Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Harold_F1nch

Тяжелый крейсер типа "Зара"

В этой теме 31 комментарий

Рекомендуемые комментарии

Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

Тяжелый крейсер типа "Зара"

 

1af11d62333a.jpg

 

Доброго времени суток, Господа! Сегодня в новогодней теме итальянские тяжелые крейсера. В отличие от последних моих тем, тут будет много технической информации и мало истории, потому как описываю я весь тип целиком, а не какой-то отдельно взятый корабль. Кроме того, я всех Вас поздравляю с Новым Годом и желаю всего наилучшего танкистам, пилотам, морякам и всем остальным! Удачи в Новом Году!

 

История проекта:

    Первые итальянские "вашингтонские" крейсера - "Тренто" и "Триест" - строились по программе 1923 - 1924 гг. В основу их концепции была положена идея нанесения мощного огневого удара на максимально возможной дальности и большой скорости. Артиллерия главного калибра состояла из восьми 203-мм орудий в четырех башнях. Для достижения заложенной в техзадании 34-уз. скорости на кораблях пришлось буквально втиснуть четырех-вальную энергетическую установку мощностью 120 000 л.с, занимавшую более трети длины корпуса. Это сделало их одними из самых быстроходных в своем подклассе: на восьмичасовых испытаниях "Тренто" развил 35,6 уз., правда, при водоизмещении, лишь немного отличавшемся от стандартного.

 

    Чтобы удержаться в рамках договорных ограничений, итальянцы вынуждены были пойти на максимальное облегчение конструкции корпуса, но все равно оба крейсера оказались более чем на 300 т тяжелее разрешенного предела. Бронирование, как и у большинства первых "вашингтонских" крейсеров других стран, не соответствовало калибру орудий. Справедливости ради, надо отметить, что итальянские конструкторы, в отличие от британских и французских коллег, смогли установить 70-мм пояс по ватерлинии от первой до последней башни главного калибра. Однако он противостоял 8-дюймовым снарядам лишь на значительных дистанциях, при которых 50-мм бронепалуба уже не защищала от падающих под большим углом снарядов. Тем не менее, по мнению итальянских конструкторов, бронирование вполне надежно защищало жизненно важные помещения кораблей от 155-мм снарядов французских легких крейсеров на дистанциях от 75 до 130 кбт, а большая скорость позволяла удержать необходимую для боя дистанцию или вообще избежать столкновения с более сильным противником.

 

    Недостатки кораблей типа "Тренто" были столь очевидны, что свои усилия конструкторы направили на создание "сбалансированного" крейсера, гармонично сочетающего скорость, защиту и вооружение. В задание на проектирование заложили следующие характеристики: толщина бортового пояса - 200 мм, скорость хода - 32 уз., вооружение - восемь 203-мм орудий. Уложиться при этом в "договорные" 10 000 т не представлялось возможным.

 

    Заместитель начальника Морского штаба контр-адмирал Ромео Бернотти - кстати, один из ведущих итальянских военно-морских теоретиков - вообще предложил увеличить водоизмещение до 15 000 т. По мнению адмирала, три таких корабля запросто разделались бы с шестью обычными "вашингтонскими" крейсерами. Однако на столь явное нарушение международных соглашений правительство Италии пойти не могло, поэтому проект начали "ужимать".

 

    Работы велись в Комитете по проектам боевых кораблей (Comitato progetti navi) под руководством инженера-генерал-лейтенанта Фабио Мибелли. Взяв за основу "Тренто", конструкторы отказались от высокобортного гладкопалубного корпуса в пользу более низкого с относительно коротким полубаком. Это отрицательно сказывалось на мореходности, что не считалось критичным для Средиземного моря, зато позволяло сэкономить несколько сотен тонн. Состав артиллерийского вооружения остался неизменным, но от заложенных в первоначальный проект торпедных аппаратов отказались. Толщину пояса по ватерлинии уменьшили до 150 мм. Существенную экономию в весе дал переход на новую облегченную энергетическую установку, разработанную ранее для скаутов типа "Кондоттьери" первой и второй серий. В отличие от предшественников, число валов сократилось до двух.

 

    Перечисленные меры позволили ощутимо снизить водоизмещение, но все равно оно продолжало превышать договорные значения почти на 1500 т. Тогда итальянцы решились пойти на прямую фальсификацию: не афишируя проектную перегрузку, они официально заявили о 10 000-тонном стандартном водоизмещении крейсеров. Подлог открылся совершенно неожиданным образом, когда во время гражданской войны в Испании один из крейсеров был отбуксирован в Гибралтар для ремонта в доке. Тогда-то и стало очевидно, что реальное водоизмещение корабля как минимум на тысячу тонн превышает официально заявленное.

