Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
_Barabanshchik_

Ревель – город славы русского флота

В этой теме 16 комментариев

Рекомендуемые комментарии

62 публикации
1 бой

620c84a780ba.jpg

Spoiler

2 февраля 1714 года царь Петр заложил первый камень в основание Ревельского военного порта и Адмиралтейства (мастерских по ремонту кораблей). С того времени и до 25 февраля 1918 года Ревель служил передовой базой русского флота.

В городе жили и бывали по долгу службы  многие флотоводцы и мореплаватели, составившие гордость русского флота.   Ещё в 1712 году в доме Розена на ул. Пикк 28 поселился генерал-адмирал Ф.М.Апраксин – победитель шведов в Гангутском сражении, которое Петр 1 назвал «второй Полтавой». Копия картины А.П.Боголюбова «Гангутский бой» украшает фойе 2-го этажа Центра Русской культуры (ЦРК).

В 30-е годы 18 века дом Розена был выкуплен Морским ведомством  и в нём расположился, выражаясь современным языком, штаб Ревельской базы  русского флота. Его стены видели победителей шведов:  адмиралов Н.А.Сенявина и В.Я.Чичагова, победителей турок: адмиралов Г.А.Спиридова, Д.Н.Сенявина, Л.П.Гейдена, выдающихся мореплавателей Ф.Ф.Беллинсгаузена и Ф.П.Литке, основоположника маячного дела в России – Л.Спафарьева.

Копию картины А.П.Боголюбова «Морское сражение у Эзеля 1719 г», где запечетлена победа Ревельской эскадры под командованием Н.А.Сенявина над шведами у о.Эзель (Сааремаа),  также можно увидеть на 2 этаже ЦРК.

Там же вас встретят бюсты легендарных русских флотоводцев: Федора Федоровича Ушакова, Павла Степановича Нахимова, Дмитрия Николаевича Сенявина, Михаила Петровича Лазарева – все они, кроме Ф.Ф.Ушакова, в разные годы служили в Ревеле. Точно известно, что Ф.Ф.Ушаков заходил в Ревель на фрегате «Проворный» в 1782 году. На 1 этаже ЦРК висит копия картины И.К.Айвазовского «Чесменское сражение». Сражение произошло у берегов Турции в Эгейском море, но самые известные его участники имеют непосредственное отношение к нашему городу. Командующий Средиземноморской эскадрой адмирал Г.А.Спиридов много лет служил в Ревеле, а начальник артиллерии эскадры И.А.Ганибал (сын арапа Петра Великого) – уроженец мызы Карьякюла под Ревелем — детские годы провел в доме коменданта на Вышгороде. Победу в Чесменском сражении обеспечил командующий авангардом Самюэль Грейг, шотландец, перешедший на русскую службу. Он никогда не жил в Ревеле, но судьба распорядилась так, что умер он во время русско-шведской войны на борту корабля «Ростислав» на Ревельском рейде, будучи командующим Балтийским флотом в чине полного адмирала. По указу Екатерины II его похоронили в Домском соборе на Вышгороде.

До революции зал Морского офицерского собрания (Раэкоя 14) украшала копия картины А.П.Боголюбова «Ревельский бой», на котором изображено сражение Ревельской эскадры под командованием адмирала В.Я.Чичагова со шведами 2 мая 1790 года, где русский флот вышел победителем, несмотря на двукратное превосходство шведского флота  в линейных кораблях.

Город тесно связан с историей русских кругосветных путешествий. Пожалуй, все таллинцы знают, что руководитель первой русской кругосветной экспедиции адмирал И.Ф.Крузенштерн похоронен в Домском соборе на Вышгороде, но мало кому известно, что мечта о кругосветном путешествии зародилась у него во время службы на корабле «Мстислав» под командованием  капитана-командора Г.И.Муловского, который готовился по приказу Екатерины II возглавить русскую кругосветную экспедицию ещё в 1787 году, но из-за начавшихся войн с Турцией и Швецией экспедиция  в последний момент была отменена. В 1789 г. Г.И.Муловский погиб в сражении со шведами у о.Эланд, вместе со всеми погибшими в том сражении он был привезен в Ревель, отпет в церкви Симеона и Анны  на улице Ахтри и похоронен на Морском кладбище ( к сожалению, его местоположение неизвестно).

