Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
zxxx_Puma_xxxz

Этот день в истории. 10 сентября.

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

1 548
[NG-F]
Модератор, Модератор
11 288 публикаций
9 116 боёв

Доброго дня всем форумчанам.

Сразу предупреждаю - много букв, поэтому, кто не любит читать и не любит историю - лучше сразу закройте страничку.

 

Сегодня 10 сентября 2016 года.

День, который много интересных событий привнес в историю, но мало кто знает, что это были за события. Давайте попробуем заполнить этот пробел и вспомним, что происходило 10 сентября в разные года.

 

1. 1229 год.  В полночь христианские войска Хайме I высадились на Майорке, начав завоевание острова.

             Завоевание Мальорки Хайме I (1228–1231) – завоевание находившегося в руках мусульман острова Мальорка королём Арагона Хайме I. Захват привёл к созданию королевства Майорка, впоследствии распространившего свою власть на все Балеарские острова.

           Географическое положение Мальорки было очень удобным с торговой точки зрения. Остров стал местом встреч торговцев из различных прибрежных регионов Средиземноморья, включая Перпиньян, Магриб, Геную, Гранаду, Валенсию и Каталонию. Сформировался конгломерат из христианских, мусульманских и иудейских торговцев, возивших и продававших товары.

         В 707 году старший сын Мусы ибн Нусайра из Омейядского халифата высадился на острове и разграбил его. В 903 году остров был захвачен Иссамом аль-Хавлани из того же халифата, воспользовавшимся уроном, нанесённым острову несколькими рейдами норманнов. После этого город Пальма стал подчиняться Кордовскому эмирату и переименован в Мадина Маюрка. Балеарские острова стали прибежищем мусульманских пиратов, а местная экономика стала базироваться на налогах с местных фермеров, морской торговле и грабеже христианских земель.

             В 1114 году граф Барселоны Рамон Беренгер III собрал группу дворян из Пизы и других итальянских и провансальских городов, в которой оказались и виконт Нарбонны с графом Монпелье. Эта группа решила атаковать Балеарские острова, чтобы прекратить пиратские рейды на христианские земли. Осада Пальмы продолжалась восемь месяцев, но не увенчалась успехом: Рамон Беренгер был вынужден вернуться, так как наступающие Альморавиды стали угрожать Барселоне, а оставленные во главе осады генуэзцы в итоге были вынуждены признать неудачу и снять осаду.

         Осада Мальорки вынудила халифа Альморавидов в 1126 году отправить на острова своего родственника, Мухаммада ибн Али ибн Юсуфа, для восстановления провинции. Когда в 1140-х годах Альморавиды пали под ударами Альмохадов, он, став независимым эмиром, основал в 1146 году собственную династию Ганидов, и попытался отвоевать бывшие владения Альморавидов. В 1148 году он подписал договоры о ненападении с Генуей и Пизой. В 1203 году Альмохады разгромили мальоркский флот и захватили этот последний осколок государства Альморавидов.

       В 1212 году Альмохады потерпели стратегическое поражение от объединённых христианских сил в битве при Лас-Навас-де-Толоса. Укрепившая свои позиции Арагонская корона начала проводить политику экспансии. Экспансию на север остановила битва при Мюре, и потому правители Арагона обратили свои взоры на юг.

       В декабре 1228 года собрались состоящие из трёх сословий Каталонские Кортесы, чтобы обсудить вопрос об экспансии. Захват Балеарских островов не только устранял конкурентов для местных купцов, но и лишал берберских пиратов безопасной гавани, что в результате сделало бы более безопасными морские торговые пути между Арагоном и Италией, поэтому Кортесы высказались за завоевание Балеар. Сначала этот поход рассматривался как дело только Короны, но потом стал приобретать черты крестового похода, и к нему стали присоединяться частные лица, чьи интересы страдали от набегов пиратов с Балеар, и даже лица иудейского вероисповедания. Каталонская знать согласилась на участие в экспедиции ради добычи и получения владений на островах. Вождями похода были выбраны магистр ордена Тамплиеров, барселонский епископ Беренгер де Палу II, епископ Жироны, граф Нуньо Санчес дель Руссильон, граф Ампурьяса Уго IV, каталонские рыцари Рамон Аламан и Рамон Беренгер, а также богатые арагонцы Химено де Урреа и Педро Корнел. Король также потребовал от купечества 60 тысяч арагонских ливров.

        Ещё в 1095 году папа Урбан II, провозгласивший крестовые походы, выдал буллу королю Педро I, деду Хайме I. 13 февраля 1229 года папа Григорий IX издал ещё два документа, подтверждающее прощение тем арагонцам, кто примет участие в походе против мусульман. Также он напомнил Генуе, Пизе и Марселю, что на поставку военных товаров на Мальорку наложен запрет.

       К концу лета все приготовления были, наконец, закончены, и в августе 1500 рыцарей и 15 тысяч пехотинцев погрузились на суда и отправились к Балеарским островам.

        Христианские силы на 150 судах, большинство из которых были построены на частные средства, вышли из Салоу, Камбрилиса и Тарагоны 5 сентября 1229 года. По пути экспедиция попала в сильный шторм, который почти вынудил её повернуть обратно, однако в ночь с 7 на 8 сентября суда смогли бросить якорь возле небольшого островка Пантелеу.

