Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
zxxx_Puma_xxxz

Этот день в истории. 16 сентября.

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

1 550
[NG-F]
Модератор, Модератор
11 331 публикация
9 168 боёв

Доброго дня всем форумчанам.

Сразу предупреждаю - много букв, поэтому, кто не любит читать и не любит историю - лучше сразу закройте страничку.

 

Сегодня 16 сентября 2016 года.

День, который много интересных событий привнес в историю, но мало кто знает, что это были за события. Давайте попробуем заполнить этот пробел и вспомним, что происходило 16 сентября в разные года.

 

 

1. 1859 год.  Английский исследователь Давид Ливингстон открыл озеро Ньяса (Африка).

         Нья́са (также Мала́ви, англ. Nyasa или Malawi, порт. Lago Niassa) — третье по площади и наиболее южное из озёр Великой Рифтовой долины в Восточной Африке, которое заполняет глубокую впадину в земной коре между Малави, Мозамбиком и Танзанией. Озеро пролегает с севера на юг, протяженность 560 км, глубина 706 м. Это девятое по величине и третье по глубине (после Байкала и Танганьики) среди пресноводных водоемов мира. Оно содержит 7 % мировых запасов жидкой пресной воды и создает наиболее разнообразную озерную экосистему по числу видов, большая часть из которых — эндемики.

        «Ньяса» — слово на языке яо, которое означает «озеро».

94232f992cf14b60a6546987d2b2bf1d.jpg

       Озеро заполняет трещину в земной коре на южном конце Великой Рифтовой долины, вследствие чего оно вытянуто в меридиональном направлении и имеет 584 км в длину, его ширина варьируется от 16 до 80 км. Поверхность озера лежит на высоте 472 м над уровнем моря, его площадь равна 29 604 км², средняя глубина 292 м, максимальная — 706 м, то есть самые глубокие места озера находятся ниже уровня моря. Общий объём озера 8 400 км³. Глубины постепенно увеличиваются с юга на север, где обрывистые склоны гор, окружающих озеро, вдруг врываются прямо в воду. В других местах побережья горы и вершины, возвышающиеся по краям рифтовой долины, отделяются от озера широкой прибрежной равниной; в местах впадения в озеро больших рек прибрежная равнина расширяется и соединяется с речной, углубляясь внутрь горных массивов. В результате рельеф береговой линии варьируется от скалистых обрывистых берегов до пространных пляжей. Особенно широки прибрежные равнины на северо-западе, где в озеро впадает река Сонгве, а также в южной части побережья.

         Дно озера укрыто толстым слоем осадочных пород, местами до 4 км толщиной, что свидетельствует о большом возрасте озера, который оценивается минимум в несколько миллионов лет.

      Основную часть бассейна озера занимают нагорья и горы, которые являются границами рифтовой долины. Самые высокие из них — горы Ливингстона на северо-востоке (до 2000 м) и плато Ньика и горы Випья и Чималиро на северо-западе и возвышенность Дова на западе; на юге местность постепенно понижается. Озерный бассейн значительно шире к западу от озера. На востоке горы подступают вплотную к воде, и бассейн сужается, расширяясь лишь на северо-востоке благодаря реке Рухуху, которая прорезает горы Ливингстона.

        Озеро питают 14 круглогодичных рек, среди которых важнейшие Рухуху, Сонгве, Северная и Южная Рукуру, Двангва, Буа и Лилонгве. Единственным внешним стоком озера является река Шире, вытекающая из озера на юге и текущая к Замбези. Несмотря на большой объём озера, объём его стока невелик: из примерно 63 км³ воды, поступающей ежегодно в озеро, лишь 16 % стекает через реку Шире, остальное испаряется с поверхности. Из-за этого озеро имеет очень длительный срок обновления воды: по оценкам, вся вода в озере обновляется в течение 114 лет. Другим следствием того, что основные потери воды происходят из-за испарения, а не стока, является повышенная минерализация озерной воды по сравнению с водами рек, в него вливающихся — вода в озере жесткая и солоноватая.

       Любые химические вещества, попадающие в озеро, могут покинуть его только путём накопления в придонных отложениях, испарения в атмосферу (если они могут переходить в газовую фазу) или путём чрезвычайно медленного стока через реку Шире. Растворенные в воде вещества, которые не испаряются и не выпадают на дно, попав в озеро, будут из него удалены путём стока лишь примерно через 650 лет. Это делает озеро весьма уязвимым для загрязнения.

       Эта особенность гидрологического режима также делает озеро очень чувствительным к изменениям климата и уровня осадков. Даже незначительное повышение отношения объёма осадков к испарению приводит к наводнению, как это было в 1978—1980 годах; незначительное уменьшение этого фактора приводит к падению уровня озера и прекращению стока через реку Шире, как это случалось с 1915 по 1937 год, когда стока практически не было. В последние годы уровень озера также достаточно низкий, и в 1997 году сток в конце сухого сезона почти прекращался.

    Озеро разделяют три страны: Малави, Мозамбик и Танзания. На севере озера существует спор вокруг распределения его вод между Малави и Танзанией. Танзания считает, что граница должна проходить по поверхности озера согласно рубежам, существовавшим между бывшими Германской Восточной Африкой и Ньясалендом до 1914 года. Малави утверждает, что ей должно принадлежать все озеро по самый танзанийский берег на основании того, что именно так проходила после Первой мировой войны административная граница между британским Ньясалендом и подмандатной территорией Танганьика: танзанийские побережья были редко населены, и британцы считали неудобным устраивать отдельную администрацию для северо-восточного сектора озера. В прошлом этот конфликт приводил к столкновениям, однако с тех пор в течение многих десятилетий Малави не пытается восстановить свои претензии, хотя принадлежность этой части озера Танзании официально не признает.

       Большая часть озера и его бассейна (68 %) находится в пределах Малави; западная граница страны практически совпадает с западным водоразделом. 25 % бассейна занимает Танзания, 7 % — Мозамбик. Танзанийский сектор бассейна имеет непропорционально большое значение для гидрологического баланса озера, так как здесь выпадает основная масса осадков, только с реки Рухуху в Танзании озеро получает более 20 % ежегодного притока воды.

