Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Nobosso

Эскадренные миноносцы серии А. HMS "Acasta" , HMS "Ardent" : "British sailors know what is honor"

В этой теме 18 комментариев

Рекомендуемые комментарии

53 публикации
1 866 боёв

Краткая историческая справка:

Эскадренные миноносцы (эсминцы) тип "А" - первые британские межвоенные серийные эсминцы, состоявшие на вооружении ВМС Великобритании с 1927 года и в период Второй Мировой Войны.

 

Серия состояла из 11 кораблей, с приблизительно равным водоизмещением (1330 стандартное, 1740 полное) , кроме головного - лидера флотилии HMS Codrington (1540 стандартное 2012 полное)

В их число входило 2 корабля , которые получили канадские ВМС, правда в конструкцию были внесены изменения - корпус стал шире, был усилен для плавания в сложных ледовых условиях и была установлена рубка закрытого типа, нестандартная для британского ВМФ.

 

 

Проанализировав опыт ПМВ Адмиралтейство обьявило конкурс на лучший проект эсминца для Королевских ВМС. В конкурсе участвовали фирмы "Ярроу" и "Торникрофт". Победил проект фирмы "Торникрофт" , так как их корабль был более дешевым, а за счет больших размеров обладал лучшей мореходностью.

Но в первоначальный проект были внесены изменения, так как эсминцы получились со слишком большим водоизмещением- более 2000 тонн, в результате чего пришлось пожертвовать дальностью плавания.

 

ТТХ:

 

Водоизмещение 1337 (HMS Codrington - 1540) т стандартное, 1747 (HMS Codrington - 2012) т полное
Длина 95,1 (HMS Saguenay, HMS Skeena - 94,18, HMS Codrington - 101,19)  м по ватерлинии,98,45 (HMS Saguenay, HMS Skeena - 97,53, HMS Codrington - 104,54)  м
Ширина 9,83 (HMS Saguenay, HMS Skeena - 9,91, HMS Codrington - 10,29) м
Осадка 3,73 (HMS Saguenay, HMS Skeena - 3,86 - 3,99, HMS Codrington - 3,76) м
Двигатели  2 ТЗА Parsons (HMS Acasta, HMS Achates -(фирмы Brown-Curtiss),
 3 ПК Адмиралтейского типа (HMS Anthony, HMS Ardent -(фирмы Yarrow), HMS Acheron, HMS Saguenay, HMS Skeena - (фирмы Thornycroft))
Мощность 34 000 (HMS Saguenay, HMS Skeena - 32 000, HMS Codrington - 39 000) л. с.
Движитель 2 винта
Скорость 35,25 узлов (HMS Saguenay, HMS Skeena, HMS Codrington - 35)
Дальность плавания 4 800 миль (HMS Codrington, HMS Saguenay, HMS Skeena - 5 000,на 15 узлах)
Экипаж     138 (HMS Codrington - 185)
Вооружение  
Артиллерия 4×1 — 120-мм/45 орудий QF Mk. IX (HMS Codrington - 5×1 120-мм QF Mk. IX)
ПВО 2×1 — 40-мм/40
Минно-торпедное вооружение 2×4 533-мм ТА

 

Spoiler - спуск "Акасты" на воду

 

4382334.jpg

 

 

 

Служба и участие во Второй Мировой Войне. 

 

 

 

В ходе войны корабли неоднократно подвергались модернизациям и смене вооружения. Особенный акцент делался на усиление противолодочного вооружения в ущерб торпедному и артиллерийскому. Так, с лета по конец 1940 года на всех кораблях один торпедный аппарат заменили на 76-мм зенитное орудие, установлены ГАС, 2 бомбомёта и бомбосбрасыватель (20 — 40 глубинных бомб). 

 

С конца 1940 по конец 1941 г. на HMS Active, HMS Antelope, HMS Anthony, HMS Arrow добавлено 2 бомбомёта, а число бомб увеличилось  до 70 за счёт снятия кормового орудия главного калибра. На HMS Achates во время ремонта 1941—1942 гг, сняли также носо­вое орудие «А», заменив его на реактивный бомбомёт «Хеджехог». Неоднократно усиливалось и зенитное вооружение, устанавливались новые 20-мм «эрликоны» и 40-мм «пом-помы». К концу войны на оставшихся в строю эсминцах данного типа полное водоизмещение достигало 1930—1990 тонн.

