Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MurdocNG

Крейсера-скауты британского флота

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

68 публикаций
25 боёв

Крейсер-скаут (Scout cruiser) — подкласс крейсеров начала ХХ века, существовавший в ВМС ряда стран. Выполняли роль лидеров эсминцев и разведчиков при эскадрах

Возникновение класса скаутов

После создания в Великобритании эскадренных миноносцев типа «Ривер», обладавших высокой скоростью и мореходностью, в британских военно-морских кругах пришли к выводу о необходимости создания нового класса крейсеров, достаточно быстроходных, чтобы соответствовать новым эсминцам. В задачи нового класса входила роль лидеров эсминцев, которые должны были вести их в атаку и прикрывать артиллерийским огнём. Кроме того, в соответствии со своим названием, они должны были выполнять роль разведчиков при эскадре, причём в данном случае их функции сводились к выявлению неприятеля и наведению на него своих линейных сил.
Крейсера-скауты фактически являлись развитием британских бронепалубных крейсеров 3-го класса типа Jem. 
Первыми британскими скаутами стали крейсера типа «Sentinel», развивавшие скорость до 25 узлов, несмотря на то, что они были оснащены паровыми машинами. Вооружение составляли 76-миллиметровые орудия, защита ограничивалась броневой палубой. Скауты серии «Adventure» имели меньшее водоизмещение.
Паровыми машинами оснащались и следующие скауты типов «Forward» и «Pathfinder». В 1905 году британский флот получил по два крейсера этих проектов. В отличие от родоначальников класса они имели тонкий броневой пояс по ватерлинии. Следующие скауты серий «Boadicea» и «Blonde» были крупнее, получили паровые турбины, 102-мм орудия, но лишились броневого пояса. Наконец, в 1912—1913 годах были построены три крейсера типа «Active». В дальнейшем англичане прекратили развитие этого класса и перешли к строительству более крупных и боеспособных лёгких крейсеров. Всего британский флот получил 15 скаутов семи разных типов.

 Рассмотрим мы восемь крейсеров-скаутов из одного заказа, но разделенного между четырьмя верфями, каждая из которых разработала оригинальные корабли, но по единой спецификации Адмиралтейства: ход- 25 узлов, 10 76-мм, 8 47-мм пушек, два торпедных аппарата.

Крейсера-скауты типа «Sentinel»

Всего было построено 2 крейсера: «Sentinel», «Skirmisher».

52e476117dfc9e7dbd3b87180503463a.jpg

Тип «Sentinel» изначально планировалось назвать «Inchkeith», что впоследствии привело бы серию к такому названию, но «Sentinel» был переименован перед началом строительства.

«Sentinel» в заложен 8 июня 1904г., спущен 19 апреля 1904г.,

 «Skirmisher» в заложен 8 января 1904г., спущен 7 февраля 1905г., в строю с июля 1905г.

Основные характеристики

 

Водоизмещение: 2880 т
Длина: 116,1 м
Ширина: 12,19 м
Осадка: 4,27 м
Бронирование 

палуба: 16-38 мм
рубка: 76,2 мм
Двигатели: 2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов, Полный запас угля: 410 т.
Мощность: 17000 л. с.

Движитель: 2 винта
Скорость хода: 25 узлов
Экипаж: 298 человек

Вооружение

 

Артиллерия: 10 - 76,2-мм, 8 - 47-мм

В 1911/1912 годах перевооружены на: 9 - 102-мм/40, 6 - 57-мм
Минно-торпедное вооружение: 2 - 457-мм торпедных аппарата

 Служба

Крейсер-скаут «Sentinel» начал свою службу в составе 3-й крейсерской эскадры на Средиземноморье, потом был отозван в состав Флота Канала (Channel Fleet), а с 1907г. в составе флота метрополии (Home Fleet). В 1910г. возглавил 5-ю флотилию эсминцев в Чатем, а в 1913г. был переведён возглавить 9-ю флотилию эсминцев в Портсмуте.
Первою мировую встретил в составе 8-й флотилии эсминцев в Ферт-оф-Форт, но оказывается слишком слабым для этой роли, и в 1915г. переводится в 6-ю эскадру лёгких крейсеров в Хамбер. Здесь основной задачей стала защита от рейдов немецких Цеппелинов. В 1916г. эскадру переводят на Средиземное море, а в 1918г. – Эгейское. 12 ноября 1918г. «Sentinel» вошёл в состав эскадры, что была послана через Дарданелы в Чёрное  море, для участия в Гражданской войне в России.
После войны «Sentinel» был учебным кораблём в Чатем, пока не был продан на слом в 1923г.