       Острова Ликома и Чисумулу находятся в восточной части озера внутри мозамбикского сектора у побережья, но относятся к Малави, образуя два малавийских эксклава, окруженных со всех сторон мозамбикскими территориальными водами.

        Воды озера вертикально распределяются на три слоя, которые различаются плотностью воды, обусловленной её температурой. Толщина верхнего слоя теплой воды (эпилимниона) варьируется от 40 до 100 м, достигая максимума в прохладный ветреный сезон (с мая по сентябрь). Именно в этом слое происходит рост водорослей, которые являются базовым элементом всей пищевой пирамиды озера. Средний слой, металимнион, на несколько градусов холоднее верхнего и простирается от его нижнего края на 220 м вглубь. В толще этого слоя происходят вертикальные перемещения растворенных в воде биологических веществ и кислорода. Пространство от нижнего уровня металимнона до дна озера занимает гиполимнон. Вода здесь ещё холоднее (имеет наивысшую плотность) и имеет высокую концентрацию растворенного азота, фосфора и кремния — продуктов разложения органических веществ. Эта область почти полностью не содержит растворенного кислорода, и поэтому глубже 220 м озеро практически лишено жизни.

         Хотя эти водяные слои никогда полностью не перемешиваются, медленный обмен водой между соседними слоями все же происходит. Объём и скорость этого обмена зависит от места и времени года. Наибольший приток к поверхности богатой питательными веществами воды из металимнона и гиполимнона случается в течение прохладного ветряного сезона с мая по сентябрь, когда непрерывно дует западный ветер, который местные жители называют мвера. Этот ветер будоражит поверхность озера, вызывая иногда сильные штормы, и перемешивает воду на значительную глубину. Кроме простого перемешивания в некоторых местах озера на протяжении этого времени года происходит постоянный вынос глубинной воды на поверхность, так называемый апвеллинг. Вследствие особенностей морфологии дна апвеллинг особенно мощный в юго-восточном заливе озера. В результате в течение ветряного сезона и непродолжительное время после его окончания здесь наблюдается наибольшая концентрация планктона.

         Пелагические (далекие от побережья) воды прозрачны большую часть года вследствие низкой концентрации растворенных органических компонентов и частиц грунта. Однако значительные участки озера могут замутняться в течение дождливого сезона, когда реки начинают выносить в озеро большое количество вымытых с земли твердых частиц.

        Фитопланктон является основой всей водяной жизни в озере. Состав фитопланктонных масс варьируется в зависимости от времени года. В течение ветряного сезона (а на юго-востоке озера — весь год) наиболее многочисленны диатомовые водоросли; по его окончании с сентября по ноябрь наблюдается рост относительного количества синезёленых водорослей; часто наблюдается поверхностное цветения волокнистых синезелёных водорослей (Anabaena. С декабря по апрель планктон состоит преимущественно из смеси диатомовых, синезелёных и зеленых водорослей.

         По трофической шкале производительности озеро классифицируется как среднее между олиготрофичным и мезотрофичным.

        Озеро Ньяса имеет самую разнообразную экосистему среди пресноводных водоемов мира; по разным оценкам, в нём живёт от 500 до 1000 видов рыб. В озере представлены одиннадцать семейств, но одна из них — цихлиды (Cichlidae) — охватывает 90 % видов озерных рыб, большая часть которых — эндемики. Цихлиды занимают большинство экологических ниш озера. Озерные цихлиды распределяются на две большие группы: пелагические, преимущественно хищные виды, живущие в толще воды вдали от берегов, и прибрежные, среди которых наблюдается богатое разнообразие форм, размеров, способов питания и поведения. Хотя видовое разнообразие пелагических цихлид также высоко по любым стандартам, но именно в прибрежных обществах оно достигает абсолютного максимума. Вблизи скалистых берегов озера на участке площадью 50 м² можно насчитать до 500 особей рыб 22 различных видов. Существуют виды и разновидности, эндемичные для отдельных частей озера или даже для отдельных бухт или участков побережья. Цихлиды являются базой озерного рыболовства и обеспечивают питанием значительную часть населения Малави, некоторые виды представлены как декоративные аквариумные рыбы, которые продаются за границу.

      Кроме рыб, для озерной экосистемы характерно большое количество крокодилов, а также африканских орланов-кликунов, которые охотятся на рыбу. Ежегодно случается массовый вылет озерных мух, личинки которых живут на дне в мелководных частях озера; тучи мух в эти дни затмевают солнце и закрывают горизонт.

    Бассейн Ньясы заселен не так плотно, как окрестности озера Виктория, но значительно плотнее берегов Танганьики. Основная часть населения сконцентрирована на юге малавийского сектора бассейна озера. В Северной и Центральной провинциях Малави, которые лежат преимущественно в пределах бассейна озера, проживает соответственно 12 % и 41 % от общего населения страны, которое в 1998 году равнялось 9 900 000 человек. Среднегодовой рост населения страны составляет 2,0 %, но на севере он больше и достигает 2,8 %. 14 % населения живут в городах, городское население растет на 4,7 % в год. Экономически активное население составляет 68 %, из которых 78 % живут натуральным сельским хозяйством, и только 13 % — наемные работники. Сельское хозяйство — основа экономики Малави, его продукция составляет половину валового внутреннего продукта страны и почти весь её экспорт.

        В отличие от малавийского сектора, западные и северные части бассейна, которые лежат в пределах соответственно Мозамбика и Танзании, имеют сравнительно редкое население, и экономическая активность здесь невысока; в этих местах преимущественно сохраняется первичная растительность, нетронутая земледелием.

     Гидроэлектростанция на реке Шире, вытекающей из озера, является для Малави главным источником электричества. Энергетика страны страдает из-за колебаний уровня озера и связанной с ними нестабильности стока Шире. В 1997 году, когда уровень озера упал и сток почти прекратился, экономика страны понесла значительные потери из-за нехватки электричества.

