Перейти к содержимому
Для публикации в этом разделе необходимо провести 50 боёв.
MurdocNG

Крейсера-скауты британского флота

В этой теме 10 комментариев

Рекомендуемые комментарии

Старший альфа-тестер
68 публикаций
25 боёв

Крейсер-скаут (Scout cruiser) — подкласс крейсеров начала ХХ века, существовавший в ВМС ряда стран. Выполняли роль лидеров эсминцев и разведчиков при эскадрах

Возникновение класса скаутов

После создания в Великобритании эскадренных миноносцев типа «Ривер», обладавших высокой скоростью и мореходностью, в британских военно-морских кругах пришли к выводу о необходимости создания нового класса крейсеров, достаточно быстроходных, чтобы соответствовать новым эсминцам. В задачи нового класса входила роль лидеров эсминцев, которые должны были вести их в атаку и прикрывать артиллерийским огнём. Кроме того, в соответствии со своим названием, они должны были выполнять роль разведчиков при эскадре, причём в данном случае их функции сводились к выявлению неприятеля и наведению на него своих линейных сил.
Крейсера-скауты фактически являлись развитием британских бронепалубных крейсеров 3-го класса типа Jem. 
Первыми британскими скаутами стали крейсера типа «Sentinel», развивавшие скорость до 25 узлов, несмотря на то, что они были оснащены паровыми машинами. Вооружение составляли 76-миллиметровые орудия, защита ограничивалась броневой палубой. Скауты серии «Adventure» имели меньшее водоизмещение.
Паровыми машинами оснащались и следующие скауты типов «Forward» и «Pathfinder». В 1905 году британский флот получил по два крейсера этих проектов. В отличие от родоначальников класса они имели тонкий броневой пояс по ватерлинии. Следующие скауты серий «Boadicea» и «Blonde» были крупнее, получили паровые турбины, 102-мм орудия, но лишились броневого пояса. Наконец, в 1912—1913 годах были построены три крейсера типа «Active». В дальнейшем англичане прекратили развитие этого класса и перешли к строительству более крупных и боеспособных лёгких крейсеров. Всего британский флот получил 15 скаутов семи разных типов.

 Рассмотрим мы восемь крейсеров-скаутов из одного заказа, но разделенного между четырьмя верфями, каждая из которых разработала оригинальные корабли, но по единой спецификации Адмиралтейства: ход- 25 узлов, 10 76-мм, 8 47-мм пушек, два торпедных аппарата.

Крейсера-скауты типа «Sentinel»

Всего было построено 2 крейсера: «Sentinel», «Skirmisher».

52e476117dfc9e7dbd3b87180503463a.jpg

Тип «Sentinel» изначально планировалось назвать «Inchkeith», что впоследствии привело бы серию к такому названию, но «Sentinel» был переименован перед началом строительства.

«Sentinel» в заложен 8 июня 1904г., спущен 19 апреля 1904г.,

 «Skirmisher» в заложен 8 января 1904г., спущен 7 февраля 1905г., в строю с июля 1905г.

Основные характеристики

 

Водоизмещение: 2880 т
Длина: 116,1 м
Ширина: 12,19 м
Осадка: 4,27 м
Бронирование 

палуба: 16-38 мм
рубка: 76,2 мм
Двигатели: 2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов, Полный запас угля: 410 т.
Мощность: 17000 л. с.

Движитель: 2 винта
Скорость хода: 25 узлов
Экипаж: 298 человек

Вооружение

 

Артиллерия: 10 - 76,2-мм, 8 - 47-мм

В 1911/1912 годах перевооружены на: 9 - 102-мм/40, 6 - 57-мм
Минно-торпедное вооружение: 2 - 457-мм торпедных аппарата

 Служба

Крейсер-скаут «Sentinel» начал свою службу в составе 3-й крейсерской эскадры на Средиземноморье, потом был отозван в состав Флота Канала (Channel Fleet), а с 1907г. в составе флота метрополии (Home Fleet). В 1910г. возглавил 5-ю флотилию эсминцев в Чатем, а в 1913г. был переведён возглавить 9-ю флотилию эсминцев в Портсмуте.
Первою мировую встретил в составе 8-й флотилии эсминцев в Ферт-оф-Форт, но оказывается слишком слабым для этой роли, и в 1915г. переводится в 6-ю эскадру лёгких крейсеров в Хамбер. Здесь основной задачей стала защита от рейдов немецких Цеппелинов. В 1916г. эскадру переводят на Средиземное море, а в 1918г. – Эгейское. 12 ноября 1918г. «Sentinel» вошёл в состав эскадры, что была послана через Дарданелы в Чёрное  море, для участия в Гражданской войне в России.
После войны «Sentinel» был учебным кораблём в Чатем, пока не был продан на слом в 1923г.


