Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Reindas

Москва - тяжёлый крейсер X уровня (0.6.15.1)

В этой теме 2 346 комментариев

Рекомендуемые комментарии

4 785
Участник, Автор руководств
4 505 публикаций
5 037 боёв

    571524be43e3.png


23a040aa36df.jpg


 

Крейсер проекта 66 «Москва»  проект тяжёлого крейсера ВМФ СССР, разрабатывавшийся в 19471954 годах. По своеобразной советской классификации именовался средним крейсером, так как занимал промежуточное место между лёгкими крейсерами проекта 68-бис и «тяжёлыми» (фактически линейными) крейсерами проекта 82.

 

Проектировался с расчетом на достижение превосходства над американскими тяжёлыми крейсерами типа «Де Мойн». К началу 1950-х годов разработка зашла в тупик, была отвергнута флотом и прекращена на стадии откорректированного эскизного проекта.

Общие сведения

 

 5b0b62167618.jpg


Проект 66 явился последним в СССР, а скорее всего и в мире, проектом тяжёлого артиллерийского корабля, предназначенного для уничтожения кораблей противника своей артиллерией в морском бою. 
Этот проект, разрабатывавшийся с учётом опыта Второй мировой войны и внедрения самых последних для начала 50-х годов XX века достижений отечественной военно-морской науки и техники, как бы замыкал собой эволюцию тяжёлых артиллерийских кораблей Российского Императорского флота: линкоров типа «Севастополь», «Императрица Мария» и «Император Николай I», линейных крейсеров типа «Измаил», советских линкоров типа «Советский Союз» и тяжёлых крейсеров типов «Кронштадт» и «Сталинград». 
Все эти корабли должны были воплощать силу и мощь страны, но по разным, однако сходным причинам большинство из них достроить не удалось. Что касается крейсера проекта 66, то его проектирование было доведено лишь до завершения разработки корректированного проекта. Дальнейшая разработка этого артиллерийского корабля в условиях проходившего в середине XX века интенсивного развития и совершенствования новых видов морского оружия, в первую очередь ракетного (корабельного и авиационного), вполне закономерно была признана нецелесообразной. 
Тем не менее сам процесс разработки и рассмотрения проекта нашего последнего тяжёлого артиллерийского корабля, вероятно, представит определённый интерес для любителей истории военного кораблестроения.

 

Советский флот вышел из войны, обладая лишь шестью более или менее современными лёгкими крейсерами проектов 26 и 26бис, к которым присоединились два лёгких крейсера – бывшие германский «Nurnberg» и итальянский «Emanuele Filiberto Duca d Aosta». Для противоборства флотам западных стран, обладавших подавляющим количественным и качественным превосходством перед отечественным ВМФ – они явно не годились. 
В связи с этим в конце августа 1945 года был разработан и подписан план военного судостроения на 1946-1955 годы. По этому плану ВМФ СССР к началу 1956 года должен был иметь в своём составе следующие корабли:
- 9 линейных кораблей;
- 12 тяжёлых крейсеров с 220-мм артиллерией главного калибра;
- 30 тяжёлых крейсеров с 180-мм артиллерией главного калибра;
- 54 лёгких крейсера со 152-мм артиллерией главного калибра;
- 6 эскадренных и 6 малых авианосцев;
- 132 больших эскадренных миноносца;
- 226 эскадренных миноносцев;
- 168 больших, 204 средних и 123 малых подводных лодок. 

 

В отличие от флотов западных стран, в ВМФ СССР главной ударной силой по-прежнему считались тяжёлые артиллерийские корабли (сравнительно немногочисленные линкоры и значительно более многочисленные крейсера), а авианосцам по существу отводилась роль средства обеспечения их боевой устойчивости при атаках авиации и подводных лодок. Основное внимание в этих предложениях уделялось крейсерам. Именно по количеству кораблей этого класса намечалось достигнуть паритета с флотами США и Великобритании. 
Говоря об общей направленности строительства флота (а точнее о второстепенной роли авианосцев), И.В. Сталин сказал, что «в ближайшие 10-15 лет наши эскадры будут защищаться. Другое дело, если вы собираетесь идти в Америку… Так как нам этого не нужно, то мы не обязаны напрягать нашу промышленность».
Между тем, в результате выполненного военно-морской академией исследования тактических свойств лёгких крейсеров в главном морском штабе возникла идея создания крейсера нового типа «большой ударной силы» с 220-мм артиллерией, скоростью хода 36-38 узлов и с облегчённым бронированием. Общее техническое задание ВМС на такой корабль было утверждено 30 октября 1947 года.

 

c8a30998ea88.png


В начале 1951 года было предписано срочно приступить к созданию для отечественного флота «средних» крейсеров, превосходящих новейшие американские тяжёлые крейсера по калибру артиллерии, дальности ей стрельбы и скорости хода. Были определены калибр артиллерии – 220 мм и водоизмещение – около 24 000 т. Проект предполагалось утвердить через полтора года, а головной корабль сдать ВМФ в 1957 году. 
27 ноября того же года утвердили общее техническое задание ВММ на такой корабль (проект 66). Основные положения ОТЗ сводились к следующему.