 

    Кораблестроительной программой 1928гг. была санкционирована постройка двух крейсеров. «Зара», давший свое имя всей серии, был заложен 4 июля 1929 г. на верфи в Муджано (пригород Специи), однако еще раньше – 29 апреля – в Триесте началось строительство однотипного «Фиуме». Третий корабль, получивший название «Гориция», строился по программе 1929гг.; четвертый, «Пола», - по программе 1930 – 1931 гг. К тому времени компания «Одеро-Терни» слилась с компанией «Орландо», так что достраивались три из четырех единиц серии уже на одном предприятии. «Зара» и «Фиуме» были спущены на воду в один день – 27 апреля 1930 г., причем на церемонии спуска «Зары» присутствовала принцесса Пьемонта, ставшая его крестной матерью. Крестной матерью «Гориции» стала сеньора Каролина Чиано – жена адмирала Констанцо Чиано ди Кортелаццо. К началу 1933 г. все четыре крейсера находились в строю. Постройка головного корабля продолжалась в общей сложности 2 года и 3 месяца; «Фиуме» строился на 4 месяца дольше, а «Гориция» и «Пола» вошли в строй спустя год и 9 месяцев после закладки. Стоимость кораблей без артиллерии и приборов управления огнем составила: «Зара» и «Фиуме» – 106 млн. лир, «Гориция» – 112,7 млн. лир, «Пола» – 114,7 млн. лир.

 

    Хотя крейсера принадлежали к одному типу и вошли в строй с минимальной разницей по времени, небольшие внутритиповые отличия все же имелись.

 

    Наиболее отличавшейся от систершипов была "Пола" с характерной носовой надстройкой и высокими трубами; кроме того, основание кормового КДП на ней выполнялось закрытым.

 

    Три остальные крейсера выглядели весьма похоже, у головной "Зары" центральная часть адмиральского мостика была закрытой, с остеклением, но рей на фок-мачте - не решетчатый, как на других кораблях, а однодревковый. "Гориция" и "Пола" не имели широкой площадки под верхним КДП главного калибра, а КДП средней артиллерии у них отличались по форме от аналогичных у "Зары" и "Фиуме". Высоту дымовых труб у двух последних кораблей серии увеличили, кроме того, у "Гориции" конусообразная часть носовой трубы была заметно выше, а сама труба отстояла от надстройки на большее расстояние; на грот-мачте имелась дополнительная площадка, примыкавшая к кормовой трубе.

 

    Многими мелкими деталями отличался "Фиуме" - сказалась постройка на другой верфи. Он имел слегка иную конфигурацию уровней носовой надстройки, причем за счет меньшей ширины нижних мостиков кормовые опоры его фок-мачты просматривались отчетливо, тогда как у "Зары" и "Гориции" они почти не видны. Среди других отличий можно выделить дополнительные дальномеры в КДП главного калибра; иную форму решетчатой фермы под кормовым КДП (без дополнительной компасной платформы); расположение и форму котельных вентиляторов; более массивные якорные полуклюзы и  несколько более широкую кормовую трубу.

 

 

    Модернизации:

    В течение своей непродолжительной карьеры крейсера практически не подвергались модернизациям, а те, что проводились, касались в основном вооружения.

 

    В 1936 г. со всех кораблей сняли кормовой запасной КДП с 5-м дальномером. На его месте смонтировали по одному спаренному 37-мм/54 автомату. До конца 1937 г. со всех крейсеров сняли кормовую пару 100-мм орудий, вместо которой установили по четыре спаренных автомата (прежняя 37-мм "спарка" при этом снималась). В 1939 г. на месте прежнего КДП с 5-м дальномером установили новый, с 4-м; все 40-мм автоматы были сняты. Демонтировались массивные зенитные директоры с площадок грот-мачт - вместо них стали использоваться ручные 1,5-м дальномеры. На "Заре" это сделали в 1939 г., на "Гориции" и "Поле" - со вступлением в войну, "Фиуме" же сохранил директоры до самой гибели.

 

    Таким образом, к началу войны вооружение каждого крейсера включало в себя восемь 203-мм орудий, двенадцать 100-мм орудий, восемь 37-мм автоматов, восемь 13,2-мм пулеметов и катапульту с двумя гидросамолетами. В течение первых двух месяцев боевых действий добавили по две 120-мм гаубицы ОТО с длиной ствола 15 клб, предназначенных для стрельбы осветительными снарядами (боезапас - 120 снарядов на ствол). Они стояли на нижнем ярусе носовой надстройки у основания боевой рубки.

 

    В 1942 г. на оставшейся в единственном числе "Гориции" 120-мм гаубицы были заменены на два дополнительных спаренных 37-мм автомата. В январе 1943 г.   на крейсере сократили размеры ангара, ограничив его вместимость одним гидропланом с необходимым набором запчастей, а на освободившемся пространстве оборудовали дополнительные кубрики для унтер-офицеров и матросов. Во время работ по устранению полученных в апреле того же года боевых повреждений планировалось снять все 13,2-мм пулеметы и заменить их на 14 новых 20-мм/65 автоматов "Бреда" в шести спаренных и двух одинарных установках. Хотя ремонт до капитуляции Италии завершен не был, часть автоматов все же установили.

 

 

    *Дополнительная информация:

    Все итальянские тяжелые крейсера получали названия в честь городов, отошедших к Италии после Первой мировой войны*. Имя "Пола" в итальянском флоте в 1919 - 1931 гг. носил эскадренный миноносец, бывший австро-венгерский "Орьен"; остальные названия использовались впервые, однако в том же австро-венгерском флоте служил торпедный корабль "Зара", построенный в 1881 г.