 

Эсминцы типа A приняли активное участие в боевых действиях Второй мировой войны. Пять эсминцев погибло, из них в результате действий противника — четыре. Ещё два корабля были тяжело повреждены и не использовались в качестве эсминцев до конца войны.

 

Статистика: 

 

HMS Codrington    27 июля 1940    Тяжело поврежден взрывом авиа­бомбы в Дувре, лёг на грунт, не восстанавливался

HMS Acasta    8 июня 1940    Погиб в бою с германскими линейными кораблями «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в 300 милях западнее Тромсё

HMS Ardent    8 июня 1940    Погиб в бою с германскими линейными кораблями «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в 300 милях западнее Тромсё

HMS Achates    31 декабря 1942    Потоплен в ходе «Новогоднего боя» артиллерией германского тяжёлого крейсера «Адмирал Хиппер» се­вернее мыса Нордкап

HMS Active    1947    Исключён из состава флота

HMS Antelope    1946    Исключён из состава флота

HMS Anthony    1948    Исключён из состава флота

HMS Arrow    4 августа 1943 Поврежден в Алжире в результате взрыва стоящего рядом транспорта, не восстанавливался

HMS Acheron    8 декабря 1940    Подорвался на мине и затонул в Ла-Манше

HMCS Saguenay    1948    Исключён из состава флота

HMCS Skeena    J25 октября 1944    Выбросился на мель во время шторма в Хваль-фьорде, Исландия

 

Итого из всей флотилии до конца войны осталось 4 корабля, в тч 1 - канадских ВМС.

 

Spoiler - эсминец "Ардент"

 

4332145.jpg

 

 

 

Знает ли британский флот, что такое честь? (И.В.Сталин)

 

 

 

Знатоки морской истории без труда определят к какому именно эпизоду Второй Мировой относилась эта фраза. 

Флот - Знает. И об этом - дальше.

 

Норвежская компания для Великобритании и Франции заканчивалась крайне неудачно. Люфтваффе и Вермахт наращивали силы, в море был готов выйти флот Кригсмарине , ситуация на европейском ТВД требовала вмешательства, в результате всего этого началась эвакуация союзных войск. 

Авианосец "Глориес" к тому времени растерял практически всю свою авиагруппу(в ангарах оставалось 6 торпедоносцев "Суордфиш" и 9 "Си Гладиаторов"), и терять такой корабль Адмиралтейство не хотело. 

В результате эвакуационных мероприятий авианосец принял на свой борт 2 истребительные эскадры ( 10 "гладиаторов" 263-ей и 10 "харикейнов" из 46-й) и в сопровождении 2 эсминцев - HMS Acasta и HMS Ardent  покинул ордер , и направился на север, надеясь избежать опасности. В открытом море к авианосцу должны были присоединится эсминцы "Вэнок" и "Ветеран" и таким образом усилить охранение. 

Однако ни "Веноку", ни "Ветерану" никаких следов "Глориеса" с эскортом обнаружить не удалось. 

 

Что же произошло ?  

 

16 мая штаб Руководства Войной отдал приказ о начале операции "Juno" - перехват войск, эвакуировавшихся из Норвегии с последующим уничтожением судов как в море, так и на погрузке, и подавлением опорных пунктов англичан на побережье Норвегии. 

8 утра 4 июня немецкие линейные крейсера  "Гнейзенау" (адмирал Маршалль) "Шарнхорст" , тяжелый крейсер "Адмирал Хиппер" и 4 эсминца вышли из Киля.

В полдень 5 июня соединение легло северо-западный курс и развило 25- узловой ход. 8 июня в 5.55 "Хиппер" обнаружил британский танкер "Олд Пайонир" и потопил эскортировавший его вооруженный траулер "Джунипер" . "Гнейзенау" поджег танкер, истратив 115 150-мм снарядов и эсминец "герман Шеманн" добил его торпедой.

Спустя час "Хиппером" было потоплено пассажирское судно "Орама" , а в 9-40 "Шарнхорст" остановил госпитальное судно "Атлантис", но согласно женевской конвенции - отпустил его.

Расход топлива у эсминцев и "Хиппера" заставил адмирала Маршалля отправить их на заправку в Тронхейм, а сам с двумя линейными крейсерами направился в район Харстада. 