Последним  русским парусником, обошедшим вокруг света в 19 веке, стал фрегат «Аврора» под командованием И.Н.Изыльметьева. Преодолев за 66 дней Тихий океан (рекордный срок для того времени), «Аврора» пришла в Петропавловск-Камчатский, а следом за ней к Камчатке  подошла англо-французская эскадра, намереваясь легко занять слабоукрепленный город (шла Крымская война). Но экипаж и пушки фрегата Авроры помогли отстоять самый восточный город России. Командир Авроры контр-адмирал И.Н.Изыльметьев последние годы жизни жил в Ревеле и похоронен на Александро-Невском кладбище. Недалеко от могилы Изыльметьева похоронен ещё один моряк – контр-адмирал К.И.Григорович. Его сыну, Ивану Константиновичу Григоровичу, выпускнику Домского рыцарского училища, суждено было стать последним морским министром императорской России. Благодаря его энергии и настойчивости в 1912 году Гос.Дума  приняла большую программу восстановления военного флота. В ходе выполнения этой программы в Ревеле  в том же году были заложены два завода для строительства надводных кораблей (Русско-Балтийский судоремонтный завод, завод Беккера) и завод для строительства подводных лодок (Нобеля и Лесснера). Он подготовил  военно-морской флот России не только к 1-й Мировой войне, но и к Великой Отечественной, т.к. все линкоры, 40% крейсеров и треть эсминцев, с которыми СССР вступил в войну, были построены по программе Григоровича.

Ближайшим сподвижником И.К.Григоровича в деле подготовки к  неизбежной 1-й Мировой войне был командующий Балтийским флотом Н.О.Эссен, хотя он родился и жил в Петербурге, но корни его рода – в Ревеле. Здесь он бывал много  раз по долгу службы, и здесь он умер, простудившись в осеннем море на борту корабля (вспомним Грейга). 25 февраля 1918 года, ведомые легендарными ледоколами «Ермак», «Волынец» (Суур Тылль) и «Тармо», пробиваясь через 70 см льды, корабли Балтийского флота ушли из Ревеля. В условиях развала фронта, анархии и паники перед наступавшими немцами, начальник  Береговой обороны Финского залива Б.Б.Жерве, по приказу командующего флотом А.М.Щастного, сумел организовать проводку всех кораблей и подводных лодок, кроме находящихся в ремонте, в Гельсингфорс и Кронштадт. Благодаря этим людям был сохранен Балтийский флот (в отличие от Черноморского), и большинство спасенных кораблей воевали в Великую отечественную войну. В последний раз Андреевский флаг был поднят в Купеческой гавани в феврале 1920 года на тральщике Китобой Сев.-Зап. Белой армии. Под Андреевским флагом он пришел в Копенгагенский порт, где стояла английская эскадра. Английский адмирал приказал командиру Китобоя лейтенанту О.О. Ферсману спустить флаг несуществующего государства. О.О.Ферсман заявил, что флаг спущен не будет, а при угрозе насильственного захвата тральщика, корабль будет взорван. Под Андреевским флагом Китобой пришел в Севастополь в последний день эвакуации белых из Крыма и в тот же день последним ушел в Бизерту, увозя беженцев.  О.О.Ферсман помнил слова Н.О.Эссена: «Честь Андреевского флага стоит риска».

Ревельское сражение

Ревельское сражение  — морское сражение состоявшееся 2 (13) мая 1790 года на рейде прибалтийского порта Ревель (современный Таллин), между российским и шведскими флотами во время русско-шведской войны 1788—1790 годов.

Подготовка к бою и силы сторон

Заключив мир с Данией и получив субсидии от Великобритании и Пруссии, кампанию 1790 года шведы рассчитывали вести наступательно. Планировалось, собрав силы в кулак, быстрыми ударами разгромить разбросанные в Ревеле, Фридрихсгамне, Выборге и Кронштадте отдельные части русского линейного и галерного флотов. В то же время армия должна была всеми силами наступать на Санкт-Петербург. Однако предпринятое ещё в марте нападение шведских судов на Рогервик (Балтийский порт), хотя и оказалось успешным, заставило русских быть настороже и лишило действия шведов внезапности. Тем не менее, шведский флот, в начале мая вышедший из Карлскроны, рассчитывал уничтожить русскую ревельскую эскадру. Имея 22 линейных корабля, 4 фрегата и 4 мелких судна, шведы значительно превосходили противника. АдмиралЧичагов, будучи осведомлен о приближении шведов, поставил свои силы на якоре в три линии: в первой — 10 линейных кораблей и 1 фрегат; во второй — 4 фрегата напротив промежутков между кораблями и по 1бомбардирскому кораблю на флангах; в третьей — 7 катеров. Авангардом и арьергардом командовали вице-адмирал Мусин-Пушкин и контр-адмирал Ханыков.

 Описание сражения

Согласно замыслу начальника штаба адмирала Норденшельда, шведский флот должен был, непрерывно стреляя, проходить в кильватерной колонне мимо стоящих на якоре русских кораблей и повторять этот маневр до тех пор, пока русская эскадра не будет уничтожена. Такой образ действий, по мнению немецкого исследователя Альфреда Штенцеля, не давал шведам никаких выгод: они не сосредоточили своих сил, не стали на якорь с подавляющими силами против неприятеля, не попытались обойти его и т. п. Из-за сильного ветра и неточного прицела большая часть шведских ядер не попадала в цель. В то же время, ответный огонь русских, стоявших на якоре, оказывался достаточно эффективным.

