Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
ShadMoss143

Охота на дикий броненосец

В этой теме 12 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Бета-тестер
191 публикация
195 боёв

2e62b7257f8f.jpg

Охота на дикий броненосец

"Хуаскар"- живая легенда

Spoiler

Зачастую самый совершенный боевой корабль своего времени «тянет лямку» тихо и незаметно, постепенно устаревает морально и физически, исключается из состава флота и остается от него только строка в справочнике. Но случается и наоборот - неказистый кораблик второстепенной морской державы вдруг «вплывает» на страницы газет, ему посвящаются целые книги, а имена служивших на нем моряков остаются в памяти отнюдь не только «фанатов» морской истории. К числу подобных кораблей с полным правом можно отнести броненосец «Хуаскар». Сохраняющийся и поныне как памятник в Чили, за свою долгую историю этот броненосец успел поучаствовать в войне с Испанией, мятеже, приведшем к бою сперва с перуанскими же, а затем и с британскими кораблями. Тихоокеанской войне, в ходе которой вынужденно сменил хозяев, гражданской войне в Чили.

Описание и начало пути

Спущенный на воду в 1865 г. на заводе Лэрда в Биркенхеде (Англия). «Хуаскар» представлял собой низкобортный башенный броненосец полным водоизмещением 2030 тис максимальной скоростью хода около 13 узлов. Ею вооружение состояло из двух установленных в башне систем Кольза 10-дюймовых 12,5-тонных дульнозарядных орудии Армстронга, иначе называемых (по весу снаряда) 300-фунтовыми, двух стоявших на шканцах дульнозарядных 40-фнт пушек и дульнозарядного же 12-фнт орудия. К 1877 г. для тяжелых орудий имелись четыре типа снарядов: бронебойные, сплошные закаленные, которые вообще не имели разрывного заряда и в более поздние времена назывались болванками, а в описываемый период — ядрами, фугасные (или разрывные) и шрапнель. Впрочем, о применении шрапнели в ходе боев, в том числе и спустя несколько лет во время войны с Чили, никаких упоминаний найти не удалось. Также нет указаний, что в боевой обстановке использовалась и картечница Гатлинга, которая вроде бы стояла на марсе. «Хуаскар» (Huascar, правильнее — «Уаскар») получил свое название в честь вождя инков, боровшегося против испанских конкистадоров.

 Захват броненосца 

Вечером 6 мая 1877 г. «Хуаскар» спокойно стоял на якоре в Калао. Его капитан находился на берегу, там же пребывала и часть команды. Никакой военной угрозы не было, но, тем не менее, броненосец оказался захвачен. Объясняется все просто — среди его офицеров имелись сторонники Николаса де Пьерола. непримиримого противника тогдашнего перуанского президента Прадо. Пьерола ранее входил в правительство Перу, но затем его то ли в результате интриг, то ли за вполне реальные финансовые махинации с политической сцены убрали. Экс-министр перебрался в Чили, откуда начал «мутить воду». Два организованных им выступления (в 1874 и 1876 гг) закончились провалом, но Пьерола не прекратил борьбу.

Захват броненосца организовал служивший на нем лейтенант Бернабе Карраско; мятежников поддержали 17 вооруженных матросов и морских пехотинцев со стоявшего неподалеку учебного судна (старого фрегата) «Апуримак». Они смогли без лишнего шума захватить корабль, командование которым принял Мануэль Карраско — брат Барнаби, на борту также находился старший из числа морских офицеров-пьеролистов коммандер Луис Герман Астете. Поскольку пары в котлах не поддерживались, уйти с помощью машин не представлялось возможным. Но у кораблей той эпохи имелся «резерв» — паруса, позволявшие, заодно, избежать ненужного шума. Сколько именно людей находилось в момент бегства из Калао на «Хуаскаре», сказать сложно, известно лишь, что к 29 мая их насчитывалось 167. Причем в это число входили также примкнувшие к противоправительственному выступлению гражданские лица и военнослужащие сухопутных войск.

