Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ErroR

Первая советская сверхмалая

В этой теме 17 комментариев

Рекомендуемые комментарии

100 публикаций
197 боёв

                                                                                                                                 Первая советская сверхмалая

 

В Советском Союзе проектированием сверхмалых («карликовых»), подводных лодок в начале 1930-х годов занималось Остехбюро (Особое техническое бюро). Работы велись под руководством известного конструктора «экзотических» вооружений и изобретателя — Бакаури В.Й., начальника Остехбюро. В период с 1935 по 1937 год главным конструктором Первого отдела Остехбюро был инженер Щукин Федор Викторович. Работы также контролировались Научно-исследовательским морским институтом связи. Большинство объектов, разрабатываемых в Первом отделе, носило скорее инициативный характер, но увязывалось с требованиями флота. Лодочные проекты чаще всего увязывались и с созданием системы телеуправления данными экспериментальными плавучими объектами.

 

                                                                                                           4214475.jpg

 


В 1934-1935 годы, которые были довольно плодовитыми на проекты подводных лодок, конструктором Бекаури В.И. была выдвинута идея создания сверхмалой подводной лодки АПСС («автономное подводное специальное судно»), радиоуправляемой с самолета. Данное подводное судно также называли «радиоуправляемой подлодкой с телевидением». «телемеханической подводной лодкой» и «телеуправляемым самодвижущимся снарядом»

 

                                                                                                          4257482.jpg

 

В дальнейшем работы по данной теме продолжались уже как по сверхмалой подводной лодке, управляемой экипажем. Проект в июне 1936 года был одобрен, а позднее создан опытный образец мини-подлодки, которая получила название «Пигмей». Данная подлодка могла развивать скорость до 6 узлов (под водой — 5). Дальность плавания полным ходом равнялась 290 миль, под водой — от 18 (полным ходом) до 60 миль (экономичным ходом). Предельная глубина погружения — 30 метров, автономность плавания — 3 суток. В качестве главного вооружения «Пигмея» должны были служить две торпеды типа «45-15» калибра 450 мм в бортовых торпедных аппаратах желобного типа. Кроме этого, на вооружении экипажа имелся пулемет калибра 7,62 мм.

 

АПСС — сверхмалая подводная лодка (подводное водоизмещение — 8,5 т, надводное — 7,2 т). Длина АПСС составляла 10 м, ширина — 1,25 м, глубина погружения — до 10 м, скорость подводного хода — 4,5 узла, полная скорость не была рассчитана.

Прочный корпус, имеющий сигарообразную форму, с двумя накладными килями, разделялся на 5 отсеков. В носовом съемном отсеке размещался заряд взрывчатого вещества (360 кг), снабженный неконтактным взрывателем. Второй отсек служил для размещения носовой полубатареи аккумуляторов (33 элемента), а также части вспомогательной аппаратуры телеуправления. Центральный (третий) отсек — пост ручного управления. В данном отсеке находились кресло водителя, штурвал, перископ, который выдвигался на 65 см над корпусом, и контрольные приборы. Место водителя сверху закрывала прочная рубка с входным люком и 4 иллюминаторами. Также в отсеке размещалась основная часть аппаратуры телеуправления, торпедозаместительная, уравнительная и балластная цистерны, механизмы управления торпедным аппаратом. Четвертый отсек — кормовая полубатарея аккумуляторов на 24 элемента и аппаратура телеуправления с рулевыми машинами, которые работали на сжатом воздухе. Пятый отсек — электромотор постоянного тока (мощность 8,1 кВт), гребной вал с винтом.

В корме находилось хвостовое оперение с рулями. Прочные кили служили для установки 4 баллонов на 62 литра сжатого воздуха, который использовался для работы элементов автоматики и для продувки цистерн. Между килями размещался открытый торпедный аппарат под торпеду калибра 457 мм.

На прочном корпусе сверху были смонтированы мачты антенного устройства, а над вторым и пятым отсеками — иллюминаторы с направленными вверх фарами, служившими для наблюдения и опознавания снаряда в темное время. На кормовом отсеке устанавливался прибор, который периодически выбрасывал в воду флуоресцирующий состав зеленого цвета, который облегчал в светлое время слежение за снарядом. Перед рубкой устанавливался аварийный буй с телефоном и электролампой. Транспортно-подвесные узлы устанавливались над вторым и четвертым отсеками сверху, расстояние между узлами — 4,9 метра.

