Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Orson_Krennik

Подлодка С 12

В этой теме 5 комментариев

Рекомендуемые комментарии

174 публикации
79 боёв

4873143.png

С-12советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка серии IX-бис, С — «Средняя» времён Второй мировой войны. В Великой Отечественной войне повредила два судна противника, погибла в августе 1943 года.

 

Основные характеристики:

Тип корабля - средняя подводная лодка

Обозначение проекта - тип С — «Средняя», серия IX-бис
Скорость (надводная) - 19,5 узла
Скорость (подводная) - 8,7 узла
Рабочая глубина погружения - 80 м
Предельная глубина погружения - 100 м
Автономность плавания - 30 суток
Экипаж - 42 человека

Водоизмещение надводное - 837 т
Водоизмещение подводное - 1 090 т
Длина наибольшая (по КВЛ) - 77,7 м
Ширина корпуса наиб. - 6,4 м
Средняя осадка (по КВЛ) - 4 м

Силовая установка - дизель-электрическая:

  • Два дизеля 1Д по 2 000 л. с.,
  • два электродвигателя ПГ 72/35 по 550 л. с.
  • АБ: 2 группы по 124 элемента типа С

Вооружение:

Артиллерия - 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Торпедно-минное вооружение - 6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО - 1 x 45/46 полуавтомат 21-К

 

 

С-12 (командир — капитан-лейтенант В.А.Тураев) вступила в строй ровно на месяц позже С-11(С-11 вышла в строй 18 июля 1941 года), поэтому летом 1941 года в походах не участвовала. В сентябре — октябре она находилась в Кронштадте, а затем перешла в Ленинград, где провела первую военную зиму. Летние месяцы 1942-го ушли на сдачу зачетов КПЛ, и лишь 19 сентября лодка смогла выйти в море. Вечером следующего дня, не удержавшись на заданной глубине, С-12 всплыла до 5 м и была атакована финским самолетом — трофейным бомбардировщиком СБ.

 

Хотя сброшенные бомбы были установлены на большую глубину, гидродинамические удары от их взрывов нанесли лодке значительное повреждения. Во время ночной зарядки из-за вылившегося электролита начался пожар, заставивший отключить всю носовую группу батарей. Через день движение было возобновлено, но тут «эска» попала в сигнальную сеть. Ее обнаружила пара финских катеров, к которым вскоре присоединились еще два катера и четыре СБ. Преследование продолжалось до наступления темноты. На С-12 обрушилось не менее 32 бомб, причинивших новые повреждения. Спасла лодку смекалка её командира. Изучая карту, Тураев заметил небольшую впадинку на дне моря, с глубиной 60 м. Вокруг были глубины 40 м, и финские катера, своеобразно этому, устанавливали свои бомбы. С-12 легла в найденную ложбинку и затаилась. Вокруг гремел настоящий ад - моряки слышали не только грохот глубинных бомб, но и удары падающих на лодку осколков. Весь корпус содрагался, осыпалась пробковая изоляция, но лодка осталась невредимой. С трудом оторвавшись от погони, в ночь на 26 сентября лодка вышла из залива и спустя два дня прибыла на позицию между Виндавой и Мемелем.

4899767.jpg

4902839.jpg

4905911.jpg

 

Первые обнаруженные цели — транспорты конвоя и учебный броненосец «Шлезиен» — были упущены (в частности, из-за неисправности крышек кормовых торпедных аппаратов).

Атака на "Шлезиен"

4906935.jpg

4903863.jpg

Броненосец "Шлезиен"

4892599.jpg

 

В ночь на 5 октября «эска» выпустила две торпеды в транспорт, с которым ей удалось незаметно сблизиться на дистанцию 2 — 3 кбт (370 - 555 м), но из-за ошибки торпедиста вражеское судно осталось невредимым. На следующую ночь удалось обнаружить еще один небольшой одиночно идущий транспорт (скорее всего, рыболовный траулер). Первая торпеда была наведена неверно и прошла перед носом цели. Капитан судна заметил нашу подлодку и приказал экипажу пересесть в спасательную шлюпку. С-12 выпустила вторую торпеду, но та сразу затонула. «Эска» развернулась кормой и выстрелила в третий раз. След торпеды прошел под мостиком, однако взрыва не последовало. Вновь развернувшись, Тураев атаковал из носового аппарата — опять безрезультатно! Пришлось открыть огонь из 100-мм пушки — два первых выстрела дали осечки. И тут на горизонте возникли силуэты сторожевиков.