 

    По традиции, обязательной для всех крупных кораблей, каждый крейсер имел свой девиз:

  • "Зара" - "Tenacemente" ("Упорный")
  • "Фиуме" - "Sic indeficenter virtus" ("Да не истощится доблесть")
  • "Гориция" - "In arduis intrepida" ("В трудностях невозмутим")
  • "Пола" - "Ardisco ad ogni impresa" ("Смелый в любом начинании")

 

    Металлические таблички с начертанными на них девизами крепились к башням главного калибра: №4 - у "Зары" и "Гориции", №3 - у "Фиуме" и "Полы".

 

Описание проекта:

Корпус:

    В отличие от предшественников с высокобортным гладкопалубным корпусом, крейсера типа "Зара" имели корпус с полубаком. Сокращение длины на 14 м уменьшило отношение длины к ширине до 8,87 м против 9,56 м у "Тренто", да и внешне новые корабли выглядели более компактными. Для обеспечения приемлемых ходовых и мореходных качеств был применен ярко выраженный бульб и существенно увеличен развал шпангоутов в носовой оконечности. Корпус не имел седловатости или подъема носовой части к форштевню; межпалубная высота в носу и в корме была одинаковой и равнялась 2,2 м. Полубак занимал около 2/5 длины корабля (81,5 м), причем на трех первых крейсерах серии его ширина у среза была меньше ширины корпуса по главной палубе, а бортовая обшивка в этом месте имела характерный закругленный скос. Это делалось для обеспечения максимально возможного сектора стрельбы в нос для бортовых 100-мм орудий, но, поскольку полученные при этом преимущества оказались пренебрежимо малыми, на "Поле" от подобного среза отказались.

 

    Система набора была смешанной: продольной в средней части, в пределах броневой цитадели, и поперечной в оконечностях. Корпуса строились из высокопрочной стали, с частичной заменой на мягкую сталь "Мартин-Сименс" в местах, наиболее подверженных вибрации. В течение службы они не испытывали проблем с прочностью корпуса или повышенной вибрацией, от которой страдали крейсера типа "Тренто".

 

    Корабли имели две сплошных палубы: верхнюю и главную* (она же броневая, у итальянцев она традиционно называлась батарейной.), а также две платформы, носившие названия средней и нижней палуб. Перед носовой башней главного калибра, где размещался авиационный ангар, в верхней палубе имелся протяженный вырез. По всей длине корпуса проходило двойное дно, доходившее по высоте в средней части до главной палубы, а в оконечностях - лишь до нижней. Конструктивная противоторпедная защита отсутствовала. Непотопляемость обеспечивалась 19 поперечными водонепроницаемыми переборками, большинство из которых доходило до верхней палубы.

 

    В районе отсеков главной энергетической установки имелась также продольная вертикальная переборка в диаметральной плоскости. Корабль сохранял плавучесть при затоплении любых трех смежных отсеков. Отсеки второго дна делились на более мелкие отделения, образуя своеобразную "клетку", и использовались для хранения топлива, котельной воды и смазочных масел.

 

Бронирование:

    Мощное бронирование стало наиболее сильной стороной проекта крейсеров типа "Зара" и делало их кораблями, нетипичными для итальянской кораблестроительной школы, которая еще со второй половины XIX века характеризовалась принесением защиты в жертву скоростным качествам. Среди "вашингтонских" крейсеров по уровню защищенности им не было равных.

 

    Система бронирования была поистине "линкорной", но в то же время достаточно простой по конструкции. Броневая цитадель простиралась на 91 м (половину длины корабля), прикрывая пространство между концевыми башнями главного калибра - от 42-го до 133-го шп. (в итальянском флоте нумерация шпангоутов велась с кормы). Главный пояс длиной 88 м собирался из 15 броневых плит размерами 6 - 5 м и при нормальном водоизмещении уходил под воду на 1,5 м. Толщина пояса - 150 мм, с постепенным уменьшением до 100 мм в нижней трети. Верхняя кромка находилась на уровне главной палубы. Пояс замыкался траверсами, состоявшими из 8 плит переменной толщины: 120 мм - выше ватерлинии и 90 мм - ниже нее.

 

    Под стать вертикальной была горизонтальная защита. Плоская главная бронепалуба опиралась на верхнюю кромку пояса. Над погребами и отсеками энергетической установки она имела толщину 70 мм, а у бортов, над отсеками второго дна, утончалась до 65 мм.

 

    Выше главного располагался второй пояс, толщиной 30 мм, состоявший из 10 длинных (по 9 м) плит. Помимо этого, верхняя палуба в районе цитадели имела 20-мм бронирование для сдирания бронебойных колпачков. Таким образом, над главной находилась как бы вторая цитадель, равная по прикрываемому пространству, но существенно меньшей толщины.

 

    Хорошо защищалась артиллерия главного калибра: максимальная толщина лобовых плит башен - 150 мм, боковых - 75 мм, плоской части крыши - 70 мм. Барбеты состояли как бы из двух труб (у башни №2 - из трех): над верхней палубой они имели толщину 150 мм, между верхней и главной палубами - 140 мм, ниже главной палубы - 120 мм. По периметру барбета толщина была равномерной.

 

Силовая установка:

    Учитывая ограниченное пространство Средиземного моря, итальянский флот придерживался концепции, согласно которой его крупные боевые корабли должны были превосходить по вооружению любого противника, способного их догнать, и быть быстроходнее любого сильнее вооруженного корабля.

