Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ErroR

Торпеды российского флота.

В этой теме 24 комментария

Рекомендуемые комментарии

100 публикаций
197 боёв

   Торпеды российского флота

 

Часть первая: торпеды И.Ф. Александровского

 

                                                                   

                                                                                                                        4213492.jpg

В ночь на 14 января 1878 года пароход «Великий князь Константин» под командованием С. О. Макарова подошел к Батуму. На рейде стояла 

турецкая эскадра. Бесшумно спустили дна минных катера — «Синоп» и «Чесму». Вооруженные торпедами Уайтхеда они скрытно подошли к 

стоявшему в охранении сторожевому кораблю «Интибах», Прозвучала короткая команда и выпущенные торпеды почти одновременно 

попали в цель. Раздался мощный взрыв. «Затем слышен был сильный треск от переламывающегося судна, глухие вопли... отчаяния... 

команды. Пароход лег на правую сторону и быстро погрузился... Громкие крики "ура" команды обоих катеров известили эскадру Габарта-

паши, что его сторожевой пароход потоплен от взрыва мин». Так докладывал С. О. Макаров о результатах первой в мире успешной 

торпедной атаки.

 

Первая отечественная торпеда была создана  русским изобретателем И. Ф. Александровским. 

 

4195063.jpg

И.Ф. Александровский родился в 1817 году в Курляндской губернии в г. Митава.
По окончании технического училища г. Митава Иван Федорович переехал в Петербург, где стал посещать академию художеств.
В то время вся Европа бурно интересовалась развитием фотографии. Это веяние захватило в свои сети и молодого Ивана Федоровича, который с головой погрузился в увлекательное и интересное для него дело. Ателье И.Ф. Александровского стало высокодоходным предприятием, а, кроме того, ему была дарована честь занять должность придворного фотографа. 

 

Помимо живописи и фото Ивана Федоровича притягивало изобретательство и техника. И, пожалуй, самым крупным его изобретением можно считать подлодку с механическим двигателем, строительство которой было завершено к 1865 году. В следующем году судно посетил царь Александр II, после чего Александровского наградили орденом Владимира четвертой степени, с последующим зачислением на службу в должности вольного механика (чин - титулярный советник), чье годовое содержание составляло 5000 рублей.

 

В 1865 году  представил проект первого самодвижущегося снаряда работающего на сжатом воздухе.Патент на изобретение Александровский получил в 1865 году.

Несмотря на неудачные испытания своей торпеды продолжал попытки ее модернизации 

 

В 1876 году был членом делегации на завод по производству торпед Уайтхеда в Австро-Венгрии.

 

В 1880 году И.Ф. Александровский почти отошел от дел по работе над своими торпедами, а через два года был уволен с должности и службы. 

И.Ф. Александровский полностью разорился, забросил свои изобретения и так любимую им фотографию. Он катастрофически нуждался в деньгах и множество раз обращался и писал в Морское министерство, излагая свою просьбу о выплате ему суммы, которую ему задолжали. Однако все его прошения остались так и не услышанными и, конечно, без каких-либо ответов или выплат.

 

Некоторое время спустя изобретатель и художник-фотограф тяжело заболел. Его поместили в одну из больниц для бедных в Петербурге. И в 1894 году в возрасте 77 лет, всеми забытый и покинутый, Иван Федорович Александровский ушел из жизни.

 

«В 1865 году,— пишет Александровский,— мною был представлен... адмиралу Н. К. Краббе (управляющий Морским министерством) проект 

изобретенного мною самодвижещегося торпедо. Сущность... торпедо ничего более, как только копия в миниатюре с изобретенной мною 

подводной лодки. Как и в моей подводной лодке, так и моем торпедо главным двигатель — сжатый воздух, те же горизонтальные рули для 

направления на желаемой глубине... с той лишь разницей, что подводная лодка управляется людьми, а самодвижущееся торпедо... 

автоматическим механизмом...». Но тогда Морское министерство не заинтересовалось проектом.

 

В 1868 году повторно представил проект своей торпеды.

                                                                                                        4198114.jpg

 Это был сигарообразный снаряд с несколько притупленной головной частью. Изготовлен он был из листового железа толщиной 3,2 мм. 

Одна из двух изготовленных торпед имела диаметр 610 мм и длину 5,82 м, другая 560 мм и 7,34 м соответственно. Весили они около 1100 кг. В 

качестве «движущей силы» в торпедах использовался сжатый воздух. Его резервуар объемом 0,2 м3 (длина 2,4 м, диаметр 330 мм) 

размещался внутри корпуса и был рассчитан на рабочее давление 60 ат. Для обеспечения равномерного хода торпеды давление с 

помощью редуктора снижалось до рабочего — 5-10 ат. В качестве двигателя в торпедах использовалась одноцилиндровая машина 

двойного действия с прямой передачей на вал. Глубина хода регулировалась с помощью водяного балласта, точность хода по 

направлению обеспечивалась вертикальным стабилизатором.

 

Испытания 1874 года  показали, что главный недостаток торпеды заключается в ее малой скорости. Максимум, на что она была способна, — 

это обеспечить 6-8 уз на дистанции 2-2,5 км. испытания 1874 года показали, как отмечалось в отчете о них, что «неудовлетворительное 

техническое выполнение делало их непригодными для практического употребления. Мина Александровского была тяжела, громоздка и 

имела очень посредственный ход». По своим характеристикам она существенно уступала ставшей уже широко известной торпеде 

Уайтхеда. 

