Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
sauvage77

Реактивный гидросамолёт Бе-10.

В этой теме 57 комментариев

Рекомендуемые комментарии

378 публикаций
2 384 боя

    Добрый день уважаемые читатели форума Warships. Сегодня я прочитал, к сожалению не очень "удачную" статью, об американском реактивном гидросамолете и его "бешеной скорости". И я задумался неужели СССР ни чего не мог противопоставить США? И тут я вспомнил как раз статью из БСЭ (Большая Советская Энциклопедия), а точнее фото самолета представленного в энциклопедии -  Бе-10. Советского рекордсмена скорости. Вот поэтому, я и решил здесь написать об этом самолете. И так начнем:

                                                                  06fa6f803fac.jpg

 

Разработка и история создания


    Первый серийный гидросамолет с турбореактивным двигателем и стреловидным крылом, разработанный в ОКБ им. Г. М. Бериева. Созданию самолета Бе-10 предшествовали работы над опытным реактивным гидросамолетом с прямым крылом Р-1.
    Начало разработки Бе-10 было положено в 1953 г., а уже в 1955 г. началась сборка первого опытного самолета. Для летных испытаний Бе-10 была создана база в районе Геленджика. 
    Приход в авиацию реактивных двигателей не мог оставить равнодушными создателей гидросамолетов. В мае 1947 г. ОКБ Г.М.Бериева начало в инициативном порядке разработку своей первой реактивной лодки - морского разведчика Р-1 с двумя двигателями ВК-1 (фирменное обозначение "изделие Р"). В ноябре 1951 г. завершилась постройка опытного экземпляра, и заводской летчик-испытатель И.М.Сухомлин стал проводить на нем первые пробежки. Сначала ничто не предвещало неприятностей. Обычно самолет выпускали в первый полет после пробежек, выполненных на скоростях до 70% от взлетной. В этом диапазоне Р-1 вел себя нормально, но когда решили достигнуть 80% взлетной скорости (свыше 165 км/ч), возникли продольные колебания такой силы, что машину стало выбрасывать из воды. Один раз она даже чуть не встала на хвост, и только мгновенная реакция летчика предотвратила катастрофу.
   Справиться с возникшей проблемой попытались традиционными способами - изменяя балансировку руля высоты и угол установки стабилизатора, но положительных результатов это не принесло. При детальном разборе стало ясно, что бериевцы столкнулись с совершенно новым явлением, позже получившим название "гидродинамический барьер неустойчивости". Потребовались кропотливые исследования, проведенные совместно с ЦАГИ, прежде чем удалось найти причины такого поведения самолета и выработать меры по их устранению. 29 мая 1952 г, доработанный Р-1 смог устойчиво глиссировать на скорости 196 км/ч, и на следующий день Сухомлин поднял в воздух первый отечественный реактивный гидросамолет. В результате длительных доводок Р-1 стал летать вполне успешно, однако пока их проводили, эта летающая лодка успела устареть морально, и в серийное производство запускать ее смысла не было. Второй вариант машины - Р-2 - вообще не вышел из проектной стадии.
   Основного "потребителя" продукции таганрогских самолетостроителей такое положение не устраивало. В сентябре 1953 г командующий авиацией ВМС Е. Н. Преображенский обратился к министру обороны Н. А. Булганину с предложением о выдаче Г.М.Бериеву задания на проектирование нового гидросамолета с двумя турбореактивными двигателями. Своего главного авиатора поддержал главком флота Н. Г. Кузнецов, Уже 8 октября вышло постановление Совмина № 2622-1105сс о разработке реактивной летающей лодки Бе-10 (изделие "М"), предназначенной для ведения разведки в открытом море, высотного торпедо и бомбометания по кораблям, постановки мин, нанесения бомбовых ударов по военно-морским базам и береговым сооружениям. Заданием предусматривалось, что машина должна развивать максимальную скорость 950-1000 км/ч, обладать дальностью полета 3000 км, практическим потолком 14000-15000 м, взлетать и садиться на волну высотой 1,5 м при скорости ветра до 20 м/с.
   Предъявить самолет на Государственные испытания (ГИ) предстояло в ноябре 1955 г. А первый полет состоялся 20.06.1956 г.

