «Таганрогский завод «Прибой»), доставлены и установлены на заказе зав. №1001. Окончание работ в 2011 г. В период с апреля по июнь 2010 г. проведены межведомственные испытания доработанного ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» в составе стендового образца изделия «Заря-2» в соответствии с «План- графиком доработки ЦВК изделия «Заря-2» на отечественных ЭВМ «Эльбрус-90» по результатам первого этапа испытаний подсистем СВС», утвержденным Решением в/ч 31.03.2008г. №253/10/1742. Доработанный ЦВК опытного образца изделия «Заря-2» доставлен и установлен на заказе зав.№1001 для проведения предварительных (контрольных) испытаний в 2011 г. Ведутся настроечные работы. Для серийного корабля зав.№1002 ГАК изготовлен по конструкторской документации опытного образца и поставлен на ССЗ "Северная верфь" в 2010 г. по договору от 23.11.2005 г.

Буксируемая ГАС с ГПБА "Виньетка-М" (зав.№1001 - "Минотавр-М")

Опускаемая ГАС "Анапа" / "Анапа-М"
Комплекс связи "Рубероид"
Прочее для радионавигации вертолета на крыше ангара смонтированы антенные посты приводной станции ОСПВ-20380
 
b8b38f5668c6.jpg
 
Итог

 Как и положено новому проекту, корабль встретил на своем пути немало критики. Пожалуй, выпады в адрес недостаточно большой дальности плавания вызваны отсутствием ранее самого класса корветов на вооружении ВМФ России. Скептикам следует признать, что задачи, стоящие перед флотом, изменились, и в наши дни иметь несколько десятков корветов более актуально, чем несколько океанских эсминцев.
Обсуждения возникали по поводу состава вооружения корабля, его защищенности и живучести, однако эти качества также сложно рассматривать в отрыве от тактических схем, характерных именно для класса корветов.
За несколько лет службы на «Стерегущем» дважды возникали неполадки в главной энергетической установке, что послужило поводом для сравнения дизель-дизельного агрегата с газотурбинными двигателями, более надежными и легкими, но несопоставимо более дорогими.
На момент выхода этого материала в печать «Бойкий» мог быть уже в строю, если бы не неполадки со 100-мм артиллерийской установкой «Универсал», которая отказалась работать в штатном режиме не только на проекте 20380, но и на индийских фрегатах российского производства Talwar, Trishul и Tabar.
Однако главное преимущество кораблей типа «Стерегущий» – гибкость. Дизели могут быть доработаны, артустановка заменена, но корабли не останутся на стапеле и не превратятся в недострой. «Ни один корабль не повторяет предыдущий, – подтверждает Юрий Александров. – “Сообразительный” во многом отличался от “Стерегущего”, “Бойкий” также выглядит несколько по-другому». Именно гибкость, доступность, серийность и в перспективе массовость говорят о том, что проект 20380 – это большой успех российского флота.

 

 

Источники

 

Всем спасибо за внимание.

 

 

Изменено пользователем sniper1506

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[STERN] sniper1506
161 публикация
5 958 боёв
342c0030d7c6.jpg

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 748
Dilandualb
6 540 публикаций
4 968 боёв

В существующей версии корвет недовооружен.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[STERN] sniper1506
161 публикация
5 958 боёв

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
171 публикация
2 111 боёв

Тему выбрал замечательную, сам думал про этот проект написать, молодец обогнал + поставлю!

Думаю много будет споров про этот корвет, противоречий в нем сотни.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
617 публикаций
143 боя

Кому интересно, фотообзор Стерегущего

снимал 5 лет назад в Питере после Дня ВМФ

http://walkarounds.scalemodels.ru/v/walkarounds/ships/steregushchy/

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[STERN] sniper1506
161 публикация
5 958 боёв

Тему выбрал замечательную, сам думал про этот проект написать, молодец обогнал + поставлю!

Думаю много будет споров про этот корвет, противоречий в нем сотни.