        Силы правившего островами мусульманского вали Абу Яхья насчитывали, по разным источникам, от 18 до 42 тысяч пехоты и от 2 до 5 тысяч кавалерии, но как раз в это время ему пришлось подавлять мятеж, поднятый его дядей Абу Хасом ибн Сайри. 50 схваченных мятежников должны были быть казнены, но Абу Яхья решил простить их, чтобы они могли помочь отразить вторжение христиан. Однако прощённые мятежники предпочли разойтись по домам, а некоторые из них даже оказали помощь христианам.

          Зная, что для того, чтобы достичь Медина-Маюрка, христианам придётся пересечь горный хребет Сьерра-де-Трамонтана, мусульмане разместили свои войска в районе горы Серра-де-На-Бургеса, носившей в то время название Серра-де-Портопи. В результате битвы при Портопи мусульманская армия была разбита, и христиане осадили Медина-Маюрка. Пока шла осада, ряд местных мусульманских помещиков предпочли выразить покорность Хайме I и организовали снабжение его войск. Видя безнадёжность своего положения, Абу Яхья попытался вступить в переговоры, но епископ барселонский и родственники погибших при Портопи дяди и племянника Монкадов настояли на мести и уничтожении сарацин. Стремясь ускорить падение города, христиане применяли самые передовые осадные методы того времени, но мусульмане отчаянно сопротивлялись. Город пал лишь 31 декабря 1229 года. Город был разграблен и сожжён, а жители — вырезаны; в результате большого количества трупов разразилась эпидемия, сильно уменьшившая христианское войско.

           Так как между победителями вспыхнули ссоры из-за дележа добычи, мусульмане, сумевшие покинуть город, смогли организоваться на севере острова для продолжения сопротивления. Хайме I, решивший основные проблемы, вернулся на материк, назначив губернатором острова Беренгера де Санта Эухения. Окончательно сопротивление мусульманской знати было подавлено лишь в мае 1232 года.

           Завоевав Мальорку, Хайме I разделил её на восемь частей, половина которых была оставлена под королевским управлением (medietas regis), а другая половина разделена между основными союзниками по завоеванию острова (medietas magnatis): виконтом Беарна Гильермо Монкадо, графом Ампурии Уго IV, Нуньо Санчесом и епископом барселонским.

         Из-за больших потерь, а также из-за того, что войска были нужны в Валенсии, после завоевания Мальорки Хайме I отменил планировавшееся ранее завоевание Менорки. Рамон де Серра, исполнявший обязанности командующего рыцарями-тамплиерами, посоветовал отправить вместо этого на остров делегацию, и предложить мусульманам сдаться без боя. Пока делегация вела переговоры, на Мальорке были разожжены большие костры так, чтобы мусульмане могли их видеть. Те решили, что там находится большая армия, готовая к завоеванию острова, и подписали 17 июня 1231 года Кардеперский договор, по которому Менорка осталась в руках мусульман, но они стали выплачивать дань королю Майорки; окончательно остров перешёл в руки христиан лишь после его завоевания арагонским королём Альфонсо III в 1287 году.

        Завоевание острова Ивиса было поручено Хайме I таррагонскому архиепископу Гильермо де Монтгри, его брату Бернардо де Санта Эухения, графу Руссильона Нуньо Санчесу и графу Урхеля Педру I. Остров был захвачен 8 августа 1235 года и включён в состав королевства Майорка.

 

2. 1812 год.  В ходе англо-американской войны 1812—1815 годов произошло сражение на озере Эри между американской и британской эскадрами, закончившееся победой США.

           Основные боевые действия осенью 1813 года развернулись на озере Эри.

        Там в начале войны флот был только у британцев – в Амхерстбурге стояли 16-пушечный шлюп «Куин Шарлотт», 13-пушечный «Леди Прево» и 10-пушечный бриг «Дженерал Хантер». У янки в Детройте стояла на достройке 10-пушечная шхуна «Эдамс», но после того, как Брок и Текумсе захватили Детройт, шхуна была оставлена англичанам. Лайми переименовали ее в «Детройт» и использовали для перевозки войск. Командовал британской флотилией на Эри коммандер Роберт Эриот Бэркли (Robert Heriot Barclay). Согласно данным, приведенным в книге Джона Хитсмана и Дональда Грейвза «Невероятная война 1812 года» с профессионализмом экипажей было совсем плохо – на все 6 судов флотилии, считая реквизированные шхуны «Чайпуэй» и «Литтл Бельт», было всего 7 британских моряков, 108 матросов Провинциального Флота, 54 солдата из Ньюфаундлендской Береговой Стражи и 46 солдат, забранных из 41-го пехотного полка. Была и еще одна проблема – во время нападения на Йорк американцы захватили там пушки, предназначенные для перевооружения «Детройта», поэтому Бэркли был вынужден снять орудия со стен Амхерстбурга. Но, как оказалось, эти орудия были очень старые, у них даже не было кремниевых замков, стрелять они могли только с помощью фитилей, а подобное на палубе военного корабля и при качке представлялось довольно трудным делом, да и о точности стрельбы можно было забыть.