 

                                                                                                           4203210.jpg

 

Предусматривалось два варианта управления АПСС: обычный и дистанционный. В более дешевом и простом варианте с одним подводником-водителем АПСС вооружалась одним носовым торпедным аппаратом. От данного варианта отказались, поскольку посчитали чрезвычайно опасным для жизни водителя. (В конце Второй мировой немцами была создана примерно такая же подлодка, на которой в связи с техническими проблемами погибало больше половины подводников, вышедших в море). Во втором варианте прорабатывалась возможность управления подлодкой с так называемых «водителей» — с самолетов или надводных кораблей. «Волновое управление» осуществляться должно было при помощи специальной аппаратуры «Кварц», установленной на этих «водителях». Аппаратура «Кварц» была создана специалистами того же «Остехбюро». АПСС в «телемеханическом» варианте вместо торпеды оснащалась 500 килограммами взрывчатки, становясь таким образом «одноразовой».

Основным режимом управления АПСС было управление по радио при визуальном слежении с корабля или самолета-водителя. Оно осуществлялось передачей шифрованных радиосигналов в диапазоне УКВ при надводном положении подводной лодки или в длинноволновом диапазоне в случае погружения на глубину 3 метра. Подлодка имела специальные приемники ДВ и УКВ с дешифратором, преобразовывающим радиокоманды в посылки постоянного тока, которые управляли элементами автоматики снаряда.

В качестве пункта воздушного управления и носителя АПСС планировалось использовать гидросамолет АНТ-22, разработанный в бюро Туполева А.Н. Самолет мог транспортировать на внешней подвеске одну подлодку тип АПСС. Дальность полета давала возможность доставлять ему данный груз в точку, которая удалена от базы на 500—600 км.

В 1935 году, когда было завершено проектирование АПСС, на Ленинградском судостроительно-механическом заводе «Судомех» приступили к строительству подлодок. В 1936 году по проекту АПСС построили два «изделия», прошедшие заводские испытания, однако до их гос. испытаний дело не дошло в связи с «объективной сложностью разрешения принципиально новых тех. вопросов». Хотя Остехбюро располагало собственной «эскадрой» опытовых судов, которая состояла из бывших боевых судов военно-морского флота (миноносец «Конструктор», тральщики «Микула» и «Инженер», торпедный катер «Быстрый»), а также самолетами (гидросамолеты МБР-2).
 
В октябре 1936 года АПЛ «Пигмей» прошла весь комплекс испытаний. В целях повышения секретности во время их проведения корабль официально именовался только как «подводная лодка Остехбюро». Ответственным сдатчиком АПЛ «Пигмей» флоту был назначен главный конструктор 3-го отдела Остехбюро Константин Афанасьевич Щукин - однофамилец разработчика проекта. В экипаж опытной лодки были назначены кадровые моряки из подводных сил Черноморского флота. Так, командиром АПЛ «Пигмей» на время испытаний стал 29-летний помощник командира подводной лодки А-3 старший лейтенант Борис Александрович Успенский.

Несмотря на то, что испытания «Пигмея», по некоторым данным, «выявили недостатки, которые помешали принять его в состав флота», по их итогам руководством ВМС РККА было принято решение о постройке серии из 10 сверхмалых подводных лодок этого типа со сдачей первых шести до конца 1936 года, а всей серии - в 1937-м. Несколько «Пигмеев» начали строиться на «Судомехе» в Ленинграде, но так и не были «доведены до боеспособного состояния» и, очевидно, впоследствии были разобраны. В результате флот не получил ни одной серийной сверхмалой субмарины этого типа, и не только потому, что АПЛ «Пигмей» имела «конструктивные недоработки», а из-за «объективной сложности разрешения принципиально новых технических вопросов», как говорится об этом в официальных документах.
 