 

    Крейсера типа "Зара" стали одним из редких исключений из этого правила. Чтобы обеспечить им мощное бронирование, итальянцам пришлось сознательно пойти на уменьшение массы энергетической установки, что заведомо влекло за собой снижение проектной мощности и скорости хода.

 

    Энергетическая установка (ЭУ) повторяла разработанную для легких крейсеров типа "Кондоттьери" первой и второй серий, только число котлов было увеличено с шести до восьми.

 

    На "зарах", впервые в итальянском флоте, применили "шахматную" компоновку, впоследствии повторенную на модернизированных линкорах типа "Чезаре" и новых типа "Литторио". ЭУ располагалась в 12 изолированных отсеках, разделенных одной сплошной продольной и шестью поперечными переборками, причем из последних две не доходили до противоположного борта, а кормовая переборка имела изогнутую форму. Отсеки котельных и машинных отделений занимали пространство с 60-го (левый борт) или 62-го (правый борт) до 113-го шп.; их общая протяженность составляла 53 м - около 30 % длины корабля. От носа в корму следовали:

  • котельное отделение №1 с котлами №1 и №2;
  • машинное отделение №1 - по правому борту;
  • электростанция №1 и котельное отделение №2 (котел №3) - полевому борту;
  • котельное отделение №3 с котлами№4 и №5;
  • котельное отделение №4 с котлами№6 и №7;
  • машинное отделение №2 - по левому борту;
  • электростанция №2 и котельное отделение №5 (котел №8) - по правому борту.

 

    Теоретически, "шахматное" расположение повышало живучесть силовой установки, так как почти исключалась вероятность одновременного выхода из строя обеих турбин или всех котлов. Минусами являлись увеличившаяся длина валопровода носового ТЗА и сложная схема переключения подачи пара между котлами и машинами разных групп.

 

    Пар для турбин вырабатывали восемь водотрубных трехколлекторных котлов Торникрофта (на "Фиуме" - котлы Ярроу). Расход топлива при работе котлов на полную мощность составлял 53,906 т/ч. Дымоходы котлов №1 - 5 выводились в носовую, №6 - 8 - в кормовую трубу. Для обеспечения паром на стоянках служили два вспомогательных котла, установленных в специальном помещении на главной палубе под носовой трубой.

 

    Корабли приводились в движение двумя трехлопастными винтами типа Скалья, изготовленными из бронзы. На "Заре" и "Фиуме" они имели диаметр - 4,85 м, шаг - 4,56 м, площадь поверхности - 15,96 м2 (проецируемая - 14,15 м2) и вес - 16,26т; на "Гориции" и "Поле" - диаметр - 4,65 м, шаг - 4,6 м, площадь поверхности - 12,57 м2 (проецируемая - 11,27м2), вес - 12,6 т. Если смотреть от кормы в нос, правый винт вращался по часовой стрелке, левый - против.

 

    Общий вес энергетической установки "Зары" - порядка 1400 т, что существенно меньше, чем у крейсеров типа "Тренто", ГЭУ которых весила около 2330 т.

 

    Хотя нормальная продолжительная мощность машин составляла всего 76 000 л.с, имелась возможность их форсировки до 95 000 л.с. при 270 об/мин, что должно было обеспечить 32-уз. скорость. На испытаниях крейсера показали еще более высокие результаты. На неофициальных пробегах в 1931 г. головной "Зара" на короткое время развил максимальную скорость 35,23 уз. при водоизмещении 10 776 т, мощности машин 120 690 л.с. и частоте вращения гребных винтов 289,22 об/мин. Даже самый тихоходный "Фиуме" на первичных пробах дал 32,95 уз. при мощности машин 121 266 л.с. и 294,2 об/мин; водоизмещение составляло 11 110 т. Во время службы крейсера развивали порядка 29 - 30 уз.

 

    Максимальный запас воды для котлов составлял от 144,9 ("Фиуме") до 183,8 ("Пола") т. Полный запас принимаемой на борт нефти также варьировался ("Зара" - 2400 т; "Фиуме" - 2528 т; "Гориция" - 2350 т; "Пола" - 2320 т), что приводило к существенной разнице в дальности плавания. Экономическим 16-узловым ходом "Зара" могла пройти 5360 миль, "Фиуме" - 4480 миль, "Гориция" - 5434 миль, "Пола" - 5230 миль. Закачка нефти обеспечивалась двумя электрическими и двумя паровыми насосами. Полный запас топлива принимался за 15 ч (экстренно - за 6 ч). Нормальное время подготовки машин к походу - 6 ч; экстренное - 4 ч 30 мин; в исключительных случаях, при условии периодического прогрева машин, корабль мог дать ход через 1 ч 50 мин.

