Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 9 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
1 023 публикации
38 боёв

S.25 Sunderland

 

2jvh.jpg

 

От автора:

Для всех ценителей оригинальности, и противников "копипаста" предупреждаю, что вся статья является сплошным копированием и вставкой текста из источника. Пытался накопать хоть немного ещё информации по данном самолету, но в основном это было или повторения разных частей статьи, или же краткое описание этой летающей лодки. Огромная благодарность ребятам проделавший этот титанический труд и создав источник которым я смог воспользоваться и создать эту статью для Вас.

 

Итак, начинаем:

 

 

 

История создания:

 Береговое командование британских Королевских ВВС (служба отвечавшая за охрану побережья и морского судоходства) с момента своего зарождения постоянно испытывало потребность в гидросамолетах большого радиуса действия, способных осуществлять дальнюю морскую разведку, а также сопровождение конвоев и защиту их от подводной угрозы.

Еще во время Первой мировой войны подобные функции выполняли двухмоторные летающие лодки "Феликстоу". В течение следующих 15 лет англичане приняли на вооружение еще несколько типов гидросамолетов-бипланов подобного назначения, последним из которых стал появившийся в 1933 г. Шорт "Сингапур" III. Но все они быстро устаревали морально и "Сингапур" не стал исключением.

 

 С целью замены этого самолета на более перспективную машину командование RAF подготовило "оперативные требования" OR.8, вскоре конкретизированные в "спецификации" (техническом задании) R.2/33, утвержденном 23 ноября 1933 г. В нем предусматривалось создание четырехмоторного многоцелевого гидросамолета с дальностью полета 2593 км (1400 морских миль) и рабочим потолком 4572 м (15 000 футов). Вооружение должно было состоять из бомб различного назначения, а также четырех оборонительных установок с 7,69-мм пулеметами (требовалось также предусмотреть замену пулеметов в носовой установке 37-мм пушкой).

 

 Свои предложения по спецификации R.2/33 представили пять авиастроительных фирм. Наибольшую активность проявила компания "Супермарин", предложившая сразу три проекта - монопланы "модель 232" и "модель 239" с двигателями Роллс-Ройс "Госхоук" и "Мерлин", а также биплан "модель 238" с моторами Бристоль "Персеус". Но все эти проекты, равно как и предложения фирм "Блэкборн" и "Фэйри", были отклонены. Успех сопутствовал фирмам "Сандерс-Ро" и "Шорт Бразерс".

 

 Эти компании получили контракты на строительство опытных экземпляров самолетов по предложенным ими проектам под индексами А.33 и S.25. В ноябре 1936 года, еще до начала испытаний, обе фирмы получили следующие заказы на первые серийные партии самолетов (по 11 машин). Тогда же S.25 официально получил наименование "Сандерленд" в соответствии с тогдашней британской традицией давать крупным многомоторным боевым самолетам имена по названиям графств, городов или провинций Британской империи.

 

 Летающая лодка "Сандерс-Ро" показала неудовлетворительные мореходные качества, к тому же она вышла на испытания на год позже, чем S.25. В результате, изделие "Шорта", спроектированное под руководством Артура Гуджа, оказалось вне конкуренции.

 

 Надо отметить, что "Сандерленд" создавался на базе гражданского, почтово-пассажирского самолета S.23, названного "Эмпайр". "Эмпайр" был первой английской четырехмоторной летающей лодкой, спроектированной по схеме свободнонесущего моноплана. Он имел цельнометаллическую конструкцию с гладкой дюралевой обшивкой.

 

 Довольно плавные обводы фюзеляжа несколько портил двойной редан на днище. Здесь создатели машины решили пожертвовать аэродинамикой в пользу гидродинамики, поскольку от летающей лодки требовались не только хорошие летные, но и высокие мореходные качества, в частности, возможность быстро взлетать с воды. Силовую установку составляли четыре девятицилиндровых звездообразных мотора воздушного охлаждения Бристоль "Пегасус" X мощностью по 920 л.с.

 

 Салон "Эмпайра" был рассчитан на установку 24 пассажирских кресел или 16 спальных мест (поскольку перелеты порой продолжались более 10 часов). В грузовом отсеке помещалось до 3000 фунтов (1360 кг) багажа и почты.