Назначение корабля.

  1. Ведение успешного боя с крейсерами, вооружёнными 203-мм артиллерией, и уничтожение лёгких крейсеров противника.
  2. Подавление береговых батарей среднего калибра и разрушение береговых сооружений противника. 
  3. Придание устойчивости действиям соединений лёгких сил флота.

Водоизмещение, размерения и силуэт корабля.
Стандартное водоизмещение – около 22 000 т. Полное водоизмещение около 26 000 т. Размерения корабля определяются в процессе проектирования. Силуэт корабля должен быть схожим с силуэтом тяжёлого крейсера проекта 82. 
Вооружение.

  1. Артиллерийское.

Главный калибр: 9 – 220-мм орудий в трёх трёхорудийных башнях, с начальной скоростью снаряда в 950-1000 м/с и дальностью стрельбы около 50 км.
Универсальный калибр: 8 – 130-мм орудий в четырёх двухорудийных нестабилизированных башнях. Расположение башен линейное, по две башни в носу и корме.
Зенитный калибр ближнего действия: 24 – 45-мм автомата в шести счетверённых установках. 24 – 25-мм автомата в шести счетверённых установках. 
Защита.
Бронирование цитадели: борт – 150 мм, палуба – 90 мм. Бронирование борта и палубы в оконечностях должно обеспечивать непроникновение внутрь корабля осколков 203-мм снарядов. На корабле должны быть предусмотрены бортовая и днищевая противоминная защита на всем протяжении цитадели. Сопротивляемость ПМЗ взрыву устанавливается в процессе проектирования. 
Мореходные и манёвренные качества. Скорость хода. Дальность плавания и автономность. 
Мореходность должна обеспечивать плавание корабля на всех морских театрах при любом состоянии моря и погоды. Мореходные качества корабля должны обеспечить использование оружия при состоянии моря до 8 баллов. Диаметр циркуляции корабля не должен быть более пяти длин корабля. 
Скорость хода – не менее 35 узлов. Дальность плавания – 5 000 миль. Автономность – 20 суток.


Разработка эскизного «проекта 66» была поручена ЦКБ-17 Министерства транспортного и тяжёлого машиностроения, который был завершён к сентябрю 1952 года. Окончательная доводка и корректировка проекта была завершена в мае 1953 года. 

 

Основные тактико-технические элементы по корректированному эскизному проекту вышли следующие:
Вооружение:
3×3 – 220-мм артиллерийских установок
4×2 – 130-мм артиллерийских установок
6×4 – 45-мм артиллерийских установок
6×4 – 25-мм артиллерийских установок
Бронирование:
- главный бортовой пояс – 155-мм
- палубы – 50+70-мм
- палубы над погребами боезапаса – 50+90-мм
Водоизмещение:
- стандартное – 26 230 т
- полное – 30 750 т
Главные размерения:
- длина наибольшая – 252,5 м
- ширина наибольшая – 25,7 м
- осадка средняя – 8,35 м
Скорость полного хода – 34,5 узла
Мощность ГЭУ – 3×70 000 л.с.
Экипаж – 1 428 человек

 

Исходя из общей оценки тактико-технических данных крейсера «Проект 66» и результатов проведённых семи тактических игр можно сделать следующие выводы:

Крейсер проекта 66 по сравнению с крейсерами типа «Де Мойн» обладает неоспоримыми преимуществами в дальнобойности артиллерии главного калибра, весе и разрушительном действии снаряда, а так же в бронировании цитадели. 
Наряду с этими положительными качествами – обладает целым рядом недостатков, основными из которых являются:

  1. Несоответствие между слишком большим водоизмещением корабля и его   ударной мощью (вооружение явно было недостаточным для такого водоизмещения). 
  2. Огромные размеры корабля, большая высота надводного борта и надстроек.
  3. Малый боекомплект орудий главного калибра, позволяющий надёжно вывести из строя только один лёгкий крейсер типа «Кливленд». О выведения из строя крейсера типа «Де Мойн» говорить не приходится.
  4. Низкая скорострельность орудий главного калибра.
  5. Количество универсальной артиллерии явно недостаточно для самообороны корабля при отражении атак авиации и лёгких сил противника.
  6. Стремление обеспечить скорость в 34-35 узла повлекло за собой увеличение мощности и веса механизмов, а, следовательно, и водоизмещения корабля. 
  7. Значительным недостатком является отсутствие бронирования кормовой оконечности.
  8. Форма корпуса, конфигурация наружных устройств и надстроек не учитывают возможности применения противником атомного оружия. 

