Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Foxtrot324

"Фотография": "Конго"

В этой теме 6 комментариев

Рекомендуемые комментарии

2 767
[HUPER]
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер, Коллекционер-испытатель
4 422 публикации
7 133 боя

Использован фрагмент из книги С.Б. Переслегина "Тихоокеанская премьера". В этой книге периодически встречаются интереснейшие фрагменты, посвящённые тем или иным кораблям. Они так и называются: "Фотография: Лексингтон", "Фотография: Фусо", "Фотография: Аризона" и т.п.

http://books.imhonet.ru/element/92544/

 

Фотография: "Конго"

 

Итоги войны 1904—1905 годов подтвердили правильность концепции, согласно которой ядро Флота должно быть симметризовано по броненосцам и броненосным крейсерам. Хотя роль отряда Камимуры в отгремевших сражениях была не столь велика, как это представлялось морским атташе, прессе и широкой публике, все же именно его корабли придали должную гибкость боевому порядку адмирала Того. Успех в Цусимском бою был обеспечен сбалансированностью японской эскадры: наличием в ней ≪позиционного≫ (эскадренные броненосцы) и ≪маневренного≫ (броненосные крейсера) крыльев.

 

Однако наряду с достоинствами война определенно выявила недостатки классических броненосных крейсеров серии ≪Асама≫. Спроектированные англичанами для ограниченного европейского театра, эти корабли имели малую для Тихого океана мореходность и боевую дальность. Кроме того, концепция совместного использования ≪летучей эскадры≫ и броненосцев требовала стандартизации главной артиллерии. Опыт Цусимы показал, что ≪Кассуга≫ с его ≪экзотическим≫ вооружением, состоящим из одного 254-мм и трех 203-мм орудий, имел явное преимущество перед своими чисто ≪восьмидюймовыми≫ собратьями. Поэтому после Цусимы флот заказал сначала крейсера ≪Икома≫ и ≪Цукуба≫, вооруженные четырьмя 305-мм орудиями в двух концевых башнях, а затем и следующую, более совершенную версию этих кораблей — ≪Ибуки≫ и ≪Кирама≫. Как и их предшественники, новые крейсера рассчитывались на 21 узел, однако ≪Ибуки≫, первый японский турбинный корабль, развил на испытаниях 22,5 узла.

 

Ирония судьбы заключалась в том, что эти великолепные крейсера устарели еще на стапелях — в Европе шла ≪дредноутная революция≫.

 

Первоначально японцы, как и немцы, были ≪пойманы≫ англичанами на дезинформацию по поводу артиллерийского вооружения ≪Инвинсибла≫. Однако если Тирпиц спроектировал ≪уменьшенный ≪Нассау≫≫ с двенадцатью орудиями калибра 210 мм, то уже первый, ≪ошибочный≫, проект нового японского крейсера включал четыре 305-мм и восемь 254-мм орудий.

 

После вступления ≪Инвинсибла≫ в строй проект был немедленно пересмотрен в сторону увеличения скорости (с 25 до 26,5 узла) и ≪дредноутной≫ стандартизации артиллерии — десять 305-мм орудий в пяти башнях. В 1909 году чертежи и спецификации были утверждены, парламент выделил необходимые средства для строительства кораблей. Однако как раз в это время лорд Фишер в Великобритании приступил к созданию линейных крейсеров второго поколения.

 

≪Лайон≫, ≪Принцесс Ройял≫, ≪Куин Мэри≫ несли восемь 343-мм орудий в четырех двухорудийных башнях, расположенных в диаметральной плоскости. Морское министерство нашло в себе силы приостановить уже разворачивающиеся работы и коренным образом пересмотреть спецификации. В результате водоизмещение корабля возросло с 18 500 до 27 000 тонн, проектная скорость составила 27,5 узла, а сам крейсер получил наименование ≪Улучшенный тип “Лайон”≫. Артиллерия, однако, оставалась двенадцатидюймовой.

 

Корабль, получивший имя Конго, проектировался одновременно в Японии и Великобритании: морское ведомство, отдавая отчет в возможностях судостроительной базы страны, запросила помощь у английских заводов. Из двух предложенных англичанами вариантов был выбран проект фирмы ≪Виккерс≫, строителя ≪Лайона≫. Это привело к несколько неожиданным последствиям.

 

Сэр Джордж Тэрстон, создавая линейный крейсер для Японии и одновременно работая над четвертым кораблем серии ≪Лайон≫, решил упростить себе жизнь, максимально приблизив проекты друг к другу.