          Что касается американцев, осенью 1812 года в Пенсильвании была создана новая военно-морская база на Эри – Преск-Айл (Presque Isle), где янки сразу же заложили два 18-пушечных брига – «Ниагара» и «Лоуренс». Кроме того, реквизировали три шхуны «Соммерс», «Огайо» и «Трайпп», которые переделали в канонерские лодки. В январе 1813 года были заложены два 18-пушечных бриг-шлюпа, причем пушки для этих двух кораблей успели вывезти из Френчтауна в последний момент, перед тем, как на город напал десант Джорджа Кокберна. Высадись англичане во Френчтауне чуть раньше – флотилию бы американцам вооружать было нечем, и англичане не потерпели бы одно из самых обидных поражений в этой войне. Командиром флотилии был назначен коммодор Оливер Хазард Перри, опытный флотский офицер, участник первой берберийской войны и большой поклонник Роял Неви и адмирала Нельсона. До лета 1813 года корабли флотилии Эри занимались в основном перевозкой войск, и Перри, пользуясь случаем, начал отрабатывать элементы линейной тактики, в частности – хождение в колонне с расстоянием не более полукабельтова между мателотами (93 метра), залповый огонь, маневрирование в линии. Позже эти тренировки принесли свои плоды.

         Это было все, чем к весне 1813 года противники могли оперировать. Еще раз повторим - поскольку маневр морскими силами из Онтарио в Эри был из-за Ниагарского водопада невозможен, каждая сторона рассчитывала только на те корабли, которые есть в наличии, или которые удалось построить.

          В общем, что одно, что другое воинство было совершенно неопытно и представляло скорее всего опасность прежде для себя, а потом уже для противника, но американцы хотя бы пытались повысить свой уровень. Тем не менее, Бэркли пытался несколько раз блокировать Преск-Айл, пробовал перехватить американские корабли, ходившие к Блэк Рок с войсками, но без особого успеха. Просьба прислать вооружение и опытных людей с Онтарио была проигнорирована как губернатором Прево, так и тамошним командиром Йео, в результате британские силы на Эри были просто обречены на поражение.

       20 июля 1813 года корабли Бэркли начали морскую блокаду Перск-Айла, пользуясь тем, что американская флотилия еще не могла выйти в море из-за неукомплектованности экипажами и снаряжением (позже Перри писал: «я имею всего 120 человек на 9 кораблей, нет провианта, плохо с порохом и строительными материалами»). На следующий день Бэркли затеял перестрелку с береговой 6-пушечной батареей, расположенной на косе у входа в гавань, но ни янки, ни англичане особых успехов не добились. 29-го  блокада была снята, и лайми ушли к своим берегам.

        Чонси (не в пример Йео) срочно прислал Перри пополнения – 130 моряков с Онтарио и атлантических портов (50 из них – из экипажа «Конститьюшн»). Теперь коммодор мог доукомплектовать свои команды и выходить в море.

       Бэркли же отплыл к Амхерстбургу, где блокировал подвоз припасов американской армии в течение двух недель. К концу августа заканчивал ремонт и тимберовку бывший американский приз -  переоборудованный из шхуны 18-пушечный бриг «Детройт», а последнюю минуту к Бэркли успели подкинуть подкрепление – 2 офицера, 3 унтер-офицера и 36 матросов из Квебека, но при этом было получено предписание возобновить блокаду Перск-Айла и искать боя с Перри.

e7c2abe9f6ea7d430639922facb7d01c.jpg

Перри выходит из бухты.

        10 сентября 1813 года флотилия английского коммодора Бэркли появилась у американских берегов. Британцы вывели в море 6 кораблей. «Чайпуэй» (70-тонная шхуна в 15 человек экипажа и одной 9-фунтовой пушкой), флагманский тяжелый бриг «Детройт» (490 тонн, 150 человек экипажа, одна 18-фунтовая пушка, две 24-фунтовых, шесть 12-фунтовых, восемь 9-фунтовых, одна 24-фунтовая и одна 18-фунтовые карронады), бриг «Куин Шарлотт» (одна 12-фунтовая длинная пушка, две 9-фунтовки, двенадцать 24-фунтовых карронад), бриг «Хантер» (180 тонн, 45 членов экипажа, четыре 6-фунтовых, две 4-фунтовых, две 2-фунтовых, две 12-фунтовых карронады), шхуна «Леди Прево» (230 тонн, 86 членов экипажа, одна 9-фунтовая, две 6-фунтовых и десять 12-фунтовых карронад), шхуна «Малый Бельт» (90 тонн, 18 человек экипажа, одна 12-фунтовая пушка, две 6-фунтовых пушки).

         В свою очередь эскадра Перри состояла из 9 кораблей – шхуна «Скорпион» (86 тонн, 30 человек экипажа, одна 32-фунтовая длинная пушка, одна 32-фунтовая карронада), шхуна «Эриэл» (112 тонн, 36 членов экипажа), флагманский бриг «Лоуренс» (480 тонн, 136 членов экипажа, две 12-фунтовых, восемнадцать 32-фунтовых карронады), бриг «Каледония» (180 тонн, 35 членов экипажа, две 24-фунтовых, одна 32-фунтовыя карронада), бриг «Ниагара» (480 тонн, 155 членов экипажа, две 12-фунтовых, восемнадцать 32-фунтовых карронад), шхуна «Сомерс» (94 тонны, 30 членов экипажа, одна 24-фунтовая пушка, одна 32-фунтовая карронада), шхуна «Поркупайн» (83 тонны, 25 членов экипажа, одна 32-фунтовая пушка), шхуна «Тайгресс» (82 тонны, 35 членов экипажа, одна 32-фунтовая пушка), шхуна «Трипп» (65 тонн, 35 членов экипажа, одна 24-фунтовые пушка).