Командиру С-12 пришлось уйти ни с чем.

 

Дальнейшую «охоту» прервал недельный шторм и ремонт моторов обоих перископов. Вновь лодка оказалась готова к действиям лишь 21 октября. Тем же вечером возле маяка Акменрагс был обнаружен охраняемый конвой в составе трех крупных пароходов. Прицельно выпустив две торпеды, Тураев добился попадания в войсковой транспорт «Сабине Ховальд» (5956 брт). Судно получило тяжелые повреждения, но осталось на плаву. С аналогичным результатом закончилась атака 27 октября: торпеда попала в транспорт «Мальгаш» (6903 брт), который через пять часов буксировки сел на грунт у входа в аванпорт Либавы. (Спустя пару месяцев немцы подняли его и отремонтировали.) С-12 подверглась ожесточенному (44 бомбы), но безрезультатному преследованию.

Тураев В.А.

4885431.jpg

4884407.jpg

 

9 ноября на С-12 закончились запасы продовольствия, экипаж вскрыл НЗ, а лодка легла на обратный курс. Спустя двое суток началось форсирование Финского залива, чуть было не закончившееся трагически: с интервалом в час «эска» подорвалась на двух минах. (Кто действительно читал, в комментарии обязательно поставьте #. Хочу проверить, сколько у нас настоящих читателей) К счастью, она задела не за сами мины, а лишь за нижние части 25-метровых противотральных трубок КА, и взрывы прогремели в 20 с лишним метрах над кораблем. Появилась течь в прочном корпусе, вышел из строя гирокомпас, но лодке удалось добраться до базы. 19 ноября она прибыла в Кронштадт.

62-дневный поход С-12 стал самым продолжительным крейсерством советской субмарины за всю Великую Отечественную войну. За 1190 ходовых часов лодка прошла 4960 миль, в том числе 1774 под водой. Позже выяснилось, что за 11 суток движения через Финский залив С-12 пересекла линии минных заграждений ровно 70 раз!

 

Несмотря на серьезные повреждения С-12— единственная из всех «эсок»— была оставлена на зимовку в Кронштадте, поскольку в 1943 году именно ее планировалось послать в море в числе первых. 25 мая 1943 года она прибыла на Лавенсари, но поход отменили, и лодка вернулась в Кронштадт. Вновь она вышла в море вместе с С-9 26 июля. Буквально за пять дней до этого Тураев был снят с должности и отправлен с понижением на Северный флот (впрочем, покомандовать «эской» ему еще пришлось). Новым командиром стал капитан 3 ранга А.А. Бащенко. Вечером 30-го С-12 покинула Лавенсари и утром 1 августа доложила о зарядке у острова Кэри. Далее ее путь лежал к глубоководному проходу у Найссара, который немцы перекрыли линией донных мин. Больше ни от лодки, ни от 46 членов ее экипажа известий не поступало.

 

 

Наскрябал всё то, что смог.

Источники:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
150 публикаций
33 боя

Годная тема. Может сделаешь тему про с 56?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
114 публикации
1 611 боёв

Спасибо за тему было приятно прочитать (печально что в игре не будет реализован клас ПЛ) автор молодец

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
42 публикации
32 боя

а в игру такие пустят?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
174 публикации
79 боёв

Годная тема. Может сделаешь тему про с 56?

Спасибо за тему было приятно прочитать (печально что в игре не будет реализован клас ПЛ) автор молодец

Перестаньте набивать комментарии оба. Вы даже статью не читали.

Trilar, сможете найти ещё что-то и помочь материалом - буду благодарен.

а в игру такие пустят?

Товарищ, разработчики уже несколько раз отвечали - подлодок в игре не будет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×