ну извини:teethhappy: а так спасибо=)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
171 публикация
2 111 боёв

Не большой совет, допиши про модификацию 20385, она наиболее интересна, так сказать работа над ошибками. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 651 публикация
3 118 боёв

Прерву череду похвал и выскажу свое мнение. Машина конечно интересная, но в статье я не обнаружил ни одного слова о недостатках. Это свойственно текстам РУ Вики про русские машины. Все таки давайте смотреть более обьективно, поэтому прошу автора доработать в статье этот момент...  Оформление на мой вкус ниочинь, но опять же на мой вкус (смутили шрифты и беспорядочный спойлеры). Но в целом -плюс, ибо почва для обсуждений есть, а значит и тема есть!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
617 публикаций
143 боя

Неплохо бы еще в начале темы описать все 3 построенных корвета и 5 строящихся

С табличкой по заводу, номерам, срокам закладки-спуска-вступления в строй

Ну и про текущее состояние строящихся кораблей

Тема то вроде про проект, а не про конкретно корабль

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
171 публикация
2 111 боёв

Прерву череду похвал и выскажу свое мнение. Машина конечно интересная, но в статье я не обнаружил ни одного слова о недостатках. Это свойственно текстам РУ Вики про русские машины. Все таки давайте смотреть более обьективно, поэтому прошу автора доработать в статье этот момент...  Оформление на мой вкус ниочинь, но опять же на мой вкус (смутили шрифты и беспорядочный спойлеры). Но в целом -плюс, ибо почва для обсуждений есть, а значит и тема есть!

Я корабль не хвалил, даже напротив, а за тему плюс поставил, потому что интересная. Поэтому давайте обсуждать и общаться, а может и спорить.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
239 публикаций
3 боя

Хорошая тема!+



Корабль чисто дизельный, не могу представить что это оптимально.



 


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
45 публикаций

Не плохое вооружние 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
171 публикация
2 111 боёв

Не плохое вооружние 

Наибольшей критики как раз подвергается вооружение этого корвета, из-за этого как раз и пытаются разработать новую версию проект 20385

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
593 публикации
190 боёв

неплохо было изменить цвет шрифта 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
690 публикаций
3 306 боёв

Хорошая тема!+

Корабль чисто дизельный, не могу представить что это оптимально.

 

Дизельные двигатели - это как раз хорошо. Экономичны, просты в ремонте.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
130
ivviko
496 публикаций
132 боя

Отличная тема. +

А этот проект только дизельный? Другие варианты рассматриваются?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[STERN] sniper1506
161 публикация
5 958 боёв

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[STERN] sniper1506
161 публикация
5 958 боёв

КОРВЕТ «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385 

Проект 20385 (20380М) разработан Центральным морским конструкторским бюро "Алмаз" на базе уже находящихся в составе флота серийных кораблей типа "Стерегущий" проекта 20380 с учетом современных требований и опыта эксплуатации. От предшественников новый корабль отличается увеличенным до 2200 тонн водоизмещением и размерами. Длина его составит 105 метров, ширина - 13 метров, осадка - около 8 метров. 

Боевая мощь модернизированного корабля существенно повышена введением в состав вооружения нового универсального ракетного комплекса "Калибр-НК" (взамен противокорабельного комплекса "Уран") с унифицированной 8-ячеечной пусковой установкой под несколько типов ракет - противокорабельных и для стрельбы по береговым целям. Зенитное вооружение корвета усилено зенитным ракетным комплексом "Редут" с ЗУР 9М96 и 9М100 (боекомплект от 16 до 64 ракет). Артиллерийское вооружение - 100-мм артиллерийская установка А190-01, два 30-мм автомата АК-630М, противолодочное - комплекс "Пакет". На корабле обеспечивается базирование противолодочного вертолета Ка-27ПЛ. 

Важная особенность нового корабля - наличие так называемой "оптронной мачты", которая включает радиолокационные комплексы и системы различного назначения, значительно повышая возможности корвета по обнаружению и сопровождению морских и воздушных целей противника, их поражению. В частности, мачта позволила отказаться от отдельного антенного поста РЛС управления артиллерийским огнем "Пума". Значительно усовершенствована главная энергетическая установка, дизель-дизельный агрегат ДДА12000 будет заменен на установку фирмы MTU.

 
f23c07ffb5c4.jpg
 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[STERN] sniper1506
161 публикация
5 958 боёв

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×