 

 

Конструкция

                                              530401afdff9.gif
   Гидросамолет Бе-10 представлял собой цельнометаллическую летающую лодку с высокорасположенным стреловидным крылом и стреловидным горизонтальным и вертикальным оперением. Экипаж состоял из трех человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста. Основное назначение самолета: разведка в открытом море, высотное торпедометание и бомбометание по кораблям, дополнительные задачи - постановка минных заграждений, бомбометание с горизонтального полета по военно-морским базам и береговым сооружениям. 
  Фюзеляж - двухреданная лодка, был разделен переборками на 9 отсеков, непотопляемость самолета обеспечивалась при затоплении любых двух из них. В переборках имелись проходные двери. Передний и кормовой отсеки - герметичные. В переднем отсеке размещались кабины летчика и штурмана, в кормовом - кабина стрелка-радиста. Высотное оборудование служило для поддержания микроклимата в гермокабинах и обеспечения нормальной жизнедеятельности членов экипажа. Рабочие места членов экипажа оснащались кислородным оборудованием.
   Для выхода на палубу лодки и для катапультирования из самолета в переднем отсеке имелись верхний люк штурмана и откидной фонарь летчика. Стрелок-радист мог покинуть машину через нижний аварийный люк. В зареданной части лодки находился грузовой отсек, предназначенный для размещения боевой нагрузки, который оснащался палубным и двухстворчатым нижними люками.
   Крыло - двухлонжеронное, кессонное, состояло из центроплана и двух отъемных консолей, заканчивавшихся неубирающимися поплавками. Угол стреловидности крыла по передней кромке - 35°. Горизонтальное и вертикальное оперения имели двухлонжеронную конструкцию с работающей обшивкой. Угол стреловидности киля по передней кромке составлял 35°, а стабилизатора - 40°.

 

 


Техническое описание самолета

    Силовая установка включала два турбореактивных двигателя АЛ-7ПБ, установленных в гондолах под центропланом. Съемное перекатное шасси служило для перемещения по суше, спуска в воду и выкатки на берег из воды.

    Радиоэлектронное оборудование включало: бортовую РЛС "Курс-М", радиовысотомер больших высот "Литий-17М", радиовысотомер малых высот РВ-2, радиоаппаратуру слепой посадки системы "Материк", радиокомпас АРК-5, радиостанцию командной связи РСИУ-ЗМ, радиостанцию дальней связи РСБ-70М, аварийную радиостанцию АВРА-45, самолетное переговорное устройство СПУ-5, аппаратуру опознавания "Кремний-2", аппаратуру предупреждения об облучении РЛС "Сирена-2".
    Высотное оборудование служило для поддержания микроклимата в гермокабинах и обеспечения нормальной жизнедеятельности членов экипажа. Воздух для кондиционирования отбирался от компрессора двигателей. Рабочие места членов экипажа оснащались кислородным оборудованием.
    В состав аварийно-спасательного оборудования входили катапультные кресла К-22, спасательные жилеты САЖ-43П, парашюты МПЛК-49 с индивидуальными спасательными лодками МЛАС-1, пятиместная спасательная надувная лодка ЛАС-5М.

 

 

Вооружение

    Пушечное вооружение самолета состояло из двух одноствольных носовых неподвижных установок и кормовой двухствольной установки ДК-7Б. Применялись пушки АМ-23 калибра 23 мм. Для ведения прицельной стрельбы из носовых пушек в кабине летчика имелся коллиматорный прицел ПКИ. Кормовая установка была снабжена прицельной станцией ПКС-53 с РЛС "Аргон".
   Бомбардировочное вооружение в различных вариантах загрузки включало: торпеды РАТ-52, мины АМД-500М, АМД-2М, ИГДМ, АПМ и "Лира", авиабомбы калибром от 100 кг до 3000 кг Максимальная боевая нагрузка 3360 кг, нормальная - 1500 кг.

 