1d8d519fd15ed1774010d6b032edbaea.jpg

Озеро Эри.

           Перри снялся с якоря в 7 утра, лавируя, обогнул косу, и к 10.00 вышел к точке Пут-ин-Бэй, где в линии шли корабли Бэркли. Американский коммодор несмотря на подветренное положение начал спускаться на противника в кильватерной колонне. Ветер внезапно переменился, и теперь стал с северо-западного юго-восточным, попытным для Перри. Поскольку ранее пришлось взять круче к ветру – четыре шхуны американцев отстали, но американский коммодор прежде всего надеялся на свой ударный кулак – бриги «Лоуренс», «Каледония» и «Ниагара». В 11.45 британский «Детройт» начал обстрел приближающегося противника, используя свои длинные пушки. Однако поскольку экипаж английского корабля был совершенно неопытным, плюс орудия в большинстве своем без кремниевых замков – огонь флагмана Бэркли был неэффективным.

           Чтобы уменьшить время нахождения под огнем Перри решил повернуть на противника и сблизиться побыстрее. При этом он на «Лоуренсе» и следующий за ним «Ниагара» попадали под продольный огонь с «Детройта», «Куин Шарлотт» и «Хантера», однако огонь их длинных мелкокалиберных орудий был неэффективен. Они, будучи под ветром, не могли стрелять прицельно - борт англичан, обращенный к американцам, смотрел вверх, с наветренного борта крупная зыбь раскачивала корабли, в результате почти все залпы ложились недолетом или перелетом. Тем не менее, начиная с расстояния в 300 ярдов количество выпускаемых противником ядер начало переходить в качество – головной корабль американцев «Лоуренс» стал получать повреждения и нести потери. К 12.20 был сбит грота-рей. В 12.25 – отстрелен бушприт. Четыре разнокалиберных ядра прошлись по палубам и очистили ее от всего живого. Перри очень надеялся на поддержку «Ниагары», однако корабль Джесси Элиота держался за «Каледонией», имевшей всего три пушки, и отстал, поэтому не мог поддержать огонь «Лоуренса». Командир же «Каледонии», противостоявший «Куин Шарлотт», рассудил здраво – нечего лезть со своими тремя пушками на пятнадцать орудий британского визави, поэтому обстенил паруса, и вел перестрелку на дальней дистанции. Соответственно «Ниагара», прикрывшийся «Каледонией», находился еще дальше.

641241a04e383bfec0373507c4619c48.jpg

"Ниагара"идет на помощь. Слева виден горящий расстреляный "Лоуренс".

          В 12.45 флагман Перри сблизился с противником на дистанцию 50 ярдов, «Лоуренс» развернулся, и дал залп по «Куин Шарлотт», в результате которого на шканцах погиб командир корабля Роберт Финнис, а так же оба старших лейтенанта, однако в ответ получил ядра сразу с трех британских кораблей – «Детройта», «Куин Шарлотт» и «Хантера». От множественных попаданий корабль Перри развернуло, и следующий залп пришелся в «Детройт», где на шканцах ранило Бэркли, старшего лейтенанта и штурмана. Обмены ударами продолжались примерно полчаса. «Лоуренс» во всю использовал мощь своих 32-фунтовых карронад, тогда как англичане с лихвой набирали очки своей численностью. В 14.30 коммодор, понимая, что «Лоуренс» уже обречен, приказал спускать шлюпку и с последними четырьмя не раненными еще матросами сквозь пелену взрывов отплыл к «Ниагаре».

18b1cc4330cce0a8ba608264c29af87d.jpg

Перри в шлюпке плывет к "Ниагаре".

                 Через 5 минут на его бывшем флагмане взвился белый флаг. К этому моменту «Лоуренс» потерял раненными и убитыми 4/5 своего экипажа. У англичан потери были еще не такими большими – до 20 человек убитыми и 40 – раненными, но среди них почти все капитаны и старшие офицеры. Вместо них командование принимали вторые и третьи лейтенанты, люди, безусловно, храбрые, но малоопытные. В результате английская линия пришла в расстройство – «Куин Шарлотт» потерял управление и врезался в корму «Детройта», в результате оба корабля развернуло носом на «Ниагару», который полчаса вел безнаказанный продольный огонь. В 15.10 на обоих бригах взвились белые флаги.

fbda0fda5f5186427ed13f1f5cfaea9b.jpg

 "Ниагара" расстреливает столкнувшиеся "Детройт" и "Квин Шарлотт".

