Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
zxxx_Puma_xxxz

Этот день в истории. 23 сентября.

В этой теме 4 комментария

Рекомендуемые комментарии

1 468
[NG-F] zxxx_Puma_xxxz
10 963 публикации
8 846 боёв

Доброго дня всем форумчанам.

Сразу предупреждаю - много букв, поэтому, кто не любит читать и не любит историю - лучше сразу закройте страничку.

 

Сегодня 23 сентября 2016 года.

День, который много интересных событий привнес в историю, но мало кто знает, что это были за события. Давайте попробуем заполнить этот пробел и вспомним, что происходило 23 сентября в разные года.

 

1. 1803 год.  Сражение при Асаи.

     Сражение при Асаи (так же Ассаи или Ассайе англ. The Battle of Assaye) — решающее сражение второй англо-маратхской войны, в котором армия Британской Ост-Индской кампании разбила армию империи Маратхов. Сражение произошло 23 сентября 1803 года у местечка Асаи в Западной Индии. Небольшая индийско-британская армия под командованием генерал-майора Артура Уэлсли (будущего герцога Веллингтона) нанесла поражение объединённой армии Даулат Рао Шинде и раджи Берара. Сражение стало первой победой в карьере Веллингтона и впоследствии было признано его крупнейшим достижением на поле боя.

    С августа 1803 года армия Уэлсли и отдельный отряд полковника Джеймса Стивенсона преследовали кавалерийскую армию империи Маратха, которая пыталась прорваться на юг в Хайдарабад. После нескольких недель преследования Даулат Рао Шинде усилил свою армию пехотой, обученной по европейскому образцу и артиллерией. 21 сентября Уэлсли узнал от разведки о местонахождении лагеря противника и разработал план наступления. Две его армии должны были с двух сторон подойти к позициям армии Маратха. Этот план осуществить не удалось; армия Уэлсли встретила армию противника на 10 километров южнее, чем ожидала. Несмотря на неравенство сил, Уэлсли решил атаковать. Артиллерия нанесла серьёзный урон армии Уилсли, но кавалерия Маратха оказалась неэффективной. Совместным ударом пехоты и кавалерии британцы сумели опрокинуть противника и заставили его отступить, бросив почти все орудия. Победители, однако, оказались слишком утомлены боем, чтобы организовать преследование.

    Победа Уэлсли при Асаи, вместе с предшествовавшим ей захватом Ахмеднагара и последующими победами при Аргаоне и при Гавилгхуре привели к полному разгрому Шинде и Берара в Декане. Успехи Уэсли в Декане вместе с удачной кампанией генерала Джерарда Лейка в Северной Индии сделали Британию доминирующей силой во внутренней Индии.

    В начале XIX века началась гражданская война между двумя основными политическими силами империи Маратха: Яшвантом Рао I и Даулат Рао Шинде. В сражении при Пуне в октябре 1802 года Яшвант разбил армию Шинде и Баджи-рао II, номинального правителя империи Маратха. Шинде бежал на север, а Баджи-Рао скрылся во владениях Ост-Индской кампании в Бассейне (Васаи). Он запросил помощи у кампании, обещая признать их покровительство в случае если его вернут к власти. Лорд Морнингтон, вице-губернатор Британской Индии, решил воспользоваться этой возможностью, чтобы распространить влияние кампании на территории империи Маратха, которую он считал последним препятствием для Британского господства на индийском полуострове. В декабре 1802 года был заключён Бассейнский договор, согласно которому Кампания обещала вернуть Баджи-Рао империю и разместить в Пуне постоянный гарнизон численностью 6 000 человек. Выполнение условий договора было поручено младшему брату лорда Морнингтона, Артуру Уэлсли, который в марте 1803 года выступил из Майсора в Пуну с отрядом в 15 000 солдат Кампании и 9 000 солдат союзного Хайдарабада. 20 апреля Уэлсли без сопротивления занял Пуну, и 13 мая Баджи-Рао был восстановлен на троне империи Маратхов.

    Бассейнский договор вызвал недовольство остальных вождей маратха, которые полагали, что система субсидиарных договоров есть ни что иное как вмешательства в их внутренние дела и могут привести к утрате независимости княжеств маратха. Они отказались признать власть Баджи-Рао. Ситуация обострилась, когда в мае Яшвант Рао I совершил набег на Хайдерабад, утверждая, что правитель Хайдарабада должен ему денег. Морнингтон решил начать переговоры и отправил подполковника Джона Коллинза в лагерь Шинде с предложениями о союзном соглашении, но Шинде уже вступил в союз с раджой Берара и начал стягивать войска к границе княжества Хайдарабад. Уэлсли взял в свои руки управление делами в центральной Индии в июне и потребовал от Шинде объяснений своим действиям и отвода войск, угрожая объявлением войны в случае отказа. После долгих переговоров Коллинз 3 августа сообщил Уэлсли, что Шинде отказался давать объяснения и отказался отводить армию. В ответ Уэлсли объявил войну Шинде и Берару «для защиты интересов британского правительства и его союзников».

13849aa2aaa5719c0dadf531338aa5f0.jpg

Ричард Колли, граф Морнингтон, генерал-губернатор Индии (1798—1805).

    Кампания начала наступление на Шинде и Берар с севера и юга. В это время Яшвант Рао I предпочёл остаться в стороне от конфликта, а князья Гаеквад решили признать протекторат Британии. На севере армия генерал-лейтенанта Джерарда вступила в земли империи маратха со стороны Канпура, нацеливаясь на армию Шинде, которой командовал французский наёмник Пьер Перрон. На юге армия Уэлсли начала наступление на армии Шинде и Берара, рассчитывая на быстрое наступление. Уэлсли полагал, что оборонительная тактика не даст результатов и только ослабит армию.

    Армия маратха в Декане состояла в основном из кавалерии, приспособленной к быстрым манёврам. Уэлсли решил, что только при помощи отдельного отряда полковника Стивенсона он сможет загнать противника на такую позицию, где тот не сможет избежать генерального сражения. Стивенсон выступил из Хайдарабада к Джафрабаду с армией в 10 000 человек, чтобы отрезать противнику путь отступления на восток. Сам Уэлсли выступил из лагеря на реке Годовари 8 августа с армией в 13 500 человек и направился к основному укреплению Шинде — форту Ахмеднагар. Его отряд состоял в основном из майсорских отрядов Кампании: пяти батальонов сипаев и трёх эскадронов мадрасской туземной кавалерии. Европейский контингент был предоставлен британской армией и включал 19-й лёгкий драгунский полк, два батальона шотландской пехоты из 74-го и 78-го полков. Иррегулярная лёгкая кавалерия была предоставлена союзными майсорскими и маратхскими вождями.

    Армия Уэлсли совершила 11-километровый марш и в тот же день, 8 августа, вышла к Ахмеднагару. Город имел стены и в нём стоял гарнизон из 1000 арабских наёмников при 60 орудиях и один из пехотных батальонов Шинде под командованием французских офицеров. Уэлсли сходу бросил армию на штурм города, и Ахмеднагар был взят быстро и практически без потерь. Городской форт продержался ещё 4 дня и сдался, когда британская артиллерия проломила брешь в стене. Теперь у британцев была надёжная база, поэтому Уэлсли оставил в городе гарнизон, а сам отправился дальше к Аурагабаду. По пути он оставлял охранные отряды у мостов и переправ для надёжности коммуникаций.

    Армия маратхов сумела проскочить мимо Стивенсона и двинулась к Хайдерабаду. Узнав об этом 30 августа, Уэлсли отправился на перехват, а Ствиенсон подошёл к городу Джална и взял его штурмом. Шинде узнал о планах Уэлсли и вернулся обратно на позицию к северу от Джалны. Понимая, что не сможет прорваться сквозь заслоны британской армии, он отменил рейд на Хайдарабад и стал стягивать пехоту и артиллерию в одно место. Вся армия маратхов насчитывала 50 000 человек. Её ядром были 10 800 регулярной пехоты, хорошо вооружённой и обученной европейскими офицерами. Эта пехота была сведена в три бригады под командованием европейских наёмников. Полковник Энтони Польманн, ганноверец и бывший сержант Ост-Индской кампании, командовал крупнейшей бригадой из 8-ми батальонов. Вторая бригада была предоставлена Бегум Самру, правительницей Сарданы, и ею командовал французский полковник Жан Салер. Третья бригада, трёхбатальонная, находилась под командованием голландского майора Джона Джеймса Дюпона. Кроме этой пехоты, армия маратха включала 10 000 или 20 000 иррегулярной пехоты Берара, 30—40 тысяч иррегулярной лёгкой кавалерии и около 100 орудий различного калибра вплоть до 18-фунтовых пушек.