Крейсер-скаут «Skirmisher» начала свою карьеру в качестве лидера 5-й флотилии  эсминцев флота метрополии (Home Fleet), на базировавшейся в Дувре (1907). В 1909был переведём  во 2-ю флотилию эсминцев, в 1910 - 4-ю флотилию эсминцев и, наконец, 7-ю флотилию эсминцев в Портсмуте с июля 1913 года. В начале службы, его капитанами были Вальтер Коуэн и Уильям Бойл, которые впоследствии получили звания адмиралов.
Первую мировую войну «Skirmisher» встретил в составе 7-й флотилии эсминцев в Хамбере, командуя двумя дивизиями с 7-й флотилии (восемь торпедных катеров), под командованием адмирала Балларда, адмирала патрулей. 16 декабря немцы ворвались на Йоркширское побережье. Когда до Балларда дошли первые слухи, он вышел в море на «Skirmisher», во главе флотилии, но тяжелые погодные условия заставили его отправить торпедные катера обратно в Хамбер. Баллард продолжил в одиночку добираться  до побережья Йоркшира. К полудню он был у Мыс Фланборгед, к югу от Скарборо. Оттуда он сообщил, что не было никаких судов между ним и Хамбер в 12.40 дня. Затем он продолжил движение на север, и смог сообщить, что враг покинул окрестности Уитби и Бухты Филе в 9 утра. Этот сообщение достиго адмирала Биттив 1.18 дня, во время его неудачной попытки поймать немецкие крейсеры, которые провели рейд.
В 1915 «Skirmisher» был временно присоединен к 6-й легкой крейсерской эскадре на Хамбер. В 1916 она была размещена в Средиземном море, а затем в Эгейском море в 1918 году. В 1920г., после войны стоял на стационарной стоянке в Хамбер до 1920 года, пока в марте 1920г. не был продан на слом.

 

Крейсера-скауты типа «Adventure»

Всего было построено 2 крейсера: «Adventure», «Attentive». 

b839da155b125a7f6947fd4f80bdeb5d.jpg

Они изначально были названы класс «Eddystone» , но название было изменено до начала строительства . 
Данные корабли были предназначены для совместных действий с эсминцами флотилий, но вскоре оказались слишком медленными для этой роли, так как новые эсминцы значительно опережали их.
«Adventure» — заложен 7 января 1904г., спущен 8 сентября 1904г., в строю с октября 1905г.
«Attentive» — заложен 8 января 1904г., спущен 24 ноября 1904г., в строю с октября 1905г.

Основные характеристики

Водоизмещение: 2640 т

Длина: 120,4 м

Ширина: 11,66 м

Осадка: 4,11 м

Бронирование

палуба: 19-51 мм

рубка: 76,2 мм

Двигатели:2 4-цилиндровых паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов Ярроу, Полный запас угля: 410 т.

Мощность: 12000 л. с.

Движитель: 2 винта

Скорость хода: 25 узлов

Экипаж: 268 человек

Вооружение

Артиллерия: 10 - 76,2-мм, 8 - 47-мм

В 1911/1912 годах перевооружены на: 9 - 101,6 мм, 6 - 57-мм

Минно-торпедное вооружение: 2 - 457-мм торпедных аппарата

 Служба

Крейсер-скаут «Adventure» ещё до войны успел отличиться, в апреле 1907 он столкнулась с  рыболовным судно у берегов Сассекс, и оно затонуло.
Он возглавлял 1-ю флотилию эскадренных миноносцев. В июне 1910 стал на переоборудование в доках Чатема. Затем он возглавил 2-ю флотилию эсминцев, базирующейся в Девонпорт
В августе 1912 прошёл ремонт, после чего присоединился к 3-й эскадре лёгких крейсеров на манёвры. В июле 1913 «Adventure» присоединился к 6-й флотилии эсминцев, базировавшейся в Дувре.
На второй день рождества в 1915 году «Adventure» самостоятельно спасает экипаж парохода Huronian.
В последнее лето войны занимался сопровождением конвоев на Гибралтар, затем служил в Средиземном море и, в 1919, на Эгейское море.
12 августа 1919 года возвращается в доки в Имингем. Но в январе 1920 «Adventure» опять осуществляет столкновение с гражданским судном, протаранив траулер около Хамбера.
Был продан на слом 3 марта 1920 года.