                                                                                                      4210420.jpg

 

Александровский выдает Кронштадтскому пароходному заводу заказ на «мелкие исправления к старой мине». Проведенные  стрельбы 

позволили не только добиться увеличения скорости хода до 10-12 уз. Но произвести новые "гос. испытания" 1875 году не удалось.

 

По внешнему виду и конструкции корпуса  новая торпеда практически ничем не отличалась. Она имела калибр 610 мм и длину 6,1 м. Что же 

касается отдельных ее механизмов и систем, то их отличие сводилось к двум основным изменениям: во-первых, к применению более 

мощного двухцилиндрового двигателя и, во-вторых, к замене устройства регулирования глубины хода с помощью водяного балласта на 

работающее от гидростатов.

 

Торпеда состояла из четырех составных частей: зарядной камеры, отсека носового гидростатического 

аппарата со своими горизонтальными рулями, отсека воздушного резервуара с редуктором и кормового отсека с двигателем и 

гидростатическим аппаратом, управляющим кормовыми горизонтальными рулями. 

                                                                                                            4220661.jpg

На испытаниях в 1878 году Александровский добивается увеличения ее скорости до 18 уз — всего на два узла меньше, чем у Уайтхеда. По 

направлению и глубине хода торпеда Александровского нисколько не уступала торпеде Уайтхеда. Комиссия, созданная для рассмотрения 

различий между торпедами Александрова и Уайтхеда, пришла к заключению, что обе торпеды устроены на одних и тех же началах, а 

имеющиеся в них различия не носят принципиального характера и признала, что сравнительные испытания были бы полезны.

                                                                                                            4223737.jpg

Однако члены комиссии понимали и другое — решение о вооружении флота торпедами Уайтхеда принято. Их не только приобрели за 

границей, но и запустили в производство на отечественных заводах. Менять это решение в то время не представлялось разумным. В 

просимых опытах изобретателю отказали.

 
Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
100 публикаций
197 боёв

 

 

Часть вторая: торпеда Уайхеда.

 

Говоря о торпедах стоявших на вооружении Императорского флота нельзя не рассказать о изобретателе Роберте Уайтхеде. Ведь 

именно  его торпеды впервые появились на вооружении всех флотов мира. 

 

За рубежом торпедное оружие впервые появилось в австрийском флоте. Будучи государством континентальным, Австро-

Венгерская империя в то же время обладала почти всем восточным побережьем Адриатики. Его защита по существу составляла 

главную заботу морского командования. Не удивительно, что в середине XIX века один из австрийских офицеров, фамилия 

которого осталась неизвестной, высказал идею создать винтовой корабль, управляемый с берега. Поражение противника 

предполагалось осуществлять зарядом пироксилина, размещенным в носовой части корабля.

 

После смерти неизвестного автора изобретение попало к капитану австрийского флота Джованни Луппису.  В 1860 г. он изготовил 

модель управляемого брандера, назвав его «защитник берегов».Брандер представлял собой заостренную с обеих оконечностей

маленькую деревянную лодку, для большей плавучести покрытую сверху и по бортам слоем пробки. В носовой части находились заряд пороха и взрыватель.

Лодка была оборудована примитивным рулевым устройством, никакого двигателя на ней не было.

 

Первоначально Луппис предполагал отправлять свой «защитник» от берега с помощью стеклянных парусов (по его мнению, они 

должны были сделать лодку незаметной), затем попытался установить пружинный механизм, но в конце концов поставил 

электромотор. «Защитником» управляли с берега, сначала посредством двух веревок («вожжей»), привязанных к рулевым тягам, 

позже по проводу. Однако испытания у Лупписа шли плохо: модель упрямо не слушалась своего хозяина. Офицеру явно не хватало 

технических знаний. В 1864 г. Луппис, убедившись в крайне невысоких качествах своей самодвижущейся мины, предложил 

английскому инженеру Уайтхеду, жившему и работавшему в Фиуме, заняться ее доработкой.

 

                                                                                                                           4317388.png
                                                                                                                                                    Парусный вариант «Защитника берегов»

 

4311243.jpg

 

Роберт Уайтхед родился в городе Болтон в 1823 году.

В 1839 г. Роберт переехал в город Манчестер, чтобы на практике освоить профессию инженера.

В 1844 г. получил диплом инженера.  В 1848 г. ему предложили должность главного инженера ткацкой фабрики.

В 1856 г. Роберт Уайтхед стал управляющим небольшого механического завода «Stabili-mento Tecnico Fiumano» в австрийском городе 

Фиуме. В 1858 г. Уайтхед приобрел этот завод в свою собственность.

Умер 1905 г.

                                                                                                                                                                                              

Сначала Уайтхед поставил на «защитник» Луппи-са пневматический двигатель. Но испытания прошли неудачно. Веревочные 

«вожжи» спутались между собой и в результате «защитник» ударился в берег недалеко от места запуска.

В 1866 году появляется первое «рыбовидное торпедо» Лупписа-Уайтхеда, изготовленное из листового железа. В качестве 

двигателя использовалась поршневая машина, работающая на «сгущенном воздухе». Главную и наиболее оригинальную часть 

торпеды составляло устройство, обеспечивающее ее устойчивое движение на заданной глубине. Его суть заключалась в том, что 

управление горизонтальными рулями осуществлялось с помощью специальной пневматической машины, работающей от 

механизма, в котором удачно сочетались гидростатический аппарат, реагирующий на глубину хода торпеды, и маятник, 

чувствительный к ее дифференту.

