Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
GSA_Hunter

История флота в лицах. Подвиг экипажа ПЛ С-11

В этой теме 23 комментария

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
140 публикаций

Смерть постоянно ходит рядом с нами, лучше бы это произошло при выполнении воинского долга в море. Именно это отличает братство подводников: ощущение единства, которое рождается от сознания того, либо мы все добьемся успеха, либо вместе погибнем.

Вольфгант  Лют, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями, мечами и бриллиантами, командир подводной лодки ВМФ Германии.

История подвига:

Август 1941 года, советская подводная лодка «С-11» капитана-лей­тенант А. М. Середы, возвращалась домой на базу в Таллине, после невероятно тяжелого боевого дежурства у главной базы подводников «Кригсмарине» — в районе Данцига, в ходе которого был потоплен германский воен­ный транспорт «КТ-11». водоизмещением 5000 тонн(по некоторым данным атака была неудачной, что действительно возможно). Однако, по дороге домой, после встречи с кораблями сопровождения, неожиданно лодка подрывается на немецкой магнитной мине, и в течение 40 секунд тонет, на глазах кораблей сопровождения, которые посчитали что корабль уничтожен и все на борту погибли.

Вот как выглядел взрыв глазами очевидцев: “До самого неба в воздух взметнулся столб воды вперемешку с грунтом. Находящимся внутри лодки показалось, что громадина выпрыгнула из воды точно живая, а затем с огромным креном лодка провалилась в кромешную тьму дна…. Погас свет, остановились все механизмы, зловещая тишина разлилась по всем отсекам”

В живых в 7-м отсеке лодки остались: по боевому рас­писанию старший в отсеке старший красно­флотец Николай Никишин, артиллерист старший краснофлотец Васи­лий Зиновьев, электрик краснофло­тец Александр Мазнин, электрик краснофлотец Василий Мареев.

Положение было аховое: глубина залегания лодки неизвестна, при взрыве разбит глубинометр, вода в прочном корпусе заполнила трюм и продолжает прибывать. По перего­ворной трубе, связывающей отсек с центральным постом, поступает вода. Через люк в переборке из 6-го отсека и вентиля­ционную магистраль тоже поступает вода. Приняты ряд срочных мер: перекрыты клапана на аварийной колонке, переговорной трубе, начали латать пробоины подручными материалами: простынями, клиньями, одеялами, и т.д. Эффективность этих мер была сомнительна, да и жизнь показала, что это так – вода продолжала прибывать. Единственный действенный способ в данном случае – пустить сжатый воздух из воздушной системы воздуха высокого давления (ВВД). Но, Никишин хорошо понимал, что это обречет людей в других отсеках на верную смерть и лишит лодку возможности продуть балласт и попытаться всплыть. Перестукиваясь, удалось установить связь с  6 отсеком, где находился и личный состав 4-го и 5-го отсеков, от них удалось узнать, что центральный пост уничтожен взрывом, и никто не выжил. Положение людей в 6-м отсек было еще более тяжелым – вода стремительно прибывала, посоветовавшись с товарищами, Никишин решает открыть люк между 6 и 7- м отсеками, а потом спасаться всем.

Длительные и упорные попытки открыть люк ни к че­му не привели, т.к. взрывом перекосило переборку и люк намертво за­клинило. В 6-м отсеке постепенно стали замолкать люди, послышались прощальные слова...

Далее сжатый воздух хранить было бессмысленно, на всей лодке в живых осталось 4 человека, Никишин открыл кла­пан и дал воздух в отсек. Однако воздуха оказалось неожиданно мало.

Что делать? Выход через торпедопогрузочный люк верная смерть -  воздушная подушка сразу же исчезнет, вода мгновенно заполнит отсек, всех находящихся в отсеке либо мгновенно выбросит через люк, что приведет к неизбежным травмам о корпус лодки, да и тем кому повезет, получат тяжелую кессонную болезнь из-за столь резкого перепада давления, да и к тому же неизвестна глубина залегания лодки на грунте.

Единственно путь к спасению из отсека — через торпедный аппарат. Но  в него заряжена торпеда, торпедопогрузочное устройство выведено из строя взрывом, а в ручную невозможно выгрузить торпеду в условиях рекой нехватки кислорода, высокого давления в отсеке и прибывающей воды. Торпеду необходимо выстрелить, но как – ведь для этого нужен сжатый воздух, чтобы вытолкнуть ее. После коротких раздумий, принято единственное спасительное решение, перевести воздух из торпеды, расположенной в аппарате правого борта, в стрельбовой баллон левого. После двух часовой кропотливой работы (второй попытки у матросов быть не может). Не с первой попытки производится выстрел торпедой. Пробыв в лодке 5 часов, у людей впервые появляется шанс на спасение. Из всех 4х подводников в борьбе за живучесть не принимает участия  Мареев – психика человека не выдержала такой нагрузки, впоследствии, он откажется выходить из лодки и подводники потеряв на безрезультатные попытки забрать его с собой около часа, оставят его в обреченном отсеке.  Проверив дыхательные аппараты, приготовив аварийный буек, и прикрепив к нему 100 метровый буйреп, матросы решили подниматься на поверхность. Стараясь делать это как можно медленней, начали подъем, в течение полутора часа осуществлялось это восхождение к жизни. Оказавшись на поверхности первым, Никишин при сильном волнении моря, дождался второго из своих товарищей -  Мазнина. Совместно они решают, Никишин поплывет в сторону берега, т.к он был физически очень сильным человеком и отличным пловцом. После семи с половиной часов плавания в бурном море, он достигает маяка в районе о. Даго, где его без сил с онемевшими руками и ногами находят патрульные - красноармейцы. На поиски двух оставшихся моряков немедленно отправляются патрульные катера, обоих удалось спасти. Впоследствии, все трое вернулись на службу в ВМФ, участвовали в обороне Ленинграда.