857ce5d4882f0356983e1ac471a8416f.jpg

Уэлсли в Индии, в форме генерал-майора, 1804 г.

    После нескольких недель преследования армии Маратха Уэлсли и Стивенсон встретились 21 сентября в Баднапуре, где узнали, что армия противника находится в Боркардане, в 48 километрах к северу. Было решено, что армии выступят по двум дорогам: Уэлсли по восточной, а Стивенсон по западной, и 24 сентября они встретятся в Боркардане. Днём 22 сентября армия Уэлсли вышла к Поги и встала там лагерем. На рассвете 23 сентября Уэлсли свернул лагерь и к полудню прошёл 23 километра до Наулняха, городка в 19 километрах южнее Боркардана. Здесь он решил сделать привал перед совместной со Стивенсоном атакой 24-го числа. Неожиданно пришли сообщения, что армия Маратха стоит не в Боркардане, а всего в 8 километрах севернее, но их кавалерия уже выступила навстречу британцам.

    В 13:00 Уэлсли отправился с небольшим кавалерийским эскортом на разведку, а его армия двинулась следом кроме одного батальона сипаев, который был оставлен для охраны обоза. Всего в распоряжении Уэлсли было 4 500 человек, 5 000 майсорской кавалерии и 17 орудий. Вожди Маратха знали о его приближении и разместили свою армию на сильной позиции за рекой Каилна. И Шиндия и раджа Берара не предполагали, что Уэлслди с его небольшой армией решится их атаковать, поэтому с утра покинули войска. Командование было поручено Польману. Уэлсли был удивлён, увидев, что имеет дело с объединённой армией Маратха. И всё же он решил атаковать, боясь, что если он станет дожидаться Стивенсона, то индусы ускользнут. Он был так же уверен, что иррегулярная пехота маратхов не выстоит против регулярных войск, и только от регулярной пехоты Шинде стоит ожидать серьезного сопротивления.

    Польманн свернул лагерь и развернул свои пехотные батальоны в линию фронтом на юг на обрывистом берегу реки Каилна и установил артиллерию перед фронтом. Кавалерию маратха он разместил на правом фланге, а иррегулярную кавалерию Берара поставил в тылу в Асаи. Единственная заметная переправа через реки находилась как раз перед фронтом его позиции. План Польманна состоял в том, чтобы подвести противника под свои орудия, а затем бросить кавалерию ему в тыл. Уэлсли быстро понял, что фронтальная атака такой позиции бессмысленна, однако проводники уверили его, что другого брода через Каилну не существует. Уэлсли лично отправился на рекогносцировку и обнаружил две деревни на берегу реки, Пипулгаон и Варур, на разных берегах реки правее позиций маратхов. Он решил, что между двумя деревнями обязательно будет брод и отправил капитана Джона Джонсона найти его. Брод был действительно найден, и Уэлсли повёл к нему армию, намереваясь выйти на левый фланг Польмана.

    Около 15:00 британская армия перешла на северный берег Каилны. Армия маратха не препятствовала ему, и только артиллерия вела огонь по переправе. Он был неточен и неэффективен, хотя во время этого обстрела оторвало голову адъютанту генерала Уэлсли. За рекой шести батальонам было приказано развернуться в две линии, а кавалерии занять третью линию в качестве резерва. Союзной кавалерии было приказано остаться на южной стороне реки чтобы прикрывать тыл. Очень скоро Польманн понял намерения Уэлсли и стал разворачивать свою армию на 90 градусов влево. Его новый фронт протянулся на 1, 6 километра, упираясь правым флангом в Каилну. Его фланги были надёжно прикрыты, но зато позиция не позволяла ему бросить в бой всю свою армию сразу.

    Армия Маратха перестроилась гораздо быстрее, чем Уэлсли предполагал, поэтому ему пришлось растянуть свой фронт, чтобы Польманн не обошёл его фланг. Батальон 74-го Горского на правом фланге первой и второй линии получил приказ сместиться вправо. Уэлсли решил оттеснить противника от орудий, а затем атаковать в основном левым флангом, прижать противника к реке и довершить дело атакой кавалерии.

    Пока британская армия разворачивалась, артиллерия Маратха усиливала огонь. Британская артиллерия открыла контрбатарейный огонь, но не смогла противостоять мощной артиллерии маратхов и была быстро подавлена. После этого индийская артиллерия переключилась на британскую пехоту, открыв огонь картечью, шрапнелью и ядрами. Потери британцев начали расти. Уэлсли решил, что единственный способ нейтрализовать артиллерию и выйти из зоны обстрела — это прямая атака. Он приказал оставить орудия, примкнуть штыки и двинуться вперёд.

    Артиллерия Маратха пробивала бреши в пехотных линиях, но пехота держала строй смыкая ряды. 78-й Горский первым прорвался к вражеской позиции на левом фланге у реки. Они остановились в 46 метрах от орудий и дли мушкетный залп, а потом бросились в штыковую атаку. Мадраская пехота праве 78-го атаковала чуть позже, но в том же духе. Правый фланг армии маратхов сразу же дрогнул и стал отходить. Офицера мадрасских батальонов в какой-то момент утратили контроль над сипаями, воодушевлёнными успехом, и те увлеклись преследованием. Кавалерия маратха пыталась их атаковать, но была остановлена 78-м полком, который сохранил полный порядок в своих рядах.

72adc6951e7134fb24ec1dce65ab5f08.jpg

Мадраская пехота штурмует орудия.

    Между тем на правом фланге британской армии начались проблемы. Подполковник Уильям Оррок, командир пикетного отряда, неверно понял приказы и продолжил наступление с уклоном вправо от основной линии атаки. Майор Самуэль Суинтон и 74-й полк следовали за ним и в итоге два батальона уклонились в сторону от основной линии и попали под сильный огонь артиллерии из Асаи. Батальоны начали приходить в беспорядок, и при виде этого Польманн приказал оставшимся боеспособным частям пехоты атаковать. Пикетный отряд сразу был разбит, но части 74-го полка сформировали каре и удержались на позиции. Уэлсли понял, что разгром правого крыла откроет его линию для фланговой атаки, поэтому велел отряду кавалерии под командованием полковника Патрика Максвелла (19-й легкодрагунский и части 4-го и 5-го полков мадрасской туземной кавалерии) вмешаться. Кавалерию вышла к позиции 74-го полка, врубилась в толпы атакующих его врагов и обратила их в бегство. Максвелл не остановился на этом, а бросился на орудия и пехоту левого крыла армии маратха, отбросив их к реке и за реку.

     В это время артиллеристы маратха, которые притворились мёртвыми в тот момент когда британская пехота проходила через их позиции, теперь снова встали к орудиям и открыли огонь в тыл 74-му полку и мадрасской пехоте. Уэлсли приказал четырём батальонам сипаев перестроиться и разобраться с кавалерией и пехотой с фронта, а 78-й полк отправил назад, чтобы обратно отбить орудия. Сам же он вернулся к 7-му полку мадрасской туземной кавалерии, который стоял в тылу, и повёл его в атаку на орудия с противоположной стороны. Орудия были отбиты и на этот раз англичане убедились, что у орудий остались только мёртвые.

    Но пока Уэлсли отвлекался на орудия, Польманн навёл порядок в рядах пехоты и построил их полукольцом, спиной к реке, упираясь левым флангом в село Асаи. Но на этот раз армия стояла совсем без орудий, а их кавалерия предпочла держаться на расстоянии от поля боя. Это были в основном легковооруженные пиндари, которые обычно использовались для преследования бегущих или нападений на обозы. Они не умели атаковать пехотные построения или тяжеловооружённую кавалерию, поэтому так и не приняли участия в сражении.

    Когда с артиллерией было покончено, Уэлсли переключил своё внимание на пехоту Польманна. Максвелл в это время привёл в порядок кавалерию, и Уэлсли приказал ему атаковать левый фланг противника, а пехоте, построенной в одну линию, велел атаковать центр и правый фланг. Кавалерия пошла в атаку, но попала под картечный залп, которым сразу же был убит сам Максвелл. Это остановило кавалерию в последний момент. Но пехота Польманна, уже деморализованная, не стала дожидаться атаки центра, а сразу начала отходить за реку. Историки маратха потом писали, что пехота отступала в порядке и срого следуя приказам, британцы же утверждали, что они бежали в беспорядке и панике. Около 18:00 отряды Берара, размещённые в Асаи, покинули село и ушли на север. За ними ушла и кавалерия маратха. Армия Уэлсли уже была не в состоянии их преследовать, а туземная кавалерия отказалась действовать без поддержки британской и мадрасской, хотя весь бой простояла в тылу и не понесла потерь.