Планы восставших не отличались особой утонченностью. Они собирались уйти в Чили, принять там на борт своего лидера и вернуться в Перу, где в очередной раз поднять знамя борьбы с президентом Прадо. Возможно, третья попытка Пьерола и завершилась бы удачней предыдущих, но вот беда: угля у «Хуаскара» оказалось слишком мало. Запасов топлива могло хватить максимум на шесть дней, а ходоком под парусами броненосец был, мягко говоря, не блестящим. В результате пришлось заниматься самоснабжением, то есть начать ловлю встреченных в море судов.

Следует особо отметить, что значительную часть перевозок вдоль Тихоокеанского побережья Южной Америки осуществляли суда Тихоокеанской навигационной компании (Pacific Navigation Company, далее по тексту ТНК), А это была уже собственность Владычицы морей — Великобритании. Этого повстанцы явно не учли, когда 10 и 11 мая захватили пароходы ТНК «Сайта Роса» в порту Моллендо и «Джон Элдер»-в нейтральных водах. На борту захваченных судов, помимо прочего, каждый раз обнаруживалась и реквизировалась перуанская правительственная почта.

12 мая «Хуаскар» вошел в порт Писагya, где оказать ему сопротивление никто не решился. Там на броненосец с британского барка «Имунцина» перегрузили несколько десятков тонн угля, естественно даже не подумав заплатить за него. Выйдя 14 мая в море, мятежный корабль еще раз «пощипал» судно ТНК. На сей раз попался пароход «Коломбиа», с которого вновь изъяли почту, а заодно и арестовали двух полковников перуанской армии. После этих подвигов пьеролисты двинулись в направлении чилийского порта Кальдера.

Тем временем 7 мая в Кальяо из Кальдеры прибыл командующий Британской Тихоокеанской станцией контр-адмирал Элжернон Фредерик Роу де Хорсей. Он пришел на своем флагманском корабле - фрегате «Шах». В 70-е г. XIX в. этот крейсер считался едва ли не чудом военно-технической мысли и шедевром кораблестроения.

«Шах», заложенный в Портсмуте в марте 1870 г. под названием «Блонде», спущенный на воду в сентябре 1873 г. и укомплектованный в августе 1876 г., свое новое название получил в честь персидского шаха Назира ад Дина. Этот монарх (правивший своей страной в 1848-96 гг.), посетил Британию в 1873 г. Между прочим, этот пример наглядно подтверждает, что история с переименованием в России «Александра Невского» в «Герцога Эдинбургского» вовсе не выглядела «дикарским преклонением перед иностранцами», как это иногда преподносится в отечественной литературе.

1ffd3c975196.jpg

 

Схема вооружения и бронирования "Шах`а"

«Шах» — один из представителей серии больших неброненосных фрегатов, в которую также входили «Инконстант» и «Релей». «Шах» имел размеры 101.80x15,84x8.06 м при водоизмещении 6250 т. Его корпус строился полностью из железа и обшивался деревом (два ряда тиковой обшивки общей толщиной три дюйма) и медными листами. Причем во избежание электрохимической коррозии пришлось принимать особые меры.

Одновинтовой фрегат имел машину производства завода Джона Пенна и 10 котлов, рассчитанных на давление в 2,1 атм. На испытаниях удалось достичь мощности в 7480 л.с., достигнув скорости 16.258 узла. Между прочим, машины всех трех фрегатов оказались самыми большими и мощными среди всех существовавших в то время крейсеров, «Шах», как это было принято, нес полную парусную оснастку с площадью парусов 26.684 квадратных футов и заслуженно считался первоклассным ходоком. Без использования машины он мог развить скорость до 13,5 узлов. Этому способствовало то, что двухлопастный винт был подъемным. Также для облегчения работы с парусами трубы сделали телескопическими. Запас угля обеспечил огромную (по тем временам) дальность плавания — 6800 миль при скорости 10 узлов.