       Рыболовство дает 2-4 % ВВП Малави, в нём заняты, прямо или косвенно, до 300 000 человек. До 80 % рыбы вылавливается самостоятельными рыбаками и мелкими артелями, но в южной части озера работает коммерческая рыболовная компания MALDECO, которая может вести лов в отдаленных от берега районах, куда не могут добраться одиночные рыбаки. Для населения Малави рыба является главным источником животных белков (до 70 % рациона), и большинство рыбы происходит из озера Ньяса. Наиболее важными промысловыми видами являются Copadichromis spp. (местное название Утака), (Bagrus spp. и Bathyclarias spp.) (чисавасава). Лов сомов (Bagrus spp. и Bathyclarias spp.) и чамбо (Oreochromis spp.), значительный в прошлом, за последнее время уменьшается, и составляет менее 20 % общего объёма вылова.

       В последнее время наблюдается уменьшение объёмов добычи рыбы вследствие чрезмерного вылова в течение предыдущих лет, который экосистема озера была не в состоянии компенсировать. В 1987 году объём коммерческого вылова составил 88 586 тонн, из которых 101 тонн было экспортировано. В 1991 году коммерческий вылов упал, по оценкам, до 63 000 тонн, из которых было экспортировано лишь 3 тонны; в 1992 году было выловлено 69 500 тонн, а экспорта рыбы в этом году вообще не было. Эти цифры показывают уменьшение имеющихся рыбных ресурсов озера, вследствие чего падают объёмы вылова, которые до 1987 года постоянно росли.

       Кроме рыболовства, коммерческое значение имеет экспортная торговля декоративными видами рыб. Некоторые виды вылавливаются просто в озере, другие разводят в специальных питомниках.

     Регулярными грузовыми и пассажирскими перевозками по озеру занимается Малавийская государственная транспортная компания Malawi Lake Service. Грузовые суда занимаются преимущественно перевозкой продукции сельского хозяйства — хлопка, натурального каучука, риса, тунговое масло, арахиса и т. д. — из озерных портов до Чипока на южном берегу, откуда она железной дорогой вывозится в мозамбикские океанские порты Бейра и Колумба. Пассажирские суда ходят между приозерными городами, а также к островам Ликом и Чизумулу. Острова не имеют никакой гавани, поэтому суда становятся на якорь неподалеку от берега, а груз и пассажиры добираются до островов на лодках.

       Главными портами на озере являются Манки-Бей, Чипока, Нхотакота, Нката-Бей и Каронга в Малави, *** в Танзании и Кобве в Мозамбике. Малавийский портовый городок Мангочи расположен на реке Шире в нескольких километрах ниже её истока из озера Ньяса.

    Озеро Ньяса сравнительно благополучно в экологическом отношении, но в будущем предполагаются серьёзные проблемы. Основной угрозой является чрезмерное рыболовство, проблема, которой способствует демографический взрыв, который наблюдается в Малави за последние десятилетия. Население Малави растет на 2 % в год, почти половина населения страны — дети младше 15 лет. Рыба дает до 70 % животных белков потребительского рациона малавийца, и спрос на неё постоянно растет. Ежегодный вылов рыбы в озере уменьшается медленно, но это является следствием растущей рыболовной активности и применения запрещенных средств лова для добычи рыбы меньшего размера. К тому же, большая часть ежегодного вылова приходится на самостоятельных рыбаков-кустарей, чьим лодкам доступны только прибрежные районы озера. Однако именно в прибрежных районах рыба нерестится, и поэтому именно рыбаки-кустари оказывают наибольшее давление на экологию озера, вылавливая рыбную молодь и нанося потери озерной популяции рыб, которые она не может компенсировать.

        Проблема чрезмерного рыболовства пока касается только Малави; прибрежные районы Мозамбика и Танзании редко заселены, и давление на рыбные запасы озера со стороны тамошних рыбаков минимальный. Существующаий в северо-восточном секторе озера территориальный спор между Малави и Танзанией имеет чисто политический характер и не приводит к конфликтам за рыбные ресурсы: лодки рыбаков-кустарей могут пересечь озеро, чтобы добраться до рыбных мест у берегов Танзании, а крупные коммерческие рыболовные компании ведут лов в южной, наиболее богатой рыбой части Ньясы. Однако с началом эксплуатации крупными судами косяков пелагических рыб, о больших запасах которых в далеких от берегов областях озера стало известно сравнительно недавно, споров за рыбные ресурсы обойти не удастся.

        Слухи о существовании в Центральной Африке большого внутреннего моря доходили до европейцев на протяжении столетий. На средневековых картах XVII—XVIII столетий очертание озера уже изображалось достаточно точно, вероятно, по свидетельствам арабских торговцев, что проникали сюда начиная с X в. В 1860 году Дэвид Ливингстон, шотландский миссионер и знаменитый исследователь Африки, после неудачной попытки подняться вверх по Замбези на судне, на пути которого встали пороги Кебрабасса, начал исследования реки Шире и добрался по ней до южных окрестностей озера Ньяса. Ливингстон вряд ли был первым из европейцев, кто увидел Ньясу, однако именно он познакомил мир со своим открытием и заявил о своем приоритете первооткрывателя. Ливингстон описал Ньясу как «озеро звезд» из-за бликов солнца на его поверхности.

700bb1a374cf9ee633faf0134152a4d9.jpg

Дэвид Ливингстон.

         В отчетах об этой экспедиции, которые были изданы в Англии в 1865 году и сразу приобрели большую популярность, Ливингстон предоставил многочисленные сведения о природе южной части озера и обычаях народов, населявших его берега, а также сообщил европейцам об активной работорговле, которая велась в этом регионе. Тысячи рабов ежегодно переправляли через озеро с западного берега на восток для продажи на невольничьих рынках мусульманских городов на побережье Индийского океана. Ливингстон полагал, что патрулирование озера даже одной канонерской лодки может радикально затруднить региональную работорговлю, перерезав её торговые пути, а введение альтернативных товаров для торговли вместо рабов и пропаганда христианства сведет её на нет. Именно начиная с Ливингстона началось мощное миссионерское движение в районах к западу от Ньясы, которое впоследствии привело к прекращению работорговли и устройству в 1891 году британского протектората, который в 1907 году стал колонией Ньясаленд, а в 1966 — Республикой Малави.