 

в 16-46 наблюдатель заметил дым, пеленг 60 удаление 25 миль. Немецкие корабли  увеличили скорость  до 24 узлов и в 17-10 находившийся на мостике "Шарнхорста" арт офицер фрегаттен-капитан Лёвиш опознал силуэт как авианосец типа "Арк-Роял" с двумя эсминцами. 

 

Spoiler - эсминец и эскорт - "Глориос" и "Ардент" - дорога в один конец

 

4341364.jpg

 

Англичане двигались беспечно, из 18 котлов работало всего 12, и скорость соответственно была 17 узлов. Наблюдение за горизонтом никто не вел. "Сухопутные" самолеты стояли на палубе , ни один самолет со своей авиагруппы к вылету готов не был. В результате всего этого англичане заметили немецкие корабли через 15 минут  после того, как были замечены сами. 

 

17-20 на "Глориесе" прозвучал сигнал боевой тревоги, он прекратил выполнять противолодочный зигзаг и стал увеличивать скорость. Эсминец "Акаста" (коммандер Гласфорд))перестроился за кормой, готовясь прикрыть авианосец дымовой завесой. 

Германские корабли развернулись еще на 8 румбов , стремясь отрезать авианосец от южного направления. Отправленный для опознания эсминец "Ардент" (лейтенант-коммандер Баркер) сделал запрос прожектором, после чего сразу попал под обстрел немечких кораблей. 

В 17-27  "Гнейзенау" открыл огонь 150-мм артиллерией, после чего к нему присоединился  "Шарнхорст" , сразу же добившийся попадания в носовое отделение "Ардента". Тот, отчаянно маневрируя принялся ставить дымовую завесу и открыл огонь из 120-мм орудий и произвел торпедный залп (4 торпеды). Попасть в мчавшиеся к тому времени на 29 узлах корабли противника у него не было. 

 

Авианосец под прикрытием пока еще слабой завесы отвернул влево и стал готовить к вылету самолеты, передавая в эфир сообщение об атаке 2 линейных крейсеров.

 

В 17-32 после согласования с командованием в Тронхейме линейные крейсера открыли огонь по авианосцу главным калибром. Стрелял "Шарнхорст" , так как "Гнейзенау" огонь по "Арденту" 150-м артиллерией. Третий залп линейного крейсера повредил летную палубу, вызвав пожар на авианосце , сделав невозможным вылет 4 "Суордфишей" уже вооруженных торпедами. (рекорд- расстояние до авианосца было 24175 м!!!) . 

 

В 17-47 авианосец увеличил скорость до 26 узлов и используя повторную дымовую завесу эсминцев попытался оторваться. В этот момент "Шарнхорст" возобновил огонь 150-мм артиллерией по "Арденту" и поднял в воздух гидросамолет, обнаруживший очередной торпедный залп с поврежденного эсминца.

 

Стрельба немцев была точной. В 17-56 в надстройку авианосца попал 283-мм снаряд, уничтоживший всех на мостике включая капитана "Глориоса". Авианосец сильно горел, кренился на на правый борт но все еще поддерживал высокую скорость.

 

 

4446601.jpg

 

Вскоре линейные крейсера прекратили вести огонь ГК, так как авианосец полностью скрылся за дымом. Спустя несколько минут 150-мм снаряд "Шарнхорста" попал в "Ардент" , скорость накренившегося на левый борт эсминца упала до 15 узлов. Дистанция стала столь мала, что линейный крейсер ввел в действие 105- мм зенитные автоматы, и в 18-22 "Ардент" пошел ко дну. 

"Гнейзенау" в это время на полной скорости гнался за авианосцем и последним оставшимся эсминцем- "Акастой" причем эсминец успевал прикрывать авианосец дымовой завесой и описывать широкие зигзаги. Когда дистанция уменьшилась до 20 километров, "Гнейзенау" добился третьего, решающего  попадания - в машинное отделение, что и решило судьбу боя, так как авианосец стал стремительно терять скорость.