Больше всего пострадали те из шведских кораблей, которые пытались подойти на близкую дистанцию и для уменьшения хода и крена убавляли паруса. Они были встречены прицельными залпами и с большими потерями людей и значительными повреждениями рангоута и такелажа уходили из-под выстрелов, не причинив русским судам серьёзных повреждений. Флагманский корабль шведов «Густав III», вследствие неудачных маневров, начал дрейфовать на русскую линию и оказался всего в 50 футах от «Ростислава», осыпавшего неприятеля ядрами и картечью. С трудом удалось ему уйти из-под огня, причем, при этом его так накренило, что корабль был спасен лишь присутствием духа артиллерийского офицера, который приказал задраить подветренные пушечные порты. Другой корабль, 64-пушечный корабль «Prins Carl», шедший пятнадцатым в линии, был так сильно поврежден, что потерял управление и сдался русским.

Вскоре после этого шведский командующий, наблюдавший за боем с фрегата «Ulla Fersen», отдал приказ прекратить бой. Несколько кораблей, замыкавших строй шведов, так и не приняли участие в бою. При отступлении один из поврежденных кораблей, «Riksens Ständer», сел на мель и был сожжен шведами.

 Потери сторон и итоги сражения

Этот «прогон сквозь строй» (по выражению Штенцеля, сравнившего бой с жестоким солдатским наказанием) стоил шведам больших жертв: 61 убитый, 71 раненый и около 520 пленных; 1 корабль попал в руки неприятеля, 1 потерпел крушение, а с 3-го потеряно 42 орудия, сброшенных, чтобы сойти с мели. Несколько шведских кораблей ушли для ремонта в Свеаборг. Потери русских составили лишь 8 убитых и 27 раненых. Стратегическим результатом сражения стало крушение шведского плана кампании — разгромить русские силы по частям не удалось, а понесенные потери (которые ранее планировалось с лихвой восполнить захваченными русскими кораблями) тяжело сказались на состоянии шведского флота.

 Составы флотов в сражении

Русский флот:

2 100-пушечных корабля:
  • «Ростислав» (флагман),
  • «Саратов»;
4 74-пушечных корабля:
  • «Мстислав»,
  • «Кир и Иоанн»,
  • «Св. Елена»,
  • «Ярослав»;
4 66-пушечных кораблей:
  • «Болеслав»,
  • «Изяслав»,
  • «Победоносец»,
  • «Прохор»;
1 50-пушечный фрегат:
  • «Венус» (стоял в первой линии);
1 36-пушечный фрегат:
  • «Прямислав»;
3 32-пушечных фрегата:
  • «Надежда Благополучия»,
  • «Подражислав»,
  • «Слава».

Шведский флот:

3 74-пушечных корабля:
  • Wladislaff,
  • Konung Gustaf III,
  • Sophia Magdalena;
4 70-пушечных корабля:
  • Götha Lejon,
  • Enighet,
  • Konung Adolf Fredrik,
  • Louise Ulrika;
9 64-пушечных кораблей:
  • Äran,
  • Dristigheten,
  • Dygd,
  • Fädernesland,
  • Försiktigheten,
  • Hedvig Elisabeth Charlotta,
  • Prins Carl,
  • Tapperhet,
  • Wasa;
3 62-пушечных корабля:
  • Ömhet,
  • Prins Fredrik Adolf,
  • Rättvisa,
1 60-пушечный:
  • Riksens Ständer;
2 44-пушечных фрегата:
  • Grip,
  • Uppland;
4 42-пушечных фрегатов:
  • Camilla,
  • Euredice,
  • Fröya,
  • Galathea,

Примечание: состав как русского, так и шведского флота нуждается в уточнении.

 

 

 
Изменено пользователем _Barabanshchik_

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
105 публикаций

620c84a780ba.jpg

 

2 февраля 1714 года царь Петр заложил первый камень в основание Ревельского военного порта и Адмиралтейства (мастерских по ремонту кораблей). С того времени и до 25 февраля 1918 года Ревель служил передовой базой русского флота.

В городе жили и бывали по долгу службы  многие флотоводцы и мореплаватели, составившие гордость русского флота.   Ещё в 1712 году в доме Розена на ул. Пикк 28 поселился генерал-адмирал Ф.М.Апраксин – победитель шведов в Гангутском сражении, которое Петр 1 назвал «второй Полтавой». Копия картины А.П.Боголюбова «Гангутский бой» украшает фойе 2-го этажа Центра Русской культуры (ЦРК).