Исходя из результатов исследования, предлагаемый проект крейсера пр. 66 из-за недостаточной ударной мощи артиллерии (низкой скорострельности и малого боекомплекта главного калибра) не обеспечивает основного своего тактического назначения – успешной борьбы с крейсерами типа «Де Мойн». Поэтому строительство крейсеров пр. 66 в данном предлагаемом виде без внесения изменений, повышающих мощь артиллерии – нецелесообразно. 

Учитывая всё это, в конце сентября 1954 года проект 66 среднего крейсера был закрыт, так же было прекращено и строительство нового судостроительного завода в Совгавани, где планировался к закладке новый крейсер.

 

Заключение
Корректированный эскизный проект 66 среднего крейсера стал последним проектом крупного артиллерийского корабля, разработанным в СССР, да, вероятно, и во всём мире. С позиций сегодняшнего дня существовавшее в 1952-1954 годах намерение строить такие корабли можно объяснить лишь тем, что, согласно некоторым данным, их предполагалось использовать в качестве кораблей обеспечения боевой устойчивости перспективных авианосных группировок. Однако для использования пр. 66 в таком качестве потребовалась бы его серьёзная доработка, прежде всего в части усиления зенитного вооружения. Принимая во внимание, что одновременная постройка двух таких крупных и близких по размерам кораблей, как авианосец и средний крейсер, явилась бы в то время крайне проблематичной, отказ от проекта 66 выглядит вполне оправданным.

 

cec43fd98820.png


Гладкопалубный сварной корпус корабля с тремя палубами, тремя платформами, вторым дном и 20 главными поперечными переборками должен был иметь продольную систему набора, исключая районы днища и бортов в пределах цитадели, где предусматривалась поперечно-продольная система. 
Основным материалом корпуса являлись сталь СХЛ-4 и конструкционная броневая стал АК-17, из которой должны были выполняться наружная обшивка (26-16 мм), настил второго дна (22 мм) и часть настила 2-ой платформы в пределах цитадели, а также некоторые другие ответственные конструкции, включая ледовый пояс в оконечностях, шельфы поперечных переборок, выгородки постов в надстройках, фок- и грот- мачты. Сталь 3с применялась для малонапорных переборок, шахт, выгородок и части фундаментов. Лёгкие разделительные переборки и выгородки в сухих помещениях предусматривались из алюминиево-марганцевых сплавов. 
В состав рулевого устройства входили два полубалансирных руля площадью по 20 м2, обеспечивающие радиус циркуляции около 4,6 длин корабля по КВЛ. Рули устанавливали в зоне воздействия струи воды от бортовых гребных винтов. Рулевые машины с электроприводом. 

 

В соответствии с ТТЗ бронирование предусматривалось почти по всей длине корабля: забронирована как цитадель протяжённостью около 60% от длины корабля по КВЛ, так и оконечности от форштевня до носового траверза и от кормового траверза до кормовой переборки румпельного отделения. 
Схема и толщины вертикального бронирования цитадели выбраны из условия обеспечения защиты жизненно важных помещений корабля от воздействия 203-мм бронебойных снарядов массой 152-кг с начальной скоростью 762 м/с.


3aa1daef8645.png

Оригинал


Горизонтальное бронирование (палубы над погребами боезапаса ГК и УК, крыши башен ГК) принято из расчёта обеспечения его непробития тем же снарядом на дистанции до 150 кб (28 000 м), соответствующих предельной дальности стрельбы 203-мм орудий тяжёлых крейсеров ВМС США. Вне указанных погребов бронирование палуб обеспечивает их непробитие на дистанциях до 130 кб (24 000 м). Такое бронирование, кроме того, защищает жизненно важные помещения корабля от воздействия фугасных авиабомб массой до 500 кг (ФАБ-500). 
В районе погребов боезапаса ГК предусматривалась также установка 75–90-мм броневых плит и в подводной части, обеспечивающих защиту от 203-мм недолётных бронебойных снарядов при тех же курсовых углах и дистанциях, что и основное бронирование. 
Верхняя палуба в районе цитадели – 50-мм плиты из броневой стали АК-4. Средняя палуба в районе цитадели – 70-мм гомогенные плиты между погребами боезапаса ГК и УК, 90-мм гомогенные плиты над погребами боезапаса ГК и УК, 20-мм броневая стал от форштевня до носового траверза и от кормового траверза до румпельного отделения. 