 

Вооружение:

    Система управления огнем:

    Поскольку крейсера типа "Зара" предназначались, прежде всего, для ведения артиллерийского боя, они имели развитую систему управления огнем. Ее основа - два командно-дальномерных поста (КДП), оборудованные приборами центральной наводки (apparecchio punteria generale - APG) фирмы "Сан Джорджо", инклинометрами и двумя дальномерами с базой 5 м, находившимися в тыльной части вращающихся башенок под общим кожухом. Один из них был стереоскопическим, другой - совмещающим, обслуживались они разными операторами. КДП крейсера "Фиуме" отличались от установленных на трех других кораблях наличием всего одного 5-м стереоскопического дальномера, а дальномер совмещающего типа с базой 4 м располагался впереди и немного ниже. Дальномеры устанавливались в эластичных подвесах, хорошо предохранявших от вибрации, но не имели оптических светофильтров и устройств, защищавших линзы от дыма.

 

    Командно-дальномерный пост №1 (главный) находился на вершине четырехопорной фок-мачты на высоте 18,3 м от палубы полубака; №2 (вспомогательный) - на крыше боевой рубки. Они были практически идентичными по имеющемуся оборудованию, но нижний бронировался, а верхний защиты не имел. Кроме названных, имелся еще запасной КДП, оснащенный более примитивным оборудованием. Он размещался перед кормовой возвышенной башней главного калибра. Существовала возможность ведения огня под местным управлением, для чего каждая башня оборудовалась 7-м дальномером и простейшим автоматом стрельбы.

 

    Полученные с КДП данные поступали в центральный артиллерийский пост, расположенный на средней палубе под боевой рубкой и оснащенный центральным автоматом стрельбы (ЦАС). Наставлениями по стрельбе предусматривалось восемь возможных схем управления огнем главного калибра:

  • все четыре башни ведут огонь по данным командно-дальномерного поста №1, обработанным ЦАС (нормальная схема управления огнем);
  • все четыре башни ведут огонь по данным командно-дальномерного поста №2(резервная схема управления огнем);
  • кормовые башни используют данные КДП №1, носовые - данные КДП №2, что позволяет обстреливать две цели одновременно;
  • башни разбиты на группы (носовую и кормовую) с управлением огнем из возвышенных башен;
  • каждая башня ведет огонь самостоятельно, пользуясь данными своего дальномера.

 

    Остальные схемы являлись резервными, предусмотренными на случай выхода из строя того или иного элемента СУО.

 

    Система управления огнем 100-мм орудий была весьма громоздкой. Итальянцам не удалось создать универсального поста, пригодного для управления стрельбой как по надводным, так и по воздушным целям, и эти функции пришлось разделить. Огнем средней артиллерии по надводным целям управляли два КДП, располагавшиеся побортно на верхнем ярусе носовой надстройки. Они оборудовались 3-мя дальномерами и визирами центральной наводки. Для управления зенитной стрельбой служили два других КДП с 3-мя стереодальномерами, расположенные на нижнем марсе грот-мачты. Информация о цели поступала в два небольших поста управления огнем (по одному на каждый борт), где вырабатывались данные по стрельбе и по надводным и по воздушным целям.

 

 

    Главный калибр:

    По составу артиллерии главного калибра корабли типа "Зара" не выделялись среди "вашингтонских" крейсеров первого поколения. Основу их вооружения составляли восемь 203-мм орудий системы "Ансальдо" образца 1927 г. с длиной ствола 53 клб, заключенных в четыре двухорудийные башни, располагавшиеся парами на носу и корме по линейно-возвышенной схеме. От 203-мм/50 пушек "Тренто" и "Триеста" они отличались увеличенными объемом зарядной каморы, рабочим давлением, начальной скоростью и дальностью стрельбы.

 

    Первоначально в орудиях использовался заряд весом 50,8 кг, обеспечивавший бронебойному снаряду начальную скорость 960 м/с и дальность стрельбы 34 208 м; фугасному - соответственно 940 м/с и 31 550 м. В ходе испытаний выяснилось, что высокое давление вызывает излишние колебания ствола, что ведет к его быстрому износу и отрицательно сказывается на кучности, поэтому вес заряда был уменьшен до 41,8 кг. Соответствующим образом снизились баллистические показатели: начальная скорость составила 900 или 930 м/с; дальность стрельбы - 31 324 или 30 547 м для бронебойного и фугасного снарядов. 203-мм орудия "Зары"

 

    Башенные установки крейсеров типа "Зара" имели то же обозначение, что и орудия, - М1927 - и отличались довольно простой формой. Орудия размещались в общей люльке, это создавало сложности с их эксплуатацией и увеличивало вероятность одновременного выхода из строя в бою - недостаток, присущий всем итальянским крейсерам, вплоть до типа "Гарибальди". Проблема усугублялась крайне малым расстоянием между осями стволов - всего 100 см (для сравнения: у башен американских "вашингтонских" крейсеров первого поколения оно равнялось 117 см, у японских- 190 см, а у германских "хипперов" - даже 216 см). Вкупе с существенной разницей в массе снарядов, это приводило к большому рассеиванию: для залпа одной башни оно составляло в среднем 150 м на дальности 20 км.

 

    Существенным недостатком итальянской артиллерии являлось отсутствие беспламенных порохов - одна из причин, по которым тяжелые крейсера считались непригодными для ночного боя.

 

 

    Артиллерия среднего калибра:

    По числу стволов среднего калибра итальянские "вашингтонские" крейсера были вне конкуренции. Если зарубежные современники располагали 4 - 8 орудиями калибра 75 - 127 мм, "итальянцы" несли 16 100-мм/47 универсальных орудий в спаренных установках.