Крейсер-скаут «Skirmisher» начала свою карьеру в качестве лидера 5-й флотилии  эсминцев флота метрополии (Home Fleet), на базировавшейся в Дувре (1907). В 1909был переведём  во 2-ю флотилию эсминцев, в 1910 - 4-ю флотилию эсминцев и, наконец, 7-ю флотилию эсминцев в Портсмуте с июля 1913 года. В начале службы, его капитанами были Вальтер Коуэн и Уильям Бойл, которые впоследствии получили звания адмиралов.
Первую мировую войну «Skirmisher» встретил в составе 7-й флотилии эсминцев в Хамбере, командуя двумя дивизиями с 7-й флотилии (восемь торпедных катеров), под командованием адмирала Балларда, адмирала патрулей. 16 декабря немцы ворвались на Йоркширское побережье. Когда до Балларда дошли первые слухи, он вышел в море на «Skirmisher», во главе флотилии, но тяжелые погодные условия заставили его отправить торпедные катера обратно в Хамбер. Баллард продолжил в одиночку добираться  до побережья Йоркшира. К полудню он был у Мыс Фланборгед, к югу от Скарборо. Оттуда он сообщил, что не было никаких судов между ним и Хамбер в 12.40 дня. Затем он продолжил движение на север, и смог сообщить, что враг покинул окрестности Уитби и Бухты Филе в 9 утра. Этот сообщение достиго адмирала Биттив 1.18 дня, во время его неудачной попытки поймать немецкие крейсеры, которые провели рейд.
В 1915 «Skirmisher» был временно присоединен к 6-й легкой крейсерской эскадре на Хамбер. В 1916 она была размещена в Средиземном море, а затем в Эгейском море в 1918 году. В 1920г., после войны стоял на стационарной стоянке в Хамбер до 1920 года, пока в марте 1920г. не был продан на слом.

 

Крейсера-скауты типа «Adventure»

Всего было построено 2 крейсера: «Adventure», «Attentive». 

b839da155b125a7f6947fd4f80bdeb5d.jpg

Они изначально были названы класс «Eddystone» , но название было изменено до начала строительства . 
Данные корабли были предназначены для совместных действий с эсминцами флотилий, но вскоре оказались слишком медленными для этой роли, так как новые эсминцы значительно опережали их.
«Adventure» — заложен 7 января 1904г., спущен 8 сентября 1904г., в строю с октября 1905г.
«Attentive» — заложен 8 января 1904г., спущен 24 ноября 1904г., в строю с октября 1905г.

Основные характеристики

Водоизмещение: 2640 т

Длина: 120,4 м

Ширина: 11,66 м

Осадка: 4,11 м

Бронирование

палуба: 19-51 мм

рубка: 76,2 мм

Двигатели:2 4-цилиндровых паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов Ярроу, Полный запас угля: 410 т.

Мощность: 12000 л. с.

Движитель: 2 винта

Скорость хода: 25 узлов

Экипаж: 268 человек

Вооружение

Артиллерия: 10 - 76,2-мм, 8 - 47-мм

В 1911/1912 годах перевооружены на: 9 - 101,6 мм, 6 - 57-мм

Минно-торпедное вооружение: 2 - 457-мм торпедных аппарата

 Служба

Крейсер-скаут «Adventure» ещё до войны успел отличиться, в апреле 1907 он столкнулась с  рыболовным судно у берегов Сассекс, и оно затонуло.
Он возглавлял 1-ю флотилию эскадренных миноносцев. В июне 1910 стал на переоборудование в доках Чатема. Затем он возглавил 2-ю флотилию эсминцев, базирующейся в Девонпорт
В августе 1912 прошёл ремонт, после чего присоединился к 3-й эскадре лёгких крейсеров на манёвры. В июле 1913 «Adventure» присоединился к 6-й флотилии эсминцев, базировавшейся в Дувре.
На второй день рождества в 1915 году «Adventure» самостоятельно спасает экипаж парохода Huronian.
В последнее лето войны занимался сопровождением конвоев на Гибралтар, затем служил в Средиземном море и, в 1919, на Эгейское море.
12 августа 1919 года возвращается в доки в Имингем. Но в январе 1920 «Adventure» опять осуществляет столкновение с гражданским судном, протаранив траулер около Хамбера.
Был продан на слом 3 марта 1920 года.