51884c249e27.png

Оригинал


Бортовое бронирование. Главный бортовой пояс цитадели между средней палубой и отметкой на 1,6 м ниже ватерлинии нормального водоизмещения – 155-мм гомогенные броневые плиты. Верхний броневой пояс в районе цитадели между верхней и средней палубами – 50-мм гомогенные броневые плиты. Борт в оконечностях на уровне главного бортового пояса от форштевня до носового траверза и от кормового траверза до румпельного отделения – 20-мм броневые плиты из стали марки АК-3. Борт румпельного отделения – 155-мм гомогенные броневые плиты между нижней палубой и скулой и 50-мм броневые плиты из стали АК-18 между скулой и полом румпельного отделения. 
Носовой траверз цитадели – 50-мм пояс между верхней и средней палубами по ширине от борта до барбета носовой башни ГК, 170-мм пояс от средней палубы до высоты около 3 м от основной плоскости, 145-мм пояс выше второго дна и 50-мм пояс ниже него. Кормовой траверз цитадели – 50-мм пояс между верхней и средней палубами по ширине от борта до барбета кормовой башни ГК, 135-мм пояс от средней палубы до высоты около 2 м от основной, 50-мм нижний пояс, доходящий до наружной обшивки. Носовой траверз румпельного – 40-мм пояс между средней и нижней палубами, 155-мм пояс от нижней палубы до 1-ой платформы. Кормовой траверз румпельного отделения – 155-мм пояс от нижне палубы до 1-ой платформы. 
Бронирование артиллерии. Подвижная броня башен ГК – 300-мм лобовая стенка, 265-мм задняя, 180-мм бортовые. 135–145-мм крыша. Барбеты башен ГК – 180 мм в передней части и 155 мм в задней. Подвижная броня башен УК – 25 мм. Барбеты башен УК – 20 мм. Защита 45-мм и 25-мм автоматов – 10 мм. 
Прочее местное бронирование. Подводное бронирование в районе погребов боезапаса ГК – 90-мм и 50-мм гомогенные броневые плиты, навешанные на продольные переборки бортовой подводной защиты. Противоосколочные 20-мм переборки, отстоящие от бортов на 2,5 м, в районе погребов ГК и УК. 

 

 5a00d46bfb51.jpg

Оригинал


В основу проектирования конструктивной подводной защиты корабля в районе цитадели были положены следующие основные требования:
- бортовая конструктивная подводная защита (БКПЗ) должна исключить попадание забортной воды за внутреннюю продольную переборку при контактном взрыве у борта ФАБ-500, с зарядом тротила массой 250 кг, и при неконтактном взрыве торпеды или мины, с зарядом тротила массой 600 кг, на расстоянии 7 м от наружной обшивки борта.
- днищевая конструктивная подводная защита должна исключить попадание забортной воды внутрь отсеков боевого назначения при взрыве заряда тротила массой 250 кг в 4 м от наружной обшивки днища или 700 кг в 7 м от неё. 
- конструкция бортовой защиты, а также расположение машинно-котельной установки должны обеспечить сохранение не менее 1/3 мощности главных механизмов при взрыве торпеды или мины с зарядом тротила массой 600 кг на расстоянии 7 м от наружной обшивки днища.
БКПЗ простирается от носового траверза до кормового, включает две броневых продольных переборки, образующие камеру расширения и камеру поглощения, заполняемую на 85% топливом или водой. Глубина защиты в средней части корабля – 2,55 м, у носового траверза – около 3 м, а в кормовой части – около 7 м.

 

Главная энергетическая установка корабля включает три ГТЗА мощностью по 70 000 л.с. и девять главных котлов паропроизводительностью по 110 т/ч. ГТЗА и котлы полностью унифицированы с тяжёлым крейсером проекта 82. Проектом предусматривалось полное эшелонирование ГЭУ, которая размещается в трёх эшелонах – по одному машинному и одному котельному отделению в каждом. Такое расположение полностью отвечает требованию ТТЗ о сохранении ГЭУ 1/3 её мощности при контактном взрыве торпеды или мины у борта. Два вспомогательных котла паропроизводительностью по 15 т/ч располагаются в надстройке на верхней палубе. Паропроводы выполнены по кольцевой схеме с перемычками в каждом эшелоне. 

 

Как показали модельные испытания, проведённые в бассейне ЦНИИ-45, расчётная скорость полного хода корабля на глубокой воде при волнении до трёх баллов, при мощности на валах 210 000 л.с. и частоте их вращения 200 об/мин, составит 34,% узла. В тех же условиях скорость крейсерского хода 24 узла обеспечивается при мощности 54 600 л.с., скорость оперативно-экономического хода 18 узлов – при мощности 22 200 л.с. По данным ЦНИИ-45, на волнении до 5 баллов скорость полного хода остаётся практически той же, что и на тихой воде, а при 7 баллах снизится до 33,8 уз.
Дальность плавания корабля оперативно-экономическим ходом (18 узлов) при запасе топлива 3 970 т (без учёта мёртвого запаса) должна составить 5 000 миль. 

 

Вооружение

 

167dce4dc0b1.jpg  0e5b74b8bd39.jpg


220-мм корабельная пушка СМ-40– советское корабельное орудие калибра 220 мм. Орудия типа СМ-40 в трехорудийных башенных установках СМ-6 предназначались для вооружения тяжёлых крейсеров проекта 66 ВМФ СССР. Орудие и установка были спроектированы ЦКБ-34. Орудие было представлено на испытания в 1954 году. Отказ от строительства крейсеров проекта 66 привел к прекращению дальнейшей разработки орудия СМ-40 и башенной установки СМ-6.