 

                                                                                                              4271309.jpg
                                                                                                                                                   1866 г. Первая модель (прототип)

 

Первая торпеда Уайтхеда имела следующие тактико-технические данные: диаметр — И дюймов (355 мм), длина — 11 футов (335 см), 

общая масса — 265 фунтов (120 кг), масса порохового заряда 18 фунтов (8,1 кг), давление сжатого воздуха в резервуаре 25 

атмосфер, дальность хода 220 ярдов (201 м).

 

Нерешенным оставался лишь один вопрос: какой величины заряд должна нести торпеда? Для решения этой проблемы построили 

специальный отсек, который по своей конструкции представлял «отрезок австрийского броненосного фрегата». На глубине около 

трех метров к отсеку подвели заряд в 20 кг пироксилина, помещенный в «железную оболочку, имеющую форму мины Уайтхеда». 

Произведенный с помощью электрозапала взрыв сделал в отсеке пробоину площадью около 9 м2. Несмотря на огромное 

разрушение, Уайтхед увеличивает заряд до 27 кг. Теперь он уверен — торпеда будет поражать корабли «самой сильной 

конструкции».

 

                                                                                                                 4194816.jpg
                                                                                                                                                              Австрийский броненосный фрегат "Габсбург"

 

На заводских испытаниях торпеда показала низкую скорость (максимум 6 узлов) и нестабильность хода по глубине. Причина 

колебаний глубины движения заключалась в том, что торпеда не управлялась по дифференту, а это вызывало резкие колебания в 

вертикальной плоскости.
Любопытно отметить, что скорость ее движения Уайтхед и Луппис замеряли с гребной шлюпки, которая через 180 ярдов (165 м) 

обгоняла торпеду!

 

 

В следующем году Уайтхед и Луппис сконструировали и построили две новые торпеды, одинаковые по устройству, но разные по 

габаритам.
Первая из них имела диаметр 14 дюймов (355 мм), длину 11 футов 7 дюймов (353 см), массу 346 фунтов (156,4 кг), заряд ВВ 14 фунтов 

(6,3 кг), максимальная скорость 5,7 узлов, дальность 200 ярдов (I83 м).


Вторая торпеда обладала следующими характеристиками: диаметр 16 дюймов (406 мм), длина 14 футов I дюйм (430 см), масса 650 

фунтов (294 кг), заряд ВВ 67 фунтов (30,3 кг), максимальная скорость 6,7 узла, дальность 300 ярдов (274 м).
В том же году изобретатели представили эти торпеды комиссии морского ведомства Австро-Венгрии. Комиссия признала, что обе 

торпеды, несмотря на малую скорость и дальность хода, колебания хода по глубине в пределах от 5 до 15 футов (1,5—4,5 м), являются 

довольно мощным оружием и могут использоваться в военных целях. Уайтхеду и Луппису было предложено доработать 

конструкцию с целью устранения выявленных недостатков.

 

                                                                                                
                                                                                              4268163.jpg
                                                                                                                                                       Третья торпеда Уайхеда

 

Еще через год Уайтхед (уже без Лупписа) представил на государственные испытания две торпеды усовершенствованного образца 

(так называемая «третья модель»). Они впервые получили созданный им «автомат контроля глубины» («секрет Уайтхеда»). Это был 

гидростатический аппарат, соединенный с балансиром. Он корректировал отклонения от заданного углубления через 

пневматическую рулевую машинку, управлявшую горизонтальными рулями. Благодаря гидростату, нестабильность хода по 

глубине сократилась до 0,6—1,2 метра.

 

 Стабилизатор представлял собой манометрическую коробку, отградуированную на определённое забортное давление. При 

изменении глубины погружения диафрагма манометрической коробки либо сжималась, либо расширялась и посредством рычагов 

перекладывала горизонтальные рули на всплытие или погружение. Тем самым обеспечивалось устойчивое движение торпеды на 

заданной глубине. Принцип действия гидростатического автомата контроля глубины был чрезвычайно прост и надежен. Поэтому 

он использовался почти без изменений вплоть до конца Второй мировой войны!


                                                                                                    4304002.png
                                                                                                                                                               Схема устройства торпеды образца 1868 г.
Вид сбоку: 1— гребной винт; 2 — вертикальный стабилизатор; 3 — резервуар сжатого воздуха и гребной вал; 4 — машинное 

отделение; 5 — гидростатическое отделение; 6 — заряд ВВ; 7 — ударник.
Вид сверху: 2 — вертикальный руль; 2 — задние рули глубины; 3 — передние рули глубины; 4 — горизонтальные стабилизаторы; 5 — 

вертикальный стабилизатор; 6 — ограждение гребного винта.

 

Стрельбы выполнялись недалеко от Фиума со специально переоборудованной канонерской лодки. В ее носовой части установили 

спроектированный и изготовленный на заводе Уайтхеда торпедный аппарат. Несмотря на кажущуюся примитивность, он уже тогда 

имел практически все основные устройства, присущие современным аппаратам: переднюю и заднюю крышки, приводы их 

открывания, курковый зацеп и т. д. Выстрел осуществлялся сжатым воздухом, резервуар которого сообщался с казенной частью 

аппарата трубопроводом. В качестве мишени использовалась небольшая яхта. Вдоль ее борта на некотором расстоянии растянули 

шестидесятиметровую сеть, перекрывавшую глубину от 2 до 7 м. По решению комиссии «за наилучшее действие» считалось 

попадание в ту часть сети, которая находилась непосредственно под яхтой. Она была размечена специальными метками и имела 

длину 7 м и глубину 1 м. Стрельбы велись с дистанции 600-700 м в основном с якоря и по неподвижной цели.