       В 1914 году, когда сюда пришли известия о начале Первой мировой войны, на озере состоялось единственное в его истории морское сражение, когда британский корабль потопил немецкий вооруженный пароход в территориальных водах Германской Восточной Африки.

       Открытие озера Ньяса Ливингстоном было по существу открытием вторичным: первым из европейцев это озеро повидал ещё в 1616 году португальский путешественник Гашпар Букарру. Однако сведения о его открытии оказались погребенными в португальских государственных архивах, и само имя этого первопроходца было надолго забыто (Ливингстон, например, о нём ничего не знал).

       В 2005 году в отложениях озера Малави учёными был обнаружен вулканический пепел вулкана Тоба, находящегося в 7 тыс. км на острове Суматра. Исследования отложений пепла Тобы в озере Малави не показали признаков существенного изменения климата Восточной Африки во время и после извержения: похолодание в этом регионе было оценено лишь в 1,5 °C, а концентрация пепла слишком мала для прямого воздействия на экосистему. Не отмечено и изменений в составе водорослей. Высказано мнение, что из африканской популяции людей, предковой для всего человечества, это событие пережило около 10 000 человек.

c3b6147bf89a95ef792c154419a9dd95.jpg Вид на озеро с острова Ликома.

 8aaf7766936263d004e3e15368423b17.jpg Берег озера возле города Манки-Бей.

 

2. 1931 год.  Основан Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова.

         Государственный академический центральный театр кукол имени С. В. Образцова — крупнейший в мире театр кукол, расположенный в Москве на Садовом кольце по адресу: ул. Садовая-Самотёчная, дом № 3. Ближайшая станция метро — «Цветной бульвар».

        Организован 16 сентября 1931 года при Центральном доме художественного воспитания детей, открылся в апреле 1932 года спектаклем «Джим и Доллар». Большую часть спектаклей поставил Сергей Образцов (с 1949 года — директор театра).

d4f64f315ad654b834f1f2e68caba8d2.jpg

"Кукольные часы" на здании театра.

          В 1937 году А. Я. Федотов создал при театре Музей театральных кукол, коллекция которого считается одной из лучших в мире. В сентябре этого же года тот же А. Я. Федотов организовал при театре библиотеку, которая также представляет собой самое большое количество книг по русской и зарубежной литературе о театре кукол. В этом же году театру предоставили помещение на площади Маяковского.

        Во время Великой Отечественной войны, в 1942-45 гг., театр находился эвакуации в Новосибирске, показывал фронтовые программы, провожая солдат на войну. Театр награждён орденом Трудового Красного Знамени (1969).

        В 1970 году театр переехал в новое здание, на фасаде которого установлены уникальные кукольные заводные часы, ставшие одной из достопримечательностей Москвы (архитекторы Ю. Н. Шевердяев, А. П. Мелихов, В. И. Уткин, инженеры Б. Новиков, С. Пылаева, художник-технолог А. Тихомиров, часы — скульпторы Д. М. Шаховской и П. М. Шимес). Каждый час открываются поочередно дверцы в домиках-ящичках вокруг циферблата часов и двенадцать животных — сказочных персонажей — приветствуют под музыку «Во саду ли, в огороде» в аранжировке Н. Богословского. В новом здании имеется большой зал и малый (с 2014 года у театра появилась третья сцена). До смерти Сергея Образцова, в театре был сад с экзотическими растениями, прудами с рыбками и канарейками.

         В 2013 году (4 января) в театре случился пожар, огонь вспыхнул в 17:25 по московскому времени. Во время пожара в здании был только персонал.

d6fef0e71e135e04aef326d89436d677.jpg

Памятник Сергею Владимировичу Образцову и его кукольный театр в Москве.

Труппа:

Абельцев Андрей Владимирович

Адиль Искендер — заслуженный артист РФ

Аллаярова Шахноза Уразбоевна

Анисимова Вера Степановна

Бабаева Екатерина Николаевна — заслуженная артистка РФ

Беленкова Ольга Иннокентьевна

Беркун Владимир Григорьевич — заслуженный артист РФ

Бобровская Юлия Сергеевна

Богданов Дмитрий Сергеевич

Богданова Халися Ривхатовна — лауреат премии «Золотая маска»

Богомольный Роман Леонидович — заслуженный артист РФ

Бурмистров Александр Борисович — заслуженный артист РФ

Бурмистрова Людмила Владимировна — заслуженная артистка РФ

Бусаров Сергей Николаевич

Вещиков Анатолий Иванович — заслуженный артист РФ

Виолин Фёдор Владимирович — народный артист РФ

Воеводин Виктор Петрович — заслуженный работник культуры РФ

Вольфсон Мария Сергеевна

Воронкова Светлана Владимировна

Глушков Вячеслав Михайлович

Горбунова Александра Дмитриевна — заслуженная артистка РФ

Городиский Александр Михайлович

Дубичев Константин Анатольевич

Дудкин Владимир Михайлович — заслуженный артист РФ

Евченко Михаил Тарасович

Жукова Вера Фёдоровна

Захарьев Алесандр Олегович

Калинников Юрий Германович — заслуженный артист РФ

Квашнин Роман Александрович

Ковальчук Алёна Александровна

Кузьмин Александр Валерьевич

Кустов Максим Алексеевич

Ланкина Ирина Геннадьевна

Ляпидевский Роберт Анатольевич — народный артист РФ

Малетина Екатерина Олеговна

Медведева Ольга Игоревна

Минаков Аркадий Матвеевич — заслуженный артист РФ

Михайлов Владислав Игоревич

Михайлова Яна Игоревна

Москаленко Марина Валерьевна

Нечаев Андрей Валентинович — дважды лауреат премии «Золотая маска»

