Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
Harold_F1nch

Легкий крейсер типа "Ява"

В этой теме 14 комментариев

Рекомендуемые комментарии

332 публикации
1 295 боёв

Легкий крейсер типа "Ява"

 

36b728605d17.jpg

 

Доброго времени суток, Господа! Небольшое предисловие. В предыдущих своих темах я в основном заострял внимание на технической стороне вопроса. В этот раз, описание проекта получилось небольшим, зато очень подробная полная история службы двух легких голландских крейсеров типа "Ява" ("Ява" и "Суматра"). 

 

Описание проекта:

    Легкий крейсер Java был заложен на верфи Koninklijke Maatschappij de Schelde NV во Флиссингене 31 мая 1916 года и спущен на воду 9 августа 1921 года (согласно некоторым голландским источникам, спуск на воду корабля состоялся 6 мая 1921 года). Крестной матерью, давшей крейсеру имя, стала г-жа Зееман-Болони, супруга Дж. Г. Зеемана, начальника Отдела материалов Департамента военного флота Нидерландов.

 

    Проект крейсера для службы в Ост-Индии был разработан фирмой "Krupp Germaniawerft" на основе герм. КРЛ "Karlsruhe". В первом варианте корабль имел полубак, полуют, 4 трубы и традиционное для того времени размещение орудий по бортам, но окончательно был выбран проект с протяженным полубаком, двумя трубами и расположением артиллерии по смешанной схеме. Внешне он напоминал герм, линейные крейсера типа "Moltke". Проект утвердили 21.7.1915.

Предполагалось строительство три единиц— "Java", "Sumatra" и "Celebes". Последний должен был строиться на верфи "Maatschappij Fijenoord" в Роттердаме по слегка измененному проекту в качестве флагмана Ост-Индского флота, но в действительности не закладывался, 14.7.1917 его постройка была отменена. "Java" и "Sumatra" были близки к германским крейсерам Первой мировой войны, от которых в практически неизменном виде заимствовали конструкцию корпуса, но отличались от них усиленным вооружением и увеличенным примерно на четверть водоизмещением. Бронирование включало 75-мм пояс по ВЛ, прикрывавший силовую установку и погреба (общая длина 120 м), а далее на протяжении 13 м в корму утончавшийся до 50 мм и защищавший рулевое устройство. Горизонтальная защита обеспечивалась 25-мм бронепалубой с 50-мм скосами, примыкавшими к верхней кромке пояса. В носу и корме цитадель замыкалась 60-мм траверсами. Толщина брони боевой рубки 100— 125 мм; орудийных щитов— 100 мм; дымоходов — 50 мм.

 

    Главный калибр состоял из 10x1 150-мм/50 орудий "Bofors" №6 (вес снаряда 46 кг, дальность стрельбы 21 200 м). Четыре орудия в оконечностях размещались по линейно-возвышенной схеме, остальные шесть — по три вдоль каждого борта, что в результате давало семиорудийный бортовой залп. Зенитное вооружение первоначально состояло из 4x1 75-мм/55 орудий "Bofors/Wilton-Fijenoord". Для управления огнем служили три 4-метровых дальномера и один 2-метровый зенитный дальномер. Торпедного и авиационного вооружения проектом не предусматривалось. Корабли могли принимать 12 мин в специальные погреба или до 36 мин на рельсы.

 

    Силовая установка по проекту включала 8 ПК "Schulz-Thornycroft" с полностью нефтяным отоплением (рабочее давление 18 атм.) и 3 ТЗА "Germania", однако турбины, предназначенные для "Sumatra", были уничтожены пожаром во время ходовых испытаний, проводившихся в июне-июле 1924 года (очевидно, этот пожар и стал причиной ввода корабля в строй только в следующем, 1925 году). Турбины заменили на ТЗА "Zolly", что стало причиной сложностей в эксплуатации в первые годы службы. Проектная мощность 72 000 л.с. должна была обеспечить 31-узловую скорость; однако на испытаниях "Java" развил 30 уз., "Sumatra" — 30,63 уз.

Вскоре после вступления в строй крейсера получили по 2 гидросамолета (сначала Van Berkel WA, затем Fairey IMF, Fokker C.VIIW), для спуска/подъема которых у носовой трубы смонтировали по 2 крана.

