Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.

В этой теме 25 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 683 публикации

Nota bene

Данная статья ещё не совсем готова, и требует значительной доработки. В частности, фото и прочее. Помимо этого, я хочу дописать раздел про то, как по итогам этого боя Редер ушёл в отставку, а немецкие корабли чуть было не отправились в переплавку. Правда, я не знаю, как много сил и времени это затребует, возможно, окончательно статья будет готова только в новом 2014 году. Почему я выкладываю её сейчас - хочу сделать это к юбилею боя, а доработать я её уже не успеваю. 

 

Spoiler

Старый 2013 год подходит к концу. Считанные часы декабря отделяют нас от праздника Нового года и, пусть не везде выпал снег и не везде льдом сковало реки, скоро мы услышим бой кремлёвских курантов, звон бокалов, увидим яркие огни фейерверка и почувствуем запах мандаринов...

 

...А значит настало время поведать об одном из самых выдающихся морских сражений, произошедших на Атлантическом театре военных действий. Пусть оно не так масштабно, как последний поход Ямато или же сражение при Мидуэе, когда четыре японских авианосца стали четырьмя поистине подводными авианосцами. Пусть потери в кораблях невелики - даже под Нарвиком потери были больше. Но по своему значению, по своим последствиям это сражение является одним из самых важных для Атлантики.

 

Официально это сражение именуется достаточно просто: бой в Баренцевом море, под этим же именем его знают за рубежом. Но именно в России это сражение обрёло ещё одно название - Новогодний бой. 

 

 

История арктических конвоев началась 12 августа 1941 года, именно тогда в СССР из Ливерпуля отправился первый пробный малый конвой под кодовым названием "Дервиш". Конвой дошёл удачно, и вскоре за ним последовали новые. Примерный путь конвоев был таким: Ирландия (впоследствии Шотландия, ***-Ю) - Норвежское море - Баренцево море - Мурманск или Архангельск. Литерами PQ обозначались конвои в Россию. QP - конвои, возвращавшиеся в Великобританию.

 

Немцам не понравилось, что мимо оккупированной Норвегии в Советский Союз поставляются танки, самолёты, высокооктановый бензин и прочие материалы, которые, в конечном счёте, затрудняют вермахту проводить наступления на Восточном фронте. К тому же, активность КВМФ в северных широтах вызвала у Гитлера подозрение, что Великобритания имеет желание высадить десант в Норвегии. Потеря Нарвика (напомню, именно через него вывозилось шведское железо Кируны), Петсамо (никелевые рудники)  и Северного моря была бы совсем некстати. Поэтому в начале 1942 года ряд крупных кораблей Кригсмарине был передислоцирован в Норвегию, для того, чтобы предупредить возможную высадку десанта союзников - и для того, чтобы создать угрозу арктическим конвоям.

 

Однако, как ни странно, практическую угрозу для арктических конвоев представляли подлодки и самолёты Люфтваффе. Тяжёлые корабли Кригсмарине -"Адмирал Шеер", "Лютцов", даже "Тирпиц" - стояли в гаванях и ждали своего часа. Итоговое решение о выводе этих кораблей в море для атаки мог принять только ***. После потери "Бисмарка" и "Адмирала графа Шпее" рисковать крупными кораблями, с его точки зрения, было недопустимо.

 

С другой стороны, даже без тяжёлых кораблей (ну разве что, пугая их наличием), используя самолёты и подлодки, Германия смогла нанести большой урон полярным конвоям. Летом 1942 года был практически разгромлен конвой PQ-17 и нанесён значительный урон следующему, PQ-18. Британское Адмиралтейство пришло к неутешительному выводу: в условиях полярного дня любой конвой будет уничтожен или сильно повреждён. А посему арктические поставки в СССР были приостановлены до зимы.

 

Но вот, наступила поздняя осень. Союзники закончили высадку десанта в Северной Африке (с Норвегией Адольф не угадал), КВМФ получил возможность перебросить свои силы на север и возобновить подготовку и отправку конвоев.

 

И да, такая подготовка действительно началась.  В помощь СССР были подготовлены два конвоя: JW-51A и JW-51B.


Конечно, было бы весьма занятно написать, что после долгой паузы в поставках союзники так хотели помочь России, что решили отправить два конвоя вместо одного. Но нет, всё гораздо прозаичнее. Начался сезон полярной ночи и арктических штормов,  был велик шанс, что большой конвой в таких условиях не сможет сохранить строй и рассыплется на отдельные группы кораблей, которые будут лёгкой добычей для противника.

 

Примером был ноябрьский конвой QP-15 (27 судов), возвращавшийся из России. Он столкнулся с типичным для этого времени арктическим штормом. В результате конвой оказался, гм, распределён на местности, а эсминцы охранения не смогли собрать его воедино. Часть транспортов была вынуждена возвращаться самостоятельно, без охранения. Два судна были торпедированы подлодками.

Поэтому Британское Адмиралтейство разумно решило разделить конвой JW-51 (литёры обозначения конвоев сменились  - по старой системе он обозначался бы, как PQ-19) на две части, по 16 судов в каждой. JW-51A и JW-51B.

 

Каждый из этих конвоев имел непосредственное охранение из эсминцев, а также крейсерское прикрытие, не приближающееся к конвою ближе, чем на 50 миль. Почему так?

Причина проста: в случае боя им так будет проще занять выгодную позицию для отражения атаки кораблей Кригсмарине. В случае нахождения крейсеров непосредственно возле конвоя, идущего с небольшой скоростью (ведь торговые суда значительно медленнее военных кораблей), такой возможности не будет -на стороне немцев будет инициатива. К тому же, возрастает шанс быть атакованным подводной лодкой. Крейсера же, движущиеся "сами по себе", менее уязвимы. Крейсерский отряд прикрытия этих двух конвоев получил название "соединение R". В него на момент боя входили корабли "Шеффилд " и "Ямайка" под общим командованием контр-адмирала Роберта Барнетта (флаг - на "Шеффилде")

 

Spoiler

4136585.jpg

 

 

 

 

Итак, первый конвой JW51-A вышел из ***-Ю 15 декабря и сравнительно благополучно, не потеряв ни единого судна, добрался 25 декабря до Мурманска.  22 декабря, несколько дней назад, в путь отправился JW-51B.  Соединение R, отпраздновав в Мурманске Рождество, 27 декабря отправилось на встречу с ним.