 

Крейсер-скаут «Attentive» присоединился к дивизии Нор составе флота метрополии (Home Fleet) в марте 1907 года, а чуть больше чем через год, 27 апреля 1908 года принял участие в серии аварий, во время учений по ведению ночного огня с Восточной флотилии эсминцев. Он протаранил эсминец HMS Gala районе машинного отделения и разрезал его пополам. Носовая часть эсминца затонула сразу, а экипаж пытался держаться за обломки кормы. Корма затонула после попытки отбуксировать её на мелководье. Gala пошла на дно вместе с инженером лейтенантом Флетчером. А несчастливый «Attentive» столкнулся ещё и с эсминцем HMS Ribble, повредив его так, что тот бы вынужден вернуться в порт Ширнесс.
После этого в июле 1909 года «Attentive» возвращается в Чатем, где возглавляет 3-ю флотилию эсминцев, а в 1910 присоединяется ко 2-й флотилии эсминцев.
Большую часть Первой Мировой он проводит в составе патруля Довера (Dover Patrol). 7 сентября 1915 года становится одной из первых жертв авиаудара. «Attentive» попал под бомбардировку, потеряв 2 членов экипажа убитыми и 7 ранеными. Воздушное нападение вынудило эскадру разойтись, пока не вернулись бомбардировщики.
Принимал участие в знаменитом рейде на Зебрюгге 25 апреля 1918 года, перед этим занимался эскортированием конвоев на Гибралтаре. Провёл несколько месяцев в районе Мурманска, Поддерживая британские войска в Гражданской войне.
«Attentive» был снят с вооружения в декабре 1918 года и после окончания боевых действий был продан на слом 12 апреля 1920 года

 Крейсера-скауты типа «Forward»

Всего было построено 2 крейсера: «Forward» и «Foresight».

1f24f31af1a778982822b8f217ded633.jpg

В то время они были самыми малыми британскими военными кораблями, имеющими вертикальное бортовое бронирование. Как уже повелось, изначальное название было «Nore», но до начала строительства, имя серии сменили.

«Forward» — заложен 22 октября 1903 г., спущен 27 июля 1904г., в строю с 22 августа 1905г.

«Foresight» — заложен 24 октября 1903 г., спущен 8 октября 1904 г., в строю с 8 сентября 1905г.

Основные характеристики

Водоизмещение: 2860 т

Длина: 115,5 м

Ширина: 11,96 м

Осадка: 4,34 м

Бронирование

борт: 51 мм

палуба: 16-29 мм

рубка: 76,2 мм

Двигатели: 2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов. Запас угля 500 тонн максимум.

 

Мощность: 16500 л. с.

Движитель: 2 винта

Скорость хода: 25 узлов

Экипаж: 298 человек

Вооружение

Артиллерия: 10 - 76,2-мм, 8 - 47-мм

В 1911/1912 годах перевооружены на: 9 - 101,6 мм, 6 - 57-мм

Минно-торпедное вооружение: 2 - 457-мм торпедных аппарата

 

