Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
raven_shpana

Сторожевые корабли и Пограничные сторожевые корабли.

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Участник
85 публикаций
54 боя

Этой статьей я хотел бы начать серию тем про ПСКРи СКР. По мне так, достаточно интересный класс надводных кораблей. И так, приступим.

 

История создания.

 

       Сторожевой корабль (СКР) — класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охранения крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей и судов от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах. Сторожевые корабли также привлекаются для несения дозорной службы на подходах к своим военно-морским базам, портам и для охраны морской границы. Как самостоятельный класс, корабли противолодочной обороны были введены в 1-ю мировую войну, в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность. Впервые возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами, кораблях, способных противостоять подводному противнику. Потребовался специальный корабль, способный вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались, в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

 

Англия, первой была вынуждена начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с германскими подводными лодками, вырабатывать тактику противолодочной борьбы, совершенствовать противолодочное оружие и средства. Таким образом, впервые в мире, первые противолодочные корабли появились в британском флоте, в ходе 1-й мировой войны, в связи с активными действиями германских подводных лодок. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей — «Пи-ботс», с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода — 22 узлов, одно 100-мм орудие, два 2-фунт. орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы).

 

 997e2073143a.jpg

 

Для американского флота, по примеру англичан, в срочном порядке, заложили около 60-ти единиц кораблей, аналогичных СКР — типа «Игл».

Spoiler

 

ed049cc832f9.jpg

В русском флоте, корабли, аналогичные английским кораблям противолодочной обороны, были обозначены классификационным термином «Сторожевой корабль».

 

В 1914—1916 годах в России были построены первые сторожевые корабли типа «Коршун» водоизмещением 400 тонн и скоростью 15 узлов. В 1914 — 1916 годах, в России были заложены первые сторожевые корабли типа «Коршун»: водоизмещением 400 (350—530)тонн; две паровые турбины; скорость 15 узлов , (достаточная для Балтийского морского театра); 

f536b79d1c73.jpg

 

В октябре 1917 года, за несколько дней до Великой Октябрьской революции (Октябрьского переворота), новый класс — «Сторожевой корабль» был впервые официально включён в классификацию русского флота. Однако, стремительно развивающиеся политические события, приведшие к независимости Финляндии, явились причиной тому, что первые 12 единиц СКР типа «Коршун», строящихся на финских верфях, так и не вошли в состав русского флота. В 1916 — 1917 годах, некоторые из этих кораблей были спущены на воду:

998e89e1d629.jpg

 

«Голубь», «Пингвин», «Бекас», «Кулик», «Стриж», «Чибис».

ТТХ:

 Водоизмещение:

400/530 т, 

Размеры судна:

52x7,5x3,4 м.

Энергоустановки:

 Паровая Машина - 2, 1400 л.с.=15 уз., 60 т угля.(выше скорости подводной лодки в подводном положении и примерно равная её скорости в надводном положении); дальность плавания 700 миль.

 Экипаж: 54 чел. 

Вооружение:

2×1-102-мм орудия; 1-40-мм зенитный автомат, 3 пулемета; предполагалась установка для глубинных бомб.

 

 

Универсальные корабли специальной постройки, предназна­ченные для охраны баз и несения дозорной, конвойной и посыль­ной службы. Заложены в Гельсингфорсе в 1916— 1917 гг.; к на­чалу 1918 г. успели достроить только 2 головных. Все захвачены Финляндией; «Голубь» и «Пингвин» стали финскими в дальнейшем «Уусимаа» и «Хамеенмаа», остальные 4 в 1920 г. были достроены для ВМС Чили под названиями «Оромпелло», «Эликура», «Колоколе» и «Люкотон».

 

В первой половине 1920-х годов, флоты морских держав пополнялись новейшими кораблями, аналогичными по назначению русским «сторожевикам»: английские типа «Спей»; американские типа «Игл»; итальянские типа «Аллесандро».

 

Имея примерно одно и то же боевое назначение в военно-морских силах различных государств, эти корабли классифицировались различными терминами: «Экскортный миноносец», «Фрегат», «Корвет».