Пока "Шеффилд" и "Ямайка" борются с арктическими жестокими штормами, мы проследим за путём конвоя JW-51B чуть подробнее.

 

Вот он, конвой JW-51B. 16 судов, которые транспортируют

 

- 2046 автомобилей

- 202 танка

-120 самолётов

- 11 500 тонн топлива

- 12 650 тонн авиабензина

- 54 321 тонна прочих припасов

 

У него есть непосредственное прикрытие из малых кораблей.

- 17-ая флотилия эсминцев: "Акейтес", "Онслоу",  "Обедиент",  "Обдюрэйт", "Ориби" и "Оруэлл". 

- корветы класса "Флауэр": "Рододендрон" и "Хайдерабад"

- тральщик "Брэмбл"

- вооружённые траулеры "Визалма" и "Ноферн Гем"

 

Общее командование конвоем осуществляет каперанг Роберт Сент-Винсент Шербрук, он же - командир 17-й флотилии эсминцев.

 

Spoiler

4135561.jpg

 

 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 683 публикации

JW-51B упорно продвигался сквозь Арктику в СССР. 29 декабря особо жестокий шторм обрушился на конвой и корабли были вынуждены лечь в дрейф. Когда рассвело, обнаружилось, что часть судов конвоя (а также ЭМ "Ориби") пропала, на их розыск был отправлен тральщик "Брэмбл". К следующему дню большую часть судов удалось собрать воедино в конвой, а также восстановить боеспособность эсминцев - снег и лёд во время шторма превратили их фактически глыбы льда, сковав орудия и торпедные аппараты, приморозив глубинные бомбы к стеллажам. Появись 29 числа после шторма на горизонте противник - конвой был бы обречён...

Путь конвоя

Spoiler

4157065.gif

 

 

Но противник столкнулся с конвоем лишь на следующий день. В 12.40 акустик немецкой ПЛ U-354 услышал в своих наушниках шум винтов, и командир лодки, лейтенант Хершлеб внимательно посмотрел в перископ: кто там? Увидев конвой, он немедленно доложил об этом в штаб. Две депеши унеслись в эфир.

 

В 16.00 Хершлеб провёл неудачную торпедную атаку (конвой двигался зигзагом), поднялся на поверхность и стал обгонять конвой, держась на поверхности. Погоня закончилась неудачно, подлодка в 22.15 наткнулась на "Обдюрэйт". Или "Обдюрэйт" наткнулся на подлодку? В общем, ЭМ постарался протаранить противника. Не удалось, подлодка приняла балласт и два с лишним часа пряталась в пучине Баренцева моря от глубинных бомб "Обдюрэйта"  и "Обидиента". Потопить подлодку не получилось, и два эсминца бросились догонять конвой.

 

Донесения Хершлеба вызвали исключительную активность в Кригсмарине. На случай появления в Баренцевом море конвоя немцы имели план с красивым названием "Регенбоген" (Радуга). Вкратце его можно описать так: из Альта-фьорда на перехват конвоя выдвигаются шесть эсминцев, тяжёлый крейсер "Адмирал Хиппер" и очень тяжёлый крейсер "Лютцов" под общим командованием адмирала Оскара Кумметца ("Хиппер"). Когда-то "Лютцов" именовался "Дойчландом", но *** рассудил, что если англичане потопят "Дойчланд" ("Германию"), то это будет слишком циничная игра слов.

 

И вот настала пора воплотить план "Регенбоген" в жизнь.

 

Spoiler

Кстати, любопытно, что операция по затоплению кораблей Кригсмарине в 1945 году носила то же самое название - "Регенбоген".

 

 

Через пять (sic!) минут после получения телеграммы Хершлеба процесс пошёл. Крейсера и эсминцы было приказано готовить к немедленному выходу (что достаточно непросто, особенно, после нескольких месяцев стоянки). Но для выхода крупных кораблей в море требовалось личное разрешение Гитлера. Для его получения командующий Кригсмарине Редер отправил в ставку Гитлера вице-адмирала Кранке.

 

Сообщение Кранке о конвое весьма заинтересовало Гитлера. Да, его следует атаковать. Но с очень большой осторожностью, чтобы избежать потерь. После "Бисмарка" и "Шпее" *** не хотел терять корабли, и месяцами директива "не рисковать" буквально вдалбливалась в головы адмиралов.

 

 Надо сказать, что к тому времени *** достаточно холодно смотрел на надводные крупные корабли Кригсмарине. По его мнению, они стояли в гаванях, как бесполезные кучи металлолома. Только подлодки Дёница были на хорошем счету. Теперь и надводные силы получили шанс реабилитироваться.

 

30 декабря, в 17.45 крейсерский отряд Кригсмарине начал выдвижение к точке перехвата конвоя. Детальный план был прост: корабли делятся на две группы. В одной - КРТ "Хиппер" и ЭМ  «Фридрих Экольдт», «Рихард Бейтцен» и Z-29. В другой - КРТ "Лютцов", ЭМ Z-30, Z-31 и «Теодор Ридель». Соединение "Хиппера" движется севернее, строем фронта, встречает конвой и отвлекает на себя силы охранения. Соединение "Лютцова" движется южнее, также строем фронта, и перехватывает беззащитный конвой, уходящий от "Хиппера".