 

                                                                                        4265165.png
                                                                                                Ударный механизм взрывателя торпеды Уайтхеда первых образцов

 

Испытания «малых» торпед начались с неудачи: первая же после выстрела сразу затонула. Ее поиски оказались безуспешными, и 

нашли ее лишь через год случайно рыбаки. Всего из 54 выстреленных торпед в сеть попало только восемь. Шестнадцать имели 

отклонения по глубине, остальные 30 либо вовсе прошли в стороне от сети, либо затонули. Средняя скорость торпед составила 5,7 

уз. Вторую серию стрельб провели через три недели. Благодаря введению в торпеды некоторых усовершенствований, отклонения 

значительно уменьшились. Почти половина торпед попала в сеть и застряла в ее ячейках.

 

 

В 1869 г. офицеры британского флота посетили завод Уайтхеда в Фиуме. Новое оружие произвело на них сильное впечатление, и 

они убедили Адмиралтейство пригласить Уайтхеда в Англию для его демонстрации. С разрешения австрийского правительства, 

Уайтхед в 1870 г. представил свои новые торпеды (14-дюймовую и 16-дюймовую) для испытаний на полигоне в Ширнессе.
16-дюймовая (406-мм) торпеда имела длину 14 футов (427 см), массу около 650 фунтов (294 кг), несла заряд 30,3 кг (67 фунтов) 

пироксилина, имела дальность хода 9I4 метров (I000 ярдов) на 7 узлах, либо 274 метра (300 ярдов) на 12,5 узлах.
14-дюймовая (355 мм) торпеда имела длину 13 футов 10,5 дюймов (422 см), заряд ВВ 26,5 фунтов (12 кг), дальность хода 600 ярдов (548 

м) на 7,5 узлах.
Адмиралтейство предоставило колесный пароход «Оберон» (длина 30,5 м; осадка 4,6 м). Под наблюдением изобретателя на нем 

установили три торпедных аппарата: два трубных (подводный и надводный) и один рамочный. Испытания начались 31 августа 1870 

г. Они проходили неподалеку от порта Ширнесс, в районе мели Кант, в двух милях к востоку от плавучего маяка Нори.

 

                                                                   4316293.png 
                                                                                             Секрет» Уайтхеда (соединение гидростата с балансиром и рулями глубины)
1 — эластичная тяга; 2 — балансир гидростатической тяги; 3 — крючок; 4 и 5 — трубчатая и вертикальная тяги; 6 и 7 — коромысло и 

вилка; 8, 9, 10 — элементы рулевой тяги

 

В мишень был превращен поставленный на якорь старый деревянный корвет «Aigle», служивший блокшивом-угольщиком. Его длина 

составляла 24,4 м (80 футов), углубление 3,66 м (12 футов). Всего удалось произвести 101 пуск обеих торпед, в том числе 75 пусков 

из подводного аппарата, 17 из надводного, 9 из рамочного. Было установлено, что попадание торпеды в борт корабля-мишени 

происходит, если дистанция залпа не превышает 440 ярдов (402 м), а при атаке под углом с носа или кормы — 220 ярдов (201 м).

Испытания завершились 7 октября пуском 16-дюймовой торпеды с боевым зарядом. С дистанции 150 ярдов (137 м) в корабль-мишень 

пустили 16-дюймовую торпеду. Через 30 секунд раздался взрыв. Наблюдатели отметили, что «торпеда ударилась в кормовую 

часть с правого борта. Корма немедленно погрузилась в воду. Вслед за тем погрузился нос».Когда наступил отлив, осмотр 

полузатонувшего судна показал, что пробоина от взрыва торпеды имеет площадь около 22 квадратных метров. Члены комиссии 

заключили: «величина повреждения показывает страшную разрушительную силу подводных мин». Этой «страшной силой» обладал 

заряд всего-навсего в 67 фунтов (30,5 кг) пироксилина!По результатам этих испытаний Адмиралтейство купило лицензию на производство 16-дюймовых торпед.

Мастерские арсенала в Вулвиче начали с 1871 г. их производство.

 

                                                                           4323463.jpg

 

Но в 1875 г. Уайтхед создал значительно более совершенную торпеду калибра 14 дюймов (355 мм), в которой вместо 

двухцилиндрового пневматического мотора Ви (Vee) он использовал трехцилиндровый мотор фирмы Питера Бразерхуда. 

Благодаря ему, скорость хода на дистанции 600 ярдов возросла до 18 узлов (33,3 км/час). После этого Вул-вичский 

арсенал прекратил выпуск 16-дюймовых торпед, и освоил новую модель.

 

 

Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
100 публикаций
197 боёв

 Часть третья:   Уайтхед предлагает торпеды России

 


Решать вопрос о вооружении флота торпедами русскому морскому командованию пришлось в трудной обстановке. Назревала очередная воина с Турцией. Боевые действия русскому флоту на этот раз предстояло начать в крайне неблагоприятных условиях. После окончания Крымской войны Россия практически полностью лишилась Черноморского флота, который по условиям Парижского мирного договора насчитывал лишь несколько небольших судов. Возрождаться он начал только в 1871 году. Сильный броненосный флот Турции господствовал на Черном море, и разве что подводное оружие могли противопоставить ему русские моряки. Это подтверждал и опыт успешного применения «адских машин» в Крымской войне.