Три башенные артустановки главного калибра СМ-6 (разработчик ЦКБ-34 МОП) с тремя 220-мм орудиями каждая имели углы вертикального наведения от -4 до +50° и углы обстрела при углах возвышения 4° от 0 до 145° на борт (две носовые башни) и от 30 до 180° (кормовая башня). Предусматривалось автоматическое дистанционное и полуавтоматическое, а так же ручное управление их наведением. Во второй и третьей башнях размещались радиодальномеры «Грот». В башнях была осуществлена раздельная подача боезапаса к каждому орудию и возможность ведения огня, как залпами, так и раздельно каждым орудием. Расчётная скорострельность составляла 5,8 выстрела на ствол в минуту.
В основных погребах 220-мм боезапаса размещалось 900 комплектов выстрелов, в дополнительные погреба, в перегрузку, могло приниматься ещё 180 снарядов и 360 полузарядов (при внештатном хранении). Снаряды в каждом из основных шести погребов, расположенных на нижней палубе и 1-ой платформе, хранились во вращающемся снарядном барабане, охватывающем снарядное перегрузочное отделение башни. В дополнительных погребах внештатного хранения снаряды размещались на стеллажах. Основные снарядные погреба оборудовались устройствами для перегрузки снарядов из дополнительных погребов и подъёмно-опускными лотками для передачи снарядов из вращающихся барабанов на питатели элеваторов башен. 
Для управления стрельбой артиллерии главного калибра при центральной наводке предусматривалась система ПУС «Молот-66» в обеспечении командно-дальномерного поста, командно-визирного поста и двух РЛС типа «Залп» (носовой и кормовой). Автономное управление стрельбой двух носовых и кормовой башен осуществлялось с помощью двух башенных радиодальномеров «Грот». Система ПУС обеспечивала выработку данных для стрельбы по двум наблюдаемым (с помощью оптики и радиолокации) или временно скрывающимся морским целям, по двум невидимым береговым целям с использованием ориентира или по карте, или при корректировке огня с самолёта на дистанции до 300 кб (55 000 м). А так же по наблюдаемым воздушным целям на самооборону в пределах угла возвышения орудий с использованием башенных систем ПУС. Сосредоточенная централизованная стрельба нескольких кораблей по одной цели могла обеспечиваться радиосвязью. 

Длина ствола - 65 калибров
Дальность стрельбы - 49 км (260 кб.)
Масса снаряда - 176 кг
Начальная скорость снаряда - 985 м/с
Максимальная скорострельность - 5,8 выстр/мин. (при максимальном возвышении снижалась до 3,2 выстр/мин)
Боезапас - 100 выстрелов на каждый ствол.

 

13f5c6977e59.jpg  16dcd3823b7a.png


БЛ-109А (2М-109)

В 1946 году ОКБ-172 разработало технический проект двухорудийной универсальной башенной установки БЛ-109 для лидеров и эсминцев. В первом квартале 1947 года ОКБ-172 закончило рабочие чертежи БЛ-109 с расчетом установки на эсминцы проекта 30бис. Изготовление БЛ-109 планировалось на Ленинградском металлическом заводе, а качающихся частей – на заводе «Большевик». Однако позже было решено, что последний будет изготавливать установки полностью. Завод «Большевик» собрал 6 установок.
Установка БЛ-109 на эсминцы проекта 30бис требовала доработки в техническом проекте корабля, с чем не согласилось Министерство судостроительной промышленности, и на эсминцы вновь стали ставить старые башни Б-2ЛМ.
В 1948 году ОКБ-172 выпустило эскизный проект двух башен БЛ-109А на линейных ледоколах типа «Сталин».
По шесть башен БЛ-109А планировалось установить на строившихся тяжелых крейсерах проекта 82. В марте 1953 года работы по крейсерам проекта 82 были прекращены. К тому времени завод «Большевик» успел сдать 12 качающихся частей БЛ-109А. Летом 1953 года система БЛ-109 была переименована в 2М-109.
Ствол БЛ-109 состоял из свободной трубы, кожуха и казенника. Затвор клиновой горизонтальный, полуавтоматика копирного типа. Привод ручной. Канал ствола БЛ-109 идентичен каналу ствола СМ-2–1. Боеприпасы и баллистические данные полностью совпадают с СМ-2–1. Подача боеприпасов осуществлялась постоянно движущейся цепью. Досылатель гидропневматический. Накатник пневматический.