Одной из ключевых фраз в приказе была следующая: "Действия после обнаружения противника: уклониться от превосходящих сил; остальные уничтожить в зависимости от тактической ситуации".

 

А спустя час после выхода в море Кумметц получил ещё более откровенную телеграмму: "Вы должны действовать осторожно даже против неприятеля, равного по силе, так как нежелательно подвергать крейсера особому риску".

 

Что же, жребий брошен. Конвой упорно идёт в Россию. Соединение R безуспешно пытается отыскать его на просторах Арктики. Той же задачей занято и Кригсмарине. Пока идут долгие часы ночи с 30 на 31 декабря, можно обратить внимание на детали.

 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 683 публикации

Очень краткие ТТХ кораблей.

 

Легкий крейсер Шеффилд

Spoiler

4141705.jpg

 

Водоизмещение: 9100 t

Размеры: 180,28 х 18,79 х 6,2 м

Машины: 4-вальный ТЗА, 75000 shp = 32 узл.

2075 тонн нефти = 7800 миль х 13 узл.

Броня: пояс 114 мм, траверзы 65 мм, барбеты 51 мм, башни 51 мм

Вооружение: 12–152/50 мм (4 х 3), 8–102/45 мм (4 х 2), 8–2-фн (2 х 4), 6 ТА 533 мм (2 х 3), 3 самолета

Зенитное вооружение постоянно усиливалось, и в конце войны крейсер имел: 9–152/50 мм (3 х 3), 8–102/ 45 мм (4 х 2), 8–2-фн (2 х 4), 16–40 мм (4 х 4), 11–20 мм, 6 ТА 533 мм (2 х 3)

Экипаж: 930 человек

 

Легкий крейсер Ямайка

4138633.jpg

 

Водоизмещение: 8525 t

Размеры: 169,31 х 18,9 х 6,2 м

Машины: 72500 shp = 31,5 узл.

1650 тонн нефти = 6500 миль х 13 узл.

Броня: пояс 82 мм, траверзы 51 мм, барбеты 25 мм, башни 51 мм

Вооружение: 12–152/50 мм, 8–102/45 мм, 8–2-фн (2 х 4), 6 ТА 533 мм (2 х 3), 2 самолета

Зенитное вооружение постоянно усиливалось, и в конце войны крейсер имел: 9–152/50 мм (3 х 3), 8–102/ 45 мм (4 х 2), 20–2-фн (5 х 4), 16–40 мм (4 х 4), 18–20 мм, 6 ТА 533 мм (2 х 3)

Экипаж: 920 человек

Эсминец Акейтес

Водоизмещение: 1350 t

Размеры: 98,45 х 9,83 х 3,73 м

Машины: 2-вальный ТЗА, 34000 shp = 35 узл.

388 тонн нефти = 4080 миль х 15 узл.

Вооружение: 4–1 20/45, 2–2-фн, 8 ТА 533 мм (2 х 4)

В ходе войны было усилено противолодочное вооружение. Эсминец имел 2–120/45, 1–76 мм, 4–20 мм, 4 ТА 533 мм (1 х 4), бомбомет «Хеджехог»

Экипаж: 138 человек 

 

Эсминец Онслоу

4144777.jpg

 

Водоизмещение: 1610 t

Размеры: 105,15 х 10,67 х 4,11 м

Машины: 2-вальный ТЗА, 40000 shp = 37 узл.

500 тонн нефти = 3850 миль х 20 узл.

Вооружение: 4–120/45 мм, 1–102/45 мм, 4–2-фн (1 х 4), 4 ТА 533 мм (1 х 4)

Позднее добавлены 4–20 мм.

Экипаж: 217 человек

 

Тяжёлый крейсер Лютцов (Дойчланд)

Водоизмещение: 11700 t

Размеры: 187,9 х 21,3 х 5,8 м

Машины: 3 вала, дизеля 54000 bhp = 28 узл.

2854 тонн = 190000 миль х 10 узл.

Броня: пояс 60 мм, барбеты 100 мм, башни 140 мм, рубка 150 мм

Вооружение: 6–283/54 мм (2 х 3), 8–150/55 мм, 6–105/65 (3 х 2), 8–37 мм (4 х 2), 8 ТА 533 мм (2 х 4)

К концу войны зенитное вооружение усилено до 6–40 мм, 4–37 мм, 26–20 мм

Экипаж: 1150 человек 

 

Тяжелый крейсер Адмирал Хиппер

Водоизмещение: 14247 t

Размеры: 205,9 х 21,3 х 5,83 м

Машины: 3-вальный ТЗА,

3050 тонн нефти = 6500 миль х 17 узл.

Броня: пояс 80 мм, траверзы 80 мм, барбеты 80 мм, башни 160 мм, рубка 150 мм

Вооружение: 8–203/60 мм (4 х 2), 12–105/65 (6 х 2), 12–37 мм (6 х 2), 8–20 мм, 12 ТА 533 мм (4 х 3), 3 самолета

К концу войны зенитное вооружение было усилено, крейсер имел 6–60 мм, 8–37 мм, 28–20 мм.

Экипаж: 1600 человек

 

Эсминец Фридрих Экольдт

Водоизмещение: 1625 t

Размеры: 121 х 11,3 х 4 м

Машины: 2-вальный ТЗА, 700000 shp = 38 узл.

770 тонн нефти = 1900 миль х 19 узл.

Вооружение: 5–1 27/45 мм, 4–37 мм (2 х 2), 4–20 мм, 8 ТА 533 мм (2x4)

Экипаж: 315 человек

 

Эсминец Z-25

Водоизмещение: 3079 t

Размеры: 127 х 12 х 3,91 м

Машины: 2-вальный ТЗА, 70000 shp = узл.

800 тонн нефти = 2174 миль х 19 узл.