Но мины являлись оборонительным оружием и не могли использоваться для нанесения внезапных ударов по турецким кораблям. Русский же флот планировал вести на Черном море активные боевые действия. В полной мере их могли обеспечить лишь ставшие уже широко известными к тому времени торпеды. В связи с этим вопрос о принятии на вооружение отечественного флота торпедного оружия встал очень остро. Сначала все надежды возлагались на торпеду Александровского, однако затянувшиеся ее испытания и малообнадеживающие результаты все больше и больше заставляли думать о подводном снаряде Р. Уайтхеда. К тому же предложение о продаже России своего секрета за 15 тыс. фунтов стерлингов он сделал еще в 1873 году.

 

                                                                                                       4269213.jpg

 

Нельзя сказать, что в выборе между изобретением Александровского и Уайтхеда в Морском министерстве существовало полное единство взглядов.

Точки зрения и аргументы в пользу того или иного высказывались самые противоположные. Сторонники Уайтхеда акцентировали свое внимание на том, что торпеда Александровского недостаточно отработана, что ее массо-габаритные характеристики в два-три раза хуже, а скорость почти вдвое меньше, чем у торпеды фиумского заводчика. Одним из убежденных сторонников скорейшего принятия на вооружение торпеды Уайтхеда был ставший уже заведующим минной частью на флоте контр-адмирал К. П. Пилкин. Он писал: «Принимая во внимание, что самодвижущиеся мины введены уже во всех почти флотах, что рассчитывать на успех торпедо г. Александровского, судя по настоящим результатам, нет оснований.., что Уайтхед... значительно сбавил цену за свой секрет, я нахожу, что приобретение секрета от г. Уайтхеда становится настоятельной потребностью».

 

Однако нашлись и убежденные сторонники отечественного варианта торпеды. Наиболее влиятельным из них был управляющий Морским министерством адмирал Н. К. Краббе. Во время обсуждения на одном из совещании этого вопроса, он так сформулировал свою позицию: «Господа! Я 15 лет управляю Морским министерством, всегда старался поддерживать русский труд и русские изобретения... обратите... внимание, что Александровский не имеет в своем распоряжении никаких механических средств... устройте специальную механическую мастерскую для изготовления торпеды и я... уверен, что Александровский построит торпедо не хуже Ваитхеда».

 

К сожалению, в 1875 году Краббе тяжело заболел и отошел от дел. Его преемником стал С. С. Лесовский, который не только не разделял столь категорической позиции своего предшественника, но и более других был склонен ориентироваться на Р. Уайтхеда. В определенной мере позицию нового управляющего Морским министерством можно понять. Война с Турцией становилась все более реальной, и решать вопрос о вооружении флота торпедами требовалось срочно. Тем не менее принимать решение единолично Лесовский не стал. 13 октября 1875 года он создает специальный «Комитет по вопросу приобретения самодвижущихся мин Вайтгеда и применению их к судам флота». В его состав вошли вице-адмиралы Г. И. Бутаков, А. А. Попов, В. Ф. Таубе, контр-адмиралы К. П. Пилкин, И. А. Шестаков, А. А. Пещуров, генерал-майоры В. Ф. Петрушевский, Ф. В. Пестич и капитан-лейтенанты В. П. Верховский и Н. А. Невахович. Решение комитета гласило: «Теперь же приобрести от Вайтгеда секрет его изобретения и заказать пятьдесят мин последнего образца для применения их к действию с судов флота».

 

Договор с Уайтхедом

Первый практический шаг по реализации этого решения предпринят уже в ноябре 1875 года. Минная комиссия под председательством К. П. Пилкина срочно разработала проект контракта с Уайтхедом. Его основные положения сводились к следующему:

«I. 1. Г. Уайтхед продает Русскому правительству секрет устройства изобретенной им автоматической рыбовидной мины и уступает Русскому правительству право пользоваться его изобретением...

2. Русское правительство, приобретая секрет устройства мины Уайтхеда, уплачивает ему 9000 фунтов стерлингов...

II. Г. Уайтхед обязуется доставить Русскому правительству 100 подводных рыбовидных мин его, Уайтхеда, системы со всеми... новейшими улучшениями...

Каждая мина должна удовлетворять следующим условиям:

1. Мина при полном снаряжении должна проходить расстояние в 600 английских футов со скоростью... от 20 до 22 узлов... при прохождении расстояния в 2500 английских фут скорость движения мины не должна быть менее 16-18 узлов... а на расстоянии 6200 английских фут... не должна быть менее 12-14 узлов...

2. Мина должна иметь в своей передней оконечности: а) особое помещение для 100 фунтов заряда... и б) прибор автоматического воспламенения заряда при ударе мины о поражаемый предмет, который вместе с тем должен быть вполне безопасен, как при спуске мины, так и во время ее движения.

3. Длина мины не должна превышать 20 английских фут... ширина вместе с боковыми крыльями 17-18 английских дюймов... Вес мины со включением 100 фунтов заряда, но с пустым воздушным резервуаром — 360-400 килограммов...

4. Воздушный резервуар должен быть такой плотности, чтобы мог выдерживать давление 105 атмосфер... без малейшего изменения своей формы.

5. При прохождении расстояния в 600 английских фут уклонение мины от цели не должно быть более 1 английского фута по вертикальной линии и 10 английский фут в сторону, при прохождении расстояния в 2500 английских фут — на 24 фута в сторону, а при прохождении расстояния 6200 английских фут — 45 фут в сторону, отклоняясь в обоих последних случаях не более 1 фута по вертикальной линии.