 

Для этого он передал японцам конфиденциальную информацию о результатах испытаний новых 343-мм орудий, которые по всем параметрам, включая живучесть установок, оказались лучше классических двенадцатидюймовок, запланированных МГШ для ≪Конго≫. Всесторонне обсудив полученные сведения, японцы резко изменили первоначальный замысел и потребовали вооружить линейный крейсер 356-мм орудиями

 

Разработку новых башенных установок поручили тому же Виккерсу.

 

Вопреки всем ожиданиям, столь нетрадиционно проектируемый и вооружаемый корабль получился на редкость удачным. ≪Конго≫, несомненно, был сконструирован в британском стиле и получил все родовые признаки ≪кошек адмирала Фишера≫ — высокую скорость, относительно слабое бронирование и удачное расположение главной артиллерии.

 

Теоретический чертеж в целом повторял форму корпуса ≪Лайона≫, однако японская сторона сочла необходимым внести в проект Тэрстона несколько малозаметных, но существенных усовершенствований.

 

Для улучшения мореходности корабля увеличили развал бортов, носовой оконечности придали клиперскую форму. Перекомпоновали энергетическую установку, что дало возможность установить третью башню между котельным и машинным отделением. (На ≪Лайоне≫ эта башня разбивала котельные отделения на две группы, в результате чего она оказывалась между двумя дымовыми трубами, что уменьшало углы обстрела.)

 

Главным же отличием ≪Конго≫ от английских линейных крейсеров был, разумеется, 356-мм калибр башенных установок.

 

На первый взгляд характеристики главной артиллерии ≪Лайона≫ и ≪Конго≫ были идентичны. Проектировщики фирмы ≪Виккерс≫ максимально приблизили новые орудия к апробированному 13,5-дюймовому калибру: для обеих артсистем начальная скорость снаряда составляла 800 м/с, масса снаряда —635 кг. Однако японский полубронебойный снаряд содержал на 7 кг больше взрывчатого вещества, нежели аналогичный английский (соответственно 31 кг и 24 кг), что усиливало фугасный эффект. Кроме того, башенные орудия ≪Конго≫ имели угол возвышения 25 градусов против 20 градусов на линейных крейсерах Фишера. В результате японские корабли стреляли почти на четыре мили дальше.

 

Вспомогательная артиллерия ≪Конго≫ состояла из шестнадцати 152-мм орудий. (Англичане в то время ограничивались 4-дюймовым калибром; в последующие годы рост водоизмещения миноносцев заставил их также перейти к универсальной 152-мм артиллерии.)

 

Возросший вес артиллерии пришлось компенсировать уменьшением и оптимизацией бронирования. По традиции японцы уделили максимальное внимание защите орудийных башен, что же касается броневого пояса, то его толщина была ограничена 203 мм. Это обязывало ≪Конго≫ стремиться к боевым столкновениям на больших, почти предельных дистанциях, на которых его броня не пробивалась ни 12-, ни 13,5-дюймовыми снарядами.

 

Проектная скорость ≪Конго≫ была даже больше, чем у ≪Лайона≫ —27,5 против 27 узлов. В реальности, однако, британские корабли, имея более мощную энергетическую установку и вытянутый корпус, легко развивали 29—30 узлов. Зато по дальности плавания —8000 миль на 14 узлах —японский линейный крейсер значительно превосходил свой английский прототип.

 

Конго был заложен 17 января 1911 года на верфи Виккерс в Барлоу. Уже 18 мая следующего года корабль был спущен на воду. Шестнадцатого августа 1913 года линейный крейсер был передан заказчику и через 12 дней вышел из Плимута курсом на Японию.

 

Поход прошел без происшествий, и 5 ноября ≪Конго≫ прибыл в Йокосуку, став первым дредноутом флота. Получив от Виккерса необходимую техническую документацию, японцы заложили — уже на своих верфях —три однотипных с ≪Конго≫ линейных крейсера, которые вступили в строй в конце 1914 —начале 1915 года.

 

В Первой Мировой войне корабли реального участия не принимали. По некоторым данным, в середине 1915 г. Британское адмиралтейство проявило интерес к возможности взять в аренду до конца войны все четыре крейсера серии ≪Конго≫, однако достичь договоренности не удалось. Версия эта является сомнительной.

 

Весь проект с арендой крейсеров был выгоден исключительно японской стороне. Посылая корабли в Европу, Империя Восходящего Солнца не рисковала ничем, а приобретала боевой опыт и престиж. (Американцы, в 1918 году отправившие ≪на помощь≫ Гранд Флиту один отряд дредноутов сомнительной боевой ценности, до сих пор с удовольствием намекают в своих исследованиях на решающую роль американских кораблей в разгроме кайзеровского флота.) Так что, если бы подобное предложение со стороны Британского адмиралтейства действительно поступило, японское руководство схватилось бы за него обеими руками и согласилось бы на любые условия.