Вооружение: 5–150/48 мм (1 х 2 + 3 х 1), 4–37 мм (2 х 2), 5–20 мм, 8 ТА 533 мм (2 х 4)

Зенитное вооружение усилено, эсминец имел 4–150/ 48 мм (1 х 2 + 2 х 1), 10–37 мм (2 х 2 + 6 х 1), 16–20 мм (2 х 4 + 2 х 2), 8 ТА 533 мм (2 х 4)

Экипаж: 321 человек 

 

Эсминец Z-30

Водоизмещение: 2603 t

Размеры: 127 х 12 х 3,91 м

Машины: 2-вальный ТЗА, 70000 shp = узл.

825 тонн нефти = 2239 миль х 19 узл.

Вооружение: 4–150/48 мм, 4–37 мм (2 х 2), 5–20 мм, 8 ТА 533 мм (2 х 4)

Зенитное вооружение усилено до 7–37 мм (2x2 + 3 х 1), 13–20 мм (1 х 4 + 4 х 2 + 1 х 1)

Экипаж: 321 человек

 

Исходя из калибра стволов, веса бортового залпа и брони - на стороне Кригсмарине явное преимущество. Но не всё так просто. Нужно упомянуть ещё о некоторых обстоятельствах.

 

Первое обстоятельство: боевой опыт у экипажей английский кораблей был больше. Походы для КВМФ были, в какой-то мере, рутинными, тогда как для экипажей Кригсмарине каждый выход из гавани являлся значительным событием. Общая квалификация британских моряков была выше.

 

Второе обстоятельство: драконовский приказ "не рисковать" у немцев. Но любая атака связана с риском. И единственный способ не рисковать - это избегать атак и сражений.

 

Третье обстоятельство: снаружи, за иллюминаторами царит бесконечная полярная ночь. Видимость практически отсутствует. День зимнего солнцестояния был несколько дней назад.

Впрочем, в этих широтах сейчас дня не бывает в прицнипе - лишь на несколько часов слегка светлеет небо над горизонтом на юге. Значит, того, кто в бою держится южнее - лучше видно, его силуэт становится различимей.

Сочетание темноты и снегопада делает визуальное обнаружение противника очень сложной задачей, а радар - всё ещё достаточно капризное и ненадёжное устройство. И почти невозможно отличить свой эсминец от вражеского.

А вражескую торпеду на "Хиппере" можно будет обнаружить только тогда, когда она ударится о борт. Учитывая слабую противоторпедную защиту - в таких условиях даже три эсминца смогут быть "равными по силе противником", против которого "надо действовать осторожно".

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 683 публикации

31 декабря.

 

"Онслоу" покрыт льдом

Spoiler

4142729.jpg

 

 JW-51B был в самой опасной точке пути. У всех было странное предчувствие, что сегодняшний день  будет решающим. Море было спокойным, корабли шли точно на восток.

Ещё даже не начало светлеть небо, но уже в 7.18 отряд "Хиппера" заметил впереди два силуэта. Железные челюсти Кригсмарине начали смыкаться вокруг беззащитного конвоя.

Строй конвоя

4153993.gif

 

В 08.20 наблюдатель корвета "Хайдерабад" обнаружил  точно сзади, по пеленгу 180, два эсминца. Увы, из-за неправильно принятой ранее радиограммы,  считалась возможной встреча с советскими эсминцами - и на корвете решили, что это они и есть.

 

Спустя десять минут, в 08.30 эти же эсминцы обнаружил ЭМ "Обдюрэйт", шедший на правой стороне конвоя, и передал сообщение о контакте каперангу Шербруку на "Онслоу". Шербрук приказал проверить, и "Обдюрэйт" отправился в сторону эсминцев.

Путь "Обдюрэйта"

4155017.gif

 

Даже в специальные ночные бинокли было невозможно определить, что же это за эсминцы. В 09.15 "Обдюрэйт" был вынужден с помощью прожектора запросить у них опознавательные сигналы. Ответом ему были красные вспышки выстрелов. Новогодний бой начался!

4160137.gif

 

 

Тревога! Тревога! Тревога!

 

Встреча с кораблями Кригсмарине мало кого может обрадовать. Но  меньше всего был рад командир "Оруэлла" Найджел Остин. Отстояв на мостике несколько часов вахты, он отправился в корабельный гальюн. Поскольку вокруг царил суровый холод, на Остине было немало слоёв одежды, и раздеться  было непросто. И вот, когда процесс спускания брюк был почти завершён, раздался отчаянный звон колоколов громкого боя...

 

"Обдюрэйт" немедленно начал радиопередачу на волне флота. Где-то неподалёку - по меркам Арктики - соединение R получило известие и самым полным ходом двинулось к месту сражения. Но как быстро "Шеффилд" и "Ямайка" доберутся до конвоя? Сколько времени пять британских эсминцев смогут сражаться с неизвестным противником?  Вдруг во мраке скрывается сам "Тирпиц"?

 

"Онслоу" и "Оруэлл" (чей командир, ругаясь, прибежал на мостик со спущенными брюками - ничего не поделаешь, на войне как на войне) немедленно начали выдвижение с левой стороны конвоя в сторону противника. "Обидиент", находившийся на правой стороне конвоя, начал маневрировать, огибая суда.

Часы показывали 09.39, когда наблюдатели "Онслоу" обнаружили впереди большой силуэт. Вражеский корабль, приближавшийся к конвою с северо-запада,  был повёрнут к ним носом, и опознать его было невозможно. Но спустя две минуты он любезно повернулся в профиль и открыл огонь.

Spoiler

4161161.gif

 

Две башни на носу, две башни на корме, для "Тирпица" слишком мал. Это был тяжёлый крейсер "Адмирал Хиппер".