6. Воздушный резервуар, снаряженный давлением в 70 атмосфер, не должен терять в 4-часовой промежуток времени более 4 атмосфер давления.

III. Цена каждой мины определяется в 400 фунтов стерлингов...

IV. Все заказываемые 100 мин должны быть изготовлены и сданы в продолжении двух лет, считая со дня заказа».

 

                                                                                                                           4303006.jpg

 

В конце января 1876 года проект контракта утвердил император Александр II, а неделю спустя русская правительственная комиссия выехала в Фиум.  Судя по переписке с Петербургом, по протоколам заседания комиссии, а так же по сохранившимся вариантам контракта с многочисленными пометками и исправлениями, переговоры в Фиуме шли напряженно. Впрочем, обе стороны были заинтересованы в их положительном исходе, и 11 марта 1876 года контракт между русским правительством, в лице контр-адмирала А. И. Шестакова, и торпедостроительным заводом в Фиуме, в лице его владельца и главного конструктора Р. Уайтхеда, скрепили подписями. За 9000 фунтов стерлингов Россия приобретала «секрет Уайтхеда» и право пользоваться им «по своему усмотрению без всякого ограничения с одним лишь условием сохранять изобретение в тайне от других правительств, еще не купивших его».

                                                                                                             

                                                                                                                                                  4275359.jpg

 

. Уайтхед брал на себя обязательства «приготовить для Русского правительства сто самодвижущихся мин с применением в них всех... усовершенствований, которые будут признаны... полезными, сдать мины агентам Русского правительства в нижеследующие сроки: две мины — к 31 марта 1876 г., две мины — к 1 мая 1876 г., шестнадцать мин — к 1 сентября 1876 г., тридцать мин — к 1 января 1877 г., двадцать пять мин — к 1 мая 1877 г., и двадцать пять — мин к 1 января 1878 г.».

Свои обязательства Р. Уайтхед выполнил точно в согласованные сроки. Первые две торпеды передали русским представителям в Фиуме через 20 дней после подписания контракта. Обе они были не только тщательно взвешены, обмерены и опробованы, но и прошли пристрелку на полигоне завода. Технология пристрелки не отличалась сложностью, отмечали свидетели: «на пристани, с которой пускают мины, замечают момент вылета мины из трубы по секундомеру и затем смотрят, когда поставленный на плоту сигнальщик опустит флаг в момент прохождения мины под плотом».

После сдачи каждую торпеду упаковывали способом, «вполне гарантирующим ее от повреждений в пути» и доставляли на станцию железной дороги или на судно, указанное комиссией. Дальнейшая транспортировка, как гласил контракт осуществлялась «на счет и страх Русского правительства, но за повреждения в пути, произошедшие от дурной упаковки, ответственным оставался изготовитель».

                                                                                                                        4265167.jpg

 

                                                                                                                 

                                                                                                                      Организация производства в России

Первые мастерские

Почти одновременно с подписанием контракта в Фиуме «для выделки, сборки, пробы и хранения мин Вайтгеда в Кронштадте и Николаеве в срочном порядке создаются торпедные мастерские. Наладить производство торпед во флотских условиях было не так-то просто. Достаточно сказать, что только в кооперацию Кронштадтской мастерской в качестве контрагентов пришлось привлечь около десятка отечественных и зарубежных заводов, в том числе такие, как Невский судостроительный и механический завод, Пароходный завод в Кронштадте, Венский металлобрабатывающий завод Нейбург-Мариацельного общества, завод Р. Уайтхеда в Фиуме и др.

 

К лету 1878 года торпедные мастерские уже функционировали, и 31 июня Кронштадтскую посетил Александр II. Помимо ее осмотра и ознакомления с частями изготовляемых мин Уайтхеда в плане посещения значились «стрельба торпедами с трех катеров в Военной гавани — мины с каждого катера выпускать одну после другой через 20 секунд» и демонстрация применения боно-сетевого заграждения для защиты кораблей от торпед. 

 

                                                                                                               4315280.png

                                                                                                          Торпеда Уайтхеда образца 1876 г., принятая на вооружение ВМФ России.

1 — стабилизатор; 2 — отсек гребного вала и рулевой тяги; 3 — машинный отсек; 4 — резервуар сжатого воздуха; 5 — отсек гидростатического аппарата; 6 — зарядное отделение; 7 — взрыватель

 

Первую торпеду Уайтхеда отечественного производства изготовили в Кронштадтской мастерской осенью 1878 года. Как докладывал управляющему Морским министерством К. П. Пилкин, «30 сентября на Восточном Кронштадтском рейде испытывалась первая мина Уайтхеда, сделанная в России... Опыты были вполне удачные. Мина шла от 9 до 22 узлов на 600 фут расстояния, попала в цель и отлично держалась на желаемой глубине». Испытания показали, что торпеда «не уступала ни в чем сделанным на заводе Уайтхеда», но обошлась в полтора раза дешевле. Принимая во внимание, что «ни в одной стране, купившей секрет Уайтхеда, ни даже в Англии, не удавалось... сделать мину того же достоинства, как их выделывает сам изготовитель», а также учитывая «огромное значение для... флота самостоятельной выделки мин», Пилкин ходатайствовал о поощрении «господ офицеров, нижних чинов и мастеровых, приложивших для этого... все свое усердие и искусство».