    Армия Бртании и ост-Индской кампании потеряли 428 человек убитыми, 1138 ранеными и 18 пропавшими без вести, всего 1584 человека, примерно треть всех задействованных в бою. 74-й Горский из своих 500 человек потерял 10 офицеров убитыми, 7 ранеными, 124 рядовых убитыми и 270 ранеными. Пикетная линия потеряля всех офицеров кроме командира, подполковника Уильяма Оррока, и в ней осталось всего 75 человек. Из 10 штабных офицеров было ранено 8 и потеряно много лошадей, в том числе две лошади генерала Уэлсли. Труднее подсчитать потери армии маратха. Отчёты британских офицеров говорят о 1200 убитых и ещё большем количестве раненых, но подсчёты современных историков показывают, что было потеряно около 6 000 убитыми и ранеными. Маратхи потеряли 7 знамён, запасы боеприпасов и 98 орудий, который были впоследствии взяты на вооружение в армию Ост-Индской Кампании. Армия Шинде и Берара не была уничтожена, как боеспособная сила, однако несколько батальонов регулярной пехоты были разбиты. Была уничтожена и их командная структура: многие европейские офицеры сдались в плен, в том числе полковник Польманн и майор Дюпон. Некоторые другие дезертировали и потом поступили на службу к другим индийским вождям.

    Грохот орудий при Ассайе был услышан Стивенсоном в 16 километрах западнее, который сразу же свернул свой лагерь, надеясь успеть принять участие в сражении. Однако, из-за ошибки проводника он сперва пришёл в Боркардан, а на поле боя успел только вечером 24 сентября. Он остался вместе с Уэлсли, чтобы помочь разобраться с ранеными, а 26 сентября отправился вслед за армией Маратха. Уэлсли остался на юге. Он организовал госпиталь в Аджанте и стал ждать подкреплений из Пуны. Через два месяца он соединился со Стивенсоном и разбил армию Шинде и Берара в сражении при Аргаоне, а затем взял штурмом крепость Гавилгхур в Бераре. Эти победы, вместе с успехами генерала Лейка, заставили вождей Маратха начать переговоры о мире.

    Уэлсли впоследствии говорил Стивенсону: «Не хотел бы я ещё раз видеть такие потери, как 23 сентября, даже ради такой же победы». И много позже он говорил, что сражение при Асаи было «самым кровавым из всех, что я видел». Подполковник Томас Манро, коллектор кампании в Майсоре, осуждал Уэлсли за высокие потери и спрашивал его, почему он не дождался Стивенсона. Он писал Уэлсли: «Не хочется думать, что вы сделали это потому, что победа малым числом приносит больше славы». Уэлсли ответил, что его мотивы были совершенно иные; он был вынужден действовать так из-за просчётов разведки, которая неверно передала ему расположение армии противника.

    Сражение при Асаи стало первой крупной победой молодого Уэлсли (ему было тогда 34 года), и, несмотря на переживания по поводу потерь, он всегда помнил и ценил её. После ухода в отставку Уэлсли, более известный как герцог Веллингтон, считал Асаи лучшим из всего, чего он достиг, даже с учётом последующих побед.

 

2. 1846 год.  Немецкий астроном Иоганн Готтфрид Галле из Берлинской обсерватории, руководствуясь указаниями У.Леверье, обнаружил Нептун.

     Откры́тие Непту́на — обнаружение восьмой планеты Солнечной системы, одно из важнейших астрономических открытий XIX века, сделанное благодаря предварительным вычислениям (согласно фразе Д. Араго, ставшей крылатой — «планета, открытая на кончике пера»). Нептун был открыт в Берлинской обсерватории 24 сентября 1846 года И. Галле и его помощником д’Арре на основании расчётов У. Леверье. Независимо от Леверье аналогичные расчёты для поисков заурановой планеты произвёл Д. К. Адамс. Обнаружению восьмой планеты предшествовала длительная история исследований и поисков.

87a7a5dd136d637d83095925f212052d.jpg

Новая Берлинская обсерватория на Унтер-ден-Линден, где вели наблюдения Галле и д’Арре.

    Есть свидетельства, что Нептун фактически наблюдался астрономами и ранее, до официального открытия в 1846 году.

    Поскольку Нептун невидим с Земли невооружённым глазом (его видимая звёздная величина составляет порядка 7,7), первые наблюдения Нептуна были возможны только после изобретения телескопа. Считается, что ещё Галилео Галилей наблюдал Нептун 28 декабря 1612 года и 29 января 1613 года. Но в обоих случаях Галилей принял планету за неподвижную звезду в соединении с Юпитером на ночном небе, и нет никаких свидетельств, что Галилей воспринял замеченный Нептун как новое, ранее неизвестное светило.

    Английский астроном Джон Гершель в своём письме 1846 года к В. Я. Струве отметил, что фактически наблюдал Нептун 14 июля 1830 года и, хотя его телескоп был достаточно мощным, чтобы рассмотреть диск Нептуна, он в то время ошибочно счёл наблюдаемый объект звездой.

    В 1847 году, уже после открытия Нептуна и расчёта характеристик его орбиты, американский астроном Сирс Уолкер из Военно-морской обсерватории США, исследуя архивные записи, обнаружил, что 8 и 10 мая 1795 года французским астрономом Лаландом из Парижской обсерватории наблюдалась звезда, находившаяся в том самом месте, где должен был находиться Нептун. Обнаружение этих записей положения Нептуна в 1795 году способствовало более точному расчёту орбиты планеты.

    Вскоре после открытия Урана в 1781 году У. Гершелем в движении этой планеты стали выявляться непонятные аномалии — она то «отставала» от расчётного положения, то опережала его. Русский астроном академик Андрей Лексель, доказавший, что открытый Гершелем объект — планета, обратил внимание на аномалии движения Урана ещё в 1783 году. Изучив особенности движения планеты, Лексель предположил, что на Уран воздействует притяжение неизвестного космического тела, орбита которого расположена ещё дальше от Солнца. Но после смерти Лекселя в 1784 году его идея оставалась вне поля зрения научного сообщества на протяжении десятилетий.

896bee99dff7516beb56eacaa14e01a7.png

Гипотетическая внешняя планета оказывает гравитационное воздействие на орбиту Урана, в положении a ускоряя его движение, а в положении b — замедляя. На рисунке Уран ближе к Солнцу и обращается по часовой стрелке.

    «Проблема Урана» вновь обрела актуальность в 20-х годах XIX века. В 1821 году французский астроном Алексис Бувар опубликовал таблицы положения Урана на много лет вперед. Но в течение последующих 10 лет данные непосредственных наблюдений Урана всё больше расходились с таблицами Бувара, что вызывало в научном сообществе необходимость объяснения этого феномена. В 1831—1832 годах были выдвинуты следующие гипотезы для объяснения непонятного «поведения» Урана:

    1. Уран в своем движении испытывает сопротивление газо-пылевой среды, которая заполняет межпланетное пространство. Это сопротивление и вызывает систематические отклонения от расчётной траектории, построенной без учета какого-либо сопротивления среды.

    2. Уран обладает не открытым ещё спутником, который вызывает наблюдаемые отклонения.

    3. Незадолго перед открытием Урана Гершелем произошло столкновение этой планеты или её сближение с кометой, резко изменившее орбиту Урана.

    4. Закон притяжения Ньютона не остается абсолютно справедливым на таких больших расстояниях от Солнца, на каком находится Уран, и далее.

    5. На движение Урана оказывает влияние ещё одна, до сих пор не открытая и не известная планета.

    Варианты 1—3 были отвергнуты астрономическим сообществом практически сразу, в отношении варианта 4 большинство астрономов испытывало серьёзный скептицизм. Таким образом, наиболее вероятной оставалась гипотеза № 5.