 

К счастью для "Онслоу" и "Оруэлла", немцы вели огонь не по ним. Более того, они их пока не заметили. Целью "Хиппера" был ЭМ "Акейтес", который, следуя заранее утверждённому плану, начал ставить дымовую завесу между конвоем, спешно уходившим на юго-восток. Увы, на фоне дымовой завесы он представлял собой поистине идеальную цель. Спустя несколько залпов, "Хиппер" накрыл "Акейтеса", и последний получил очень тяжёлые повреждения. Единственное, что спасло его от немедленной гибели - то, что на немецком крейсере заметили приближающиеся эсминцы, которые были в весьма удобном положении для торпедной атаки.

 

К слову, атаковать торпедами Шербрук не спешил. Это было его единственное средство против "Хиппера". Угроза торпедной атаки - самое главное оружие 17-й флотилии эсминцев. После неудачной торпедной атаки немецкому крейсеру будет нечего больше бояться - и эсминцы будут немедленно уничтожены.

 

А пока "Онслоу" открыл артиллерийский огонь из 120-мм орудий,  абсолютно бесполезный, но внушающий своему экипажу бодрость, а экипажу противника - страх. Огонь вели только два орудия эсминца, на двух остальных почему-то не открывались затворы.

 

"Оруэлл" же вести огонь не мог - на нём были установлены откровенно старые 100-миллиметровые орудия, и "Хиппер" был вне предела их досягаемости.

Кумметцу показалось, что вражеский ЭМ выпустил торпеды. И "Хиппер" отвернул к северу.

Spoiler

4158089.gif

 

 

В этот момент к "Онслоу " и "Оруэллу" присоединились "Обдюрэйт" и " Обидиент". Но Шербрук помнил о том, что где-то невдалеке во тьме скрываются три немецких эсминца. Он также подозревал и то, что немцы могут держать часть своих сил на юге, куда спешно уходил конвой. И он отдал приказ - "Обдюрэйт" и " Обидиент" должны вернуться к конвою и обеспечить его охранение.

 

В это же время пришло сообщение от соединения R. "Шеффилд" и "Ямайка" приближались с севера, курсом 170. Но как далеко они были? Расстояние могло доходить до ста миль. А пока только два эсминца преграждали "Хипперу" путь к конвою.

 

А "Хиппер" не собирался далеко уходить. В 09.57 он повернул на восток и открыл огонь по "Онслоу" и "Оруэллу", идущим параллельным курсом, на фоне чуть более светлого неба.  Британские эсминцы ответили огнём орудий. Единственное, что могло их уберечь от снарядов немецкого крейсера - это тщательное маневрирование, тогда как ни один снаряд эсминца не мог причинить сколько-нибудь серьёзный ущерб "Хипперу".

 

Три минуты перестрелки, угроза торпедной атаки - и крейсер снова отворачивает. Вторая атака отбита.

10.04, третья атака "Хиппера", он идёт на сближение с эсминцами. И снова неудача.

 

Два орудия на "Онслоу" по-прежнему были неисправны. Расчёты орудий в попытке открыть затворы начали стучать по ним снарядами (прошу вас, никогда так не делайте, это слишком опасно). Увы, не получилось. Но и снаряды не рванули.

Залп двух орудий "Онслоу" и четырех орудий "Оруэлла" весил около 100 килограмм. Бортовой залп "Хиппера" (включая противоминный калибр) - больше тонны. Смертельная коррида продолжалась.

 

В 10.11 "Хиппер" вышел в четвёртую атаку. На этот раз  с ним были три немецких эсминца, располагавшиеся, впрочем, вдалеке - чтобы не перепутать их с английскими. Снаряды крейсера устремились к "Онслоу". Операторы радаров утверждали, что видят их на экранах. А что - вполне возможно - маленькие метки, молниеносно приближавшиеся от большой метки "Хиппера". Пятый и шестой залпы Хиппера легли опасно близко.

 

А снаряд из седьмого залпа попал в дымовую трубу "Онслоу". Когда-нибудь это должно было случиться. Маленький храбрый эсминец, сражающийся с бронированным колоссом...отвага и маневрирование - всё-таки слишком слабая защита от 203-миллимитровых снарядов.

Spoiler

4148873.gif

 

Десятки осколков пронеслись по кораблю, пробивая переборки и сметая людей. Каперанг Шербрук получил тяжёлое ранение в лицо. Взрывная волна выбила предохранительный клапан парового котла.

 

Следующий залп Хиппера дал попадание двумя снарядами в носовую часть "Онслоу", были уничтожены оба орудия. Следующее попадание легко могло стать смертельным. "Онслоу" начал сбавлять ход и ставить дымзавесу. Временное командование было передано на "Обидиент". Между "Хиппером" и конвоем остался только один боеспособный корабль - "Оруэлл". Только чудо могло спасти JW-51B - и оно произошло. Крейсер "Хиппер" отвернул на северо-восток. 

 

В 10.36 "Хиппер" обнаружил слева по борту - в северном направлении - ещё один корабль. Это был тральщик "Брэмбл", сутки назад отправленный на розыск судов конвоя.  Крейсер открыл по нему огонь, а потом приказал своей группе эсминцев уничтожить тральщик, что они и сделали. В это время "Хиппер" двинулся на юг, к конвою.

Примерно в это же время на корвете "Рододендрон", который находился в охранении конвоя, заметили впереди дымы и силуэт какого-то большого корабля. Это и был "Лютцов".

 

Пожалуй, то, что "карманный линкор" "Лютцов" не сделал по конвою ни единого выстрела - чудо. Но чудо это было обусловлено практически отсутствующей видимостью - крейсер приближался с юга, а конвой был в северной стороне. Снежные заряды усугубляли ситуацию.