 

 В наше время никого не удивляет тридцати- и даже сорокалетний срок службы военных самолетов, а некоторые из них (хотя бы, В-52 "Стратофортресс" или С-130 "Геркулес") перешагнули полувековой рубеж. Но в 30-40-е годы XX века процесс смены поколений авиатехники шел гораздо более быстрыми темпами, и весьма часто "жизненный путь" того или иного образца авиатехники составлял всего несколько лет. Лишь немногие, без сомнения, выдающиеся машины смогли надолго закрепится в рядах авиации, вписав свое имя золотыми буквами в книгу военной истории. Среди них - летающая лодка Шорт "Сандерленд", поступившая на вооружение британских Королевских ВВС накануне Второй мировой войны и снятая с вооружения только в конце 50-х годов.

 

 Самолет получился очень удачным, и английская авиакомпания "Империал Эруэйз" после испытаний прототипа заказала 28 таких машин. Каждая из них, подобно кораблю, имела собственное наименование, в основном, - по названиям звезд и созвездий. Первый серийный "Эмпайр", окрещенный "Канопусом", вышел на летные испытания в июле 1936 года, а в ноябре он начал совершать регулярные рейсы с пассажирами и почтой. Каждая новая машина выходила из сборочного цеха с интервалом в две недели.

 

 В конце 30-х годов "эмпайры" активно использовались на различных международных авиалиниях. Они летали в Австралию, на Бермуды, в Египет, в Малайзию, в Нью-Йорк, а также в Восточную и Южную Африку.

 

 Успешный опыт эксплуатации этих машин побудил "Империал Эйруэйз" к закупке еще 14 летающих лодок. Таким образом, к 1940 году было выпущено 42 "Эмпайра". Во время Второй мировой войны их, как и большинство других английских пассажирских самолетов, реквизировали для военных нужд. Большинство "эмпайров" использовалось в качестве транспортников, но две машины переделали в противолодочный вариант S.23M, установив на них подвески для шести глубинных бомб, противокорабельные радары ASV и по две четырехпулеметные стрелковые башни "Фрэзер-Нэш" для самозащиты.

 

 

Лётные испытания:

 Опытный образец "Сандерленда" с заводским номером К4774 был спущен на воду 14 октября 1937 г., а два дня спустя он впервые поднялся в воздух под управлением шеф-пилота фирмы "Шорт Бразерс" Джона Л. Паркера. На самолете были установлены двигатели воздушного охлаждения Бристоль "Пегасус" X, такие же, как на "Эмпайре". Вооружение пока отсутствовало, хотя самолет нес носовую и хвостовую турели.


 К концу октября прототип совершил еще три испытательных полета, после чего его возвратили на завод для установки новых двигателей "Пегасус" XXII мощностью по 1010 л.с. Кроме того, немного изменили конструкцию крыла, придав ему стреловидность 4,5╟. Это оказалось необходимым, поскольку установка задней четырехпулеметной стрелковой башни, гораздо более тяжелой, чем изначально предусмотренная проектом однопулеметная, заметно сдвинула назад центровку самолета.


 Переоборудование заняло несколько месяцев. Летные испытания К4774 возобновились 7 марта 1938 г. и шли довольно успешно, что позволило уже 8 апреля передать машину на государственные (по британской терминологии - официальные) испытания в испытательный центр гидроавиации "Марин Эйркрафт Экспериментал Истэблишмент" (МАЕЕ) в городе Феликстоу.
Тем временем, заказ на серийную партию летающих лодок "Сан-дерс-Ро" А.ЗЗ отменили, а установочная серия "шортовских" самолетов строилась параллельно с испытаниями прототипа. 21 апреля поднялся в воздух первый серийный "Сандерленд" (L1258). Вскоре он вместе со вторым серийным экземпляром подключился к испытаниям в Феликстоу. К ноябрю испытательный цикл завершился, что позволило сделать вывод о полном соответствии "Сандерленда" тактико-техническим требованиям.


 Летающая лодка имела все необходимые качества морского патрульного самолета. От пассажирского прототипа она унаследовала объемистый двухпалубный фюзеляж, благодаря чему большая дальность полета сочеталась с хорошими условиями обитаемости. В распоряжении экипажа был камбуз, "столовая" и "спальня" на шесть коек, что дало повод военным летчикам, не привыкшим к такому уровню комфорта, прозвать самолет "летающим отелем". Компоновка пилотской кабины, включая расположение в ней контрольных приборов и органов управления, расценивалась пилотами как "идеальная". Большая продолжительность полета и неплохая для столь крупной машины маневренность в сочетании с хорошим обзором делали "Сандерленд" прекрасным патрульно-противолодочным самолетом.