Осинцова Ирина Сергеевна

Писклова Татьяна Фёдоровна

Росткова Мария Анатольевна

Рубановская Евгения Ильинична

Рябов Виктор Васильевич — народный артист РФ

Самсонова Тамара Владимировна

Сергеева Татьяна Геннадьевна — заслуженная артистка РФ

Слюсарева Анастасия Александровна

Сметанина Татьяна Александровна

Смоленская Янина Анатольевна

Соколов Алексей Александрович — лауреат премии «Золотая маска»

Сутормин Николай Анатольевич

Сухановский Кирилл Олегович

Тепер Любовь Николаевна — заслуженная артистка РФ

Фёдорова Ирина Игоревна

Чабанюк Оксана Николаевна

Чевская Екатерина Александровна

Черкинская Вера Владимировна

Чернов Дмитрий Васильевич — заслуженный артист РФ, лауреат премии «Золотая маска»

Шмелькова Нина Ивановна — заслуженная артистка РФ

Элик Софья Вадимовна

Спектакли:

1931 — «Цирк на сцене»

1932 — «Джим и Доллар»

1933 — «Поросёнок в ванне»

1933 — «Эхо-болтун»

1934 — «Братья Монгольфье»

1934 — «Пузан»

1935 — «Каштанка»

1935 — «Наш цирк»

1935 — «Гусёнок»

1936 — «Волшебная калоша»

1936 — «По щучьему веленью»

1936 — «Ёлка»

1937 — «Большой Иван»

1937 — «Веселые куклы»

1937 — «Наш двор»

1937 — «Сказка о *** и работнике его Балде»

2008 — «Конёк-Горбунок»

1939 — «Лесная тайна»

1939 — «Путешествие в странные страны»

1940 — «Волшебная лампа Аладдина»

1940 — «Терем — теремок»

1941 — «Фронтовая программа»

1941 — «Ночь перед Рождеством»

1943 — «Король — олень» К . Гоцци

1945 — «Весёлые медвежата»

1945 — «Маугли»

1946 — «Золушка»

1946 — «Необыкновенный концерт»

1947 — «Кошкин дом»

1947 — «От южных гор до северных морей»

1948 — «Заяц и кот»

1948 — «Краса ненаглядная»

1949 — «Лесные артисты»

1949 — «Под шорох твоих ресниц»

1949 — «Сармико»

1950 — «2:0 в нашу пользу»

1950 — «Сундук сказок»

1951 — «Илья Муромец, крестьянский сын»

1952 — «Любит… не любит…»

1952 — «Снегуркина школа»

1953 — «Чёртова мельница»

1954 — «Дело о разводе»

1955 — «Конек-Горбунок»

1956 — «Дочь-невеста»

1957 — «Гасан, искатель счастья»

1958 — «Мой, только мой!»

1958 — «Сказка о потерянном времени»

1959 — «Соломенная шляпка»

1959 — «Вот так ёжик»

1960 — «Царевна-лягушка»

1961 — «Мистер Твистер и Петрушка-иностранец»

1961 — «Божественная комедия»

1962 — «В гостях у Чуковского»

1964 — «И-го-го»

1965 — «Тигрик Петрик»

1967 — «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твердом слове»

1968 — «Заячья школа»

1968 — «Ноев ковчег»

1970 — «Солдат и ведьма»

1970 — «Новоселье»

1972 — «Говорит и показывает ГЦТК»

1974 — «Сказка о Царе Салтане»

1975 — «Дон Жуан — 76»

1977 — «Здравствуй, здравствуй! Добрый день!»

1977 — «Три толстяка»

1978 — «Вечер открытых дверей»

1979 — «Какой счёт?»

1980 — «Дракон»

1981 — «Принцесса и эхо»

1982 — «38 попугаев»

1983 — «Привет мартышке»

1985 — «Полоумный Журден»

1985 — «Шлягер, шлягер, только шлягер …»

1986 — «Прыгающая принцесса»

1987 — «Маугли»

1988 — «Про Федота стрельца, удалого молодца»

1990 — «Сыр-бор»

1992 — «Чёртова мельница»

1997 — «Глупов — шоу»

1998 — «Комедия ошибок»

1998 — «Щелкунчик»

1999 — «Пиковая дама» — номинат Национальной театральной премии «Золотая маска»

1999 — «Всю жизнь я играю в куклы»

2001 — «Великий пересмешник»

2001 — «Жирофле-Жирофля»

2001 — «Кот Васька и его друзья»

2001 — «Молодость короля Людовика XIV»

2002 — «Морозко»

2002 — «Шутовская комедия о Тиле»

2003 — «Риголетто»

2004 — «Горя бояться — счастья не видать»

2004 — «Ночь перед Рождеством»

2005 — «Бери шинель, пошли домой»

2005 — «Волшебная флейта»

2006 — «Винни по прозвищу Пух»

2006 — «Странная миссис Сэвидж»

2007 — «Жизнь собачья»

2007 — «История Алоиса»

2008 — «Нижинский, сумасшедший божий клоун»

2008 — «Путешествия Гулливера»

2008 — «Дюймовочка»

2009 — «Золушка»

2010 — «Любовь к трём апельсинам»

2010 — «Царь-девица»

2011 — «Свадебка»

2011 — «Снеговик» — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»

2011 — «Большое путешествие: драконы, демоны, герои»

2012 — «Старый сеньор и…» — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»

2013 — «Синяя птица» — посвящён 150-летию К. С. Станиславского

2013 — «Некто Нос»

2013 — «Все другие и собака»

2014 — «Али-Баба и сорок разбойников»

2014 — «Безумный день или Женитьба Фигаро» - номинат Национальной театральной премии «Золотая маска»

2015 — «Ленинградка» — посвящён 70-летию Победы в Великой Отечественной войне - лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска»

2015 — «Ежикино лето»

2015 — «Аленький цветочек»

2015 — «Три Поросёнка»

2016 — «Дон Кихот»

 

3. 1943 год.  Атака группы III KG100 на линкор «Уорспайт».