 

Всё шло точно по плану "Регенбоген". Конвой шёл прямо на "Лютцова",  а "Лютцов" двигался на северо-восток, надеясь на улучшение видимости. Но его не произошло - огромный крейсер прошёл под носом у конвоя и не сделал ни единого выстрела, хотя силуэты судов были смутно видны. Почему Штанге, командир "Лютцова" не пошёл на сближение? Сейчас ответить на этот вопрос проблематично. Возможно, приказ "не рисковать" сыграл свою злую роль,  ведь сближение с кораблями противника могло привести к получению торпед. В такой темноте невозможно определить, что перед тобой - танкер "Эмпайр Эмералд" с 10 000 тонн топлива, или же "Обдюрэйт", изготовившися к торпедной атаке? И "Лютцов" двинулся в сторону "Хиппера". Конвой остался по его левому борту.

 

Сейчас конвой защищали три эсминца: «Обидиент», «Обдьюрейт» и «Оруэлл». К ним с севера быстро приближался "Хиппер". По пути, в 11.15 немецкий крейсер обнаружил повреждённого "Акейтеса", выбравшегося из дымовой завесы и обстрелял его. Полученные повреждения оказались фатальными, поэтому "Хиппер" прекратил огонь и продолжил движение в сторону конвоя. Сейчас он двигался за его кормой на юго-запад. Параллельно ему выдвинулись эсминцы и поставили дымзавесу. На часах было 11.22

 

В меру удачным залпом "Хиппер" снёс антенны "Обидиенту" (был бы залп удачным - он снёс бы сам "Обидиент"), и командование было временно передано "Обдюрэйту". Но ситуация благоприятствует торпедной атаке - и "Хиппер", остерегаясь оной, отворачивает на запад.

 

Как долго будет длиться эта смертельная коррида? "Акейтес" уже тонет, "Онслоу" небоеспособен. Сколько ещё удастся отгонять тяжёлый крейсер противника? Сколько везения ещё осталось у британских эсминцев, учитывая, что "Лютцов" приближается во тьме?

 

..Именно в  этот момент двадцать четыре снаряда калибром 152 миллиметра унеслись по направлению к "Хипперу". Обстановка боя сменилась самым радикальным образом. Соединение R подоспело как нельзя вовремя. На часах было 11.30.

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 683 публикации

К началу Новогоднего боя крейсера "Шеффилд" и "Ямайка" находились значительно севернее. Ещё в 8.38 их радары обнаружили на севере две цели, идущие медленным 10-узловым ходом. Как выяснилось позднее, это были отставшие от конвоя "Визалма" и "Честер Вэлли". В 9.32 на юге были замечены вспышки выстрелов - это началась перестрелка эсминцев. В 9.46 поступила радиограмма с "Онслоу". В 9.55, перепроверив все данные и заодно расшифровав перехваченную немецкую депешу с "Хиппера", адмирал Барнетт приказал двигаться самым полным ходом в сторону вспышек выстрелов. 

 

Spoiler

4145801.gif

 

Почему не сразу английские крейсера начали выдвижение? Ответ прост: приоритетной задачей была защита конвоя, а тогда было ещё не совсем ясно, где он находится. Бой на юге вполне могли вести отставшие от него корабли.

 

4151945.gif

 

Крейсера шли почти с предельной скоростью - 31 узел. Двигатели кораблей потребляли немногим меньше 30 тонн топлива в час - около 8 килограмм в секунду. На радарах были видно множество целей, идентифицировать которые не представлялось возможности. Среди них были две крупные отметки, условно названные "цель А" и "цель Б". Соединение R искусно маневрировало так, чтобы всё время держаться к северу от противника. Ситуация осложнялась тем, что в дыму от залпов немцев было почти ничего не видно.

 

В 11.28 цель А повернулась в профиль, обстреливая "Обидиент". Это был "Хиппер". Охотник превратился в жертву. 

 

Spoiler

4139657.gif

 

Барнетт выбрал очень удобную позицию для атаки. С "Хиппера" соединение R было очень плохо видно, т.к. находилось севернее. Орудийные башни немецкого КРТ требовалось развернуть на 180 градусов. И, в довершение, требовалось остерегаться торпедных атак английских эсминцев. "Хиппер" оказался между молотом и наковальней.

 

Калибр орудий "Шеффилда" и "Ямайки" был меньше, но в ближнем бою - а подобрались они к "Хипперу" на дистанцию в 4 мили - они могли пробить броню вражеского крейсера и нанести ему немалый урон. К тому же, их скорострельность была выше.

 

Пятый залп соединения R накрыл цель. "Хиппер" начал разворачиваться на север, но во время разворота он накренился и английский снаряд попал ниже поднявшегося над водой броневого пояса. Котельное отделение №3 было разрушено и затоплено, правая турбина встала, скорость упала до 23 узлов. Вскоре - ещё два попадания. Начался пожар в самолётном ангаре, дым закрыл оптику кормового КДП. Носовой КДП к этому времени оказался тоже выведен из строя - порывы северного ветра со снегом  покрыли оптику тонким слоем льда. "Хиппер" оказался "ослеплённым". В таких условиях Кумметц принял решение: прекратить бой и отойти на запад, укрываясь в дымовой завесе. Часы показывали 11.37.

 

В этот момент соединение R обнаружило прямо по курсу два силуэта эсминцев. Это были немецкие "Фридрих Экольдт" и "Ричард Бейтцен", возвращающиеся после потопления "Брэмбла". Они находились в удобной позиции для того, чтобы провести торпедную атаку по "Шеффилду", но в темноте приняли его за "Хиппер" и попытались пристроиться к нему.

 

4140681.gif

 

 Ошибка обошлась им крайне дорого -"Шеффилд" с дистанции менее двух миль просто разгромил "Экольдта" беспощадным огнём. "Бейтцена" обстреляли с "Ямайки" - попасть не удалось, но эсминец был вынужден резко отвернуть и уйти, прикрываясь дымзавесой.

 

А тем временем лейтенант Хершлеб, находившийся в относительном отдалении, отправил сообщение в штаб: «По нашим наблюдениям, битва достигла апогея. Я вижу только красное зарево».

 

Впоследствии эта телеграмма сыграет роковую роль в судьбе Кригсмарине.