 

    В 1934— 1935 гг. корабли прошли ремонт и модернизацию в арсенале Сурабаи. Фок-мачта была заменена новой, трубчатой конструкции, аналогичной устанавливавшимся на герм. КРЛ межвоенной постройки; наверху разместили пост СУАО фирмы "Hazemeyer". Грот-мачта была значительно укорочена и перенесена к миделю. 75-мм зенитки сняты и заменены на 40-мм/56 автоматы "Bofors": "Sumatra" получил 3x2 установки на кормовой надстройке, "Java" — 2x2. На расширенной прожекторной платформе у носовой трубы установили 4x1 12,7-мм пулемета.

 

    В конце 1930-х гг. возникли планы коренной модернизации крейсеров с заменой 10x1 150-мм орудий на 4x2 башенных установки того же калибра с линейно-возвышенным расположением, и доведением зенитного вооружения до 10x2 40-мм/56 автоматов. Однако в связи с заказом крейсеров типа "Kijkduin" от реализации данного плана отказались, ограничившись лишь ремонтом кораблей в метрополии ("Java" в мае 1937 — январе 1938 г., "Sumatra" в июле — октябре 1938 г.), в ходе которого они получили новые гидросамолеты Fokker C.XIW.

 

Схема проекта:

 

f0c42564f150.jpg

 

cbad9dae3563.jpg

 

 

Тактико-технические характеристики проекта:

Водоизмещение:              

  стандартное                        6 670 т,

  полное                                 8 208 т

Длина:                                   153 м («Суматра» - 152 м, «Целебес» - 156 м)

Ширина:                                16 м

Осадка:                                  5,5 м

Бронирование:    

  борт                                      75 - 50 мм;

  траверзы                              60 мм;

  палуба                                  25 (на скосах — 50) мм;

  орудийные щиты                 100 мм;

  рубка                                    125 - 100 мм

Двигатели:                              3 ТЗА Germania (на «Суматре» — 3 ТЗА Zolly)

Мощность:                              65 000 л. с. («Суматра» — 72 000 л. с.)

Скорость хода:                       30 узлов

Дальность плавания:             4800 морских миль на скорости 12 узлов

Экипаж:                                   526 человек

Вооружение:

  артиллерия                          10 × 1 — 150-мм/50

  зенитная артиллерия          2 × 2 («Суматра» — 3 × 2) — 40-мм/56, 4 — 12,7-мм пулемёта

  авиационная группа            2 гидросамолёта

 

 

История легкого крейсера "Ява"

    Войдя в состав голландского флота 1 мая 1925 года (первый командир — капитан-лейтенант тер зее Л.Я. Куант), уже в июле (2.07.) крейсер вышел в свой первый заграничный поход — в Швецию (с заходом в Стокгольм) и Норвегию. 18 августа Java вернулся во Флиссинген, где вскоре началась подготовка корабля к отправке в Голландскую Ост-Индию. Выйдя 14 октября 1925 года из Амстердама, обогнул Европу, прошел Суэцкий Канал и прибыл в Сабанг 28 ноября. До 1937 года Java являлся флагманским кораблем колониального флота. В период с 8 ноября 1928 до 23 января 1929 года крейсер нанес визиты на Филиппины, в Китай и Японию, а между 2 сентября и 2 декабря 1930 года вместе с эсминцами De Ruyter (позднее переименованным в Van Ghent) и Evertsen ходил в Австралию и Новую Зеландию (с визитами во Фримантл, Аделаиду, Мельбурн, Сидней, Веллингтон и Окленд).

 

    Крейсер Java был кораблем удачливым, не имевшим серьезных аварий и постоянно бравшим призы за хорошую артиллерийскую стрельбу на морских учениях и учебных стрельбах. 24 сентября 1929 года во время учебных стрельб крейсер потопил корабль-цель — канонерку Ceram (1887 г.), которая шла на буксире у минного заградителя Serdang. На морских учениях, проходивших 3-8 мая 1930 года в Зондском проливе, расстрелял такой же старый пароход Rensiena. Но в истории корабля были и черные страницы. Одной из них стало участие в событиях февраля 1933 года, когда на стационировавшем в Голландской Ост-Индии броненосце береговой обороны De Zeven Provincien вспыхнуло восстание команды. Разоружив офицеров, восставшие направились в главную морскую базу в Сурабае, намереваясь поднять общее восстание ост-индского флота. На перехват «голландского "Потемкина"» были брошены крупные силы: крейсер Java, 3 эсминца, подводные лодки, гидроавиация. В состоявшемся 10 февраля бою главную роль сыграли 6-дюймовки крейсера Java. De Zeven Provincien получил несколько прямых попаданий, в результате чего погибли многие зачинщики волнений и на горевшем во многих местах мятежном броненосце был выброшен белый флаг.