             В сентябре 1943 г «Уорспайт» прикрывал высадку союзных войск у Салерно (Италия).

462d46eff47c1df6450a1685c69ccbc4.jpg

"Уорспайт" в Индийском океане. 1942 г.

       16 сентября ІІІ./ KG100 атаковала британские линкоры «Уорспайт» и «Вэлиант», использовав 6 радиоуправляемых бомб Fritz-X. Немецкие атаки начались в 14:00 с того, что группа FW-190 спикировала на «Уорспайт» со стороны солнца. Зенитки отогнали их, но, как выяснилось вскоре, это был отвлекающий маневр. Вот что пишет командир линкора капитан 1 ранга Пеккер:

        «В 14:30, всего через несколько минут после того, как исчезли истребители-бомбардировщики, наблюдатели заметили то, что приняли за три горизонтальных бомбардировщика на высоте 6000 футов. Но в действительности это были три управляемые бомбы, которые сбросили самолеты, летевшие на высоте 20 000 футов. Когда бомбы оказались у нас прямо над головой, они стали похожи на три совершенно белых гриба, несущихся с огромной скоростью вертикально вниз прямо на корабль».

      Первая бомба легла рядом с правым бортом, разорвав обшивку, что вызвало обширные затопления. Вторая бомба, сброшенная фельдфебелем Мейером, попала чуть позади трубы с левого борта. Она легко пронизала надстройку, корпус, броневую палубу и взорвалась в котельном отделении №4. Еще одна бомба взорвалась под кормой линкора.

       Огромный корабль буквально подпрыгнул от этих взрывов. В днище линкора была пробита дыра размером 6 на 3 метра. Переборки в районе взрывов были смяты и изрешечены осколками во многих местах. В результате были затоплены 5 из 6 котельных отделений, разорваны топливные цистерны. Началось просачивание воды в последнее котельное отделение №1, но механики сумели удержать пар, и так как турбины остались целы, «Уорспайт» медленно пополз прочь от плацдарма. Однако через час пришлось покинуть и последнее котельное отделение, поэтому на Мальту 19 сентября «Уорспайт» прибыл на буксире. Линкор с трудом держался на плаву, так как принял 5000 тонн воды.

b1766c123b0fb1a2437adc61ebe638a7.jpg

"Уорспайт" у причальной стенки. 1942 г.

       Там корабль по-быстрому залатали, и 4 буксира повели его в Гибралтар вместе с 4 эсминцами сопровождения. Ремонтные мастерские этого порта не могли полностью исправить все повреждения, но в Англию линкор ушел своим ходом, хотя две башни Главного калибра и злосчастное котельное отделение не действовали.

e583062786ac8a17beadae271aa5404b.jpg

Пятнадцатидюймовки "Уорспайта".

      После ремонта в Розайте линкор принял участие в десантной операции в Нормандии, причем котельное отделение №4 ремонтировать не стали, а просто наложили заплатку на пробоину в днище. Также не действовала башня «Х», но причины этого не известны, так как главный калибр от взрыва не пострадал.

01b3eef1c03a3c2f2c1511105464ac94.jpeg

"Уорспайт" поддерживает огнем высадку в Нормандии.

 

4. 1964 год.  Катастрофа Ан-8 в Гостомеле (Киев). Погибли 7 человек.

        Катастрофа Ан-8 в Гостомеле — авиационная катастрофа, произошедшая в среду 16 сентября 1964 года в аэропорту Гостомель (Киев) в ходе испытательного полёта самолёта Ан-8РУ (с реактивными ускорителями), при этом погибли 7 человек.

36f10eaf8b67732379fc8d3a72eb5aff.jpg

Ан-8РУ в полете.

       В конце 1950-х годов в советские войска стали поступать новые двухдвигательные турбовинтовые транспортные самолёты Ан-8. Несмотря на положительные результаты эксплуатации, из строевых частей поступали и претензии к новой машине. Особенно отмечалась недостаточная энерговооружённость самолёта, из-за чего в случае отказа одного из двигателей взлёт с аэродромов 3-го класса был уже невозможен, либо приходилось существенно снижать взлётный вес. Тогда Х. Г. Сарымсаков, который являлся конструктором филиала завода Антонова, инициировал установку на одном из Ан-8 пороховых ускорителей, что было поддержано и самим ОКБ Антонова (ГСОКБ-473). Переделке подвергли серийный самолёт с заводским номером 1З3470, на котором в 1963 году на Ташкентском авиационном заводе в задней части установили два стартовых пороховых реактивных двигателя модели СПРД-159, каждый из которых имел силу тяги 4300 килограмм. Целью такой переделки являлось повышение взлётного веса самолёта до 42 тонн с сохранением его скороподъёмности в случае отказа одного из двигателей. Самолёту присвоили обозначение Ан-8РУ (по некоторым данным, он носил бортовой номер СССР-55517), а затем советские ВВС и Государственная комиссия по авиационной технике при Совете министров СССР Командир корабля — лётчик-испытатель 1-го класса Митронин Александр Фёдорович (ГКАТ СМ СССР) провели его совместные государственные испытания.

        Экипаж:

Второй пилот — лётчик-испытатель 3-го класса Цыганков Анатолий Михайлович

Штурман-испытатель — Попов Владимир Николаевич

Бортмеханик-испытатель — Петрашенко Н. А.

Бортрадист-испытатель — Мельниченко П. С.

Ведущий инженер по эксплуатационным работам — Карпинский Г. С.

Ведущий инженер по лётным испытаниям — Склярский Б. Л.

       16 сентября 1964 года на лётно-испытательной и доводочной базе ОКБ, которая находится в аэропорту Гостомель, проводились очередные испытания. Утром данного дня лётчики-испытатели выполнили один полёт в ходе которого отключался левый двигатель, при этом автоматически флюгировался левый воздушный винт, а затем поочередно включались пороховые ускорители. Этот полёт прошёл успешно.