Крейсер был хорошо вооружен. На его главной палубе размещались 14 семидюймовых 6,5-тонных дульнозарядных орудий Mk III. которые могли выпускать 115-фнт бронебойные снаряды Паллисе-ра со скоростью 464м/с. В оконечностях верхней палубы располагались два дульнозарядных девятидюймовых 12-тонных орудия Mk V, способные вести огонь на оба борта. Их 250-фнт снаряды Паллисера имели начальную скорость 433 м/с. Оба типа орудий также могли использовать разрывные снаряды. Также на верхней палубе находилось восемь 64-фнт 74-центнеровых пушек калибром 6.3 дюйма, стрелявших только разрывными снарядами. Для ближнего боя имелись картечницы Гатлинга.

Артиллерийское вооружение дополняли два 16-дюймовых торпедных аппарата. Они позволяли с помощью сжатого воздуха выстреливать торпеды Уайтхеда стандартного фиумского типа на ходу до 14 уз. ТА располагались по обеим сторонам носовой оконечности главной палубы, их боезапас состоял из восьми торпед.

Как уже говорилось, фрегат не имел брони, но его машины и погреба располагались ниже ватерлинии. Котлы защищались бортовыми угольными ямами. хотя эта защита очень зависела от количества угля. Например, 29 мая, в день боя с «Хуаскаром», они были заполнены всего на треть. Штатная численность экипажа, которым командовал кептэн Фредерик Джордж Денхэм Бедфорд, составляла 600 человек.

«Шах» прибыл на Тихий океан незадолго до описываемых событий, заменив отправленный на родину в феврале 1877 г. броненосец «Рипалс». Новейший крейсер считался слишком ценным, чтобы действовать как броненосец второго класса, и оказался в Тихом океане только потому, что в Европе разразился Балканский кризис.

Spoiler

61d881f43ac9.jpg

 

 Наблюдение за российскими кораблями

Де Хорсей, кстати, считал, что Британия может оказаться втянута в начавшуюся 24 апреля русско-турецкую войну и собирался организовать наблюдение за находившимися в Сан-Франциско российскими кораблями. Таким образом, «Шах» направлялся в североамериканские воды. Английский адмирал знал о восстании на «Хуаскаре» в Кальяо, но сперва не придал этому особого значения, даже несмотря на предупреждение ТНК о незаконных по британским нормам действиях 

восставших.

Корвет "Аметист"

Spoiler

В довершение всему в начале мая в Перу произошло землетрясение, нарушившее телеграфное сообщение. Тем не менее уже 14 мая де Хореей узнал о захвате «Санта Росы» и «Джона Элдера». Несколько дней спустя представители британских коммерсантов запросили своего посла в Лиме мистера Д.Р. Грэхема о возможности направить британские военные корабли в Икику для защиты их собственности от «Хуаскара». Грэхем согласился на это и передал соответствующее обращение де Хорсею. Адмирал направил корвет «Аметист» под командованием кептэна Артура Джона Четфилда в чилийский порт Кокимбо с предписанием затем идти в Икике.

 Характеристика "Аметиста","Хуаскар" должен быть остановлен!

«Аметист» — деревянный корвет водоизмещением 1970 т, построенный в Девонпорте и укомплектованный в июле 1873 г. Корабли этой серии (насчитывала пять единиц) отличались тем. что развивали примерно одинаковую скорость под парами и парусами. В частности, "Аметист» показал 13,24 и 13 узлов соответственно. Вооружение корвета состояло из 12 64-фунтовых (71 центнер) орудиями в батарее и двумя погонными того же калибра, но более легкими (64 центнера). Экипаж — 225 чел. 16 мая де Хореей отправил послание командиру (имени которого британцы не знали) «Хуаскара» с предупреждением, что в случае продолжения действий против британских судов, подданных или собственности броненосец будет захвачен. Причем копии этого послания раздали на пароходы ТНК. А на следующий день адмирал узнал о захвате угля с «Имунции», почты и пассажиров с «Коломбии». Все намерения организовать слежение за русской эскадрой вмиг были забыты, ведь, по мнению де Хорсея британская собственность на побережье оказалась в большой опасности, к тому же получить компенсацию за потери с Перу не представлялось возможным. Таким образом, «Хуаскар» следовало остановить буквально любой ценой! 17 же мая де Хорсей пригласил на ланч на борту «Шаха» президента Мариано Игнасио Прадо и подал тому идею запросить помощь у Британии.