 

 

Модификации самолета:

 Первая серийная модификация "Сандерленд" Mk.I в целом соответствовала прототипу, хотя и строилась по уточненной спецификации R.22/36. Вооружение серийных самолетов состояло из семи 7,69-мм пулеметов. Пять из них размещалось в цельноповоротных застекленных стрелковых башнях "Фрэзер-Нэш" с гидроприводом. Один пулемет "Виккерс" с дисковым магазином стоял в передней башне типа FN. 11 и четыре "Браунинга" с ленточным питанием - в задней FN. 13. Кстати, "Сандерленд" стал первой в мире летающей лодкой, получившей подобные стрелковые установки. Ранее стрелкам приходилось довольствоваться простыми турелями с ручным приводом.

 

 Еще два "виккерса К" монтировались на шкворневых установках в полуоткрытых блистерах на крыше фюзеляжа за крылом. Уже в ходе производства в носовой башне одиночный "Виккерс" заменили спаркой гораздо более эффективных "Браунингов". Самолет имел еще одну оригинальную особенность. Передняя стрелковая башня могла сдвигаться по рельсам назад, вовнутрь фюзеляжа. При этом в носовой оконечности лодки образовывалось что-то вроде небольшой палубы с ограждением, с которой было удобно осуществлять швартовку.

 

 Величина бомбовой нагрузки "Сандерленда" оказалась довольно скромной на фоне солидных габаритов и взлетного веса машины. В фюзеляжном бомбоотсеке размещалось всего 2000 фунтов (907 кг) бомб. Дабы не нарушать вырезами под бомболюки герметичность и прочность днища лодки, конструкторы применили своеобразное решение: боеприпасы с помощью электропривода выдвигались на специальных штангах через люки в бортах фюзеляжа под крылом, а затем - сбрасывались, после чего штанги втягивались обратно. Номенклатура боеприпасов включала 500-фунтовые (227-кг) фугасные авиабомбы, а также глубинные бомбы двух калибров - 100-фунтовые (45,4-кг) и 250-фунтовые (113-кг). Надо заметить, что английские глубинные бомбы довоенной разработки продемонстрировали весьма низкую эффективность против немецких субмарин. Ситуацию удалось исправить лишь с принятием на вооружение в начале 1943 г. 250-фунтовых глубинных бомб Mk.VIII, снаряженных более мощной, чем тротил, взрывчаткой "торпекс".

 

 Штатный экипаж "Сандерленда" Mk.I состоял из семи человек - двух пилотов, штурмана, радиста, бортинженера, бомбардира (обслуживающего также носовую турель) и стрелка хвостовой турели, но объем фюзеляжа позволял без труда разместить сменный экипаж. Двигатели остались те же, что и на прототипе - "Пегасус" XXII.

 

 В общей сложности построили 89 "сандерлендов" первой модификации (без учета прототипа). 74 из них выпустил завод "Шорт" в Рочестере, еще 15, заказанных уже после начала войны, построила фирма "Блэк-борн" на заводе в Дамбартоне.

 

 Первый из построенных в Дамбартоне "сандерлендов" (с/н Т9083) переоборудовали в прототип модификации Mk.II. Этот вариант отличался чуть более мощными двигателями "Пегасус" XVIII (1065 л.с.) с двухскоростными нагнетателями. Хвостовую турель FN. 13 заменили на более удачную FN.4A. Так же, как и предыдущая модель, эта установка имела четыре 7,69-мм пулемета, но боекомплект был увеличен вдвое - до 1000 патронов на ствол. Вскоре после начала производства сверху фюзеляжа за крылом установили турель FN.7 с парой 7,69-мм пулеметов "Браунинг", ликвидировав при этом блистерные установки.

 

 Большинство "сандерлендов" второй модификации получило противокорабельные радары ASV Mk.II, с помощью которых экипаж осуществлять поиск субмарин, всплывших для вентиляции отсеков и подзарядки аккумуляторов. Эта станция, работавшая 1,5-метровом диапазоне, "украсила" самолет целым лесом антенн, включая четыре антенны-излучателя на крыше фюзеляжа перед килем, по два ряда принимающих антенн на каждом борту фюзеляжа (в общей сложности 16 антенн) и две дипольные антенны "Яги-1" под консолями крыла. За характерный внешний вид немецкие летчики прозвали такие "сандерленды" "летающими дикобразами" ("Флигенд стахельшвайн").

 

 Серийный выпуск сандерлендов" Mk.II начался в августе 1941 г. К декабрю в Рочестере построили 38 таких самолетов. Еще пять машин выпустил новый завод "Шорт энд Харланд" в Белфасте - совместное предприятии фирмы "Шорт" и судостроительного концерна "Харланд энд Вулф" (здесь производство "сандерлендов" началось гораздо позже - в апреле 1942 г.).