 

Класс ПСКР.

 

           В Морских силах СССР, с 1931 года, первыми представителями класса СКР стали сторожевые корабли типа «Ураган». Строительство 18-ти СКР, из которых 8 подлежали постройке в первую очередь (шесть единиц для Балтики и две для Чёрного моря), было предусмотрено шестилетней программой военного судостроения на 1926—1932 гг., принятой Советом Труда и Обороны в ноябре 1926 года. Они предназначались для несения дозорной и разведывательной службы, сопровождения и охранения крупных надводных кораблей и конвоев от нападения подводных лодок, ведения борьбы с самолётами противника. При необходимости их предполагалось использовать как быстроходные тральщики. Всего за годы предвоенных пятилеток ВМФ ВС СССР получил 18 кораблей типа «Ураган», построенных четырьмя сериями на заводах Ленинграда и Николаева. Часть из них в разобранном виде была доставлена по железной дороге и морским путём на Север и Тихий океан.

 

В середине 1930-х годов, для морских пограничных сил СССР был введён новый подкласс сторожевых кораблей — «Пограничный сторожевой корабль» (ПСКР) или «Малый сторожевой корабль».

 

Для противолодочной обороны баз ВМС СССР, были спроектированы и построены ПСКР типа «Рубин» (Проект 43), 

Spoiler

 

542798a1079f.jpg

несколько меньших размеров по сравнению с типом «Ураган», с дизельной энергетической установкой.

ТТХ:

 Водоизмещение примерно 500 т, 

скорость 15 уз; 

вооружение: 1×102-мм; 2×37-мм зенитных автомата; противолодочное вооружение.

 Однотипный СКР «Бриллиант»: заложен в 1934 году; построен и введён в строй в 1937 году; погиб в 1944г.

fd4c7c839691.jpg

 

Все на Северном Флоте.
4 единицы:
ПСКР-27 "Жемчуг"
ПСКР-28 "Рубин"
ПСКР-29 "Бриллиант"
ПСКР-30 "Сапфир"
После 30.06.1941 г. все переклассифицированы в СКР с сохранением бортовых номеров.

Фактически это были тральщики проекта 3 класса "Фугас" без трального вооружения.

ТТХ:

водоизмещение 580 т;

 размеры: 62×7,2×2,6 м; 

мощность движителей: 2х1100 л.с; 

максимальная скорость — 16,8-17,2 уз(разные источники);

 дальность плавания (экономической скоростью) — 3500 миль; 

вооружение: 

 артиллерийское: 1 х102-мм орудие, 3х 37-мм зенитных морских пушки, 2 х12,7-мм пулемета на турелях; 

минное: рельсы и кормовой скат; 

бомбовое: 2 -лотковых бомбосбрасывателя, 2 бомбомета; 

химическое: 6 морских больших дымовых шашек (МБДШ) в корзинах.

Экипаж- 61 чел.

В перегруз могли взять 31 мину образца 1926 или 20 ГБ.

 

К середине 30-ых годов на Дальнем Востоке практически не было боевого флота, а морские пограничные силы насчитывали несколько старых вооружённых судов. В связи с этим руководство страны решили усилить Дальневосточный ТВД новыми кораблями, в том числе они должны были появится и в составе морпогранохране НКВД СССР. Но Отечественные судоверфи были неспособны быстро построить несколько сторожевиков с хорошими мореходными качествами. В связи с чем заказ на два ПСКРа был выдан одной из итальянской судоверфи. По условиям контракта они должны были построить корабли и своими силами перегнать на Дальний Восток где их примут уже наши экипажи. Корабли сдавались заказчику без вооружения, которое устанавливалось уже самостоятельно.