В 30-е годы 18 века дом Розена был выкуплен Морским ведомством  и в нём расположился, выражаясь современным языком, штаб Ревельской базы  русского флота. Его стены видели победителей шведов:  адмиралов Н.А.Сенявина и В.Я.Чичагова, победителей турок: адмиралов Г.А.Спиридова, Д.Н.Сенявина, Л.П.Гейдена, выдающихся мореплавателей Ф.Ф.Беллинсгаузена и Ф.П.Литке, основоположника маячного дела в России – Л.Спафарьева.
Копию картины А.П.Боголюбова «Морское сражение у Эзеля 1719 г», где запечетлена победа Ревельской эскадры под командованием Н.А.Сенявина над шведами у о.Эзель (Сааремаа),  также можно увидеть на 2 этаже ЦРК.

 

 Там же вас встретят бюсты легендарных русских флотоводцев: Федора Федоровича Ушакова, Павла Степановича Нахимова, Дмитрия Николаевича Сенявина, Михаила Петровича Лазарева – все они, кроме Ф.Ф.Ушакова, в разные годы служили в Ревеле. Точно известно, что Ф.Ф.Ушаков заходил в Ревель на фрегате «Проворный» в 1782 году. На 1 этаже ЦРК висит копия картины И.К.Айвазовского «Чесменское сражение». Сражение произошло у берегов Турции в Эгейском море, но самые известные его участники имеют непосредственное отношение к нашему городу. Командующий Средиземноморской эскадрой адмирал Г.А.Спиридов много лет служил в Ревеле, а начальник артиллерии эскадры И.А.Ганибал (сын арапа Петра Великого) – уроженец мызы Карьякюла под Ревелем — детские годы провел в доме коменданта на Вышгороде. Победу в Чесменском сражении обеспечил командующий авангардом Самюэль Грейг, шотландец, перешедший на русскую службу. Он никогда не жил в Ревеле, но судьба распорядилась так, что умер он во время русско-шведской войны на борту корабля «Ростислав» на Ревельском рейде, будучи командующим Балтийским флотом в чине полного адмирала. По указу Екатерины II его похоронили в Домском соборе на Вышгороде.

 

Ревельское сражение

Ревельское сражение  — морское сражение состоявшееся 2 (13) мая 1790 года на рейде прибалтийского порта Ревель (современный Таллин), между российским и шведскими флотами во время русско-шведской войны 1788—1790 годов.

Подготовка к бою и силы сторон

Заключив мир с Данией и получив субсидии от Великобритании и Пруссии, кампанию 1790 года шведы рассчитывали вести наступательно. Планировалось, собрав силы в кулак, быстрыми ударами разгромить разбросанные в РевелеФридрихсгамнеВыборге и Кронштадте отдельные части русского линейного и галерного флотов. В то же время армия должна была всеми силами наступать на Санкт-Петербург. Однако предпринятое ещё в марте нападение шведских судов на Рогервик (Балтийский порт), хотя и оказалось успешным, заставило русских быть настороже и лишило действия шведов внезапности. Тем не менее, шведский флот, в начале мая вышедший из Карлскроны, рассчитывал уничтожить русскую ревельскую эскадру. Имея 22 линейных корабля, 4 фрегата и 4 мелких судна, шведы значительно превосходили противника. АдмиралЧичагов, будучи осведомлен о приближении шведов, поставил свои силы на якоре в три линии: в первой — 10 линейных кораблей и 1 фрегат; во второй — 4 фрегата напротив промежутков между кораблями и по 1бомбардирскому кораблю на флангах; в третьей — 7 катеров. Авангардом и арьергардом командовали вице-адмирал Мусин-Пушкин и контр-адмирал Ханыков.

 Описание сражения 

Согласно замыслу начальника штаба адмирала Норденшельда, шведский флот должен был, непрерывно стреляя, проходить в кильватерной колонне мимо стоящих на якоре русских кораблей и повторять этот маневр до тех пор, пока русская эскадра не будет уничтожена. Такой образ действий, по мнению немецкого исследователя Альфреда Штенцеля, не давал шведам никаких выгод: они не сосредоточили своих сил, не стали на якорь с подавляющими силами против неприятеля, не попытались обойти его и т. п. Из-за сильного ветра и неточного прицела большая часть шведских ядер не попадала в цель. В то же время, ответный огонь русских, стоявших на якоре, оказывался достаточно эффективным.