Следующая модификация "Сандерленд" Mk.III отличалась от предшественников измененными обводами фюзеляжа - с днища исчезли ярко выраженные реданы, сменившись плавными "волнами". Благодаря этому, удалось улучшить аэродинамические характеристики самолета, но вот мореходные качества стали заметно хуже. Как отмечали пилоты, "новый "Сандерленд" стал больше самолетом, чем лодкой". Но, что поделать, - совместить несовместимое оказалось очень трудной задачей.

 

 Прототип Mk.III переоборудовали из серийного "Сандерленда" первой модификации (с/н Т9042). Испытания его начались 28 июня 1941 г., а уже 15 декабря поднялся в воздух первый серийный Mk.III. Эта модификация "Сандерленда" стала самой массовой - построен 461 такой самолет, из них 170 - на фирме "Блэкборн"; 71 - на заводе "Шорт энд Харланд"; 185 - на головном предприятии фирмы "Шорт" в Рочестере и еще 35 - на новом заводе той же фирмы у озера Виндермер.

 

 В ходе производства постепенно совершенствовалось бортовое оборудование "Сандерлендов". Первые серии Mk.III, подобно предыдущей модификации, оборудовались РЛС ASV Mk.II.

Но вскоре после того, как немцам достался почти не поврежденный образец ASV Mk.II, снятый с потерпевшего катастрофу в Тунисе английского самолета "Хадсон", немецкие подводные лодки получили эффективное средство противодействия - антирадар FuMB1 "Метокс", прозванный за характерную форму антенны "бискайским крестом". Этот прибор засекал излучение британских радаров на дистанциях до 60 км, позволяя лодке погрузиться прежде, чем над ней появится самолет-охотник.

 

 Поэтому в дальнейшем "сандерленды" получили РЛС ASV Mk.III сантиметрового диапазона, разработанную на основе "бомбардировочного" радара H2S. Излучение этой станции не обнаруживалось "Метоксом". Гораздо более компактные антенные устройства ASV Mk.III размещались в двух подкрыльевых обтекателях. Модификация с этим типом РЛС, обозначенная "Сандерленд" Мк.IIIА, появилась в начале 1943 г.

 

 Слабым местом всех "троек" являлась маломощная и не особо надежная силовая установка, поскольку на них часто устанавливали "бэушные" моторы, уже отслужившие свой срок на бомбардировщиках.

 

 Новых "пегасусов" для "сандерлендов" не хватало. Поэтому главным отличием последнего серийного варианта летающей лодки - Mk.V. стали американские 14-цилиндровые двухрядные двигатели "Пратт энд Уитни" R1830-90B "Твин Уосп" мощностью по 1200 л.с. Однако повышение энерговооруженности самолета не привело к существенному улучшению летных характеристик, да и не это являлось главной целью модернизации. Гораздо более важным стало повышение живучести - "пятерка" получила возможность осуществлять полет без потери высоты даже при двух неработающих двигателях на одном крыле!

 

 В качестве прототипов по уже сложившейся традиции использовали два "сандерленда" Mk.III - ML765 и ML839. После переоборудования эти самолеты вышли на испытания, соответственно, в марте и в мае 1944-го, а серийный выпуск Mk.V начался в конце того же года. Серийные "пятерки" отличались от прототипов новыми радарами ASV Mk.IV. Кроме того, ввиду снижения вероятности встречи с воздушным противником, на самолетах часто не ставили верхние башни, зато значительно усилили вооружение в носовой части, установив в дополнение к турели четыре неподвижных курсовых 7,69-мм пулемета. Штурмовиком "Сандерленд" от этого, конечно же, не стал, но теперь он мог в дополнение к бомбам "пройтись" по атакованной им подводной лодке пулеметным огнем.

 

 Производство Mk.V продолжалось в Рочестере до сентября 1945-го, в Дамбартоне - до ноября, а в Белфасте - до июня 1946 г. В общей сложности, построили 154 самолета данной модификации - по 47 в Рочестере и Белфасте и 60 - в Дамбартоне. Заказы еще на 93 экземпляра отменили после окончания войны, причем в Белфасте несколько недостроенных "сандерлендов" попросту утопили в море (Что, в общем-то, довольно странно, поскольку авиационный дюраль недешев). В дополнение к вновь построенным, 88 "пятерок" сделали путем переоборудования "сандерлендов" Mk.III (этим занимался завод на озере Виндермер).