 

    Летом крейсер возобновил представительскую деятельность. В начале июня 1933 года Java доставил в Японию делегацию, которая должна была участвовать в церемонии погребения умершего 30 мая победителя русского флота в Порт-Артуре и Цусимском бою — адмирала Хейхатиро Того. На рейде Йокосуки голландский крейсер присоединился к кораблям иностранных флотов, прибывших для участия в траурной церемонии: Великобританию представлял крейсер Suffolk, США — крейсер Augusta, Францию — крейсер Primauguet, Италию — крейсер Quatro, Китай — крейсер Ming Hai. Похороны состоялись в Иокогаме 5 июня.

8-13 марта 1934 года Java вместе с эсминцами Witte de With и Van Galen совершил поход в Сингапур. В этот же порт был нанесен визит 13-17 ноября 1936 года, уже после окончания на крейсере модернизационных работ. На этот раз его сопровождали крейсер Sumatra и эсминцы Witte de With, Piet Hein и Evertsen.

 

    В 1934 — 35 гг оба крейсера типа Java прошли комплекс модернизационных мероприятий и на кораблях был проведен текущий ремонт. Однако при недостаточной оснащенности судоремонтных предприятий колоний не все работы можно было довести до конца или провести их с необходимым качеством. Изношенные за десять лет непрерывной службы механизмы кораблей требовали квалифицированного капитального ремонта. 6 марта 1937 года Java оставил Ост-Индию и взял курс через Коломбо, Аден, Порт-Саид и Оран к Гибралтару. Здесь крейсеру пришлось ненадолго задержаться в связи с гражданской войной в Испании. В конфликт вмешались европейские государства и 9 сентября 1936 года был создан так называемый «Комитет по невмешательству в дела Испании». Под прикрытием этой организации, призванной предотвратить всякую иностранную интервенцию в Испанию, немцы и итальянцы оказывали действительную помощь мятежникам генерала Франко людьми и оружием. В соответствии с решениями международного «комитета по невмешательству», прибрежные воды Пиренейского полуострова поделили на зоны ответственности между его членами: Англией, Францией, Германией и Италией. В них патрули боевых кораблей этих стран должны были пресекать подвоз военных грузов обеим воюющим сторонам. Крейсер поддерживавших «комитет» Нидерландов вошел в состав патрулировавших британскую зону сил и в течение недели (с 27 апреля по 4 мая) конвоировал торговые суда в Гибралтарском проливе.

 

    7 мая 1937 года корабль прибыл, на­конец, в воды метрополии и почти сразу же был отправлен в Великобританию, где в период между 17 и 22 мая принял участие в торжествах и военном параде на Спитхедском рейде по случаю коронации короля Георга VI. На обратном пути крейсер доставил из Гарвича в Эймейден голландскую наследную чету — принцессу Юлиану (королева Нидерландов в 1948-80 гг.) и Бернгарда. И только после этого Java почти на полгода был выведен в резерв и прибыл на верфь Rijkswerft в Виллемсоорд для проведения необходимых ремонтных работ. Вновь введен в строй 3 января 1938 года и 30 января отправлен на патрулирование в испанские воды.

 

    19 февраля крейсер вернулся в Голландию (в Хелдер) и после непродолжительной стоянки в Ньев-Дьеп 4 мая навсегда оставил родные берега. По прибытии в Индонезию, сменил в составе ост-индского флота однотипный Sumatra, начавший подготовку к переходу в Европу.

13 октября 1938 года обычное счастье впервые изменило крейсеру. В заливе Лампонг произошло столкновение Java с эсминцем Piet Hein. Оба корабля отделались незначительными повреждениями.

