Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
King_Georg_V

Линейные корабли типа «Ривендж» («Ройял Соверен»)

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

471 публикация

Проектирование

Выдавая задание на проектирование типа «Ривендж», Совет Адмиралтейства в качестве прототипа видел «Айрон Дюк», но с 15-дм орудиями и большей остойчивостью, чем у предыдущих дредноутов, метацентрическая высота которых варьировалась с 1,52 до 1,68 м. В новом проекте метацентрическую высоту следовало уменьшить до 0,91 м, оставить такую же длину, как у «Айрон Дюк», при этом ширина уменьшалась на 0,46 м, а средняя осадка увеличивалась на 0,61 м. Чтобы скомпенсировать уменьшение остойчивости,  которое подвергало корабль опасности в случае, если внутрь корпуса хлынет вода в результате повреждений в районе ватерлинии, – защищенный надводный борт был увеличен поднятием тяжелой броневой палубы до уровня главной палубы, достаточно высоко над ватерлинией. Это новшество само по себе также служило уменьшению метацентрической высоты, так как повышало центр тяжести корабля. Корабль, таким образом, имел большую прочность, но меньшую остойчивость. Но в этот период метацентрическая высота была уменьшена меньше чем на 0,3 м.

Установили дополнительные противоторпедные переборки, а на «Рамиллес» смелым шагом была установка булей, что привело к увеличению ширины корабля до 31,24 м с соответствующим уменьшением средней осадки до 8,94 м. Метацентрическая высота снова повысилась  на 0,76 м или более, чем на «Айрон Дюк».

Возможные перебои в поставках нефти в случае войны заставили вернуться к угольному топливу. Совет Адмиралтейства был вполне удовлетворен стандартной скоростью 21 уз дредноутных эскадр. Высота надводного борта была точно такая же, как на «Айрон Дюк» – самая низкая среди дредноутов , но, чтобы сохранять 152-мм батареи сухими, насколько это было возможно, их сместили в сторону кормы за траверзом, достаточно далеко от волн, образующихся при движении корабля на большой скорости.

Наличие только трех котельных отделений дало возможность объединить дымовые трубы в одну большую, что делало силуэт этих кораблей более отличительным и выразительным.

Как только началась война и Фишер был вызван обратно в Адмиралтейство, одним из его первых указаний было изменить проект так, чтобы вместо угля использовалась нефть – смелое решение, которое позволило увеличить скорость на пару узлов со всеми преимуществами нефтяного топлива и сделало корабли заложниками судьбы, когда поставки нефти стали недостаточными в конце 1917 г.

 

Особенности серии

Spoiler

1) первые линейные корабли, имевшие защиту в виде булей;

2) последние корабли, имевшие батареи на главной палубе;

3) защитная палуба на уровне главной палубы;

4) самые устойчивые корабли из всех дредноутов с самым низким значением метацентрической высоты.

 

Общие характеристики

тактико-технические данные проекта Т-1 (впоследствии тип "Роял Соверен")

 

Конструктивное водоизмещение — 25500 т.

Полное водоизмещение — 28750 т.

Длина (между перпендикулярами) — 176,90 м.

Ширина — 26,99 м.

Конструктивная осадка — 8,69 м.

Осадка при полном водоизмещении — 9,91 м.

Увеличение водоизмещения на 1 см осадки — 35, 8.

Мощность двигателей — 31000 л.с.

Конструктивная скорость хода — 21,5 уз.

Запас угля при конструктивном водоизмещении — 900 т.

Полный запас угля — 3000 т.

Запас нефтяного топлива — 1500 т.

 

Схема проекта

dhy7psywm0b1.png

 

Вооружение

8   381 мм , 80 выстрелов/орудие.

16  152 мм , 150 выстрелов/орудие.

4  102 мм зенитное, 200 выстрелов/орудие.

4   535 мм подводных торпедных аппарата, 20 торпед.