Пиратский броненосец

Не следует думать, что перуанские власти безучастно взирали на происходящее. Для начала они издали распоряжение, запрещавшее любую помощь экипажу «Хуаскара». За помощь в захвате броненосца, объявленного пиратским, было обещано вознаграждение. Для поимки «пирата» направлялась целая эскадра под командованием кептэна (с временным званием коммодора) Хуана Гильермо Мура, который одновременно являлся капитаном самой большой единицы ВМФ Перу — броненосца «Индепенденсия». Этот корабль был сверстником «Хуаскара», также построен в Англии, и также не модернизировался с 1866 г. Его котлы находились в очень плохом состоянии, не позволяя развивать скорость более пяти-шести узлов. В состав эскадры также вошли деревянный корвет «Юнион» (кептэн Н. Портал) и монитор «Атахуальпа»(коммандер Г. Миро Куэсада).

 "Атахуальпа"- крупная обуза 

«Юнион», построенный еще по заказу Конфедеративных Штатов в период Гражданской войны в Америке, не модернизировался также с 1866 г. «Атахуальпа», вооруженный двумя 15-дюймовыми гладкоствольными пушками Дальгрена, строившийся для ВМС США под названием «Катауба». Он был достроен уже после окончания войны, а потому в 1868 г. его продали Перу вместе с однотипным «Онеота» («Манко Капак»), К моменту описываемых событий монитор развивал скорость в 6 узлов и находился не в лучшем техническом состоянии. Из-за низкой скорости и малой мореходности «Атахуальпа» буксировался пароходом ТНК «Лимена».

Мур покинул Кальяо 11 мая и направился к Икике 8 южной части Перу. Поход сильно тормозил «Атахуальпа». В результате «борцы с пиратством» прибыли на место только 22-го, усиленные 600-тонной деревянной канлодкой «Пилкомайо».

«Хуаскар» прибыл в Кальдеру 16 мая. На следующий день его обнаружил «Аметист». В это время «Проявили признаки жизни» чилийцы: мятежный корабль попросту выгнали в Антофагасту, а затем в Кобихо на боливийском побережье. «Аметист» 20-го прибыл в Икике. а де Хорсей покинул Кальяао на «Шахе» 18-го вечером и прибыл в Икике 23-го. Там он узнал от хозяина «Имунции», что Армстронг, старший механик «Хуаскара», был принужден помогать восставшим против своей воли.

 Письмо подписанное Астете

Де Хорсей 24 мая провел в Икике, грузя «Шаха» углем. Адмирал уже знал, что Пьерола находится на борту «флагмана революции» и предполагал, что он попытается высадиться в Ило, или Камано. чтобы присоединился к своим сторонникам в Перу. Де Хорсей решил крейсировать в этом районе, используя «Аметист» в качестве посыльного судна для связи с портами Арика и Моллендо. Они, вместе с Икике, являлись единственными местами, где работал телеграф. Покинув Икике после полуночи 25 мая и соединившись с «Аметистом» в Арике, де Хорсей с 26 до 28 мая курсировал между Каманой и Моллендо.

Пьерола действительно попал на «Хуаскар» в Кабихо 22 мая. В тот же день на броненосец попала копия письма де Хорсея. Пьерола составил ответ, подписанный Астете. В этом чисто пропагандистском опусе говорилось, что «Хуаскар» не совершил ничего противозаконного, что все происходящее является внутренним делом Перу, а любая атака «Хуаскара» будет расценена как нарушение суверенитета страны. Впрочем, остается неизвестным, было ли это письмо получено британскими официальными лицами до его публикации в июне. Мятежники высадили на берег двух британских инженеров (заменив их на двух французов), но два британских машиниста согласились продолжить службу при увеличении зарплаты в полтора раза.