Советский Наутилус



К началу Великой Отечественной войны АПЛ «Пигмей» официально числилась за Народным комиссариатом ВМФ (НК ВМФ) как опытная подводная лодка. В строй она официально не вводилась, в состав какого-либо из флотов не зачислялась и хранилась на берегу. По одним данным, АПЛ «Пигмей» так и оставили на бывшей Севастопольской базе Остехбюро в Балаклаве, по другим - перевезли в Феодосию, где установили на территории испытательной базы морского оружия НК ВМФ. Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, однако ее дальнейшая судьба пока точно не выяснена.

 
Взято с сайта: http://topwar.ru
Изменено пользователем ErroR

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
18
[MAD-C] Namatrasnik
43 публикации
144 боя

Мне кажется можно было оформить и по лучше. Но всё равно, плюс :tongue:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
872 публикации
329 боёв
Здесь есть ещё информация.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
100 публикаций
197 боёв

Здесь есть ещё информация.

 

 

Спасибо добавил.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
167 публикаций

Огромная просьба распределите все под спойлеры!!!

А тема для новечка хорошая! Продолжайте в том же духе ток по больше информаций ищите

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
80 публикаций
39 боёв

Тема сама по себе очень интересная и захватывающая так как это легенда, а с выше стоящим постом согласен ТС, больше информации будет очень очень хорошо)))  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
100 публикаций
197 боёв

Огромная просьба распределите все под спойлеры!!!

А тема для новечка хорошая! Продолжайте в том же духе ток по больше информаций ищите

 

Тема сама по себе очень интересная и захватывающая так как это легенда, а с выше стоящим постом согласен ТС, больше информации будет очень очень хорошо)))  

 

Будем работать над собой =)

П.С. Подскажите не образованному как под спойлер прятать?

Изменено пользователем ErroR

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация
646 боёв

Огромная просьба распределите все под спойлеры!!!

А тема для новечка хорошая! Продолжайте в том же духе ток по больше информаций ищите

 

Автор все нормально оформил , сполеры здесь не нужны , ибо не так много текста . Оформление хорошее , но есть пару замечаний . Во-первых , я бы в самом начале написал заголовок темы ( выровнял  по центру и шрифт 24 поставил бы ) . Во-вторых, картинки выровнял тоже по центру . В целом всё не плохо . Надеюсь темы подредактируют , а так автору +.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
276 публикаций

Не только в Ссср  создавались  сверхмалые 

подводные лодки у США у Японии тоже такие  проэкты были

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
150 публикаций
33 боя

Автору спасибо.

Не только в Ссср  создавались  сверхмалые 

подводные лодки у США у Японии тоже такие  проэкты были

 

Fix: проекту. Я тебе больше скажу, они много где были: в Корее, Италии, Англии ну и т.д.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
6
[FLY] Sstranger
241 публикация
3 005 боёв

А может и было построено несколько штук, просто общественности об этом не рассказали.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
59 публикаций
102 боя

Не только в Ссср  создавались  сверхмалые 

подводные лодки у США у Японии тоже такие  проэкты были

 

 

Хех,у США и Японии.Это все знают.Насколько я знаю,японцы садились в специальные торпеды,и на этих торпедах врезались в корабли.

Камикадзе,вообщем.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
16
[SCARE] IIoBcTaHelL50RUS
97 публикаций
7 522 боя

Cверхмалые подводные лодки разрабатывали многие страны, но не у всех они были приняты на вооружение или были хотябы построены в одном экземпляре.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
20
[HMRHD] Russian_Punisher
108 публикаций
2 661 бой

  Летом 1942 года лодка оказалась в руках немцев, однако ее дальнейшая судьба пока точно не выяснена.

 

Взято с сайта: http://topwar.ru

Эта лодка лежит на дне феодосийского залива, на глубине около 20 метров приблизительно в километре от нашего кораблестроительного завода ФПО "Море" в поселке Приморский, года 3 назад(точно не помню) приезжала группа журналистов и снимали передачу про эту лодку ее историю создания и пр.(правда в той передачи неслась какая то откровенная охинея), но суть не в этом, лодку нашли и показали, передача вроде называлась "Искатели" короче вот такая история...

Изменено пользователем Russian_Punisher

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
72 публикации
161 бой

Интересный саркофаг.

Ага :tongues:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×