 

    Когда в сентябре 1939 г. началась война, в нейтральных гаванях Ост- и Вест-Индии нашли убежище более трех десятков немецких кораблей. В мае 1940 года, когда Германия напала на Голландию, эти корабли были захвачены. В Ост-Индии таким образом попали в руки голландцев 22 корабля общим водоизмещением 135533 тонны. 10 мая 1940 года крейсер Java находился в Паданге на острове Суматра и тогда же от­ряд моряков из его экипажа захватил стоявшее в этом порту немецкое грузовое судно Franken (7789 брт.). Позднее Franken вошел в состав голландского торгового флота под названием Wangiwangi и был торпедирован 25 мая 1941 года в Центральной Атлантике немецкой под­водной лодкой U103.

 

    В мае 1940 года началась длительная служба крейсера Java в Индийском океане по конвоированию торговых и транспортных судов союзников. Известие о японском налете на Пирл-Харбор застало голландский крейсер в районе Сингапура, где он в составе союзных морских сил (английские крейсера Danae, Dragon, Durban и эсминцы Encounter, Stronghold и Tenedos, голландский эсминец Evertsen, австралийские тральщики Burnie, Bendigo, Goulburn и Maryborough) обеспечивал эскортирование караванов между Сингапуром и Зондским проливом. Начиная с 8 декабря, союзный эскорт пополнялся остатками английских соединений, разгромленных японцами: эсминцы Scout и Thanet прорвались из Гонконга, a Electra, Express, Jupiter и австралийский эсминец Vampire прибыли после гибели у Куантана основных сил «Соединения Z» (Force 2) адмирала Филлипса.

 

    5-7 февраля 1942 года для прикры­тия эскортируемых крейсером Java двух транспортов с голландскими армейскими подкреплениями, идущих из Бата­вии в Палембанг на о.Суматра, группа британских кораблей в составе тяжелого крейсера Exeter, эсминцев Encounter, Jupiter и австралийского легкого крейсера Hobart совершила вылазку из Зондского пролива через пролив Бангка. На обратном пути силы прикрытия подверглись безрезультатной торпедной атаке японской подводной лодки Ro-34.

 

    13 февраля 1942 года крейсер Java вошел в состав международной эскадры Ударных Сил АБДА (Striking Force — SF) под командованием голландского контр-адмирала Карела Доормана (Доорман (Doorman) Карел Биллем Фредерик Мари (23.4.1889, Утрехт - 28.2.1942, Яванское море), нидерландский контр-адмирал. В ВМС с 1910, после войны участвовал в строительстве флота Нидерландов. В 1937 — командующий военно-морской авиацией в Ост-Индии, в 1940 командующий ост-индским флотом. С 3 февраля 1942 командовал Ударным Соединением АБДА. Погиб в бою). В этот период корабль вместе с тяжелым крейсером Exeter, легким крейсером Hobart, эсминцем Electra и канонерской лодкой Jumna нес конвойную службу в районе островов Кангеан и к югу от Зондского пролива. Здесь из состава эскортируемых в тот день конвоев JS.1 и SJ.1 японской подводной лодкой I-56 был потоплен один транспорт.

 

    Последующие две недели Java активно участвовал в действиях Ударного Соединения союзников (Более подробно о ходе боевых действий в Юго-Восточной Азии будет рассказано в разделе, относящемся к истории службы крейсера De Ruyter). В течение всего рокового для эскадры АБДА 7-часового боя в Яванском море 27 февраля 1942 года Java шел замыкающим в боевой линии крейсеров контр-адмирала Доормана, которым противостояли японские тяжелые крейсера Nachi и Haguro и легкие Naka и Jintsu. В 23.32 крейсер получил попада­ние единственной японской торпеды «long lance» из 8-торпедного залпа крейсера Nachi, произведенного с дистанции около 40 кабельтовых, и затонул в течении 20 мин. (по другим данным, в течение 15 минут в результате взрыва боезапаса) приблизительно в 35 мор. милях к С-3. от о. Бавеан (коор­динаты места гибели: 06' 00' с.ш. /112' 05' в.д.). Вместе с кораблем погиб почти весь экипаж — 96% личного состава (если по штату на крейсере числилось 525-526 человек, то количество жертв — 504). Среди погибших был и командир корабля кап-л-т тер зее П.Б.М. ван Стрэлан.