    В ряде источников первым человеком, предположившим существование заурановой планеты, называется английский астроном Томас Хасси, хотя Хасси высказал это предположение более чем через 40 лет после А. И. Лекселя. После публикации таблиц Бувара, Хасси на основе собственных наблюдений обнаружил аномалии в орбите Урана и предположил, что они могут быть вызваны наличием внешней планеты. После этого Хасси посетил Бувара в Париже и обсудил с ним вопрос об этих аномалиях. Бувар обещал Хасси провести расчёты, необходимые для поиска гипотетической планеты, если найдет время для этого. В ноябре 1834 года Хасси направил письмо Д. Б. Эйри (в 1835 году ставшему директором Гринвичской обсерватории), где отметил:

                   Я имел разговор с Алексисом Буваром о предмете, над которым я часто размышлял и который, вероятно, вас заинтересует; ваше мнение определит и моё. Занимаясь много в последний год некоторыми наблюдениями Урана, я близко познакомился с таблицами Бувара для этой планеты. Кажущиеся необъяснимыми противоречия между «старыми» и «новыми» наблюдениями подсказали мне возможность существования некоторого возмущающего тела за орбитой Урана, которое остаётся пока неизвестным, поэтому не принималось до сих пор во внимание. Моя первая идея заключалась в том, чтобы установить эмпирически некоторое приближённое положение на небе этого предполагаемого тела, а затем приняться с моим большим рефлектором за работу, просматривая вокруг все малые звёзды. Но я сам оказался полностью неспособным выполнить первую часть такой программы… Позднее в разговоре с Буваром я спросил его, может ли такое иметь место. Его ответ был утвердительным… и что по этому поводу он вёл переписку с Ганзеном… На мой вопрос, можно ли получить положения эмпирически, а затем организовать поиски в близкой окрестности, он дал полностью положительный ответ. Он сказал при этом, что требующиеся для этого вычисления не столько трудны, сколько громоздки и что если бы у него было свободное время, то он бы их предпринял и передал результаты мне, как основу для проведения наблюдений именно в нужном малом участке неба.

    Эйри на это ответил:

               Я много размышлял над неправильностями Урана… Это — загадка. Но я без колебаний высказываю мнение, что сейчас ещё нет ни малейшей надежды выяснить природу внешнего воздействия. Если же такое есть, то я очень сомневаюсь в возможности определить положение планеты, оказывающей это действие. Я уверен, что этого нельзя сделать, пока природа нерегулярностей не будет хорошо определена после нескольких последовательных оборотов Урана (вокруг Солнца).

    Поскольку продолжительность оборота Урана составляет 84 года, письмо Эйри охладило энтузиазм Хасси в поисках заурановой планеты.

    Но, несмотря на скепсис Эйри, уже к 1836 году в мировом астрономическом сообществе сложилось представление, что за орбитой Урана есть достаточно массивная планета и её надо искать. В пользу этого высказывались, например, в 1835 году известный немецкий астроном Э. Б. Вальц и директор обсерватории в Палермо Н. Каччиаторе. Последний даже сообщил, что он наблюдал в мае 1835 года движущееся небесное светило, представляющее, по-видимому, планету, расположенную за орбитой Урана.

    Французский астроном Луи Вартман, узнав о наблюдениях Каччиаторе, опубликовал в том же 1836 году заметку, в которой сообщил, что ещё в сентябре 1831 года он также наблюдал движущееся небесное светило и счёл, что это — новая планета, которая должна находиться примерно на двойном расстоянии от Солнца по сравнению с Ураном, а её период обращения должен составлять, следовательно, около 243 лет.

    Осталось неизвестным, действительно ли Вартман и Каччиаторе наблюдали новую планету, но, во всяком случае, их слова говорят не только о распространенности гипотезы о существовании неизвестной планеты, но и о том, что был уже поставлен вопрос о местонахождении этой планеты — за орбитой Урана. В то же время точных расчётов характеристик этой планеты и её орбиты не было сделано до середины 1840-х годов в силу чрезвычайной сложности этой задачи небесной механики — как принципиальных, так и технических. Эйри по этому поводу занимал неизменно скептическую позицию, считая задачу в принципе неразрешимой.

    В 1841 году студент колледжа Сент-Джона Кембриджского университета Д. К. Адамс ознакомился с публикацией Эйри 1832 года, в которой была изложена теория Бувара для Урана и рассказано о её трудностях при совместном учёте «старых» и «новых» наблюдений, о её расхождениях с наблюдениями после 1820 года. После этого проблема неизвестной планеты захватила Адамса. В июле 1841 года он пишет в своём дневнике, что решил после получения степени бакалавра как можно скорее заняться исследованием движения Урана:

              Моя цель — можно ли их (неправильности в движении Урана) приписать действию не обнаруженной ещё планеты за Ураном, определить приближённо элементы её орбиты и пр., что приведёт, вероятно, к открытию планеты.

4996ab3baf27370837c50760455728c1.jpg

Джон Кух Адамс.

63cbbb7947808396dd9ba3b669c98b99.jpg

Джеймс Чєллис.

    Весной 1843 года Адамс беседовал с директором обсерватории Кембриджского университета Д. Чэллисом о своих планах исследования проблемы неизвестной планеты и поисков этой планеты. Чэллис отнёсся к идеям Адамса благожелательно и обещал свою помощь. И действительно, как только Адамс, получив летом 1843 года первые результаты и увидев, что не хватает наблюдений, обратился к Чэллису, последний сразу написал (13 февраля 1844 года) Эйри и менее чем через неделю получил от Эйри нужные наблюдения. С лета 1843 года до сентября 1845 года Адамс получил шесть решений по движению Урана, из которых каждое следующее он считал точнее предыдущего. В сентябре 1845 года он передал Чэллису указанные элементы орбиты неизвестной планеты, а также расчёт её предполагаемого положения на небе 30 сентября 1845 года. Расхождение координат Адамса с фактическим положением неизвестной планеты составляло в сентябре-октябре 1845 года около 1°,9. Это величина довольно существенная, — около четырёх видимых диаметров Луны, — но всё же вполне позволявшая вести поиск. Начав наблюдения, Чэллис мог бы добиться успеха в поиске новой планеты. Впоследствии английские астрономы вменяли Чэллису в вину именно то, что он не начал наблюдения осенью 1845 года.

    Летом 1845 года Ф. Араго, директор Парижской обсерватории и глава французской астрономии того времени, предложил У. Леверье заняться «проблемой Урана». В это время ни он, ни Араго не знали, что ею уже два года занимается в Англии Адамс, и что он уже получил существенные результаты.

    В ноябре 1845 года Леверье опубликовал первую статью, посвящённую Урану. Он заново построил всю теорию движения Урана с учётом возмущений от известных планет, уточнив всё, что было сделано Буваром. Его работа и характер самого изложения отличались тщательностью, учётом тончайших деталей, чёткостью. Возмущения орбиты Урана были вычислены двумя различными методами, что гарантировало отсутствие ошибок. Окончательно точность вычисляемых координат Урана составила 0",1.

b2c3f82ce170dced2a732eba6cf1c660.jpg

Урбен Леверье.

    На эту работу сразу обратил внимание Эйри. Два месяца назад (в сентябре 1845 года) он получил от Адамса краткую записку с результатами, означавшими полное решение «проблемы неизвестной планеты», но без какого-либо объяснения, как они получены. Эта записка не произвела на Эйри положительного впечатления, но «проблема Урана» вошла в какой-то мере в круг его непосредственных интересов. Прочитав статью Леверье, написанную в стиле, который ему импонировал, Эйри написал впоследствии, оценивая эту работу:

                  …Возможно, правильно сказать, что впервые теория движения Урана поставлена наудовлетворительное основание.

    Всю зиму 1845 года и весну 1846 года Леверье усиленно продолжал исследования и 1 июня 1846 года представил в Академию наук вторую статью по «проблеме Урана», состоявшую из двух частей. В первой части Леверье заново провёл сравнение всех существующих наблюдений Урана и вычислений по своей точной теории движения этой планеты. Его данные о расхождениях между теорией и наблюдениями были гораздо более подробными и точными, чем у Адамса. В статье Леверье рассмотрено 115 условных уравнений, составленных по 279 наблюдениям с 1690 по 1845 год, с целью устранения этих расхождений за счёт исправления элементов первоначальной орбиты Урана. Леверье сделал категорический вывод: наблюдения совершенно непримиримы с теорией, и 28 июня обратился с письмом к Эйри, в котором просил организовать поиски новой планеты:

                  Если я могу надеяться, что Вы достаточно доверяете моей работе, чтобы начать поиски планеты на небе, то я поспешу прислать Вам её точные координаты, как только их вычислю.

    На это Эйри ответил отрицательно:

                 Близкий отъезд в Европу не позволяет тревожить месье Леверье просьбой о более точных числах.

    Однако отъезд Эйри в Европу намечался лишь через полтора месяца. Сам Эйри в беседе с Чэллисом и Джоном Гершелем 29 июня поднял вопрос об организации поисков новой планеты. Поскольку он относился к работе Леверье с полным доверием, причины такого ответа Эйри остаются всё же неясными.