Четыре башенных артустановки универсального калибра БЛ-109А (разработчик ОКБ-43 МОП) с двумя 130-мм орудиями каждая размещались в диаметральной плоскости линейно-возвышенно и попарно в носовой, и кормовой частях корабля. Они имели углы вертикального наведения от -8° до +83° и углы обстрела при углах возвышения 2° от 0° до 140° на борт (носовые башни) и от 40° до 180° (кормовые башни). Предусматривалось автоматическое дистанционное и местное силовое, а так же ручное управление их наведением. Во второй и третьей башнях размещались радиодальномеры «Штаг-Б». Расчётная скорострельность составляла 15 выстрелов в минуту. 
В пяти погребах 130-мм боезапаса, расположенных на нижней палубе, предусматривалось совместное хранение снарядов (в стеллажах навалом с прокладками из пенькового троса между рядами) и гильзовых зарядов (в сотовых стеллажах с индивидуальными креплениями для каждого) на 1 600 выстрелов. Кроме того, в перегрузку принималось 260 снарядов и 236 зарядов. Из погребов выстрелы подавались восемью цепными электрическими подъёмниками, производительностью 18 подач в минуту каждый, в подбашенные отделения, где перегружались в башенные подъёмники. В подбашенных отделениях каждой артустановки предусматривались кранцы на 32 снаряда и 6 зарядов.     
Система ПУС должна была обеспечивать оперативную выработку данных центральной наводки для автоматической, полуавтоматической и ручной наводки орудий при стрельбе по воздушной цели, идущей со скоростью до 300 м/с (1 080 км/ч). По морской цели со скоростью до 60 узлов, а так же по видимой или невидимой (с использованием видимого ориентира) береговой цели. 

Скорострельность – 8-15 выстрелов в минуту
Начальная скорость снаряда – 950-1000 м/с
Максимальная дальность стрельбы – 32 000 м

 

Легкое зенитное вооружение крейсера включает в себя:
6х4 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ
6х4 25-мм автоматов 4М-120 (БЛ-120)


Зенитный калибр ближнего действия включал шесть счетверённых 45-мм автоматов СМ-20-ЗИФ (разработчик ЦКБ-7 МОП) и шесть счетверённых 25-мм автоматов БЛ-120 (разработчик ОКБ-43 МОП), расположенных побортно в средней части корабля. 


360de131275c.jpg  e484eeb2b109.jpg  8e73c6424157.png


45-мм автоматы СМ-20-ЗИФ 

С обойменным боепитанием обладали темпом стрельбы 135-160 выстрелов в минуту, но при длине непрерывной очереди до 50 выстрелов. Непосредственно на артустановке в среднем может находиться по 62 патрона ствол. Они имели дистанционное, местное силовое, а так же ручное наведение и объединялись в четыре батареи (две по два автомата и две по одному). Автоматы каждой батареи могли управляться дистанционно от собственных радиолокационных систем «Фут-Б», получающих целеуказание от РЛС «Фут-Н». 
Шесть погребов 45-мм боезапаса располагались на нижней палубе. В каждом из них штатно размещалось на полочных стеллажах по 400 металлических ящиков с 8 патронами в каждом и ящики с 800 обоймами для них. Набивка обойм патронами предусматривалась в погребах, после чего обоймы, снаряжённые 4 патронами, подавались цепными электрическими подъёмниками (производительность каждого не менее 18 подач в минуту) прямо к автоматам. В непосредственной близости от них размещались выполненные из 10-мм броневой стали кранцы первых выстрелов общей вместимостью 1 920 патронов (10% от штатного боезапаса). В перегрузку можно было принять ещё 1 296 патронов. 

Скорострельность - 135-160 выстрелов в минуту
Начальная скорость снаряда - 1080 м/с 
Максимальная дальность стрельбы - 11 100 м
 

25-мм автоматы 4М-120 (БЛ-120)

С коллиматорными прицелами, так же объединённые в четыре батареи, имели только местное силовое и ручное наведение. В шесть погребов 25-мм боезапаса на нижней палубе принималось по 4 000 патронов в металлических магазин-коробках ёмкостью по 60 ед., размещаемых на полочных стеллажах. В перегрузку в каждый погреб может приниматься ещё по 1380 патронов. Подача боезапаса из погребов на верхнюю палубу и далее на площадки к автоматам предусматривалась с помощью шести погребных и перегрузочных цепных электрических подъёмников производительностью 8 магазинов в минуту каждый. В кранцах первых выстрелов могло быть размещено 12% штатного боезапаса. На верхней палубе предусматривались места и крепления для учебных 57-мм стволиков (для орудий главного калибра) и 45-мм для УК и ЗКБД.

Скорострельность - 270-300 выстрелов в минуту
Начальная скорость снаряда - 910 м/с 
Максимальная дальность стрельбы - 4 800 м


Расчётное время погрузки на корабль всего артиллерийского боезапаса со стоящих у борта артиллерийских барж составляло 16 часов. 

 

Васильев А.М., Морин А.Б. Средний крейсер адмирала Н.Г. Кузнецова проект 66. — Санкт-Петербург: Гангут, 2013. — 69 с.

Тяжёлые крейсера проекта 66 (wiki.wargaming)

 
Изменено пользователем Reindas
  • Плюс 39
  • Круто 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 008
[PF_V]
Старший бета-тестер, Коллекционер, Старший бета-тестер, Старший бета-тестер, Коллекционер-испытатель
2 753 публикации
8 498 боёв

Традиционно отличный гайд..  Всегда приятно почитать...