Служба

Крейсер-скаут «Forward» присоединился к флоту канала (Channel Fleet) в 1907 году, в 1909 возглавил 2-ю флотилию эсминцев, в октябре 1909 года присоединился к 4-й флотилии, а в 1910 присоединился к 3-й флотилии группы Нор, возглавив её в июне 1913 года. В начале войны был частью 9-й флотилии эсминцев Шетландского патруля.
В 1914 годы «Forward» переводят в 7-ю флотилию эсминцев на Хамбер. 15 декабря 1914 года он был в Хартлпул, вместе с одноклассником HMS «Patrol» и 3-й дивизией 9-й флотилии, в то время, когда 4-я дивизия была на патрулировании Уитби. Утром 16 декабря Хартлпул был подвержен немецкому рейду, возглавляемому линейными крейсерами SMS «Seydlitz» и SMS «Moltke», а так же крейсером SMS «Blücher». Так как Хартлпул был приливной гаванью, то во время отлива крейсерам было трудно выйти в море. Утром эсминцы HMS «Doon», HMS «Waveney», HMS «Moy» и HMS «Test» были направленны в море, и доложили, что условия делают рискованным выход крейсеров.
В 8 утра немецкие корабли подошли к Хартлпул и открыли огонь по  городу. Первоначальными целями были две батареи, что охраняли вход в гавань, но позже снаряды начали прилетать и в доки и в гавань. Пока патруль смог выйти в море (где он получил множественные попадания и повреждения) «Forward» сдерживал немецкую атаку. Когда же он смог выйтил из Хартлпул, немецкие крейсеры уже повернули на восток для отхода. «Forward» было приказано следить за ними, но немцы скрылись в тумане.
После рейда «Forward» был отправлен в 7-ю флотилию миноносцев в Хамбер. В мае 1915 года он был одним из пяти крейсеров-скаутов (изначально было 7) 6-й легкой крейсерской эскадры, которая охраняла восточное побережье от налётов Цеппелинов. Эскадра распалась с приходом новых кораблей, и «Forward» был направлен на Средиземное море. С июня 1916 года и до конца войны нёс службу в Эгейском море. В начале 1919 года был направлен в Одессу, для того, что бы вывезти членов семьи Толстого из города, который с дня на день должны были взять большевики.
Был продан на слом 27 июля 1921 года.


Крейсер-скаут «Foresight» был в резерве Портсмутского дивизиона домашнего флота до конца 1909 года, пока не возглавил 2-ю флотилию эсминцев. В 1910 году присоединился к 3-й флотилии эсминцев, а в 1911 к 6-й флотилии в Довере.
В начале войны присоединился в патрулю Довера, потом к 8-й флотилии эсминцев, так же в Довере. Именно в этой роли он и принял участие в операциях у берегов Фландрии в октябре 1914 года, что помогло сохранить фланг союзников при битве при Изер. В мае 1915 переводится в 6-ю эскадру легких крейсеров в Хамбер. В 1915 служил на Средиземном море, а в июле 1916 в Эгейском вместе в «Forward» до конца войны. В ноябре 1916 года помогал спасать людей с тонущего океанского лайнера HMHS «Britannic» (была ли это торпеда вражеской подлодки, или мина достоверно не известно).
Был продан на слом 3 марта 1920 года.

Крейсера-скауты типа «Pathfinder»

Изначальное название было Fastnet, но до начала строительства, имя серии сменили.

e734ec6565883cfa0e4f9c6346815a58.jpg

Всего было построено 2 крейсера: «Pathfinder», «Patrol».
«Pathfinder» — заложен 15 августа 1903 г., спущен 16 июля 1903г., в строю с 18 июля 1905г.
«Patrol» — заложен 31 октября 1903 г., спущен 13 октября 1904г., в строю с 29 сентября 1905г.

 

Основные характеристики

Водоизмещение: 2900 т

Длина: 115,96 м

Ширина: 11,77 м

Осадка: 3,96 м

Бронирование

борт: 51 мм

палуба: 16-37 мм

рубка: 76,2 мм

Двигатели: 2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов

Запас угля 410 тонн максимум.

Мощность: 16500 л. с.

Движитель: 2 винта

Скорость хода: 25 узлов

Экипаж: 268 человек

Вооружение

Артиллерия: 10 - 76,2-мм, 8 - 47-мм

В 1911/1912 перевооружены на: 9 -102-мм, 6 - 57-мм

Минно-торпедное вооружение : 2 - 457-мм торпедных аппарата аппарата

 Служба

Spoiler

Крейсер-скаут «Pathfinder» начал свою службу в 1906 году в составе флота канала, а потом в 1907году был переведён во флот метрополии (Home Fleet). В начале Первой Мировой входил в состав 8-й флотилии эсминцев, базировавшейся в Росайт, Ферт-оф-Форт.