 

                                                                                                                 4271250.jpg
                                                                                  

Всего к концу 1878 года в Кронштадтской мастерской в производстве находилось уже 20 торпед, налаживалось их изготовление и в Николаеве. Однако, как бы хорошо ни было организовано производство во флотских мастерских, их возможности оставались крайне ограничены. Мастерские не могли обеспечить быстрорастущие потребности флота. Торпеды вновь приходилось заказывать на Фиумском заводе. В марте 1878 года с Уайтхедом заключили контракт на «второй заказ». Он предусматривал поставку России еще 150 торпед: 90 штук к 1878 году и 60 — в 1879-м. Однако находиться практически в полной зависимости от поставок оружия из-за рубежа флот не мог. Перед Морским министерством встал вопрос об организации производства торпед на отечественных заводах.

 

Первые шаги в этом направлении последовали в 1882 году. По указанию руководства Морского министерства К. П. Пилкин организовал конкурс будущих производителей торпед. В нем приняли участие Общество Франко-Русских заводов, компания С.-Петербургского Металлического завода и Машиностроительный чугуно-литейный и котельный завод Г. А. Лесснера. Цены, запрошенные предприятиями, а также тульским мещанином Фоминым, изучившим мины Уайтхеда в Фиуме и служившим в то время в торпедной мастерской в звании «вольного механика», оказались следующие: компания Металлического завода — 5200 руб. без гидростатического аппарата, Франко-Русское общество — 4500 руб. за мину, Лесснер — 3500 без гидростатического аппарата и 3750 с аппаратом, Фомин — 4000 руб. первые 50 мин и 4800 руб. последующие. Заключение Пилкина звучало вполне определенно: «заказ я полагал бы дать на завод Лесснера, как объявившего меньшую цену и готового почти немедленно приступить к работам».

 

 Не вызвали со стороны заведующего минной частью на флоте возражений и организационные предложения Лесснера:

«1) Выделку стальных мин, а равно и их детальных частей я обязуюсь производить из хорошего материала согласно буде представленных мне чертежей и образца в отдельном помещении.

2) Морское ведомство имеет право командировать ко мне на завод лиц для наблюдения за работой.

3) Для испытания действия механизмов я обязуюсь выстроить бассейн, в который вкладываются мины, наполненные воздухом, и могут быть приводимы в действие.

4) Для приемки мин на заводе назначается заведующим минной частью комиссия, состоящая из специалистов, в обязанности которой входит проверять выделку мин и производить пробу.

5) Выделку и сборку секретной камеры желательно также принять мне на себя, так как я намерен выстроить для выделки мин отдельное помещение, если Морское ведомство вообще заручит меня заказами на выделку мин.

6) Производя пробу мин на моем заводе, комиссия должна быть уполномочена выдать мне акт на принятие мины и уплату денег производить по представлении акта».

 

Предложение К. П. Пилкина утвердили, и заводу Лесснера поручили изготовить в течение пяти лет 150 торпед. Однако Морское министерство считало, что кроме завода Лесснера «выделку самодвижущихся мин системы Уайтхеда» следует поручить еще и Обуховскому заводу, входившему в состав Морского ведомства. Руководству предприятия предложили срочно «войти в ближайшее соглашение с заведующим минной частью на флоте о всех подробностях означенного дела». Ровно через месяц председатель правления завода докладывал, что предприятие готово «теперь же приступить к выделке мин Уайтхеда, но при этом необходимо сообщить заводу без замедления детальные чертежи означенных мин и, если возможно, доставить на завод одну мину для образца с тем, чтобы завод мог ее разобрать». Первую пробную торпеду обуховцы изготовили в 1884 году. В январе следующего года начальник завода контр-адмирал А. А. Колокольцев докладывал, что в июле рассчитывает сдать флоту десять мин Уайтхеда и затем в течение остальных месяцев изготовить еще двадцать.

 

Начало производства торпед на отечественных заводах было положено. Всего с 1884-го по 1889 год в России изготовили 442 торпеды — 208 на Обуховском заводе, 176 на заводе Лесснера, 30 в Николаевской и 28 в Кронштадтской мастерских. Стальные воздушные резервуары для них делались на Обуховском заводе, чтобы «иметь полную уверенность в их прочности». К концу XIX века ежегодные заказы на отечественных заводах достигли 160-200 торпед.

Год принятия на вооружение

Образец

Калибр, мм

Длина, м

Общий вес, кг

Вес ВВ, кг

Дальность и скорость хода, 
км—уз

Примечание

1876

обр. 1876 г.

381

5,73

350

26

0,4 — 20

Проект и производство Фиумского завода — «первый контракт».

1880

обр. 1880 г.

381

4,58

324

33

0,4 — 21

Укороченная торпеда для минных катеров. Проект и производство Кронштадской мастерской. Изготавливалась заводами Обуховским и Лесснера.

1886

обр. 1886 г.

381

5,52

391

40

0,6 — 24

Проект Фиумского завода. Производство заводами Обуховским и Лесснера, Николаевской мастерской.

1889

обр. 1886 г.

381

5,52

395

80

0.6 — 22

Проект и производство завода Лесснера.

1889

обр. 1889 г. "В"

381

5,52

420

80

0.6 — 25

Проект и производство Обуховского завода.

1894

обр. 1889 г. "О"

381

5,52

455

80

0.6 — 27

ервый образец с прибором Обри. Проект и производство Обуховского завода. Главный конструктор П. К. Сильверсван.

1897

обр. 1894 г. "С"

381

5,2

426

64

0.4 — 30
0.9 — 25

Проект и производство Обуховского завода, изготовлялась Николаевской мастерской.