         Вскоре сдался расстрелянный «Ниагарой» и шхунами «Хантер». «Чайпуэй» и «Литтл Бельт» пытались бежать, но были перехвачены «Скорпионом» и «Триппом». Британские потери оказались очень тяжелыми – 41 убит, 94 ранены, 306 – в плену. Американцы не досчитались 27 убитыми и 96 раненными. Отчет Перри о битве был составлен в лучших традициях именно английского флота: «Мы встретили их, они – нас. Взял два корабля, два брига, одну шхуну, один шлюп. С уважением, О.Х. Перри»

         Призы, доставшиеся американцам, были в очень избитом состоянии. В результате «Лоуренс», «Детройт» и «Куин Шарлотт» было решено перестроить в госпитальные суда. Остальные британские корабли сожгли. Однако шторм 13 сентября 1813 года добил подранков. Все корабли затонули недалеко от Перск-Айла. «Лоуренс» все же смогли спасти, но ремонт его начали только в январе 1814 года.

 

3. 1943 год.  Высадка десанта в Новороссийске в ходе Новороссийско-Таманской операции.

             Новороссийско-Таманская наступательная операция, начавшаяся в ночь на 10 сентября высадкой десантных отрядов в районе Новороссийска вслед за мощным ударом авиации и артиллерии по противнику в местах высадки, явилась полной неожиданностью для немецкого командования. Как потом выяснилось, оно и предположить не могло столь широкомасштабного наступления здесь советских войск. 

Spoiler

            В то время как авиация и артиллерия наносили массированные удары, группа катеров, действовавшая впереди десантных судов, торпедировала огневые точки врага на молах, уничтожала боновые и минные заграждения во входных воротах Новороссийского порта. Ворвавшаяся в бухту вторая группа катеров нанесла торпедный удар по огневым точкам на берегу и причалах. Вслед за этим в бухту вошли десантные корабли, которые высадили первые группы десантного отряда. Одновременно 1339-й стрелковый полк 318-й стрелковой дивизии начал высадку у восточного мола, встретив лишь незначительное сопротивление противника. 
Как только десантные отряды завязали бои с врагом в местах высадки, в наступление перешли главные силы 18-й армии. Но, несмотря на мощную артиллерийскую поддержку, ее соединения и части, наступавшие со стороны цементного завода «Октябрь» и мысхакского плацдарма, в этот день прорвать немецкую оборону не смогли. 

f4ebe304aba0d124be63b2f45237c4ab.jpg
          Командование вермахта, пытаясь задержать наступление 18-й армии, начало спешно перебрасывать в район Новороссийска ближайшие резервы, состоявшие из различных подразделений 101-й легкопехотной, 9, 73 и 125-й пехотных дивизий. Ценой больших потерь противник все-таки разобщил десантный отряд № 1, окружил и изолировал отряд № 2, но приостановить наступление отряда № 3 ему не удалось. 

        В течение ночи генерал-полковник И.Е. Петров усилил 1339-й стрелковый полк (отряд № 3) еще одним полком 318-й стрелковой дивизии. К утру он был высажен в районе электростанции. Теперь огонь всей артиллерии и минометов был сосредоточен по цементному заводу и опорному пункту противника на горе Сахарная Голова. Командующий 4-й воздушной армией получил приказ плотно прикрывать истребительной авиацией боевые порядки наступавшей 18-й армии и усиливать бомбо-штурмовые удары по районам Мефодиевского, Верхнебаканского, Новороссийска, перевала Волчьи Ворота, Липок, Федотовки. Одновременно с этим командующий фронтом перебросил из своего резерва под Новороссийск 55-ю гвардейскую стрелковую дивизию, 6-й гвардейский танковый полк, 5-ю гвардейскую танковую бригаду и 414-ю стрелковую дивизию. Дабы помешать противнику маневрировать резервами, он приказал командующему 9-й армии с утра 11 сентября перейти в наступление на завод «Красный Октябрь» и Кеслерово.

        Успешная переброска подкреплений десанту и усиление восточной группировки 18-й армии тяжелыми танками, сосредоточение здесь огня артиллерии и ударов авиации имели решающее значение для развития наступления. Соединения и части 318-й стрелковой дивизии в ночном бою, сломив сопротивление противника, к 6 часам 11 сентября прорвали его оборону и соединились с подразделениями 1339-го стрелкового полка, наступавшими им навстречу. К полудню они овладели районом цементного завода «Красный Октябрь», поселком Турецкий Сад, электростанцией, цементным заводом «Пролетарий».

           Высадившиеся в северной части Новороссийского порта 393-й отдельный батальон морской пехоты и часть сил 290-го стрелкового полка НКВД целый день вели ожесточенные бои в районе вокзала и элеватора. Немецкая пехота при поддержке танков, стремясь ликвидировать закрепившиеся здесь советские части, переходила в яростные контратаки. Одновременно противник пытался не допустить развития успеха 318-й стрелковой дивизии. Для этой цели он перебросил в район Адамовича Балки до 2 пехотных полков, 20 танков и дивизион штурмовых орудий. На участке высадки 255-й морской стрелковой бригады врагу удалось своими контратаками разъединить ее части, которые, оказавшись в тяжелом положении, вынуждены были с боями пробиваться на соединение с 20-м стрелковым корпусом.