 

...≪Конго≫ не пришлось сражаться в Северном море.

 

===========================================================================================

 

Усовершенствования начались на ≪Конго≫ и однотипных линейных кораблях (≪Хией≫, ≪Кирисима≫, ≪Харуна≫) уже в Первую Мировую войну. Первоначально речь шла о ≪косметических≫ улучшениях — размещении новых прожекторов и дальномеров, замене зенитных орудий. Затем модифицировали носовую дымовую трубу, установив на ней специальный козырек для защиты мостика от задымления и ≪подогрева≫. В 1921 году выделили место для гидросамолета.

 

С 1924 года, то есть сразу же после Вашингтонской конференции, начинается ≪перманентная модернизация≫ линейных крейсеров серии ≪Конго≫.  Реконструировали башенные установки, повысив угол возвышения на 8 градусов. Соответственно, почти до 30 км увеличилась дальность стрельбы. От года к году совершенствовали носовую надстройку, постепенно превращая ее в ≪пагоду≫, столь характерную для японских линейных кораблей кануна Второй Мировой войны Новые боевые посты, площадки и мостики были необходимы для поддержания боеспособности старого корабля на соответствующем текущему развитию техники уровне. С другой стороны, ≪минаретная≫ организация надстроек вызывала справедливую критику уже во времена Цусимы (≪только выстрели в ту сторону — не промахнешься≫). По соображениям остойчивости все высоко расположенные конструкции приходилось максимально облегчать — во всяком случае, об их бронировании и речи не было. В результате надстройки линейного корабля могли быть разрушены снарядами крейсера, эсминца, даже пулеметной очередью с истребителя. Это приводило к огромным потерям в личном составе и практически лишало корабль боеспособности. В очередной раз подтвердилась старая истина о нежелательности наливать новое в_и_н_о (блин, Леста, ты реально уже впадаешь в паранойю, не надо уже балальное слово "в и н о" блочить) в старые мехи.

 

В конце 20-х годов корабли вернулись на завод. В результате обширного комплекса модернизационных процедур водоизмещение ≪Конго≫ возросло до ≪разрешенных≫и Вашингтонской конвенцией 29 300 тонн. Оборудовали противоторпедные були, что привело к снижению скорости до 26 узлов. Усилили горизонтальное бронирование (прежде всего — погребов и крыш башен). Тридцать шесть котлов системы Ярроу образца 1911 года заменили на шесть смешанных и четыре чисто нефтяных котла. Дальность хода увеличилась до 9500 миль, а проблему задымленности мостика решили наконец окончательно — полным демонтажом первой дымовой трубы.

 

Вновь поколдовали над башенными установками, доведя угол возвышения до 43 градусов, а дальность стрельбы до 33 км. (Таким путем ≪Конго≫ симметризовали с линейными кораблями класса ≪Нагато≫, оснащенными 406-мм орудиями.) Между третьей и четвертой башней разместили три гидросамолета. Не прошло и трех лет после столь масштабных переделок, и корабли были отправлены на вторую генеральную модернизацию.

 

Теперь —в рамках новой оперативной концепции МГШ —корабли оптимизировались для ночного боя и оснащались новыми прожекторами. Зенитные 80-мм орудия заменили на универсальные артсистемы калибра 127-мм, установили катапульту, заменили авиационное вооружение и (по-видимому, в целях уменьшения заметности силуэта) уменьшили высоту грот-мачты.

 

В схеме ночной атаки кораблям класса Конго отводилась роль лидеров легких сил: своей тяжелой артиллерией они должны были подавить тяжелые крейсера противника и обеспечить прорыв эскадренных миноносцев через эскортное кольцо. Для выполнения этой задачи требовалась, по крайней мере, 30-узловая скорость, и быстроходные линкоры вновь переоборудовали в линейные крейсера.

 

Заменили стволы главной артиллерии. Вновь поменяли котлы—теперь их было восемь (с чисто нефтяным отоплением). Для улучшения формы корпуса корабли удлинили на 7,6 м. Четыре турбины прямого действия заменили на такое же число турбозубчатых агрегатов, при этом мощность повысилась более чем вдвое и составила 136 000 л.с. Дальность стала поистине межконтинентальной —10 000 миль на 18 узлах.

 

Модернизировали вспомогательную и зенитную артиллерию, системы управления огнем, систему контрзатопления, були, бронирование башен. Однако невозможно было ни заменить корпус, который отслужил уже 30 лет, ни существенно улучшить вертикальное бронирование. Орудия новых американских линкоров пробивали его на любых дистанциях.