 

Пока повреждённый "Хиппер" уходил от соединения R, "Лютцов" наоборот, приближался, намереваясь сказать своё веское слово в бою. И, пожалуй, он был самым опасным противником - его "перекрейсерские" 280-мм орудия могли если не изменить ход боя - то хотя бы достойно отомстить за повреждённого собрата. Продвигаясь вперёд, "Лютцов" обнаружил на расстоянии девяти миль корабли конвоя и открыл огонь. Три эсминца («Обидиент», «Обдьюрейт» и «Оруэлл») поставили дымзавесу. И снова ледяное дуновение Арктики обморозило оптику немецких КДП, обстрел пришлось прекратить. "Лютцов" продолжил своё движение на северо-запад, пытаясь встретиться с "Хиппером".

 

Spoiler

4137609.gif

 

В этот момент "Хиппер" выскочил из дымзавесы и оказался за кормой конвоя.

"Да когда же вы там закончитесь", подумали на британских эсминцах и снова отправились в атаку. Но "Хипперу" уже было не до боя - он обстрелял "Обдюрэйт" и скрылся во тьме. Для эсминцев Новогодний бой закончился. А для соединения R - ещё нет.

 

В 12.26 крейсера англичан заметили слева два силуэта эсминцев. Чьи они? Свои или вражеские?

Это были немецкие эсминцы и "Лютцов". И они тоже не поняли, кого видят на горизонте. Краткий обмен позывными с прожекторов - и первый же залп англичан накрывает "Лютцова".

 

Самое любопытное, что "Лютцова" тогда видели только с КДП. С мостика были видны только эсминцы. Пеленг цели был дан на них, но наводчики подумали, что целью является крупный корабль позади эсминцев по тому же пеленгу. Снаряды ушли к "Лютцову", а на мостике подумали, что залп пошёл с большим перелётом.

 

Соединение R пошло на сближение с противником, снаряды которого ложились с недолётом. В этот момент Кумметц на "Хиппере" разумно решил, что пока англичане заняты перестрелкой с "Лютцовым", можно не бояться и тоже пострелять, используя данные с кормового радара. Как ни странно, стрельба "Хиппера" оказалась даже точнее, чем стрельба "Лютцова" -его залпы начали почти сразу накрывать "Шеффилд".

 

Теперь ситуация оказалась скверной уже для соединения R - британские КРЛ оказались под обстрелом двух КРТ противника, а в темноте ещё прятались немецкие эсминцы с опасными торпедами. В этой ситуации Барнетт опасался торпедных атак больше, чем вражеской артиллерии. И он принял решение отвернуть назад.

 

Почти одновременно начал поворачивать назад и "Лютцов" - хоть он и не получил ни одного попадания, но снаряды ложились слишком близко, накрывая его. Выйдя из боя, он не желал вступать в него снова - сражение с неизвестными кораблями англичан было излишним риском. Не желал вступать в бой и тяжело повреждённый "Хиппер". Немецкая эскадра возвращалась в Альта-фьорд. Конвой JW-51B продолжил свой путь в СССР.

Последние визуальные контакты были потеряны в 13.15. Новогодний бой завершился. 

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 683 публикации

Итак, краткие итоги Новогоднего боя.

 

Немецкий флот, обладая преимуществом в калибре и бронезащите, не смог реализовать его против менее сильных кораблей британского флота. Более того, несмотря на то, что план "Регенбоген" фактически осуществился, "Лютцов" не смог перехватить конвой, шедший ему навстречу. Свою роль в этом сыграли отсутствие видимости, общая установка "не рисковать", а также меньший опыт экипажей кораблей.

Особо следует отметить бездействие немецких эсминцев - обладая потенциальной возможностью провести удачные торпедные атаки против соединения R, ни один из них этого не сделал.

Если за "Бисмарком" охотился весь КВМФ, и перевес сил был на стороне Туманного Альбиона, то в Новогоднем бою сложилась обратная ситуация. На бумаге Кригсмарине имело убедительное преимущество, но на практике воспользоваться им в тяжёлых условиях полярной ночи и непогоды оно не смогло - и было вынуждено отступить.

 

Каперанг Шербрук был тяжело ранен осколками снаряда и лишился глаза. За Новогодний бой он был награждён Крестом Виктории.

 

В феврале 1943 года "Онслоу" вернулся на базу в Скапа-Флоу. По возвращении, крошечный эсминец чествовали троекратным "Ура" с линкоров "Энсон" и "Малайя".

 

Кстати, и какая же тема на форуме, да без упоминания Бисмарка и операции "Rheinubung"?

Spoiler

"Шеффилд" участвовал в погоне за "Бисмарком" в мае 1941. Был по ошибке принят за "Бисмарк" самолётами-торпедоносцами с "Арк Ройала" и атакован оными, но, благодаря дефектам взрывателей, серьёзных повреждений не получил.:izmena:

 

 

 

Потери.

Великобритания:

- тральщик "Брэмбл"

- эсминец "Акейтес"

-тяжело повреждён эсминец "Онслоу"

- погибло 250 человек

Германия:

- эсминец "Фридрих Экольдт"

- тяжело повреждён крейсер "Адмирал Хиппер"

- погибло 340 человек

 

Источники информации:

Дадли Поуп, "Новогодний бой" (http://militera.lib.ru/h/pope_d/index.html)

Оттуда же взяты и схемы боя

Статья про "Хиппер" (http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Hipper/07.htm)

Википедия, куда же без неё

http://ru.wikipedia.org/wiki/Бой_в_Баренцевом_море

http://de.wikipedia.org/wiki/Schlacht_in_der_Barentssee

http://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_the_Barents_Sea

 

Автор выражает свою благодарность Роберту Шербруку, Роберту Барнетту и всем британским морякам, мужественно сражавшимся 71 год назад в Арктике.