        В ходе Новороссийско-Таманской наступательной операции войска Северо-Кавказского фронта нанесли урон таманской группировке противника, ликвидировав его оперативный плацдарм на Кубани, который обеспечивал вермахту оборону Крыма с востока. Для советских войск создались благоприятные условия для последующих операций по освобождению Крымского полуострова.

       В этой операции воины Красной Армии прошли с боями более 150 км, нанесли тяжелое поражение немецким 9, 50, 73, 79, 98, 125, 370-й пехотным и 101-й легкопехотной дивизиям, румынским 4-й горнострелковой, 9-й кавалерийской, 19-й и 10-й пехотным дивизиям. Враг потерял свыше 36 тыс. солдат и офицеров убитыми и около 4 тыс. пленными.

          Войска Северо-Кавказского фронта были удостоены благодарности Верховного Главнокомандующего, а многие части и соединения получили наименование «Новороссийских», «Таманских», «Анапских», «Кубанских» и «Темрюкских». В 1961 г. на площади Свободы в Новороссийске в честь массового подвига защитников города открыт памятник. Его авторами являются скульпторы И. Шмагун и Н. Тимошин. Архитекторы К. Михайлов и Е. Лашук.

41641342ee268c808642964ec0024355.jpg
         На набережной Новороссийска в 1968 году 14 сентября перед празднованием 25-ой годовщины со дня освобождения Новороссийска от немецких оккупантов был открыт памятник – Торпедный катер модели "ТК-718". Именно на торпедных катерах этого типа, а так же им подобных, 10 сентября 1943 г. в Цемесскую бухту прорвались советские войска и провели с собой в город десантные суда. После чего произошла высадка десантников и последующее освобождение от фашистов города Новороссийска. 

 6e1e4555d004cd6bb5e1edb8505fe137.jpg

         Так же достоверно известно, что конкретно этот катер, принимал активное участие в Великую Отечественную Войну во время сражений на Черном море, после чего был списан в связи с истекшим сроком службы. 

 

4. 1961 год.  Катастрофа самолёта Douglas DC-6B после взлёта из ирландского аэропорта Шаннон (погибли все 83 человека).

           Катастрофа DC-6 в Шанноне — авиационная катастрофа, произошедшая в воскресенье 10 сентября 1961 года близ аэропорта Шаннон (Ирландия) с участием Douglas DC-6B авиакомпании President Airlines, при этом погибли 83 человека. Это крупнейшая авиационная катастрофа в Ирландии.

Douglas DC-6B с регистрационным номером N90773 (заводской — 44058, серийный — 365) был выпущен в 1953 году и оборудован четырьмя двигателями Pratt & Whitney R-2800.

        Самолёт выполнял трансатлантический перелёт из Дюссельдорфа (ФРГ) в Чикаго (США) с промежуточными посадками для дозаправки в Шанноне (Ирландия) и Гандере (Канада). Первая часть маршрута была выполнена без отклонений. В Шенноне стоял туман, когда 10 сентября в 03:55 ночи самолёт с 6 членами экипажа и 77 пассажирами на борту взлетел с ВПП 24 аэропорта Шаннон. После доклада о выполнении взлёта, экипаж получил разрешение выполнять правый разворот. Но затем авиалайнер начал входить в левый поворот. Крен быстро достиг 90°, после чего потерявший подъёмную силу Дуглас перешёл в снижение и врезался в реку Шаннон в полутора километрах от торца полосы. Все 83 человека на борту погибли.

       На момент событий это катастрофа была крупнейших среди произошедших с DC-6, на настоящее время (2013 год) — третья. Также это крупнейшая авиакатастрофа в Ирландии.

          По мнению ирландской комиссии, наиболее вероятно, что катастрофа произошла из-за отказа авиагоризонта либо элеронов на правой плоскости крыла, либо из-за обоих отказов сразу. Сопутствующими причинами были названы сложные погодные условия, из-за чего не наблюдался естественный горизонт, и усталость экипажа.

 

5. 1976 год.  Столкновение Trident 3B и DC-9 над Загребом (Югославия). 177 погибших.

           Виновником авиакатастрофы над Югославией 10 сентября 1976 года, в результате которой погибли 176 человек, назвали диспетчера Градимира Ташича.

Столкновение двух пассажирских самолетов в небе на Югославией 10 сентября 1976 года стало трагедией для семей 176 человек. Погибли пассажиры обоих лайнеров. Причиной катастрофы стал «человеческий фактор», в переводе с языка сухих сводок - выматывающий график работы диспетчеров, контролирующих данный участок неба.

4f564a8861c05e6c226a73350ea2558c.jpg

Компьютерная реконструкция столкновения.

         Утро выдалось солнечным и теплым. Ничего не предвещало беды: самолет "Трайдент-3B" английской авиакомпании BEA в 8.32 вылетел из лондонского аэропорта в Стамбул. Пассажиров в самолете было немного, 54 человека свободно разместились в трех салонах лайнера. В 9.43 "Трайдент" миновал зону Мюнхена и через пять минут уже летел над Австрией в сторону радиомаяка Виллах. Полет проходил в штатном режиме, но пилотам приходилось быть очень внимательными, ведь самолет шел по одной из самых напряженных трасс в Европе.