 

Как уже было отмечено, 152-мм батареи перенесли дальше в корму, и только носовые орудия (72,54 м от носа) имели сектор обстрела по носу. Хотя орудия располагались не достаточно высоко над водой, чтобы использовать их в любую погоду, но образование волны на ходу не создавало столько проблем, как на «Куин Элизабет». Одноствольные орудия, расположенные на уровне дымовой трубы, по обе стороны от нее, заменили четыре кормовых, которые были на «Куин Элизабет», их щиты впоследствии увеличили до формы полуказемата, а в 1927-1928 гг. эти орудия совсем убрали. В отличие от предыдущего типа, лишь низкие 38-мм экраны разделяли батарею орудий. Немецкие корабли этого периода имели полные переборки между орудиями, защищавшие прислугу от огня, взрывной волны и осколков.

В 1924-1925 гг. 76-мм зенитные орудия заменили 102-мм, а в ноябре 1940 г. на «Ризолюшен» и «Ривендж» одноствольные 102-мм орудия заменили четырьмя двухорудийными 102-мм установками и двумя 40-мм 8-ствольными автоматами с приборами управления; 152-мм орудий насчитывалось только двенадцать. Остальные корабли этого типа получили по четыре двухорудийных установки во время большой модернизации 1936-1939 гг. В этот период на большие корабли, насколько позволяла возможность, поставлялись различные 40-мм «пом-помы». На кораблях типа «Ривендж» их установили на площадках в районе дымовой трубе. В течение 1939-1945 гг. на кватердеке, крышах орудийных башен и везде, где это было возможно, разместили «эрликоны», «бофорсы» и другие зенитные автоматы ближнего рубежа.

 

Пост управления артиллерийским огнем временами, при попутном ветре, был почти непригодным. Условия на нем улучшились после установки клинкерного экрана. Стрельба в нос с кормовых башен очень сильно сотрясала лазарет и подбашенное отделение, когда использовался полный заряд. Стрельба из 15-дм орудий была очень хорошей, а из 152-мм не совсем удовлетворительной на ходу. Зенитное вооружение было слишком легким, чтобы быть эффективным.

 

Торпедные аппараты были сняты в конце 1920-х годов (за исключением «Ривендж» и «Ризолюшен», на которых некоторое время оставалось по два аппарата). Считалось, что они не стоили того, чтобы занимать пространство и отвлекать экипаж для их обслуживания. «Роял Оук» во время последнего переоборудования получил четыре надводных экспериментальных аппарата, расположенных в носовой части, но и их к 1930 г. сняли.

 

Бронирование

Броневой пояс по миделю — 330 мм.

Броневой в районе носа — 152 мм.

Броневой в районе кормы — 102 мм.

Бортовая броня над броневым поясом — 152 мм.

Броневая переборка в носу — 152 мм.

Броневая переборка в корме — 102 мм.

Барбеты — 102-254 мм.

Орудийные башни — 280 мм.

Боевая рубка — 280 мм.

Шахта боевой рубки — 102-152 мм.

Пост управления торпедным огнем —152 мм.

Шахта поста управления торпедной стрельбой — 102 мм.

Стальные защитные плиты (вертикальные)

Шахта дымовой трубы — 25,4-38 мм.

Противоторпедная переборка — 25,4-38 мм.

Стальные защитные плиты (горизонтальные):

Полубак (над батареей 152-мм орудий) — 25,4 мм.

Верхняя палуба между барбетами 1-й и 4-й башен 31,7-38 мм.

Главная палуба — 25,4; 38 и 50,8 мм.

Главная палуба, скат — 50,8 мм.

Промежуточная палуба к носу — 25,4-63,4 мм

Промежуточная палуба в районе кормы — 63,4 и 76,2-102 мм.

 

Обе, вертикальная и горизонтальная, системы защиты были такие же, как на «Куин Элизабет», но внешняя вертикальная защита была лучше. Из 6,33 м общей высоты брони борта на «Ривендж» 2,13 м были под водой, на «Куин Элизабет» только 1,64 из 6,25 м были ниже ватерлинии. Продление 152-мм батареи в корму от траверза и отсутствие 152-мм орудий в корме означало больше 152-мм брони вдоль верхней палубы и меньше над главной палубой на пути кормовых барбетов с дополнительными 152-мм переборками. Кватердек был почти на 6,1 м длиннее, 102-мм пояс укорачивался в носовой части вместо кормовой у руля, и правый борт, в носовой части покрытый 25-мм обшивкой, имел броневой пояс вверху у острия форштевня – это был нерешительный возврат к идеям носовой защиты на типе «Беллерофон».