    Поиски новой планеты начались в Англии 29 июля 1846 года. Леверье о них ничего не знал до самого их конца.

    Леверье продолжил активно работать, и 31 августа 1846 года представил в Парижскую Академию наук свою третью статью под названием: «О планете, которая производит наблюдаемые в движении Урана аномалии. Определение её массы, её орбиты и её нынешнего положения».

    Но во Франции, несмотря на огромный успех работ Леверье, никто из астрономов не собирался начинать поиски новой планеты. Тогда Леверье обратился за помощью к немецкому астроному Иоганну Галле, 34-летнему ассистенту Берлинской обсерватории. К тому был удобный повод: год назад Галле прислал Леверье в знак уважения свою диссертацию, посвящённую анализу наблюдений за движением Урана, выполненным датским астрономом Оле Рёмером. И Леверье 18 сентября отправил письмо Галле, в котором отметил:

                       Непосредственно сейчас я хотел бы найти настойчивого наблюдателя, который согласился бы уделить некоторое время наблюдениям в той области неба, где может находиться неизвестная планета. Я пришёл к своему выводу на основании теории движения Урана… Положение планеты сейчас и в течение ближайших нескольких месяцев благоприятное с точки зрения её обнаружения. Величина массы планеты позволяет сделать вывод, что её видимый диск более 3’’. При наблюдениях в хороший телескоп этот диск вполне можно отличать от мерцающих изображений звёзд.

    И.Галле, получив письмо Леверье 23 сентября, тем же вечером приступил к наблюдениям. Поскольку поиск новой планеты не входил в плановые наблюдения Берлинской обсерватории, на внеплановую работу нужно было получить разрешение директора обсерватории И. Ф. Энке, который отличался большой педантичностью в соблюдении регламента наблюдений, а также изрядным скепсисом в отношении инициатив молодых сотрудников. Поначалу Энке отказал Галле, но после настойчивых просьб последнего дал согласие, поскольку уходил на празднование своего юбилея (23 сентября 1846 Энке исполнилось 55 лет). Помочь Галле в поисках новой планеты с энтузиазмом вызвался 24-летний студент Генрих д’Арре (в некоторых российских источниках его фамилию транскрибируют как д’Аррест).

e08fddde6a59c760a055f7fdfbc0633e.jpg

Иоганн Готфрид Галле.

b27c23b447dd2af0ff7adc9f0b8d453d.jpg

Генрих Луи д’Арре.

    Для наблюдений был использован ахроматический 23-сантиметровый рефрактор, изготовленный компанией И.Фраунгофера.

    Для поиска новой планеты было два возможных пути:

    1.По видимому перемещению относительно звёзд (в этом случае каждую звезду в районе предполагаемого нахождения новой планеты надо было наблюдать дважды с интервалом в несколько дней, фиксируя её точные координаты);

    2.По видимому диску (размер которого, как указывал Леверье, должен был составлять порядка 3").

    Поначалу Галле, направив телескоп в указанную Леверье точку неба, не обнаружил новой планеты. Тогда д’Арре предложил третий способ поиска: использовать карту звёздного неба, сличая светила, нанесённые на карту с теми, которые реально наблюдаются на небе. Поскольку неизвестной планеты на карте не может быть, ей окажется звезда, не обозначенная на звёздной карте. Для этого требовалась достаточно подробная и точная звёздная карта, и такая карта в Берлинской обсерватории была. Это была карта звёздного атласа Берлинской академии наук, составленная Карлом Брёмикером и напечатанная в конце 1845 года. (К сентябрю 1846 года эта карта ещё не была разослана в обсерватории Великобритании и Франции).

    Взяв карту Бремикера, Галле и д’Арре продолжили наблюдения. Галле по очереди называл звёзды, их положение и блеск, а д’Арре отмечал их на карте. Сразу же после полуночи (в 0 часов 0 минут 14 секунд 24 сентября) Галле назвал звезду примерно 8-й звёздной величины, которую д’Арре на карте не нашёл. Её положение отличалось от указанного Леверье на 52'. С этим известием, несмотря на поздний час, д’Арре побежал к Энке, который присоединился к наблюдениям молодых коллег, и они втроём наблюдали за обнаруженным объектом до его захода в 2 ч 30 мин. Окончательной уверенности, что наблюдаемое светило является новой планетой, у них не было, поскольку из-за слабости выбранного окуляра телескопа диск светила они рассмотреть так и не смогли. Было решено продолжить наблюдения на следующую ночь. Наблюдения вечером 24 сентября велись уже в телескоп с окуляром, дающим 320-кратное увеличение, и в этот вечер все трое наблюдателей смогли, во-первых, разглядеть у нового светила диск размером примерно 3", а во-вторых, обнаружить его видимое собственное движение — примерно 70" к западу, что полностью совпадало с оценками Леверье. После этого никаких сомнений не оставалось: новая планета Солнечной системы открыта. Об этом открытии Галле уведомил Леверье письмом от 25 сентября.

    Галле в своём письме к Леверье 25 сентября предложил для новой планеты название «Янус». Это соответствовало принятой у астрономов традиции, когда название новому объекту давал его первооткрыватель. Однако в этом случае ситуация была иной: мировое научное сообщество расценивало открытие новой планеты как исключительную заслугу Леверье.

    Леверье в письмах Галле и редактору главного немецкого астрономического журнала Astronomische Nachrichten Г. Х. Шумахеру предложил своё название — «Нептун». 1 октября он направил письма Д. Б. Эйри и директору Пулковской обсерватории В. Я. Струве с предложением назвать новую планету Нептуном. Но в начале октября Леверье внезапно изменил своё решение и предложил назвать планету в свою честь — «Леверье». В этом его активно поддержал директор Парижской обсерватории Франсуа Араго, однако эта инициатива натолкнулась на существенное сопротивление за пределами Франции. Французские альманахи очень быстро вернули название «Гершель» для Урана, в честь её первооткрывателя Уильяма Гершеля, и «Леверье» для новой планеты.

    В Англии Чэллис предложил другое название: «Океан».

    Директор Пулковской обсерватории Василий Струве отдал предпочтение названию «Нептун». О причинах своего выбора он сообщил на съезде Императорской Академии наук в Петербурге 29 декабря 1846 года. Это название получило поддержку за пределами России и вскоре стало общепринятым международным наименованием планеты.

     В 1998 году были найдены так называемые «бумаги Нептуна» (имеющие историческое значение бумаги из Гринвичской обсерватории), которые были незаконно присвоены американским астрономом Олином Дж. Эггеном и хранились у него в течение почти трёх десятилетий, и были обнаружены во владении Эггена только после его смерти.

    Открытие Нептуна, как и любое значительное событие в истории, стало обрастать мифами. Один из них — это предсказание открытия Нептуна Нострадамусом, якобы сделанное им за 300 лет до этого события. В 4-й центурии, 33-м катрене Нострадамуса есть строки:

          Юпитер связан с Венерой больше, чем с Луной,

          Явившейся во всем своем блеске.

          Венера скрыта, в свете Луны исчез Нептун,

          Поражаемый тяжёлым копьём Марса.

    Некоторые интерпретаторы пророка предложили следующее толкование этих строк:

                        Данные, сообщаемые провидцем, полностью совпадают с положениями планет в данное время. Это пора полнолуния (2-я строка). В свете Луны растворяется свет Нептуна (последняя половина 3-й строки). В момент первых наблюдений расстояние от Венеры до Юпитера меньше, чем от Юпитера до Луны (1-я строка). Венера не видна, так как находится под горизонтом: согласно этому указанию, время определяется «около полуночи» (первая половина 3-ей строки). Марс находится в оппозиции к Нептуну (4-я строка): на языке астрологов выражение «тяжело поражённый» обозначает оппозицию, поскольку Марс, находящийся одновременно в оппозиции с планетой Сатурн, является вдвойне весомым («тяжёлое копьё» в 4-й строке).

    В то же время, как отмечают современные исследователи наследия Нострадамуса, его астрологические расчёты были далеко не точными, он допускал грубые ошибки в расчёте времени наступления лунных фаз, а астрологические пассажи в «Пророчествах», несмотря на их частоту и пестроту, малоинформативны и почти никогда не позволяют уточнить дату события.

     Открытие Нептуна имело исключительно важное значение для науки, поскольку оно окончательно подтвердило справедливость как гелиоцентрической системы мира Николая Коперника, так и справедливость и универсальность закона всемирного тяготения. Открытие ранее невидимой планеты было подготовлено союзом небесной механики и всевозрастающей точности искусства астрономических наблюдений.