 "Хуаскар" обнаружен 

Вскоре Пьерола покинул Кабихо и перешел к активным действия. Имевший ранее неприятности с «Хуаскаром» пароход «Джон Элдер», заметил «Старого знакомого» приблизительно в 10 милях от Писагуа в 3 часа ночи 28 мая. Двумя часами позже часть экипажа «Хуаскара» высадилась в этом порту и при поддержке орудий броненосца к середине утра выбила оттуда гарнизон. Утром Муру доложили об увиденном с «Джона Элдера». Оставив «Атахуальпу» и «Лимену» вблизи Икике, Мур, чтобы узнать новости, отправил «Пилкомайо» для перехвата плывущих на юг пароходов, а сам направился в Писагуа с «Индепенденцией» и «Юнионом».

Приблизительно в 16 ч. Мур заметил «Хуаскар» около Пунта Пикало. Пьерола тут же отозвал десантный отряд и начал сближение с Муром. Последующие события, получившие в Перу название «Битва при Пунта Пикало», развернулись примерно в восьми милях от берега. В 17:25 броненосцы открыли огонь, находясь на расстоянии 1500 м друг от друга. Вскоре к делу подключились «Юнион» и «Пилкомайо». Столкновение продолжалось более часа и завершилось с наступлением темноты (около 19ч.). «Хуаскар» ушел на север.

 "Хуаскар" принял бой

Позднее один из офицеров «Шаха» сообщил в письме домой: «Грандиозное сражение кептэна Мура было не более чем желанием произвести впечатление... Битва при Писагуа была вполовину менее опасной, чем фейерверки в Криморне...». Зато Мур впоследствии сообщил, что получили повреждения рулевой механизм и башня "Хуаскара». На самом же деле он получил только незначительные повреждения от осколков и пуль и не имел потерь. «Индепенденция» схлопотала один 10-дм снаряд, который прошел через ее трубу и повредил паропровод, после чего взорвался. Два человека были ранены, а лебедка — уничтожена. Ее спасательные шлюпки и такелаж левого борта пострадали от ружейного огня. «Юнион» также получил незначительные повреждения от ружейного огня (или стрельбы митральезы), а «Пилкомайо» остался неповрежденным. «Хуаскар» принял бой. имея неисправности в установках главного калибра и. по перуанским источникам он выпустил только пять тяжелых снаряд. «Индепенденция» ответила 10 выстрелами из 150-фнт и 30-ю из 70-фнт

После окончания боя «Юнион» попытался преследовать «Хуаскара», но его отогнали ружейным огнем и снарядом, пролетевшим над мачтами. Эскадра Мура провела ночь около Писагуа, а утром вернулась в Икике. Мятежники продолжили движение на север в сторону Ило. Де Хорсей узнал о событиях у Писагуа утром 29 мая от «Аметиста», ходившего в Мольендо за новостями. В 06:45 * во вторник. 29 мая. «Шах» снялся с якоря и под машиной со скоростью 11 уз двинулся на юг вместе с «Аметистом». [* Время, которое приводится во всех источниках (включая статью П. Мордовина в «Морском сборнике» 11/1878 и известную книгу Вильсона «Броненосцы в бою»), основывается на документах с «Шаха». В рапортах и журнале «Аметиста» те же события указываются, как произошедшие на 30 минут раньше] Последний держался ближе к берегу, на предельном расстоянии, позволявшем осуществлять связь с помощью флажной сигнализации. В 12:50 с фрегата заметили по левому борту пароход, который 20 минут спустя изменил курс в направлении Ило. В 13:15 стало понятно, что это "Хуаскар». «Аметист» поменял курс так, чтобы отрезать его от Ило. Броненосец шел слишком медленно и не имел шансов удрать. В 14:00 англичане окружили его около Пунта Колее. В 14:10 с «Шаха» прогремел холостой выстрел, сообщив перуанцам, что им следует остановиться для переговоров. На «Хуаскаре» подчинились, и де Хорсей послал туда лейтенанта Джорджа Райнера на катере. Британский ультиматум, в частности, гласил: «Известите командира «Хуаскара», что я вынужден захватить этот корабль именем Ее Величества Королевы Великобритании. Что я принимаю это решение в соответствии с незаконными действиями «Хуаскара» по отношению к британским подданным, судам и собственности. Что я не действую в интересах правительства Перу».