Больше всего пострадали те из шведских кораблей, которые пытались подойти на близкую дистанцию и для уменьшения хода и крена убавляли паруса. Они были встречены прицельными залпами и с большими потерями людей и значительными повреждениями рангоута и такелажа уходили из-под выстрелов, не причинив русским судам серьёзных повреждений. Флагманский корабль шведов «Густав III», вследствие неудачных маневров, начал дрейфовать на русскую линию и оказался всего в 50 футах от «Ростислава», осыпавшего неприятеля ядрами и картечью. С трудом удалось ему уйти из-под огня, причем, при этом его так накренило, что корабль был спасен лишь присутствием духа артиллерийского офицера, который приказал задраить подветренные пушечные порты. Другой корабль, 64-пушечный корабль «Prins Carl», шедший пятнадцатым в линии, был так сильно поврежден, что потерял управление и сдался русским.

Вскоре после этого шведский командующий, наблюдавший за боем с фрегата «Ulla Fersen», отдал приказ прекратить бой. Несколько кораблей, замыкавших строй шведов, так и не приняли участие в бою. При отступлении один из поврежденных кораблей, «Riksens Ständer», сел на мель и был сожжен шведами.

 Потери сторон и итоги сражения

Этот «прогон сквозь строй» (по выражению Штенцеля, сравнившего бой с жестоким солдатским наказанием) стоил шведам больших жертв: 61 убитый, 71 раненый и около 520 пленных; 1 корабль попал в руки неприятеля, 1 потерпел крушение, а с 3-го потеряно 42 орудия, сброшенных, чтобы сойти с мели. Несколько шведских кораблей ушли для ремонта в Свеаборг. Потери русских составили лишь 8 убитых и 27 раненых. Стратегическим результатом сражения стало крушение шведского плана кампании — разгромить русские силы по частям не удалось, а понесенные потери (которые ранее планировалось с лихвой восполнить захваченными русскими кораблями) тяжело сказались на состоянии шведского флота.

 Составы флотов в сражении 

Русский флот:

2 100-пушечных корабля:
  • «Ростислав» (флагман),
  • «Саратов»;
4 74-пушечных корабля:
  • «Мстислав»,
  • «Кир и Иоанн»,
  • «Св. Елена»,
  • «Ярослав»;
4 66-пушечных кораблей:
  • «Болеслав»,
  • «Изяслав»,
  • «Победоносец»,
  • «Прохор»;
1 50-пушечный фрегат:
  • «Венус» (стоял в первой линии);
1 36-пушечный фрегат:
  • «Прямислав»;
3 32-пушечных фрегата:
  • «Надежда Благополучия»,
  • «Подражислав»,
  • «Слава».

Шведский флот:

3 74-пушечных корабля:
  • Wladislaff,
  • Konung Gustaf III,
  • Sophia Magdalena;
4 70-пушечных корабля:
  • Götha Lejon,
  • Enighet,
  • Konung Adolf Fredrik,
  • Louise Ulrika;
9 64-пушечных кораблей:
  • Äran,
  • Dristigheten,
  • Dygd,
  • Fädernesland,
  • Försiktigheten,
  • Hedvig Elisabeth Charlotta,
  • Prins Carl,
  • Tapperhet,
  • Wasa;
3 62-пушечных корабля:
  • Ömhet,
  • Prins Fredrik Adolf,
  • Rättvisa,
1 60-пушечный:
  • Riksens Ständer;
2 44-пушечных фрегата:
  • Grip,
  • Uppland;
4 42-пушечных фрегатов:
  • Camilla,
  • Euredice,
  • Fröya,
  • Galathea,

Примечание: состав как русского, так и шведского флота нуждается в уточнении.

 Источники

 

кликабельный текст перекидывает на страницы вики

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
176
[FH] dimafil25515
Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
1 118 публикаций
4 543 боя

Мое мнение такое: 1) ТС  делает нормальную тему.

                                 2) просто ее удаляет и не позорится.

Других вариантов просто нет. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
62 публикации
1 бой

1) ТС  делает нормальную тему.

                               

Что не так?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
176
[FH] dimafil25515
Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
1 118 публикаций
4 543 боя

Что не так?

Пройдите вот сюда и почитайте что надо для создания нормальной темы.

Ну и вот вам пример нормальной темы.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация
646 боёв

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
150 публикаций
33 боя

Без картинок как-то не очень интересно :sad:

Прям с языка слизал, как говорится:trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
79 публикаций
22 боя

Почему все говорят Русский всё это русское рускийе против немцов!?!?!? БЛИН (МАТ) Говорите СССР другим игрокам как из Казахстана Узбекистана и.т.д тоже обидно без нас бы росиия былабы захвачена немцамий

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
176
[FH] dimafil25515
Альфа-тестер, Бета-тестер, Коллекционер, Коллекционер-испытатель
1 118 публикаций
4 543 боя

Почему все говорят Русский всё это русское рускийе против немцов!?!?!? БЛИН (МАТ) Говорите СССР другим игрокам как из Казахстана Узбекистана и.т.д тоже обидно без нас бы росиия былабы захвачена немцамий

Я с вами согласен. Раньше было единство народов ,которое сейчас развалилось.