    Д. Б. Эйри отмечал:

                  Во всей истории астрономии и, даже я могу сказать, во всей истории науки не происходило ничего подобного… Уран, Церера, Паллада были открыты в ходе наблюдений, которые вовсе не предусматривали открытие планет… Но движение Урана, изученное учёными, которые находились целиком под впечатлением универсальности закона притяжения, указывало на действие некоторого возмущающего тела. Математики, наконец, решились приступить к работе, чтобы удостовериться в возможном существовании такого тела. Они показали, что предположение о возмущающем теле, движущемся по некоторой определённой орбите, полностью объясняет возмущение Урана. С твёрдостью, которую я должен характеризовать как замечательную, они выразили своё убеждение, что возмущающая планета должна находиться точно в некотором месте и иметь такой-то вид. Она действительно была найдена на этом месте и имела предсказанный вид. История астрономии не знает других подобных примеров.

 

3. 1848 год.  Американец Джон Куртис (John Curtis) у себя дома произвёл первую жевательную резинку.

    Жева́тельная рези́нка (разг. «жвачка») — кулинарное изделие, которое состоит из несъедобной эластичной основы и различных вкусовых и ароматических добавок. В процессе употребления жевательная резинка практически не уменьшается в объёме, но все наполнители постепенно растворяются, после чего основа становится безвкусной и обычно выбрасывается. Из многих видов жевательной резинки в качестве развлечения можно выдувать пузыри, что в англоязычных странах дало ей ещё одно название bubble gum (то есть что-то вроде «резина для пузырей»).

    Прообразы современной жевательной резинки можно найти в любой части света. Древнейший из них, найденный в Юли-Ий (Финляндия), датируется пятитысячелетней давностью (период неолита).

    Известно, что ещё древние греки жевали смолу мастичного дерева для освежения дыхания и очистки зубов от остатков пищи. Для этого также использовался пчелиный воск.

    Племена Майя использовали в качестве жевательной резинки застывший сок гевеи — каучук. На севере Америки индейцы жевали смолу хвойных деревьев, которую выпаривали на костре.

    В Сибири применялась так называемая сибирская смолка, которой не только чистили зубы, но и укрепляли дёсны, а также лечили различные болезни. В Сибири жуют засохшую смолу лиственницы (собирают твёрдые натёки на стволах и просто пережёвывают во рту крошащиеся кусочки, которые по консистенции приобретают свойства жевательной резинки), в некоторых местах называемую серой. Смолу лиственницы (твёрдую) можно перетапливать на водяной бане, тогда получается готовый продукт — сера. Можно жевать сосновую смолу, когда она долго находилась в воде при сплаве древесины (натёки, оставшиеся от подсочки при сборе смолы, приобретают консистенцию пластилина) и при пережёвывании получается белая, похожая на жевательную резинку масса.

    У башкир также был свой аналог жевательной резинки, специальным образом изготавливаемый из бересты и смолы хвойных деревьев. Применялся как средство народной медицины для укрепления зубов и дёсен.

    В Индии и Юго-Восточной Азии прототипом современной жевательной резинки стала смесь листьев перечного бетеля, семян арековой пальмы и извести (подробнее в статье Бетель). Данный состав не только дезинфицировал полость рта, но и считался афродизиаком. В некоторых азиатских странах его жуют до сих пор.

    В Европе первые предпосылки к употреблению жевательной резинки появились в XVI веке, когда мореплаватели завезли из Вест-Индии табак. Постепенно привычка распространилась и далее, на Соединённые Штаты.

    Это продолжалось на протяжении трёхсот лет, поскольку все попытки заменить жевательный табак на воск, парафин или другие вещества не увенчались успехом.

    Первая в мире фабрика по производству жевательной резинки была основана в городе Бангор (штат Мэн, США). С этого момента история жевательной резинки развивается со стремительной скоростью. До этого времени производство жевательной резинки не было самостоятельной индустрией, а сама жевательная резинка не была коммерчески распространяемой частью ширпотреба. Благодаря конвейерному производству жевательная резинка превратилась в товар, а мода на жевание резинки распространилась из Америки по всему миру.

    1848 год. Джон Кёртис налаживает промышленное производство жевательной резинки. На его фабрике всего четыре котла. В одном из хвойной смолы выпаривались примеси, в остальных готовилась масса для изделий с добавлением лёгких ароматизаторов. Первые жевательные резинки носили названия «Белая гора», «Сливки с сахаром» и «Лакричник Лулу».

    1850-е годы. Производство расширяется. Кёртису теперь помогает брат. Жевательная резинка разрезается на кубики. Появляется первая обёртка из бумаги. Жевательную резинку продают по центу за две штуки.

   1928 год. Двадцатичетырёхлетний бухгалтер Уолтер Димер вывел идеальную формулу жевательной резинки, которая соблюдается и по сей день: 20% каучука, 60 % сахара (или его заменителей), 19 % кукурузного сиропа и 1 % ароматизатора. Особенностью данной жевательной резинки стала гораздо большая эластичность. Свою жевательную резинку Димер назвал Dubble Bubble, поскольку из неё можно было выдувать пузыри. Жевательная резинка изменила цвет на розовый, что особенно привлекало детей.

    Из интервью Уолтера Димера в 1996 году:

           Это получилось совершенно случайно. Я занимался непонятно чем, а закончил заниматься непонятно чем с пузырями…

    Современная жевательная резинка состоит в первую очередь из жевательной основы (преимущественно синтетические полимеры), в которую иногда добавляют компоненты, получаемые из сока дерева Саподилла или из живицы хвойных деревьев. Резинка также содержит вкусовые добавки, ароматизаторы, консерванты и другие пищевые добавки.

    В современном обществе возрос интерес к применению жевательных резинок, как средств, обладающих дезодорирующими свойствами и лечебно-профилактической эффективностью. В связи с этим за последние 15—20 лет в таких странах, как США, Великобритания, Дания, Германия, Япония, Франция увеличился выпуск медицинских жевательных резинок, содержащих биологически активные добавки: реминерализующие компоненты, витамины, ферменты, отбеливатели, поверхностно-активные вещества, экстракты лекарственных растений.

    При жевании усиливается слюноотделение, что способствует реминерализации и очищению зубов; жевательные мышцы получают равномерную, сбалансированную нагрузку в силу пластических и физико-механических свойств самой жевательной резинки; массаж дёсен в некоторой степени является профилактикой пародонтоза.

    Специалисты рекомендуют использовать жевательную резинку только сразу после еды и не более пяти минут в день. В противном случае она способствует выделению в пустой желудок желудочного сока, что может способствовать развитию язвы желудка и гастрита. Однако после еды у людей, страдающих изжогой, жевательная резинка способствует купированию её симптомов. Выделяющаяся слюна, имеющая щелочную реакцию, сглатывается. Кислое содержимое нижней трети пищевода нейтрализуется. При этом постоянное поступление слюны обеспечивает очистку нижней трети пищевода.

    Некоторые растворимые компоненты жевательной резинки неблагоприятны для организма, если поступают в него в большом количестве. Например, сорбит, широко распространенный заменитель сахара в жевательных резинках, оказывает слабительное действие, о чём производители и предупреждают на упаковке.

    В Советском Союзе жевательная резинка подвергалась идеологическим гонениям. Она считалась символом «бездумной жизни», и, так как внутри страны она долгое время не производилась, а появившиеся позже отечественные жевательные резинки уступали импортным по многим параметрам (в частности по возможности их надувания и по красочному оформлению упаковки), то импортная жвачка была невероятно желанной среди школьников, став предметом культа среди детей и подростков. Те, чьё детство пришлось на 70-е годы, помнят, как одну пластинку жевали всем классом, как сохраняли и обменивали обёртки и вкладыши. Дети нередко выпрашивали жевательную резинку у иностранцев.

    Изменить свою позицию по поводу жвачки руководство страны заставила трагедия, произошедшая в марте 1975 года в Сокольниках, на товарищеском матче по хоккею между юниорами Канады и ЦСКА. Тогда канадцы начали раздавать болельщикам жевательную резинку. В давке по этому случаю погибло около 20 человек. В результате в 1976 году в СССР начали производство своей жвачки.

    Самая первая по счету (импортного производства) линия по изготовлению жевательной резинки была запущена в Ереване, вторая — в Ростове-на-Дону (на макаронной фабрике). Выпускалось два наименования продукции: «Жевательная резинка» и «Ну, Погоди!», с фруктовым и несколько более мятным вкусами, соответственно. Эстонская кондитерская фабрика «Калев» производила жевательную резинку «Апельсиновая» и «Мятная», в виде прямоугольников, с продольными бороздками для удобства разделения на 5 частей, в обёртке из вощеной бумаги с рисунком на полоске фольги, по цене 20 коп. за штуку.