Первые выстрелы

Spoiler

Как только катер Райнера отправился восвояси, Пьерола произнес перед своими людьми короткую речь: «Господа! Расходитесь по постам. Наша революция заканчивается. Теперь мы все перуанцы, которые должны защищать свой флаг!». Экипаж выразил свою верность Перу, и даже два пленных полковника согласились принять участие в сражении. «Хуаскар» направился к Ило.

В 14:56 «Шах» произвел предупредительный выстрел с расстояния 4200 ярдов, оставшийся без внимания. В 15:00 снаряд просвистел над носом «Хуаскар». Это также не возымело никакого действия, и тогда в 15:06 орудия «Шаха» открыли огонь с расстояния 1900 ярдов. В 15:07 прогремел первый ответный выстрел, а в 15:09 открыл огонь «Аметист». Точно восстановить события развернувшегося боя очень сложно. Известно, что он произошел недалеко от Ило. около порта Пакоча (получив перуанское название «Битва у Пакоча»), который в настоящее время находится в центре Ило. Бой состоялся в перуанских территориальных водах, примерно в двух милях от берега. Это давало «Хуаскару» некоторое преимущество — его осадка не превышала 15 футов, по сравнению с 18 у «Аметиста» и 27 у «Шаха». Погода была хорошей, а море — спокойным.

 Преимущество "Аметиста"

Де Хорсей старался использовать скорость «Шаха», ведя бой на довольно большой (для того времени) дистанции: от 1500 до 2000 ярдов. Тут следует оговориться, что оценки расстояний очень сильно разнятся и колеблются от 300 до 3000 ярдов! «Аметист», действовавший независимо, держался в пределах от 1500 до 2000 ярдов, минимально сближаясь до 1000 ярдов. Выбор дистанции и скорости обуславливался стремлением избежать тарана и использовать преимущество британской артиллерии. В теории. 9- и 7-дюймовые орудия «Шаха» могли пробить броню башни «Хуаскара» с расстояния 3000 и 1200 ярдов соответственно. 64-фн орудия обоих «бриттов» были неэффективны против брони на любом расстоянии, так как могли стрелять только разрывными снарядами.

 "Хуаскар" имел достаточно сильное бронирование 

Шансов на победу у перуанцев почти не имелось, зато у них было важное преимущество — броня. Боевая рубка «Хуаскара» защищалась 3-дм броней с 8-дм тиковой подложкой. Башня имела 5,5-дм защиту плюс добавочные два дюйма в лобовой части, а подложка состояла из 13 дюймов гика, обтянутых полудюймом кожи. Корпус делившийся на пять водонепроницаемых отсеков, при толщине броневого пояса в средней части до 4,5 дм на 14-дм гиковой подкладке. К оконечностям пояс утоньшался до 2,5 дм. Высота пояса достигала 2,4 м, в том числе 90 см — ниже ватерлинии. Корабль не имел кормового броневого траверза, защищавшего машину.

1f4ebf39e6f3.jpg

 

 Браться Карраско

Spoiler

Пьерола предоставил ведение боя своим офицерам. Хотя Астете находился в боевой рубке. «Хуаскаром» командовали братья Карраско. Мануэль находился в рубке, а Бернабе — в орудийной башне. Вероятно, Мануэль Карраско выбрал синусоидальный курс, пытаясь осуществить таран и опасаясь подставлять корму под неприятельские выстрелы. Маневрирование оказалось не самым удачным. Попытка тарана провалилась, а артиллеристы стреляли медленно и не слишком точно. В отчете кептэна Бедфорда указано только шесть или семь выстрелов из 10-дм орудий «Хуаскара». Сколько их было на самом деле — неизвестно, хотя понятно, что очень мало. Объяснений этому приводится несколько. Плохая подготовка артиллеристов, невозможность увидеть цель из-за разрывов британских снарядов, маневры самого броненосца. Не следует забывать, что его башня вращалась вручную. На 360 градусов она поворачивалась за 15 минут 16 матросами! Не обошлось и без проблем с боезапасом, плюс к этому не совсем понятно, удалось ли исправить неполадки, имевшие место накануне. Артиллеристы, обслуживавшие сорокафунтовки, вообще под британским огнем покинули орудия.