 

"Акаста" продолжал  вести огонь, до последнего снаряда прикрывая тонущий авианосец, однако в 18-33 в него попал первый 150-мм снаряд "Шарнхорста" - но все же эсминец сумел выпустить 4 торпеды. "Гнейзенау" от них уклонился, а вот "Шарнхорст" не успел, и одна попала в кормовое отделение линейного крейсера, который сразу снизил скорость и прекратил стрельбу. 

 

 

4437387.jpg

 

В 19-08 "Глориос" перевернулся и затонул, спустя 9 минут в результате многочисленных попаданий стал тонуть и эсминец. По словам матроса Картера "когда я уже находился в воде, то увидел капитана, стоявшего на полуразрушенном мостике. Он достал из портсигара сигарету, закурил её. Мы кричали что бы он спускался, однако он только рукой махнул -"Прощайте и удачи вам!" Прекрасная смерть отважного человека". 

 

 

4429195.jpg

 

На борту в честь гибели храброго эсминца был приспущен флаг, но этим все и ограничилось- германские корабли   поспешили укрыться в Тронхейме бросив на произвол судьбы 900 человек в плотиках.

 

 

Spoiler схема морского боя "Гибель Глориоса" 

 

4331126.jpg

 

 

 

Через 3 суток норвежским рыболовным судном было спасено 3 офицера и 35 матросов с авианосца и 1 матрос с "Акасты" . Еще 7 попали в плен - их спасли норвежские траулеры и гидросамолет

Всего на борту авианосца было 1245 человек , на "Арденте" - 161 и на "Акасте" - 160

 

Есть сведения что командир "Шарнхорста" посчитал что торпеду выпустила подводная лодка и поэтому не было никаких мероприятий по спасению выживших. 

  

 

 

Оценка проекта

 

Spoiler

 

В целом серия А отвечала концепции 1930- годов. Эсминцы этого времени были "прислугой за все" как отмечал капитан 2 ранга Брум. К достоинствам следует отнести удачную энергетическую установку, хорошую мореходность. К недостаткам - недостаточное вооружение, отсутствие радара.

 

Источники, литература

 

"Линкоры Фюрера". А.Малов, С.Патянин, С.Сулига

"Конвою рассеяться!" Дж.Блум

"История Второй Мировой войны". У.Черчилль

ТТХ - википедия.

 

 

Изменено пользователем Nobosso
  • Плюс 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
786 публикаций
24 боя

Англичане двигались беспечно, из 18 котлов работало всего 18, и скорость соответственно была 17 узлов

 Может быть 8 котлов.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
52 публикации
717 боёв

У "Рипалса" - 42 котла на 2+2 турбины.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53 публикации
1 866 боёв

ребят, при чем здесь это? В тексте была ошибка, Пиранья указал на нее, я исправил. 

 

 

Цитата

Англичане двигались беспечно, из 18 котлов работало всего 12, и скорость соответственно была 17 узлов. Наблюдение за горизонтом никто не вел. "Сухопутные" самолеты стояли на палубе , ни один самолет со своей авиагруппы к вылету готов не был. В результате всего этого англичане заметили немецкие корабли через 15 минут  после того, как были замечены сами. 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
52 публикации
717 боёв

Рвать когти на старом корыте, исполнявшем роль авиатранспорта, никто не собирался. А вот то, что он отделился от ордера - фатальный косяк.

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 746
Dilandualb
6 539 публикаций
4 968 боёв

С чего это быстроходный тяжелый авианосец стал авиатранспортом?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
261
[LJ] Aunt_Tom
Альфа-тестер, Коллекционер
2 021 публикация
4 767 боёв

Рвать когти на старом корыте, исполнявшем роль авиатранспорта, никто не собирался. А вот то, что он отделился от ордера - фатальный косяк.

 

 

Это "корыто" ниже ватерлинии -- бывший Фишеровский белый слон. Глориес и так-то почти "разорвал контакт", если бы не рекордное попадание а машину...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
135 публикаций

 Может быть 8 котлов.

 

Да,8.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
52 публикации
717 боёв

С чего это быстроходный тяжелый авианосец стал авиатранспортом?

  Не стал, а исполнял обязанности: большая часть самолётов на нем были сухопутными истребителями, и толку от них был чуть меньше, чем никакого.

Это "корыто" ниже ватерлинии -- бывший Фишеровский белый слон. Глориес и так-то почти "разорвал контакт", если бы не рекордное попадание а машину...