 

Это подтвердилось в первом же артиллерийском бою. В ночь на 13 ноября 1942 года ≪Хией≫ попал под огонь американских тяжелых крейсеров и эскадренных миноносцев. Эсминец ≪Лаффи≫, чуть не столкнувшись с ≪Хией≫, прошел вдоль борта корабля, поливая огнем зенитных автоматов легкие конструкции ≪пагоды≫. Были разрушены радиорубки, дальномерные посты, мостики. Потери в людях были ужасающими. Среди прочих погиб и командир корабля.

 

Хотя линейный крейсер не получил ни одного снаряда крупнее восьмидюймового калибра, повреждения, им полученные, оказались непоправимы. Слабое бронирование оконечностей привело к разрушению румпельного отделения и полной потере управляемости. На верхней палубе бушевали пожары.

 

К утру экипаж ≪Хией≫ восстановил связь и взял огонь под контроль, но это уже не имело значения. С восходом солнца линейный крейсер, управляющийся машинами и едва двигающийся, был атакован неприятельской авиацией. За день американцы добились лишь трех попаданий (бомба и две торпеды —все на счету авиагруппы ≪Энтерпрайза≫), тем не менее с наступлением темноты исполняющий обязанности командира Macao Нисида приказал покинуть корабль... по мнению военного суда, несколько преждевременно.

 

На следующую ночь был потоплен линейный крейсер ≪Кирисима≫, перехваченный в том же проливе двумя новейшими американскими линкорами. Неравенство в силах было подавляющим: ≪Вашингтон≫ и ≪Саут-Дакота≫ были вооружены 406-мм орудиями, на обоих кораблях были смонтированы радары управления артиллерийским огнем. ≪Кирисима≫ первоначально вступил в бой с легкими силами противника, затем он добился семи попаданий в освещенную отблесками пожара ≪Саут-Дакоту≫, выведя американский линкор из строя. Но за это время невидимый в темноте ≪Вашингтон≫ превратил ≪Кирисиму≫ в груду обломков: старый линейный крейсер получил не менее шести (по другим оценкам —девять) шестнадцатидюймовых снарядов. Тех, которые пробивали его броню на любой дистанции.

 

Американские корабли ушли. Утром 15 ноября ≪Кирисима≫ еще держался на воде и даже как-то пытался управляться. Но это была уже агония. Двумя годами позже —и тоже в ноябре —настал черед ≪Конго≫.

 

Корабль был потоплен на пути из Брунея в Японию, и его гибель по сей день остается некой мелкой загадкой войны. В Тайваньском проливе во время шторма линейный крейсер был атакован подводной лодкой ≪Си Лайон≫. Здесь источники расходятся: по одним данным, корабль получил два попадания, по другим —всего одно, притом пришедшееся на броневой пояс. Во всяком случае, ≪Конго≫ не получил никаких видимых повреждений. Через некоторое время, однако, произошел мощный внутренний взрыв. Корабль переломился пополам и мгновенно затонул со всем экипажем.

 

А ≪Харуна≫ дожила почти до конца войны. За несколько дней до капитуляции Японии она была зачем-то потоплена на мелководье американской палубной авиацией.

 

600px-Haruna_sea_trials_1915.jpg

 

1936_0-680x434.jpg

 

Фотоальбом:

Фотография: "Фусо"

Фотография: "Японские тяжёлые крейсера"

Изменено пользователем Foxtrot324
  • Плюс 16

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
472
[FC]
Старший бета-тестер
2 649 публикаций
5 986 боёв

То-то я хотел спросить, где я тот рисунок выкладывал???)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
1 687
Коллекционер-испытатель, Коллекционер-испытатель, Коллекционер-испытатель
2 659 публикаций
5 719 боёв

Интересное чтиво - спс!:honoring:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
413
[TFS-1]
Участник, Коллекционер-испытатель
1 541 публикация
9 140 боёв

Увы и ах... Сергей Борисыч тут не в почете, он заклепки считать не любит.

Хотя мне-то весьма нравится.

Но, давайте продолжим. По остальным кораблям из премьеры? Типа по очереди?

Изменено пользователем Shish69
  • Плюс 1

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
2 767
[HUPER]
Бета-тестер, Бета-тестер, Бета-тестер, Коллекционер-испытатель
4 422 публикации
7 133 боя

Увы и ах... Сергей Борисыч тут не в почете, он заклепки считать не любит.

Хотя мне-то весьма нравится.

Но, давайте продолжим. По остальным кораблям из премьеры? Типа по очереди?

 

Будет, будет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
413
[TFS-1]
Участник, Коллекционер-испытатель
1 541 публикация
9 140 боёв

 

Будет, будет.

 

​Это хорошо. "Заклепочные" статьи надоели. Хотя конкретно эту книгу знаю почти наизусть.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×