К середине 30-ых годов на Дальнем Востоке практически не было боевого флота, а морские пограничные силы насчитывали несколько старых вооружённых судов. В связи с этим руководство страны решили усилить Дальневосточный ТВД новыми кораблями, в том числе они должны были появится и в составе морпогранохране НКВД СССР. Но Отечественные судоверфи были неспособны быстро построить несколько сторожевиков с хорошими мореходными качествами. В связи с чем заказ на два ПСКРа был выдан одной из итальянской судоверфи. По условиям контракта они должны были построить корабли и своими силами перегнать на Дальний Восток где их примут уже наши экипажи. Корабли сдавались заказчику без вооружения, которое устанавливалось уже самостоятельно. "Киров" (PS-26) - в ноябре 1934 г. перешёл на Дальний Восток во Владивосток, без вооружения, с итальянским экипажем и под итальянским флагом. Принят заказчиком и в 1935 г. вошёл в состав морпогранохраны НКВД СССР.

"Дзержинский" (PS-8) - в ноябре 1934 г. перешёл на Дальний Восток во Владивосток, без вооружения, с итальянским экипажем и под итальянским флагом. Принят заказчиком и в 1935 г. вошёл в состав морпогранохраны НКВД СССР.

 

31bbb0e39d05.jpg

второе фото строящихся кораблей на стопилях:

f893ec3ebea2.jpg

 

ТТХ:

водоизмещение нормальное — 1025 т; 

размеры: 80×8,3×3,75 м; 

мощность ГЭУ — 4500 л.с; скорость — 18,5 уз; дальность плавания — 6000 миль; вооружение: 3×102-мм, 4×45-мм, 3×12,7-мм, 3×7,62-мм, 24-мины, глубинные бомбы (10-больших и 35-малых )24 якорных мин заграждения, в процессе службы, вооружение модернизировалось.

a56be9edfeb3.jpg

 

В 1937 году, для службы в арктических широтах, в СССР был спроектирован ПСКР типа «Пурга» (Проект 52), корпус ледокольного типа. Головной корабль был заложен на Ленинградском заводе «Судомех» 17.12.1938 года, спущен на воду — 24.04.1941 года.

Водоизмещение:

 нормальное:

3.165 тонн.
 полное: 3.819 тонн.

Размеры:

 длина:

95.3 метра.
 ширина: 15.1 метр.
 осадка: 5.37 метра.

Скорость:

 максимальная:

17 узлов.
 экономическая: 10 узлов.

Дальность хода:

 полным ходом:

3.467 миль.
 экономическим ходом: 12.588 миль.

Тип двигателя:

6 дизелей "37-Д" работающих на три вала общей мощностью 12.000 л.с.

Автономность:

35 суток.

Броня:  

Вооружение:

4х1 - 100 мм. универсальные артустановки "Б-34УСМ" (боезапас 1094 снаряда).
4х2 - 37 мм. зенитные автоматы "В-11М" (общий боезапас 14.000 снарядов).
4 бомбомёта "БМБ-2" (12 глубинных бомб), 12 глубинных бомб на стеллажах.
30 мин заграждения типа "КБ".

Экипаж:

219 человек (во время войны 284 человека).

Примечание: данные по ТТХ приведены откорректированного проекта, по первоначальному проекту ТТХ были немного другими. Косвенно повлиял на разработку и строительство пограничных кораблей проекта 97П.

 

Немного о Второй Мировой Войне и послевоенных годах.

 

 

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения: «Эскортный эсминец», «Фрегат» и «Корвет», которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам (ТТЭ), имели общее основное назначение. Поэтому, в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

 

Во время 2-й мировой войны, «Сторожевики» находились в составе всех флотов. Их боевая деятельность наиболее ярко проявилась в Заполярье, где кроме «настоящих» СКР активно использовались мобилизованные рыболовные траулеры (РТ), ледоколы и суда других гражданских ведомств, на которые устанавливалось лёгкое вооружение. Кроме того, численность СКР пополнили пограничные корабли (ПСК).

 

Вторая мировая война подтвердила ценность СКР в составе флотов. Эти корабли, с первого до последнего дня, несли боевую службу: охота и уничтожение подводных лодок; постановка мин заграждения; высадка десантов; доставка продовольствия, боеприпасов, горючего в осаждённые города, эвакуация раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, экскортирование транспортных судов.