 

Крейсер-скаут «Attentive» присоединился к дивизии Нор составе флота метрополии (Home Fleet) в марте 1907 года, а чуть больше чем через год, 27 апреля 1908 года принял участие в серии аварий, во время учений по ведению ночного огня с Восточной флотилии эсминцев. Он протаранил эсминец HMS Gala районе машинного отделения и разрезал его пополам. Носовая часть эсминца затонула сразу, а экипаж пытался держаться за обломки кормы. Корма затонула после попытки отбуксировать её на мелководье. Gala пошла на дно вместе с инженером лейтенантом Флетчером. А несчастливый «Attentive» столкнулся ещё и с эсминцем HMS Ribble, повредив его так, что тот бы вынужден вернуться в порт Ширнесс.
После этого в июле 1909 года «Attentive» возвращается в Чатем, где возглавляет 3-ю флотилию эсминцев, а в 1910 присоединяется ко 2-й флотилии эсминцев.
Большую часть Первой Мировой он проводит в составе патруля Довера (Dover Patrol). 7 сентября 1915 года становится одной из первых жертв авиаудара. «Attentive» попал под бомбардировку, потеряв 2 членов экипажа убитыми и 7 ранеными. Воздушное нападение вынудило эскадру разойтись, пока не вернулись бомбардировщики.
Принимал участие в знаменитом рейде на Зебрюгге 25 апреля 1918 года, перед этим занимался эскортированием конвоев на Гибралтаре. Провёл несколько месяцев в районе Мурманска, Поддерживая британские войска в Гражданской войне.
«Attentive» был снят с вооружения в декабре 1918 года и после окончания боевых действий был продан на слом 12 апреля 1920 года

 Крейсера-скауты типа «Forward»

Всего было построено 2 крейсера: «Forward» и «Foresight».

1f24f31af1a778982822b8f217ded633.jpg

В то время они были самыми малыми британскими военными кораблями, имеющими вертикальное бортовое бронирование. Как уже повелось, изначальное название было «Nore», но до начала строительства, имя серии сменили.

«Forward» — заложен 22 октября 1903 г., спущен 27 июля 1904г., в строю с 22 августа 1905г.

«Foresight» — заложен 24 октября 1903 г., спущен 8 октября 1904 г., в строю с 8 сентября 1905г.

Основные характеристики

Водоизмещение: 2860 т

Длина: 115,5 м

Ширина: 11,96 м

Осадка: 4,34 м

Бронирование

борт: 51 мм

палуба: 16-29 мм

рубка: 76,2 мм

Двигатели: 2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов. Запас угля 500 тонн максимум.

 

Мощность: 16500 л. с.

Движитель: 2 винта

Скорость хода: 25 узлов

Экипаж: 298 человек

Вооружение

Артиллерия: 10 - 76,2-мм, 8 - 47-мм

В 1911/1912 годах перевооружены на: 9 - 101,6 мм, 6 - 57-мм

Минно-торпедное вооружение: 2 - 457-мм торпедных аппарата

 