 

    С тех пор название Java в списках ВМФ Нидерландов не появлялось.

 

История легкого крейсера "Суматра"

    Крейсер ввели в строй 26 мая 1926 го­да, его первым командиром стал кап-л-т тер зее ГЛ. Шорер. Вслед за вступлением в строй последовало назначение к месту службы и 21 сентября Sumatra вышел в свой первый дальний поход, направляясь в Голландскую Ост-Индию через Панамский канал. Как и у крейсера Java, этот первый поход являлся также «показом голландского флага», с той лишь разницей, что Java «показывал флаг» в Восточном полушарии, a Sumatra — в Западном. Поход длился более восьми. Первым остановочным пунктом стал Понта-Делгада на о. Сан-Мигель (Азорские острова). Затем последовали Нью-Йорк, Гавана, мексиканские Тампико и Веракрус, о. Кю­расао (Голландская Вест-Индия), Ла-Гуайра (Венесуэла), Бальбоа (Панама), Сан-Франциско, Гонолулу, Иокогама, почти трехмесячная стоянка (19.02. — 12.05. 1927 г.) в качестве стационера в Шанхае и, нако­нец, Нагасаки. Полукругосветный тур за­кончился 1 июня 1927 года прибытием крейсера в базу в Сурабае на о. Ява.

 

    Уже в течение первых лет колониальной службы крейсера стала сказываться ненадежность его силовой установки. Прежде всего возникли трудности с достижением проектной мощности машин, в связи с чем 21 июля 1930 года Sumatra прибыл на судоремонтный завод Arsenal в Сурабае, где в течение нескольких дней проводились необходимые работы. 27 июля во время послеремонтного пробного пробега в 3-м котельном отделении крейсера вспыхнул пожар, потушенный только благодаря помощи оказавшегося неподалеку минного заградителя Krakatau. Затем Sumatra отбуксировали в базу в Сурабае, где, очевидно, ремонтные работы, в конце концов, были выполнены на должном уровне.

 

    14 мая 1931 г., меньше года спустя после пожара в котельной, крейсер-неудачник налетел на необозначенную подводную скалу у ост-индского острова Кебатоэ. Это послужило причиной следующего ремонта, растянувшегося на целый год.

 

    По окончании модернизационных работ 1934-35 гг. Sumatra вновь привлекается к представительской деятельности, в рамках которой он совершил два визита: 11-26 ноября 1935 года с эсминцами Witte de With и Van Galen в Сайгон и 13-17 ноября 1936 года вместе с крейсером Java и эсминцами Piet Hein, Evertsen и Witte de With в Сингапур.

 

    После возвращения из Европы крейсера Java на корабле началась подготовка к походу в метрополию и 8 июня 1938 года Sumatra оставил Ост-Индию и направился в европейские воды (через Суэцкий канал). Поход завершился 10 июля (по др. данным, 22 июля) прибытием в Хелдер. Корабль был выведен в резерв, но уже в начале октября (срок ремонта длился не более 2 месяцев) вновь введен в строй и направлен на патрулирование в испанские воды в связи с продолжавшейся гражданской войной. В течение 2-х месяцев (10.10. - 10.12. 1938 г.) Sumatra нес конвойную службу между Лиссабоном, Мадейрой, Гибралтаром и Касабланкой.

 

    По возвращении из патрулирования Sumatra выполняет функции учебного корабля и 11 января 1939 года отправляется в Средиземное море. Учебный поход длился 2,5 месяца (до 25 марта). За это время крейсер посетил Оран, Мальту, Геную, Палермо, Бизерту, Тунис, Алжир и Танжер. Еще один учебный поход (к бере­гам Шотландии) Sumatra совершил перед самой войной (19.06. —4.07.).

 

    В сентябре 1939 года крейсер находился в Голландии. К началу немецкого вторжения в эту страну он стационировал во Флиссингене, будучи в очередной раз выведен в резерв в ожидании планировавшейся консервации. Уже на следующий день после начала военных действий (11 мая 1940 года) Sumatra вместе с недоукомплектованным крейсером Jacob van Heemskerck совершил переход из Флиссингена в английский порт Имминхэм в устье реки Хамбер.