Но принципиальное отличие в системе защиты заключалось в установке 51-мм палубы над 330-мм поясом на уровне главной палубы вместо 25-мм палубы на уровне ватерлинии, это повышало боевую остойчивость в случае получения пробоин в броневом поясе. Сравнение поперечных сечений «Куин Элизабет» и «Ривендж» показывает различное расположение защитных палуб, а также наличие дополнительной, от средней к главной палубе, 19-мм продольной переборки на «Ривендже», которая вместе с угольными ямами усиливала защиту бронированной палубы.

Сравнение бронирования

Spoiler
wz645eo6qt6f.jpg36hetrvpfpkb.jpg

 

 

Мореходность и энергетическая установка

До установки булей, эти корабли были известны сильной бортовой качкой (21°).

Комментируя мореходность кораблей с булями в 1921 г., их конструктор говорил:

«Несмотря на дополнительное водоизмещение, насчитывающее на всех больше 1 500 т, я часто получал доклады с кораблей типа «Роял Соверен», сообщавшие о том, что в совместном плавании корабли с булями поддерживали такую же скорость, как корабли без булей, на таких же оборотах винтов. В море корабли с булями показали себя лучше, чем ожидалось».

Турбинные установки располагались таким же образом, как на «Куин Элизабет», с двумя реверсивными турбинами высокого давления, работавшими на внешние валы, и двумя реверсивными турбинами низкого давления, работавшими на внутренние валы, а также турбинами крейсерского хода, работавшими на внешние валы.

 

Корабли серии

«Рамиллес»

Построен на Беардморской судоверфи в Далморе (ноябрь 1913 г. – сентябрь 1917 г.). При спуске на воду был поврежден руль, с большими трудностями корабль отбуксировали в Ливерпуль, где его отремонтировали на судоремонтном заводе Кэммэлла Лэирда. В итоге вступление в строй надолго задержалось. Вступил в строй в мае 1917 г. В 1917-1919 гг. служил в составе 1-й эскадры линейных кораблей, затем, в 1920-1924 гг. в Средиземноморье (участвовал с «Ривенджем» в июне 1920 г. в операциях во время греко-турецкого конфликта). С 1924 по 1927 гг. в составе 2-й эскадры линкоров Атлантического флота. В 1924 г. прошел модернизацию. В составе 1-й эскадры линкоров Средиземноморского флота с 1927 по 1932 гг. В 1932-1933 гг. прошел переоборудование, после чего снова присоединился к Средиземноморскому флоту.

В 1936 г. выведен в резерв. С 1936 по 1939 гг. в составе 2-й эскадры флота Метрополии. В сентябре 1939 г. вошел в состав Соединения «J» в Адене. 17 августа 1940 г. принимал участие в бомбардировке Бардиа; в ноябре сопровождал конвои на Мальту. 27 ноября участвовал в бою с итальянским флотом у Спартивенто, когда несколько кораблей противника были повреждены. В начале 1941 г. сопровождал конвои на пути между Британией и Средним Востоком. Во время одной из конвойных операций принял участие в бою с «Бисмарком», получив приказ окружить его с запада. В конце 1941 г. в составе 3-й эскадры линкоров ушел в Вест-Индию. Бомбардировал Диего Суарез 7 мая 1942 г., когда последовала капитуляция. 30 мая был торпедирован и поврежден малой подводной лодкой у Диего Суарез, в результате чего один отсек был затоплен. После временного ремонта ушел в Дурбан (город-порт в ЮАР), прибыв туда 9 июня. Вернулся в Британию в сентябре для прохождения ремонта и переоборудования. В сентябре 1943 г. присоединился к Восточному флоту, а в январе 1944 г. вернулся к родным берегам. Прикрывал высадку десанта в Нормандии и южной Франции и принимал участие в многочисленных бомбардировках, поддерживая наземные операции армии. После войны стал кораблем- казармой, прикомандированным к Вернону.