 

С Новым годом, уважаемые форумчане! Всего вам самого хорошего и счастливого!

4155016.jpg

 4159112.jpg

 

  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 683 публикации

А здесь будет продолжение про кадровые перестановки в Кригсмарине по итогам Новогоднего боя. 

4146824.jpg

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший бета-тестер
488 публикаций
2 888 боёв

лучше книгу прочитать

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер-испытатель
3 423 публикации
1 272 боя

"Вдруг во мраке скрывается сам "БИСМАРК"!....ого,даже призрак потопленного линкора опасен!

"Тирпиц" друже!Поправь пожалуйста.:honoring: 4 пост 2 спойлер.

 

Пы.Сы.Что-то давно не было темы про "Бисмарк"..Это его дух бередит наши души и взывает о "продолжении банкета"!:trollface:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
496 публикаций
132 боя

Видимо, много чего рассказать хочется ТСу. Столько постов в резерве.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
339 публикаций

Очень хорошо и подробно описано, прямо атмосферу тех сражений передал. Схемы пришлись очень кстати, без них было бы сложно уложить в голове всю картину. Когда доделаете тему - будет очередной шедевр. :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
22 публикации
277 боёв

Хорошо сделано, автору + в каждый пост!

С наступающим!!!:honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
[TSOT]
Старший альфа-тестер, Старший альфа-тестер
233 публикации
2 271 бой

С наступающим!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
1 651 публикация
3 118 боёв

Командиру «Оруэлла» Найджелу Остину повезло меньше. Он покинул мостик впервые за несколько часов всего пару минут назад и отправился в туалет. Из-за огромного количества одежды этот процесс затягивался. Когда прозвучала боевая тревога, Остин, громко ругаясь, помчался на мостик. Его застигли врасплох со спущенными брюками. [172]

Елки, видимо я его не внимательно читал:) 

П. С. Не удержался... Эта картинка чем-то напоминает мне сложившуюся ситуация во время Новогоднего боя:

2509319.jpg

 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 683 публикации

"Вдруг во мраке скрывается сам "БИСМАРК"!....ого,даже призрак потопленного линкора опасен!

"Тирпиц" друже!Поправь пожалуйста.:honoring: 4 пост 2 спойлер.

 

Пы.Сы.Что-то давно не было темы про "Бисмарк"..Это его дух бередит наши души и взывает о "продолжении банкета"!:trollface:

Поправил, поправил)

И неудивительно, я создавал тему где-то между 5 и 6 часами утра, внимание уже было сиииильно рассеяно)

+ ещё заболеваю...

{lang:macro__view_post}ZIPmarf (31 Дек 2013 - 12:09) писал:

Командиру «Оруэлла» Найджелу Остину повезло меньше. Он покинул мостик впервые за несколько часов всего пару минут назад и отправился в туалет. Из-за огромного количества одежды этот процесс затягивался. Когда прозвучала боевая тревога, Остин, громко ругаясь, помчался на мостик. Его застигли врасплох со спущенными брюками. [172]

 

Спасибо за комментарии)

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
339 публикаций

Да уж, не везёт немцам в русский Новый Год. И слава богу! )) +

Им вообще на море совсем невезло на протяжении обоих Мировых. В теме собственно и описаны причины, почему сферический в вакууме конвой без главных сил пркрытия несмогли разгромить или хотя бы погрызть основательно.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
194 публикации

Им вообще на море совсем невезло на протяжении обоих Мировых. В теме собственно и описаны причины, почему сферический в вакууме конвой без главных сил пркрытия несмогли разгромить или хотя бы погрызть основательно.

 

Я бы не сказал, что прям прямо совсем не везло. Те же англичане немцев ведь за что то боялись на море, верно?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
339 публикаций

 

Я бы не сказал, что прям прямо совсем не везло. Те же англичане немцев ведь за что то боялись на море, верно?

Но важен сам факт, что бояться - боялись, а потеряли конвоев очень мало. Тех же японцев англичане с америаканцами здорово испугались, но в итоге США убедили Японию успокоиться. 

Взять хотя бы тот же Тирпиц: из-за многих факторов он всё время стоял в портах и ремонтировался после очереной попытки утопить его, а боялись его, как огня, хотя если бы при немецкой доктрине пустили его с небольшим сопровождением против авианесущего флота - утопили бы и не парились. Так что хоть немцам и повезло с хорошими инженерами и судостроителями, всё это нивелировалось с лихвой экономической и политической ситуацией.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер, Коллекционер
1 683 публикации

Англичане больше всего боялись немецких подлодок. 

Что касается надводных кораблей - то там, скорее, был не страх, а трезвая оценка опасности + fleet in being. Арктические конвои шли в меру близко от Норвегии, Тирпиц мог выйти, перехватить конвой и вернуться на базу прежде, чем корабли флота метрополии могли бы его догнать и навязать бой. 

 

Точно так же немцы очень хотели нейтрализовать Балтфлот, хотя он был слабее, чем Кригсмарине (хотя во время войны крупных кораблей на Балтике у немцев вроде не было). Следует ли из этого, что немцы боялись Балтфлот?

Почему я употребляю термин "навязать" - да потому, что немцы не допустили бы боя Тирпица даже с Энсоном/Дюком Йоркским. Хотя на бумаге Тирпиц сильнее, но...смотри выше в теме :)

 

Как вариант - представьте себе, что немцам по тем или иным причинам понадобилось бы водить конвои в Канаду, мимо Скапа-Флоу. И кто бы тогда кого боялся? Любой немецкий конвой был бы перехвачен и уничтожен, даже если бы его сопровождал Тирпиц. Впрочем, Тирпица бы тоже потопили.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
114 публикации
1 612 боёв

Приятно было прочитать сделано добротно только вот утомило каждый раз жать что бы развернуть новую ссылку но все же хорошо сделано молодец 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×