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
2 382 публикации
14 128 боёв

Видно сразу - Работа проведена гигантская, со знанием дела и пониманием объекта обзора, поэтому однозначный лайк за труды, способ подачи и объём информации ! :great:

 

Изменено пользователем HoffnungsloserJosefBoese
  • Плюс 9

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 836
[KGB]
Участник, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
4 538 публикаций
15 145 боёв

еще бы добавил, что данный крейсер противопоказан в качестве первой десятки в порту.

и маловато видео гайдов по нему.

проходящий урон от ББ по противнику, меня пару раз провоцировал ворваться на нем, и я сразу предсказуемо огребал.

ошибок не прощает вообще, этакий скорострельный, картонный ЛК, который очень сильно и часто  "любят" Изюмы, Айовы, Монтаны и Ямато

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 179
[-ZOO-]
Старший бета-тестер, Коллекционер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
9 325 публикаций

Нафига музыку тыкнул? Ек макарек

Это блин видео само заиграло %) как так %)

Изменено пользователем WarXed

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 925
[ZAVOD]
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер, Лидер Форума, Коллекционер-испытатель
5 561 публикация
12 189 боёв

Молодец! Спасибо огромное за гайд, как раз последнюю десяточку докачиваю и скоро Москва будет в порту!

Изменено пользователем 3HAJI_6bI_nPuKyn

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 785
Участник, Автор руководств
4 505 публикаций
5 037 боёв

интересно.кто то дочитал эту фигню до конца?

 

Читает тот - кому интересно. 


Тому, кому не интересно - вообще не заходит в подобные темы. 

Для таких есть каналы на Youtube и разного рода видео-гайды. 

 

Судя по всему, вы из второй категории.

Так зачем было тогда оставлять свой комментарий ? 

 

P.S. Да, и, если прям так хотелось взять цитатой целый пост - так хоть под спойлер спрятали бы

Изменено пользователем Reindas
  • Плюс 4
  • Круто 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 412
[MEL]
Старший бета-тестер
3 347 публикаций
14 144 боя

Кто пробовал установить на Москву модернизацию на скорострельность за счёт поворота башен? На Гинденбурге она заходит на ура, там башни и так быстро вращаются. Насколько на Москве станет некомфортно в плане поворта башен. Считаю, что на Москве это важно, так как это всё-таки крейсер, а не линкор. Я лично упорол Москву в ПВО (дальность 8.2 км) и выбрал нестандартное решение для первого слота, взял модернизацию на живучесть ПМК/ПВО. Из соображений, что самих установок ПВО у Москвы мало и сконцентрированны они в центре корабля, потеря любой из них, сразу на значительный процент снижает общую эффективность. На третьем уровне я взял перк на обнаружение торпед и думаю, что совершил большую ошибку. Москва корабль для дальнего боя и уклоняться от торпед ей особо и не нужно. Лучше бы потратил 3 очка на что-нибудь другое.

  • Минус 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 785
Участник, Автор руководств
4 505 публикаций
5 037 боёв

Кто пробовал установить на Москву модернизацию на скорострельность за счёт поворота башен? На Гинденбурге она заходит на ура, там башни и так быстро вращаются. Насколько на Москве станет некомфортно в плане поворта башен. Считаю, что на Москве это важно, так как это всё-таки крейсер, а не линкор. Я лично упорол Москву в ПВО (дальность 8.2 км) и выбрал нестандартное решение для первого слота, взял модернизацию на живучесть ПМК/ПВО. Из соображений, что самих установок ПВО у Москвы мало и сконцентрированны они в центре корабля, потеря любой из них, сразу на значительный процент снижает общую эффективность. На третьем уровне я взял перк на обнаружение торпед и думаю, что совершил большую ошибку. Москва корабль для дальнего боя и уклоняться от торпед ей особо и не нужно. Лучше бы потратил 3 очка на что-нибудь другое.

 

Не стоит ... 


Башни и так не шибко быстро перекладываются с борта на борт. 

А с этим модулем и вовсе станет 34 секунды на поворот на 180 градусов. 

Да и тем более, башни уже не будут успевать за циркуляцией корпуса. Что не очень хорошо...

 

И дистанция огня уменьшается до 19 км. 

А чем ближе к врагу - тем всё сложнее уворачиваться. 


Хотя, тут уже на любителя. 

У всех ведь разные стили игры

 

P.S. Возможно, в нынешних реалиях и интересен будет вариант со скорострельностью. Но там и бдительность нужна, и ГАП, по всей видимости

Изменено пользователем Reindas

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 412
[MEL]
Старший бета-тестер
3 347 публикаций
14 144 боя

Я не стал увеличивать дальность стрельбы, 19,4 км меня вполне устраивают. Москве надо плавать с Линкорами, она может стать центром ордера, 8.2 км зоны ПВО это много. Когда выйдет 0.5.10, хочу в отряде с 2 Курфюрстами поиграть, это должно быть интересно;-)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 785
Участник, Автор руководств
4 505 публикаций
5 037 боёв

Я не стал увеличивать дальность стрельбы, 19,4 км меня вполне устраивают. Москве надо плавать с Линкорами, она может стать центром ордера, 8.2 км зоны ПВО это много. Когда выйдет 0.5.10, хочу в отряде с 2 Курфюрстами поиграть, это должно быть интересно;-)

 

ПВО у неё дальнее. Это факт.