      Через пять минут, в 9.48 из аэропорта югославского города Сплит поднялся в воздух DC-9 ("Дуглас") авиакомпании "Инекс-Адрия авиапромет". Который вели капитан Хозе Крумпак и второй пилот Душан Иваниуш. Все 108 мест самолета были заняты пассажирами. «Дуглас» стал постепенно набирать высоту.

       Стоит отметить, что в то время Югославия была одним из самых напряженных воздушных перекрестков Европы. Только над Загребом проходило пять важнейших авиатрасс, соединявших Западную Европу с южной частью континента, а также с Турцией и Северной Африкой. В то же время в центре Управлении воздушным движением Загреба работали всего 30 диспетчеров, хотя требовалось как минимум вдвое больше. Ситуация усугублялась тем, что диспетчерам приходилось отслеживать самолеты лишь по докладам пилотов. Свежеустановленный радар был еще не откалиброван, его можно было использовать лишь для контроля достоверности сообщений летчиков.

        Постоянные переработки изматывали диспетчеров и физически, и морально. За пять лет в небе над Загребом произошло 32 случая опасного сближения самолетов в воздухе. Однако страшных, смертельных ЧП до 10 сентября 1976 года удавалось избежать.

          Воздушное пространство над Загребом разделялось по высоте на три так называемых "этажа". На каждом "этаже" движением самолетов управляли диспетчер и его помощник. В 7.00 на дежурство заступила утренняя смена "верхних" и "средних" диспетчеров под началом Юлия Дайчича. Работали они по 12 часов в смену, чередуя двухчасовые дежурства у экранов локатора с часовыми перерывами на отдых. К 11.00 смена Дайчича провела в диспетчерской уже 4 часа.

       Движением в среднем секторе управлял Божан Эржавец, которому помогал Градимир Пелин. В верхнем секторе работали Градимир Ташич и Младен Хохбергер. У Ташича это была уже третья смена подряд, и даже 12-часовой отдых вряд ли мог помочь ему восстановить силы. Однако все усложнилось еще больше, когда Хохбергер отошел от своего рабочего места на поиски сменщика. Оставшись в одиночестве, Ташич следил за индикатором кругового обзора, давал по радио инструкции "своим" самолетам и поддерживал телефонную связь с диспетчерами нижнего и среднего эшелонов, а также соседними центрами УВД.

       Пока Ташич на грани человеческих возможностей разводил самолеты, Хохбергер наткнулся на Тепеша (своего сменщика) в коридоре, когда тот спешил на рабочее место. И в нарушение всех инструкций стал объяснять ему воздушную обстановку на месте, а не у локатора.

        К тому моменту, когда появился Тепеш, Ташич был уже на грани нервного срыва: ему приходилось вести переговоры с пилотами, следить за курсами самолетов, а теперь в дополнение ко всему еще и вводить в курс происходящего своего коллегу. Тепеш взял на себя обязанности помощника диспетчера и принялся согласовывать по телефону с другими центрами УВД вопросы приема и передачи самолетов в верхнем секторе.

          В это время «Дуглас» продолжал набирать высоту, неумолимо приближаясь к «Трайденту», шедшему на своей высоте в 11 тысяч метров. Оба диспетчера пока еще не знали об том. По высоте машины разделяли каких-то 160–170 метров. Оба самолета находились практически над самым радиомаяком Загреба.

      Наконец капитану Крумпаку удалось вклиниться в переговоры Ташича с другими экипажами. Он сообщил, что самолет покидает отметку 10,8 тысячи метров и набирает высоту дальше. Не поверив в происходящее, диспетчер попросил пилота повторить сказанное.

       До столкновения "Трайдента" и DC-9 оставались считанные секунды. Капитаны обоих лайнеров не подозревали, что сближаются со скоростью 1920 км/ч. Машины шли на встречно-пересекающихся курсах, а яркие блики в небе не позволяли разглядеть сияющие корпуса самолетов.

         В панике Ташич перешел на родной хорватский: "Адрия, немедленно прекратите набор высоты и доложите проход Загреба!"

       Выровняв самолет, капитан Крумпак запросил диспетчера: "На какой высоте нам оставаться?" Он не понимал беспокойства "верхнего" диспетчера, поскольку понятия не имел, что его DC-9 находится в опасной близости с "Трайдентом". Ташич в истерике продолжал выкрикивать команды по-хорватски: "Адрия, к вам слева приближается самолет! Не смейте набирать высоту! Доложите проход Загреба!"

      Но командир югославского лайнера уже ничего не успел предпринять. Левое крыло "Дугласа" вспороло фюзеляж "Трайдента". В какие-то доли секунды последний оказался разрезанным вдоль от пилотской кабины до хвоста.

      Самолет "Инекс-Адрии" тоже получил тяжелейшие повреждения. Его левый крыльевой бак взорвался. Обломки плоскости попали в левый двигатель, который вспыхнул. Затем еще один взрыв потряс "Дуглас". Объятый пламенем, он понесся к земле вслед за обломками "Трайдента". Чудом уцелевший экипаж югославской машины еще пытался выровнять DC-9, но все усилия летчиков оказались тщетны. "Черный ящик" зафиксировал последние слова второго пилота Иваниуша: "Вот и все. Прощайте..."