1898

обр. 1898 г. "Л"

381

5,18

430

64

0.6 — 30
0,9 — 25

Проект завода Лесснера. производство заводов Лесснера и Обуховского.

1904

обр. 1904 г.

450

5,13

648

70

0.8 — 33
2 — 25

Проект и производство Фиумского завода. Изготовлялась заводами Обуховским и Лесснера.

1907

обр. 1907 г.

450

5,2

641

90

0,6 — 40
1 — 34
2 — 27

Первая торпеда для подводных лодок (ПЛ), стале-бронзовая. Проект Фиумского завода, производство заводов Обуховского и Лесснера.

1908

обр. 1908 г.

450

5,2

650

95

1 — 38
2 — 27
3 — 23

Первая торпеда с «сухим подогревом». Проект и производство Фиумского завода. Изготавливалась заводами Обуховским и Лесснера.

1910

обр. 1910 г.

450

5,2

665

100

1 — 38
2 — 34
3 — 29
4 — 25

Сталебронзовая торпеда для ПЛ. Проект и производство Фиумского завода. Изготавливалась заводами Обуховским и Лесснера.

1912

45-12

450

5,58

810

100

2 — 43
5 — 30
6 — 28

Первая торпеда с «влажным подогревом». Проект Фиумского завода. Производство заводов Обуховского и Лесснера.

 

 

Источники

http://keu-ocr.narod.ru

topwar.ru

Скрынский Н. Г. Развитие торпед в русском флоте: Сборник материалов 1874— 1910 гг. Л.: ВМАКВ им. А. Н. Крылова, 1951.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
465 публикаций

Подравняйте главы-части по одному краю.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
100 публикаций
197 боёв

Подравняйте главы-части по одному краю.

Спасибо, исправил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
150 публикаций
33 боя

Это 3-ий раз за неделю, где рассказывается про торпеды И. Ф. Александровского.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
741 публикация

Про торпеду Александровского было очень обьемно описано давно,автор темы ZIPmarf , так что тему можно и посчитать и за повтор не смотря на добавление про другую торпеду. Прежде чем создавать тему, надо посмотреть на форуме и убедиться, что до вас про это уже не рассказывали или уж делать более обьемисто, чем предыдущий автор. Надо было делать отдельную тему про торпеду Уайхеда. 

Изменено пользователем alex03071971

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 651 публикация
3 118 боёв

Копипаст без указания источника.

П. С. Матерьял, повезло Вам, в этом источнике качественный... Оформите достойно и ссылку на него укажите.

П. С. С. Я действительно рассказывал как про торпеду Александровского, так и про торпеду Уайтхеда. Т. Ч. Пусть решают модераторы повтор это или нет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
741 публикация

Копипаст без указания источника.

П. С. Матерьял, повезло Вам, в этом источнике качественный... Оформите достойно и ссылку на него укажите.

П. С. С. Я действительно рассказывал как про торпеду Александровского, так и про торпеду Уайтхеда. Т. Ч. Пусть решают модераторы повтор это или нет.

 

Я и без поисковика про эту тему помню, потому и написал про то, что уже было выше сказано.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
158
[FUZE] nikk178
501 публикация
759 боёв

Единственное замечание по оформлению . Самою первую картинку выровняйте по центру . Да и вообще все картинки я бы выровнял по центру . Гораздо лучше смотрится. А так за тему + 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
100 публикаций
197 боёв

Копипаст без указания источника.

 

 

Вы уверенны, что это 100% копипаст статьи? Я ее брал с http://keu-ocr.narod.ru так, что, источник указан.

 

Изменено пользователем ErroR

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 651 публикация
3 118 боёв

 

Вы уверенны, что это 100% копипаст статьи? Я ее брал с http://keu-ocr.narod.ru так, что источник указан.

 

Уверен. Вам процитировать?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
100 публикаций
197 боёв

Уверен. Вам процитировать?

Да про торпеды Уайтхеда пожалуйста.

 

ПС Минусовщик обоснуй позицию

Изменено пользователем ErroR

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
135 публикаций

При взрыве корабля торпедами,С. О. Макаров прокричал "Ура" и сорвал себе голос.

Изменено пользователем vetalb1111

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
18 публикаций

Изображениеvetalb1111 (29 Янв 2014 - 11:14) писал:

При взрыве корабля торпедами,С. О. Макаров прокричал "Ура" и сорвал себе голос,найдено в источниках.

Ничего себе! Какие детали, я думаю что подтверждений уже к сожалению не найти(



про торпеды могу сказать одно: гениальное изобретение Р. Уайтхеда, внушающее страх перед неминуемой смертью  :trollface:
 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
27 публикаций
517 боёв

Первую торпедную атаку и первый торпедный залп произвёл Российский флот, а так же мы владельцы торпед с ядерной боевой частью, стран имеющих их на вооружении меньше, чем стран которые имеют ядерное оружие.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
176 публикаций
2 963 боя

Наши тоже умели делать хорошие торпеды в те времена  :izmena:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
21 публикация

Наши тоже умели делать хорошие торпеды в те времена  :izmena:

Да и сейчас неплохие торпеды:playing:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
259 публикаций
1 624 боя

Да и сейчас неплохие торпеды:playing:

Увы, но это не так. До сих пор не смогли реализовать телеуправление, малая дальность хода и прочее счастье.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
9 публикаций

Если несложно есть информация про немецкие торпеды, как мне известно, именно ни первыми разработали курсовые системы наведения и «электро» торпеды.


Если на форуме нет, могу собрать материал да создать тему.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×