Но вот сила этого ПВО оставляет желать лучшего. 


Хотя если, как вы говорите, объединить эту ауру с дальними аурами Курфюстов (55-мм Герат) - то, возможно, что-то из этого и получится

 

P.S. Однако, я описал именно те варианты, что будут проще для новичков или тех, кто только сел на этот крейсер. Более агрессивные тактики не рассматривал. Потому что тут нужно не дюжее умение и хороший скилл, чтобы их реализовывать. Пусть сперва ребята привыкнут к этому крейсеру и его особенностям. А потом уж экспериментируют с тем, что им покажется лучшим вариантом 

Изменено пользователем Reindas

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
3 801
[Z1OOO]
Коллекционер-испытатель
5 200 публикаций
11 543 боя

Шикарно сделано! Хорошая работа! Докачаю кэпа, вернусь на "Москву") Или... Задоначу)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
96 публикаций
5 751 бой

Подскажите пожалуйста.

Я никогда не демонтировал модернизации, поэтому не знаю как там происходит. Сейчас осталось немного дублонов, которые давали на сброс навыков - хочу снять пару модернизаций. Вопрос: с Донского на Москву они точно подойдут?

И еще: читал, что часто уничтожают кормовую башню на Москве. Так ли это? Следовательно, модернизацию на прочность башен стоит предпочесть остальным? На Донском довольно часто уничтожали башни, а до него такого не было.

И помогает ли модернизация на точность?

  • Ха-Ха 2

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 785
Участник, Автор руководств
4 505 публикаций
5 037 боёв

Подскажите пожалуйста.

Я никогда не демонтировал модернизации, поэтому не знаю как там происходит. Сейчас осталось немного дублонов, которые давали на сброс навыков - хочу снять пару модернизаций. Вопрос: с Донского на Москву они точно подойдут?

И еще: читал, что часто уничтожают кормовую башню на Москве. Так ли это? Следовательно, модернизацию на прочность башен стоит предпочесть остальным? На Донском довольно часто уничтожали башни, а до него такого не было.

И помогает ли модернизация на точность?

 

Скажем, я не сталкивался с тем, чтоб мне уничтожали башни. 

Заклинивали - да. Но не уничтожали. 


Ну как происходит...

Демонтаж модернизации на склад за 25 дублонов. 

Просто снимается и перемещается на так называемый склад модернизаций. Потом ты её можешь установить на другой корабль без особых проблем. 


Кто его знает, помогает эта модернизация ил нет. 

Да, уменьшает разброс на 7%. Но что такое 7% ? ...

Возможно, часть выстрелов проходят более точнее с ней, чем без неё. 

 

Однако, во втором слоте больше не из чего выбирать. Либо Модернизация на точность, либо на ПВО. 

Тут уже больше зависит от того, как намереваешься играть и какого стиля придерживаться

Изменено пользователем Reindas
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
96 публикаций
5 751 бой

Спасибо.

Я просто где-то на форуме читал, что модернизации могут не подходить к последующему кораблю. Нет такого получается?

Изменено пользователем patrickbateman1987
  • Ха-Ха 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4 785
Участник, Автор руководств
4 505 публикаций
5 037 боёв

Спасибо.

Я просто где-то на форуме читал, что модернизации могут не подходить к последующему кораблю. Нет такого получается?

 

Есть исключения. 

Такие, как модификации авианосцев и некоторых премиум кораблей. 

Так же некоторые модификации американских линкоров

Но они единичны. 


В 90% случаев все модификации совместимы с разными кораблями

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 178
[EXP]
[EXP]
Старший бета-тестер
2 505 публикаций
5 966 боёв

>Сразу же отворачивайте от звеньев

Наверное, имеется в виду звенья бобров? Потому как против торперов наоборот надо отворачивать НА звено.

Изменено пользователем Karvern
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
96 публикаций
5 751 бой

 

Есть исключения. 

Такие, как модификации авианосцев и некоторых премиум кораблей. 

Так же некоторые модификации американских линкоров

Но они единичны. 


В 90% случаев все модификации совместимы с разными кораблями

 

Спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
978
[TEAMA]
Бета-тестер, Коллекционер
2 934 публикации
11 793 боя

Считаю что гайд можно было и дополнить,  нету варианта перков с взрывотехником, нету варианта раскачки через  досылатель.

Лично я играю с досылателем и взрывотехником  через маскировку, результат один из лучших по серверу, странно что этих вариантов просто нету вообще в гайде.

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×