       Второй полёт выполнялся уже во второй половине дня в присутствии руководителей ОКБ, при этом предстояло включать оба ускорителя. В 16:30 экипаж доложил о готовности к взлёту и установке винтов на упор. Однако руководитель полётов попросил его повременить, так как кинооператор, который должен был заснять взлёт самолёта, ещё не успел подготовиться. Затем в 16:45 разрешение на взлёт было дано. Самолёт разогнался по полосе и поднялся в воздух, после чего через 20 секунд при скорости 220 км/ч экипаж включил оба пороховых ускорителя, а затем ещё через 6 секунд при 264 км/ч стоп-краном был остановлен левый двигатель. Левый воздушный винт при этом должен был автоматически зафлюгироваться, однако на сей раз он вместо этого перешёл в режим авторотации. Левый воздушный винт стал тормозить самолёт, тогда как правый продолжал работать в режиме тяги, из-за чего возник разворачивающий момент, который экипаж не смог парировать из-за недостаточного хода рулей направления и высоты. Входя в глубокий левый крен (до 70—80°) и перейдя в скольжение, Ан-8РУ в 1850 метрах от старта врезался в землю и взорвался. Все 7 человек на борту погибли.

     Точную причину, почему левый винт не зафлюгировался, комиссия установить не смогла. Однако есть вероятность того, что воздушные винты не были поставлены на упоры, в результате чего после отключения двигателя винт и перешёл в режим авторотации, а не автоматического флюгирования. Хотя при первом докладе о готовности к вылету экипаж сообщил, что винты установлены на упоры, однако после запрета на взлёт винты с упоров возможно были сняты. Когда же через 15 минут вылет был разрешён, то экипаж о поставленных на упоры винтах уже не сообщил, из чего можно сделать предположение, что это сделано не было. Катастрофе во многом способствовала спешка в выполнении программы испытаний, при том что эта программа не была утверждена методическим советом ЛИИ. Также в задании было указано, что если двигатель останавливают стоп-краном, то надо дублировать это электрическим флюгированием, тогда как необходимо применять и гидрофлюгирование.

         По результатам расследования была введена обязательная методика дублирования системы автоматического флюгирования при останове двигателя в полете. Также в обязанности руководителя полётов добавили пункт, что нельзя давать разрешения на взлёт, пока экипаж не подтвердит постановку воздушных винтов на упор. После данной катастрофы все работы по самолётам Ан-8РУ были навсегда прекращены.

 

5. 1971 год.  Катастрофа Ту-134 под Киевом. Погибли 49 человек.

       Катастрофа Ту-134 под Киевом — авиационная катастрофа, произошедшая в четверг 16 сентября 1971 года в районе Киева с Ту-134 венгерской авиакомпании Malév Hungarian Airlines, при этом погибли 49 человек.

f29351d9f5b4282c31d628ee6e8b8293.jpg

Ту-134 компании Malév.

    Ту-134 с заводским номером 9350801 и серийным 08-01 был выпущен Харьковским авиационным заводом в 1968 году. Самолёт продали венгерской авиакомпании Malév Hungarian Airlines, где он получил регистрационный номер HA-LBD. Стоит отметить, что для авиакомпании это был второй самолёт данного типа. Пассажировместимость салона составляла 72 места.

     Экипаж:

Командир (КВС) — Mészáros Sándor

Второй пилот — Veres László

Штурман-проверяющий — Papp Sándor

Штурман — Deák Andor

Бортрадист — Takács Márton

Стюардессы:

Szőke Valéria

Székelyhídi Katalin

Takács Zsuzsanna

           Самолёт выполнял пассажирский рейс 110 из Будапешта в Киев, при этом пассажирами в основном была рабочая делегация, которая направлялась сперва в Киев, чтобы оттуда уже направиться в Крым. Задержавшись на час из-за плохой погоды, рейс 110 с 8 членами экипажа и 41 пассажиром на борту вылетел из Будапешта и после набора высоты занял эшелон 9700 метров. По данным прогноза погоды, в киевском аэропорту Борисполь в это время стояла пасмурная погода. Вертикальная видимость составляла 80 метров, а горизонтальная 1700 метров. У командира экипажа метеорологический минимум составлял 150 на 1800 метров, поэтому в данной ситуации в качестве запасного аэродрома была выбрана Одесса, однако командир всё равно направился к Киеву, надеясь на некоторое улучшение погоды.

       Но затем на 50-й минуте полёта система переключила питание электрических цепей 28 вольт на аварийную схему, так как отказали все 4 генератора мощностью 12 кВт. Как позже будет установлено, сами генераторы были исправны, причиной задействований аварийной схемы стал сбой в работе автоматики. Также сбоем оказался последовавший затем сигнал о срабатывании противопожарной системы. На высоте 3700 метров экипаж перешёл на связь с диспетчером Бориспольского аэропорта. Бортовые системы авиалайнера питались от аккумуляторных батарей, а потому экипажу следовало бы объявить чрезвычайную ситуацию, тогда ему дали бы сразу прямой заход. Однако венгерский экипаж не доложил об этом, а потому рейс 110 был отправлен по стандартной схеме захода на посадку. Также экипажу следовало в данной ситуации отключить лишние электрические приборы и оборудования, как например холодильник и кухню. Однако это тоже не было сделано, что заметно сократило время работы от батарей.