В это единство входило много народов, и все они внесли свой непосильный вклад в ПОБЕДУ.

И я очень сильно хочу,что бы это единство, это братство, опять возродилось .

И тогда (как бы не называлось это братство) мы будем сильны духом и непобедимы ни в чем.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
35 публикаций

автор, полегче! оставь хоть что то не за спойлерами. хоть картинки. это несложно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
324 публикации
418 боёв

Я не знал про такой город , но картинок не хватает а так матерял хороший!

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 535 публикаций
292 боя

Я не знал про такой город , но картинок не хватает а так матерял хороший!

 

Ревель нонче Таллином кличут

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
34 публикации

материал неплохой но фото маловато 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5 публикаций

материал неплохой но фото маловато 

 

Согласен

А  информация очень даже интересная

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
117 публикаций
26 боёв

620c84a780ba.jpg

Spoiler

2 февраля 1714 года царь Петр заложил первый камень в основание Ревельского военного порта и Адмиралтейства (мастерских по ремонту кораблей). С того времени и до 25 февраля 1918 года Ревель служил передовой базой русского флота.

В городе жили и бывали по долгу службы  многие флотоводцы и мореплаватели, составившие гордость русского флота.   Ещё в 1712 году в доме Розена на ул. Пикк 28 поселился генерал-адмирал Ф.М.Апраксин – победитель шведов в Гангутском сражении, которое Петр 1 назвал «второй Полтавой». Копия картины А.П.Боголюбова «Гангутский бой» украшает фойе 2-го этажа Центра Русской культуры (ЦРК).

В 30-е годы 18 века дом Розена был выкуплен Морским ведомством  и в нём расположился, выражаясь современным языком, штаб Ревельской базы  русского флота. Его стены видели победителей шведов:  адмиралов Н.А.Сенявина и В.Я.Чичагова, победителей турок: адмиралов Г.А.Спиридова, Д.Н.Сенявина, Л.П.Гейдена, выдающихся мореплавателей Ф.Ф.Беллинсгаузена и Ф.П.Литке, основоположника маячного дела в России – Л.Спафарьева.

Копию картины А.П.Боголюбова «Морское сражение у Эзеля 1719 г», где запечетлена победа Ревельской эскадры под командованием Н.А.Сенявина над шведами у о.Эзель (Сааремаа),  также можно увидеть на 2 этаже ЦРК.

Там же вас встретят бюсты легендарных русских флотоводцев: Федора Федоровича Ушакова, Павла Степановича Нахимова, Дмитрия Николаевича Сенявина, Михаила Петровича Лазарева – все они, кроме Ф.Ф.Ушакова, в разные годы служили в Ревеле. Точно известно, что Ф.Ф.Ушаков заходил в Ревель на фрегате «Проворный» в 1782 году. На 1 этаже ЦРК висит копия картины И.К.Айвазовского «Чесменское сражение». Сражение произошло у берегов Турции в Эгейском море, но самые известные его участники имеют непосредственное отношение к нашему городу. Командующий Средиземноморской эскадрой адмирал Г.А.Спиридов много лет служил в Ревеле, а начальник артиллерии эскадры И.А.Ганибал (сын арапа Петра Великого) – уроженец мызы Карьякюла под Ревелем — детские годы провел в доме коменданта на Вышгороде. Победу в Чесменском сражении обеспечил командующий авангардом Самюэль Грейг, шотландец, перешедший на русскую службу. Он никогда не жил в Ревеле, но судьба распорядилась так, что умер он во время русско-шведской войны на борту корабля «Ростислав» на Ревельском рейде, будучи командующим Балтийским флотом в чине полного адмирала. По указу Екатерины II его похоронили в Домском соборе на Вышгороде.

До революции зал Морского офицерского собрания (Раэкоя 14) украшала копия картины А.П.Боголюбова «Ревельский бой», на котором изображено сражение Ревельской эскадры под командованием адмирала В.Я.Чичагова со шведами 2 мая 1790 года, где русский флот вышел победителем, несмотря на двукратное превосходство шведского флота  в линейных кораблях.

Город тесно связан с историей русских кругосветных путешествий. Пожалуй, все таллинцы знают, что руководитель первой русской кругосветной экспедиции адмирал И.Ф.Крузенштерн похоронен в Домском соборе на Вышгороде, но мало кому известно, что мечта о кругосветном путешествии зародилась у него во время службы на корабле «Мстислав» под командованием  капитана-командора Г.И.Муловского, который готовился по приказу Екатерины II возглавить русскую кругосветную экспедицию ещё в 1787 году, но из-за начавшихся войн с Турцией и Швецией экспедиция  в последний момент была отменена. В 1789 г. Г.И.Муловский погиб в сражении со шведами у о.Эланд, вместе со всеми погибшими в том сражении он был привезен в Ревель, отпет в церкви Симеона и Анны  на улице Ахтри и похоронен на Морском кладбище ( к сожалению, его местоположение неизвестно).