       Работавшие на своих участках люди в окрестностях города Лука с ужасом наблюдали, как с неба на виноградники и поля начали падать обезображенные трупы пассажиров, багаж и горящие обломки самолета.

      Конструкция "Трайдента" оказалась настолько прочной, что даже будучи разрезанным пополам, самолет не развалился в воздухе, а рухнул на склон горы и только от страшного удара фюзеляж разрушился, а одна его часть отлетела в сторону метров на триста.

      Диспетчера центра УВД Загреба Градимира Ташича обвинили в непреднамеренном убийстве; суд приговорил его к восьми годам тюрьмы. Это решение вызвало негодование авиаторов всего мира. После многочисленных протестов дело о столкновении "Трайдента" BEA и DC-9 "Инекс-Адрии" было пересмотрено в Верховном суде Югославии и Ташич был оправдан. В ноябре 1978 года он вышел на свободу.

 

Источники: https://ru.wikipedia.org/wiki

                  http://stat.encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/history/more.htm?id=11800209@cmsArticle

                  http://george-rooke.livejournal.com/229032.html?thread=3281064

                  https://fapnews.ru/24305-smert-v-oblakah-nad-zagrebom-rokovaya-oshibka-dispetchera

                    

P.S. Знаю, много букв. Но кто осилил – Молодец.

Изменено пользователем zxxx_Puma_xxxz
  • Плюс 5

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
498
[MEGA]
Участник
2 735 публикаций
8 602 боя

Спасибо ТСу позновательно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 548
[NG-F]
Модератор, Модератор
11 288 публикаций
9 116 боёв

Спасибо ТСу позновательно

 

:honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 574
[FLOOD]
Участник
6 121 публикация
7 643 боя

сегодня профессиональный праздник любителей портвейна!!!! 

всех любителей сего чуда- С ПРАЗДНИКОМ!!!!!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
218 публикаций

Откопал: 10 сентября 1894 — В Лондоне оштрафован первый водитель за вождение автомобиля в пьяном виде - таксист Джордж Смит. Не справившись с управлением, он въехал точно в двери дома. Штраф составил 1 фунт стерлингов.

 

Ещё: 10 сентября 1693 — Петром I заложено первое судно — 24-пушечный корабль Св. Павел. В августе Петр прибыл в Архангельск, где он впервые увидел море и первый голландский военный корабль. Тогда Архангельск был единственным морским портом России, связывавшим ее с Западом. По указанию царя на остров Соломбала на Северной Двине завезли строительные материалы и начали сооружение судостроительной верфи.

 

Ежегодно, начиная с 2000 года, во вторую субботу сентября во многих странах отмечается Всемирный день оказания первой медицинской помощи (World First Aid Day). Инициаторами его проведения выступили национальные организации – члены Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Цель оказания первой медицинской помощи – проведение пострадавшему необходимых простейших медицинских мероприятий для спасения его жизни, уменьшения его страданий и предупреждения развития возможных осложнений. Профессионально такую помощь оказывают, конечно же, медики, но кроме них приемами оказания первой помощи обязаны владеть сотрудники полиции и спасатели. Но, как показывает жизнь, ситуации, требующие оказания экстренной медицинской помощи, возникают чаще всего неожиданно, в условиях дефицита времени и нередко в отсутствие людей с медицинским образованием. Поэтому важно в таких ситуациях, когда дорога каждая секунда, всем, кто стал их участником, не поддаваться панике, действовать быстро и решительно. 

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3171/
© Calend.ru
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 548
[NG-F]
Модератор, Модератор
11 288 публикаций
9 116 боёв

Откопал: 10 сентября 1894 — В Лондоне оштрафован первый водитель за вождение автомобиля в пьяном виде - таксист Джордж Смит. Не справившись с управлением, он въехал точно в двери дома. Штраф составил 1 фунт стерлингов.

Ещё: 10 сентября 1693 — Петром I заложено первое судно — 24-пушечный корабль Св. Павел. В августе Петр прибыл в Архангельск, где он впервые увидел море и первый голландский военный корабль. Тогда Архангельск был единственным морским портом России, связывавшим ее с Западом. По указанию царя на остров Соломбала на Северной Двине завезли строительные материалы и начали сооружение судостроительной верфи.
Ежегодно, начиная с 2000 года, во вторую субботу сентября во многих странах отмечается Всемирный день оказания первой медицинской помощи (World First Aid Day). Инициаторами его проведения выступили национальные организации – члены Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Цель оказания первой медицинской помощи – проведение пострадавшему необходимых простейших медицинских мероприятий для спасения его жизни, уменьшения его страданий и предупреждения развития возможных осложнений. Профессионально такую помощь оказывают, конечно же, медики, но кроме них приемами оказания первой помощи обязаны владеть сотрудники полиции и спасатели. Но, как показывает жизнь, ситуации, требующие оказания экстренной медицинской помощи, возникают чаще всего неожиданно, в условиях дефицита времени и нередко в отсутствие людей с медицинским образованием. Поэтому важно в таких ситуациях, когда дорога каждая секунда, всем, кто стал их участником, не поддаваться панике, действовать быстро и решительно. 

Источник: http://www.calend.ru/holidays/0/0/3171/
© Calend.ru

 

Да, были и эти события в истории этого дня.

Спасибо. :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×