 

    Особенностью установок являлось наличие механизма подъема цапф. Как правило, на зенитных орудиях из-за большого угла возвышения стволов и сильного опускания при этом казенной части ось цапф приходилось располагать довольно высоко, что затрудняло заряжание при низких углах возвышения. Наиболее очевидным способом решения проблемы могла стать автоматизация процесса заряжания, но Минизини избрал другой путь. В его установке для углов возвышения от -5° до +25° высота оси цапф оставалась постоянной и равнялось 1,42 м. По мере увеличения возвышения стволов высота цапф также возрастала и при угле +50° достигала 2,32 м. Это превращало установку по-настоящему в универсальную, то есть в равной степени пригодную для ведения огня как по надводным, так и по воздушным целям, однако усложняло и утяжеляло конструкцию, делая ее потенциально менее надежной.

 

    Боекомплект 100-мм орудий состоял из 4800 снарядов: 1200 фугасных с головным взрывателем для стрельбы по надводным целям, 1200 зенитных с временным взрывателем, 700 фугасных с уменьшенным зарядом, 480 трассирующих с уменьшенным зарядом и 1200 зенитных с уменьшенным зарядом.

 

 

    Зенитная артиллерия:

    В момент вступления в строй все "зары" несли по четыре 40-мм/39 автомата "Виккерс-Терни" образца 1915/1917 г., являвшихся лицензионной копией знаменитого британского двухфунтового "пом-пома". Охлаждение ствола - водяное, для чего на установке имелся циркуляционный насос. Как минус можно отметить не совсем удачное расположение автоматов на крейсерах, практически исключавшее их действие в носовых секторах. Боезапас для зенитных автоматов и пулеметов включал 6000 40-мм (затем 37-мм) и 24 000 13,2-мм патронов (последние - поровну: бронебойные и трассирующие). Основное отличие от "пом-помов" заключалось в системе боепитания: вместо матерчатой ленты использовался цилиндрический магазин на 50 патронов. Кроме того, итальянцы разработали снаряд с самоликвидатором, взрывавшийся на расстоянии 4475 м.

 

    Все автоматы находились в одинарных установках М1930, но размещение их на кораблях было различным. На "Заре" они располагались парами на полубаке (между шпилями и башней №1) и юте; на "Фиуме" кормовая пара стояла аналогично, а носовую перенесли к основанию боевой рубки. На "Гориции" и "Поле" все четыре установки сгруппировали в центре корабля, у носовой трубы. Все 40-мм автоматы были демонтированы в 1938 - 1939 гг.

 

 

    Противоминное и химическое оружие:

    Для защиты от контактных мин крейсера снабжались параванами типа С. Они вываливались за борт при помощи съемных кат-балок и крепились за специальный шпирон, выдвигавшийся через носовой бульб. На ходу параваны заглублялись на 15 м; максимальная ширина протраленного участка - около 70 м. Каждый корабль нес по три паравана: два рабочих и один запасной. В походном положении они крепились к барбету носовой возвышенной башни: два с левого борта, один с правого (на "Поле" - наоборот).

 

    Оборудование для постановки дымовых завес в дорадарный период являлось важной составляющей вооружения корабля и использовалось всеми воюющими флотами. На "зарах" имелось по два комплекта дымоаппаратуры - паронефтяной и химический. Четыре паронефтяных дымогенератора (fumogeni) находились во внутренних помещениях и, будучи связанными с дымоходами паровых котлов, осуществляли выхлоп через дымовые трубы. Они обеспечивали постановку черных "нефтяных", белых "паровых" или цветных дым-завес. На стоянках, при холодных котлах, пассивная защита обеспечивалась двумя химическими (хлоридными) дымогенераторами (nebbiogeni), размещавшимися в специальном отсеке на корме. При их включении корабль на непродолжительное время окутывало густое белое облако.

 

Авиационная группа:

    Итальянцы на крейсерах типов "Тренто", "Зара" и "Кондоттьери-А" разместили катапульту и ангар в носовой части.

 

    На "зарах" подпалубный ангар длиной 13,7 м и высотой в два межпалубных расстояния находился прямо перед носовой башней главного калибра. Крыша ангара на "Заре" и "Гориции" была трехстворчатой и открывалась наверх гидравлическими подъемниками; на двух других крейсерах ее сделали из двух частей, откатывающихся к правому борту на специальных рельсах.

 

    Перед ангаром размещалась 34-м пневматическая катапульта конструкции инженера-подполковника Луиджи Ганьётто. На катапульту самолет устанавливался на специальной тележке. Длина разгонного участка составляла 16,2 м; к моменту отрыва от тележки самолет набирал скорость 113,4 км/ч. Самолеты поднимались из ангара и устанавливались на катапульту с помощью съемной кран-балки грузоподъемностью 4 т, которая в походном положении укладывалась на палубе рядом с катапультой.

 

    Стоящий на катапульте самолет существенно ограничивал углы обстрела носовых орудий, а, кроме того, подвергался риску быть сметенным за борт струей пороховых газов или смытым за борт волной.