Эксплуатация

                                                           cddfdff1200d.jpg

    Серийный выпуск осуществлялся на Таганрогском авиазаводе в 1957–1960 гг., построено более 60 самолетов Бе-10. В августе-сентябре 1961 г. на Бе-10 установили 12 мировых рекордов по классу летающих лодок (скорость 912 км/ч, потолок без груза - 14 962 м, с грузом 15 т - 11 997 м).
   Летом 1959 г. к переучиванию с поршневых Бе-6 на турбореактивные Бе-10 приступила вторая эскадрилья 977 ОМДРАП (отдельного морского дальнеразведывательного авиационного полка) авиации КЧФ, базировавшегося на озере Донузлав в Крыму.
   В 1961 г. в связи с ликвидацией минно-торпедной авиации 977-й ОМДРАП был переименован и стал называться 318-м отдельным морским противолодочным авиационным полком (ОМПЛАП). Этот полк так и остался единственной строевой частью, эксплуатировавшей Бе-10, а все выпущенные самолеты вошли в состав двух его эскадрилий.
   По мере накопления опыта летным составом и проведения доработок на самолетах представителями ОКБ и завода машина становилась более понятной и предсказуемой. Но все же Бе-10 оставался очень сложным на взлете и посадке, и с пилотированием на этих режимах иногда не справлялись даже опытные строевые летчики. Не обошлось без аварий и катастроф.
   Скорбный список открылся 14 октября 1961 г., когда из-за ошибки летчика майора Гордеева разбился первый Бе-10. 22 мая 1962 г. потерпел катастрофу гидросамолет, пилотируемый старшим лейтенантом Беловым.
  16 августа 1963 г. разбилась еще одна машина из состава 318-го ОМПЛАП (бортовой № 50). В тот день самолет сначала облетал заместитель командира эскадрильи капитан Элян, у которого никаких замечаний к работе матчасти не возникло. После этого к выполнению полета на этой же летающей лодке приступил экипаж старшего лейтенанта Кузьменко. На взлете машина рухнула вниз при резком увеличении угла атаки. Летчик и штурман погибли.
   После этого происшествия полеты на Бе-10 были приостановлены. Но не только из-за катастроф. При осмотрах обнаружили массовое появление трещин на деталях планера, выполненных из сплава Ал-8. Еще одним фактором, предопределившим недолгую биографию новейшего реактивного гидросамолета, стало его запоздалое "появление на свет". Использование свободнопадающих бомб и торпед к концу 1950-х годов уже исчерпало себя. Появление корабельных ЗРК свело практически к нулю шансы самолетов на успешный прорыв ПВО и выход на рубеж торпедной атаки.
  Официально Бе-10 так и не был принят на вооружение, поэтому самолеты еще довольно долго стояли на берегу в Донузлаве, дожидаясь утилизации. Их разрезали в 1968 году.

             3636148cb9f1.jpg

 

Рекорд скорости

  На этом самолете было установлено 12 мировых рекордов, в том числе рекорд скорости для советских гидросамолётов - 912 км/час.

 


ТТХ

Основные характеристики
Масса                                                     48500 кг
Дальность полета                                 2960 км    
Потолок высоты                                     12500 м    
Максимальная скорость                        880 км/ч    
Экипаж                                                    3 человек    
Размах крыла                                         22,3 м    
Длина самолета                                     33,1 м    
Высота самолета,                                  11,03 м    
Вооружение                                            4x23-мм пушки НС-23
Боевая нагрузка                                     до 3300 кг
                                                               Торпеды, бомбы
Начало эксплуатации                           1959
Конец эксплуатации                             1968

 

 

 

Ролик на ютубе

 

 

Источники

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
6 публикаций
54 боя

Надеюсь такого корабля в игре не будет :biggrin:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
149 публикаций
195 боёв

Ляпота да и только:medal:,

   наши предки умели строить.....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
258 публикаций
391 бой

мда-а-а  машинка  просто  супер,просто  нет  слов  красавец.  в  игру бы  его  :child: большое  спасибо с удовольствием  читан ул статью  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
7 публикаций
269 боёв

в том числе рекорд скорости для советских гидросамолётов - 912 км/час.

 

Это как соревноваться самому с собой7

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
56 публикаций
949 боёв

в том числе рекорд скорости для советских гидросамолётов - 912 км/час.

 

Это как соревноваться самому с собой7

Ну до Бе-10 еще были самолеты, правда не с реактивным двигателем. Еще были у американцев попытки создания подобных

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
17
[ELYS] Medinius
222 публикации
3 908 боёв

Отличная статья +. Хорошая была бы штука для тех кто летать боится, а на пересечение океана или моря времени в обрез)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
378 публикаций
2 384 боя

в том числе рекорд скорости для советских гидросамолётов - 912 км/час.

 

Это как соревноваться самому с собой7

 

К вашему сведению в СССР было много различных моделей гидросамолетов.:teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
162 публикации
1 283 боя

хороший самолет и аэродрома не надо, лишь-бы водоём нармального размера

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5
[MAS0N] SamaraMan_
Коллекционер, Коллекционер-испытатель
358 публикаций
14 559 боёв

Гидропланы у нас в СССР строились с опережением технологий от Запада на 20-30 лет..Им пукать до наших технологий.Но почему-то закрыли и закопали эту тему.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
14 публикаций
2 990 боёв

Гидропланы у нас в СССР строились с опережением технологий от Запада на 20-30 лет..Им пукать до наших технологий.Но почему-то закрыли и закопали эту тему.

 

 Не совсем закопали в МЧС летает БЕ-200.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
35 публикаций
 два турбореактивных двигателя АЛ-7ПБ по бокам от крыльев? это просто кипятильник для воды. мой дед летал на мбр2, так у него чтоб в кабину вода от винтов не попадала вынесли двигатель на крышу, тем самым ухудшив и аэродинамику, и центр тяжести, а тут...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
323 публикации

 два турбореактивных двигателя АЛ-7ПБ по бокам от крыльев? это просто кипятильник для воды. мой дед летал на мбр2, так у него чтоб в кабину вода от винтов не попадала вынесли двигатель на крышу, тем самым ухудшив и аэродинамику, и центр тяжести, а тут...