«Pathfinder» 5 сентября 1914 года находился в дозоре у берегов Шотландии вместе с 8-й флотилией эскадренных миноносцев, когда в 16 ч 45 мин лейтенант Отто Херзинг (командир немецкой U-21) попал в него торпедой, он сразу же пошел ко дну после сильнейшего взрыва. Из его команды 259 чел. погибло и 16 было ранено.

Крейсер-скаут «Pathfinder» оказался первым кораблём потонувшим от атаки подводной лодки.

Крейсер-скаут «Patrol» вошёл в состав флота метрополии (Home Fleet) в октябре 1907 года, а затем в 3-й флот Нор в 1908 году. В 1909 году короткое время был во главе 1-й флотилии эсминцев в Портсмуте, потом переведёт в 3-й флотилию, а потом в 1-ю в 1910 году. В 1911 году размещается в Хариджес 1-й флотилией, под командованием капитана Франциса М Лик. В 1913-1914 годах они находились в Холбоулин, на военно-морской базе в Корке (штаб-квартира ирландского флота).

В начале Первой мировой войны «Patrol» был частью 9-го флотилии эсминцев, защищая северо-восточное побережье между Ферт-оф-Форт и Тайн. 15 декабря, под командованием капитана Алана С. Брюс, он был на стоянке в Хартлпул вместе с HMS Forward, четырьмя эсминцами с 9-й флотилии (HMS Doon , HMS Waveney, HMS Moy и HMS Test) и подводной лодки HMS C9.

16 декабря, эсминцы вышли в море в 5.30 утра без защиты крейсеров по причине сильного волнения на море. В 8 утра флотилия увидели немецкие крейсеры Seydlitz и Moltke и крейсер Blücher, идущие в рейд на Хартлпул. Тяжелые немецкие корабли преследовали безнадежно отстреливающихся эсминцев и открыли огонь по двум батареям Хартлпул, которые состояли из трёх шестидюймовок каждая, после чего открыли огонь по входу в порт и гавань.

Капитан Брюс попытался выскочить в море, но был обнаружен с Blücher и получил две тяжелых снаряда в 8:45 . Четверо членов экипажа были убиты и семь ранены, и корабль сел на мель на входе в Тис. Он был спасен от уничтожения противником, так как немецкими кораблями было решено прекратить рейда, чтобы успеть вернутся обратно в открытое море. Еле державшийся на воде «Patrol» осел слишком низко, чтобы вернуться в Хартлпул, но смог бороться до доков в Мидлсбро.

После прохождения по капитальному ремонту он присоединилась к 7-й флотилии эсминцев в Хамбер в 1915 году. Он была переведена в Ирландском море в 1918 году, а затем обратно в 9-ю флотилию эсминцев в Нор.

Был снят с вооружения в 1919 года, и продан на слом 21 апреля 1920 года.

 

Основной источник тут

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
501 публикация

Довольно интересно, информации придостаточно, тс - молодец)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
471 публикация

А "Куму" и "Де Рёйтер" можно считать скаутами?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
206 публикаций

что то какие то неудачные скауты получились из серии Adventure.  Судя по тексту от них было больше потерь среди своих судов нежели неприятельских. А за статью спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
332 публикации
1 295 боёв

Если добавите еще три серии кораблей в тему - будет просто шикарно!

Крейсер-скаут "Эктив", Крейсер-скаут "Блонд", Крейсер-скаут "Бодицея"

 

Автору плюс и спасибо! 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
68 публикаций
25 боёв

Эктив, Блонд и Бодицея это уже новая серия, с турбинами.

а эти 4 серии были выполнены по 1 проекту.

 

Но продолжение будет

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
332 публикации
1 295 боёв

Эктив, Блонд и Бодицея это уже новая серия, с турбинами.

а эти 4 серии были выполнены по 1 проекту.

 

Но продолжение будет

Оки, будем ждать!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
65 публикаций
187 боёв

познавательно я больше думал что для роли артиллерийской поддержки нужны были пушки по круче  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
53 публикации
1 707 боёв

познавательно я больше думал что для роли артиллерийской поддержки нужны были пушки по круче  

Так естественно полно ценная артиллерия мощная и дальнобойная, это явно не 47мм и 76мм ;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×