Служба

Крейсер-скаут «Forward» присоединился к флоту канала (Channel Fleet) в 1907 году, в 1909 возглавил 2-ю флотилию эсминцев, в октябре 1909 года присоединился к 4-й флотилии, а в 1910 присоединился к 3-й флотилии группы Нор, возглавив её в июне 1913 года. В начале войны был частью 9-й флотилии эсминцев Шетландского патруля.
В 1914 годы «Forward» переводят в 7-ю флотилию эсминцев на Хамбер. 15 декабря 1914 года он был в Хартлпул, вместе с одноклассником HMS «Patrol» и 3-й дивизией 9-й флотилии, в то время, когда 4-я дивизия была на патрулировании Уитби. Утром 16 декабря Хартлпул был подвержен немецкому рейду, возглавляемому линейными крейсерами SMS «Seydlitz» и SMS «Moltke», а так же крейсером SMS «Blücher». Так как Хартлпул был приливной гаванью, то во время отлива крейсерам было трудно выйти в море. Утром эсминцы HMS «Doon», HMS «Waveney», HMS «Moy» и HMS «Test» были направленны в море, и доложили, что условия делают рискованным выход крейсеров.
В 8 утра немецкие корабли подошли к Хартлпул и открыли огонь по  городу. Первоначальными целями были две батареи, что охраняли вход в гавань, но позже снаряды начали прилетать и в доки и в гавань. Пока патруль смог выйти в море (где он получил множественные попадания и повреждения) «Forward» сдерживал немецкую атаку. Когда же он смог выйтил из Хартлпул, немецкие крейсеры уже повернули на восток для отхода. «Forward» было приказано следить за ними, но немцы скрылись в тумане.
После рейда «Forward» был отправлен в 7-ю флотилию миноносцев в Хамбер. В мае 1915 года он был одним из пяти крейсеров-скаутов (изначально было 7) 6-й легкой крейсерской эскадры, которая охраняла восточное побережье от налётов Цеппелинов. Эскадра распалась с приходом новых кораблей, и «Forward» был направлен на Средиземное море. С июня 1916 года и до конца войны нёс службу в Эгейском море. В начале 1919 года был направлен в Одессу, для того, что бы вывезти членов семьи Толстого из города, который с дня на день должны были взять большевики.
Был продан на слом 27 июля 1921 года.


Крейсер-скаут «Foresight» был в резерве Портсмутского дивизиона домашнего флота до конца 1909 года, пока не возглавил 2-ю флотилию эсминцев. В 1910 году присоединился к 3-й флотилии эсминцев, а в 1911 к 6-й флотилии в Довере.
В начале войны присоединился в патрулю Довера, потом к 8-й флотилии эсминцев, так же в Довере. Именно в этой роли он и принял участие в операциях у берегов Фландрии в октябре 1914 года, что помогло сохранить фланг союзников при битве при Изер. В мае 1915 переводится в 6-ю эскадру легких крейсеров в Хамбер. В 1915 служил на Средиземном море, а в июле 1916 в Эгейском вместе в «Forward» до конца войны. В ноябре 1916 года помогал спасать людей с тонущего океанского лайнера HMHS «Britannic» (была ли это торпеда вражеской подлодки, или мина достоверно не известно).
Был продан на слом 3 марта 1920 года.

Крейсера-скауты типа «Pathfinder»

Изначальное название было Fastnet, но до начала строительства, имя серии сменили.

e734ec6565883cfa0e4f9c6346815a58.jpg

Всего было построено 2 крейсера: «Pathfinder», «Patrol».
«Pathfinder» — заложен 15 августа 1903 г., спущен 16 июля 1903г., в строю с 18 июля 1905г.
«Patrol» — заложен 31 октября 1903 г., спущен 13 октября 1904г., в строю с 29 сентября 1905г.

 

Основные характеристики

Водоизмещение: 2900 т

Длина: 115,96 м

Ширина: 11,77 м

Осадка: 3,96 м

Бронирование

борт: 51 мм

палуба: 16-37 мм

рубка: 76,2 мм

Двигатели: 2 паровые машины тройного расширения, 12 паровых котлов

Запас угля 410 тонн максимум.

Мощность: 16500 л. с.

Движитель: 2 винта

Скорость хода: 25 узлов

Экипаж: 268 человек

Вооружение

Артиллерия: 10 - 76,2-мм, 8 - 47-мм

В 1911/1912 перевооружены на: 9 -102-мм, 6 - 57-мм

Минно-торпедное вооружение : 2 - 457-мм торпедных аппарата аппарата

 Служба

Spoiler

Крейсер-скаут «Pathfinder» начал свою службу в 1906 году в составе флота канала, а потом в 1907году был переведён во флот метрополии (Home Fleet). В начале Первой Мировой входил в состав 8-й флотилии эсминцев, базировавшейся в Росайт, Ферт-оф-Форт.