  Вот именно: древний линейно-лёгкий крейсер времён Ютланда (его счастье, что он туда не успел). К этому времени 26 уз. - это максимум на что он был способен. А его "могучее" авиакрыло из нескольких "авосек", даже если бы и оказалось в воздухе корабли бы не спасло.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 746
Dilandualb
6 539 публикаций
4 968 боёв

Не стал, а исполнял обязанности: большая часть самолётов на нем были сухопутными истребителями, и толку от них был чуть меньше, чем никакого.

 

Вот именно. А так, это был вполне полноценный боевой авианосец.

 

   Вот именно: древний линейно-лёгкий крейсер времён Ютланда (его счастье, что он туда не успел). К этому времени 26 уз. - это максимум на что он был способен. А его "могучее" авиакрыло из нескольких "авосек", даже если бы и оказалось в воздухе корабли бы не спасло.

 

 

Вот забавно - столь же "древние" "Лексингтон" и "Саратога" успешно воевали, как и столь же "древний" "Фьюриес".

 

Я уж не говорю о том, что "Глориес" прошел ремонт и модернизацию в 1934-1935, и к 1940 находился в полностью боеспособном состоянии, и развивал полный ход. А его авиакрыло хотя и состояло из "авосек", но вообще-то такие же "авоськи" сокрушили Таранто

Изменено пользователем Dilandualb

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
52 публикации
717 боёв

Зато "Корейджес" гордо несёт звание первого военного корабля, погибшего в Войне.

 "Леди Лекс" и "Леди Сара" перестраивались ещё на стапелях, к тому же заметно позже постройки "белых слонов". Да и не так уж успешно они и воевали (причём "Сара" тоже использовался в качестве транспорта).

 

 С заменой изношенных машин?

  Атака кораблей на рейде и идущих полным ходом это, по-моему не одно и тоже. 

Изменено пользователем Ro_32

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53 публикации
1 866 боёв

Решение о том, что "Глориес" в составе охранения из "Акасты" и "Ардента" (как я писал ранее, позже его предполагалось усилить "Веноком" и "Ветераном"  специально шло отдельно от остального конвоя - Адмиралтейство посчитало что так ему будет безопаснее (конвой шел со скоростью 12 узлов, "Глориос" вполне мог поддерживать средние 22 узла) . 

 

Здесь скорее всего банальное головотяпство - малая скорость, отсутствие визуального наблюдения, неготовность палубной авиации (поднимай в воздух "Авоськи" для противолодочного и противокорабельного патрулирования, коль радара нет - и будет тебе счастье) - совокупность ошибок с трагическим концом. Если на секунду представить что:

-патрулирование не ведется, заметили поздно но палубная авиация готова , то совокупность торпедных аппаратов 2 эсминцев + 6 исправных "Авосек" (а это 6 торпед) вполне могли ОЧЕНЬ усложнить жизнь линейным крейсерам которые- как вы знаете- действовали парой без прикрытия эсминцев - до такой степени, что точность их стрельбы была куда бы скромнее.. 

Я почему то думаю что подними "Глориес" в воздух самолеты, Кригсмарине не стало бы рисковать 2 линейными крейсерами ради сомнительного успеха "потопить авианосец". 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
52 публикации
717 боёв

Ну тут одно из двух: или "авоськи" выведут из строя оба крейсера (утопить - весьма сомнительно), или те их собьют (что тоже исключать не стоит) и спокойно доделают начатое. В то время капитаны Кригсмарине показали себя очень рисковыми ребятами.

Изменено пользователем Ro_32

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
162 публикации
82 боя

Ну без риска не бывает победы

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
52 публикации
717 боёв

Необдуманные действия немцев привели к прямому запрету фюрера на операции надводных сил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
387
sotij
849 публикаций
1 163 боя

 

В целом серия А отвечала концепции 1930- годов. Эсминцы этого времени были "прислугой за все" как отмечал капитан 2 ранга Брум. К достоинствам следует отнести удачную энергетическую установку, хорошую мореходность. К недостаткам - недостаточное вооружение, отсутствие радара.

 

 

 Британцы модернизировали все эсминцы типа А в течение войны, установив радиолокационные станции.

Изменено пользователем sotij

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
272 публикации
1 139 боёв

Да , столько железа всех не запомнить , и ттх ещё:amazed:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×