Последним  русским парусником, обошедшим вокруг света в 19 веке, стал фрегат «Аврора» под командованием И.Н.Изыльметьева. Преодолев за 66 дней Тихий океан (рекордный срок для того времени), «Аврора» пришла в Петропавловск-Камчатский, а следом за ней к Камчатке  подошла англо-французская эскадра, намереваясь легко занять слабоукрепленный город (шла Крымская война). Но экипаж и пушки фрегата Авроры помогли отстоять самый восточный город России. Командир Авроры контр-адмирал И.Н.Изыльметьев последние годы жизни жил в Ревеле и похоронен на Александро-Невском кладбище. Недалеко от могилы Изыльметьева похоронен ещё один моряк – контр-адмирал К.И.Григорович. Его сыну, Ивану Константиновичу Григоровичу, выпускнику Домского рыцарского училища, суждено было стать последним морским министром императорской России. Благодаря его энергии и настойчивости в 1912 году Гос.Дума  приняла большую программу восстановления военного флота. В ходе выполнения этой программы в Ревеле  в том же году были заложены два завода для строительства надводных кораблей (Русско-Балтийский судоремонтный завод, завод Беккера) и завод для строительства подводных лодок (Нобеля и Лесснера). Он подготовил  военно-морской флот России не только к 1-й Мировой войне, но и к Великой Отечественной, т.к. все линкоры, 40% крейсеров и треть эсминцев, с которыми СССР вступил в войну, были построены по программе Григоровича.

Ближайшим сподвижником И.К.Григоровича в деле подготовки к  неизбежной 1-й Мировой войне был командующий Балтийским флотом Н.О.Эссен, хотя он родился и жил в Петербурге, но корни его рода – в Ревеле. Здесь он бывал много  раз по долгу службы, и здесь он умер, простудившись в осеннем море на борту корабля (вспомним Грейга). 25 февраля 1918 года, ведомые легендарными ледоколами «Ермак», «Волынец» (Суур Тылль) и «Тармо», пробиваясь через 70 см льды, корабли Балтийского флота ушли из Ревеля. В условиях развала фронта, анархии и паники перед наступавшими немцами, начальник  Береговой обороны Финского залива Б.Б.Жерве, по приказу командующего флотом А.М.Щастного, сумел организовать проводку всех кораблей и подводных лодок, кроме находящихся в ремонте, в Гельсингфорс и Кронштадт. Благодаря этим людям был сохранен Балтийский флот (в отличие от Черноморского), и большинство спасенных кораблей воевали в Великую отечественную войну. В последний раз Андреевский флаг был поднят в Купеческой гавани в феврале 1920 года на тральщике Китобой Сев.-Зап. Белой армии. Под Андреевским флагом он пришел в Копенгагенский порт, где стояла английская эскадра. Английский адмирал приказал командиру Китобоя лейтенанту О.О. Ферсману спустить флаг несуществующего государства. О.О.Ферсман заявил, что флаг спущен не будет, а при угрозе насильственного захвата тральщика, корабль будет взорван. Под Андреевским флагом Китобой пришел в Севастополь в последний день эвакуации белых из Крыма и в тот же день последним ушел в Бизерту, увозя беженцев.  О.О.Ферсман помнил слова Н.О.Эссена: «Честь Андреевского флага стоит риска».

Ревельское сражение

Ревельское сражение  — морское сражение состоявшееся 2 (13) мая 1790 года на рейде прибалтийского порта Ревель (современный Таллин), между российским и шведскими флотами во время русско-шведской войны 1788—1790 годов.

Подготовка к бою и силы сторон

Заключив мир с Данией и получив субсидии от Великобритании и Пруссии, кампанию 1790 года шведы рассчитывали вести наступательно. Планировалось, собрав силы в кулак, быстрыми ударами разгромить разбросанные в Ревеле, Фридрихсгамне, Выборге и Кронштадте отдельные части русского линейного и галерного флотов. В то же время армия должна была всеми силами наступать на Санкт-Петербург. Однако предпринятое ещё в марте нападение шведских судов на Рогервик (Балтийский порт), хотя и оказалось успешным, заставило русских быть настороже и лишило действия шведов внезапности. Тем не менее, шведский флот, в начале мая вышедший из Карлскроны, рассчитывал уничтожить русскую ревельскую эскадру. Имея 22 линейных корабля, 4 фрегата и 4 мелких судна, шведы значительно превосходили противника. АдмиралЧичагов, будучи осведомлен о приближении шведов, поставил свои силы на якоре в три линии: в первой — 10 линейных кораблей и 1 фрегат; во второй — 4 фрегата напротив промежутков между кораблями и по 1бомбардирскому кораблю на флангах; в третьей — 7 катеров. Авангардом и арьергардом командовали вице-адмирал Мусин-Пушкин и контр-адмирал Ханыков.