Перуанские артиллеристы добились только нескольких падений снарядов вблизи «Шаха», и незначительно повредили такелаж, пролетев через снасти. Других повреждений и потерь не имелось. Де Хорсей позднее писал: «...необычно и угодно Провидению, что 300-фунтовые снаряды, летевшие в корабль со столь большим экипажем как «Шах», не причинили вреда». Хотя основное внимание «Хуаскар» сосредоточил на фрегате, по «Аметисту» также стреляли. Находившийся на его верхней палубе матрос Райли отмечал, что: «...несколько из направленных в нас снарядов ударились об воду и рикошетировали над нами. Мы могли отчетливо видеть его снаряды, летевшие высоко в воздухе и напоминавшие большие кузнечные наковальни».

 Анличане-явные лидеры

Англичане вели частый огонь и постоянно поражали «Хуаскар». Обстрел прекращался, когда они оказывались друг напротив друга или когда противник оказывался на одной линии с Ило или Пакоча. Также имелись технические проблемы. В 15:26 снаряд из носовой 9-дм пушки «Шаха» разорвался в стволе, что вызвало 15-минутный перерыв в стрельбе. Расчеты обоих 9-дм орудий имели большие сложности, поворачивая массивные пушки с одного борта на другой по направляющим. Имелись неисправности у станков трех семидюймовок левого борта и одной — правого. Управление огнем было очень примитивным. Дистанция определялась офицером на глаз, выкрикивалась сквозь грохот боя артиллеристам, видимость была отвратительной (использовался дымный порох), орудия наводились и стреляли независимо друг от друга. Тем не менее «Шах» произвел несколько бортовых залпов 7-дм орудиями, включая три с электрическим управлением. Целились, в основном, в башню «Хуаскара». Надеялись вывести ее из строя, контузив расчет, даже если броня не будет пробита.

 Отступление перуанцев и значимое событие

В 16:00 перуанцы попытались уйти к берегу. В 16:40 «Аметист» последовал за ним, несмотря на предупреждение де Хорсея, просигналившего Чатфилду «Не приближайтесь к берегу!». Незадолго до 17:00 «Шах» также начал сближение, стреляя правым бортом. Затем он развернулся, чтобы пройти позади «Хуаскара» в противоположном направлении. Около 17:10 броненосец начал быстро сближаться для нанесения таранного удара с левых носовых курсовых углов. В 17:13 пушка Гатлинга, расположенная на марсе передней мачты фрегата, открыла огонь по палубе «Хуаскара». Огонь вели и стрелки на марсах, С «Аметиста» стрелки также произвели более 500 выстрелов. Огонь был направлен на уничтожение прислуги 40-фнт орудий и для защиты команды «Шаха» от аналогичных действий противника. В 17:14 орудия левого борта «Шаха» произвели залп с использованием электрической системы управления огнем, сбив главную стеньгу броненосца. Примерно тогда же произошло этапное событие морской войны. Впервые в истории в боевой обстановке с расстояния около 400 ярдов была выпущена торпеда. Однако сразу после этого «Хуаскар» развернулся, а поскольку он шел со скоростью 11 уз, торпеда со скоростью 9 уз. не смогла догнать противника. Ее след оборвался на полпути к цели. С этим знаменательным событием связана легенда, что английский офицер потребовал от командования письменного приказа на применение нового оружия, так как перуанцы были доблестными противниками и не заслуживали подобной незавидной участи.