 

    Когда 13 мая 1940 года падение Гол­ландии стало неизбежным, королева Нидерландов Вильгельмина и члены ее пра­вительства были эвакуированы в Вели­кобританию из Хук ван Холанда на английских эсминцах Hereward и Windsor. Днем раньше из порта Эймейден на английском же лидере Codrington в Англию была вывезена наследная принцесса Юлиана и двое ее детей. Но даже здесь жизнь членов королевской семьи продолжала оставаться в опасности из-за частых налетов немецкой бомбардировочной авиации. Поэтому 2 июня крейсер Sumatra в сопровождении все того же Jacob van Heemskerck, имея на борту принцессу Юлиану и ее дочерей — принцесс Беатрикс (нынешняя королева Нидерландов — с 1980 г.) и Ирену, вышел в Канаду и 11 июня прибыл в Галифакс, где королевская семья пересела на специальный правительственный поезд, доставивший ее к месту временного пребывания.

 

    13 июня Sumatra оставил Галифакс и через Бермуды направился в Голландскую Вест-Индию, прибыв на о. Кюрасао 22 июня. Здесь крейсер включился в операцию союзников по поиску действовавшего в Центральной Атлантике «Рейдера D» — германского вспомогательного крейсера Schiff 21 - Widder, который в период с 5 мая по 31 октября потопил в этих водах 10 торговых судов общим водоизмещением 58645 брт. Поисковая операция проводилась в июле 1940 года силами 2 тяжелых (английский Dorsetshire и австралийский Canberra) и 4 вспомогательных крейсеров при поддержке местного голландского колониального флота и, как известно, не принесла результатов (рейдер успел укрыться в Бресте).

   

    7 августа Sumatra продолжил плавание и через Фритаун, Лобиту, Капстад (Кейптаун) и Порт-Луи (Маврикий) пришел в Ост-Индию 9 октября 1940 года. Этот боевой корабль, так и не произведший ни одного выстрела по врагу, оказался неплохим «путешественником», «сделав» за 5 месяцев (со дня выхода из Флиссингена) 25 045 миль! 

 

    31 октября (по др. данным, уже 15 октября) в Сурабае Sumatra был в очередной раз выведен в резерв в связи с планировавшейся модернизацией и часть экипажа откомандирована на другие корабли ост-индской эскадры. Ремонтные и модернизационные работы на крейсере производились заводом Arsenal с 29 января 1941 года (по др. данным, со дня вывода корабля в резерв) и продолжались около года. Во всяком случае, к моменту возникновения угрозы захвата ост-индских островов Японией ремонтные работы закончены не были, в связи с чем возникла необходимость эвакуации крейсера. Sumatra был введен в строй 27 января 1942 года (командир -л-т тер зее I кл. Я.Л.Л. Виллинг) и 3 февраля вышел в Тринкомали на о. Цейлон для завершения ремонта, имея неполный состав экипажа, 4 исправных котла и 2 турбины. Кроме того, на крейсере были эвакуированы кадеты военно-морских училищ — старшие классы морской и механической службы и младшие классы механической и административной. С прибытием в Тринкомали начались мытарствования злосчастного крейсера в Индийском океане. После двухмесячной стоянки на Цейлоне 15(16) апреля Sumatra был направлен для продолжения ремонтных работ в Бомбей, но и здесь ему не смогли оказать квалифицированной помощи. Очевидно, загруженные срочными военными заказами местные судостроительные и судоремонтные предприятия были просто не в состоянии (или не захотели) уделить внимание имевшему ничтожную боевую ценность устаревшему голландскому крейсеру с крайне изношенной машиной. Простояв в Бомбее до 24 июля, Sumatra вышел в свой последний дальний поход, направляясь в Великобританию. По дороге были сделаны заходы в Коломбо на Цейлоне, на атолл Адду (Мальдивы), о. Маврикий, в Дурбан, Симонстад, Пуэнт-Нуар (во франц. Конго), Фритаун и Гибралтар. 11 октября крейсер прибыл на военную базу в Холихед в заливе Карнарвон (Сев. Уэльс). Отсюда он был направлен в Портсмут, куда пришел 26 (31) октября, имея на борту 700 человек — 630 европейцев и 70 индонезийцев. 1 ноября крейсер вывели в резерв, оставив на нем сокращенный экипаж.