После войны Н.А. Никишин жил в Ленинграде, работал на заводе «Союз», мастером токарного дела. А.В. Мазнин после службы вернулся в родное Подмосковье,  окончил железнодорожный техникум с отличием, стал машинистом. В. В. Зиновьев, демобилизовался в 46-м в звании мичмана, работал в строительной организации, затем  его  перевели бригадиром  в железнодорожные мастерские, имел более 30 благодарностей в личном деле. 

 Фото

4135567m.jpg

Подводная лодка "С-11"

4137615m.jpg, 4142735m.jpg

Члены экипажа "C-11", спасшийся с затонувшей подводной лодки: краснофлотец В.В. Зиновьев, старший краснофлотец Н.А. Никишин, краснофлотец А.В. Мазнин.

 Список источников:

Дополнительная информация по подводной лодке и месте ее гибели.

Место инцидента.

4132644m.png

Схематичное изображение лодки данного типа.

4178726m.gif

 

 

Изменено пользователем GSA_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
339 публикаций

Интересная история, непомешали бы ссылки на источники и схема подводной лодки.

Изменено пользователем Poln_Kopetz

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

Интересная история, непомешали бы ссылки на источники и схема подводной лодки.

 

 

вы текст-то читали?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
140 публикаций

 

 

вы текст-то читали?

 

Прошу уточнить, какие проблемы с текстом? Открыт для критики.... Хочу стаью написать про "атаки века" если будет интерес.

Изменено пользователем GSA_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
22 публикации
3 боя

Бред. Никого она не топила, а лишь атаковала да и то безуспешно. И на мине подорвалась в другом походе.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
163 публикации

Бред. Никого она не топила, а лишь атаковала да и то безуспешно. И на мине подорвалась в другом походе.

именно так!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Бред. Никого она не топила, а лишь атаковала да и то безуспешно. И на мине подорвалась в другом походе.

 

Геннадий Дрожжин, книга "Асы и пропаганда", с.529, но стоит отметить, что в викпедии, действительно,  написано о безуспешной атаке на корабль. Ваши данные оттуда? Или есть другой источник, который я не учел?

Изменено пользователем GSA_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
22 публикации
3 боя

 

Геннадий Дрожжин, книга "Асы и пропаганда", с.529, но стоит отметить, что в викпедии, действительно,  написано о безуспешной атаке на корабль. Ваши данные оттуда? Или есть другой источник, который я не учел?

Чаще исторические писатели придают повествованию художественный стиль для придания интереса к книге. 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Интересная история, непомешали бы ссылки на источники и схема подводной лодки.

 

Спасибо за замечание, добавил источники, схема лодки неуместна, все же про экипаж писал...

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер, Репортер
2 525 публикаций
1 283 боя

 

Прошу уточнить, какие проблемы с текстом? Открыт для критики.... Хочу стаью написать про "атаки века" если будет интерес.

 

вопрос не вам адресовался

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
339 публикаций

 

 

вы текст-то читали?

Да, читал, при чём внимательно и вдумчиво. Когда прочёл источников ещё небыло, а схему лодки этого типа всё ещё хочу видеть в этой теме для её развития и красоты оформления.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Да, читал, при чём внимательно и вдумчиво. Когда прочёл источников ещё небыло, а схему лодки этого типа всё ещё хочу видеть в этой теме для её развития и красоты оформления.

 

Добавил схему, лучшее, что можно найти в Интернете

Изменено пользователем GSA_Hunter

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
129
Альфа-тестер
496 публикаций
132 боя

Неплохо бы добавить информацию о дальнейшей службе. Как-то не закончено вышло.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Неплохо бы добавить информацию о дальнейшей службе. Как-то не закончено вышло.

 

Отличное замечание, спасибо, внесены изменения в статью.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Чаще исторические писатели придают повествованию художественный стиль для придания интереса к книге. 

 

Внесены некоторые изменения в текст

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
339 публикаций

 

Добавил схему, лучшее, что можно найти в Интернете

Спасибо, теперь уменя сложилась полная картина о происшествиях :great:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
5
[FLY]
Старший альфа-тестер
242 публикации
3 077 боёв

Так чем кончилось-то? в каких местах правда описана? В том походе лодка подорвалась, или в другом? И кстати, сколько у нее экипаж был всего человек?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
149 публикаций
195 боёв

Очень интересная история конечно:honoring:

   за это спасибо, но она очень мала меньше 5 минут потратил, может ттх подводной лодки добавите ?Или историю службы этой подводной лодки....

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Так чем кончилось-то? в каких местах правда описана? В том походе лодка подорвалась, или в другом? И кстати, сколько у нее экипаж был всего человек?

 

Рассказ полностью правдивый, подтвержден официальной историей, экипаж лодки 42 человека.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
140 публикаций

Очень интересная история конечно:honoring:

   за это спасибо, но она очень мала меньше 5 минут потратил, может ттх подводной лодки добавите ?Или историю службы этой подводной лодки....

 

Тут не в объеме дело- рассказ полностью соответсвует теме статьи - не о лодке говорил, а о людях.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×