 "Аметист" отступает 

Затем «Шах» увеличил дистанцию до 2000 ярдов с максимально возможной скоростью. В то же время на «Аметисте» решили, что башня «Хуаскара» неисправна и начали приближаться к его кормовой части. Райли слышал историю, что Чатфилд решил взять «мятежника» на абордаж, зацепив его якорем за верхнюю палубу. Но в 17:25 де Хорсей просигналил «Возвращайтесь». Райли вспоминал, что Чатфилд, обычно выдержанный человек, от ярости топал ногами. «Аметисту» пришлось отойти

b66cc48ce62e.jpg

 

 Источник

 

Спасибо за внимание!!!:honoring:

 

 

Изменено пользователем ShadMoss143

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
206 публикаций

достаточно интересная тема, вот только бы разделить бы ее, а то слитно текст тяжеловато читается.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
113 публикации

Уважаемый,ТС я как вижу вы не читали данную тему,настоятельно рекомендую,разделить тему на несколько под пунктов и сделать тему что то на подобие вот этой.Не приятно,когда открываешь тему и видишь два спойлера вначале,и в первом спойлере ещё несколько спойлеров.Сделайте тему с описание что происходит в вашем спойлеры,а то как то не очень хочется читать спойлеры без описание ТС.

Пожалуйста,исправьте.

Удачи! 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
191 публикация
195 боёв

Уважаемый,ТС я как вижу вы не читали данную тему,настоятельно рекомендую,разделить тему на несколько под пунктов и сделать тему что то на подобие вот этой.Не приятно,когда открываешь тему и видишь два спойлера вначале,и в первом спойлере ещё несколько спойлеров.Сделайте тему с описание что происходит в вашем спойлеры,а то как то не очень хочется читать спойлеры без описание ТС.

Пожалуйста,исправьте.

Удачи! 

Хорошо,я займусь этим!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
167 публикаций
54 боя

Уважаемый,ТС я как вижу вы не читали данную тему,настоятельно рекомендую,разделить тему на несколько под пунктов и сделать тему что то на подобие вот этой.Не приятно,когда открываешь тему и видишь два спойлера вначале,и в первом спойлере ещё несколько спойлеров.Сделайте тему с описание что происходит в вашем спойлеры,а то как то не очень хочется читать спойлеры без описание ТС.

Пожалуйста,исправьте.

Удачи! 

В любом случае вышло не так уж и плохо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Видеоблогер
1 099 публикаций
3 478 боёв

Не знаю как вам но мне понравилась тема, информации много.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
221
Альфа-тестер
2 124 публикации

В любом случае вышло не так уж и плохо.

В любом случае плохо то, что вы нафлудили со своим постодрочерством почти во всех доступных вам темах, да еще и к некропостингу скатились, притягивая к себе таких же бездарных постонабивателей, как вы сами. 

 

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
83 публикации

Тяжело читать с таким оформлением, спойлеров земного ( может и нет, но так тяжелее читать ).



Часть прочитал, за старания спасибо.



 


Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
4
[KLAN2]
Бета-тестер
187 публикаций
4 060 боёв

История Хуаскара достаточно интересна. Приведен лишь один из эпизодов. Кстати, помнится что офицера, проводившего торпедную атаку потом судили, т.к. он подверг риску подданных британской империи, бывшими наемными членами машинной команды. Их же в свою очередь ничуть не смущало воевать против соотечественников...при условии двойного оплаты...

 

Упс...проморгал что по тексту речь шла о другой сумме...правда я несколько источников в своё время читал. Там про двухкратную прибавку говорилось..."хто-та врот"(с)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
325
Старший альфа-тестер
2 732 публикации
6 294 боя

История Хуаскара достаточно интересна. 

Да уж, повоевать ему пришлось не раз.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
61 публикация
206 боёв

Бригантина на картинке никак не Уаскар (El Huáscar) - в испанском буква "H" не читается никогда....

И почему в "Эпохе ветра"? У Уаскара паруса были уже вспомогательные... Основным двигателем была паровая машина.

Изменено пользователем elviajero

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×