 

    С 6 ноября 1942 года Sumatra находился в бассейне № 4 военной верфи Royal Naval Dockyard в Портсмуте в ожидании ремонта и планировавшейся новой модернизации. Однако прошло около полутора лет, а работы на нем так и не были начаты.

 

    Между тем, на состоявшейся в конце ноября — начале декабря 1943 года Тегеранской конференции руководите­лей трех союзных держав (СССР, США, Великобритании) было принято окончательное решение относительно открытия второго фронта в Европе и началась подготовка к проведению операции Overlord — крупномасштабной десант­ной операции по высадке союзников в Нормандии. Это предрешило судьбу старого голландского крейсера. Дело в том, что для защиты от волн создаваемых в местах высадки войск искусственных гаваней было решено устроить волноломы. Они должны были образовываться линией старых кораблей, затопленных в 1500 ярдах от береговой полосы. Для этой цели отобрали 53 старых торговых и военных корабля. В числе последних английские линкор Centurion, легкий крейсер Durban и корабль ПВО Alynbank, французский линкор Courbet и голландский легкий крейсер Sumatra должны были затопиться в зоне высадки 3-й британской дивизии (пляж Sword).

 

    В связи с предстоящим затоплением крейсера началось его разоружение. В марте 1944 года с него сняли 4 орудия главного калибра, из которых три были переданы на голландскую канонерку Flores, а одно — на однотипную с ней канонерскую лодку Soemba для замены их собственных изношенных аналогичных орудий. В мае (уже после вывода крейсера из бассейна военной верфи, который состоялся 29 апреля) с Sumatra сняли все более-менее ценное оборудование и боезапас. Последним командиром крейсера стал л-т тер зее I кл. Г. Витте.

 

    Крейсер был затоплен в 17.21 9 июня 1944 года у побережья Нормандии на глубине 7,5 м в 4,5 км к северо-западу от маяка Ойстрем (Ouistreham), став частью искусственного волнолома порта Gooseberry 5.

 

    Работы по судоподъему затопленных у нормандского побережья кораблей начались несколько лет спустя после окончания войны. Крейсер Sumatra вместе с располагавшимися рядом с ним английскими крейсером Durban и грузовым пароходом Empire Defiance (4632 брт) был поднят в феврале 1951 года, и после продажи 14 февраля того же года на аукционе в Париже иранской фирме M.Aghayan отбуксирован на слом. За остов одного из своих крейсеров — «первенцев» Голландия получила 6840000 франц. франков.

 

    Как и в случае с крейсером Java, это был последний в списках голландского флота корабль, носивший «колониальное» название Sumatra.

 

 

Фотографии проекта (Внимание! Высокое разрешение оригинальных фотографий!):

Легкий крейсер "Ява"

090e0f23137d.jpg

 

4d3aaa079b1e.jpg

 

 

Легкий крейсер "Суматра"

5814e8a72629.jpg

 

5977b7e76637.jpg

 

 

 

 

Используемые источники:

 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация

Столько много источников? Прям не вериться, что Вы их все использовали, но факт останеться фактом.

Тема мне понравилась, фотографии шикарные. 

Суматра столько много бедствий потерпела в начале, пожар, потом еще эта скала, не везло крейсеру.

 

Изменено пользователем ri4erson

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
332 публикации
1 295 боёв

Столько много источников? Прям не вериться, что Вы их все использовали, но факт останеться фактом.

Тема мне понравилась, фотографии шикарные. 

Суматра столько много бедсвий потерплева в начале, пожар, потом еще эта скала, не везло крейсеру.

 

Использовал все, что перечислено! Можете проверить :eyesup:

Крейсера малоизвестные, поэтому пришлось покопаться и использовать много ресурсов. 

 

Рад что Вам понравилось! :honoring:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
130
ivviko
496 публикаций
132 боя

Тема понравилась. 

Вот уже сколько читаю про эти корабли, и каждый раз удивляют масштабы. Сам дальше Чёрного моря не бывал и такие большие корабли никогда не видел. Очень бы хотелось по палубе такой громадины пройти.