Продан в апреле 1948 г.

«Ризолюшен»

Построен судоверфью Палмерса (ноябрь 1913 г. – декабрь 1916 г.). Вступил в состав 1-й эскадры линкоров Гранд Флита в августе 1916 г. В апреле 1919г. переведен во 2-ю эскадру Атлантического флота. В 1920 г. стал флагманским кораблем 1-й эскадры линкоров Средиземноморского флота. Проходил переоборудование, после которого присоединился к Средиземноморскому флоту, где прослужил с января 1924 по 1930 гг. С 1930 по 1931 гг. проходил переоборудование. С 1931 по 1935 г. в Средиземноморском флоте, в 1936 г. выведен в резерв. В составе флота Метрополии в 1936-1939 гг. В декабре 1939 г. участвовал в конвойных операциях в северной Атлантике. Во время операции у Нарвика в мае 1940 г. получил попадание одной бомбы из 50 сброшенных четырьмя самолетами «Хейнкель». Потери экипажа составили 2 убитых и 27 раненых. В августе 1940 г. вошел в Соединение «М», действующее у Фритауна. 25 сентября 1940 г. получил повреждения во время атаки миноносцев у Дакара. Вернулся в порт и после временного ремонта ушел в Портсмут в марте 1941 г. В апреле 1941 г. ушел в Филадельфию для прохождения ремонта; в сентябре 1941 г. вернулся в Плимут и вошел в 3-ю эскадру линкоров. В феврале 1942 г. присоединился к Восточному флоту в качестве флагманского корабля вице-адмирала, действуя в Индийском океане в течение года. В феврале 1943 г. эскортировал большой конвой с солдатами Австралийского Дивизиона из Суэца в Австралию. Вернулся в Соединенное Королевство в сентябре 1943 г. и в мае 1944 г. вошел в учебный отряд сначала в Гэрлохе, затем в 1944 г. в Саутгемптоне, потом в Девонпорте.

Продан в мае 1948 г.

«Ривендж»

Построен судоверфью Виккерса (декабрь 1913 г. – март 1916 г.). Вошел в состав 1-й эскадры линкоров Гранд Флита, в которой служил с 1916 по 1919 гг. Во время Ютландского сражения вице-адмирал Бёрнер

перешел на «Ривендж» с торпедированного «Мальбро». С ноября 1916 г. флагманский корабль адмирала Маддена. В июне 1920 г. принимал участие в операциях у Исмида во время турко-греческого конфликта. Служил в составе 1-й эскадры линкоров, когда в июле 1920 г. была захвачена Муданиа. Затем служил в составе Атлантического и Средиземноморского флотов. Проходил переоборудование в 1928-1929 гг. и 1930-1931 гг. В составе 1-й эскадры линкоров служил с 1931 по 1935 гг. В 1936 г. прошел переоборудование. Служил во 2-й эскадре линкоров флота Метрополии в 1937-1939 гг. Участвовал в конвойных операциях в северной Атлантике. Бомбардировал Шербург в сентябре 1940 г. с расстояния 14,4 километров. Во время эскортирования в сентябре 1941 г. столкнулся с «Орионом», получив легкие повреждения. В течение 1942 г. служил в Восточном флоте. В феврале 1943 г. участвовал в сопровождении конвоя с Австралийским Дивизионом из Суэца в Австралию. Вернулся в Британию в сентябре 1943 г. и в мае 1944 г. вошел в состав учебного отряда вместе с «Ризолюшен».

Продан в марте 1949 г.