    В 1980-х годах московская фабрика «Рот Фронт» производила четыре вида жевательной резинки: «Мятная», «Апельсиновая», «Клубничная» и «Кофейный Аромат». Позднее вышел еще один вид - «Малиновая». В первое время жевательная резинка этой фабрики продавалась по цене 60 копеек за пачку из пяти пластинок. Это была не совсем удачная цена. Через некоторое время после начала продаж цена на жевательную резинку снизилась (редкий случай снижения цены в позднем СССР), до 50 копеек за пачку. Это позволило продавать жевательную резинку пластинками поштучно. Для сравнения уровня цен: пачка жевательной резинки фабрики «Рот Фронт» — 50 коп., пачка сигарет «Булгартабак» — 50 коп. (кроме сигарет «Шипка» за 20 коп.), пачка сигарет «Marlboro» made in India — 1 руб.

    Нередко под обёртку жевательной резинки изготовители вкладывают картинки, наклейки, переводные «татуировки», называемые вкладышами. На них чаще всего изображаются герои мультфильмов и комиксов, автомобили, футболисты. С начала 1970-х годов в СССР (в Москве и портовых городах, с начала 1990-х — по всей стране) фантики от жевательных резинок и особенно вкладыши выступали объектом коллекционирования и предметом игр среди школьников.

    Во время игры участники клали на стол или на другую твёрдую поверхность стопку равноценных фантиков или, чаще, вкладышей — равное количество от каждого участника, — скидывались на пальцах для определения очерёдности удара и поочередно наносили один удар ладонью по стопке. Тот, кому удавалось таким ударом перевернуть один вкладыш, несколько или всю стопку сразу, забирал перевернувшиеся фантики себе и получал право на новый удар. Тур продолжался до тех пор, пока все фантики не были разыграны.

    Наибольшей популярностью пользовались вкладыши от жевательной резинки «Donald» (1980-е), «Turbo», «Bombibom», «TipiTip», «Final» и «Maha» (1990-е). Более редкие вкладыши, если они обнаруживались у одного из участников игры, могли быть разыграны по особому курсу: в этом случае на один редкий вкладыш, уложенный таким участником в стопку, другие игроки клали несколько «обычных».

    Игра «во вкладыши» нередко преследовалась администрацией школ, а к началу нового тысячелетия сошла на нет.

    Есть ещё одно развлечение надувать пузыри.

            Интересные факты:

    Самый большой пузырь от жевательной резинки был зафиксирован в июле 1994-го года в телевизионной студии «ABC» в Нью-Йорке. Его надула Сьюзен Монтгомери из США, диаметр пузыря составлял 58,5 сантиметров (это больше размера в плечах взрослого мужчины средней комплекции).

    Книга рекордов Гиннесса сообщает о некоем Гари Дучле, который сплёл самую длинную цепочку из обёрток от жевательной резинки. Её масса составила 164,2 кг, а состояла она из 1 231 516 звеньев от 615 758 фантиков. Длина цепи — 9370,77 метра.

    В 1889 году в США был выдан необычный патент на «медальон для ношения жевательной резинки». Автор изобретения, Кристофер Робертсон, указывал в описании, что медальон «позволяет держать жевательную резинку при себе, а не оставлять её без присмотра, в результате чего она может загрязниться или попасть в руки лиц, которым она не принадлежит».

    Медицинская жевательная резинка была введена на рынок в 1924 году в США под брендом Aspergum® её производители без малого 82 года вплоть до 2006 года.

    Вред, наносимый жевательной резинкой уличному экстерьеру при попадании на тротуары, стены домов, скамейки и пр. называется гамфити. Учёные всего мира много лет бьются над созданием химикатов, которые бы растворяли жевательную резинку, не причиняя вреда окружающей среде. Для безвредной утилизации придумывают весьма необычные способы. Так, в городе Сан-Луис-Обиспо (Калифорния) уже сорок лет стоит стена, на которую каждый желающий может прилепить свою жевательную резинку. Это — местная достопримечательность. Стена залеплена резинкой в несколько слоёв. Такая же стена есть и в Сиэтле. В немецком Бошольте для этих же целей используются ветви деревьев.

b849f3f91990d550242c266979987d7b.jpg

Стена, облепленная жвачкой в Сан-Луис-Обиспо, Калифорния.

bb1c106b246f5256a85cba1692198152.jpg

Дерево, залепленное жевательной резинкой.

    Существуют жевательные резинки, которые, по заверению производителей, помогают бросить курить.

    Известный голливудский режиссёр Дэвид Линч коллекционирует использованную жевательную резинку. По его признанию, «она напоминает человеческий мозг».

 

4. 1980 год.  В Северодвинске спущена на воду самая большая в мире подлодка «Акула» («Тайфун»).

     Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще). Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.

b439deb4aa83864e757570555fb83bd0.jpg

    Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо» (первые лодки обоих проектов были заложены практически одновременно в 1976 году). Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку. По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла. 19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения.

    Первая лодка этого типа ТК-208 (что означает «тяжелый крейсер») была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года. Перед спуском в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года). ТК-208 вступил в строй 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции.

    Строительство «9-этажных» подводных лодок обеспечивало заказами более 1000 предприятий Советского Союза. Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды.

    Впервые о создании серии «Акула» заявил Леонид Брежнев на XXVI съезде КПСС, сообщив:

                 «Американцами создана новая подводная лодка «Огайо» с ракетами «Трайдент-I». Аналогичная система — «Тайфун» имеется и у нас.»

    Брежнев специально назвал «Акулу» «Тайфуном», чтобы ввести противников по холодной войне в заблуждение.

    Для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами в 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз «Александр Брыкин» проекта 11570 с полным водоизмещением 16 000 т, он принимал на борт до 16 БРПЛ.

    В 1987 году ТК-12 «Симбирск» осуществил длительный высокоширотный поход в Арктику с неоднократной заменой экипажей.

    27 сентября 1991 года во время учебного пуска в Белом море на ТК-17 «Архангельск» в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета. Взрывом была сорвана крышка шахты, а боевая часть ракеты — выброшена в море. Во время инцидента экипаж не пострадал; лодка была вынуждена встать на небольшой ремонт.

    В 1998 году на Северном флоте прошли испытания, в ходе которых был произведён «одновременный» пуск 20 ракет Р-39.

     Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз», а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

a4ba8cb0147d0996a75597b893774ef5.jpg

Якорь "Акулы" в Северодвинске.

    Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. По мнению генерального конструктора С. Н. Ковалева:

             «То, что произошло на «Курске» (проект 949А), на 941 проекте таких катастрофических последствий иметь не могло. На «Акуле» торпедный отсек выполнен в виде отдельного модуля. И взрыв торпеды не привел бы к разрушению нескольких носовых отсеков и гибели всего экипажа.»

db4b1681d9abd3adb2f31c0a357ddd4a.jpg

"Акула", вид с правой раковины.

    Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

    Прочные корпуса изготовлены из титановых сплавов, лёгкий — стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т . По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки.

    Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

    Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и ограждением рубки, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

    Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

    В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах).

    На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

    Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортивный зал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Субмарины типа «Акула» моряки называют «плавучим „Хилтоном“».

    В 1984 году за участие в работах по созданию ТРПКСН пр. 941 «Акула» ФГУП «Специальное конструкторско-технологическое бюро по электрохимии с опытным заводом» (до 1969 года — Московский электролизный завод) награждено орденом Трудового Красного Знамени.

    6952d87957aab49b2e64de9e5de2937d.jpg

"Акула" во льдах.

       Кроме стратегического вооружения, на лодке установлено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, предназначенных для стрельбы торпедами и ракето-торпедами, а также для постановки минных заграждений.

    Противовоздушная оборона обеспечивается восемью комплектами ПЗРК «Игла-1».

    Ракетоносцы проекта «Акула» оснащаются следующим радиоэлектронным вооружением:

    боевая информационно-управляющая система «Омнибус»;

    аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 в процессе среднего ремонта установлен цифровой «Скат-3»);

    гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;

    эхоледомер МГ-518 «Север»;

    радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;

    навигационный комплекс «Симфония»;

    комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;

    телевизионный комплекс МТК-100;

    две всплывающие антенны буйкового типа, позволяющие принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

    У ВМС США находится на вооружении только одна серия стратегических лодок — «Огайо», относящаяся к третьему поколению (построено 18, из них 4 впоследствии переоборудованы под крылатые ракеты «Томагавк»). Первые АПЛ этой серии вступали в строй одновременно с «Акулами». За счёт заложенной в «Огайо» возможности последовательной модернизации (в том числе и шахтами с запасом места и со сменными стаканами) на них используется один тип баллистических ракет — Trident II D-5 вместо первоначальных Trident I С-4. По количеству ракет и числу РГЧ «Огайо» превосходят и советские «Акулы», и российские «Бореи».