«Pathfinder» 5 сентября 1914 года находился в дозоре у берегов Шотландии вместе с 8-й флотилией эскадренных миноносцев, когда в 16 ч 45 мин лейтенант Отто Херзинг (командир немецкой U-21) попал в него торпедой, он сразу же пошел ко дну после сильнейшего взрыва. Из его команды 259 чел. погибло и 16 было ранено.

Крейсер-скаут «Pathfinder» оказался первым кораблём потонувшим от атаки подводной лодки.

Крейсер-скаут «Patrol» вошёл в состав флота метрополии (Home Fleet) в октябре 1907 года, а затем в 3-й флот Нор в 1908 году. В 1909 году короткое время был во главе 1-й флотилии эсминцев в Портсмуте, потом переведёт в 3-й флотилию, а потом в 1-ю в 1910 году. В 1911 году размещается в Хариджес 1-й флотилией, под командованием капитана Франциса М Лик. В 1913-1914 годах они находились в Холбоулин, на военно-морской базе в Корке (штаб-квартира ирландского флота).

В начале Первой мировой войны «Patrol» был частью 9-го флотилии эсминцев, защищая северо-восточное побережье между Ферт-оф-Форт и Тайн. 15 декабря, под командованием капитана Алана С. Брюс, он был на стоянке в Хартлпул вместе с HMS Forward, четырьмя эсминцами с 9-й флотилии (HMS Doon , HMS Waveney, HMS Moy и HMS Test) и подводной лодки HMS C9.

16 декабря, эсминцы вышли в море в 5.30 утра без защиты крейсеров по причине сильного волнения на море. В 8 утра флотилия увидели немецкие крейсеры Seydlitz и Moltke и крейсер Blücher, идущие в рейд на Хартлпул. Тяжелые немецкие корабли преследовали безнадежно отстреливающихся эсминцев и открыли огонь по двум батареям Хартлпул, которые состояли из трёх шестидюймовок каждая, после чего открыли огонь по входу в порт и гавань.

Капитан Брюс попытался выскочить в море, но был обнаружен с Blücher и получил две тяжелых снаряда в 8:45 . Четверо членов экипажа были убиты и семь ранены, и корабль сел на мель на входе в Тис. Он был спасен от уничтожения противником, так как немецкими кораблями было решено прекратить рейда, чтобы успеть вернутся обратно в открытое море. Еле державшийся на воде «Patrol» осел слишком низко, чтобы вернуться в Хартлпул, но смог бороться до доков в Мидлсбро.

После прохождения по капитальному ремонту он присоединилась к 7-й флотилии эсминцев в Хамбер в 1915 году. Он была переведена в Ирландском море в 1918 году, а затем обратно в 9-ю флотилию эсминцев в Нор.

Был снят с вооружения в 1919 года, и продан на слом 21 апреля 1920 года.

 

Основной источник тут

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
501 публикация

Довольно интересно, информации придостаточно, тс - молодец)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
471 публикация

А "Куму" и "Де Рёйтер" можно считать скаутами?

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
206 публикаций

что то какие то неудачные скауты получились из серии Adventure.  Судя по тексту от них было больше потерь среди своих судов нежели неприятельских. А за статью спасибо.

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

Если добавите еще три серии кораблей в тему - будет просто шикарно!

Крейсер-скаут "Эктив", Крейсер-скаут "Блонд", Крейсер-скаут "Бодицея"

 

Автору плюс и спасибо! 

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Старший альфа-тестер
68 публикаций
25 боёв

Эктив, Блонд и Бодицея это уже новая серия, с турбинами.

а эти 4 серии были выполнены по 1 проекту.

 

Но продолжение будет

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Альфа-тестер
332 публикации
1 295 боёв

Эктив, Блонд и Бодицея это уже новая серия, с турбинами.

а эти 4 серии были выполнены по 1 проекту.

 

Но продолжение будет

Оки, будем ждать!

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Бета-тестер
65 публикаций
193 боя

познавательно я больше думал что для роли артиллерийской поддержки нужны были пушки по круче  

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах
Участник
53 публикации
1 707 боёв

познавательно я больше думал что для роли артиллерийской поддержки нужны были пушки по круче  

Так естественно полно ценная артиллерия мощная и дальнобойная, это явно не 47мм и 76мм ;)

Рассказать о публикации


Ссылка на публикацию
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Эту страницу никто не просматривает.

×