«Роял Оук»

Построен в Девонпорте (январь 1914 г. – май 1916 г.). Служил в 1-й эскадре линкоров в 1916-1919 гг. Во 2-й эскадре линкоров Атлантического флота в 1919-1922 гг. Переоборудование проходил в 1922- 1924 гг. Во 2-й эскадре линкоров в 1924-1926 гг. В составе 1-й эскадры линкоров Средиземноморского флота в 1926-1934 гг. В 1934-1935 гг. прошел переоборудование. В составе 2-й эскадры линкоров в 1935- 1939 гг. Торпедирован у Скапа-Флоу подводной лодкой U-47 (командир лейтенант Приен) 14 октября 1939 г. Из-за того, что подходы в бухту не были полностью блокированы и свободным остался проход между двумя потопленными кораблями, субмарина смогла приблизиться и выпустить залп по стоящему на якоре кораблю, одна из торпед попала в носовую часть. Через двадцать минут, перезарядив торпедные аппараты, лодка выпустила второй залп, который распорол дно линкора. Корабль опрокинулся и затонул через десять минут, так быстро, что спастись удалось только нескольким морякам. Потери экипажа составили 786 офицеров и матросов.

«Роял Соверен»

Построен в Портсмуте (январь 1914 г. – май 1916 г.). В составе 1-й эскадры линкоров Гранд Флита в 1916-1919 гг. В 1-й эскадре линкоров Атлантического флота в 1919-1926 гг. Переоборудование прошел в 1927- 1928 гг., после чего вернулся в 1-ю эскадру линкоров и прослужил в ней до 1935 г. В 1936 г. находился в резерве. В 1936 г. был учебным кораблем. В 1937 г. прошел переоборудование. В составе 2-й эскадры линкоров флота Метрополии служил в 1938-1939 гг. В начале второй мировой войны принимал участие в конвоировании атлантических конвоев в качестве флагманского корабля контр-адмирала Бонхэма-Картера. В 1941 г. получил приказ присоединиться к 3-й эскадре линкоров Восточного флота, и дальнейшая служба прошла в восточных водах. Вернулся домой и в 1944 г. передан СССР, действуя в северных морях под именем «Архангельск», его перевод был строго засекречен. Вернулся домой после длительной задержки 4 февраля 1949 г.

Продан в 1949 г.

 

Фотографии

q61awlq6t73g.jpg

8f3855ac176ct.jpg

e2a0a505c3ba3d341ada479d441b3d53.jpeg8dd81947befedfbc29056a7d2bd9caa2.jpeg0857ed12ac3f34dcbb88254d246765a0.jpegd9a7d96f56a133e8deca2008924f35b2.jpeg98b4af656ac3e26a2ad12cf72e62f298.jpeg

 

 

 

 

 

 Источники

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
471 публикация

Схема бронирования

mnmj01p43gd4.jpg

Другие фотографии

Arkhangelsk_RoyalSovereign1944_800.jpg

11.jpg

111.jpg

1111.jpg

11111.jpg

7e088d94bd52360b409ba21dcb8f4b3d.jpeg

b66ed36baad8dbe757ce2442116c811b.jpeg

cdb382cce49b2727c939686b3698ff6a.jpeg

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
247 публикаций
182 боя

Схема бронирования

mnmj01p43gd4.jpg

 

А вот это особенно полезно, отдельное спасибо 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
194 публикации

Понравилось, но наверное стоило Фото разместить в начале, а не в конце. (Обычно интереснее читать о корабле уже представляя его. )

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
186 публикаций
183 боя

О наш "Архангельск" в молодости. По теме мне понравилось оформление, а книжных источников можно и добавить. Ловите + за тему.

 

В теме по "Архангельску" в посте № 6 от 18.07.2013 XAPDPOKEP разместил отличные его фотографии, не грех на них и в этой теме сослаться. Неплохая общая подборка получается. 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 023 публикации
38 боёв

Скрыл первый комментарий от пользователя Karkotko дабы продолжение темы не терялось.

 

ТС на будущее, Вы имеете право резервировать 5 постов в теме (ответив в Вашей теме словом Резерв) для того, что бы его в последствии отредактировать. 

Спасибо за тему. Удачи.)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
258 публикаций
391 бой

довольно нотоки  хорошая  подробная  статья,  все подробно выложено.   одно  только  не  удобно  что  все фото  под  сполером  спрятал  ....  а  так  все  гуд.:honoring:

однозначно за  старания + :medal:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
275 публикаций

Почему на гербе Рамиллеса французская лилия?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
471 публикация

Почему на гербе Рамиллеса французская лилия?

 

Корабль назван в честь победы победы над французами при Рамильи, 23 мая 1706 года.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×