 

    Крейсера типа "Зара" имели по три гидросамолета - два размещались в ангаре и один на катапульте, однако реально, чтобы не загромождать полубак, в море предпочитали брать только два. Этот недостаток устранили лишь на следующих крейсерах - тяжелом "Больцано" и легких типа "Кондоттьери-В", у которых катапульты расположили в средней части.

 

    За время службы на "зарах" базировались самолеты разных типов. Сразу после вступления в строй это были гидропланы "Пьяджо" Р.6; короткое время на крейсерах применялись "Макки" М.40 и М.41, "CMASA" MF.6; в 1935 г. их сменили летающие лодки "Кант 25AR", а с 1937 --1938 гг. и до конца карьеры кораблей основной бортовой машиной был поплавковый биплан IMAM Ro.43. В 1935 г. на "Фиуме" испытывался прообраз вертолета - автожир системы "Ла Серва", для которого на корме устроили деревянную площадку.

 

    Эффективность применения бортовых гидросамолетов снижало отсутствие приспособлений для их подъема с воды на ходу, из-за этого самолетам после старта с корабля и выполнения поставленной задачи надлежало возвращаться на ближайший аэродром, что, в свою очередь, снижало радиус действия. Однако итальянцы считали такой вариант вполне приемлемым для Средиземного моря.

 

Схема проекта (Внимание! Высокое разрешение!):

Тяжелый крейсер "Зара". 1940 г.

ae1e698cf7a5.jpg

 

Тяжелый крейсер "Фиуме". 1941 г.

d88f385e7dc4.jpg

 

Тяжелый крейсер "Гориция". 1942 г.

8ea993accbfd.jpg

 

Тяжелый крейсер "Пола". 1939 г.

de2b3f779a26.jpg

 

 

Корабли в составе проекта:

"Zara" 

6d58db3f8553.jpg

 

    Заложен "Cantieri Odero Terni-Orlando" в Специи 4 июля 1929, спущен 27 апреля 1930, вступил в строй 10 октября 1931,.

    28 марта 1941 близ мыса Матапан тяжело поврежден артиллерийским огнем английских линейных кораблей "Warspite", "Barham" и "Valiant".

    29 марта 1941 потоплен торпедой английского эсминца "Jervis".

 


 

"Fiume"

6d1cef2b02d9.jpg

 

    Заложен "Stabilimento Tecnico Triestino" (с 1929 "Cantieri Riuniti dell'Adriatico") в Триесте 29 апреля 1929, спущен 27 апреля 1930, вступил в строй 11 ноября 1931

    28 марта 1941 потоплен близ мыса Матапан артиллерийским огнем английских линейных кораблей "Warspite", "Barham" и "Valiant".

 


 

"Gorizia" 

9d81755de819.jpg

 

    Заложен "Cantieri Odero Terni-Orlando" в Ливорно 17 марта 1930, спущен 28 декабря 1930, вступил в строй 20 декабря 1931.

    10 апреля 1943 тяжело поврежден американскими бомбардировщиками в Ла Маддалене, Сардиния,

    8 сентября 1943 из-за угрозы захвата Германией затоплен экипажем в Специи, где находился на ремонте, поднят Германией. 

    26 июня 1944 потоплен в Специи итальянскими подводными диверсантами на человеко-торпедах "Chariots"

    В 1947 поднят и разобран на металл.

 


 

"Pola" 

0036f1fd1b0d.jpg

 

    Заложен "Cantieri Odero Terni-Orlando" в Ливорно 17 марта 1931, спущен 5 декабря 1931, вступил в строй 11 декабря 1932.

    28 марта 1941 близ мыса Матапан тяжело поврежден торпедой английского торпедоносца "Swordfish".

    29 марта 1941 потоплен торпедой английского эсминца "Jervis".

 

Тактико-технические характеристики проекта:

Водоизмещение стандартное:            «Зара» — 11 870 т

                                                               «Фиуме» — 11 508 т

                                                               «Гориция» — 11 900 т

                                                               «Пола» — 11 730 т

Длина:                                                   179,6/182,7 м

Ширина:                                                20,7 м

Осадка:                                                  7,2 м

Бронирование:          

  пояс                                                     150 - 100 мм

  верхний пояс                                       30 мм

  траверзы                                             120 - 90 мм

  палуба                                                 70 - 65 мм

  башни                                                  150 - 100 мм

  барбеты                                               120 мм

  рубка                                                    150 мм

Двигатели:                                             2 ТЗА Parsons

Мощность:                                             95 000 л. с.

Скорость хода:                                      32 узла

Дальность плавания:                           «Зара» — 5361 миль на 16 узлах

                                                               «Фиуме» — 4480 миль на 16 узлах

                                                               «Гориция» — 5434 миль на 16 узлах

                                                               «Пола» — 5230 миль на 16 узлах

Экипаж:                                                  841 человек (из них 31 офицер)

Вооружение:

  артиллерия                                         4 × 2 — 203-мм/53

  зенитная артиллерия                         6 × 2 — 100-мм/47, 4 × 2 — 37-мм/54, 4 × 2 — 13,2-мм пулемёта

Авиационная группа:                            1 катапульта, 3 гидросамолёта

 

 

Фотографии проекта (Внимание! Высокое разрешение!):

Крейсера типа "Зара"

72b2de3496c6.jpg

 

 

*Дополнительные фотографии размещены ниже. Автор приносит свои извинения за неудобства.