 

 

Дальнейшая служба S.25 Sunderland:

 Первой строевой частью, получившей "сандерленды" Mk.l, стала дислоцированная в Пемброук Док 210-я эскадрилья, начавшая перевооружение в июне 1938 г. Но приоритетом поначалу пользовался Дальневосточный регион, поэтому первой полностью перевооруженной на самолеты этой модификации частью стала 230-я АЭ в Селетаре (Малайя). Кроме того, "сандерлендами" Mk.l вооружили 204-ю и 228-ю эскадрильи. В общей сложности в частях Берегового командования по состоянию на 1 сентября 1939 г. числилось 40 "сандерлендов". Штатный состав эскадрильи с самолетами данного типа составлял девять машин.

 

Модификация   S.25 Mk.V
Размах крыла, м   34.38
Длина, м   26.00
Высота, м   10.52
Площадь крыла, м2   138.38
Масса, кг  
  пустого самолета   16800
  максимальная взлетная   27316
Тип двигателя   4 ПД Pratt Whitney R-1830-90B Twin Wasp
Мощность, л.с.   4 х 1200
Максимальная скорость , км/ч   343
Крейсерская скорость , км/ч   325
Перегоночная дальность, км   5522
Практическая дальность, км   4330
Максимальная скороподъемность, м/мин  
Практический потолок, м   5456
Экипаж, чел   10-13
Вооружение:

 восемь носовых 7,7-мм пулеметов (из них 4 фиксированных), четыре таких же пулеметов, установленные в хвостовой турели, еще два в надфюзеляжных турелях плюс  дополнительно устанавливались еще два-четыре 12.7-мм пулемета
  бомбовая нагрузка - 907 кг

 

 

Чертеж S.25 Sunderland: 

0mg6.jpg

uwa7.jpg

bpp4.jpg

eygi.jpg

58m5.jpg

 

 

Источник информации: 

 

EvilTwin_HL

Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 023 публикации
38 боёв

Фото S.25 Sunderland:

Прототип Sunderland (K4774)

d5e3.jpgtdug.jpg

 

Sunderland Mk.I

98fk.jpgx08x.jpg5tli.jpg

 

Sunderland Mk.II

z84j.jpg

 

Sunderland Mk.III

kukj.jpg

 

 Sunderland Mk.III с антенами РЛС

ggbf.jpg

 

Sunderland Mk.IIIA

ioau.jpg

 

 

 

EvilTwin_HL
Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 023 публикации
38 боёв

Sunderland Mk.V

ptd3.jpg4xjh.jpgeu77.jpg

 

Гражданский Sunderland Mk.III и Пассажирский Sunderland Mk.V

hfc4.jpg9g7d.jpg

 

 

EvilTwin_HL

Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
1 023 публикации
38 боёв

Варианты окраски S.25 Sunderland:

2kkj.jpgiu26.jpgz1vz.jpg9fpl.jpgqbqv.jpgx9ue.jpg

 

EvilTwin_HL

Изменено пользователем EvilTwin_HL

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
160 публикаций
7 боёв

Наверное со мной согласятся многие Уважаемые форумчне ,что нормально оформленная и предоставленная взору тема не может считаться угрюмой копипастой. Я так же ищу все в нете и это тоже можно считать копипастой тогда.

Копипаст  это на мой взгляд просто копирование с сайтов без оформления и редактирования текста.

А если ТС все все сделал правильно (как в этой теме ) то ему только респект и похвала.

Мне понравилось очень + Вам за труды.(сори + закончились отплюсую когда они отрегаются)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Видимо, тема про летающие лодки вас "зацепила", вторая публикация, как понимаю?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
150 публикаций
33 боя

Наверное со мной согласятся многие Уважаемые форумчне ,что нормально оформленная и предоставленная взору тема не может считаться угрюмой копипастой. Я так же ищу все в нете и это тоже можно считать копипастой тогда.

Копипаст  это на мой взгляд просто копирование с сайтов без оформления и редактирования текста.

А если ТС все все сделал правильно (как в этой теме ) то ему только респект и похвала.

Мне понравилось очень + Вам за труды.(сори + закончились отплюсую когда они отрегаются)

Согласен, но всё равно приятнее как-то даже для себя, когда текст сделан самолично.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
471 публикация

В принципе, из него мог получиться неплохой "ганшип".

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
162 публикации
82 боя

Его было очень легко сбить особенно ракетами он был не поворотливым 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×