Плюсанул.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
332 публикации
1 295 боёв

Тема понравилась. 

Вот уже сколько читаю про эти корабли, и каждый раз удивляют масштабы. Сам дальше Чёрного моря не бывал и такие большие корабли никогда не видел. Очень бы хотелось по палубе такой громадины пройти.

Плюсанул.

Так это еще класс легких крейсеров! А представьте себе размер какого-нибудь линкора!

 

С последней фотографией "Суматра" промашка вышла - она была в маленьком разрешении. Теперь все исправлено, так что можете наслаждаться большим разрешением, Господа!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
206 публикаций

Спасибо за статью, но есть маленький вопрос по ней. В разделе ттх в длине крейсера присутствуют 2 цифры с разницой в 2,3 м (153/155,3 м) Не могли бы уточнить какая длина к какому крейсеру относится. Предполагаю, что более длинный у нас будет Суматра (судя по тому, что вторые цифры в ттх за ним), но точной уверенности нет.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
163 публикации
1 038 боёв

Спасибо за статью, но есть маленький вопрос по ней. В разделе ттх в длине крейсера присутствуют 2 цифры с разницой в 2,3 м (153/155,3 м) Не могли бы уточнить какая длина к какому крейсеру относится. Предполагаю, что более длинный у нас будет Суматра (судя по тому, что вторые цифры в ттх за ним), но точной уверенности нет.

 

Скорее всего это длинна от носа к корме и длинна по ватерлинии.

4078247.png

 

Изменено пользователем Voland

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
332 публикации
1 295 боёв

Спасибо за статью, но есть маленький вопрос по ней. В разделе ттх в длине крейсера присутствуют 2 цифры с разницой в 2,3 м (153/155,3 м) Не могли бы уточнить какая длина к какому крейсеру относится. Предполагаю, что более длинный у нас будет Суматра (судя по тому, что вторые цифры в ттх за ним), но точной уверенности нет.

Покопался я в характеристиках кораблей и выяснил пару интересных деталей (конечно насколько можно верить ресурсам):

1. Java имела длину 153 м.

2. Sumatra - 152 м. максимальная

3. Celebes - длина была увеличена на 3 метра (подразумеваю, что это как раз наши неизвестные 2,3 м, которые указала вики) и водоизмещение на 155 тонн.

 

Данные добавлены в тему. Спасибо за Вашу наблюдательность!

Изменено пользователем BagiraNHE

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
488 публикаций
2 888 боёв

а что за мост на первом фото

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
332 публикации
1 295 боёв

а что за мост на первом фото

Есть много фотографий кораблей, но вряд ли Вы где-то увидите детальное описание этих самых фотографий (за крайне редким исключением). На Ваш вопрос я, к сожалению, не могу ответить. 

Это все равно, что спросить: "Что за люди присутствуют на мосту на фото?"

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
378 публикаций
2 384 боя

 

 

В самой же вики написано, Харбор-Бридж  Сидней, вот сcылка на статью::teethhappy:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%91%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B6_(%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9)

Изменено пользователем sauvage77

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
332 публикации
1 295 боёв

 

В самой же вики написано, Харбор-Бридж  Сидней, вот сcылка на статью::teethhappy:

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A5%D0%B0%D1%80%D0%B1%D0%BE%D1%80-%D0%91%D1%80%D0%B8%D0%B4%D0%B6_(%D0%A1%D0%B8%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B9)

А-а-а, так Вы этот снимок имели в виду. 

Я думал, Вы говорили про самое первое фото, которое еще под заглавием темы идет и все никак не мог взять в толк... :teethhappy:

Блин, бывает же... Если можно, в следующий раз уточняйте пожалуйста во избежании недопонимания)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
378 публикаций
2 384 боя
BagiraNHE, я ничего не имел ввиду. Я просто ответил на вопрос sid2508:teethhappy:
Изменено пользователем sauvage77

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
163 публикации
1 038 боёв

BagiraNHE, я ничего не имел ввиду. Я просто ответил на вопрос sid2508:teethhappy:

 

Походу на фото он еще в процессе постройки - краны и прочее. Из-за этого мне казалось, что это не мост а какой то хитрый кран для разгрузки или постройки кораблей. :teethhappy:

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×