         Заход выполнялся с южной стороны, а в это время видимость в аэропорту упала до 700 метров. Диспетчер спросил у КВС, какой у того метеорологический минимум, на что получил обманчивый ответ, что 60 на 600 метров. Так как рейс 110 уже значительно отклонился от глиссады, то он был отправлен на второй круг. При повторной заходе экипаж уже завершил четвёртый разворот преждевременно и оказался в 3 километрах правее, поэтому вновь был вынужден прерывать заход. Однако к тому времени аккумуляторные батареи уже разрядились, из-за чего навигационные приборы стали отказывать, а в условиях полёта в низкой облачности это привело к тому, что экипаж был дезориентирован и не заметил, как перешёл в крутое снижение. Когда самолёт на высоте 50—70 метров вышел из облаков и пилоты увидели землю, то у них уже не хватило времени на исправление ситуации. В 11:43 в 28 километрах севернее аэропорта на скорости 500—580 км/ч Ту-134 зацепил правой плоскостью землю, а затем фюзеляж ударился о землю и врезался в железнодорожную насыпь, в результате чего полностью разрушился.

         В ходе расследования комиссия пришла к выводу, что к катастрофе привела трагическая цепь различных факторов, в том числе сбой в работе электропитания, сложные погодные условия в Киеве и при этом излишняя самоуверенность командира, экипаж забыл отключить лишние приборы и не объявлял чрезвычайную ситуацию. В результате после 29 минут полёта на аккумуляторных батареях авиалайнер оказался обесточен, а экипаж потерял контроль над ситуацией.

 

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki

                  А.Г. Больных. ЛИНКОРЫ. Иллюстрированная энциклопедия - М.: Яуза: ЭКСМО: 2013

                  

P.S. Знаю, много букв. Но кто осилил – Молодец.

  • Плюс 7

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
2 936 публикаций
208 боёв

Лови плюс. Интересно было почитать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 550
[NG-F]
Модератор, Модератор
11 331 публикация
9 168 боёв

Лови плюс. Интересно было почитать.

 

:honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 511
[MAD-B]
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер
13 228 публикаций

 

:honoring:

 

А почему не утром? :(

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 550
[NG-F]
Модератор, Модератор
11 331 публикация
9 168 боёв

 

А почему не утром? :(

 

Занят был утром. :(

Но ведь это ничего не меняет. Ведь так?

16 сентября все еще длится. :)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
79
[FUR-S]
Бета-тестер
258 публикаций
8 393 боя

Таки вы творите в день по теме... жаль, что я настолько недавно об этом узнал.

Огромное уважение за труд! (столь регулярное занятие просто развлечением назвать тяжело)

 

З.Ы.

И да, от души всем нам желаю, чтоб в таких вот подборках как можно реже встречались даты вроде последних двух, приведённых здесь...

 

З.З.Ы.

Хотя нет, новостей вроде третьей (связанных с войной) человечеству лучше бы вообще не видеть. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 550
[NG-F]
Модератор, Модератор
11 331 публикация
9 168 боёв

Таки вы творите в день по теме... жаль, что я настолько недавно об этом узнал.

Огромное уважение за труд! (столь регулярное занятие просто развлечением назвать тяжело)

 

З.Ы.

И да, от души всем нам желаю, чтоб в таких вот подборках как можно реже встречались даты вроде последних двух, приведённых здесь...

 

З.З.Ы.

Хотя нет, новостей вроде третьей (связанных с войной) человечеству лучше бы вообще не видеть. 

 

Спасибо за отзыв.

Да - не ради развлечения. Люблю и увлекаюсь историей.

И хотелось бы, чтобы подобных событий было поменьше, а лучше совсем не было. Чего всем желаю искренне.

Но обычно даты и запоминаются событиями подобного рода (поз. 3, 4, 5) - война, катастрофа. Самолет упал - помнят многие, а вот "умер последний на земле сумчатый волк" - запомнят единицы, увлеченные животными, биологией.




В любом случае - рад, что Вам понравилось. :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
843 публикации
174 боя

пумчик, ты молодец, подавая хронометр в жизнь

я смотрю, что главред занимается этим ))))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
79
[FUR-S]
Бета-тестер
258 публикаций
8 393 боя

 

Спасибо за отзыв.

Да - не ради развлечения. Люблю и увлекаюсь историей.

И хотелось бы, чтобы подобных событий было поменьше, а лучше совсем не было. Чего всем желаю искренне.

Но обычно даты и запоминаются событиями подобного рода (поз. 3, 4, 5) - война, катастрофа. Самолет упал - помнят многие, а вот "умер последний на земле сумчатый волк" - запомнят единицы, увлеченные животными, биологией.




В любом случае - рад, что Вам понравилось. :honoring:

 

Знаете, даже если смотрю по телевизору новости (что в последнее время стал делать куда реже), если начинается чернуха (в новостях - жуть) - обычно переключаю сразу..

Это я к тому, что есть события, достойные внимания, от которых не хочется горевать. Вами же приведены две замечательнейшие даты:

научное открытие и событие культуры (аж захотелось слово "культура" выделить жирным, курсивом, ещё и подчеркнуть раз пятьдесят :) ).

 

Да, я на этот раз нисколько не хотел критиковать вашу подборку дат. Просто в ответ на вашу фразу хотел обратить ваше внимание на то, что замечательные и при том не трагичные события в нашей истории всё же случаются :honoring:

Изменено пользователем KPOT_85

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 550
[NG-F]
Модератор, Модератор
11 331 публикация
9 168 боёв

 

Знаете, даже если смотрю по телевизору новости (что в последнее время стал делать куда реже), если начинается чернуха (в новостях - жуть) - обычно переключаю сразу..

Это я к тому, что есть события, достойные внимания, от которых не хочется горевать. Вами же приведены две замечательнейшие даты:

научное открытие и событие культуры (аж захотелось слово "культура" выделить жирным, курсивом, ещё и подчеркнуть раз пятьдесят :) ).

 

Да, я на этот раз нисколько не хотел критиковать вашу подборку дат. Просто в ответ на вашу фразу хотел обратить ваше внимание на то, что замечательные и при том не трагичные события в нашей истории всё же случаются :honoring:

Спасибо.

Я понял. Учту на будущее. :)

пумчик, ты молодец, подавая хронометр в жизнь

я смотрю, что главред занимается этим ))))

 

И Вам спасибо, что читаете. :)

Какой главред? :amazed:

Кто это?

Изменено пользователем zxxx_Puma_xxxz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×