 Описание сражения

Согласно замыслу начальника штаба адмирала Норденшельда, шведский флот должен был, непрерывно стреляя, проходить в кильватерной колонне мимо стоящих на якоре русских кораблей и повторять этот маневр до тех пор, пока русская эскадра не будет уничтожена. Такой образ действий, по мнению немецкого исследователя Альфреда Штенцеля, не давал шведам никаких выгод: они не сосредоточили своих сил, не стали на якорь с подавляющими силами против неприятеля, не попытались обойти его и т. п. Из-за сильного ветра и неточного прицела большая часть шведских ядер не попадала в цель. В то же время, ответный огонь русских, стоявших на якоре, оказывался достаточно эффективным.

Больше всего пострадали те из шведских кораблей, которые пытались подойти на близкую дистанцию и для уменьшения хода и крена убавляли паруса. Они были встречены прицельными залпами и с большими потерями людей и значительными повреждениями рангоута и такелажа уходили из-под выстрелов, не причинив русским судам серьёзных повреждений. Флагманский корабль шведов «Густав III», вследствие неудачных маневров, начал дрейфовать на русскую линию и оказался всего в 50 футах от «Ростислава», осыпавшего неприятеля ядрами и картечью. С трудом удалось ему уйти из-под огня, причем, при этом его так накренило, что корабль был спасен лишь присутствием духа артиллерийского офицера, который приказал задраить подветренные пушечные порты. Другой корабль, 64-пушечный корабль «Prins Carl», шедший пятнадцатым в линии, был так сильно поврежден, что потерял управление и сдался русским.

Вскоре после этого шведский командующий, наблюдавший за боем с фрегата «Ulla Fersen», отдал приказ прекратить бой. Несколько кораблей, замыкавших строй шведов, так и не приняли участие в бою. При отступлении один из поврежденных кораблей, «Riksens Ständer», сел на мель и был сожжен шведами.

 Потери сторон и итоги сражения

Этот «прогон сквозь строй» (по выражению Штенцеля, сравнившего бой с жестоким солдатским наказанием) стоил шведам больших жертв: 61 убитый, 71 раненый и около 520 пленных; 1 корабль попал в руки неприятеля, 1 потерпел крушение, а с 3-го потеряно 42 орудия, сброшенных, чтобы сойти с мели. Несколько шведских кораблей ушли для ремонта в Свеаборг. Потери русских составили лишь 8 убитых и 27 раненых. Стратегическим результатом сражения стало крушение шведского плана кампании — разгромить русские силы по частям не удалось, а понесенные потери (которые ранее планировалось с лихвой восполнить захваченными русскими кораблями) тяжело сказались на состоянии шведского флота.

 Составы флотов в сражении

Русский флот:

2 100-пушечных корабля:
  • «Ростислав» (флагман),
  • «Саратов»;
4 74-пушечных корабля:
  • «Мстислав»,
  • «Кир и Иоанн»,
  • «Св. Елена»,
  • «Ярослав»;
4 66-пушечных кораблей:
  • «Болеслав»,
  • «Изяслав»,
  • «Победоносец»,
  • «Прохор»;
1 50-пушечный фрегат:
  • «Венус» (стоял в первой линии);
1 36-пушечный фрегат:
  • «Прямислав»;
3 32-пушечных фрегата:
  • «Надежда Благополучия»,
  • «Подражислав»,
  • «Слава».

Шведский флот:

3 74-пушечных корабля:
  • Wladislaff,
  • Konung Gustaf III,
  • Sophia Magdalena;
4 70-пушечных корабля:
  • Götha Lejon,
  • Enighet,
  • Konung Adolf Fredrik,
  • Louise Ulrika;
9 64-пушечных кораблей:
  • Äran,
  • Dristigheten,
  • Dygd,
  • Fädernesland,
  • Försiktigheten,
  • Hedvig Elisabeth Charlotta,
  • Prins Carl,
  • Tapperhet,
  • Wasa;
3 62-пушечных корабля:
  • Ömhet,
  • Prins Fredrik Adolf,
  • Rättvisa,
1 60-пушечный:
  • Riksens Ständer;
2 44-пушечных фрегата:
  • Grip,
  • Uppland;
4 42-пушечных фрегатов:
  • Camilla,
  • Euredice,
  • Fröya,
  • Galathea,

Примечание: состав как русского, так и шведского флота нуждается в уточнении.

 

 

 

Добавь фото будет супер!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×