 

 

 

Используемые источники:

 

Изменено пользователем BagiraNHE
  • Плюс 3

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

Тяжелый крейсер "Зара". Фотографии (Внимание! Высокое разрешение!):

Тяжелый крейсер "Зара"

f9c4b7df432f.jpg

 

"Зара" после постройки. Осень 1931 г.

0818752f0f25.jpg

 

"Зара" после вступления в строй.

988993c3cf52.jpg

 

"Зара". Начало 1930 г.

c2852ae0e038.jpg

 

Бой у Пуэнто-Стило. 9 июля 1940 г. "Зара" ведет огонь из главного калибра.

bd34158a075b.jpg

 

Бой у Пуэнто-Стило. 9 июля 1940 г. "Зара" под бомбами собственной авиации.

91877bd88fa1.jpg

 

 Снимок с борта "Conti di Cavour". "Зара" ведет огонь с главного калибра.1938 г.

683e42f61260.jpg

 

"Зара". 203 мм орудия главного калибра.

b83d20ad986b.jpg

 

"Зара". Весна 1941 г. Одна из последних фотографий крейсера

9acb60608195.jpg

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

Тяжелый крейсер "Фиуме". Фотографии (Внимание! Высокое разрешение!):

"Фиуме". Венеция. Конец 1930 г.

24989f77791b.jpg

 

"Фиуме". Август 1933 г.

cfc52c560f09.jpg

 

"Фиуме". Опыты с автожиром на борту. 1935 г.

ef4d25c7173b.jpg

 

"Фиуме" в бою у Пуэнто-Стило. 9 июля 1940 г.

9910c00dfbde.jpg

 

 

f37f00b4ebe9.jpg

 

92bee01c3a36.jpg

 

0efd6be7125e.jpg

 

73f3473e332b.jpg

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

Тяжелый крейсер "Гориция". Фотографии (Внимание! Высокое разрешение!):

"Гориция" во время испытаний. Башни ГК не смонтированы, как и 100 мм установки, а также часть приборов управления огнем

49802d27f13e.jpg

 

"Гориция" незадолго до вступления Италии во Вторую Мировую Войну. 1940 г.

120c69407a0a.jpg

 

"Гориция" во время базирования на Мессину. Февраль 1942 г.

6ac0cd2fcfd0.jpg

 

"Гориция". 22 марта 1942 г.

34fa8ec335f6.jpg

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

Тяжелый крейсер "Пола". Фотографии (Внимание! Высокое разрешение!):

"Пола" во время испытаний. На корабле еще отсутствуют зенитные 100 мм установки и зенитные дальномеры.

52c69af4698e.jpg

 

"Пола" в Венеции. 1933 г.

36150c4347be.jpg

 

"Пола". Осень 1938 г.

9e9257caea36.jpg

 

"Пола". Носовые башни главного калибра.

cc989464f7b2.jpg

 

"Пола". Девиз Ardisco ad ogni impresa (Смелый в любом начинании) на башне главного калибра №3

5af04d5c3a6d.jpg

 

 

447f62cc66a9.jpg

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
593 публикации
190 боёв

Здесь будут дополнительные фотографии 

Зачем столько много таких надписей? Отпраздновали новый год и уже все...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

Зачем столько много таких надписей? Отпраздновали новый год и уже все...

Затем, что это РЕЗЕРВ! Эти сообщения будут изменены. 

Делается это для красоты, чтобы прочие комментарии не вклинивались в целостность темы!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
593 публикации
190 боёв

Затем, что это РЕЗЕРВ! Эти сообщения будут изменены. 

Делается это для красоты, чтобы прочие комментарии не вклинивались в целостность темы!

 

Ясно

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
163 публикации
1 038 боёв

 

 

Ясно

Вот вам образец как надо делать хорошую и объемную тему. Автору спасибо, сам хотел о "Зарах" тему сделать, но у вас это отлично получилось.

Всех с Новым годом!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

 

Вот вам образец как надо делать хорошую и объемную тему. Автору спасибо, сам хотел о "Зарах" тему сделать, но у вас это отлично получилось.

Всех с Новым годом!

Спасибо, рад, что тема Вам понравилась! :honoring:

С праздником Вас! Всего самого наилучшего в новом году!)))

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
488 публикаций
2 888 боёв

фото интересные

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

фото интересные

Итальянцы, как я понял, очень любят фотографировать свои корабли

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
174 публикации
79 боёв
:popcorn:Фото предоставлены. К текстовому содержанию претензий нет.  Было приятно читать.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
63 публикации
300 боёв

Спасибо, класс, очень интересно и познавательно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
82 публикации

В отличие от последних моих тем, тут будет много технической информации и мало истории

 Ничего не поменялось.

Вся тема-сплошная копипаста:wub:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

 Ничего не поменялось.

Вся тема-сплошная копипаста:wub:

 

Я подниму за Вас бокал, если Вы соизволите создать как минимум одну информативную тему исключительно собственного сочинения! :wub:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
162 публикации
1 283 боя

 Ничего не поменялось.

Вся тема-сплошная копипаста:wub:

 

тема хороша и недумаю что стоит так воспринимать её

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
368 публикаций
15 070 боёв

Отличное фото и рассказ !

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×