    Следует отметить, что «Огайо», в отличие от российских подводных лодок, предназначены для боевых дежурств в открытом океане в сравнительно тёплых широтах, тогда как российские субмарины часто дежурят в Арктике, находясь при этом на относительном мелководье шельфа и вдобавок под слоем льда, что оказывает существенное влияние на конструкцию лодок. В частности, для «Акул» забортная температура выше +10 °C может послужить причиной существенных механических проблем. У подводников ВМС США плавание на мелководье подо льдами Арктики считается очень рискованным.

    Предшественники «Акул» — подводные лодки проектов 667А, 670, 675 и их модификации, из-за повышенной шумности были прозваны американскими военными «ревущими коровами», районы их боевых дежурств находились у берегов США — в зоне действия мощных противолодочных соединений, к тому же им приходилось преодолевать противолодоч­ный рубеж НАТО между Гренландией, Исландией и Великобританией.

    После принятия в боевой состав ВМФ СССР подводных лодок стратегического назначения типа «Акула» США согласились с подписанием предложенного им договора ОСВ-2, также США выделили средства по программе «Совместного уменьшения угрозы» на утилизацию половины «Акул» с одновременным продлением срока службы их американских «ровесниц» до 2023—2026 годов.

    3–4 декабря 1997 года в Баренцевом море при утилизации ракет по договору СНВ-I методом отстрела с борта АПЛ «Акула» произошёл инцидент. В то время, как с борта российского судна за отстрелом наблюдала делегация США, многоцелевая АПЛ типа «Лос-Анджелес» совершала манёвры около АПЛ «Акула», приближаясь на расстояние до 4 км. Лодка ВМС США покинула район стрельб после предупредительного подрыва двух глубинных бомб.

    Первая лодка этого типа, ТК-208, была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года и вступила в строй в декабре 1981 года, практически одновременно с аналогичной ПЛАРБ ВМС США типа «Огайо». Первоначально планировалось построить 7 лодок этого проекта, однако по договору ОСВ-1 серию ограничили шестью кораблями (седьмой корабль серии — ТК-210 был разобран на стапеле).

    Все 6 построенных ТРПКСН базировались на Северном флоте в Западной Лице (губа Нерпичья) в 45 км от границы с Норвегией.

    В соответствии с договором об ограничении стратегических вооружений ОСВ-2, а также ввиду отсутствия средств на поддержание лодок в боеспособном состоянии (на один тяжёлый крейсер — 300 млн рублей в год, на 667БДРМ — 180 млн руб) и в связи с прекращением производства ракет Р-39, являющихся основным вооружением «Акул», было принято решение утилизировать три из шести построенных кораблей проекта, а седьмой корабль, ТК-210, не достраивать вовсе. В качестве одного из вариантов мирного применения этих гигантских субмарин рассматривалось переоборудование их в подводные транспорты для снабжения Норильска или в танкеры, однако эти проекты реализованы не были.

    Процесс утилизации проходил следующим образом: из двух реакторов выгружалось отработавшее ядерное топливо, затем демонтировалось оборудование. После этого лодка переводилась в сухой док, где из неё, вместе со смежными, вырезались объединённые в блок реакторные отсеки, которые затем герметизировались. После этого они спускались на воду и переводились в пункт длительного хранения в губе Сайда в Мурманской области. Водоизмещение блока — более 8000 тонн, для транспортировки он оборудовался буксирными и аварийными устройствами, а также сигнальными огнями.

9b2a8c3a4ae32a43f02ad64c75715d69.jpg

ТК-202 в 1999 году, перед утилизацией.

    Стоимость утилизации одного крейсера составляла около $10 млн, из них $2 млн выделялось из бюджета России, остальное — средства, предоставленные США и Канадой.

    По состоянию на 2013 год из 6 построенных при СССР кораблей 3 корабля проекта 941 утилизированы, 2 корабля находятся в резерве, и один модернизирован по проекту 941УМ.

    В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний:

      1. броски с погружаемого стенда в Балаклаве,

      2. броски со специально переоборудованной опытной подводной лодки;

      3. на следующем этапе — серия пусков с наземного стенда;

      4. только после успешных пусков с наземного стенда ракета допускалась до летных испытаний с подводной лодки — её штатного носителя;

    Для бросковых и пусковых испытаний использовался модернизированный ТК-208 «Дмитрий Донской». Генеральный конструктор С. Н. Ковалёв так объясняет принятое решение:

                    «Сегодня Балаклавы у нас уже нет. Опытную подводную лодку строить дорого. Наземный стенд под Северодвинском не в лучшем состоянии. И под новый ракетный комплекс его надо приспосабливать, отстраивать заново. Поэтому с нашей подачи было принято довольно смелое – с точки зрения конструкторов – оправданное решение: все испытания баллистической ракеты (БР) «Булава» проводить с переоборудованной головной подводной лодки проекта 941У «Тайфун».».

    18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный под « Булаву» К-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

    7 мая 2010 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что две атомные подлодки проекта «Акула» будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2019 года в боевом состоянии. В то же время пока ещё не принято решение о судьбе подводных лодок, в частности, не решен вопрос о сроках возможной модернизации. Однако модернизационные возможности у подводных лодок этого типа очень большие — отметил Высоцкий.

    Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо».

    28 сентября 2011 года было опубликовано заявление Министерства обороны Российской Федерации, в соответствии с которым, «Тайфуны», как не укладывающиеся в договорные лимиты СНВ-3 и избыточно дорогие в сравнении с новыми ракетоносцами класса «Борей», планируется списать и разделать на металл до 2014 года. Варианты переоборудования трёх оставшихся кораблей в транспортные подлодки по проекту ЦКБМТ «Рубин» или подлодки-арсеналы крылатых ракет отвергнуты по причине чрезмерной дороговизны работ и эксплуатации.

    На совещании в Северодвинске вице-премьер России Дмитрий Рогозин сообщил что Россия решила временно отказаться от утилизации стратегических АПЛ третьего поколения, находящихся сейчас на вооружении ВМФ. В результате срок годности лодок продлится до 30-35 лет вместо нынешних 25. Модернизация затронет стратегические АПЛ типа «Акула», где каждые 7 лет будет меняться электронная начинка и вооружение.

    В феврале 2012 года в СМИ появилась информация, что основное вооружение АПЛ типа «Акула», ракеты РСМ-52, были утилизированы не полностью, и до 2020 года возможен ввод в строй лодок «Северсталь» и «Архангельск» со стандартным вооружением на борту.

    В марте 2012 года появилась информация из источников министерства обороны РФ, что стратегические атомные подводные лодки проекта 941 «Акула» не будут модернизировать по финансовым соображениям. По словам источника, глубокая модернизация одной «Акулы» сопоставима по стоимости со строительством двух новых подводных лодок проекта 955 «Борей». Подводные крейсера ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» не будут модернизироваться в свете недавно принятого решения, ТК-208 «Дмитрий Донской» продолжит применяться в качестве испытательной платформы для систем вооружения и гидроакустических комплексов до 2019 г.

 

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki

 

P.S. В связи с большим количеством текста число событий пришлось сократить до 4.                   

P.P.S. Знаю, много букв. Но кто осилил – Молодец.

 

 

  • Плюс 1
  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 646
[Z1OOO] NupKoo
4 123 публикации
8 107 боёв

23 сентября 1943  года, английский эсминец "Затмение", встретил итальянский пароход Гаэтано Доницетти. Примечательно, что Италия к тому времени уже подписала мирный договор с союзникам, а данный пароход был конфискован немцами и они на нем перевозили в Германию около 1600 военнопленных итальянцев. Гаэтано Доницетти, сопровождался торпедным катером ТА10 и британский эсминец немедленно вступил в бой. Пароход ушел на дно буквально за секунды, унеся с собой примерно 1800 жизней. Британцы лишь позже смогли оценить масштабы трагедии.

 

Википедия

Изменено пользователем NupKoo

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
79
[FUR-S] KPOT_85
258 публикаций
7 895 боёв

Познавательно... Особенно про Нептун и Акулу.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 468
[NG-F] zxxx_Puma_xxxz
10 963 публикации
8 846 боёв

Познавательно... Особенно про Нептун и Акулу.

 

:honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×