Что не сделают люди ради преимущества над противником)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
178 публикаций

Ну, если все-таки в WoWP когда-нибудь введут процедуру взлета-посадки, то и гидросамолеты можно будет любопытно реализовать...

 

Очень вряд ли, ибо это стало бы уже ближе к симулятору. и отсекло бы часть игроков сразу

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
247 публикаций
182 боя

 

Очень вряд ли, ибо это стало бы уже ближе к симулятору. и отсекло бы часть игроков сразу

Ну, можно ведь не делать из этого обязаловку. Например, если осталась ваша машина в конце боя в воздухе, то вам предлагается выбор: закончить бой сразу или попробовать посадить самолет. Процедура посадки достаточно сложная, но, скажем, за нее начисляется дополнительный опыт в зависимости от результата. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
171 публикация
2 111 боёв

Серийный выпуск осуществлялся на Таганрогском авиазаводе в 1957–1960 гг., построено более 60 самолетов Бе-10. В августе-сентябре 1961 г. на Бе-10 установили 12 мировых рекордов по классу летающих лодок (скорость 912 км/ч, потолок без груза - 14 962 м, с грузом 15 т - 11 997 м).

Думаю данная информация не соответствует реальности.

1. Всего было выпущено 27 серийных машин (максимальный объем в год 12 шт) - это из тех же источников что указаны как ссылки. Малая серия, поэтому наверное и не сохранились до наших дней.

2. Наверное груз 1,5 т (запятая пропущена) - ошибка в источнике, просто перекопирована. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
378 публикаций
2 384 боя

Думаю данная информация не соответствует реальности.

1. Всего было выпущено 27 серийных машин (максимальный объем в год 12 шт) - это из тех же источников что указаны как ссылки. Малая серия, поэтому наверное и не сохранились до наших дней.

2. Наверное груз 1,5 т (запятая пропущена) - ошибка в источнике, просто перекопирована. 

 

1) 60 самолетов это суммарно включая не полноценные макеты и тестовые самолеты

2) здесь нет опечатки, а информация не просто скопирована, а проверена мной, :teethhappy: действительно 15 тонн, вот пример рекордов с сайта

 сами рекорды

Мировые рекорды Бе-10
Дата Рекорд Командир экипажа
7.08.1961 скорость на базе15/25 км 912 км/ч Н.И.Андриевский
3.09.1961 скорость на замкнутом маршруте 1000 км с грузом 1000 и 2000 кг 875,86 км/ч Г.И.Бурьянов
8.09.1961 высота полета с грузом 1000, 2000 и 5000 кг 14062 м Г.И.Бурьянов
9-12.09.1961 высота полета с грузом 10000 кг 12733 м Г.И.Бурьянов
9-12.09.1961 высота полета с грузом 15000 кг 11997 м Г.И.Бурьянов
9-12.09.1961 высота полета 14962 м Г.И.Бурьянов
9-12.09.1961 подъем груза на высоту 2000 м 15206 кг Г.И.Бурьянов

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[ADF] OMG_Random
43 публикации
1 988 боёв

При собственной массе (кстати, массе пустого, или нормальной взлетной?) почти в 50 тонн полторы тонны - не груз. Там только топливо на столько потянет. Так что 15 тонн вполне реалистичная цифра

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
171 публикация
2 111 боёв

 

 

1) 60 самолетов это суммарно включая не полноценные макеты и тестовые самолеты

2) здесь нет опечатки, а информация не просто скопирована, а проверена мной, :teethhappy: действительно 15 тонн, вот пример рекордов с сайта

 

1, В тексте указано серийный выпуск, надо тогда подправить предложение.

2. Вы меня удивили, похоже что так и есть, но возник вопрос что считают грузом при испытании. Лично меня смутило, что максимальная бомбовая нагрузка 3300 кг, а тут 15000 кг. ( + Вам поставлю)

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1
[ADF] OMG_Random
43 публикации
1 988 боёв

 

1, В тексте указано серийный выпуск, надо тогда подправить предложение.

2. Вы меня удивили, похоже что так и есть, но возник вопрос что считают грузом при испытании. Лично меня смутило, что максимальная бомбовая нагрузка 3300 кг, а тут 15000 кг. ( + Вам поставлю)

Рискну предположить, что на зачетном экземпляре было демонтировано все лишнее оборудование,  пушки (4 шт с боезапасом), донный якорь с тросом и все тому подобное. Топлива могли залить не полные баки, а только требуемое количество.  В ТТХ масса пустого самолета дается как 24 тонны против 48 максимальной взлетной. Так что запас есть.

Изменено пользователем OMG_Random

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×