 

После второй мировой войны, во флотах ряда государств, боевые корабли, которые с позиции советской классификации, аналогичны классу СКР, фактически классифицируются или как «Эскортный эсминец» или как «Фрегат» или «Корвет», в зависимости от индивидуальных характеристик. Корвет, как правило меньшего водоизмещения и менее дорогой при постройке. Эти корабли весьма многочисленны. В начале 1970-х годов, в состав флота США кораблей аналогичных СКР насчитывалось 63 единицы и 124 единицы находились в резерве. В Англии, их число составляло 65 единиц, во Франции — 28 единиц.

 

В современных условиях, корабли аналогичные СКР предназначены главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы.

 

С учётом опыта 2-й мировой войны и послевоенного развития ракетного оружия, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей — воздушным средствам нападения: самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам.

 

Статистически, современные сторожевые корабли (экскортные миноносцы, корветы и фрегаты) имеют водоизмещение до 4 000 тонн, главная энергетическая установка (ГЭУ), развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной, к более мощной газотурбинной установке, скорость 30 — 35 узлов, вооружены противокорабельными и зенитными ракетными комплексами, артиллерийскими установками, аппаратурой поиска подводных лодок и противолодочным оружием, радиоэлектронными комплексами наблюдения, связи, навигации и управления оружием.

 

По состоянию на 2011 год, система классификации боевых кораблей ВМФ Российской Федерации предполагает замену советского классификационного термина «Сторожевой корабль» на термин «Корвет».

 

Источники:

вики

 Павлов А. С. Сторожевой корабль «Неустрашимый». — Якутск, 1997. — С. 2.

 Морской Энциклопедический Словарь, Ленинград: «Судостроение», 1991г

 А.Б.Широкорада "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-1945 гг."

"Морская коллекция",периодическое издание разных годов(вмс Великобритании 1914-1918гг)

Еще немного фото

 

914525edbea1.jpg

и видео

вот такое видео нашел о пскр "жемчуг"

P.S. Прошу строго не судить - это моя первая тема.

       Тема будет постепенно дополнятся. 

 

 

 

Изменено пользователем raven_shpana

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
233 публикации
2 556 боёв

Тема неплохая, оформление нормальное, но информации маловато. Пара замечаний: сделайте все одним шрифтом, и добавьте в источники Wiki (и не надо ее стесняться)... ИМХО, текст взят отсюда.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
85 публикаций
54 боя

Тема неплохая, оформление нормальное, но информации маловато. Пара замечаний: сделайте все одним шрифтом, и добавьте в источники Wiki (и не надо ее стесняться)... ИМХО, текст взят отсюда.

СПС, учтем и исправим. Честно сказать, когда начал делать тему, то в wiki не брал за источник) наоборот в ней статья взята из других источников. Хотя текст идентичен)а инфы на эту тему маловато. Но будем искать и стараться донести в теме побольше

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
85 публикаций
54 боя

Смысл делать какие-то сторожевые корабли?

Осветить малые корабли. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
276 публикаций

Немножко про корабль такого типа ,,Слепень''

Всего было построено 11 кораблей данного типа - 8 единиц для ВМФ и 3 единицы для МЧПВ КГБ СССР, на экспорт данные корабли не строились. В 1994 году все МАКи входившие в состав флота были переданы в распоряжение Амурской бригады ПСКР ФПС России.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
85 публикаций
54 боя

Немножко про корабль такого типа ,,Слепень''

Всего было построено 11 кораблей данного типа - 8 единиц для ВМФ и 3 единицы для МЧПВ КГБ СССР, на экспорт данные корабли не строились. В 1994 году все МАКи входившие в состав флота были переданы в распоряжение Амурской бригады ПСКР ФПС России.

об этих кораблях я планирую позже поднять тему)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
170 публикаций
50 боёв

Немного мало информации и фотографий, но мне хватило.

Ети корбали отыгривали серьезную роль на войне. Открывая позиции противников.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
1 377 публикаций
12 303 боя

Понравилось плюс

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×